Особенности жизни и поведения птиц зимой. Наблюдение за птицами в марте на прогулке с детьми старшего дошкольного возраста. Исследование «Чем заняты воробьи?»

ПРИРОДА ОСЕНЬЮ

ПТИЦЫ ОСЕНЬЮ

Вспомни, каких птиц называют оседлыми. Каких - перелетными?

С наступлением осени меняется жизнь птиц. Исчезают насекомые, травянистые растения увядают. Все меньше и меньше корма остается для птиц. Поэтому в конце лета и осенью много птиц улетает в теплые края, где для них достаточно пищи.

Перелетные птицы замечают, что ближе к осени, тем короче дни. Это и служит им сигналом - пора в дорогу. Сначала улетают птицы, которые питаются насекомыми, соловьи, ласточки, стрижи. Позже улетают птицы, которые питаются растительной пищей: дрозды, перепела и те, что живут на водоемах, - утки, гуси, лебеди. До конца октября нас покидают все перелетные птицы.

В ноябре в наших лесах появляются зимние пернатые гости - снегири, чечетки, свиристели.

Оседлые птицы - сороки, воробьи, сизые голуби, вороны - оставляют леса и поля и переселяются ближе к жилью людей, где могут лучше прокормиться.

Проверь себя

1. Как с приближением осени меняется жизнь птиц?

2. Какие птицы первыми улетают из наших краев? Почему?

3. Названия примеры оседлых и перелетных птиц своей местности.

Выскажи свою точку зрения: кто из детей прав.

Маленькая Катя спросила у брата:

Почему птицы осенью улетают?

Им кушать нечего. В природе все связано: зимой нет растений, поэтому нет насекомых, а если нет насекомых, чем питаться птицам?

Катрусина подружка Маринка предположила:

Не улетают те птицы, которые не могут сами себе еду добыть. Зачем воробьям и голубям в теплые края лететь? Они у людей питаются!

Отгадай загадки. Птица перелетная, а какой оседлый?

Быстро везде эта птица летает,

Множество мошек поедает,

За окном гнездо строит,

Только у нас он не зимует.

(Ласточка.)

Бедовый парнишка

В серой сорочині

По дворам прыгает

Крошки подбирает.

(Воробей.)

Поиграйте в игру «Кто больше». Назовите перелетных птиц. Выигрывает тот, кто назовет больше.

Прочитай

Беспокойся о птицах

Заготавливать корм для птиц можно начинать уже с конца лета. Мы с удовольствием лакомимся арбузами, а семечки выбрасываем. Впрочем семян арбуза - превосходный корм для синиц. Эти птицы также любят семена дыни и тыквы. Семена нужно помыть, высушить на бумаге и хранить в сухом месте. Еще синицы любят семечки подсолнечника, только не жареные.

Для любознательных

Как птицы улетают в теплые края? Большинство птиц улетает в теплые края стаями. А кукушка, удод, хищные птицы путешествуют в одиночку.

Как высоко летят птицы? Обычно на высоте 500-700 м, а мелкие птички ниже - 100 м. Однако, если нужно перелететь через горы, поднимаются на высоту до 6 тысяч метров.

    Введение ………………………………………………………. 3 - 4

    Основная часть

    1. Знакомство с перелетными и зимующими птицами ……. 5 - 6

    2. Главные правила при подкормке птиц ……………………. 7

    3. Мои наблюдения …………………………………………… 8

3. Заключение ………………………………………………… 9

    Список использованных источников …………………….. 10

    Приложения ………………………………………………… 11 - 15

ВВЕДЕНИЕ

Птицы – это важная часть живой природы. Они очень чувствительны к состоянию нашей окружающей среды. Ведь почти все изменения в природе сразу же отражаются ни них, тем более негативные. С приходом холодов, перелетные птицы улетают в жаркие страны, но есть птицы, которые остаются зимовать с нами. Вот для этих птиц, которые остаются в нашей местности – зима самое страшное и трудное время года. Как только промерзает почва и выпадает первый снег, им становится трудно отыскивать себе корм, в этот период им очень важна подкормка. Подкормить птиц зимой – значит спасти от верной гибели тысячи пернатых друзей, а также дать им возможность дожить до долгожданной весенней капели.

Актуальность исследования: большое количество птиц гибнет в холодный период года. Человек может помочь им пережить стужу тем самым сохранить их численность.

В ноябре у нас в школе прошла экологическая акция. Я приняла активное участие в этом мероприятии. С мамой мы нарисовали плакат «Покормите птиц зимой!», а с папой смастерили кормушку для птиц на районный конкурс (см.прил.) Мне стало интересно узнать и понаблюдать, а как изменяется поведение птиц с приходом зимы.

Цель исследования: изучение влияния погодных условий на образ жизни и поведение птиц с приходом зимы.

Объект исследования: зимующие птицы.

Предмет исследования: образ жизни и поведение птиц.

Гипотеза: погодные условия влияют на образ жизни и поведение птиц.

Задачи:

    Расширить представление о жизни зимующих птиц нашей местности.

    Провести наблюдения за поведением и питанием зимующих птиц.

    Сделать анализ и обобщить результат.

Практическая значимость работы заключается в том, что материалы исследования могут быть использованы на уроках окружающего мира и внеурочных занятиях в начальной школе.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

2.1. Знакомство с перелётными и зимующими птицами.

Летом большое количество птиц. Всюду для них обилие корма – жуков, бабочек, мошек, комаров и других насекомых, разнообразных плодов и семян растений. Но вот приходит осень. Корма для птиц становится меньше и меньше. Сначала пропадают насекомые, постепенно увядают растения, уменьшается количество плодов и семян. Многие птицы собираются в стаи, а затем летят в теплые края. Сначала улетают те, которые питаются насекомыми, затем те, которые кормятся плодами и семенами растений. Позднее улетают утки и гуси. Они живут у нас до тех пор, пока не замерзнут водоемы. Все эти птицы перелетные.

Птицам страшен не только холод, но и снежный покров, так как под снегом остается почти всё, чем они питаются. Многим зимующим птицам трудно добраться до корма, ведь зимний день так короток, и времени очень мало на то, чтобы набраться сил и энергии. И уж совсем становится трудно отыскать корм, когда наступает гололедица. Ледяная корка покрывает всё кругом, даже ветки деревьев. Этот период зимы для них один из самых трудных. Только человеческое доброе отношение к ним спасает их от смерти в это трудное время года. Подкормка не только защищает птиц от холода, но предупреждает и снижает поедание птицами почек плодовых деревьев. Если зимой в саду повесить кормушку и периодически подкармливать птиц, то летом они обязательно отблагодарят нас. Ведь они гнездятся недалеко от мест своего обитания.

Часть птиц от нас не улетает – это зимующие птицы, некоторые из них запасают себе корм на зиму. Так некоторые синицы, поползни прячут насекомых, плоды и семена растений в трещины коры, в развилки ветвей деревьев. Осенью все чаще птицы прилетают к жилью человека, так как здесь им проще отыскать корм.

