Карта социальных проектов
религиозных организаций Ивановской области
Календарь событий
Доска объявлений

«Родное время года»

Rodnoe_vremya_goda - 200

Выставка пейзажей
ивановских художников
- участников конкурса
на лучшую живописную
и графическую работу.
В ИДН с 23 ноября

 
 

«СПЕЦЫ»

Spetsy_14 - 200

Выставка, посвященная
Дню спецназа УФСИН.
В ИДН с 14 ноября

 
 

Премия Губернатора

Premiya-2018 - 200

«За особый вклад
в развитие и укрепление
межнациональных отношений»

8136

По родному краю – «О ВОЗВОДИМОМ ЗНАКЕ ПАМЯТИ ПРЕДКАМ…», часть 5

Об отношении к религии, православным храмам, к древним захоронениям в советские годы на малой родине автора – очередная часть краеведческого материала Юрия Павлова «О ВОЗВОДИМОМ ЗНАКЕ ПАМЯТИ ПРЕДКАМ И БЛАГОУСТРОЙСТВЕ ДРЕВНИХ ЗАХОРОНЕНИЙ В СТАРОЙ ЮЖЕ».

Читать часть 1

Читать часть 2

Читать часть 3

Читать часть 4

Часть 5

О ЮЖСКОМ РАЙОНЕ. ЧТО ПРОИСХОДИЛО В НЕМ. ВРЕМЕНА СТОЛЕТНЕЙ ДАВНОСТИ

Невозможно описать в столь короткой и затянувшейся статье о том, что происходило в Южском районе. Поэтому, в основном, о том, что имеет отношение к нашим предкам и их захоронениям.

И пока земляки-родственники «запрягают лошадей» для наведения порядка на «Перенесенном» кладбище, наша газета «Светлый путь» преподносит нам все новые подарки – весточки об историческом прошлом нашей Малой Родины и ее, достойных уважения жителях – наших предках. Тема эта ценна тем, что сопоставление прошлого с настоящим, позволяет более объективно оценить его, позволяет извлечь из прошлого положительное, и избежать ошибок в выборе правильного направления в будущее.          Информация о прошлом полезна и тем, что некоторые упоминаемые события, факты и, казалось бы, простые в современном понятии  люди, могут вызвать к ним интерес у исследователей истории. А таких событий и людей в Южском районе предостаточно.

О селе, земле и людях

Сейчас широко освещена тематика «Смутного времени», Пожарского, православных храмов района и т.п. Местные историки стремятся узнать, что дала советская власть Юже. Вероятно, появится стремление знать, что дали в то же время району колхозы и совхозы, и сравнить их с достижениями сегодняшнего дня. При этом картина будет не полной, если мы не будем знать, как жили наши крестьяне до октябрьского переворота 1917 года. Представление об этом можно получить из документа 100 летней давности «Всероссийская сельскохозяйственная перепись 1916 г.», произведенная на 3-м году Первой мировой войны.Даже скромные сведения из переписи по людям так напоминают времена ВОВ.

Количество дворов, людей, животных в поселениях

Наименование Русино  Соино Костяево Реброво  Общее
 Дворы  29  19  18  12  88
 Мужчины  58  50  28  28  172
 Женщины  68  68  52  56  244
 Общее (мужчины и женщины) 126  118   79  84  406
 Лошади 23  21  15  12  71
 Коровы 32  27  18  18  95
Телки и телята  49  30  17  28  124
 Общее КРС 81  57  35  46  216
 Овцы 54  36  10  89  139
 Поросята 22  16  1  1  40

Имея представление о крестьянском ведении хозяйства, из результатов переписи, в очередной раз подтверждающей существование Южского прихода, можно видеть кто кормил Россию, кто работал на производстве (в упомянутых деревнях – в Юже на фабрике и на Костяевском и Клязьминском торфоболотах) и кто воевал, защищая ее. А так же и кто нашел упокоение на «Перенесенном» кладбище.

Справедливо отметить, что в 1920-е годы начался прирост сельского населения. Например, в Соино к началу 1930-х годов было уже 30 дворов, вместо 16 в 1916 году. Шло переселение людей: исчезли, например, 5 семей Сахаровых, живших в конце 1800-х годов. Прирост их падает в основном на 1920-е годы. Просматриваются и явные причины этому.

