Лекция. типология, виды и функции туристской анимации. Анимация в социально-культурном сервисе и туризме министерство образования и науки российской федерации гоу впо иркутский государственный университет факультет сервиса и рекламы Социально-культурный с

Анимация в туризме


Туризм является одной из ведущих и наиболее динамичных отраслей экономики и за быстрые темпы он признан экономическим феноменом столетия.

Сегодня создание устойчивого развития туризма возможно только при условии постоянного повышения качества предоставляемых услуг, способных удовлетворить потребности современного туриста в организации его досуга. Высокий уровень качества туристского продукта является необходимым условием для развития турбизнеса.

В настоящее время в сфере туризма сформировалось новое направление - туристская анимация, которая стала специфичным туристским продуктом и необходимым элементом туристских программ.

1. В Туристском терминологическом словаре анимационное обслуживание определено как оживление программ развлечений, отдыха и досуга туристов. Анимация – это деятельность по разработке и осуществлению специальных программ проведения свободного времени, организация развлечений и спортивного проведения досуга.

Социально-культурная анимация носит многосторонний характер, соответствующий разнообразию потребностей, интересов и запросов отдыхающих. Назначение социально-культурной анимации состоит в активном приобщении человека к культуре на основе творчества, создания условий для снятия психологического напряжения, раскрытия интеллектуальных возможностей личности, раскрепощения инициативы, включения в реальную жизнь.

Социальные функции анимационной деятельности определяются учеными по-разному. Они трактуются следующим образом:

Производство новых знаний, норм, ценностей, ориентаций и значений;

Накопление и хранение новых знаний, норм, ценностей, ориентаций и значений;

Воспроизводство духовного процесса через поддержание его преемственности;

Коммуникативное обеспечение знакового взаимодействия между субъектами деятельности, их дифференциацию и единство;

Создание социализированной структуры взаимоотношений, опосредованных культурными компонентами;

Снятие производственного утомления, восстановление утраченных сил, предоставление психологической разрядки посредством игр и развлечений.

К анимационному обслуживанию относятся малые и крупные формы представлений, развлекательные мероприятия, конкурсные игровые программы, дегустация спиртных напитков с привлечением элементов театрализации.

Оживление достигается не столько драматургической и сценарной работой, сколько вовлечением туристов в действие, их участием в нем.

Анимация в туризме может быть представлена:

Анимационными мероприятиями (праздники, кинофестивали, конкурсные программы, шоу-маскарады, карнавальные шествия и т.д.)

Анимационными театральными действиями (рыцарские турниры, юмористические шоу-клоунады, гладиаторские бои, костюмированные балы, вечера встречи со сказочными героями и т.п.)

Анимационными экспозициями (музейное шоу, костюмированные экспозиции). Сюда могут входить анимационные шоу-музеи, когда туристов и экскурсантов на экспозиции встречают «ожившие» исторические персонажи или когда вечером в гостинице организуется шоу, но не созерцательное, а с непосредственным активным участием туристов. Например, скучный когда-то и редко посещаемый музей первых английских переселенцев в г. Плимуте (США) превратился сегодня в национальное шоу при помощи анимационной организации экспозиции в натуральную величину (деревня с живыми персонажами, осуществляющими основные работы по дому, огороду и др.);

Анимацией в тематических парках (аттракционы, встречи с героями мультфильмов, супершоу). Первые развлекательные парки появились в Европе уже в конце 60-х годов. Но настоящий туристский бум они стали испытывать лишь в последние годы. Ежегодно наиболее крупные центры развлечений посещает до 10 млн. гостей. Наибольшей популярностью подобные туры пользуются у любителей семейного отдыха, молодоженов и небольших молодежных групп. Интересно, что большинство посетителей парков – не дети, на которых они были рассчитаны, а взрослые. Основные посетители парков в разных странах – зарубежные туристы. Наряду с интересными и захватывающими аттракционами главной привлекательной чертой тематических парков является происходящее вокруг действо. Так например, американский парк Уолта Диснея – это настоящая индустрия отдыха и развлечений, устроенная с истинно американским размахом. Его уникальность как туристского продукта состоит не только в том, что он имеет свою собственную сложную инфраструктуру, предназначенную для развлечений, размещения, питания, обучения, и свою собственную жизнь, в которую включаются туристы, встречая на улицах парка и среди аттракционов различных героев мультфильмов и художественных фильмов Диснея. Привлекательны для туристов завтраки и ужины в окружении героев Диснея. Кроме того, ни за какие деньги не купишь ощущение сказки, в которой находишься круглосуточно;

Спортивной анимацией (коллективные и индивидуальные спортивные игры, соревнования, состязания, аэробика, шейпинг, йога, танцевальные вечера);

Гостиничной анимацией (развлекательные, спортивно-оздоровительные мероприятия, вечера отдыха, работа миниклубов, кафе, баров в гостиницах). Аниматоры (чаще всего молодые люди) работают с туристами постоянно, можно сказать, круглые сутки. Основная задача этих работников – не дать людям соскучиться.

Путешествующих туристов объединяет не только интерес к культуре, обычаям, традициям народов мира, желание познакомиться с уникальными памятниками художественной культуры человечества, лучшими образцами мировой и отечественной литературы, музыки, театра, но и желание отдохнуть и развлечься.

Итак, обобщив все вышесказанное, формулой анимации в туризме можно признать следующий комплекс: использование интереса + оживление экспозиции + включение туристов в действие + разнообразие развлечений.

Основная задача – создать туристу комфорт, чтобы ему было интересно, чтобы он чувствовал себя участником программы, чтобы отдых запомнился ему как лучшее его времяпрепровождение.

2. Aнимация в туризме начала развиваться как таковая с 70-х годов ХХв. на Востоке, и только с середины 90-х она появилась в России. Сначала аниматоры освоили Египет и ОАЭ. Позже – Турцию, где музыкальные и цирковые коллективы представляли свои программы преимущественно в отелях. Танцорам и циркачам была предложена несколько иная сфера деятельности – не просто концертные программы, но еще и общение с гостями в непринужденной обстановке.В середине 90-х годов получили распространение школы аниматоров, где обучались как сами турки, так и иностранцы, в том числе прибывшие из России.

В последнее время все больше туристских предприятий стали заботиться о предоставлении анимационных услуг. Как нам уже известно, аниматорами называют специалистов по организации досуга на туристских предприятиях, в санаторно-курортных и других оздоровительных учреждениях. Очень часто, произнеся слово "аниматор", тут же поясняют: "массовик-затейник". Однако современное понятие анимации несколько шире. Анимация в туризме рассматривается как деятельность по разработке и предоставлению специальных программ проведения свободного времени. Анимационные программы включают спортивные игры и состязания, танцевальные вечера, карнавалы, игры, хобби, занятия, входящие в сферу духовных интересов. Следовательно, тураниматор - специалист, занимающийся разработкой индивидуальных и коллективных анимационных программ.

Под анимационной программой мы подразумеваем объединенный общей целью или замыслом план проведения туристских, физкультурно-оздоровительных, культурно-массовых, познавательных и любительских занятий. Кроме понятия "анимационная программа" часто используется понятие "анимационное мероприятие", которое является составной частью анимационной программы. Например, если мы составляем анимационную программу на день, то она включает несколько анимационных мероприятий: спортивные соревнования, вечернюю развлекательную программу, игры на пляже и т.д.

Разработка анимационных программ– особый вид деятельности, поэтому подготовка высококвалифицированных специалистов-аниматоров является социально-значимой задачей. Аниматор занимается разработкой индивидуальных и коллективных программ проведения досуга, ориентирует туристов в многообразии его видов, организует им полноценный отдых, который является не только средством избавления от усталости, но и средством нейтрализации негативных сторон повседневной жизни. Профессионал аниматор должен выработать в себе такие важные качества, как компетентность, коммуникабельность, организаторские способности, умение работать с людьми, высокая культура общения, нестандартность мышления, деловая смекалка, лидерство, фантазия.