Перелетные птицы – журавль, скворец, ласточка, грач, кукушка, зяблик, трясогузка, дрозд, жаворонок.

Зимующие птицы – поползень, синица, клёст, дятел, снегирь, воробей, ворона.

В зимнем лесу можно услышать, как деловито стучит дятел, щебечут синички. Не покидает зимний лес и глухарь, ведь у него всегда есть еда - вкусная сосновая хвоя. А вот тетерева и рябчики едят ольховые серёжки, почки и ягоды можжевельника.

Удивительная птица клёст зимой даже ухитряется вить гнёзда и высиживать птенцов. Кормится клёст семенами ели, которые добывает из шишек с помощью своего клюва. Клесты всю зиму кормятся семенами ели и сосны. У этих растений семена созревают к зиме. Значит, и корма больше всего для клеста бывает в это время года. Поэтому эти птицы выводят птенцов зимой. Кругом снег и лютый мороз, но стужа им не страшна потому, что они всегда сыты.

Чтобы помочь зимой птицам, надо знать какие птицы зимуют и чем они кормятся. Зима для птиц – период жёсткого выживания. Холод при температуре своего тела им не так страшен, как голод. Именно от недоедания изо дня в день гибнет много птиц. За короткий зимний день птицы просто не в состоянии отыскать и съесть столько кормов, сколько им надо. При наличии пищи птицы переносят даже сильные морозы. Круглый год с нами живут голуби, дятлы, воробьи. Воробьи очень маленькие птички, но подвижные. Они не боятся наших холодов. Они первыми объявляют о начале весны. Небольшая серенькая птичка за одно лето трижды выводит своё потомство! Воробьи выкармливают своих птенцов только насекомыми. А аппетит у воробья отменный! Огромную пользу приносят воробьи, очищая поля, сады и огороды от вредных насекомых.

    1. Главные правила при подкормке птиц

    Нельзя кормить птиц солёными продуктами и ржаным хлебом (это смертельно опасно для них)!

    Если начал подкармливать птиц однажды в начале зимы, следи за тем, чтобы каждый день в кормушке был корм!

    Кормушка должна быть удобна и безопасна для птиц (плотное крепление, никаких острых краёв, недоступность для соседской кошки)!

    Повесь кормушку так, чтобы туда могли попасть мелкие и ловкие птицы, но ни как не голуби и вороны (для которых корма достаточно и на улице)!

    По возможности корм должен быть защищён от непогоды!

    Кормушку необходимо регулярно чистить!

Нельзя давать птицам соленую пищу и чёрный хлеб! Недопустимо скармливать любые соленые, жареные, острые, кислые продукты. Очень опасен ржаной хлеб - он закисает в зобу птиц, плохо переваривается, особенно в мороз. Птицам нельзя давать цитрусовые (апельсины и лимоны), кожуру бананов, пряности. Для подкормки можно использовать:

    Нежареные семена подсолнуха и тыквы, арбуза и дыни.

    Шишки, желуди, орехи.

    Пшено, просо, овес, пшеница, геркулес (сырые!)

    Пучки сорных трав - лебеды, крапивы, конского щавеля, лопуха.

    Гроздья ягод калины, рябины.

    Крошки чёрствого пшеничного хлеба.

    Семена клёна и ясеня.

    Кусочки несолёного сала, мяса и жира.

    Яблоки.

    1. Мои наблюдения

Мои наблюдения продолжались с декабря по февраль. Выбрала место рядом с домом, чтобы нетрудно было ходить туда каждый день. Повесила кормушку на большой куст сирени. (см.прил.) Из окна дома хорошо был виден объект наблюдения. Первым узнал о моей кормушке воробей. (см.прил.) Самые постоянные гости - шустрые синицы. (см.прил.) В сильные морозы птиц не было вообще. (см.прил.) В тёплые дни менялось поведение птиц. Их прилетает больше, они суетятся, щебечут. Клевали они в морозные дни и после сильных метелей с жадностью, иногда даже дрались за еду. Во время наблюдения заметила, что птицы ведут себя по-разному: вот например синица сначала выберет семечку, а потом прыгнет на ветку. (см.прил.) Расправится с ней в стороне и снова в кормушку. Воробей не улетает от корма, пока не наестся, или кто-нибудь его не спугнёт. А синичка ведет себя осторожнее и такого себе не позволяет. К синицам воробьи относятся крайне недружелюбно, часто провоцируют драки.

Мы насыпали корм каждый день: семечки, крошки хлеба, корм для попугаев, пшено. (см.прил.) В среднем прилетали 2-4 птицы в день, редко по 5-7 птиц. Я сделала вывод своих наблюдений: кормушки надо вешать ближе к дому, потому что птицы привыкли находить себе зимой корм около жилья человека. Активность птиц напрямую зависит от погодных условий. Чем ниже температура воздуха, тем меньше прилетало птиц на кормушку. За всё время своих наблюдения я ни разу не видела на кормушке одновременно различного вида птиц. Даже птицы одного вида садились на кормушку по очереди, постоянно поглядывая по сторонам. Некоторые из них уносили корм и съедали его на ветках соседнего дерева. Синицы и воробьи собирают корм и под кормушкой.

Свои наблюдения за поведением птиц в разные дни я отобразила в диаграмме (см.прил.).

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В нашем поселке рядом с человеком живут воробьи, голуби, синицы, сороки, вороны. Зимуют в нашем крае не все птицы, а только приспособленные к выживанию в наших погодных условиях. С наступлением зимы поведение и образ жизни птиц изменяется. Птицы довольно успешно могут противостоять холоду в том случае, если вокруг много подходящего корма. И человек может помочь перезимовать птахам строя кормушки. В это время им бывает трудно добывать корм. Но особенно трудно приходится птицам, когда оттепели чередуются с морозами и всё вокруг покрывается ледяной коркой. Птицы не успевают за короткий зимний день найти достаточно корма. Чтобы помочь зимующим птицам, необходимо подкармливать их в течение зимы. Но зимняя подкормка птиц обязательно должна быть систематической, без перерывов, иначе она принесёт вред. Привыкнув находить корм на определённом месте каждый день, птицы, вдруг не найдя его, не полетят сразу в другое место, а будут ждать, терять время и силы, а в морозные дни могут погибнуть. Я пришли к выводу о том, как важно помогать птицам в зимнее время года. Не страшна зима птицам, если есть корм. Воробьи и синицы могут питаться зимой за счёт человека. Поэтому, если у людей есть возможность покормить птиц в голодное время года, это нужно делать обязательно. Горсть семечек, хлебные крошки – и целая птичья стая будет сыта. Жалостно для меня было наблюдать за птицами в сильные тридцатиградусные морозы. Они от холода даже не подлетали к кормушке с утра, а только к обеду осмеливались тронуться с места. Прятались они в это время под крышей сарая, а некоторые сидели, нахохлившись, на макушках деревьев.

