Особенности игры современных дошкольников. Ч лблйе йзтщ йзтбаф упчтенеооще дефй? «Венок дружбы и помощи»

» с подробными правилами развлечений из детства теперешних пап и мам. Лайфхакер выбрал самые популярные.

1. Колдунчики

Похожа на салки или догонялки. Игра весёлая, активная, а правила простые: бегает колдун и накладывает на всех чары.

  • Количество игроков: от 3 человек.
  • Возраст: от 6 лет.
  • Место: просторное.

Водящий выбирается считалкой. Например, такой:

Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло!
Стой подоле,
Гляди в поле!
Звёзды горят,
Журавли кричат.
Раз, два, не воронь,
Беги, как огонь!

Игроки становятся в круг и по команде разбегаются кто куда. Водящий старается их догнать и не просто салит, а заколдовывает. Осаленный встаёт, разведя руки, и ждёт, пока кто-то из товарищей его расколдует - дотронется на бегу. После этого расколдованный может снова убегать от водящего.

Игра заканчивается, когда колдуну удаётся заколдовать всех игроков.

pugovka.ru

Обычно играют девочки. Если попадается мальчик, скорее всего, он неравнодушен к кому-то из играющих или просто решил пообщаться.

  • Количество игроков: от 5 человек.
  • Возраст: 5–12 лет.
  • Место: лавочка, диван, поляна.

Водящий зажимает в ладонях колечко или любой мелкий предмет: камешек, пуговицу. Остальные игроки садятся в ряд и складывают руки лодочками. Водящий подходит к каждому и как бы вкладывает в лодочку колечко.

На самом деле колечко достаётся только одному. И получивший его игрок не должен выдавать себя. Остальным нужно молча определить, кто счастливчик

Затем водящий произносит: «Колечко, колечко, выйди на крылечко!» Обладатель колечка должен вскочить и убежать. Другим игрокам нужно его задержать.

Тот, кто сможет убежать, становится водящим.

3. Тише едешь - дальше будешь

Очень активная игра, отлично подходящая для больших компаний.

  • Количество игроков: от 5 человек.
  • Возраст: 6–11 лет.
  • Место: просторное.

Между стартом и финишем не очень большое расстояние. Все игроки стоят на старте. Водящий, повернувшись к ним спиной, - на финише.

Участники готовятся, водящий кричит: «Тише едешь - дальше будешь. Стоп!» На слове «стоп» все должны остановиться.

Выигрывает тот, кто успевает добежать до финиша и дотронуться до водящего.


micccp.com

Игра для большой компании. Тут важно уметь фантазировать и замирать в сложной позе. Чем чуднее поза, тем веселее.

  • Количество игроков: от 4 человек.
  • Возраст: от 7 лет.
  • Место: просторное.

Водящий произносит:

Море волнуется - раз,
Море волнуется - два,
Море волнуется - три,
Морская фигура на месте замри!

Пока водящий говорит, все бегают и дурачатся, а на слове «замри» замирают, изображая какие-нибудь фигуры, не обязательно морские.

Водящий подходит к каждому застывшему. Он старается рассмешить или другими способами заставить пошевелиться. Кто пошевелится - проиграет.

По другим правилам замершие игроки должны оживать и изображать фигуру в движении, когда до них дотрагивается водящий. А тому нужно угадать, кого ему показывают.

5. Чепуха

Игрокам предстоит придумывание весёлые истории-небылицы. Талантом выдумщика обладать не обязательно. Достаточно кратко ответить на готовые вопросы. Смешно получится в любом случае.

  • Количество игроков: от 3 человек.
  • Возраст: от 7 лет.
  • Место: комната, беседка.

Понадобится бумага и карандаши. Водящий продумывает вопросы, например: кто? с кем? где? когда? что делали? кто пришёл? что сказал? чем дело закончилось?

Водящий задаёт первый вопрос и даёт лист бумаги игроку. Тот молча пишет ответ, потом заворачивает краешек с текстом и передаёт листок соседу. Водящий задаёт следующий вопрос, второй игрок пишет ответ и заворачивает. И так далее.