Днем туристы могут их видеть за прилавком бутика или обучающими новичков на корте, на спортивных состязаниях или рыбалке, организованных для туристов. Вечером те же аниматоры организуют красочное шоу, предусматривающее участие в нем туристов. В качестве формы аниматоры обычно имеют яркие футболки, позволяющие туристам видеть и узнавать их издалека. На футболке – карточка с именем аниматора и флагами стран, языками которых он владеет. Они приветливы. Здороваются с туристом как со старым знакомым: «Ну как вчерашняя экскурсия, понравилась? Пойдемте с нами играть в волейбол». Хорошая память на лица – их профессиональная обязанность.

Работа аниматоров интересна и весела. Но все же хлеб этот нелегкий. Утром аниматоры проводят занятия по аэробике, развлекают туристов на пляже. Днем сопровождают их на экскурсиях и за покупками (помогут найти магазин, где подешевле, и поторговаться с продавцом). Вечером – шоу, а потом еще надо проследить, чтобы не скучали посетители бара. Кого-то надо пригласить потанцевать, с кем-то просто поговорить. Поэтому традиционно аниматорами работают молодые люди.

Читайте также:
  1. Gt; 89. Предмет и функции СО как научной дисциплины и практической области деятельности. (не до
  2. PR в государственных структурах и ведомствах. PR в финансовой сфере. PR в коммерческих организациях социальной сферы (культуры, спорта, образования, здравоохранения)
  3. PR-кампания как особый вид коммуникационной деятельности. Признаки PR-кампании.
  4. SCADA-система. ОРС. Организация взаимодействия с контроллерами.
  5. Автобус как средство передвижения. Организация автобусных туров, их география, известные туроператоры.
  6. Автоматизированные информационные системы и технологии в предприятиях и организациях различных организационных форм.
  7. Агентирование в коммерческой деятельности. Особенности оформления договорных отношений и правового регулирования.

В настоящее время в сфере туризма сформировалось новое направление - туристская анимация, которая стала специфичным туристским продуктом и необходимым элементом туристских программ.

1. В Туристском терминологическом словаре анимационное обслуживание определено как оживление программ развлечений, отдыха и досуга туристов. Анимация – это деятельность по разработке и осуществлению специальных программ проведения свободного времени, организация развлечений и спортивного проведения досуга.

Социально-культурная анимация носит многосторонний характер, соответствующий разнообразию потребностей, интересов и запросов отдыхающих. Назначение социально-культурной анимации состоит в активном приобщении человека к культуре на основе творчества, создания условий для снятия психологического напряжения, раскрытия интеллектуальных возможностей личности, раскрепощения инициативы, включения в реальную жизнь.

Социальные функции анимационной деятельности определяются учеными по-разному. Они трактуются следующим образом:

Производство новых знаний, норм, ценностей, ориентаций и значений;

Накопление и хранение новых знаний, норм, ценностей, ориентаций и значений;

Воспроизводство духовного процесса через поддержание его преемственности;

Коммуникативное обеспечение знакового взаимодействия между субъектами деятельности, их дифференциацию и единство;

Создание социализированной структуры взаимоотношений, опосредованных культурными компонентами;

Снятие производственного утомления, восстановление утраченных сил, предоставление психологической разрядки посредством игр и развлечений.

К анимационному обслуживанию относятся малые и крупные формы представлений, развлекательные мероприятия, конкурсные игровые программы, дегустация спиртных напитков с привлечением элементов театрализации.

Оживление достигается не столько драматургической и сценарной работой, сколько вовлечением туристов в действие, их участием в нем.

Анимация в туризме может быть представлена:

Анимационными мероприятиями (праздники, кинофестивали, конкурсные программы, шоу-маскарады, карнавальные шествия и т.д.)

Анимационными театральными действиями (рыцарские турниры, юмористические шоу-клоунады, гладиаторские бои, костюмированные балы, вечера встречи со сказочными героями и т.п.)



Анимационными экспозициями (музейное шоу, костюмированные экспозиции). Сюда могут входить анимационные шоу-музеи, когда туристов и экскурсантов на экспозиции встречают «ожившие» исторические персонажи или когда вечером в гостинице организуется шоу, но не созерцательное, а с непосредственным активным участием туристов. Например, скучный когда-то и редко посещаемый музей первых английских переселенцев в г. Плимуте (США) превратился сегодня в национальное шоу при помощи анимационной организации экспозиции в натуральную величину (деревня с живыми персонажами, осуществляющими основные работы по дому, огороду и др.);

Анимацией в тематических парках (аттракционы, встречи с героями мультфильмов, супершоу). Первые развлекательные парки появились в Европе уже в конце 60-х годов. Но настоящий туристский бум они стали испытывать лишь в последние годы. Ежегодно наиболее крупные центры развлечений посещает до 10 млн. гостей. Наибольшей популярностью подобные туры пользуются у любителей семейного отдыха, молодоженов и небольших молодежных групп. Интересно, что большинство посетителей парков – не дети, на которых они были рассчитаны, а взрослые. Основные посетители парков в разных странах – зарубежные туристы. Наряду с интересными и захватывающими аттракционами главной привлекательной чертой тематических парков является происходящее вокруг действо. Так например, американский парк Уолта Диснея – это настоящая индустрия отдыха и развлечений, устроенная с истинно американским размахом. Его уникальность как туристского продукта состоит не только в том, что он имеет свою собственную сложную инфраструктуру, предназначенную для развлечений, размещения, питания, обучения, и свою собственную жизнь, в которую включаются туристы, встречая на улицах парка и среди аттракционов различных героев мультфильмов и художественных фильмов Диснея. Привлекательны для туристов завтраки и ужины в окружении героев Диснея. Кроме того, ни за какие деньги не купишь ощущение сказки, в которой находишься круглосуточно;



Спортивной анимацией (коллективные и индивидуальные спортивные игры, соревнования, состязания, аэробика, шейпинг, йога, танцевальные вечера);

Гостиничной анимацией (развлекательные, спортивно-оздоровительные мероприятия, вечера отдыха, работа миниклубов, кафе, баров в гостиницах). Аниматоры (чаще всего молодые люди) работают с туристами постоянно, можно сказать, круглые сутки. Основная задача этих работников – не дать людям соскучиться.

Путешествующих туристов объединяет не только интерес к культуре, обычаям, традициям народов мира, желание познакомиться с уникальными памятниками художественной культуры человечества, лучшими образцами мировой и отечественной литературы, музыки, театра, но и желание отдохнуть и развлечься.

Итак, обобщив все вышесказанное, формулой анимации в туризме можно признать следующий комплекс: использование интереса + оживление экспозиции + включение туристов в действие + разнообразие развлечений.

Основная задача – создать туристу комфорт, чтобы ему было интересно, чтобы он чувствовал себя участником программы, чтобы отдых запомнился ему как лучшее его времяпрепровождение.

2. Aнимация в туризме начала развиваться как таковая с 70-х годов ХХв. на Востоке, и только с середины 90-х она появилась в России. Сначала аниматоры освоили Египет и ОАЭ. Позже – Турцию, где музыкальные и цирковые коллективы представляли свои программы преимущественно в отелях. Танцорам и циркачам была предложена несколько иная сфера деятельности – не просто концертные программы, но еще и общение с гостями в непринужденной обстановке.В середине 90-х годов получили распространение школы аниматоров, где обучались как сами турки, так и иностранцы, в том числе прибывшие из России.

В последнее время все больше туристских предприятий стали заботиться о предоставлении анимационных услуг. Как нам уже известно, аниматорами называют специалистов по организации досуга на туристских предприятиях, в санаторно-курортных и других оздоровительных учреждениях. Очень часто, произнеся слово "аниматор", тут же поясняют: "массовик-затейник". Однако современное понятие анимации несколько шире. Анимация в туризме рассматривается как деятельность по разработке и предоставлению специальных программ проведения свободного времени. Анимационные программы включают спортивные игры и состязания, танцевальные вечера, карнавалы, игры, хобби, занятия, входящие в сферу духовных интересов. Следовательно, тураниматор - специалист, занимающийся разработкой индивидуальных и коллективных анимационных программ.

Под анимационной программой мы подразумеваем объединенный общей целью или замыслом план проведения туристских, физкультурно-оздоровительных, культурно-массовых, познавательных и любительских занятий. Кроме понятия "анимационная программа" часто используется понятие "анимационное мероприятие", которое является составной частью анимационной программы. Например, если мы составляем анимационную программу на день, то она включает несколько анимационных мероприятий: спортивные соревнования, вечернюю развлекательную программу, игры на пляже и т.д.

