К. Г. Юнг творческая биография. Краткая биография карла юнга К г юнг биография кратко

Карл родился в 1875 году, в Швейцарии, ему суждено было войти в историю, как ученому, психиатру и основоположнику аналитической психологии, вся его жизнь вдоль и поперек пронизана символикой. Родоначальник техники «свободных ассоциаций», кропотливо работавший над внедрением учения о коллективном бессознательном, он находил его основой символики, отмечая его проявления в сновидениях и упоминания в мифологии.

Именно Карл ввел в обиход такие термины как «интроверсия» и «экстраверсия», именно он первый выдвинул теорию о том, что, прежде всего человек стремится к индивидуальности, ставя целью своих сеансов психотерапии помочь человеку достичь личностной индивидуализации. Блестящий философ, ставший неотъемлемой частью золотого фонда мировой культуры и философии, автор типологии характеров. Стоит отметить, что, его отец был пастором в местной церкви, а дед и прадед — докторами.

Возможно, именно благодаря отцу он после окончания гимназии стал выпускником медицинского факультета Базельского университета и принялся за написание диссертации.

В 1900 году он переезжает в Цюрих, чтобы приступить к практике в больнице для душевнобольных, позже работает в клинике Ю. Блейлера.
Эмма Раушенбах стала его супругой тремя годами позже, они прожили в браке более полувека, Юнг был отцом 5 детей.

Уже в 1905 году он стал преподавателем в Цюрихском университете, а в 1907 году он опубликовал свою первую работу о раннем душевном расстройстве и отправил копию самому Зигмунду Фрейду, 1907 год можно считать началом их дружбы.

Сразу после визита в Америку, где Юнг получил степень доктора наук, он начинает частную практику и занимает пост президента международной ассоциации психоанализа.

Спустя всего пару лет, в 1913 году дружба между Юнгом и Зигмундом прерывается и Карл начинает готовиться к продолжительным поездкам в Африку и Северную Америку (20-е годы). Накаляется политическая обстановка в стране и к власти приходит Адольф Гитлер. Карл, во избежание преследования своей семьи формально поддерживает нацистские идеи, витающие в воздухе того времени.

В 1935 он основал Швейцарское общество практической психологии и получил должность профессора психологии в любимом Цюрихе.
Возраст дает о себе знать и в 44 году у ученого начинаются серьезные проблемы со здоровьем, заключающиеся в бессознательных видениях, что заставляет Карла переосмыслить не только собственную жизнь, но и жизни всего рода человеческого. Несмотря на проблемы со здоровьем, в 1948 году в Цюрихе появляется институт Карла Густава Юнга.

В 1955 году он похоронил супругу, которую он переживет всего на 6 лет, в 1961 году великого ученого и философа не стало, случилось это в Кюснахте.
Он был не только учеником великого Зигмунда Фрейда, но и его оппонентом, основавшим свою собственную теорию личности и открыв миру аналитическую психологию. Он полагал, что каждый из нас имеет врожденное бессознательное, берущее истоки еще в далеком прошлом. Карл полагал, что духовная составляющая каждого человека, то есть душа — взаимодействием трех структур: эго, включающее в себя мысли, сохранившиеся воспоминания, чувства и ощущения, личное бессознательное, которое отвечает за забытые моменты жизни, заработанные ранее комплексы и коллективное бессознательное, служащее общим вместилищем эмоциональной памяти.

Психологические типы Юнга

Профессор считал, что образованные коллективным бессознательным архетипы и есть те самые «основополагающие и встроенные модели», врожденные воспоминания, по причине наличия которых мы следующим образом реагируем на некоторые события и объекты.

Особенно выделяемые Карлом архетипы:

  • Персона, то есть маска, которую носит каждый, чтобы оправдать ожидания своего окружения и общества в целом.
  • Тень — та самая темная сторона личности, которую каждый из нас пытается скрыть от окружающих.
  • Анима и анимус — бессознательно возникающие внутри женщин мужские образы и внутри мужчин женские.
  • Самость — стержень личности, то, что отличает данную личность от остальных личностей.

Предложенная в 1921 году ученым концепция психологических типов, согласно которой, всех можно было разделить на интровертов и экстравертов, первые: общительны и подвижны, вторые –наоборот, более сосредоточены на внутреннем мире и собственных эмоциях, позже показалась Карлу грубой и он ввел а научный обиход определение психологической функции, выделив несколько пунктов: три из них характеризуют сознательное психологическое (ощущения, мышление, чувство), а четвертый- интуиция, помогает принимать реальность на уровне бессознательного. Именно от сочетания в человеке рационального и иррационального, с учетом принадлежности к интровертам или экстравертам, характеризует каждого из нас как представителя 8 психологических типов. От того, какая из функций является ведущей и зависит самореализация и успех в обществе. Полная и безграничная реализация своего я и является итоговой целью жизни каждого индивида.

Другие статьи по этой теме:

Эрик Эриксон биография Высказывания великих людей Что такое психоанализ? Стереотипы восприятия Механизмы психологической защиты Трансактный анализ Берна Жан Пиаже Интроверсия и экстраверсия

Краткая биография Юнга

Карл Густав Юнг родился в $1875$ году $26$ июля в Швейцарии в деревушке Кессвиле. Отец Карла был пастором, но при этом имел философское образование. Карл Юнг провел свое детство практически в одиночестве, оно было довольно не простым. При этом у него появилось желание познать людей. Это относилось, прежде всего, к его окружению, а особенно к отцу. Карл пытался изучать его поведение и объяснить его непоколебимую веру в Бога. На базе этого будущий классик психоанализа начал противопоставлять личные взгляды и мнение о высшем разуме церковным суждениям. Юнг-сын и Юнг-отец не могли найти общий язык между собой. Данные противоречия привели к тому, что, не считаясь с желаниями семьи, Карл решил получить медицинское образование и стать психологом.

Период с $1895$ года по $1900$ год Юнг учился в университете Базеля. А в $1902$ году продолжил обучение в Цюрихе. В Цюрихе группой, в которой учился Карл Юнг, руководил главный врач психиатрической больницы. Это позволило Юнгу испытывать разработанную им самим систему ассоциативных тестов, исследующих личность и выявляющую ее патологии. Посредством вопросов-раздражителей, он подвергал исследованию необычные и нелогичные ответы. В результате проведения ассоциативного тестирования, Юнг определял аномальные способы мышления, связывая подобные явления с сексуальными переживаниями или нарушениями. При подавлении в себе определенных ассоциаций, у человека начинают развиваться определенные комплексы.

Эти исследования получили известность во всем мире. В $1911$ году Карл Юнг стал президентом Международного психологического общества, но уже в $1914$ году ушел с этой должности.

Очень много в свое время говорилось о дружеских связях Юнга и Зигмундта Фрейда, их постоянно сравнивали. Они действительно были знакомы с $1907$ года, но при этом эти два выдающихся психолога никогда не дружили. Хотя в определенных случаях их суждения были одинаковыми. В $1912$ году их пути окончательно разошлись, так как Зигмунд Фрейд полностью посвятил себя исследованиям неврозов.

Основные идеи Карла Юнга

После трехлетних изысканий Юнг в $1906$ году опубликовал книгу «Психология раннего слабоумия», сделавшую переворот в психиатрии. Позиция Юнга по раннему слабоумию базировалась на синтезе идей многих ученых. Юнг не просто интегрировал существовавшие теории, но и стал первооткрывателем психосоматической экспериментальной модели ранних стадий слабоумия, в которой мозг является объектом эмоциональных влияний. Концепция Юнга, изложенная в его трудах, выглядит следующим образом: результатом аффекта является выработка токсина, поражающего мозг и парализующего психические функции так, что комплекс, высвобождаясь из подсознания, вызывает симптомы характерные для раннего слабоумия. Следует отметить, что позднее Карл Юнг отказался от своей токсинной гипотезы и принял современную концепцию о нарушении химического обмена.

Замечание 1

Карл Густав Юнг впервые предложил деление людей на интровертов и экстравертов. В последующем он определил четыре основные функции мозга:

  1. мышление,
  2. восприятие,
  3. чувствование
  4. интуицию.

В зависимости от преобладания какой-либо из этих четырех функций можно классифицировать людей на типы. Данные исследования изложены в его работе «Психологические типы».

На протяжении всей жизни Юнг реализовывал свои идеи достаточно успешно. Он открыл свою школу психоанализа.

Одной из идей, которую развивал психолог, заключалась в том, что христианство является неотъемлемой частью исторического процесса . Еретические взгляды он считал бессознательным проявлением христианской религии.