Голодомор в Поволжье 1921-1922 годов определил цену хлеба и значимость крестьянского труда, результаты производства которого имели востребованный сбыт!

dekret-o-zemle

Крестьяне жили еще под влиянием «Декрета о земле», принятого «Вторым Всероссийским съездом Советов рабочих и солдатских депутатов 25-26 октября (7-8-ноября)1917 года».

Декрет учитывал 242 местных крестьянских наказа для конституционного Учредительного собрания, которые учитывали специфику ведения хозяйства, зависящую от местоположения климатической зоны (их только в Нечерноземье было 4), свершившееся право владеть и распоряжаться землей на местном уровне и другие специфические факторы, зависящие от местности проживания общин.

В почете были труды и рекомендации А.В. Чаянова. Он, изучив опыт кооперативного движения в Западной Европе, стал одним из авторитетнейших ученых в области сельскохозяйственной кооперации и организации сельского хозяйства, разрабатывал идеологию, методы определения доходности крестьянского хозяйства, его отдельных отраслей.

В июле 1930 Чаянов был арестован. Осужден по сфабрикованному делу «Трудовой крестьянской партии». 3 окт. 1937 вновь судим Особым совещанием при НКВД СССР и в этот же день расстрелян. Вместе с ним была арестована и жена.

 В 1920-е годы и началось облагораживание пахотных земель, мелиорация и расширение их за счет раскорчевки пригодных для них лесных угодий. Это, в основном, те угодья, которые мы сейчас наблюдаем в запущенном, заросшем порослью виде. В Соино вожаками в этом деле были Павловы, что не исключало негативного к ним отношения со стороны ленивых сельчан, в 1930-х годах с гордостью называвших себя малограмотными, а образованных пренебрежительно – интилигееенция. Но 1920-е годы примечательны и стремлением населения к грамотности. В Соино, в доме Павлова Якова Михайловича (моего деда), была организована первая школа по ликбезу, а на чердаке дома из досок было сооружена маленькая комната, где размещалась первая (из личных книг) библиотека, которая позже послужила созданию первой «Избы читальни». Первым  библиотекарем был Павлов Никифор Яковлевич. Кстати, вопреки протестам жен, в чердачной комнате часто происходили ночные семейные шахматные турниры между «мужиками» семьи (их было четверо, и шахматы были самодельные). В эти шахматы мы в детстве играли, а библиотеку конфисковали в 1937 году.

Старания Павловых послужили тому, что именно в Соино была построена первая начальная школа. Спасибо Якову Михайловичу и Матрене Николаевне, воспитавших таких детей. Они похоронены на «Перенесенном» кладбище.

Наши спасители – руководители

Тяжелый был год 1916 для России, для наших предков – жителей Холуйского волостного земства. Россия была в состоянии раскачиваемого корабля, черпающего бортами дерьмо от интриг, предательств, воровства и пр. Видимо, и про это время высказывание царя Николая II: «Все мерзавцы кругом! Сапог нет, ружей нет – наступать надо, а наступать нельзя» — эпиграф в книге «Двойной агент» В.Г. Орлова, упомянутой выше.

Не миновала тяжелая година и Южу, где большая часть рабочих фабрики Балина проживала в казармах и 2-х этажных деревянных домах, расположенных в основном на территории деревни Омелово, перегородив  бывшую Балахонскую дорогу. Был дефицит мыла, соли, сахара, керосина, и др. товаров. У рабочих был дефицит и продовольствия.

Решение этих проблем легло, в частности, на плечи «выборных» Холуйского волостного земства, представленного на фото, члены которого и до этого времени, и позже, пользовались заслуженным уважением в сельских общинах. Кто они, сыгравшие огромную роль в организации и обеспечении продуктами жизнедеятельности наших предков в трудную годину их жизни? А мы их потомки сегодня. Всмотритесь, возможно, по «породе» определите членов своего рода.

portret

Слева на право. Стоят: Кириллычев?, Чигерин? Н.М., Голиков Александр Семенович (д. Русино), «…?…», Кураев Ф.Я. (д. Костяево), Брыленков Ив. Вас. (д. Русино), Попов Т.Ф. Сидят: «…?…», Павлов Павел Яковлевич (д. Соино), Зуеев?, Шлемин (д. Нефедово), Зуев, «…?…». Сидят на полу: Бугаев Тихон Семенович или Даниил Семенович (д. Соино), «…?….», «…?…..» (д. Ирыхово), Смирнов А.А., «…?…..» .