Разработка анимационных программ– особый вид деятельности, поэтому подготовка высококвалифицированных специалистов-аниматоров является социально-значимой задачей. Аниматор занимается разработкой индивидуальных и коллективных программ проведения досуга, ориентирует туристов в многообразии его видов, организует им полноценный отдых, который является не только средством избавления от усталости, но и средством нейтрализации негативных сторон повседневной жизни. Профессионал аниматор должен выработать в себе такие важные качества, как компетентность, коммуникабельность, организаторские способности, умение работать с людьми, высокая культура общения, нестандартность мышления, деловая смекалка, лидерство, фантазия.

Днем туристы могут их видеть за прилавком бутика или обучающими новичков на корте, на спортивных состязаниях или рыбалке, организованных для туристов. Вечером те же аниматоры организуют красочное шоу, предусматривающее участие в нем туристов. В качестве формы аниматоры обычно имеют яркие футболки, позволяющие туристам видеть и узнавать их издалека. На футболке – карточка с именем аниматора и флагами стран, языками которых он владеет. Они приветливы. Здороваются с туристом как со старым знакомым: «Ну как вчерашняя экскурсия, понравилась? Пойдемте с нами играть в волейбол». Хорошая память на лица – их профессиональная обязанность.

1.1. Социально-культурные предпосылки генезиса и социальной эволюции феномена туризма как реалии развития современной культуры 17

1.2. Культурный туризм в современном обществе: характеристика понятий, сущность, форма и содержание 51

1.3. Культурный туризм региона как фактор туристской мотивации и потенциальный объект анимационной деятельности 66

1.4. Сущность и функции анимации в культурном туризме индустриального региона как инновационное направление социально-культурной деятельности 94-112 Выводы по главе I 113-

2. Развитие анимационного потенциала культурного туризма индустриального региона: реалии и перспективы 116-

2.1. Особенности культурного туризма в индустриальном регионе и его роль в социально-экономическом развитии территории 116

2.2. Специфика анимационного потенциала культурного туризма индустриального региона: результаты эмпирического исследования 147-163 2.3.Обеспечение социально-педагогических.и организационно-экономических условий реализации анимационных программ культурного туризма 163-201 Выводы по главе II 202-204 Заключение 204-214 Список литературы 214-237 Приложения

Рекомендованный список диссертаций

  • Педагогические условия использования средств оздоровительной физической культуры организаторами анимационных программ в системе гостиничного обслуживания 2005 год, кандидат педагогических наук Жуков, Юрий Ильич

  • Содержание и методика анимационной подготовки студентов туристского вуза 2004 год, кандидат педагогических наук Гальперина, Татьяна Ивановна

  • Педагогические основы обучения студентов туристского вуза проектированию анимационных программ: На примере художественно-исторических программ в естественном ландшафте 2001 год, кандидат педагогических наук Киселев, Вячеслав Юрьевич

  • Содержание и методика обучения студентов туристского вуза разработке региональных туристских маршрутов 2002 год, кандидат педагогических наук Лишик, Валерий Владимирович

  • История развития внутреннего туризма в Кемеровской области в 1940-1980-е гг. 2006 год, кандидат исторических наук Горяева, Ольга Александровна

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Социально-культурное обеспечение туристической анимации региона: на примере Кемеровской области»

Актуальность темы исследования. Прошедший XX век, наряду со многими феноменальными событиями и явлениями в жизни мирового сообщества, продемонстрировал огромный скачок в развитии туризма. Очевидным фактом становится благотворное влияние туризма на развитие социально-культурных и образовательных связей, как внутри государств, так и в международном масштабе.

Все более значимый вес на рынке туристических услуг приобретает культурный туризм и одно из его направлений - анимация. Анимационный потенциал культурного туризма находится на пересечении гуманитарной сферы и сферы бизнеса и является одним из наиболее перспективных секторов социально-культурного развития регионов.

В настоящее время анимация, как системная организация досуга и отдыха туристов, начинает играть особую роль в культурном туризме, получая распространение, как результат конкуренции на рынке туристических услуг и инновационная форма услуги в туризме.

Особый подход в разработке и предложении данных услуг требуется в индустриальных регионах, где не только высока доля деловых туристических поездок, но-и повышен спрос на анимационное культурное сопровождение, требующее активного участия в этом учреждений культуры и искусства посредством предоставления различного рода культурных услуг.

Кемеровская область (Кузбасс) относится к индустриальным, урбанизированным регионам. В ней развитие экономики и социальной сферы требуют выявления и эффективного использования наиболее перспективных отраслей и зон, для которых характерны стабильность рынка продукции и услуг, имеется достаточно высокий уровень прибыльности, что может осуществляться, в том числе, за счет развития внутреннего и въездного туризма, возведенных на новый качественный уровень. Об этом свидетельствует и положения Концепции развития Кемеровской области до

2012 г., где в разделе «Молодежь Кузбасса. Развитие спорта и туризма в Кемеровской области» главной целью развития туризма территории определяется создание условий для развития конкурентоспособной туристской индустрии. Реализация этой Концепции и Стратегии развития Сибири до 2025 г. требует теоретического осмысления тенденций и перспектив развития культурного туризма в Кемеровской области, разработки механизмов расширения инновационных подходов в формировании анимационного потенциала и актуализирует тему исследования.

Степень разработанности проблемы. Большинство современных учений о туризме, как предмете научного познания, возникло, начиная с 1970 г., когда ученые осознали важность этой проблемы как объекта изучения. Среди зарубежных ученых следует отметить работы Дж. Боуэна, Д. Бухалиса, С. Ванхилла, П. Друкера, Ж. Дюмазедье, И. Енджейчика, Ф. Котлера, К. Купера, Ч. Лэндри, Дж. Мейкенза, Д. Пирс, М. Портера, Р. Прентиса, Д. Рисмена и др. Социализация, туризма рассматривается и обосновывается в работах М. Вебера, Ван Ганнепа, Дюркгейма.

Отечественная литература по туристской проблематике весьма разнообразна. Историческая ретроспектива туризма присутствует в работах JI.H. Воронковой, М.В. Соколовой и Г.Ф. Шаповала и др.

Вопросы теоретического и методологического характера, связанные с рядом аспектов, в том числе и понятийного аппарата по проблемам туризма и туристской деятельности, изучались по работам В.И. Азара, М.Б. Биржакова, В.Г. Гуляева, A.C. Запесоцкого, И.В. Зорина, Г.А. Карпова, В.А. Квартальнова, Н.В. Колесника, A.JI. Лесника,. Ю.С. Путрика, B.C. Сенина, A.A. Терещенко, A.B. Чернышева, А.Д. Чудновского и др.

Основы организации и управления туризмом, финансово-экономические вопросы отражены в трудах A.A. Жукова, М.В. Гордиенко, С.А. Кургановой, О.Б. Нестеренко, Л.В. Сардиновой, В.Г. Шубаевой и др.

В последние годы в России растет интерес к исследованию особенностей формирования рынка услуг вообще и туристского рынка, в частности, к поиску соответствующих направлений его развития. Наибольший интерес представляют работы таких авторов, как: A.A. Блинов, П.И. Бурак, Г. Егиазарян, А. Иоффе, В.Н. Казаков, А.Н. Кирилова и др.

Вопросы развития регионального туризма рассматриваются в работах М.М. Ахмирханова, В.И.* Бедина, Ф.А. Бойченко, О.В. Воронцовой, Н.И. Гаранина, И.Б. Загорской, И.В. Зорина, В.А. Квартального, А.Б. Косолапова, B.C. Новикова, Р.Ю. Попова, В.Я. Северного, H.A. Тимощук и Др.

В Кузбассе туризм, туристические достопримечательности являются объектом пристального внимания журналистов и исследователей. Среди них работы по определению путей и методов создания историко-культурного фона для формирования региональной модели развития туризма В.И. Бедина, М.В. Белозеровой, O.A. Горяевой, В.М. Кимеева, A.M. Кулемзина, А.И.Мартынова, А.Н. Садового и др.