Таким образом, цель исследования достигнута. Гипотеза подтверждена - погодные условия влияют на образ жизни и поведение птиц. Я узнала много нового о птицах, стала совершенно по-другому относиться к ним. Увидев замерзающего воробышка или голубя, я ни за что не пройду мимо.

    Список использованных источников

  1. Мир вокруг нас: птицы России М: «Оникс 21 век» , 20 1 2 .

  2. Плешаков А. А. "От земли до неба": атлас – определитель для учащихся нач. кл. – М: Просвещение, 2015.

  3. Я познаю мир. Птицы: Детская энциклопедия. /В.В. Иваницкий. - М.: ООО «Издательство ACT», 2011.

Брачное Гнездо - Выведение Линька Кочевка Зимовка

поведение строение птенцов

Годовой жизненный цикл у большинства птиц начинается весной, с периода их размножения . В начале периода размножения самцы и самки образуют пары: мелкие и средние птицы создают пару один раз на сезон размножения (воробьи, ласточки и др.), большие птицы (аисты, лебеди) - на много лет или навсегда. Некоторые птицы (тетерева) могут не создавать пар, а собираются в определенных местах - «токовищах», где самцы устраивают своеобразные турниры, выбирая себе самку. При этом демонстрируют сложные элементы поведения. Самки отдают предпочтение победителям турниров. После размножения самцы уходят от забот, предоставляя самкам воспитывать птенцов.

Но все-таки большинство птиц, соединяясь в пары на длительный период, начинают искать территории для строительства гнезда и приступают к его построению.

Выбор гнездовой территории

На прилет птиц в район гнездования влияют различные факторы. Наиболее важные из них:

наличие кормовой базы,

успешность размножения,

стабильность местообитания,

возраст птицы,

опыт птицы.

Занимаются этим самцы, найдя место для гнезда, они поют.

Для каждого вида птиц характерна своя брачная песня. Встречаются среди мелких птиц отличные певцы, например соловьи . В песне соловья различаются различные «колена», среди которых выделяется щелканье, переходящее в раскатистое «р-р-р...». В тревоге он издает короткий свист - цыканье. Прекрасный певец весеннего леса зяблик , чья короткая песня - громкая, жизнерадостная, заканчивающаяся звуком - «вичиу!» Удивительна песня певчего дрозда . Она напоминает слова: «Фил-лин, фил-лин, при-ди, при-ди чай пить, чай пить!» Меланхоличное, разносящиеся по лесу «ку-ку, ку-ку» не что иное, как песня самца кукушки, рассчитывающего на встречу с самкой. Самец опускает вниз крылья, приподнимает вверх слегка раздвинутый хвост, нагибается и, раздувая горло, повторяет и повторяет свой призыв. Наконец его услышали. Раздается звук-трель «кли-кли-кли», это самка.

Взаимоотношения полов у огромного большинства видов птиц имеют форму моногамии – образование брачных пар. Разбивка на пары у птиц сопровождается своеобразным поведением - брачными играми, или токованием. В это время можно наблюдать разнообразные приемы ухаживания самцов за самками: пение, игры в воздухе, принятие своеобразных поз, развертывание оперения, издавание своеобразных звуков, а у некоторых птиц и драки между самцами. Токующий самец более заметен для врагов и вместе с тем менее чуток и осторожен. Следовательно, жизнь его в это время подвергается большой опасности.

Пение птиц можно сравнить лишь с весенним цветением растений. Цветы поражают бесчисленными оттенками красок, птицы - разнообразием издаваемых звуков. Поют в основном самцы, значительно – реже - самки. Поющих самок можно наблюдать у снегирей, мухоловок. Весной поют почти все птицы. У одних песня состоит из скрипучих выкриков, у других - из мелодичных трелей. Тем не менее, биологический смысл этих песен (звуков) одинаков. Прежде всего, это средство, с помощью которого птицы предупреждают особей своего вида, что облюбованный ими гнездовой участок занят, а также это громкий весенний сигнал самца, призывающего самку. Чем активнее токует самец, тем больше у него шансов ее привлечь. Некоторые птицы могут петь дуэтом (самец и самка) у своего гнезда. Для рыбных филинов и журавлей, многие годы живущих парами, песня – дуэт, несомненно, объединяет их, способствует привыканию друг к другу и поддерживанию постоянства пары.

В течение всего периода гнездостроительства и насиживания яиц (май-июнь) самцы поют песни около гнезда. Затем пение ослабевает и прекращается. Вообще, звуковая сигнализация у птиц достигает большого разнообразия и совершенства, в особенности у певчих.

Период гнездования - очень ответственная пора в жизни птиц. После спаривания птицы (самцы одни или вместе с самкой) начинают строить свои гнезда. Не строят своих гнезд кукушки, подбрасывая яйца в чужие гнезда, кайры - откладывают яйца на выступах скал «птичьих базаров» - и пингвины, которые выводятся на льдах Антарктиды. Конструкция гнезд и место их расположения у различных птиц разные.

В гнездо птицы откладывают яиц от 1-2 (черный гриф, беркут), до 14 (большая синица) и до 26 штук (серая куропатка). После выведения птенцов и их развития в течение летнего периода птицы начинают подготовку к следующему периоду - к зимовке.

Разбившись на пары, птицы устраивают гнезда, брачные пары образуются у птиц на весьма различное время. Большинству видов свойственна строгая моногамия, когда брачный союз заключается на несколько лет, иногда на всю жизнь , но чаще на период размножения. Иногда смена партнера происходит даже в середине гнездового сезона между первой и второй кладкой. Чаще всего это вызвано внешними факторами, a не личной неприязнью птиц. Так домовой обей в условиях острой конкуренции со скворцами и стрижами вынужден менять место гнездования после появления первого выводка. Скворцы выбрасывают воробьев из гнезда нередко с яйцами и птенцами. В результате эти пары распадаются и создаются новые.

Основные брачные союзы заключаются не весной, а осенью - на зимовке. Весной пары образуют лишь молодые птицы из поздних выводков прошлого года и особи, утратившие партнера. На всю жизнь создают пары лебеди, цапли, аисты, журавли, крупные хищники; на один сезон - гуси; до насиживания яиц - утки, фазаны. Не создают пар - тетерева, глухари, кукушки, колибри. У белохвостого песочника то открыто свободное гнездование. Самка спаривается с двумя самцами и откладывает яйца в гнезда с промежутками в 2-4 дня. Первую кладку насиживает первый самец, а вторую - не второй самец, а самка.

По характеру размещения гнезд, по удаленности их друг от друга птиц делят на две группы: колониальные и одиночные . Колониальный тип гнездования имеет известные преимущества перед одиночным, главным образом для защиты от хищников. Острой конкуренции за места для устройства гнезд этом случае обычно не возникает. Одиночно гнездящиеся птицы имеют ясно выраженные индивидуальные участки, на которых они располагают гнезда и с которых собирают корм для себя и птенцов. Гнездовые участки разных пар в той или иной мере отграничены друг от друга и у ряда видов охраняются хозяевами от вторжения других особей своего вида, а иногда и от особей других, биологически близких видов.