Карл Юнг, занимаясь историческими исследованиями, начал изучать пожилых людей и помогать тем из них, кто утратил смысл жизни . Его исследования показали, что большинство этих людей - атеисты. Психолог считал, что если они начнут выражать свои фантазии, то это даст им возможность найти свое место в жизни. Он назвал это процессом индивидуализации.

Удивительно, но Карл Юнг активно поддерживал идею фашизма , считая, что Германия занимает исключительное место в мировой истории. Такие взгляды зародились у него в $1908 $году, но в прогрессивных кругах его симпатию к фашизму не поддерживали и критиковали.

В. В. Зеленский

Завершая последнее десятилетие XX века и подводя итоги столетнего психоаналитического или - точнее - глубиннопсихологического развития, мы можем с уверенностью среди наиболее выдающихся мыслителей назвать швейцарского психолога Карла Густава Юнга.

Как известно, глубинная психология есть общее обозначение ряда психологических направлений, выдвигающих, среди прочего, идею о независимости психики от сознания и стремящихся обосновать фактическое существование этой независимой от сознания психики и выявить ее содержание. Одним из таких направлений, базирующихся на понятиях и открытиях в области психического, сделанных Юнгом в разное время, является аналитическая психология. Сегодня в повседневной культурной среде общеупотребительными и даже шаблонными стали такие понятия, как комплекс, экстраверт, интроверт, архетип, некогда введенные в психологию Юнгом. Существует ошибочное мнение, что юнговские идеи выросли на почве идиосинкразии к психоанализу. И хотя ряд положений Юнга, действительно, строится на возражениях Фрейду, сам контекст, в котором в разные периоды возникали "строительные элементы", впоследствии составившие оригинальную психологическую систему, разумеется, гораздо шире и, что самое главное, он базируется на отличных от фрейдовских представлениях и взглядах как на человеческую природу, так и на интерпретацию клинических и психологических данных.

Карл Юнг родился 26 июля 1875 года в Кессвиле, кантон Тургау, на берегу живописного озера Констанц в семье пастора швейцарской реформаторской церкви; дед и прадед со стороны отца были врачами. Учился в Базельской гимназии, любимыми предметами гимназических лет были зоология, биология, археология и история. В апреле 1895 года поступил в Базельский университет, где изучал медицину, но затем решил специализироваться по психиатрии и психологии. Помимо этих дисциплин глубоко интересовался философией, теологией, оккультизмом.

По окончании медицинского факультета Юнг написал диссертацию "О психологии и патологии так называемых оккультных явлений", оказавшуюся прелюдией к его длившемуся почти 60 лет творческому периоду. Основанная на тщательно подготовленных спиритических сеансах со своей необычайно одаренной медиуматическими способностями кузиной Хелен Прейсверк, работа Юнга представляла описание ее сообщений, полученных в состоянии медиумати-ческого транса. Важно отметить, что с самого начала своей профессиональной карьеры Юнг интересовался бессознательными продуктами психического и их значением для субъекта. Уже в этом исследовании легко можно увидеть логическую основу всех его последующих работ в их развитии - от теории комплексов к архетипам, от содержания либидо к представлениям о синхронности и т. д.

В 1900 году Юнг переехал в Цюрих и стал работать ассистентом у известного в то время врача-психиатра Юджина Блейлера в больнице для душевнобольных Бургхольцли (пригород Цюриха). Он поселился на больничной территории, и с этого момента жизнь молодого сотрудника стала проходить в атмосфере психиатрического монастыря. Блейлер был зримым воплощением работы и профессионального долга. От себя и сотрудников он требовал точности, аккуратности и внимательности к пациентам. Утренний обход заканчивался в 8.30 утра рабочей встречей персонала, на которой заслушивались сообщения о состоянии больных. Два-три раза в неделю в 10.00 утра происходили встречи врачей с обязательным обсуждением историй болезни как старых, так и вновь поступивших пациентов. Встречи происходили при непременном участии самого Блейдера. Обязательный вечерний обход происходил между пятью и семью часами вечера. Никаких секретарей не было, и персонал сам печатал на машинке истории болезни, так что порой приходилось работать до 11 часов вечера. Больничные ворота и двери закрывались в 10 вечера. Младший персонал ключей не имел, так что если Юнг хотел вернутся из города домой попозже, он должен был просить ключ у кого-либо из старшего медперсонала. На территории больницы царил сухой закон.

Вскоре он начал публиковать свои первые клинические работы, а также статьи по применению разработанного им же теста словесных ассоциаций. Юнг пришел к выводу, что посредством словесных связей можно обнаружить ("нащупать") определенные совокупности (констелляции) чувственно окрашенных (или эмоционально "заряженных") мыслей, понятий, представлений и, тем самым, дать возможность выявиться болезненным симптомам. Тест работал, оценивая реакцию пациента по временной задержке между стимулом и ответом. В результате выявилось соответствие между словом-реакцией и самим поведением испытуемого. Значащее отклонение от норм отмечало присутствие аффективно-нагруженных бессознательных идей, и Юнг ввел понятие "комплекс", чтобы описать их целокупную комбинацию.

В 1907 году Юнг опубликовал исследование о раннем слабоумии (эту работу Юнг послал Зигмунду Фрейду), несомненно повлиявшее на Блейлера, который спустя четыре года предложил термин "шизофрения" для соответствующей болезни. В этой работе** Юнг предположил, что именно "комплекс" отвечает за выработку токсина (яда), задерживающего умственное развитие, и именно комплекс напрямую направляет свое психическое содержание в сознание. В таком случае маниакальные идеи, галлюцинаторные переживания и аффективные изменения при психозе представляются как в той или иной степени искаженные проявления подавленного комплекса. Книга Юнга "Психология " оказалась первой психосоматической теорией шизофрении, и в дальнейших своих работах Юнг всегда придерживался убеждения о первичности психогенных факторов в возникновении этой болезни, хотя постепенно и оставил "токсинную" гипотезу" объясняясь в дальнейшем больше в терминах нарушенных нейрохимических процессов.

Встреча с Фрейдом обозначила важную веху в научном развитии Юнга. К моменту личного знакомства в феврале 1907 года в Вене, куда Юнг приехал после непродолжительной переписки, он был уже широко известен как своими опытами в словесных ассоциациях, так и открытием чувственных комплексов. Используя в опытах теорию Фрейда, - его труды он хорошо знал - Юнг не только объяснял свои собственные результаты, но и поддерживал психоаналитическое движение, как таковое. Встреча дала начало тесному сотрудничеству и личной дружбе, продолжавшимся вплоть до 1912 года. Фрейд был старше и опытнее, и нет ничего странного в том, что он стал для Юнга, в некотором смысле, отцовской фигурой. Со своей стороны, Фрейд, воспринявший поддержку и понимание Юнга с неописуемым энтузиазмом и одобрением, уверовал в то, что, наконец-то, нашел своего духовного "сына" и последователя. В этой глубоко символической связи "отец сын" росли и развивались как плодотворность их взаимоотношений, так и семена будущего взаимоотречения и размолвки. Бесценным даром для всей истории психоанализа является их многолетняя переписка, составившая полновесный том.*

В феврале 1903 года Юнг женился на двадцатилетней дочери преуспевающего фабриканта Эмме Раушенбах (1882-1955), с которой прожил вместе пятьдесят два года, став отцом четырех дочерей и сына. Вначале молодые поселились на территории клиники Бурхгольпли, занимая квартиру этажом выше Блейлера, а позже - в 1906 году - переехали во вновь отстроенный собственный дом в пригородное местечко Кюснахт, что неподалеку от Цюриха. Годом раньше Юнг начал преподавательскую деятельность в Цюрихском университете. В 1909 году вместе с Фрейдом и другим психоаналитиком венгром Ференчи, работавшим в Австрии, Юнг впервые приехал в Соединенные Штаты Америки, где прочел курс лекций по методу словесных ассоциаций. Университет Кларка в штате Массачусетс, пригласивший европейских психоаналитиков и праздновавший свое двадцатилетнее существование, присудил Юнгу вместе с другими почетную степень доктора.

Международная известность, а с ней и частная практика, приносившая неплохой доход, постепенно росли, так что в 1910 году Юнг оставляет свой пост в Бурхгольцльской клинике (к тому времени он стал клиническим директором), принимая все более многочисленных пациентов у себя в Кюснахте, на берегу Цюрихского озера. В это время Юнг становится первым Президентом международной Ассоциации психоанализа и погружается в свои глубинные исследования мифов, легенд, сказок в контексте их взаимодействия с миром психопатологии. Появляются публикации, довольно четко обозначившие область последующих жизненных и академических интересов Юнга. Здесь же более ясно обозначилась и граница идеологической независимости от Фрейда во взглядах обоих на природу бессознательного психического.