Несмотря на то, что туризм исторически начался именно с культурного туризма, культурологический подход к изучению данной сферы только начинается. Ему уделено внимание в трудах Г.А. Аванесовой, Т.Г. Богатыревой, Н.П. Ващекина, Л.П. Воронковой, JI.H. Захаровой, О.И. Корпухина, Н.М. Мамедова, E.H. Селезневой, Т.В. Смолиной, С.Н. Сычаниной, В.К. Федорченко, B.F. Федцова и др.

Характер, особенности, тенденции развития культурного туризма исследуются в работах О: Генисаретского, В.Э. Гордина, Б.В. Емельянова, Е.А. Котлярова, К. Купера, Ч. Лэндри, Д. Пирс, Н.И. Подуновой, О.В. Рахмалевой, Г. Ричардса, Т.В. Румянцевой, В.Б. Сапруновой, В.Т. Устименко и др.

Особый интерес представляют труды А.И. Арнольдова, М.А. Ариарского, Т.Г. Киселевой, Р.Г. Нугманова, Э.В. Соколова, Ю.А. Стрельцова, А.К.

Якимовича и др. А так же работы Ю.П. Азарова, С.Б. Брижатовой, И.М. Быховской, Е.И. Григорьевой, С.Н. Иконниковой, JI.C. Жарковой,

A.Д. Жаркова, М.С. Кагана, A.C. Каргина, Ю.Д. Красильникова, E.JL Кудриной, И.А. Липского, В.Е. Новаторова, Э.А. Орловой, H.A. Паршикова, К.Э. Разлогова, В.М. Рябкова, B.C. Садовской, Н.В. Серегина, В.А. Сластенина, Э.В. Соколова, Ю.А. Стрельцова, В.Я. Суртаева, В.Е. Триодина,

B.В: Туева, Г.Л. Тульчинского, В.М. Чижикова, В.В. Чижикова, H.H. Ярошенко и других ученых, занимающихся теорией и технологией социально-культурной и культурно-досуговой деятельности, которые позволяют раскрыть особенности анимационной деятельности и ее* потенциала в учреждениях культуры и выявить требования к подготовке специалиста в области культуры и искусства, в том числе в сфере анимации.

Проблемам профессиональной подготовки специалистов туристской анимации посвящен ряд исследований, в которых рассматриваются аспекты профессиональной подготовки специалистов сферы туристской анимации в образовательных учреждениях туристского профиля (И.И. Булыгина, Т.И. Гальперина, О.В. Еремкина, Д.В. Ермилова, Л.В. Курило, Ф.Н. Лавров, P.O. Лосаберидзе, Е.М. Приезжева, Л.А. Семенова, .И.Ф. Саджаи, A.A. Федякин и

В исследовании использовались работы по анимации Е.Б. Мамбекова, Н.С. Платоновой, Л.Г. Татарниковой, И.И. Шульги, Фостер Уолтер, H.H. Ярошенко и др. Определенный интерес представляли диссертационные работы по проблемам анимации, выполненные А.Ю. Андреевой, И.И. Булыгиной, Ю.И. Жуковым, В.Ю. Киселевым, Т.В. Михайловой, Л.В. Тарасовым, Н.П. Петровой, Е.М. Приезжевой, Т.В. Софроновой и др.

Культурологический и социально-культурный подходы к данной проблеме только начинают осуществляться. В частности, в работе Л.П. Воронковой дается анализ развития туризма как социального явления в контексте культурных процессов различных эпох, а Р. Прентис рассматривает культурный туризм с позиций теории общества потребления. Вместе с тем, следует отметить недостаточную изученность проблемы развития культурного туризма, как компонента социально-культурной сферы и инструмента региональной культурной политики, а также его анимационного потенциала.

Для комплексного и эффективного развития культурного туризма в регионе необходима полная, и реальная оценка потенциала туризма в целом и туристической анимации на основе глубокого теоретического анализа, обоснования практических рекомендаций и разработки механизма их реализации. Такая постановка вопроса выявляет противоречия между:

Актуальностью изучения и теоретического осмысления потенциала туристической анимации и необходимостью его социально-культурного обеспечения и инновационного применения в целях эффективного развития туристических услуг;

Потребностью туристских предприятий в" анимационных программах и возможностью учреждений культуры и искусства в" повышении социально-культурного потенциала туристической анимации;

Наличием инновационного и системного подходов к решению спектра проблем культурного туризма и необходимостью обеспечения социально-культурных и социально-педагогических условий реализации анимационных программ культурного туризма.

Данные противоречия позволили определить проблему- исследования, состоящую в необходимости обоснования, разработки и внедрения^ социально-культурных программ для реализаций инновационных подходов в использовании социально-культурного потенциала туристической анимации в условиях индустриального региона. Выделенные противоречия и проблема исследования определили тему исследования: «Социально-культурное обеспечение туристической анимации региона (на примере Кемеровской области)».

Цель исследования - теоретически обосновать, разработать и внедрить, социально-культурные программы для обеспечения туристической анимации индустриального региона.

Объектом исследования являются социально-культурные процессы развития туризма в современных условиях.

Предмет исследования - социально-культурное обеспечение туристической анимации региона (на примере Кемеровской области).

Гипотеза исследования предполагает, что социально-культурное обеспечение туристической анимации индустриального региона существенно повысит уровень образовательных, развивающих и воспитательных возможностей туризма и окажет эффективное воздействие на развитие социально-культурного и социально-экономического потенциала индустриального региона, если:

Выявлен социально-культурный потенциал туристической анимации индустриального региона как фактора туристской мотивации и потенциальный объект рекреационной деятельности с целью определения перспективы развития регионального туризма;

Раскрыты сущность и функции социально-культурных программ в туристической анимации индустриального региона как инновационного направления социально-культурной деятельности;

Обоснованы организационные педагогические возможности учреждений культуры и искусства в повышении социально-культурного потенциала туристической анимации, оказывающего влияние на социально-экономическое и социально-культурное развитие индустриального региона;

Предложена методика оценки качества предоставляемых анимационных услуг культурного туризма; разработаны и внедрены социально-культурные программы, обеспечивающие туристическую анимацию в условиях индустриального региона.

Проблема, цель и гипотеза исследования определили его задачи:

1. Проанализировать социально-культурный потенциал туристической анимации индустриального региона как фактора туристской мотивации и потенциальный объект рекреационной деятельности.

2. Раскрыть сущность и функции социально-культурных программ в обеспечении туристической анимации индустриального региона как инновационного направления социально-культурной деятельности.

3. Обосновать организационные педагогические возможности учреждений культуры и искусства в повышении социально-культурного потенциала туристической анимации, оказывающего влияние на- социально-экономическое и социально-культурное развитие индустриального региона.

4. Обосновать методику оценки качества предоставляемых анимационных услуг культурного туризма.

5. Разработать и внедрить социально-культурные программы, обеспечивающие туристическую анимацию для туристов в условиях индустриального региона.

Методологическую основу исследования составили:

На общефилософском уровне: системный подход (И.В. Блауберг, С.Б. Брижатова и др.); историко-культурный подход (JI.B. Баталов, В.П. Грицкевич, В.В. Дворниченко, Г.П. Долженко, Б.В. Кудинов, JI.M. Логинов и др.);

На общенаучном уровне: культурологический подход (Г.А. Аванесова, А.И. Арнольдов, К.Х. Делокаров, В.К. Егоров, С.Н. Иконникова, М.С. Каган, Т.Ф. Кузнецова, И.Н. Лисаковский, В.М. Межуев, И.В. Наместникова, Э.А. Орлова, H.A. Хренов, А.Я. Флиер и др.); социокультурный подход (В.А. Квартальное, С.Н. Сычанина);

На конкретно-научном уровне: концепции социально-культурной и культурно-досуговой деятельности, раскрывающие особенности анимационной деятельности, в частности Ю.П. Азарова, М.А. Ариарского,

С.Б. Брижатовой, Т.Г. Киселевой, E.JI. Кудриной, РЛ7. Нугманова, В.Д. Пономарева, Э.В. Соколова, Ю.А. Стрельцова, А.К. Якимовича, H.H. Ярошенко и др.; основные положения теории, методики и организации культурно-досуговой деятельности И;М. Быховской, Е.И. Григорьевой, С.Н. Иконниковой, Л.С. Жарковой, А.Д. Жаркова, М.С. Кагана, A.C. Каргина, Ю.Д. Красильникова, В.В. Медведенко, В.Е. Новаторова, Э.А. Орловой, В.М. Рябкова, B.C. Садовской, Н.В.Серегина, В. А. Сластенина, Э.В; Соколова, Ю:А. Стрельцова, В.Я. Суртаева, В.Е. Триодина, В;В. Туева и др:; идеи: ученых по анимационной деятельности Н.С. Платоновой, Л.Г. Татарниковой, И.И. Шульги, Ф. Уолтер, H.H. Ярошенко и др.