Когда все вопросы заданы, а ответы написаны, водящий зачитывает получившуюся историю. Обычно выходит забавная чепуха: «Утка. С Принцем. В школе. Вечером. Фотографировали. Милиционер пришёл. Сказал: “Свистать всех наверх!” Всё закончилось синяками».


gipsyteam.ru

Это карточная игра. Не волнуйтесь, не азартная! Карты, вообще-то, развивают память, наблюдательность, скорость реакции. И играть можно .

  • Количество игроков: любое, лишь бы хватило карт.
  • Возраст: от 6 лет.
  • Место: беседка, лавочка.

Все карты раздаются игрокам поровну и складываются в стопки рубашками вверх. Игроки по очереди достают по одной карте из своих стопочек и кладут на стол. Карту должны видеть все.

Если выпадает король, игроки отдают ему честь. Если дама, все говорят: «Бонжур, мадам!» Валета встречают словами «Пардон, месье!», а туза прихлопывают ладонями.

Что делать с остальными картами, определяют сами игроки. На семёрку можно, например, приседать, на десятку - квакать и так далее.

Игрок, который ошибётся или перепутает движения и слова, забирает карту себе. Выигрывает тот, у кого не останется ни одной карты. Проигрывает собравший больше всего карт.

7. Штандер

Самая популярная игра с мячом у советских пионеров 50-х годов.

  • Количество игроков: от 6 человек.
  • Возраст: от 6 лет.
  • Место: просторное.

Выбирают водящего. Он берёт мячик и становится в центр. Все остальные выстраиваются вокруг. Водящий подбрасывает мяч и произносит имя кого-то из игроков.

Все разбегаются, а тот, чьё имя назвали, должен поймать мяч и бросить его в кого-нибудь, не сходя с места. Причём, если названный ловит мяч на лету, то выкрикивает «Штандер!» или «Стоп!» - и все замирают на месте. Тогда мячом попасть в кого-то проще.

Если же мяч ловят после того, как тот ударился о землю, целиться приходится в движущиеся мишени.

Игрокам надо уворачиваться от мяча. Даже остановившись, можно приседать, наклоняться. Тот, в кого попадёт мяч, выходит из игры. Названный при этом становится водящим.

Если игрок никого не вышиб, игра начинается сначала.


womanadvice.ru

Игра была очень популярна в советское время, а появилась, скорее всего, в деревне.

  • Количество игроков: от 3 человек.
  • Возраст: от 7 лет.
  • Место: просторное.

Все встают в круг и перекидывают друг другу мячик. Мячик - это горячая картошка, которую нельзя долго держать в руках, нужно сразу же бросать дальше.

Тот, кто не поймает или уронит мячик, садится в центр круга на корточки. Остальные продолжают перебрасывать мяч, а сидящий старается поймать его, не вставая, а только вытягивая руки. Поймает летящий мяч - может выходить из круга и играть дальше со всеми вместе.

9. Гигантские шаги

Дворовая игра с мячом. Живая, шумная, весёлая. Развивает быстроту реакции, сообразительность, глазомер.

  • Количество игроков: от 4 человек.
  • Возраст: 6–8 лет.
  • Место: просторное.

Все игроки стоят рядом. Водящий кидает мячик высоко вверх и убегает как можно дальше. Остальные стараются поймать мяч.

Тот, кто поймает, выкрикивает: «Стоп!» Водящий останавливается. Игрок с мячом определяет на глаз расстояние до водящего в шагах. Шаги могут быть разными:

  • Гигантские - очень широкие шаги.
  • Лилипутские - шаги на полступни.
  • Утята - шаги вприсядку.
  • Зонтики - прыжки с поворотом.
  • Зайчик - прыжки, ноги вместе.

Если игрок угадывает расстояние и умудряется дотянуться до водящего, не ложась на землю, он выигрывает и водит следующий кон.


gagdaily.com

Это девчачья игра со скакалкой. Мальчишки обычно стоят неподалёку и наблюдают, но иногда и встревают, чтобы подурачиться или понравиться девчонкам.