Прежде всего разногласие обнаружилось в понимании содержания либидо как термина, определяющего психическую энергию индивида. Фрейд полагал, что психические расстройства развиваются из-за подавления сексуальности и перемещения эротического интереса с объектов внешнего мира во внутренний мир пациента. Юнг же считал, что контакт с внешним миром поддерживается и иными способами, кроме сексуального, а утрату контакта с реальностью, характерную, в частности, для шизофрении, нельзя связывать лишь с сексуальным вытеснением. Поэтому Юнг стал использовать понятие либидо для обозначения всей психической энергии,* не ограничиваясь ее сексуальной формой. В дальнейшем расхождения во взглядах выявились и по другим вопросам. Например, Фрейд считал, что невроз зарождается непременно в раннем детстве и главными его факторами являются кровосмесительные фантазии и желания, связанные с так называемым эдиповым комплексом. Юнг, напротив, был убежден, что причина невроза скрыта в сегодняшнем дне, и все детские фантазии явление второго порядка. Фрейд полагал, что наши сновидения - это неисполненные желания, перебравшиеся в сон, чтобы заявить о себе таким косвенным образом. "Зримое содержание сна", говорил он, всего лишь покрывало на "скрытом содержании", которое, как правило, не что иное, как подавленное сексуальное желание раннего детства. Для Юнга же сны являлись каналами связи с бессознательной стороной психического. Они передаются символическим языком, весьма трудным для понимания, но совсем необязательно связаны с желаниями или представляют тот иной способ скрыть неприемлемое. Чаще всего сны дополняют сознательную дневную жизнь, компенсируя ущербные проявления индивида. В ситуации невротического расстройства сны предупреждают о сходе с правильного пути. Невроз - достаточно ценный сигнал, "полезное" сообщение, указывающее, что индивид забрел слишком далеко. В этом смысле, невротические симптомы могут рассматриваться как компенсационные; они тоже часть механизма саморегуляции, нацеленного на достижение более устойчивого равновесия внутри психического. Парадоксально, но Юнг говорил иногда о ком-нибудь:

"Слава Богу, он стал невротиком!" Как физическая боль сигнализирует о неполадках в теле, так и невротические симптомы сигнализируют о необходимости привлечь внимание к психологическим проблемам, о которых человек и не подозревал.

Словом, "отступничество" Юнга было неизбежно, и последовавшие события привели к тому, что в 1913 году между двумя великими людьми произошел разрыв, и каждый пошел своим путем, следуя своему творческому гению.

Юнг очень остро переживал свой разрыв с Фрейдом. Фактически это была личная драма, духовный кризис, состояние внутреннего душевного разлада на грани глубокого нервного расстройства. "Он не только слышал неведомые голоса, играл, как ребенок, или бродил по саду в нескончаемых разговорах с воображаемым собеседником, - замечает один из биографов в своей книге о Юнге, - но и серьезно верил, что его дом населен привидениями".

В момент расхождения с Фрейдом Юнгу исполнилось тридцать восемь лет. Жизненный полдень, притин, акмэ, оказался одновременно и поворотным пункт в психическом развитии. Драма расставания обернулась возможностью большей свободы развития своей собственной теории содержаний бессознательного психического. В работах Юнга все более выявляется интерес к архетипическому символизму. В личной жизни это означало добровольный спуск в "пучину" бессознательного. В последовавшие шесть лет (1913-1918) Юнг прошел через этап, который он сам обозначил как время "внутренней неопределенности" или "творческой болезни" (Элленбергер). Значительное время Юнг проводил в попытках понять значение и смысл своих сновидений и фантазий и описать это насколько возможно - в терминах повседневной жизни. В результате получилась объемистая рукопись в 600 страниц, иллюстрированная множеством рисунков образов сновидений и названная "Красной книгой". (По причинам личного характера она никогда не публиковалась). Пройдя через личный опыт конфронтации с бессознательным, Юнг обогатил свой аналитический опыт и создал новую систему аналитической психотерапии и новую структуру психического.

В творческой судьбе Юнга определенную роль сыграли его "русские встречи", взаимоотношения в разное время и по разным поводам с выходцами из России, - студентами пациентами, врачами, философами, издателями. Начало "русской темы" можно отнести к концу первого десятилетия XX века, когда в числе участников психоаналитического кружка в Цюрихе стали появляться студенты-медики из России. Имена некоторых нам известны: Фаина Шалевская из Ростова-на-Дону (1907 г.), Эстер Аптекман (1911 г.), Татьяна Розенталь из Петербурга (1901-1905, 1906-1911 гг.), Сабина Шпильрейн из Ростова-на-Дону (1905-1911) и Макс Эйтингон. Все они впоследствии стали специалистами в области психоанализа. Татьяна Розенталь вернулась в Петербург и в дальнейшем работала в Институте Мозга у Бехтерева в качестве психоаналитика. Являлась автором малоизвестной работы "Страдание и творчество Достоевского". В 1921 году в возрасте 36 лет покончила жизнь самоубийством. Уроженец Могилева, Макс Эйтингон в 12 лет вместе с родителями переехал в Лейпциг, где затем изучал философию, прежде чем ступить на медицинскую стезю. Он работал ассистентом Юнга в клинике Бурхгольцли и под его руководством в 1909 году получил докторскую степень в Цюрихском университете. Другая "русская девушка" Сабина Шпильрейн была пациенткой начинающего доктора Юнга (1904 г.), а впоследствии сделалась его ученицей. Завершив образование в Цюрихе и получив степень доктора медицины, Шпильрейн пережила мучительный разрыв с Юнгом, переехала в Вену и примкнула к психоаналитическому кружку Фрейда. Некоторое время работала в клиниках Берлина и Женевы, у нее начинал свой курс психоанализа известный впоследствии психолог Жан Пиаже. В 1923 году вернулась в Россию. Она вошла в состав ведущих специалистов-психоаналитиков образованного в те годы в Москве Государственного Психоаналитического института. Дальнейшая ее судьба сложилась весьма трагично.

После закрытия Психоаналитического института Сабина Николаевна переехала в Ростов-на-Дону к родителям. Запрет на психоаналитическую деятельность, арест и гибель в застенках НКВД трех братьев, и, наконец, смерть в Ростове, когда она вместе с двумя дочерьми разделила участь сотен евреев, расстрелянных в местной синагоге немцами в декабре 1941 года. Вена и Цюрих издавна считались центрами передовой психиатрической мысли. Начало века принесло им известность и в связи с клинической практикой соответственно Фрейда и Юнга, так что ничего удивительного не было в том, что туда устремилось внимание тех русских клиницистов и исследователей, которые искали новые средства лечения разнообразных психических расстройств и стремились к более глубокому проникновению в человеческую психику. А некоторые из них специально приезжали к ним на стажировку или для краткого ознакомления с психоаналитическими идеями.

В 1907-10 годах Юнга в разное время посещали московские психиатры Михаил Асатиани, Николай Осипов и Алексей Певницкий. Из более поздних знакомств следует особо отметить встречу с издателем Эмилием Метнером и философом Борисом Вышеславцевым. В период "стычки" Юнга с бессознательным и работы над "Психологическими типами" Эмилий Карлович Метнер, бежавший в Цюрих из воюющей Германии, оказался чуть ли не единственным собеседником, способным к восприятию юнговских идей. (Юнг оставил пост Президента Психоаналитической ассоциации, а вместе с ним утратил и многие личные связи с коллегами). Еще живя в России, Метнер основал издательство "Мусагет" и выпускал философско-литературный журнал "Логос". По свидетельству сына Юнга, психологическая поддержка со стороны Метнера имела большое значение для отца. За границей Метнер страдал от частых резких шумов в ушах, по поводу чего вначале обратился к венским фрейдистам. Те ничем помочь не смогли кроме настоятельного совета жениться. Тогда-то и состоялась встреча с Юнгом. Метнер готовился к длительному лечению, но мучающий симптом исчез после нескольких сеансов. Отношения же пациент аналитик превратились в дружеские и поначалу почти ежедневные. Затем в течение ряда лет Юнг и Метнер встречались раз в неделю, вечером и обсуждали те или иные философские и психологические вопросы. Сын Юнга помнил, что отец именовал Метнера "русским философом".