Методы исследования. В; процессе исследования« применялись как теоретические,.так и эмпирические методы. Среди них:.

Теоретические методы - метод системного и сравнительного анализа, контент-анализ, методы синтеза, обобщения и систематизации;

Эмпирические методы (моделирование, программирование, включенное наблюдение, опрос, анкетирование, педагогический эксперимент, беседа), метод анализа иерархий- (МАИ), методы математической статистики для обработки экспериментальных данных.

Информационная и источниковедческая база исследования. В качестве источников использованы федеральные и региональные нормативно-правовые акты, регламентирующие предпринимательскую деятельность в сфере туризма, программные документы, включая концепции и программы по развитию туристической отрасли в целом или на отдельных территориях, обладающих наибольшей туристской привлекательностью. Среди них: Конституция Российской Федерации, федеральный Закон Российской Федерации «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» от 24 ноября 1996 г., Концепция развития туризма в Российской Федерации, Стратегия социально-экономического развития Сибири на 2010

2020 гг., Стратегическая Доктрина Кемеровской области и Стратегия социально-экономического развития Кемеровской области до 2025 г.

Региональные нормативно-правовые акты использованы для оценки уровня развития туризма, в том числе культурного туризма, в Кемеровской области, для определения его соответствия или, напротив, несоответствия обозначенным в источниках нормам.

Анализ инфраструктуры и материально-технического обеспечения туристской индустрии Кузбасса проведен с учетом государственных требований и стандартов в данной сфере - в частности, использованы стандарты по туристско-экскурсионному Обслуживанию, обеспечению безопасности туристов и экскурсантов; общие требования к предоставлению туристских услуг и средствам размещения туристов.

Информационной базой исследования послужили следующие виды источников: статистические данные, пресс-релизы администрации Кемеровской области и туристических компаний Кузбасса и Республики Хакасии, материалы средств массовой информации (СМИ), комментарии лиц, непосредственно участвующих в организации турбизнеса, новостные сводки, публикации региональных и местных газет и журналов, заметки кузбасских путешественников и туристов. СрёДи материалов СМИ активно использовались региональные и местные печатные издания, научные публикации, электронные публикации в сети «Интернет», официальные сайты туристических фирм, музеев, учреждений культуры и искусства.

Опытно-экспериментальной базой, исследования явились туристические фирмы, входящие в Кузбасскую Ассоциацию предприятий Туристской Индустрии, региональные и муниципальные органы власти Кемеровской области и Республики Хакасия, ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет культуры и искусств», областной научно-методический центр повышения квалификации й переподготовки работников культуры и искусства Кемеровской области.

Организация и этапы исследования. Исследование проводилось в период с 2005 по 2011 гг.

На первом, поисково-теоретическом этапе (2005-2006 гг.), был осуществлен анализ литературы философско-культурологического, социально-педагогического направлений, что позволило обосновать теоретико-методологическую базу исследования, сформулировать гипотезу, разработать методику экспериментальной работы.

На втором, опытно-экспериментальном этапе (2007-2009 гг.), изучался и систематизировался опыт туристической деятельности в индустриальном регионе; реализовывалась методика исследования; осуществлялась апробация его результатов на научных и научно-практических конференциях, семинарах, круглых столах и в процессе проведения учебных занятий со студентами и слушателями в системе дополнительного профессионального образования в Кемеровском государственном университете культуры и искусств.

На третьем, обобщающем этапе (20010-2011 гг.), уточнялись цель, задачи, гипотеза исследования, анализировались результаты экспериментальной работы, определялись перспективы исследования, формулировались основные выводы по работе и вырабатывались рекомендации по внедрению социально-культурных программ туристической анимации в индустриальном регионе, оформлялся текст диссертации.

Научная новизна исследования состоит в том, что:

Раскрыт социально-культурный потенциал туристической анимации индустриального региона и представлена его реализация в вопросах организации туристского бизнеса на современном этапе; предложены пути использования культурной сферы туризма в рыночных условиях, как инновационного средства взаимодействия туристических предприятий и учреждений культуры и искусства; показано, что существенным фактором интенсификации туристского спроса выступает сочетание культурно-досугового и рекреационного туризма и внутренних региональных факторов; разработана многоуровневая диагностика оценки качества предоставляемых социально-культурных услуг, включающая образовательную, культурологическую, воспитательную составляющие и критерии диагностики. Образовательная составляющая включает следующие компоненты: формирование самосознания и собственного «Я», развитие способности «строить себя», формирование избирательного отношения к прошлому опыту, формирование широты связей с миром. Культурологическая составляющая состоит из создания условий самоопределения, развития целостности личности, реализации знаний и действий, формирования социальной устойчивости, продуктивной включенности в общественную и профессиональную жизнь, создание психологического комфорта. Воспитательная составляющая включает: воспитание патриотизма, толерантности, высоких моральных качеств, формирование широких связей с миром;

Обоснованы содержание, сущность и функции социально-культурных программ туристической анимации индустриального региона, включающие культурные и социальные характеристики и факторы, влияющие на привлекательность региона для туристов и способные служить мотивом для путешествия. К ним отнесены изобразительное искусство, музыка и танцы, народные промыслы и ремёсла, исторические события, связанные с данным регионом, литература, религия, индустрия и бизнес, агрокультура, образование и наука.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что: определены факторы (природные, социально-экономические, материальные), которые влияют на развитие культурного туризма и содействуют реализации механизма внедрения социально-культурных программ для повышения качества, разнообразия и привлекательности туристской услуги (увеличение количества постоянных клиентов и спроса на туристический продукт или услугу; оптимизация нагрузки на материальную базу турпредприятия с целью повышения эффективности ее использования, повышение доходности и рентабельности);

Предложена методика разработки социально-культурных программ туристической анимации индустриального региона, которая предусматривает подготовку перечня туристских ресурсов на основе классификации культурного, исторического, природного наследия и определения наиболее важных объектов для развития туризма; определение основных туристских регионов и мест туристского назначения, а также обеспечение соответствующих мер по охране местных культурных, исторических и природных памятников; использование в целях туризма национального достояния, включающего искусственные и природные, материальные и нематериальные объекты, а также творчество местного населения (различные виды искусства, ремесла, фольклор); проведение мероприятий, направленных на воспитание местного населения и туристов в духе уважения к культурным ценностям региона;

Выявлены эффективные пути продвижения туристических объектов и туристических продуктов и услуг в Кузбассе на мировом- туристическом рынке; сформулированы рекомендации по развитию туристического бизнеса и использованию значимых туристических объектов Кемеровской, области, как индустриального региона; предложены меры по совершенствованию государственной политики в сфере туристической анимации в индустриальном регионе; обобщены данные по организации экскурсионных туров на территории Кузбасса.

Практическая значимость исследования связана с разработкой методики комплексной оценки" туристского потенциала индустриального региона, разработкой и апробацией программ туристических экскурсий и туров в Кузбассе.

Материалы и выводы диссертационного исследования могут быть использованы при разработке целевых региональных программ развития туризма в Кемеровской области и (при условии соответствующей адаптации) других регионов страны; в практике преподавания дисциплины «Менеджмент туризма», учебных курсов «Технология туристских услуг», «Менеджмент туристической анимации», «Анимация в туризме», «Туроперейтинг», «Экскурсоведение», «Экономика туризма» и др.; ведения^ спецкурсов и семинаров; по вопросам разработки и организации социально-культурных программ в рамках повышения: квалификации и переподготовки работников культуры и искусства, специалистов по туризму.