Они знали жизнь и чаяния своих земляков, боролись за их осуществление.

Во многом не известны нам истинные события тех лет и страницы их жизни. Что знаете, поделитесь знанием с земляками. Снимите с некоторых из них и им подобных по известным причинам созданный ореол слухов во многом фальсифицированных. Такое было время. Время фальсификаций, время замалчивания событий и о людях, связанных с ними.

Плагиат или умышленное умолчание

Примером может быть план по электрификации России — ГОЭЛРО, в информации о котором умолчали роль наших предков в разработке его еще задолго до революции. К сожалению и газетная статья «Почему замолчали кукушки?» это обошла. Обошла она и проблему реабилитации Святого озера, бездумно загубленного общим проектом с «кукушками», на что вряд ли бы пошли наши предки.

О плане ГОЭЛРО в советское время много говорили и писали. Он был принят в1918 году с началом строительства, в частности, в 1921 году около Балахны НиГРЭС – крупнейшей в мире электростанции, работавшей на торфе. Информация о ее строительстве обошла известностью все изыскательские, исследовательские работы (в том числе в современном Южском районе, с его узкоколейными ж. д., Большими болотами, Мугреевом, Талицами и пр.). Обошла она и проектные работы, предшествовавшие строительству. Хотя без них строительство не возможно.

goelroНа самом деле, идее строительства ГРЭС на торфе предшествовали изыскательские, исследовательские работы, оценка запасов торфа и т.п., вероятно, длившиеся не один год до октябрьского переворота (в болотах не проедешь, не проплывешь). Проводились они министерством торфяной промышленности России. Проектные работы по строительству НиГРЭС не прекращались и в мировую войну.

Об этом свидетельствуют имеющиеся у меня ксерокопии писем от 1915 и 1916 года Петра Алексеевича Предтеченского, коллежского асессора, служившего в Балахне. По просьбе сына Евгения, окончившего Петербургский политехнический институт в 1917 году, он сообщал ему, где тот мог получить информацию о залежах торфа в Нижегородской губернии. Примечательно, Евгений Петрович учебу в институте совмещал с работой техника в Петербургском отделении технической конторы инженера Эриксона по проектированию электростанций и установке турбогенераторов системы Броун-Бувери. В советское время оснащением станции руководили специалисты из Германии. Так что строилась НиГРЭС по готовому проекту!! А на «кукушки» в Росси ориентировались еще в самом начале 1900-х годов.

Е.П. Предтечинский работал на НиГРЭС с 1921 по 1927 год.

Информацию мне любезно предоставила Н.М. Бармина. Она работала ученым секретарем  в институте онкологии (ВНИЭиКО). Ее отец, Михаил Константинович Степанов работал на НиГРЭС с 1925 с перерывом до 1938 года. Развитие торфодобычи и сети дорог в сторону Талиц и Южи для обеспечения НиГРЭС, отец показывал своим детям, с гордостью рассказывая историю.

Интересно, что в его автобиографии есть эпизод, о котором он пишет: «В Августе 1914 года  поступил в отдел отчуждения имуществ Шлюзования реки «Дон», с местожительством в станице Константиновской на Дону, на работы по составлению планов отчуждения земли, подлежащей затоплению».

Это касается канала Волга – Дон, строившегося с 1948 по 1952 год.

М.К. Степанов в 1938 году – репрессирован, расстрелян, в 1958 году реабилитирован посмертно.

Командное управление, вандальное отношение к православным храмам и древним захоронениям

 Вандальное отношение к православным храмам       

Обращение хотя бы к книге «Архивы Кремля. Политбюро и церковь 1922 – 1925 гг.», может прояснить одну из причин вандального отношения к религии, православным храмам и, как следствие, к древним захоронениям и, в частности, в Старой Юже и Холуе.

Книга раскрывает скрывавшуюся информацию об использовании большевиками трагедии голодомора 1921-1922 годов в Поволжье в целях уничтожения религии на базе кампании по изъятию церковных ценностей. В этой книге помещено знаменитое «Письмо В.И. Ленина членам Политбюро о событиях в г. Шуе и политике в отношении церкви» от 19 марта 1922 г.