Спустя годы Метнер публикует первую рецензию на вышедшую книгу "Психологические типы", а позже становится издателем трудов Юнга на русском языке, пишет предисловия к ним. Смерть Метнера помешала довести до конца начатое дело по публикации четырех томов трудов К. Г. Юнга. Эту работу довершил другой "русский" - философ Борис Петрович Вышеславцев (1877-1954). Высланный большевиками в 1922 году из России, вначале работал в созданной Н. А. Бердяевым Религиозно-философской Академии. Позже читал лекции в парижском богословском институте. В 1931 году опубликовал книгу "Этика преображенного эроса", в которой под влиянием, в частности, идей К. Юнга, выдвинул теорию этики сублимации Эроса. В те годы между Юнгом и Вышеславцевым завязывается переписка, в которой Вышеславцев объявляет себя учеником Юнга. В конце 30-х годов стараниями Вышеславцева четырехтомное собрание трудов Юнга было завершено. Накануне завершения войны в апреле 1945 года Юнг помог Вышеславцеву с женой перебраться из Праги в нейтральную Швейцарию.

После выхода в свет "Психологических типов" для 45-летнего мэтра психологии наступил нелегкий этап укрепления завоеванных им в научном мире позиций. Постепенно Юнг приобретает все большую международную известность не только среди коллег - психологов и психиатров: его имя начинает вызывать серьезный интерес у представителей других направлений гуманитарных знаний - философов, историков культуры" социологов и пр. И здесь, забегая вперед, следует сказать, что труды и идеи Юнга вызвали к жизни волны влияния, по крайней мере в двух областях. Первая - это школа психологической теории и терапии, т.е. клиническая и личностная психоаналитическая практика; вторая область влияния - искусство и гуманитарные области знания вообще и науки в частности. И в этом смысле взгляды Юнга на психическую жизнь, искусство и историю можно весьма приблизительно свести к следующим утверждениям:

1. Бессознательное реально. Его активность, его энергетическая основа внутри нас и промеж нас проявляются непрерывно. Психическая реальность не может быть не опознана и не признана. Наш сознательный разум не является единственным управляющим всего индивидуального хозяйства, он даже не единственный (полномочный, но не всегда) хозяин и капитан наших мыслей. Мы всегда и во всем - индивидуально и коллективно - пребываем под влиянием - плохим или хорошим, вопрос другой, - той энергии, которая нами не осознается.

2. Именно потому, что бессознательное нами не осознается, мы ничего непосредственно о нем сказать и не можем. Но мы все же судим о нем по его "плодам", по косвенным проявлениям в сознательной психике. Подобные проявления-манифестации могут возникать в сновидениях, произведениях искусства и литературы, в воображении, грезах, некоторых специфических формах поведения, а также в тех символах, которые управляют народами и обществами.

3. Результирующее (манифестное) проявление психического есть всегда сплав, смешение различных влияний, комбинация самых разнообразных факторов. Прежде всего налицо работа эго, нашего сознательного Я. Затем, в качестве участников действия можно увидеть личностные (в основном несознаваемые) комплексы индивида или группы, к которой принадлежит тот или иной участник. И, в-третьих, несложно проследить участие той или иной комбинации архетипического воздействия, имеющего свое инициирующее начало в коллективной психике, но реализующееся в том же самом индивиде (коллективное бессознательное). Из взаимодействия всех этих составляющих возникают поступки, идеи, произведения искусства, любые массовые движения и коллективные действия. И здесь скрыто вечное "очарование" жизнью как отдельного человека, так и групп, обществ, наций и всего человечества. От наскальной живописи и инициирующих танцев первобытных дикарей до массовых опытов мировых войн или Гулага.

4. Бессознательное занято непрерывным воспроизводством символов, и это символы психические, имеющие отношение к психике. Эти символы, как и сама психика, основаны на эмпирической реальности, но не являются знаками, эту реальность представляющую. Юнг подробно разбирает как само содержание символа, так и его отличие от знака во многих своих работах, здесь же я ограничусь простым примером. Скажем, во сне образ быка может лежать в основе сексуальности сновидца, но сам образ к этому не сводится. Юнговское отношение к символам неоднозначно потому, что он избегает жесткой закрепленности ("это означает то") изображаемого образа. Бык - как символ психической энергии, представляющей силу - может символизировать агрессивную мужскую сексуальность, но это может одновременно выражать и фаллическое производительное творчество, и образ неба, и фигуру строгого отца и т.д. В любом случае свободный путь символического размышления открывает широкие возможности для смысла и выступает противником всякого буквализма, фундаментализма любого толка.

5. Юнг был глубоко убежден в том, что значение психических символов значительно шире личностных границ. Архетипический символ трансперсонален по своей сути. Он межличностен по смыслу. Здесь, возможно скрыта внеконфессиональная религиозность Юнга. Юнг был убежден, что жизненная история существует на двух уровнях и поэтому и рассказываться должна, как в старых эпических поэмах. Библии или Одиссее: сказательно и иносказательно, В противном случае, история, как и сама жизнь, оказывается неполной и, стало быть, неподлинной. Это соответствует двууровневому членению психического на сознание и бессознательное.

Итак, во всех случаях налицо психическая реальность как, по выражению Юнга, "единственная очевидность" или "высочайшая действительность". В своей работе "Реальное и сюрреальное"* Юнг описывает это понятие следующим образом. Он сравнивает восточный тип мышления и западный. Согласно западному взгляду, все, что "реально", так или иначе постигается органами чувств. Такое ограничительное толкование реальности, сведение ее к материальности, хотя и кажется понятным, но представляет лишь фрагмент реальности как целого. Эта узкая позиция чужда восточному видению мира, который абсолютно все относит к реальности. Поэтому Восток в отличие от Запада не нуждается в определениях типа "сверхреальность" или "экс-трасенсорика" по отношению к психическому. Ранее западный человек рассматривал психическое лишь как "вторичную" реальность, полученную в результате действия соответствующих физических начал. Показательным примером такого отношения можно считать простодушный материализм а-ля Фогг-Молешотт, декларировавший, что "мысль находится почти в таком же отношении к головному мозгу, как желчь к печени". В настоящее время, полагает Юнг, Запад начинает осознавать свою ошибку и понимать, что мир, в котором он живет, представлен психическими образами. Восток оказался мудрее, таково мнение Юнга, поскольку он находил, что сущность всех вещей зиждется на психике. Между неведомыми эссенциями духа и материей заключена реальность психического, и она призвана быть единственной реальностью, переживаемой нами непосредственно.

Поэтому Юнг считал исследование психики наукой будущего. Для него актуальная проблема человечества заключалась не столько в угрозе перенаселения или ядерной катастрофе, сколько в опасности психической эпидемии. Таким образом, в судьбе человечества решающим фактором оказывается сам человек, его психика. Еще конкретнее, этот "решающий фактор" сфокусирован и сконцентрирован в бессознательной психике, являющейся реальной угрозой; "мир висит на тонкой нити, и эта нить психика человека".

В 20-е годы Юнг совершает ряд длительных увлекательных путешествий, предпринятых им в различные районы Африки и к индейцам Пуэбло в Северной Америке. Отчет об этих исследовательских поездках (включая еще и поездку в Индию, состоявшуюся позже, в 1938 году), а точнее, своеобразное культурно-психологическое эссе составили позднее главу "Путешествия" в автобиографической книге Юнга "Воспоминания, сновидения, размышления".* В отличие от беззаботно-любопытствующих туристов Юнг смог взглянуть на другую культуру с точки зрения раскрытия содержащегося в ней смысла; постигая этот смысл, он полагает, что сама история имеет известный общечеловеческий универсальный смысл, в рамках которого возможно взаимодействие и культур, и времен. Здесь заключены две главные темы: Юнга - психолога и психотерапевта и Юнга - культуролога. Это тема личностного развития - индивидуации и тема коллективного бессознательного. Юнг рассматривал индивидуацию как бытие, направленное в сторону достижения психической целостности, и использовал для его характеристики многочисленные иллюстрации из алхимии, мифологии, литературы, западных и восточных религий, пользуясь и своими собственными клиническими наблюдениями. Что касается "коллективного бессознательного", то это понятие также выступает ключевым для всей аналитической психологии и, по мнению многих авторитетных ученых и мыслителей, является "наиболее революционной идеей XX-го века", идеей, серьезные выводы из которой так и не были сделаны до сего времени.