Достоверность и обоснованность полученных результатов исследования обеспечены исходными методологическими: позициями; использованием методов, адекватных цели, задачам и предмету исследования; репрезентативностью^ объема выборки; включенным участием: автора в региональной туристической деятельности и социально-культурном? процессе территории, образовательном процессе вуза и системы^ повышения^ квалификации и переподготовки кадров культуры; искусства и туризма.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Потенциал социально-культурных программ в развитии; туристической: деятельности индустриального региона определяется его реализацией: в вопросах организации туристского бизнеса на современном этапе, раскрытии, путей и особенностей использования культурной сферы туризма в рыночных условиях, как. инновационного средства взаимодействия туристических предприятий и учреждений культуры и искусства. Существенным фактором интенсификации туристского спроса выступает сочетание культурно-досугового и рекреационного туризма и внутренних региональных факторов.

2. Многоуровневая- диагностика оценки качества предоставляемых социально-культурных услуг, " содержит образовательную, культурологическую, воспитательную составляющие и критерии диагностики. Образовательная составляющая включает следующие компоненты: формирование самосознания и собственного «Я», развитие способности «строить себя», формирование избирательного отношения к прошлому опыту, формирование широты связей с миром. Культурологическая составляющая состоит из создания условий самоопределения, развития целостности личности, реализации знаний и действий, формирования социальной устойчивости, продуктивной включенности в общественную и профессиональную жизнь, создание психологического комфорта. Воспитательная" составляющая включает: воспитание патриотизма, толерантности, высоких моральных качеств, формирование широких связей с миром.

3. Социально-культурные программы туристической анимации индустриального региона включают культурные и социальные характеристики и факторы, влияющие на привлекательность региона для туристов и способные служить мотивом для путешествия. К ним отнесены изобразительное искусство, музыка и танцы, народные промыслы и ремёсла, исторические события, связанные с данным регионом, литература, религия, индустрия и бизнес, агрокультура, образование и наука.

4. Методика разработки социально-культурных программ туристического развития региона предусматривает: подготовку перечня туристских ресурсов на основе классификации культурного, исторического, природного наследия и определения наиболее важных объектов для развития туризма; определение основных туристских регионов и мест туристского назначения, а также

1 обеспечение соответствующих мер по охране местных культурных, исторических и природных памятников; использование в целях туризма национального достояния, включающего искусственные и природные, материальные и нематериальные объекты, а также творчество местного населения (виды искусства, ремесла, фольклор); проведение мероприятий, направленных на воспитание местного населения и туристов в духе уважения к культурным ценностям региона.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в соответствии с его этапами. Основные результаты исследования обсуждены и получили одобрение на международной (Горно-Алтайск-2011), всероссийской (Новокузнецк-2011), межрегиональной (Кемерово-2009) научно-практических конференциях, заседаниях кафедры социально-культурной деятельности Кемеровского государственного университета культуры И"искусств.

Основные положения и результаты исследования нашли практическое применение в лекционных и практических курсах: «Технология туристских услуг», «Менеджмент туризма», «Анимации в туризме», «Туроперейтинг», «Экскурсоведение», «Экономика туризма».

Материалы, исследования внедрены в практическую деятельность автора по руководству более 20 лет туристической фирмой ООО «Кемеровское бюро путешествий» (г. Кемерово), в деятельность Кузбасской- Ассоциации-предприятий- Туристской Индустрии и Департамента молодежной политики и спорта.Кемеровской области.

Структура^ диссертации соответствует логике построения научного исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений, содержащих материалы,экспериментального исследования.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория, методика и организация социально-культурной деятельности», 13.00.05 шифр ВАК

  • Методические основы профессиональной подготовки организаторов туристской анимации 1999 год, кандидат педагогических наук Булыгина, Ирина Ивановна

  • Педагогические условия подготовки студентов к анимационной деятельности в процессе профессионального туристского образования 2000 год, кандидат педагогических наук Приезжева, Елизавета Михайловна

  • Развитие индустрии туризма как фактор интегрирования России в мировую экономику в условиях глобализации 2008 год, кандидат экономических наук Илоян, Эдуард Робертович

  • Эстетическое развитие будущих специалистов туристической анимации в туристском вузе 2006 год, кандидат педагогических наук Гениуш, Юлия Сергеевна

  • Комплексная оценка туристско-рекреационного потенциала региона: На примере Орловской области 2005 год, кандидат географических наук Рудникова, Надежда Петровна

Заключение диссертации по теме «Теория, методика и организация социально-культурной деятельности», Веретнова, Нелли Фёдоровна

Результаты исследования подтверждают правильность выдвинутой автором гипотезы. Доказывается, что социально-культурное обеспечение туристической анимации индустриального региона существенно повысит уровень образовательных, развивающих и воспитательных возможностей туризма и окажет эффективное- воздействие на развитие социально-культурного и социально-экономического потенциала индустриального региона, если:

Выявлен социально-культурный, потенциал туристической анимации-индустриального региона как фактора туристской- мотивации и потенциальный, объект рекреационной деятельности* с целью определения перспективы развития регионального туризма;

Раскрыты сущность и функции социально-культурных программ в туристической анимации индустриального региона как инновационного направления социально-культурной деятельности; обоснованы, организационные педагогические возможности учреждений культуры и искусства в повышении социально-культурного потенциала туристической анимации, оказывающего влияние на социально-экономическое и социально-культурное развитие индустриального региона; предложена методика оценки качества предоставляемых анимационных услуг культурного туризма;

Разработаны и внедрены социально-культурные программы, обеспечивающие туристическую анимацию в условиях индустриального региона.

Развитие анимации регионального туризма более: эффективно в русле инновационного и системного подхода к решению всего спектра его проблем. В значительной мере эту эффективность повышает обеспечение, социально-педагогических и организационно-экономических условий: реализации анимационных программ культурного туризма;

Заключение

Туризм играет всё более заметную роль в- мировой экономике. Чем интенсивнее становится4 труд человека, тем больше людей нуждается в полноценном отдыхе. Не случайно во всем цивилизованном-мире индустрии туризма и досуга уделяется большое внимание. За рубежом, а сейчас и в России, бизнес вкладывает немалые средства в создание туристских комплексов, включающих не только средства размещения и, питания туристов, но и досуговые центры, казино, спортивные и зрелищные площадки, бассейны, аттракционы.

В" Кемеровской области был принят закон «О туристской деятельности на территории Кемеровской области» от 27.11. 2000г. №8 - 03. В рамках данного закона и дальнейших его корректировок, утверждены ряд программ. В 2007г. была утверждена долгосрочная целевая программа «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Кемеровской области на 2008-2012г.г.», в которую системно включена подпрограмма развития туризма, а также программа Департамента молодежной политики и спорта Кемеровской области по развитию туризма и досуговой деятельности среди туристов. Вместе с тем. в программе не отражено районирование туристских зон территории Кузбасса. В исследовании предлагается районирование туристских зон Кузбасса, в том числе: Горно-Шорский, Томь-Усинский, Южно-Кузбасский, Терсинский, Центрально-Кузбасский, Салаирский,

Притомский, Топкинско-Инской, Тисульский, Мариинско-Тяжинский. Северо-Кузбасский и Нижне-Томский рекреационные районы. Каждый из районов располагает определенным культурным потенциалом для включения его в туристские услуги.

Оценивая содержание программ, разработанных в. рамках реализации закона" «О туристской деятельности на территории Кемеровской области», можно сделать вывод о том, что разработчики не в"полной мере представили возможности Кемеровской области как туристской, территории, где следует активизировать среди других направлений- и культурный туризм с его потенциалом анимационной деятельности.

Назрела необходимость в новых формах.и методах организации-досуга, в российских туркомплексах. В: современном мире в. условиях жесткой^ конкуренции на рынке туристских услуг невозможно представить туристский комплекс без организации в ней? анимационной деятельности. Некоторые туристские предприятия, начали заботиться t о качественном анимационном» обслуживании и сразу же почувствовали огромный* интерес к себе со стороны потребителей, поскольку именно анимационные услуги стали их главным привлекательным фактором.