Гнезда птиц разнообразны. Характер гнезда определяется биологическими особенностями вида и зависит от экологической обстановки в местах гнездования.

Различают гнезда:

    простые, чашеобразные из прутьев, сучьев (грачи, аисты); полушаровидные, покрытые мхом снаружи (зяблики, щеглы); шаровидные, покрытые мхом, стебельками (ремез, крапивник); дупла (дятлы, дрозды); норы (береговая ласточка); гнезда на земле (утки, журавли); гнезда из глинистой почвы (стрижи); не строят гнезд колибри, пингвины.

Строительный материал для постройки гнезд также разнообразен. Это трава, ветки, палочки, сырая глина, перья, навоз и многое другое. Например, воробьи катают из глины кирпичики по 3-5 г, затем поднимают их на деревья - на строительство одного дома уходит 1,5-2,0 тыс. кирпичей, и весит он 4-7 кг; сооружают его за 10-16 дней. Птицы-портнихи сгибают один или несколько рядов растущих листьев, протыкают их края и сшивают листья внутри, утепляют хлопком, пухом и шерстью. Поселяются они на верандах жилых домов и шьют свои гнезда из комнатных растений . Живущие в саваннах ткачи селятся большими колониями и свивают до сотни гнезд на одном баобабе или акации. Синица-ремез живет на юге нашей страны. Она строит теплое гнездо из овечьей шерсти, обычно на ветках ивы над водой. В Восточной Европе гнезда ремеза собирают и делают из них теплые домашние тапочки. Самые большие гнезда строят сорные куры, живущие в Австралии, на Филиппинских островах. Они сгребают листья, палки и землю в большие кучи, высотой 2 м, поперечнике - 50 м; весят они до 5 т.

Виды гнезд

Где расположено

Форма

Материал

Наземные:

Пеночки

Среди травы сухих листьев

гнездовая ямка

Перья, сухие травинки

Жаворонок

Среди поляны, на опушке

Шара или шалашика с боковым входом

гнездовая ямка

Сухие травинки

Невысоко над землей:

Славка

На высоте до 1 м,

Открытое, небольшой лоток,

диаметр - 50мм.

Сухие корешки, стебельки, конский волос

Сорока

В густых зарослях

Громоздкое, высота 60см, грубое, закрытая

Снаружи-сухие ветки, в стенках-земля, глина.

В средней и верхней

части кроны:

Грач

Культурный ландшафт - парк

Массивная-грачевники

Ворон

Вершина дерева, растущего у реки, болота

Громоздкое

Грубые сучья, сухая трава, смешанная с землей. Лоток из шерсти, волоса.

Аист

На видном, солнечном месте – сломанная вершина дерева, на столбах

Огромное, диаметр 1,5м, каждый год достраиваемое

Ветки, выстланные ветошью, тряпками, бумагой, шерстью

Из-за климатических условий сезонного характера некоторые птицы оказываются в течение года в различных погодных условиях и в зависимости от уровня своей организации они переносят их по-разному.

v Птицы, весь год проживающие па одной и той же территории, называются оседлыми (домашний воробей, сорока, серая куропатка и др.). Их годовой цикл состоит из двух периодов: гнездование (и связанные с ним откладка яиц, насиживание и т. д.) и зимовка . Оседлые птицы находят себе пищу в одной местности в течение всего года.

v Кочующие птицы (галки, снегири, сойки, дятлы, синицы) перемещаются зимой в поисках пиши в соседние области.

v Перелетные птицы (белый аист, серый журавль, дрозды, ласточки, кукушки) совершают далекие миграции, дальность которых может быть разная. Например, деревенская ласточка из Европы летят на юг Африки (дальний мигрант), грачи зимуют на Средиземноморье (ближний мигрант). Перелеты птиц связаны с надвигающейся бескормицей, а сигналами к ее наступлению служат происходящие в природе изменения (укорочение светового дня, понижение температуры и др.), а также изменения физиологического состояния птиц.

Перелеты сопряжены с трудностями, нередко - с опасностями. В тяжелых маршрутах погибает немало птиц. Во время перелетов птицы придерживаются постоянных путей, но которым они каждый год летят на зимовку, а весной возвращаются обратно, чтобы вывести птенцов. Из года в год, из поколения в поколение выживают те птицы, которые лучше переносят полеты, вовремя отлетают и прилетают. Гибель неприспособленных к полетам способствовала выработке связанных с перелетами инстинктов. Инстинкт перелетов - неосознанные действия. «Слепота» инстинкта обнаруживается на так называемых парадоксальных пролетных путях. Например, птицы, ранее обитавшие только в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке и зимовавшие в Китае, позднее постепенно расселялись по Сибири на запад и далее - в Европу, некоторые до Скандинавии, другие - до бассейна Днепра и т. д. Теперь эти птицы осенью сначала летят на восток, то есть на родину своих предков, и только оттуда на юг, в Китай (весной - в обратном направлении).

Характер перелетов различен: одни птицы (мелкие пернатые) летят беспорядочной группой, другие, особенно крупные птицы, летят строем (журавли, гуси). Высота полета от 1000 м (у мелких птиц) и до 5000м. Длительность полета также различна: от 40 км до 1000 км и более за сутки.

Миграции птиц, время, направление, скорость полета изучают ученые орнитологи с помощью кольцевания, визуальных наблюдений, фенологических наблюдений.

Домашнее задание

1. Выучить конспект.

2. Выполнить тест.

1. Каким птицам соответствуют перечисленные признаки.


2. Каким птицам соответствуют перечисленные признаки.

Наблюдения за зимующими птицами проводили зимой 2015 года. Каждый возле своего дома установил кормушку и наблюдал, как ведут себя птицы в зимний период, когда корма почти нет. Данной работой хотим показать, что птицам зимой не просто выжить, а человек может им помочь, а птицы помогут весной человеку, уничтожая вредителей садов и огородов.

Цель: провести наблюдения за видовым составом птиц, прилетающих к кормушке, выяснить как помочь им выжить зимой.

  1. Смастерить кормушку, выяснить какой вид кормушек больше подходит для птиц в городских условиях.
  2. Определить какие виды птиц посещают кормушки, количество, время посещения, продолжительность посещения.
  3. Выяснить, какой корм предпочитают разные виды птиц, которые посещают зимние кормушки.
  4. Провести наблюдение за поведение птиц, прилетающих к кормушкам зимой.
  5. Установить изменение видового состава посетителей кормушки в зависимости от ее расположения в различных районах города.
  6. Выяснить зависимость количества одновременно кормящихся на кормушке особей от их видовой принадлежности, количества и разнообразия корма на кормушке, погодных условий, других факторов.
  7. Существует ли очередность в доступе к корму на кормушке среди птиц одного вида, пола или разных видов?

Обзор литературы.

Литературы очень много. Остановились на книге «Птицы Подмосковья» автора А.А, Мосалов и др., где есть подробное описание как проводить такие наблюдения. Хорошо, что это определить с красочными фото, по которым можно точно опознать птицу.Для нашего района подошла книга Г. Русанова астраханского орнитолога, его книга «Птицы Понизовья» помогли не только опознать виды птиц, но и познакомиться с описанием жизни многих птиц нашего края.