Юнг возражал против той мысли, что личность полностью детерминирована ее опытом, обучением и воздействием окружающей среды. Он утверждал, что каждый индивид появляется на свет с "целостным личностным эскизом...представленным в потенции с самого рождения", и что "окружающая среда вовсе не дарует личности возможность ею стать, но лишь выявляет то, что уже было в ней [личности] заложено".** Согласно Юнгу, существует определенная наследуемая структура психического, развивавшаяся сотни тысяч лет, которая заставляет нас переживать и реализовывать наш жизненный опыт вполне определенным образом. И эта определенность выражена в том, что Юнг назвал архетипами, которые влияют на наши мысли, чувства, поступки, "...бессознательное, как совокупность архетипов, является осадком всего, что было пережито человечеством, вплоть до его самых темных начал. Но не мертвым осадком, не брошенным полем развалин, а живой системой реакций и диспозиций, которая невидимым, а потому и более действенным образом определяет индивидуальную жизнь. Однако это не просто какой-то гигантский исторический предрассудок, но источник инстинктов, поскольку архетипы ведь не что иное, как формы проявления инстинктов".

В начале 20-х годов Юнг познакомился с известным синологом Рихардом Вильгельмом, переводчиком известного китайского трактата "Книга перемен", и вскоре пригласил его прочесть лекцию в Психологическом клубе в Цюрихе. Юнг живо интересовался восточными гадательными методами и сам с некоторым успехом экспериментировал с ними. Он также участвовал в те годы в ряде медиуматических экспериментов в Цюрихе совместно с Блейлером. Сеансами руководил известный в те годы австрийский медиум Руди Шнайдер. Однако Юнг долгое время отказывался делать какие-либо заключения по поводу этих экспериментов и даже избегал всякого о них упоминания, хотя впоследствии открыто признавал реальность этих феноменов. Он также проявлял глубокий интерес к трудам средневековых алхимиков, в лице которых увидел провозвестников психологии бессознательного. В 1923 году Юнг приобрел небольшой участок земли на берегу Цюрихского озера в местечке Боллинген, где он выстроил здание башенного типа и где тишине и уединении проводил воскресные дни и отпускное время. Здесь не было ни электричества, ни телефона, ни отопления. Пища готовилась на печи, вода доставалась из колодца. Как удачно заметил Элленбергер, переход из Кюснахта в Боллинген символизировал для Юнга путь от эго к Самости или, другими словами, путь индивидуации.

В 30-е годы известность Юнга приобрела международный характер. Он был удостоен титула почетного президента Психотерапевтического общества Германии. В ноябре 1932 года цюрихский городской совет присудил ему премию по литературе, приложив к ней чек на 8000 франков.

В 1933 году в Германии к власти пришел Гитлер. Психотерапевтическое общество было немедленно реорганизовано в соответствии с национал-социалистическими принципами, а его президент Эрнст Кречмер подал в отставку. Президентом Международного Общества стал Юнг, но само Общество стало действовать по принципу "крышечной организации", состоящей из национальных обществ (среди которых германское общество было лишь одним из) и индивидуальных членов. Как впоследствии объяснял сам Юнг, это была своего рода увертка, позволившая психотерапевтам-евреям, исключенным из германского общества, оставаться внутри самой организации. В связи с этим Юнг отверг всяческие обвинения относительно его симпатий к нацизму и косвенных проявлений антисемитизма.

В 1935 году Юнг был назначен профессором психологии швейцарской политехнической школы в Цюрихе, в том же году он основал Швейцарское Общество практической психологии. По мере того как международная ситуация становилась все хуже, Юнг, который до того никогда не выказывал сколь-нибудь явного интереса к мировой политике, стал проявлять к ней все больший интерес. Из интервью, которые он давал в те годы разным журналам, можно понять, что Юнг пытался анализировать психологию государственных лидеров и в особенности диктаторов. 28 сентября 1937 года во время исторического визита в Берлин Муссолини Юнг случайно оказался там и имел возможность близко наблюдать поведение итальянского диктатора и Гитлера во время массового парада. С этого времени проблемы массовых психозов сделались одним из фокусов внимания Юнга.

Другой поворотный пункт в жизни Юнга следует отнести к концу второй мировой войны. Он сам отмечает этот момент в своей автобиографической книге (см. главу "Видения"). В начале 1944 года, пишет Юнг, он сломал ногу а также у него приключился инфаркт, во время которого он потерял сознание и почувствовал, что умирает. У него возникло космическое видение, в котором он рассматривал нашу планету со стороны, а самого себя не более, чем сумму того, что он когда-то сказал и сделал в течение своей жизни. В следующий момент, когда он собирался переступить порог некоего храма, он увидел своего доктора, идущего ему навстречу.. Вдруг доктор принял черты короля острова Кос (родина Гиппократа), чтобы вернуть его обратно на землю, и у Юнга возникло такое чувство, что жизни доктора что-то угрожало, в то время как его, Юнга, собственная жизнь была спасена (и действительно, через несколько недель его врач неожиданно умер). Юнг отметил, что впервые почувствовал горькое разочарование, когда вернулся обратно к жизни. С этого момента что-то изменилось в нем бесповоротно, и его мысли приняли новое направление, что можно увидеть и из его работ написанных в то время. Теперь он сделался "мудрым старцем из Кюснахта"...

Ближе к концу своей жизни Юнг все меньше отвлекался на внешние перипетии каждодневных событий, все более направляя свое внимание и интерес к общемировым проблемам. Не только угроза атомной войны, но и все возрастающая перенаселенность Земли и варварское уничтожение природных ресурсов наряду с загрязнением природы глубоко волновали его. Возможно, впервые за всю историю выживание человечества, как целого, проступило в угрожающем свете во второй половине XX века, и Юнг сумел почувствовать это гораздо раньше других. Поскольку на кон поставлена судьба человечества, то естественно спросить: а не существует ли архетип, который представляет, так сказать, целое человечества и его судьбу? Юнг видел, что почти во всех мировых религиях, да и в ряде других религиозных конфессий такой архетип существует и обнаруживает себя в образе так называемого изначального (первочеловека) или космического человека, антропоса. Антропос, гигантский космический человек олицетворяет жизненный принцип и смысл всей человеческой жизни на Земле (Имир, Пуруша, Панку, Гайомарт, Адам). В алхимии и гностицизме мы находим сходный мотив Человека Света, который падает во тьму или оказывается расчлененным тьмой и должен быть "собран" и возвращен свету. В текстах этих учений существует описание того, как Человек Света, идентичный Богу, вначале живет в Плероме, затем побеждается силами Зла, - как правило, это звездные бога" или Архоны, падает или "соскальзывает" вниз и, в конечном итоге, оказывается разбросанным в материи в виде множества искр, где ему предстоит ожидание своего спасения. Его искупление или освобождение заключается в собирании всех разбросанных частей и возвращении в Плерому. Эта драма символизирует процесс индивидуации у индивида; каждый поначалу состоит из таких хаотических многообразных частиц и постепенно может стать одной личностью путем сбора и осознания этих частиц. Но эта драма может быть понята и как образ медленного постепенного развития человечества в направлении высшего сознания, о чем Юнг весьма подробно написал в своих работах "Ответ Иову" и "Айон".

Уверенность в абсолютном единстве всего сущего привела Юнга к мысли, что физическое и ментальное, подобно пространственному и временному, суть категории человеческие, психические, не отражающие реальность с необходимой точностью. Вследствие самой природы своих мыслей и языка люди неизбежно вынуждены (бессознательно) все делить на свои противоположности. Отсюда антиномность любых утверждений. Фактически же, противоположности могут оказаться фрагментами одной и той же реальности. Сотрудничество Юнга в последние годы жизни с физиком Вольфгангом Паули привело обоих к убеждению, что изучение физиками глубин материи, а психологами - глубин психического, могут быть лишь разными способами подхода к единой, скрытой реальности. Ни психология не может быть достаточно "объективной", поскольку наблюдатель неизбежно влияет на наблюдаемый эффект, ни физика, не способная на субатомном уровне измерить одновременно количество движения и скорость частицы. Принцип дополнительности, ставший краеугольным камнем современной физики, применим и к проблемам души и тела.

В течение всей жизни на Юнга производили впечатление последовательности разных внешне не связанных друг с другом событий, происходящих одновременно. Скажем, смерть одного человека и тревожный сон у его близкого родственника, случившиеся одномоментно. Юнг ощущал, что подобные "совпадения" требовали какого-то дополнительного объяснения кроме утверждения о некоей "случайности". Такой дополнительный принцип объяснения Юнг назвал синхронностью, По мысли Юнга, синхронность основывается на универсальном порядке смысла, являющемся дополнением к причинности. Синхронные явления связаны с архетипами. Природа архетипа - не физическая и не ментальная - принадлежит к обеим областям. Так что архетипы способны проявляться одновременно и физически, и ментально. Здесь показателен пример - случай со Сведенборгом, упоминаемый Юнгом, когда Сведенборг пережил видение пожара в тот самый момент, когда пожар действительно бушевал в Стокгольме. По мнению Юнга, определенные изменения в состоянии психики Сведенборга дали ему временный доступ к "абсолютному знанию" - к области, где преодолеваются границы времени и пространства. Восприятие структур упорядочивания воздействует на психическое как смысл

В 1955 году в честь восьмидесятилетия Юнга в Цюрихе состоялся Международный Конгресс психиатров под председательством Манфреда Блейлера, сына Юджина Блейлера (у которого Юнг начинал свою карьеру психиатра в Бурхгольцли). Юнгу было предложено сделать доклад о психологии шизофрении, теме, с которой начались его научные исследования в 1901 году. Но и в то же время вокруг него разрасталось одиночество. В ноябре 1955 года умерла Эмма Юнг, его жена, бессменный спутник на протяжении более полувека. Из всех великих пионеров глубинной психологии Юнг был единственным, чья жена стала его учеником, усвоила его методы и приемы и на практике применяла его психотерапевтический метод.