Не мне судить человека, пишущего в Политбюро и дающего в нем указания: «…Один умный писатель по государственным вопросам справедливо сказал, что, если необходимо для осуществления известной политической цели, пойти на ряд жестокостей, то надо осуществлять их самым энергичным образом и в самый краткий срок, ибо длительного применения жестокостей народные массы не вынесут. …

В Шую послать одного из самых энергичных, толковых и распорядительных членов ВЦИК или других представителей власти…». Дать ему словесную инструкцию «…к тому, чтобы он в Шуе арестовал, как можно больше, не меньше, чем несколько десятков представителей местного духовенства, местного мещанства и местной буржуазии по подозрению в прямом или косвенном участии…». Потом сделать доклад на Политбюро. «…На основании этого доклада Политбюро дает детальную директиву судебным властям, тоже устную, чтобы процесс против шуйских мятежников, ….был проведен с максимальной быстротой и закончился не иначе, как разстрелом очень большого числа самых влиятельных и опасных черносотенцев г. Шуи, а по возможности, также и не только этого города, а и Москвы и нескольких других церковных центров….

Чем большее число представителей реакционного духовенства и реакционной буржуазии удастся нам по этому поводу разстрелять, тем лучше…».

40958_kolokol_2Не удивительно, что результатом продуманной политики, руками этих людей и их последователей во времена советской власти осуществлялся массовый вандализм над религией, историческими культурными ценностями и древними захоронениями.   

Современное состояние кладбищ в Старой Юже: около церкви и «Перенесенного», поражает отсутствием на них памятников, памятных знаков, которыми изобилуют, например, элитные захоронения. У многих может сложиться превратное впечатление о жителях прихода – наших предках, что все они были настолько нищи, поэтому не располагали возможностью установить памятник, либо все жили по принципу: «похоронил и забыл» (а такое мнение бытовало в советское время).

Однако воспоминания старожилов и внимательное рассмотрение древних холмиков, опровергают это. Подтверждение этому можно найти и в книге «Божий дом» (В. Копров), напечатанной и в газете «Светлый путь», где он, из книги «Жизнь как она есть» (Ю.Н. Шаров), приводит описание событий и состояние кладбищ и церкви в Старой Юже в 1939 году: «… А дальше — от стен церкви и сторожки простиралось кладбище. У сторожки и возле стены церкви густо стояли на могилах кресты, надгробия и памятники из полированного чёрного мрамора. Здесь было захоронение знатных людей села Южа, а ниже, под уклон на восток, могилы шли реже и большинство из них - с деревянными крестами… На памятниках и надгробиях были написаны фамилии, имена, отчества, даты жизни и звания умерших. Чаще попадались духовные звания: священник, дьячёк, несколько званий торговых людей — „купец третьей гильдии…“ и т.д. Фамилии мне не запомнились…».

Однако информация Ю.Н. Шарова наводит на грустные мысли. Из нее получается, что после освящения церкви в 1795 году и открытия «Перенесенного» кладбища, место около стен церкви и внутри ограды могло какое-то время быть прототипом захоронений советских времен на Красной площади у Кремлевской стены и в ней.

Но одновременно Ю.Н. Шаров дает ценную информацию, что памятники, памятные знаки на кладбищах в Старой Юже были, а «Перенесенное» кладбище уже тогда было отмечено березками: «… От церкви мы прошли к кладбищу, где среди берёз была могила моей бабушки Натальи. Перекрестившись, мама сказала, что бабушка церковь называла „Божьим домом“…».

К сожалению, блеск черного мрамора, видимо, отвлек его внимание от панорамы «Перенесенного» кладбища.

Выше говорилось, что в 1954 году правительство ФРГ поручило «Народному союзу Германии…» поиск немецких военных захоронений за рубежом, сохранение и уход за ними, выделяя на это государственные средства, и что поручение подписалфедеральный канцлер  Аденауэр, скованный США обязательствамисекретного «канцлеракта».

Примечательно, что в этом же 1954 году, в СССР при Первом секретаре ЦК КПСС Н.С. Хрущеве началось очередное преследование религии, повлекшее за собой разрушение церквей и надругательств над древними захоронениями.

Участь эта постигла Старую Южу и Холуй.

В Холуе летнюю церковь превратили в склад, запретив ее ремонтировать. Однажды подремонтировавшего и покрасившего на ней крышу Василия Ивановича Крюкова собирались отдать под суд.