Методика.

Смастерить переносную кормушку с тем условием, чтобы на ней могли одновременно присаживаться не менее пяти птиц. Поместить в кормушку разнообразные корма. При наблюдении фиксировать количество птиц каждого вида на кормушке и вблизи нее, время прилета и отлета, продолжительность кормления и поедаемый корм. Отметить частоту агрессивных контактов между птицами, видовую принадлежность участников конфликтов и исход этих контактов (кто кого прогнал). Хронометрируйте поведение отдельных птиц, принадлежащих к разным видам.

Маршрутный метод наблюдения.

Проходим по намеченному маршруту 1 км вокруг своего дома и в определенных точках останавливаясь, где висят кормушки, считаем увиденных птиц и наблюдаем за их поведением в данный момент, делаем фото.

Результаты.

Все мы живем в разных районах города Астрахани. Установили сделанные кормушки у своего дома и вели наблюдения. Каждый из нас вел протокол наблюдения, а затем провели анализ полученных данных.

Таблица 1

Дата

Птицы -виды

Кол-во

Кол-во подлетов

Время прилета, отлета

Поведение

Корм

Высматривают в кормушке корм, а не едят сразу

Стайкой очень беспокойной

Птичий горец

Жаворонки вместе с воробьями

По одному

Семена растений

Только рядом с домом гулял, залетая в кормушку

Падаль, семена

Долбил старое дерево тополя на высоте 5 метров, в кормушку не заглядывал

Насекомых из под коры дерева

Разбивают грецкий орех, кидая их под машину. Затем прилетела в кормушку, но не надолго

Грецкий орех, пищевые отходы из мусорок, падаль

Летали стайкой в кормушку

Искали корм на стадионе в траве, затем прилетели в кормушку

Клевал труп кошки у дороги, в кормушку не заглядывал

Летели на восток 50экз

Сидели на ветке

Сидели на заборе

На тополе сидела, затем на краешке кормушки

В ходе работы выяснили, что не все конструкции кормушек подходят для посещения птицами. Лучше всего подходят деревянные кормушки с крышей, сделанные из пластиковых бутылей, открытые кормушки хорошо прикрепленные на столб.

В основном кормушки посещались с 8:00–14:00 часов, так как в это время зимой светло, а после обеда ползут тучи, быстро темнеет, сыплет дождик и птиц не видно. Очень редко видели разные виды птиц в одной кормушке, чаще прилетали группами или воробьи или голуби, всегда всех выгоняли из кормушки вороны и вороны. Синички с большой осторожностью посещали кормушки и старались быстрее улететь. Птицы, находящиеся вдали от кормушек наблюдали за птицами прилетавшими к ней. Если птиц становилось больше, то вороны тут же оказывались в кормушке. Парочка воронов редко прилетали в кормушку, чаще разгуливали вблизи ее, наблюдая за копошившимися в ней воробьями. Давали семечки и зерно, но птицы предпочитали зерно. В ненастную погоду птиц почти не было, только голуби прилетали скрыться от дождя, иногда залетали воробьи.

Воробьи, голуби очень дружелюбны и практически вступают о выяснение отношений только со своим видом. Не видели, чтобы ворон гонял птиц из кормушки, что не скажешь о воронах, которые вели себя как захватчики.

Наблюдения продолжаем.

Лучшими кормушками являются деревянные, устойчивые и с крышей. Все птицы кроме дятла, поползня и ворона посещают кормушки постоянно при наличии корма. Агрессивно ведут себя только вороны.

Приложение 1

Литература:

  1. Р. А. Бене, А. А. Кузнецов «Птицы лесов и гор СССР», полевой определитель КВА «Просвещение», 1961.
  2. Атлас птиц Москвы и Подмосковья.
  3. Р. А. Бене, А. А. Кузнецов «Птицы открытых и околоводных пространств СССР», полевой определитель, Москва «Просвещение», 1983.
  4. Л. С. Степанян, «Конспект орнитологической фауны СССР», Москва, «Наука» 1990.
  5. А. Н. Сунгуров, «Экскурсионный определитель птиц Европейской части СССР», Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР, Москва 1960,
  6. А. С. Боголюбов «Экосистема», 2002www///.Ecosystema

Нина Александровна Волкова
Наблюдение за птицами в марте на прогулке с детьми старшего дошкольного возраста

Волкова Н. А. Наблюдения за птицами на прогулке в марте.

Поведение птиц весной (гнездование)

март 1 неделя

h4]Наблюдение «О чём поют воробышки в последний день зимы?»

Задачи. Обобщить представления детей о жизни птиц в зимний период. Расширять знания о воробьях. Воспитывать бережное отношение к птицам.

Беседа.

По лесному календарю сейчас месяц «дотерпи до весны». Как вы думает, почему он так называется?

О чём поют воробушки

В последний день зимы?

– Мы дожили! Мы выжили!

– Мы живы, живы мы!

В. Берестов

Почему воробышки поют в последний день зимы «Мы дожили! Мы выжили! Мы живы, живы мы!»?

Почему птицам трудно найти корм зимой?

Почему птицы зимой часто погибают?

Как мы помогали птицам пережить зиму?

Какие изменения произошли в природе?

Почему птицам сейчас легче живётся, чем зимой?

Какие изменения произошли в поведении воробьёв весной?

Сегодня последний день зимы, завтра по календарю наступит весна. Солнце пригревает сильнее, день становится длиннее, воробьи радуются, весело чирикают.

Вспомним с вами, как жили птицы зимой.

Воробьи и голуби

В гости прилетели, // Бег по кругу, взмахи руками (крыльями) .

Грустные, нахохлившись,

На берёзу сели. // Присесть, встать

Лапки поднимали,

Пёрышками согревали. // Встать на одну ногу, постоять

Зёрнышки искали,

Ничего не увидали // Наклон, выпрямиться, пожать плечами.

Мы кормушки смастерили,

Птичек в гости пригласили. // Ударяют кулачок о кулачок.

Зимующим птицам рады мы,

Мы насыплем им еды. // Имитация, рассыпают корм.

март 2 неделя

Целевая прогулка в сквер (парк) «В Иванов день птицы гнёзда обретают».(9 марта)

Задачи. Формировать интерес детей к народным приметам. Расширять знания о приспособлении птиц к среде обитания, о поведение птиц весной (гнездование). Развивать любознательность, наблюдательность.

Рассказ педагога (в группе, перед прогулкой).

По народному календарю 9 марта – Иванов день. Народные приметы говорят, что в Иванов день птица гнездо обретает. Как вы думает, что это означает?

Обретает, то есть птица подыскивает место для гнезда, начинает строить.

Цель нашей прогулки: поведение птиц в марте. Только самые внимательные и наблюдательные дети заметят изменения в поведении птиц. Вспомним правила наблюдения за птицами.