Его реализацией в вопросах организации туристского бизнеса;*

Определением путей и особенностей использования^ культурной сферы, туризма в рыночных условиях, как инновационного средства взаимодействия» туристических предприятий и учреждений культуры и искусства.

Сочетание культурно-досугового и рекреационного туризма и внутренних региональных факторов выступает существенным фактором интенсификации туристского спроса.

Особо подчеркивается, что многоуровневая диагностика оценки качества предоставляемых социально-культурных услуг для: туристов, содержит образовательную, культурологическую; воспитательную составляющие и критерии диагностики: Образовательная составляющая включает следующие компоненты: формирование самосознания; и собственного «Я», развитие способности «строить себя», формирование избирательного отношения: к прошлому опыту, формирование широты связей; с миром. Культурологическая" составляющая? состоит из:: создания« условий; самоопределения; развития целостности личности, реализации знаний* щ действий, формирования- социальной- устойчивости, продуктивной включенности в общественную и профессиональную- жизнь, . создание психологического комфорта. Воспитательная: составляющая включает: воспитание, патриотизма, толерантности, высоких моральных, качеств, формирование широких связей с миром.

Социально-культурные программы туристической анимации, индустриального региона включают культурные", и социальные характеристики и факторы, влияющие на привлекательность, региона- для туристов и способные, служить мотивом для путешествия. Особое место при их реализации в туристической:сфере занимает методика-их разработки.: Она; как правило;, предусматривает: подготовку перечня туристских ресурсов; на основе классификации культурного,. исторического, природного наследия и определения- наиболее важных объектов для» развития* туризма; определение основных туристских регионов и мест туристского-назначения;/а также обеспечение соответствующих мер: по охране местных культурных,. исторических и природных памятников; использование в целях, туризма.: национального достояния, включающего искусственные и природные, материальные и нематериальные* объекты, а также творчество местного населения (виды искусства, ремесла, фольклор); проведение мероприятий, направленных на воспитание местного населения и туристов в духе уважения к культурным ценностям региона.

Выделяемые автором факторы (природные, социально-экономические, материальные) влияют на развитие культурного туризма и содействуют реализации механизма внедрения социально-культурных программ для повышения качества, разнообразия и привлекательности туристской услуги (увеличение количества постоянных клиентов и спроса на туристический продукт или услугу; оптимизация нагрузки на материальную* базу турпредприятия с целью повышения эффективности ее использования, повышение доходности и рентабельности).

Предложенная в исследовании методика разработки социально-культурных программ туристической анимации индустриального региона, которая предусматривает подготовку перечня туристских ресурсов на основе классификации культурного, исторического^ природного наследия и определения наиболее важных объектов для развития« туризма позволяет предложить эффективные пути продвижения туристических объектов и туристических продуктов, и услуг в Кузбассе на мировом туристическом рынке.

Материалы и выводы диссертационного исследования могут быть использованы при разработке целевых региональных программ развития туризма в Кемеровской области и (при условии соответствующей адаптации) других регионов» страны. Они позволяют сформулировать рекомендации по развитию туристического бизнеса и использованию значимых туристических объектов Кемеровской области, как индустриального" региона. Автор предлагает меры по совершенствованию государственной политики в сфере туристической анимации в индустриальном регионе, указывает на необходимость использования в целях туризма национального достояния, включающего искусственные и природные, материальные и нематериальные объекты, а также творчество местного населения (различные виды искусства, ремесла, фольклор), рекомендует. Предлагается проводить мероприятия, направленные на воспитание местного населения и туристов в духе уважения к культурным ценностям региона, обобщить данные, по организации экскурсионных туров на территории Кузбасса, что позволит повысить качество обучения студентов вузов:

Исследование позволило сопоставить региональное состояния культурного туризма с международным опытом в технологии? его организации; и использования социально-культурные потенциал, что? позволило существенно поднять его эффективность.

В работе определены возможности социально-культурного обеспечения; туристской: анимации индустриального? регионам с: учетом^ его -географической и природной среды; выявления степени привлекательности^5 конкурентоспособности региона на международном: рынке туристических,: услуг социально-культурных: и исторических комплексов, как потенциальных объектов туризма^

Выполнено определение уровня и составление качественных характеристик социальноткультурного и- материально-технического оснащения региональной индустрии туризма; осуществлена, проработка схем территориального; размещения туристской инфраструктуры;, этапов, особенностей" и.результативности организации туристического бизнеса;

Дан, анализ качественных и количественных изменений: в составе туристов? Кемеровской области позволяет предметно определить сущность социально-педагогических, культурно-досуговых и организационно-экономических факторов анимационного потенциала культурного туризма; его; образовательных, развивающих и воспитательных- возможностей;, оказывающих эффективное воздействие на развитие социально-культурного и социально-экономического потенциала индустриального региона.

Внедрение социально-культурных анимационных программ в практику работы туристических предприятий и учреждений культуры и искусства индустриального региона способствует:

Более эффективному использованию имеющихся развивающих, рекреационных ресурсов, туристических объектов, культурных достопримечательностей;

Расширению внутреннего, в том числе въездного туризма;

Повышению прибыльности туристического бизнеса и притоку денежных средств в социально-экономическую и социально-культурную области;

Более полному удовлетворению- духовных и познавательных потребностей туристов, развитию культурного пространства территории;

Сохранению и развитию национальной культуры малых народов, народных промыслов, традиций и обычаев в регионе.

Автор отмечает, что в Кузбассе, как туристические фирмы, так и сами учреждения культуры* и искусства, пока не готовы включать культурные анимационные мероприятия в туристические программы, а вопросы развития культурного туризма не выделяются в качестве приоритетных. Предлагается рассматривать индустрию развлечений как создание условий, т.е. совокупности явлений, от наличия которых зависит процесс развлечения. Социальная, направленность развития индустрии развлечений в Кузбассе должна выражаться в том, что она будет служить формированию новых личных и общественных потребностей, а также проявлению и развитию потребностей при сложившихся предпосылках. Индустрия- развлечений, решая многогранные задачи (прежде всего - воспитания, формирования оптимистического настроения, образования, отдыха, развития культуры человека), по сути своей, формирует и развивает личность. Заполняя развлечениями, часть своего свободного времени человек восстанавливает себя и как трудовую единицу.

Индустрия развлечений должна выступать как самостоятельное, относительно обособленное звено экономической системы территории, привлекая значительные материальные, финансовые, трудовые ресурсы. В этом плане предприятия индустрии развлечений характеризуются специфическими технологиями, системами управления, результатом деятельности, организацией труда, персоналом.

Изучение туристов* в качестве потребителей конкретных результатов индустрии развлечений, безусловно, имеет большое значение. В" широком смысле радостные эмоции туриста могут быть связаны с любым моментом туристской поездки (передвижение к месту отдыха, фактом смены своего местоположения5 и самим" отдыхом). Осуществляются, иг специальные виды деятельности, целенаправленно вызывающие соответствующие эмоции. Закономерности потребления продукции индустрии развлечения должны быть изучены в сопоставлении-с предыдущим образом- жизничеловека.

Предлагаемые автором V маршруты, разработанные в рамках данного диссертационного исследования, значительно обогатят туристские услуги индустриального региона и будут способствовать социально-экономическому развитию территории.

Выявленные факторы, влияющие на социально-культурное обеспечение анимационного туризма в индустриальном регионе, необходимо учитывать при разработке «Стратегии социально-экономического« развития Кемеровской области на период до 2025 года». "Реализация4последовательных действий должна предусматривать:

1. Обращение в адрес Государственной думы Российской Федерации: 1) Продолжить совершенствование нормативно-правовой базы, разработать документы, регламентирующие и координирующие туристскую деятельность, прежде всего, в вопросах финансовых гарантий, организации контроля за туроператорской и турагентсткой деятельностью, а также иной деятельностью по организации путешествий в целях обеспечения качества и безопасности туристского обслуживания.

2) Обеспечить условия, благоприятствующие улучшению инвестиционно-предпринимательского климата в сфере туризма за счет расширения масштабов льготного налогообложения, предоставления государственных гарантий для инвестиций, освобождения от таможенных пошлин техники, оборудования; материалов туристского назначения; не производимых в Российской Федерации и др. мер.