  • Количество игроков: от 3 человек.
  • Возраст: 5–8 лет.
  • Место: просторное.

Игроки становятся в круг на расстоянии вытянутой скакалки от стоящего в центре водящего. Низко, почти по земле водящий вращает скакалку, держа её за один конец.

Когда скакалка долетает до игрока, он её перепрыгивает. И все хором повторяют считалочку:

На златом крыльце сидели:
Царь, царевич,
Король, королевич,
Куколка, балетница,
Воображала, сплетница,
Сапожник, портной.
Кто ты будешь такой?

Если кто-то не перепрыгнул скакалку или наступил на неё, все хором называют его тем словом, на котором остановилась считалочка.

А какие вы любили больше всего?

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕБЁНКА. Как отмечают родители и воспитатели, за последние 5-6 лет в играх детей произошли определенные изменения. Наиболее явное изменение: дети стали меньше играть, особенно в сюжетно-ролевые игры (и по количеству, и по продолжительности). Основная причина, как считают многие, - недостаток времени. И, действительно, во многих дошкольных учреждениях наблюдается явный сдвиг в сторону дидактики (различные занятия, дети постоянно заорганизованы). В результате остается совсем немного времени, которое они могут использовать на самостоятельную, свободную игру. Обычно она выглядит как возня, драки. Чтобы этого избежать, воспитатели начинаю заполнять свободное время детей спокойными настольными играми – мозаикой, конструкторами. Ролевые игры весьма однообразные и ограничиваются в основном семейной тематикой. Практически отсутствуют игры на профессиональные темы, весьма популярные 10-20 лет назад. Между тем, именно эти игры в наибольшей мере способствуют вхождению ребенка в мир взрослых. Принимая роль, ребенок не просто называет себя соответствующим персонажем, но и действует, отождествляет себя с героем. То, что дети игнорируют «профессиональные» роли, говорит о том, что дошкольники все более отдаляются от взрослых: не видят и не понимают профессиональной деятельности родителей.Зато сюжеты, заимствованные с телеэкранов, оторваны от жизни, отношения между персонажами совсем иные и не соответствуют реальным отношениям. Игра не возникает сама собой. Она передается от одного поколения детей другому, от старших – к младшим. В настоящее время связь прервана. Разновозрастные детские сообщества – в семье, во дворе, в квартире – исключении. Дети растут среди взрослых, а взрослым некогда играть. В результате игра уходит из жизни ребенка. Этот факт негативно отражается на общем психическом и личностном развитии ребенка. Если взрослые не организуют игру ребенка, ее организует то, что он видит,т.е. массовая теле- и видеопродукция, компьютерные игры. В результате дети начинают играть в людей-пауков, роботов-убийц и т.д. Личность человека по исследованиям психологов и педагогов в основном складывается к 5 годам. Содержание детских игр создает эмоционально-смысловую основу представлений детей о мире. Отражая массовую видеопродукцию, у ребенка складывается впечатление о мире, как арене борьбы «наших» и «чужих», борьбы, где жестокость и холодный расчет приносят успех, где сильный всегда прав, обмануть, убить врага всегда похвально, где нет места любви и сопереживанию, благородству, порядочности.Коварство этой ситуации в том, что ее последствия становятся очевидными далеко не сразу, дошкольник по-прежнему сохраняет ориентацию на взрослых, продолжает слушаться. Лишь к подростковому возрасту, когда наиболее значимыми становятся отношения со сверстниками, а родители теряют львиную долю своего авторитета, родители спохватываются и начинают возмущаться эмоциональной черствости своего ребенка, его расчетливости, примитивности его интересов.Другой важный аспект – это развитие структуры игры. Если с ребенком не играть, он будет играть примитивно. Именно это и происходит во многих семьях. В результате – все чаще вместо сюжетно-ролевой игры даже у старших дошкольников начинает занимать игра-манипуляция с игрушками: пострелять из пистолета, запустить машинку, изменить робота-трансформера.