В сквере, гуляя по тропинкам, обращать внимание детей на птиц. Попросить детей рассказать, что они знают об этой птице, дополнить рассказ детей. Поощрять тех детей, кто не шумит, не бегает, а спокойно наблюдает за птицами.

Напомнить детям, что зимующие птицы всё ещё нуждаются в помощи людей.

Весёлые упражнения «Зимующие птицы».

В группе после прогулки предложить детям рассказать о своих наблюдениях. Если ребёнок не помнит, как зовут птицу, попросить её описать. Поблагодарить детей, которые заметили что-то необычное, интересное.

Рассказ педагога. Весной воробьи галдят – места для гнёзд делят. В Иванов день птицы гнездо обретают. Обретают, то есть начинают гнёзда строить. Люди помогают птицам: поправляют старые скворечники в садах, сооружают новые. Народная примета говорит, если птицы вьют гнёзда на солнечной стороне - лето будет холодным.

март 3 неделя

Рассказ педагога «Почему так говорят “Грач на горе – так и весна на дворе”»

Задачи. Поддерживать интерес детей к народному фольклору. Обогащать представления детей о птицах. Развивать мышление, внимание, память.

Беседа.

Посмотрите внимательно вокруг себя, каких птиц вы видите?

Недавно я услышала такую народную примету «Грач на горе - так и весна на дворе». Как вы думаете, почему так говорят?

Грач – это кто?

Ещё в полях лежит снег, но уже появились первые проталины. Весной в старину дети малые по улицам бежали, грачей закликали.

Грачи - киричи

Летите, летите,

Дружную весну

Несите, несите!

Грачи – это наши первые весенние гости. Только пригреет солнышко, зажурчат ручейки, запестреют в полях проталины, смотришь – и грачи уже прилетели из тёплых стран. Вот они, чёрные, как угли, разгуливают по проталинам, копошатся в оттаявшей земле: то зёрнышко найдут, то корешок откопают. Ранней весной грачам не очень-то сытно живётся.

Но вот пройдёт неделя, другая, подсохнут поля, выйдут земледельцы землю пахать. Тут грачам самое раздолье: ходят целой стаей вслед за плугом, выбирают из свежей пашни разных личинок, жучков, слизняков. Молодцы, грачи! Ведь все эти жуки да личинки – наши враги. Они хоть и маленькие, а вред приносят большой – хлеб портят. Поэтому русский народ грача уважает.

Наблюдательные люди знают, что если грачи, прилетев, сразу принимаются за починку своих гнёзд, то весна будет скорой и дружной. А вот если птицы, посидев на гнёздах непродолжительное время, снова взлетают, холода продержатся ещё несколько дней. Земледельцы использовали грачей как своего рода посевной календарь: если птицы сели на гнёзда, то уже через неделю можно выходить в поле.

Как вы думаете, можно ли увидеть грача в городе?

Почему грачи живут ближе к деревням?

Грачи питаются червяками, насекомыми, поэтому они селятся там, где легче найти себе пищу.

Весёлые упражнения «Грачи».

Грачи в поле прилетали,

Червячков везде искали. // Взмахи руками, наклон, выпрямились.

Важно по полю ходили,

Не одного не пропустили. //

Ходьба на месте, с высоким подниманием колена (бедра).

Дружно взлетели,

К деревьям полетели. //

Гнезда строить начинают,

Веточки собирают. // Наклоны вперёд.

Вот такие молодцы,

Чёрные грачи. // Руки на пояс, поворот туловища вправо, поворот влево.

март 4 неделя

Наблюдение «Всякая птица по-своему поёт».

Задачи. Формировать реалистические представления детей о птицах. Развивать слуховое внимание и восприятие детей, умение различать на слух голоса птиц. Воспитывать бережное отношение к птицам.

Беседа.

Посмотрите внимательно вокруг себя, каких птиц вы видите?

Я слышу пение птицы. Интересно, какая птица спряталась на дереве. А вы как думаете?

Дети слушают пение птиц.

Можете ли вы по пению птицы узнать, какая птица спряталась на дереве?

Цель. Упражнять в умении различать голоса птиц, образовывать от звукоподражаний глаголы.

Руководство.

Угадайте, какая птица произносит такие звуки:

«Чик-чирик, чив-чив»? (Воробей). Что делает воробей?. (Чирикает).

«Стр-стр, ча-ча-ча!»? (Сорока). Что делает сорока?. (Стрекочет).

«Кар-кар»? (Ворона). Что делает ворона?. (Каркает).

«Свири-свир»? (Свиристель). Что делает свиристель?. (Свиристит)

«Рюм-рюм-рюм»? (Снегирь). Что делает снегирь?. (Рюмит).

Всякая птица по-своему поёт. По пению птицы можно узнать, какая птица спряталась недалеко от нас. Грачи, приветствуя друг друга, кричат «Ках» или «Крах».

Весёлые упражнения «Грачи».

Предложить детям в течение прогулки понаблюдать за птицами.

В конце прогулки попросить детей рассказать о своих наблюдениях.

Поблагодарить тех детей, которые действительно наблюдали за птицами.

Исследование «Можно ли перелётным птицам вернуться домой?»

Задачи. Формировать реалистические представления детей о птицах. Уточнить и расширить представления о перелётных птицах, о жизни птиц в весенний период. Воспитывать бережное отношение к птицам.

Ход исследования.

Можно перелётным птицам домой возвращаться?

Или лучше им на юге остаться?

Дайте точный мне ответ,

Возвращаться им, иль нет.

Вопрос: можно ли перелётным птицам вернуться домой. Выяснить: есть ли корм для птиц. Задание понятно?

Правила наблюдения за птицами.

Птицы очень пугливы, поэтому нужно вести себя очень тихо и не шуметь.

Нельзя подбегать к птицам, вы мешаете им отдыхать или кушать.

Нельзя кидать в птиц камнями, палками, они живые, им больно.

Вывод. Земля оттаяла, в ней можно найти червяков, появляются насекомые. Перелётным птицам можно возвращаться домой.

Рассказ педагога. Ранней весной из тёплых стран возвращаются в родные края вестники весны – скворцы. Скворец – крупная, красивая птица. Оперение скворца чёрное, с металлическим блеском. Присмотревшись можно увидеть фиолетовые и зеленоватые отливы в оперении. Перья скворца покрыты белыми пятнышками. Клюв длинный и острый, весной жёлтый, а к осени темнеет. Ноги красновато-коричневые.

Прилетев домой, скворцы садятся на ветки около своих домиков – скворечников и радостно, звонко поют, приветствуя родные леса и поля. Песенка у скворушки красивая, звонкая. Скворцы умело подражают голосам многих птиц. То вдруг пустит скворец соловьиную звонкую трель, то закрякает дикой уткой.

Скворцы никогда не остаются без дела. Они оберегают наши поля, огороды, сады, являются верными друзьями человека. Весь день скворцы бегают в саду по дорожкам, заглядывая под каждый листик, охотясь в поле, в лесу, на поляне, собирают для птенцов корм. Скворцы всеядны. Весной и летом они питаются насекомыми, червями, гусеницами, пауками, а поздним летом переходят на растительную пищу, поедая различные семена и фрукты.