С годами Юнг ослабевал физически, но его ум оставался живым и отзывчивым. Он поражал своих гостей тонкими размышлениями о тайнах человеческой души и будущем человечества.

В восемьдесят пять лет Карл Густав Юнг получил титул почетного гражданина Кюснахта, в котором поселился в далеком 1909 году. Мэр торжественно вручил "мудрому старцу" церемониальное письмо и печать, а Юнг выступил с ответной речью, обратившись к собравшимся на своем родном базельском диалекте. Незадолго до смерти Юнг завершил работу над своей автобиографической книгой, "Воспоминания, сновидения, размышления", ставшей бестселлером в западном мире, а также вместе со своими учениками написал увлекательную книгу "Человек и его символы", популярное изложение основ аналитической психологии.

Карл Густав Юнг умер в своем доме в Кюснахте 6 июня 1961 года. Прощальная церемония состоялась в протестантской церкви Кюснахта. Местный пастор в погребальной речи назвал покойного "пророком, сумевшим сдержать всеохватывающий натиск рационализма и давшим человеку мужество вновь обрести свою душу". Два других ученика Юнга теолог Ганс Шер и экономист Юджин Бюлер отметили научные и человеческие заслуги своего духовного наставника. Тело было кремировано, а пепел захоронен в семейной могиле на местном кладбище.

Швейцарский психолог и философ, основатель "аналитической психологии". Развил

учение о коллективном бессознательном, в образах которого (то есть архетипах)

видел источник общечеловеческой символики, в том числе мифов и сновидений

("Метаморфозы и символы либидо"). Цель психотерапии, по Юнгу, - осуществление

индивидуализации личности. Оказал влияние на культурологию, сравнительное

религиоведение и мифологию.

Карл Юнг родился 26 июля 1875 года в Кессвиле, кантон Тургау, на берегу

живописного озера Констанц в семье пастора швейцарской реформаторской церкви,

дед и прадед со стороны отца были врачами Учился в Базельской гимназии, любимыми

предметами гимназических лет были зоология, биология, археология и история

В апреле 1895 года поступил в Базельский университет, где изучал медици-

ну, но затем решил специализироваться по психиатрии и психологии Помимо этих

дисциплин интересовался философией, теологией, оккультизмом

По окончании медицинского факультета Юнг написал диссертацию "О психологии и

патологии так называемых оккультных явлений", оказавшуюся прелюдией к его

длившемуся почти 60 лет творческому периоду Основанная на тщательно

подготовленных спиритических сеансах со своей необычайно одаренной

медиуматическими способностями кузиной Хелен Прейсверк, работа Юнга представляла

описание ее сообщений, полученных в состоянии медиуматического транса.

В 1900 году Юнг переехал в Цюрих и стал работать ассистентом у известного в то

время врача-психиатра Юджина Блейлера в больнице для душевнобольных Бургхольцли

(пригород Цюриха) Он поселился на больничной территории, и с этого момента жизнь

молодого сотрудника стала проходить в атмосфере психиатрического монастыря

Блейлер от себя и сотрудников требовал точности, аккуратности и внимательности к

пациентам

На территории больницы царил сухой закон Юнг упоминает, что первые шесть месяцев

он провел совершенно отрезанный от внешнего мира и в свободное время читал

Вскоре он начал публиковать свои первые клинические работы, а также статьи по

применению разработанного им же теста словесных ассоциаций Юнг пришел к выводу,

что посредством словесных связей можно обнаружить ("нащупать") определенные

совокупности (констелляции) чувственно окрашенных (или эмоционально

"заряженных") мыслей, понятий, представлений и тем самым дать возможность

выявиться болезненным симптомам

В 1907 году Юнг опубликовал исследование о раннем слабоумии (эту работу Юнг

послал Зигмунду Фрейду), несомненно повлиявшее на Блейлера, который спустя

четыре года предложил термин "шизофрения" для соответствующей болезни

Встреча с Фрейдом обозначила важную веху в научном развитии Юнга К моменту

личного знакомства в феврале 1907 года в Вене, куда Юнг приехал после

непродолжительной переписки, он был уже широко известен как своими опытами в

словесных ассоциациях, так и открытием чувственных комплексов Используя в опытах

теорию Фрейда, Юнг не только объяснял свои собственные результаты, но и

поддерживал психоаналитическое движение как таковое Встреча положила начало

тесному сотрудничеству и личной дружбе, продолжавшимся вплоть до 1912 года Фрейд

был старше и опытнее, и нет ничего странного в том, что он стал для Юнга в

некотором смысле отцовской фигурой Со своей стороны, Фрейд уверовал в то, что

наконец-то нашел в лице Юнга своего духовного "сына" и последователя Бесценным

даром для

всей истории психоанализа является их многолетняя переписка, составившая

полновесный том.

В феврале 1903 года Юнг женился на двадцатилетней дочери преуспевающего

фабриканта Эмме Раушенбах (1882 -1955), с которой прожил вместе пятьдесят два

года, став отцом четырех дочерей и сына. Вначале молодые поселились на

территории клиники Бургхольцли, заняв квартиру этажом выше Блейлера, а позже - в

1906 году - переехали в собственный дом в пригородное местечко Кюснахт, что

неподалеку от Цюриха. Годом раньше Юнг начал преподавательскую деятельность в

Цюрихском университете

В 1909 году вместе с Фрейдом и другим психоаналитиком - венгром Фе-ренчи,

работавшим в Австрии, Юнг впервые приехал в Соединенные Штаты Америки, где

прочел курс лекций о методе словесных ассоциаций. Университет Кларка в штате

Массачусетс, пригласивший европейских психоаналитиков и праздновавший свое

двадцатилетнее существование, присудил Юнгу вместе с другими почетную степень

Международная известность, а с ней и частная практика, приносившая неплохой

доход, постепенно росли, так что в 1910 году Юнг оставил свой пост в

Бурхгольцльской клинике (к тому времени он стал клиническим директором) и

расширил частную практику у себя в Кюснахте, на берегу Цюрихского озера. В это

время Юнг становится первым Президентом международной Ассоциации психоанализа и

погружается в свои глубинные исследования мифов, легенд, сказок в контексте их

взаимодействия с миром психопатологии. Появляются публикации, довольно четко

обозначившие область последующих интересов Юнга, а также границу идеологической

независимости от Фрейда во взглядах обоих на природу бессознательного

психического.

Словом, "отступничество" Юнга было неизбежно, и последовавшие события привели к

тому, что в 1913 году между двумя великими людьми произошел разрыв, и в науке

каждый пошел своим путем, следуя своему творческому гению.

Юнг очень остро переживал свой разрыв с Фрейдом. Фактически это была личная

драма, духовный кризис, состояние внутреннего душевного разлада на грани

глубокого нервного расстройства. "Он не только слышал неведомые голоса, играл,

как ребенок, или бродил по саду в нескончаемых разговорах с воображаемым

собеседником, - замечает один из биографов в своей книге о Юнге, - но и серьезно

верил, что его дом населен привидениями"

Драма расставания обернулась для тридцативосьмилетнего Юнга возможностью большей

свободы развития своей собственной теории содержаний бессознательного

психического. В работах его все более выявляется интерес к архетипическому

символизму. В личной жизни это означало добровольный спуск в "пучину"

бессознательного. В последовавшие шесть лет (1913-1918) Юнг прошел через этап,

который он сам обозначил как время "внутренней неопределенности" или "творческой

болезни" Юнг пытался понять значение и смысл своих сновидений и фантазий и

описать это - насколько возможно-в терминах повседневной жизни. В результате

получилась рукопись в 600 страниц, иллюстрированная множеством рисунков образов

сновидений и названная "Красной книгой". (По причинам личного характера она

никогда не публиковалась. Пройдя через личный опыт конфронтации с бессознатель-

ным, Юнг обогатил свой аналитический опыт и создал новую систему аналитической

психотерапии и новую структуру психического.