В Старой Юже в церкви были устроена мастерская по ремонту тракторов и сельхоз техники, в которой  разместили станки и склады. Для проезда тракторов в стенах были выломаны проемы. Сторожку превратили в продуктовый и винный магазин. Ограда была разрушена и разворована на строительные нужды. Да что ограда! Были порушены все надмогильные памятники, и использованы, как говорят, в фундаментах. Как пишет Ю.Н. Шаров, после несчастного случая около 1971 года, рабочие стали отказываться работать в помещении церкви. А после пожара в 1972 году, одурманенные пропагандой жители, для которых, по меткому выражению Л. Решетникова, главными ценностями стали: «есть, спать и то, что с этими словами рифмуется», превратили церковь под «то, что с этими словами рифмуется».

Каких людей влияние, какие обстоятельства формировали психологию исполнителей давно задуманного, решившихся на эти злодеяния – решать вам, уважаемые земляки-родственники. Это и потому, что результатом их деятельности стало также  исчезновение древних захоронений из земельных планов города и района.

Куда исчезло древнее захоронение предков в Юже

Вандальное отношение к православным храмам, совпало по времени сбездумным переделом землевладений в Южском районе и городе Южа. Это было время, когда все Нечерноземье ездило переполненными автобусами «на экскурсии» в Москву — отовариваться продуктами, как в шутку говорили, колбасой «Собачья радость» (хозяин собаки погрызет, погрызет эту безвкусную, не поддающуюся зубам колбасу — «Краковская» (и ей подобную), плюнет, бросит с досады собаке, а она и радуется).

Проблему недостатка продуктов питания пытались решить укрупнением сельских хозяйств (например, слили Соиновский сельсовет с Преображенским), которое позволило бы содержать укрупненные фермы животноводства, птицефабрики и пр., а также, по возможности, механизировать ручной труд крестьянина (вспомним, хотя бы уборку картофеля общими силами). Это привело к переделу деревенских земельных угодий.

hhПеределу подверглись также земли Нефедова, Старой Южи и города Южи, на землях одного из которых находилось реально существовавшее «Перенесенное» кладбище. В настоящее время, якобы, не обозначенное в документах земельных угодий ни одного из перечисленных выше поселений.

Кладбище оконтурено тракторной вспашкой, что может говорить о включении его для превращения в пахотные земли.  В чьи земли, кем и почему – надлежит установить (интересная тема для исследований).

Осуществлению варварства, вероятно, помешали заросли на кладбище и порядочность трактористов. Хотя, не исключено, что часть могил по окраинам контура, не защищенная зарослями, могла быть распахана. Ведь кладбище расположено на ровной местности и, по старой традиции, границы таких кладбищ не ограничивались.

В настоящее время кладбище располагается в черте города, что подтверждают расположенные рядом дома городского поселения и городские коммуникации газопровода над поверхностью земли вместо проведения их под землей, затрудняя решение вопроса по установке Памятного Знака. Однако в 2013 году в архивных документах города Южи (в городском архиве) «Перенесенное» кладбище было не обозначено. Это было зафиксировано студентами Ивановского государственного архитектурно-строительного университета, разрабатывавшими генеральный план развития Южи.

Не внесено «Перенесенное» кладбище в план города до сих пор. Но, в настоящее время, после реорганизации административной структуры района, забота о «Перенесенном» кладбище ложится полностью на плечи районной власти, на чьих бы землях оно не располагалось.

А «Народный союз Германии…» продолжал разыскивать и обустраивать захоронения своих соотечественников.

Воспитание толерантности в народе

Толерантность — терпимость к иного рода взглядам, нравам, привычкам, по отношению к особенностям различных народов, наций и религий.

Ранее упоминалось, что после окончания ВОВ нашей стране нельзя было забывать о реально существовавшей военной угрозе со стороны бывших союзников. Они не дремали, о чем свидетельствуют только некоторые происходившие события.

1948 год – начались противоречия СССР с Югославией (в 1952 г для цеховой комсомольской организации я покупал книгу с карикатурами на Тито художника Бидструпа).

1949 – образовались ФРГ и ГДР.

1950-1955 годы – экономическое чудо в ФРГ.

1956 год – восстание в Венгрии и его подавление. Погибло 2500 венгров, убито ими коммунистов – 300, погибло советских солдат – 700. В ВОВ на стороне фашистов воевало около 1,5 миллиона, погибло 404700, попало в плен 500000 венгров.