Скворцы

Прилетели скворцы –

Молодой весны гонцы,

Червяков они клюют

И поют, поют, поют!

Шорыгина Т. А.

Рассказ педагога Народный праздник «Жаворонки». (22 марта)

Задачи. Обогащать представления детей о птицах. Формировать представление о народных культурных традициях. Развивать мышление, внимание, память.

Беседа.

Жаворонок

На солнце тёмный лес зардел,

В долине пар белеет тонкий,

И песню раннюю запел

Поёт, на солнышке сверкая:

Весна пришла к нам молодая,

Я здесь пою приход весны.

В. А. Жуковский

Жаворонок – неприметная серо–бурая птичка, маленькая, как воробей. Знаменит жаворонок своим пением. Ранней весной, когда на полях ещё лежит снег поёт свою песню жаворонок. Стремительно взмывая в небо, трепеща крылышками, взлетая всё выше, и выше жаворонок исчезает в сияющей голубизне. Удивительно красива звонкая песня жаворонка.

22 марта – старинный народный праздник – Жаворонки. По народному поверью считалось, что в этот день возвращаются на родину жаворонки, а за ними летят и другие перелётные птицы.

Хозяйки с утра тесто месили, печенье – жаворонки лепили, в печке запекали, детей угощали. Угощали да приговаривали «Жаворонки прилетели, на головку детям сели». Дети жаворонки вверх поднимали, в поле бежали, весну закликали.

Жаворонки, прилетите,

Студёну зиму унесите,

Тёплу весну принесите:

Зима нам надоела,

Весь хлеб у нас поела!

И просили у жаворонка счастья да здоровья.

Жаворонки, жаворонки!

Летите из-за моря,

Несите здоровья

Кому крошку, кому ложку,

А мне целую лепёшку!

Игра «Жаворонок».

Дети стоят по кругу. Ребёнок (жаворонок) ходит за кругом с колокольчиком, проговаривая слова:

В небе жаворонок пел, колокольчиком звенел,

Порезвился в тишине, спрятал песенку в траве,

Тот, кто песенку найдёт, будет счастлив целый год.

Дети закрывают глаза, водящий прячет колокольчик в группе. Дети открывают глаза, ищут колокольчик. Тот, кто первый найдёт, поднимает колокольчик, и говорит «Я – жаворонок!». Игра повторяется.

Наблюдение «Перелётные птицы».

Задачи. Формировать реалистические представления детей о птицах. Учить устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями и жизнью птиц. Уточнить и расширить представления детей о перелётных птицах, о жизни птиц в весенний период. Воспитывать бережное отношение к птицам. Развивать интерес к изменениям в природе родного края.

Беседа.

Посмотрите внимательно вокруг себя, каких птиц вы видите?

Почему осенью многие птицы улетели в тёплые края?

Насекомоядные птицы улетели, потому что исчез корм, которым они питались: насекомые. Водоплавающие птицы улетели, потому что замёрзли реки и озёра, где они кормились.

Наступила весна. Как вы думаете, перелётные птицы вернутся домой?

Почему вы считаете, что перелётные птицы вернутся домой?

Каких перелётных птиц вы знаете?

Какие перелётные птицы уже вернулись из тёплых стран? (грачи, скворцы, жаворонки)

Наступила весна. Появляются насекомые, поэтому насекомоядные птицы возвращаются на Родину. Первыми прилетели грачи, а за ними скворцы, жаворонки. А скоро прилетят и другие птицы.

От полуденных лучей

Побежал с горы ручей, // Бег по кругу.

И подснежник маленький

Вырос на проталинке. //

Возвращаются скворцы –

Работяги и певцы, // Бег по кругу, взмахи руками (крыльями).

Воробьи у лужицы

Шумной стайкой кружатся. // Кружатся на месте.

Г. Ладонщиков

Предложить детям в течение прогулки понаблюдать за птицами.

В конце прогулки попросить детей рассказать о своих наблюдениях.

Поблагодарить тех детей, которые действительно наблюдали за птицами.

Целевая прогулка в сквер (парк) «Поведение птиц весной».

Задачи.

Прогулка начинается во дворе детского сада. Вспомнить правила поведения на целевой прогулке.

Прилетели скворцы –

Молодой весны гонцы,

Червяков они клюют

И поют, поют, поют!

Шорыгина Т. А.

Цель нашей прогулки: поведение птиц весной. Только самые внимательные и наблюдательные дети заметят не только голубей и воробьёв, но и многих других птиц, которые прилетели в наш город весной. Во время путешествия нужно внимательно наблюдать за птицами. Вспомним правила наблюдения за птицами.

Правила наблюдения за птицами.

Птицы очень пугливы, поэтому нужно вести себя очень тихо и не шуметь.

Нельзя подбегать к птицам, вы мешаете им отдыхать или кушать.

Нельзя кидать в птиц камнями, палками, они живые, им больно.

В сквере, гуляя по тропинкам, обращать внимание детей на птиц. Попросить детей рассказать, что они знают об этой птице, дополнить рассказ детей. Поощрять тех детей, кто не шумит, не бегает, а спокойно наблюдает за птицами.

Весёлые упражнения «Возвращаются певцы».

От полуденных лучей

Побежал с горы ручей, // Бег по кругу.

И подснежник маленький

Вырос на проталинке. //

Присесть, встать, руки вверх, через стороны вниз (раскрывается цветок).

Возвращаются скворцы –

Работяги и певцы, // Бег по кругу, взмахи руками (крыльями).

Воробьи у лужицы

Шумной стайкой кружатся. // Кружатся на месте.

Г. Ладонщиков

В конце прогулки предложить детям рассказать о своих наблюдениях. Если ребёнок не помнит, как зовут птицу, попросить её описать. Поблагодарить детей, которые заметили что-то необычное, интересное.

Вывод. Весной вся природа оживает. Птицы радуются наступлению тёплой погоды. Они поют песни, ищут места для гнёзд, некоторые птицы строят свои гнёзда.

Исследование «Чем заняты воробьи?»

Задачи. Расширять знания детей о приспособлении птиц к среде обитания, о поведение птиц весной (гнездование). Формировать реалистические представления о птицах. Воспитывать бережное отношение к птицам.

Ход исследования.

Что весна птицам подарила?

Что в их жизни изменила?

Тайны птиц мы разгадаем,

Что-то новое узнаем.

Задание: понаблюдать за птицами. Выяснить: чем заняты воробьи, что за дела у них весной. Задание понятно? (ответы детей).

Вспомним правила наблюдения за птицами.

Правила наблюдения за птицами.

Птицы очень пугливы, поэтому нужно вести себя очень тихо и не шуметь.

Нельзя подбегать к птицам, вы мешаете им отдыхать или кушать.

Нельзя кидать в птиц камнями, палками, они живые, им больно.

Орнитологи приступайте к исследованиям.