Карл Юнг считал исследование психики наукой будущего. Для него актуальная проблема

человечества заключалась не столько в угрозе перенаселения или ядерной

катастрофе, сколько в опасности психической эпидемии. В судьбе человечества

решающим фактором является сам человек, его психика Еще конкретнее этот

"решающий фактор" сфокусирован и сконцентрирован в бессознательной психике,

являющейся реальной угрозой; "мир висит на тонкой нити, и эта нить - психика

человека".

В 1920-е годы Юнг совершает ряд длительных увлекательных путешествий,

предпринятых им в различные районы Африки и к индейцам Пуэбло в Северной Америке

Отчет об этих исследовательских поездках (включая еще и поездку в Индию,

состоявшуюся позже, в 1938 году), а точнее, своеобразное культурно-

психологическое эссе составили позднее главу "Путешествия" в автобиографической

книге Юнга "Воспоминания, сновидения, размышления". В отличие от беззаботно-

любопытствующих туристов, Юнг смог взглянуть на другую культуру с точки зрения

известный общечеловеческий универсальный смысл, в рамках которого возможно

взаимодействие и культур, и времен

В начале 1920-х годов Юнг познакомился с известным синологом Рихардом

Вильгельмом, переводчиком известного китайского трактата "Книга перемен", и

вскоре пригласил его прочесть лекцию в Психологическом клубе в Цюрихе. Юнг живо

интересовался восточными гадательными методами и сам с некоторым успехом

экспериментировал с ними. Он также участвовал в те годы в ряде медиуматических

экспериментов в Цюрихе совместно с Блейле-ром. Сеансами руководил известный в те

годы австрийский медиум Руди Шнайдер. Юнг долгое время отказывался делать какие-

либо заключения по поводу этих экспериментов и даже избегал всякого о них

упоминания, но впоследствии открыто признавал реальность этих феноменов. Он

также проявлял глубокий интерес к трудам средневековых алхимиков, в лице которых

увидел провозвестников психологии бессознательного.

В 1923 году Юнг приобрел небольшой участок земли на берегу Цюрихского озера в

местечке Боллинген, где он выстроил здание башенного типа и где в тишине и

уединении проводил воскресные дни и отпуск. Здесь не было ни электричества, ни

телефона, ни отопления Пища готовилась на печи, вода доставалась из колодца. Как

удачно заметил Элленбергер, переход из Кюснах-та в Боллинген символизировал для

Юнга путь от эго к самости, или, другими словами, путь индивидуализации.

В 1930-е годы Юнг был удостоен титула почетного президента Психотерапевтического

общества Германии В ноябре 1932 года цюрихский городской совет присудил ему

премию по литературе, приложив к ней чек на 8000 франков

В 1933 году в Германии к власти пришел Гитлер. Психотерапевтическое общество

было немедленно реорганизовано в соответствии с национал-социалистическими

принципами, а его президент Эрнст Кречмер подал в отставку Президентом

Международного Общества стал Юнг, но само Общество стало действовать по принципу

"крышечной организации", состоящей из национальных обществ (германское общество

было лишь одним из них) и индиви

дуальных членов Как впоследствии объяснял сам Юнг, это была своего рода увертка,

позволившая психотерапевтам-евреям, исключенным из германского общества,

оставаться внутри самой организации В связи с этим Юнг отверг всяческие

обвинения относительно его симпатий к нацизму и косвенных проявлений

антисемитизма

В 1935 году Юнг был назначен профессором психологии швейцарской политехнической

школы в Цюрихе, в том же году он основал Швейцарское Общество практической

психологии По мере того как международная ситуация становилась все хуже, Юнг,

который до того никогда не выказывал сколь-нибудь явного интереса к мировой

политике, стал проявлять к ней все больший интерес Из интервью, которые он давал

в те годы разным журналам можно понять, что Юнг пытался анализировать психологию

время исторического визита в Берлин Муссолини Юнг случайно оказался там и имел

возможность близко наблюдать поведение итальянского диктатора и Гичлера во время

массового парада С этого времени проблемы массовых психозов сделались одним из

фокусов внимания Юнга

Другой поворотный пункт в жизни Юнга следует отнести в концу Второй мировой

войны Он сам отмечает этот момент в своей автобиографической книге В начале 1944

года, пишет Юнг, он сломал ногу, а также у него приключился инфаркт, во время

которого он потерял сознание и почувствовал, что умирает У него возникло

космическое видение, в котором он рассматривал нашу планету со стороны, а самого

себя не более, чем сумму того, что он когда-то сказал и сделал в течение своей

жизни В следующий момент, когда он собирался переступить порог некоего храма, он

увидел своего доктора, идущего ему навстречу Вдруг доктор принял черты короля

острова Кос (родина Гиппократа), чтобы вернуть его обратно на землю, и у Юнга

возникло такое чувство, что жизни доктора что-то угрожало, в то время как его,

Юнга, собственная жизнь была спасена (и действительно, через несколько недель

его врач неожиданно умер) Юнг отметил, что впервые почувствовал горькое

разочарование, когда вернулся обратно к жизни С этого момента что-то изменилось

в нем бесповоротно, и его мысли приняли новое направление, что можно увидеть и

из его работ, написанных в то время Теперь он сделался "мудрым старцем из

Кюснахта"

К концу своей жизни Юнг все меньше отвлекался на внешние перипетии каждодневных

событий, все более проявляя свое внимание и интерес к общемировым проблемам Не

только угроза атомной войны, но и все возрастаю щая перенаселенность Земли и

варварское уничтожение природных ресурсов наряду с загрязнением природы глубоко

волновали его Возможно, Юнг почувствовал гораздо раньше других, какая угроза

нависла над человечеством Поскольку на кон поставлена судьба человечества, то

естественно спросить а не существует ли архетип, который представляет, так

сказать, целое человечества и его судьбу7 Юнг видел, что почти во всех мировых

религиях такой архетип существует и обнаруживает себя в образе так называемого

изначального (первочеловека) или космического человека, антропоса Антропос, ги

гантский космический человек олицетворяет жизненный принцип и смысл всей

человеческой жизни на Земле (Имир, Пуруша, Пан-ку, Гайомарт Адам)

Сотрудничество Юнга в последние годы жизни с физиком Вольфгангом Паули привело

обоих к убеждению, что изучение физиками глубин материи, а психологами - глубин

психического, могут быть лишь разными способами подхода к единой, скрытой

реальности Ни психология не может быть достаточно "объективной", поскольку

наблюдатель неизбежно влияет на наблюдаемый эффект, ни физика, не способная на

субатомном уровне измерить одновременно количество движения и скорость частицы

Принцип дополнительности, ставший краеугольным камнем современной физики,

применим и к проблемам души и тела В течение всей жизни у Юнга возникало

впечатление последовательности разных внешне не связанных друг с другом событий,

происходящих одновременно Скажем, смерть одного человека и тревожный сон у его

близкого родственника, случившиеся одномоментно Юнг ощущал, что подобные

"совпадения" требовали какого-то дополнительного объяснения, кроме утверждения о

некоей "случайности" Такой дополнительный принцип объяснения Юнг назвал

синхронностью По мнению Юнга, определенные изменения в состоянии психики

Сведенборга дали ему временный доступ к "абсолютному знанию" - к области, где

преодолеваются границы времени и пространства Восприятие структур упорядочивания

воздействует на психическое как смысл

В 1955 году в честь восьмидесятилетия Юнга в Цюрихе состоялся Международный

конгресс психиатров под председательством Манфреда Блейлера, сына Юджина

Блейлера (у которого Юнг начинал свою карьеру психиатра в Бурхгольцли) Юнгу

предложили сделать доклад о психологии шизофрении, теме, с которой начались его

научные исспедования в 1901 году

В ноябре 1955 года он пережил большое горе - умерла его жена Эмма, бессменный

спутник на протяжении более полувека Из всех великих пионеров глубинной

психологии Юнг был единственным, чья жена стала его учеником, усвоила его методы

и приемы и на практике применяла его психотерапевтический метод

С годами Юнг ослабевал физически, но его ум оставался живым и отзывчивым Он

поражал своих гостей размышлениями о тайнах человеческой души и будущем

человечества

В восемьдесят пять лет Карл Густав Юнг получил титул почетного гражданина

Кюснахта, в котором поселился в далеком 1909 году Мэр торжественно вручил

"мудрому старцу" церемониальное письмо и печать, а Юнг выступил с ответной

речью, обратившись к собравшимся на своем родном базельском диалекте Незадолго

до смерти Юнг завершил работу над своей автобиографической книгой,

"Воспоминания, сновидения, размышления", ставшей бестселлером в западном мире, а

также вместе со своими учениками написал увлекательную книгу "Человек и его

символы", популярное изложение основ аналитической психологии Карл Густав Юнг

протестантской церкви Кюснахта Местный пастор в погребальной речи назвал

покойного "пророком, сумевшим сдержать всеохватывающий натиск рационализма и

давшим человеку мужество вновь обрести свою душу" Два других ученика Юнга -

теолог Ганс Шер и экономист Юджин Бюлер отметили научные и человеческие заслуги

своего духовного наставника Тело было кремировано, а пепел захоронен в семейной

могиле на местном кладбище

Карл Густав Юнг - знаменитый швейцарский психиатр, внёсший огромный вклад в психотерапию, создатель множества интереснейших и актуальнейших методик. Карл Юнг также является основоположником так называемой аналитической психологии.