01.05.1961 года – сбит американский самолет – разведчик U-2 (я его осматривал в парке им. Горького), что и послужило толчком начала строительства Берлинской стены.

1962-1963 годы – Кубинский кризис.

1964 год – на грани разрыва отношения СССР и Румынии.

1968 год – восстание в Чехословакии и его подавление. Погибло 108 чехов. В ВОВ на стороне фашистов их погибло 300 тысяч.

Не углубляясь в ситуацию того времени, отметим, что страной уделялось значительное внимание строительству нашим солдатам заслуженных памятников в ознаменование одержанных побед как на нашей территории, так и в странах Восточной Европы. При возможности и желании, устанавливались памятники на известных и обнаруживаемых могилах наших солдат.

Я, наверное, не ошибусь, сказав, что основная масса нашего народа в советское время, помня о ВОВ, не знала ни о существовании Женевских Конвенций, ни о дислокации военнопленных по стране, и тем более об их смертности и захоронениях. Вероятно, у НКВД были основания не информировать об этом население. Особенно первые годы после войны. Мы ведь, терпя лишения послевоенной жизни, не могли исключить из своего сознания, что их не приглашали убивать и разорять нас. Да и Холодная война, сопровождаемая неурядицами с нашими друзьями в Восточной Европе, не располагала к этому.

В 1970-е годы наступил, как бы, период «потепления» во взаимоотношениях междуСССР и странами Восточной Европы, объединившихся в СЭВ – Совет экономической взаимопомощи, где ведущую роль играл Советский Союз с его окрепшим (в основном – военным) промышленным и научным потенциалом. Их стали называть государствами, странами членов СЭВ. Промышленность стран членов СЭВ стала работать по единым стандартам, являвшимися ограничением международной системы ISO, стали развиваться связи в научной сфере и пр.

Появилась необходимость налаживать отношения с друзьями, особенно с перспективной молодежью стран членов СЭВ. В частности, через контакты молодежи, организованной в клубы, подобные «Клубу интернациональной дружбы» (КИД) «Глобус», целью которых было – контролируемое («все видящим оком») воспитание толерантности в молодом поколении через общение.

f_21456628В Южском районе, видимо, на базе «Дома пионеров» — отпрыска родины Советов, в 1976 году был создан в районе один из таких клубов. Это КИД в Талицкой средней общеобразовательной школе Южского района, которым руководил В.Е. Сафонов – учитель немецкого языка. Выбор на Талицы был не случаен. В Талицах в 1942 – 1950-х годах размещался лагерь военнопленных № 165, насчитывавший  более 20 национальности. Талицы, при проживавших в них военнопленных, даже называли «Малая Европа». Лагерь был специальный —  для военнопленных, ослабленным здоровьем в основном такими заболеваниями как дистрофия, дизентерия, тиф (завшивленность прибывавших пленных была 100%), поэтому смертность в нем была повышенная.

Но умирали в нем не только военнопленные. Умирал от заражения и наш обслуживающий персонал. Так умер от тифа мой сосед дядя Алексей Зимин. Прах его, (как оказалось) привезенный земляками из Талиц, похоронен на кладбище в Холуе. Место известно, могила затоптана.

По информации В.Е. Сафонова, КИД, в частности, интересовала деятельность Талицкой антифашистской школы в лагере военнопленных. «…Велась интенсивная переписка с бывшими военнопленными из Германии, Австрии и Венгрии, а также из бесед с жителями — таличанами, живыми свидетелями тех событий, были собраны архивные материалы. Приобретены фотографии, альбомы и другие документальные подтверждения, составлены несколько сборников с автобиографическими воспоминаниями. В школьной Комнате боевой славы оформлена экспозиция о деятельности Талицкой антифашистской школы в лагере военнопленных».

Происходило это в разгар командного управления, вандального отношения к православным храмам и древним захоронениям, сбездумным переделом землевладений в Южском районе и городе Южа. Когда отучали крестьян от родимой земли и могил предков не один год, а постепенно всевозможными приемами, вплоть до лишения памяти о милосердии.

В это время ставку стали делать на механизацию и трактора, и лошади, бывшие основной тягловой силой крестьян, оказались больше не нужны. Например, в Южском районе, видимо, в совхозе, в который входила  деревня Реброво, пересмотрев штатное расписание, сократили и должность конюха. Но не учли одну существенную вещь: куда девать лошадей, на которых обрабатывали землю. А поскольку было «все вокруг колхозное и все вокруг мое», то о них просто забыли.