Всевозможные развивающие занятия не могут компенсировать отсутствие полноценного игрового опыта. Ведь игра и занятие предполагают разные способы взаимодействия взрослого и ребенка. Раннее начало занятий при слабом развитии игры приводит к тому, что дети привыкают выполнять задания взрослого и воспроизводить задаваемые взрослым образцы. Но собственная познавательная активность у них не развивается, а иногда даже деградирует. В результате мы можем получить поколение личностно неразвитых и лишенных творческого воображения интеллектуалов.Еще одно последствие того, что с детьми мало играют, состоит в «непроработанности» эмоциональных впечатлений – страха, возмущения, обиды и других. Непроработанные впечатления оседают в душе ребенка грузом проблем и приводят к появлению «необъяснимых страхов и слез, вспышек агрессии и жестокости, истерического возбуждения или апатии.Творческие сюжетные игры развивают у ребенка воображение и способность проигрывать в уме разные варианты развития событий, способность понимать других людей и мотивы их поведения, гибко менять свое поведение при изменении ситуации. Если ребенок достигает этого уровня, у его появляется психологическая основа для успешного проживания сложных жизненных ситуаций – ситуаций выбора и неудач, конфликтов и кризисов. 2.СВОЕОБРАЗИЕ ИГРЫ КАК ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.Основной особенностью игры является то, что она представляет собой отражение детьми окружающей жизни - действий, деятельности людей, их взаимоотношений в обстановке, создаваемой детским воображением. В игре комната может быть и морем, и лесом, и станцией метро, и вагоном железной дороги. Дети придают обстановке то значение, какое обусловлено замыслом и содержанием игры. Стоит ребенку сказать себе «как будто бы», и вымысел уже живет в нем. При этом у ребенка замечается еще одно свойство: дети знают то, чему они могут верить, и то, чего надо не замечать. Такой характер игры отличает ее от всех других видов детской деятельности и в какой-то мере роднит с искусством, с образным отражением действительности. Воспроизведение реальных действий в игре не является точным копированием, зеркальным их отображением. Дети не связаны всеми конкретными условиями реальной обстановки, временем, строгой последовательностью действий. Играя, они верят в то, что, оставаясь в комнате, плывут среди бушующего моря, переживают чувство страха и радость его преодоления. Как отважные космонавты, летят на Луну и возвращаются обратно. События развиваются, как в сказке, «не по дням, а по часам». Еще одна особенность игровой деятельности - ее самодеятельный характер. Дети являются творцами игры, ее создателями. Они, как уже говорилось, отражают в ней свои знания об известных им жизненных явлениях и событиях, выражают свое отношение к ним. Особенностью детской игры является также сочетание и взаимосвязь образа, игрового действия и слова. Это не внешние ее признаки, а самая сущность. В игре ребенок живет действиями и чувствами изображаемого героя. Иногда образ так захватывает ребенка, что он даже не отзывается на привычное обращение к нему: «Я не Сережа, я капитан». Вместе с тем он охотно действует в соответствии с отражаемым в игре образом. «Товарищ капитан, ваш корабль скоро выйдет в море. Матросы должны быть сильными и здоровыми. Постройте их для физических упражнений», - говорит воспитатель. И капитан весело и авторитетно отдает команду: «На зарядку становись!» Дети не играют молча. Даже тогда, когда ребенок один, он разговаривает с игрушкой, ведет диалог с воображаемым участником игры, говорит за себя и за маму, за больного и врача и т. д. Слово является как бы аккомпанементом к игровому действию и полнее раскрывает образ, отношение к нему самого ребенка. Речевое общение в процессе игры выполняет огромную роль. Общаясь, дети обмениваются мыслями, переживаниями, уточняют замысел и содержание игры. Словесный сговор в игре выполняет организующую функцию, содействует возникновению и укреплению взаимопонимания и дружбы между детьми, одинакового отношения к тем или иным фактам и явлениям окружающей жизни. Взаимосвязь образа, игрового действия и слова составляет стержень игровой деятельности, служит средством отображения действительности. Основными структурными элементами игры являются: игровой замысел, сюжет или ее