Разработал концепцию психотипов. Широко известна теория личности Юнга. Ниже будет рассказано, кто такой Карл Густав Юнг, кратко изложена его биография и основы учения.

Биография

Карл Юнг родился в конце июля 1875 года и скончался летом 1961 года, в возрасте 85 лет. Будущий великий психоаналитик был единственным ребёнком у своих родителей. Мальчик с отличием окончил гимназию, особенно привлекали его естественные науки и культура ушедших цивилизаций. Карл очень хорошо знал латынь, что впоследствии позволило ему достичь больших успехов в медицинской карьере.

Дед и отец Юнга работали докторами, и, возможно, именно поэтому Карл поступил на медицинский факультет в одном из высших учебных заведений Базеля. По завершении обучения он некоторое время подрабатывал в Цюрихе в психиатрической клинике, где был ассистентом у знаменитого психиатра-исследователя Эйгена Блейтера. Год спустя Карл Юнг даже сотрудничал с величайшим психоаналитиком и психологом двадцатого века .

Молодой человек очень быстро достиг статуса одного из первых лиц в движении психоанализа, поскольку он стал первым и самым молодым в истории президентом Международного психоаналитического общества, а также редактором журнала с психологическим контентом, автором множества статей и литературных произведений.

В начале нового столетия Карл Юнг взял в жёны юную Эмму Раушенбах. У пары было пятеро детей: сын Франц и четыре дочери - Агата, Грета, Марианна и Хелена.

В начале двадцатого века Карл порвал с Международной психоаналитической ассоциацией, оставил тогдашний академический психоанализ и начал разрабатывать индивидуальную теорию. Впоследствии работа всей его жизни получила название « », или «юнгианский анализ».

Данная методика комбинирует в себе всё лучшее, что было у Фрейда. Однако психиатр из Швейцарии, в отличие от своего немецкого коллеги, не концентрируется на теме неудовлетворённых сексуальных желаний в качестве базисных потребностей и двигателя всех поступков человека, а предпочитает копать вглубь и вширь, развивая и дорабатывая всё то, что было сказано до него.

С 1935 года Карл Юнг постоянно занимался преподаванием психологии в различных университетах Германии и Швейцарии, писал книги и статьи для известных медицинских изданий.

После смерти он был похоронен на протестантском кладбище маленького швейцарского городка Кюснахт, где жил и работал в последние годы жизни в своей знаменитой Башне.

Что интересно, работы Юнга частенько осуждались христианской церковью, тем не менее сам психолог с детства был глубоко верующим человеком. Над дверью в его доме было выбито известное изречение Эразма Роттердамского, философа и теолога Средневековья: «Призываемый или нет, Бог присутствует всегда».

Основы учения

Идеи Карла Густава Юнга несколько раз претерпевали изменения на протяжении его жизни и профессиональной деятельности. Например, в молодости он придерживался сексистской теории, базирующейся на том, что мужской разум лучше женского, поскольку у мужчины разум преобладает и властвует над чувством. К чести Юнга следует заметить, что в дальнейшем он отказался от данной гипотезы.

Психиатром была разработана структура личности по Юнгу, которая, по его мнению, состоит из:

  • Личного бессознательного.
  • Коллективного бессознательного.

Эго - это осознание и осознанность, внутреннее «Я», а также всё то в самом человеке, что он привык идентифицировать и ассоциировать с самим собой.

Личное бессознательное - это пережитый опыт, мысли и чувства, которые человек предпочёл вытеснить из своего мозга. Также Личное бессознательное включает те переживания, которые ещё не достигли сознания, потому что недостаточно сильны и сформированы, кроме того, присутствуют сублиминальные восприятия... Другими словами, это всё то, чего человек не помнит и не осознаёт, тем не менее оно оказывает влияние на него и его поступки.

Коллективное бессознательное, согласно Юнгу, содержит общечеловеческие идеи, страсти и (первообразы). Для большинства людей когда упоминается Юнг, психология бессознательного первой приходит на ум.

Краткое изложение основ его учения едва ли поможет осознать весь масштаб работы, однако короткое описание будет полезно любому, кто интересуется психологией.

Теория архетипов тесно переплетена не сколько с медициной, сколько с философией и эзотерикой, однако узнаваемые образы-архетипы человек может найти как в мифах и легендах, так и в повседневной жизни. Архетипы можно назвать врождёнными психическими структурами, которые составляют содержание Коллективного бессознательного.

Юнга, как тонкого знатока человеческой души, всегда привлекал человек и его символы, поэтому наиболее известными архетипами являются - женское и мужское начала соответственно. Анима - это направленная вовнутрь мягкая сила, влияние эмоций и настроений. Анимус, в свою очередь, является жёстким и принципиальным мужским началом.

В каждом человеке присутствует как анима, так и анимус, причём пропорции не зависят от половой принадлежности, хотя бытующие в социуме стереотипы часто оказывают влияние на развитие и формирование личности. В других культурах эти исконные архетипы нашли воплощение в виде Инь и Ян, Пурушу и Пракрити, Ор и Кли...

Можно также упомянуть другие интересные архетипы: Дева (Кора), Мана-личность, Колдовской демон и Зверь. Они тесно связаны с человеческим характером и достаточно точно отражают некоторые стороны людской души.

Также писал и разрабатывал Карл Густав Юнг психологические типы (психотипы, в лексиконе современных психологов, или, если проще, типы личности).

Человек и его символы во сне абсолютно не случайны, поскольку сон - это не просто набор красочных картинок, напоминающих о пережитых заботах или трудном дне. Карл Юнг создал теорию сновидений, взяв за основу постулат Фрейда о том, что во снах проявляются тайные мысли, желания и чувства человека.

Швейцарский психиатр разработал набор универсальных образов и сценариев, проявляющихся в сновидениях и позволяющих анализировать их. Благодаря этой уникальной методике миллионы людей осознали свои страхи и смогли от них избавиться в достаточно короткие сроки.

Обширное изучение подсознания, начатое этим психиатром вслед за Зигмундом Фрейдом, оказало большое влияние на формирование системы эго-состояний . Американский психолог во многом позаимствовал определение подсознания как «чердака», в котором заперты тайные желания, мечты и впечатления человека, у своего американского коллеги. Юнговские разработки в этой области оказали огромное влияние на весь современный психоанализ, трансактный анализ, а также научную психологию.

Карл Юнг разработал собственную интересную типологию, которая оказалась слишком сложна, и потому известна лишь в узком кругу профессионалов. Он «довёл до ума» известную ещё со времён Аристотеля типологию, противопоставляющую и экстраверта, и обогатил её ещё четырьмя функциями-признаками. Эти функции:

  • Мышление.
  • Чувство.
  • Ощущение.
  • Интуиция.

Есть множество упрощений юнговской классификации типов личности; и самое известное упрощённое подобие этой типологии - это ныне невероятно популярная соционика.

Вклад в психологию

Вклад Юнга в современную психологию действительно велик. Тесты на основе соционики проводятся в школах, университетах, а в некоторых западных странах - при приёме на работу. Теория личности Юнга используется даже в американской разведке для подбора кандидатов на особенно сложные и ответственные должности.

Помимо этого великий швейцарец разработал ассоциативный метод Юнга, который сегодня применяется в семейной психологии, в педагогике, а также в диагностике и лечении различных психических заболеваний.

Даже в двадцать первом веке система анализа сновидений используется в психологии и психиатрии, помогая выявлять душевные недуги и старательно забытые проблемы человека.

Карл Густав Юнг по праву считается одним из величайших мыслителей в мировой истории, а его вклад в психологию и психиатрию практически неоценим. Автор: Ирина Шумилова