1) Активизировать работу по внедрению в Кузбассе оценки туризма по совокупному вкладу в экономику.

2) Совместно с учебными заведениями, осуществляющими подготовку кадров ■ в сфере социально-культурного сервиса и туризма, провести повторную инвентаризацию туристских ресурсов: Кузбасса и создать публичную электронную базу данных с постоянным мониторингом происходящих изменений.

3) Обратиться к губернатору Кемеровской? области об учреждении грантов администрации Кемеровской: области за проведение1 научных исследований и. осуществление-практической деятельности, направленных на повышение эффективности разви тия туризма и: увеличение его вклада в социально-экономическое и социально-культурное развитие Кузбасса;

4) Регулярно; организовывать проведение: международных научно-практических конференций по вопросам развития, туризма. Для участия в конференциях привлекать представителей МИД; 11У ФСБ, МЧС, УВД; Минтранс, МПС, Минприроды, УФМС и другие государственные структуры, оказывающие непосредственное влияние на развитие туризма в Кузбассе:

1) Разработать муниципальные целевые программы развития туризма на подведомственных территориях. При формировании бюджетов муниципальных образований предусматривать статьи финансирования данных целевых программ.

2) Обеспечивать при организации туристской деятельности в муниципальных образованиях области соблюдения режима природопользования.

3) В связи с наделением муниципальных органов* местного самоуправления полномочиями по созданию условий для развития туризма рассмотреть возможность введения в составе муниципальных образований лиц; ответственных за развитие туризма на территории.

1) При разработке тем научных исследований особое внимание уделять разработке значимых для региона инновационных вопросов^ и направлений развития1 туризма в Кузбассе, предусматривать их совместную разработку и рецензирование с заинтересованными, предприятиями и учреждениями туризма.

2) Развивать, программы повышения квалификации и переподготовки кадров туристско-гостиничного комплекса.

3) Осуществлять разработку систем профессиональной ориентации школьников в области туризма.

4) Привлекать практических работников туристской индустрии в образовательный процесс и его методическое обеспечение.

1) Поддержать своей деятельностью «Стратегию развития туризма в Российской Федерации на период до 2015 года» и «Стратегию социально-экономического развития Кемеровской области на период до 2025 года».

2) При организации туристской деятельности направлять свои усилия на содействие формированию в индустриальном регионе высокоэффективного конкурентоспособного туристского комплекса.

3) Развивать государственно-частное партнерство организаций туристско-гостиничного комплекса, социально-культурных и образовательных учреждений в целях развития материально-технической базы образовательного процесса и содействия трудоустройству выпускников специальности социально-культурного сервиса и туризма.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.

Литература

Лекция 1. Анимация как вид деятельности. Функции туристской анимации

Принят на заседании кафедры технологий сервиса и туризма 31.08.10 протокол № 1

Конспект лекций разработан в соответствии с рабочей программой дисциплины ДС.02.02 Анимационный сервис по специальности 100103 Социально-культурный сервис и туризм

Абакан

Конспект лекций

Электронный учебно-методический комплекс по дисциплине

ДС.02.02 Анимационный сервис

Социально-культурный сервис и туризм

Институт технологий сервиса и дизайна

Министерство образования и науки Российской Федерации

Резюме по теме

Вопросы для повторения

1. Какое значение имеют супы в питании?

2. По каким признакам классифицируются супы?

3. Дайте характеристику и опишите технологию приготовления отдельных групп супов.

4. Какие требования предъявляются к качеству и хранению супов различных групп?

Рассмотрено значение в питании и классификация супов. Приведена технология и описаны требования к качеству и хранению супов различных групп.

ГОУ ВПО «Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова»

(на правах рукописи)

2. Разработчик:

Моруденко Юлия Ивановна, старший преподаватель кафедры технологий сервиса и туризма

Зав.кафедрой технологий сервиса и туризма Хортова Марина Викторовна


Понятия: анимация, анимационная технология. Цели и задачи. Типы и функции анимации. Анализ зарубежного и отечественного сектора развлечений и анимации.

  1. Гальперина Т. И. Актерское мастерство в деятельности менеджера туристской анимации: Учебно-методическое пособие. -М.: РИБ «Турист», 2004.
  2. Гаранин Н. И., Булыгина И. И. Менеджмент туристской и гостиничной анимации: Учебное пособие. - М.: Советский спорт, 2004.
  3. Курило Л.В. Теория и практика аниации.- М.: Советский спорт, 2006
  4. Приезжева Е. М. Социально-культурная анимация в туризме: Учебно-методическое пособие. - М.: РИБ «Турист», 2003.

В последнее время все больше туристских и гостиничных предприятий стали заботиться о предоставлении такой дополнительной услуги, как анимация.

Слово это довольно быстро прижилось в кругах специалистов туристского профиля. Аниматорами называют специалистов по организации досуга на туристских предприятиях, в санаторно -курортных и других оздоровительных учреждениях. Очень часто, произнеся слово "аниматор", тут же поясняют: "массовик-затейник". Однако современное понятие анимации несколько шире.


Термина «анимация» (от лат.) «оживлять, воодушевлять, одухотворять» впервые появился в начале 20 века во Франции в связи с введением закона о создании различных ассоциаций и трактовался как деятельность, направленная на то, чтобы провоцировать и усиливать живой интерес к культуре, художественному творчеству.

К концу 20 века культурная анимация представляла уже самостоятельное направление в сфере культурного досуга.

Анимация в туризме рассматривается как деятельность по разработке и предоставлению специальных программ проведения свободного времени . Анимационные программы включают спортивные игры и состязания, танцевальные вечера, карнавалы, игры, хобби, занятия, входящие в сферу духовных интересов. Следовательно,тураниматор - специалист, занимающийся разработкой индивидуальных и коллективных анимационных программ.

Под анимационной программой мы подразумеваем объединенный общей целью или замыслом план проведения туристских, физкультурно -оздоровительных, культурно-массовых, познавательных и любительских занятий.

Кроме понятия "анимационная программа" часто используется понятие "анимационное мероприятие", которое является составной частью анимационной программы. Например, если мы составляем анимационную программу на день, то она включает несколько анимационных мероприятий: спортивные соревнования, вечернюю развлекательную программу, игры на пляже и т.д.

Таким образом, анимационные программы создаются аниматорами для развлечения гостей, восстановления (рекреации) их здоровья.

Анимационная деятельность имеет свои характерные черты:

Осуществляется в свободное время;

Отличается свободой выбора, добровольностью, активностью, инициативой как одного человека, так и социальных групп;

Обусловлена национально-этническими, региональными особенностями и традициями;

Характеризуется многообразием видов на базе различных интересов молодежи, взрослых и детей;

Носит развивающий, оздоровительный, культурологический и воспитательный характер.

Однако интересно, что одна и та же программа может вызвать у одних людей положительные эмоции, а у других - прямо противоположные. Процесс восприятия предложенных анимационных программ зависит от многих факторов:

Возраста участников или зрителей;

Уровня образованности;

Этнической принадлежности;

Настроения на момент реализации данной программы и т.д.

Именно поэтому важно дифференцировать потребителей данных услуг заранее, иметь в запасе несколько различных программ или мероприятий, чтобы удовлетворить разные вкусы. Кроме того, необходимо укрепление материально-технической базы анимационных служб на туристских предприятиях.

Для того чтобы анимационные программы были действительно интересными, необходимо их правильно организовать. Организаторская деятельность предполагает наличие у специалистов умения распределить работу, персонально определить обязанности, права и ответственность, устанавливать время выполнения работ, разрабатывать систему контроля за исполнением принимаемых решений, вести дела так, чтобы видеть и решать коренные вопросы в перспективе.

В настоящее время рынок туристских услуг пополняется большим количеством не только экскурсионных, но и анимационных программ. Некоторые мировые туристские маршруты пользуются наибольшей популярностью именно благодаря зрелищным мероприятиям. Например, карнавал в Рио-де-Жанейро (Бразилия), коррида (Испания), встреча Санта-Клауса (Финляндия). То есть формируется новый вид туризма - зрелищный туризм, который имеет свою специфику, внутреннее содержание, своих потребителей.

Типология анимационных занятий