И вот (из реальной жизни) в Ребровской конюшне стоят голодные, не поеные лошади, жалобно ржут, призывая друга-человека. А до них нет никому дела.  Конюха-то нет. Тогда один добрый, отзывчивый, не лишенный еще милосердия, пожилой мужчина, дом которого находился недалеко от конюшни (это был мой дядя по матери – Смирнов Василий Семенович), слыша стоны лошадей, не выдержал и стал за ними ухаживать, бесплатно – по доброте душевной. Длилось это долго, но у руководства, как говорят, «руки до них не доходили».

Лошади хоть и были, но их как бы и не было. А если так, то зачем и конюх, зачем за ними ухаживать.

79326512В результате такой деятельности обезлюдили сельские поселения, заросли чертополохом веками возделываемые приусадебные участки, осиротели стоящие, догнивающие крестьянские дома с пустыми глазницами выломанных окон и дверей, стал не нужным крестьянский инвентарь, еще местами валяющийся и поросший травой.

Кстати В.С. Смирнов, мобилизованный на «Трудовой фронт», как и А. Зимин, работал около Иваново на заводе по производству сажи для нужд оборонной промышленности. Работая на одной из самых вредных — операции загрузки сажи вручную в мешки, чудом остался жив. Об этом говорили его пропитанные сажей, не отмывающиеся лицо и руки. А легкие и другие органы?

Городская жизнь впроголодь и, видимо, сохранившаяся еще тяга к земле лимитчиков – бывших крестьян, заставила выделять землю под, так называемые, дачные участки. А многие желали купить пустующий дом в деревне. Но дома в деревнях, по определенным причинам, продавались только на вывоз.

В силу обстоятельств и необходимости, побывав в сельской местности Московской, Владимирской, Ярославской, Ивановской областей, картину эту наблюдал повсеместно. Иногда ориентиром, в какую сторону ехать, были стоящие вдалеке церкви и около них кущи, приводившие к опустевшим или на грани того поселениям, полуразрушенным храмам и захламленным кладбищам. Печальные картины ПУСТОШЕЙ.

В это же время в стране только за три года сменилось четыре Генеральных Секретаря ЦК КПСС.

Последним был М.С. Горбачев, как иногда говорят «архитектор перестройки», действия которого находились под пристальным вниманием ЦРУ и правительства США. Материалы об этом в настоящее время рассекречены, опубликованы в марте 2016 года и называются: «Меморандум ЦРУ о перспективах наследования власти Горбачева: полный текст». Или «Апрельский 1991 года меморандум ЦРУ на запрос руководителей Национального совета безопасности о перспективах наследования власти от Горбачева». Имеется в интернете.

«Означенный материал имеет для современной России и актуальное политическое значение, поскольку в нем рассматривается «революция» 1991 года в СССР и проблемы постсоветского пространства».

Результаты воспитания толерантности мы воочию наблюдаем на примере уже всей Европы, куда ринулась Восточная Европа и бывшие советские республики, развитие экономик которых осуществлялось за счет труда и благосостояния русского народа. Видим ли мы, что забывчивость о напутствии царя Александра III: «У России нет друзей. У нас есть только два надёжных друга: русская армия и русский флот», привела к очередной войне. События на Украине и в Сирии это доказали.

Однако прошлые труды по воспитанию толерантности не пропали даром. Сегодня их можно заметить на потомках бывших воспитателей. Это, например, модные голые пупки на русском морозе, популярные всевозможные «шоу» и «забывчивость» о русской культуре и обычаях, неуважение и пренебрежение трудом крестьянина и пр. и пр. Но что самое серьезное – мы не знаем и не стремимся знать историю России и откуда мы, не знаем свой род. Мы потеряли интерес к своей семье и своим предкам. Не побоюсь сказать – мы потеряли ПАМЯТЬ о них.

А «Народный союз Германии…» продолжал разыскивать и обустраивать захоронения своих соотечественников.

Революционные 1990-е годы дали новый импульс, уже выбранной самостоятельно, деятельности КИД.

Продолжение следует

Автор – Юрий Дмитриевич Павлов

Pavlov_1 - 150