В конце прогулки предложить детям рассказать о своих наблюдениях. Поблагодарить детей, которые заметили что-то необычное, интересное.

Вывод. Воробьи громко чирикают, собирают с земли веточки, травинки, лоскутки, бумажки и всё это несут на деревья.

Рассказ педагога.

Во второй половине марта воробьи разбиваются на пары и приступают к постройке гнёзд. Строительство гнезда - дело нелёгкое. Птицы летают, суетятся, тащат в клювах пёрышки, кусочки ваты, сухие травинки, ссорятся из-за лоскутка и громко чирикают. Воробьиная пара вместе строит гнездо.

Исследование «Что изменилось в поведение птиц весной?»

Задачи. Формировать реалистические представления детей о птицах. Уточнять и расширять знания о жизни птиц в весенний период. Воспитывать бережное отношение к птицам.

Ход исследования.

Что весна птицам подарила?

Что в их жизни изменила?

Тайны птиц мы разгадаем,

Что-то новое узнаем.

Вопрос: что изменилось в поведении птиц весной. Выяснить: как ведут себя птицы весной и почему они так себя ведут. Задание понятно? (ответы детей).

Вспомним правила наблюдения за птицами.

Правила наблюдения за птицами.

Птицы очень пугливы, поэтому нужно вести себя очень тихо и не шуметь.

Нельзя подбегать к птицам, вы мешаете им отдыхать или кушать.

Нельзя кидать в птиц камнями, палками, они живые, им больно.

Орнитологи приступайте к исследованиям.

В конце прогулки предложить детям рассказать о своих наблюдениях. Поблагодарить детей, которые заметили что-то необычное, интересное.

Вывод. Солнце весной светит ярче, греет сильнее, много тепла и света. Птицы радуются теплу, поют песни, строят гнёзда.

Рассказ педагога.

Птицы заботливые родители. Весной самцы ищут для своей семьи место для гнезда, и пением привлекают самок. Птицы вместе строят гнёзда. Гнездо - это птичий домик. Разные птицы строят гнёзда по-своему, но чаще всего гнездо напоминает чашу, сплетённую из веток и травы. Внутри гнездо выстлано свежей травой и пухом. Одни птицы строят гнёзда на ветках деревьев, чтобы спрятать его среди листвы, другие на земле прячут гнёзда в траве.

Крупные птицы, например, орлы, аисты, строят гнёзда из толстых веток. Кажется, что это просто куча мусора. Но внутри гнездо выстлано мягкой травой и пухом. Есть среди птиц настоящие мастера. Например, одни ласточки выкапывают себе лапками норки в глинистом берегу, другие лепят своё гнездо – корзинку из сырой земли и слюны и прикрепляют гнездо к крыше дома.

А маленькая птичка ремез плетёт своё гнездо из пуха, шерсти, трав. Гнездо ремеза похоже на варежку, только вместо большого пальца вход в гнездо. В таком гнезде птенчиком тепло и безопасно. Ни какой хищник не достанет птенцов.

Наблюдение «Почему птицы живут рядом с людьми?»

Задачи. Формировать реалистические представления детей о птицах. Учить устанавливать причинно-следственные связи между окружающей средой и жизнью птиц. Уточнять и расширять знания детей о жизни птиц в весенний период. Воспитывать бережное отношение к птицам.

Беседа.

Посмотрите внимательно вокруг себя, каких птиц вы видите?

Весной лесные птицы возвращаются домой, в лес, чтобы свить гнёзда и вывести птенцов.

Почему воробьи и голуби весной не улетают из городов в лес?

Как вы думаете, где воробьи и голуби строят свои гнёзда в городе?

Городские воробышки строят свои гнёзда под козырьком подъезда или балкона. Сизые голуби строят свои гнёзда под крышами, на чердаках, на карнизах каменных домов, в нишах среди лепных украшений.

Где легче найти корм: в лесу или возле людей?

Где живёт больше хищных птиц и животных: в лесу или в городе?

Какие хищные животные угрожают птицам в городе?

А кто, кроме кошек может разрушить гнездо, погубить птенцов?

Птицы живут рядом с людьми потому, что они защищены от хищников, у них есть корм и укромные местечки, где можно свить весной гнездо. Люди должны оберегать птиц и птичьи гнёзда.

Весёлые упражнения «Возвращаются певцы».

Предложить детям в течение прогулки понаблюдать за птицами.

В конце прогулки попросить детей рассказать о своих наблюдениях.

Поблагодарить тех детей, которые действительно наблюдали за птицами.

Разговор-размышление «Почему перелётные птицы возвращаются в родные края?»

Задачи. Поощрять попытки детей делиться с педагогом и другими детьми разнообразными впечатлениями, уточнять источник полученной информации. Обогащать речь детей, активизировать мышление. Закреплять представления детей о птицах. Воспитывать любовь к Родине.

Беседа.

Посмотрите внимательно вокруг себя, каких птиц вы видите?

Журавлики-журавли,

Вы куда свой путь вели?

Где летали?

«Мы в чужих небесах,

Мы в чудесных лесах

Побывали».

Расскажите, журавли,

Как на том краю земли

Зимовали.

«Мы в далёкой стране,

По родной стороне

Тосковали».

Платон Воронько

Тёплые края, чудесные леса, почему же птицы возвращаются в родные края, туда, где они родились? (ответы детей)

Педагог выслушивает мнение всех детей, уточняя источник полученной информации.

А какие перелётные птицы вернутся в наши края?

Жура-жура-журавель!

Облетал он сто земель.

Облетал, обходил,

Крылья, ноги натрудил.

Мы спросили журавля:

– Где же лучшая земля? –

Отвечал он, пролетая:

– Лучше нет родного края!

Платон Воронько

Мудрая народная пословица говорит "Всякому мила своя сторона". Птицы всегда возвращаются в родные края, туда, где они родились.

Рассказ педагога.

Журавли летят клином и громко курлычут, приветствуя родные края. Немного отдохнув после долгого перелёта, журавли огляделись, прошлись на высоких ногах, словно на ходулях по болотцу и стали искать, опустив длинный клюв в болотную воду, червяков, жучков, лягушек и головастиков.

Весной журавли устраивают игры и танцы. Подходит журавль к журавлихе, встаёт перед ней и кланяется, кивает головой, приглашая потанцевать. Журавль с журавлихой подпрыгивают, приседают, перебирают ногами, машут крыльями. Сначала птицы танцуют медленно, а потом все быстрее и быстрее. Скоро со всего болота собирается журавлиная стая, птицы образуют вокруг танцующей пары круг, а потом, не в силах удержаться, и сами пускаются в весёлый пляс.

К нам, в Челябинскую область прилетают из тёплых краёв белые журавли, серые журавли и журавель-красавка. Журавель-красавка редкая птица, она занесена в Красную книгу.

Импровизация «Танец журавля».

Представьте, что вы журавли. Вы танцуете, высоко поднимая колени, подпрыгиваете, приседаете, перебираете ногами, машете крыльями. Сначала медленно, а потом всё быстрее и быстрее.