содержание; игровые действия; роли; правила, которые диктуются самой игрой и создаются детьми или предлагаются взрослыми. Эти элементы тесно взаимосвязаны и определяют игру как своеобразную деятельность детей. Игровой замысел - это общее определение того, во что и как будут играть дети: в «магазин», в «поликлинику», в «летчиков», в «дочки-матери» (в «семью»), в «детский сад» и т. п, Он формулируется в речи, отражается в самих игровых действиях, оформляется в игровом содержании и является стержнем игры. По игровому замыслу игры можно разделить на более или менее типичные группы: а) отражающие бытовые явления (игры в «семью», в «детский сад», в «поликлинику» и т.д.); б) отражающие созидательный труд (строительство метро, труд колхозников, постройку домов, фабрик, стадионов и т. д.); в) отражающие общественные события, традиции (праздники, демонстрации, встречу гостей, путешествия и т. д.). Такое деление их, конечно, условно, так как игра может включать отражение разных жизненных явлений. Сюжет, содержание игры - это то, что составляет ее живую ткань, определяет развитие, многообразие и взаимосвязь игровых действий, взаимоотношения детей. Содержание игры делает ее привлекательной, возбуждает интерес и желание играть. Структурной особенностью и центром игры является роль, которую выполняет ребенок. По тому значению, какое принадлежит роли в процессе игры, многие из игр получили название ролевых или сюжетно-ролевых. Роль всегда соотнесена с человеком или животным, его воображаемыми поступками, действиями, отношениями. Ребенок, входя в их образ, становится тем, кому подражает, т. е. играет определенную роль. Но дошкольник не просто разыгрывает эту роль, он живет в образе и верит в его правдивость. Изображая, например, капитана на корабле, он отражает не всю его деятельность, а лишь те черты, которые необходимы по ходу игры: капитан дает команды, смотрит в бинокль, заботится о пассажирах и матросах. В процессе игры самими детьми (а в некоторых играх - взрослыми) устанавливаются правила, определяющие и регулирующие поведение и взаимоотношения играющих. Они придают играм организованность, устойчивость, закрепляют их содержание и определяют дальнейшее развитие, усложнение отношений и взаимоотношений. Вместе с тем правила игры помогают робким, застенчивым детям быть активными участниками игры. Все эти структурные элементы игры являются более или менее типичными, но они имеют разное значение и по-разному соотносятся в разных видах игр. 3.ЗНАЧЕНИЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЖИЗНИ РЕБЁНКА. Дошкольное детство - короткий, но важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер. Основной вид деятельности детей дошкольного возраста - игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка; его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость. Кроме того, игра - это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта. В игре формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития. Этим объясняются огромные воспитательные возможности игры, которую психологи считают ведущей деятельностью дошкольника. Игра - творческая деятельность.Ребенок знает, что кукла и мишка - только игрушки, но любит их как живых, понимает, что он не реальный летчик или моряк, но чувствует себя отважным пилотом, храбрым моряком, который не боится опасности, по-настоящему гордится своей победой. Подражание взрослым в игре связано с работой воображения. Ребенок не копирует действительность, он комбинирует разные впечатления жизни с личным опытом. Детское творчество проявляется в замысле игры и в поиске средств для его реализации. Игра приучает детей подчинять свои действия и мысли определенной цели, помогает воспитывать целенаправленность. В игре ребенок начинает чувствовать себя членом коллектива, справедливо оценивать действия и поступки своих товарищей и свои собственные. Игра - важное средство умственного воспитания ребенка. Знания, полученные в детском саду и дома, находят в игре практическое применение и развитие. Воспроизводя различные события жизни, эпизоды из сказок и рассказов, ребенок размышляет над тем, что видел, о чем ему читали и говорили; смысл многих явлений, их значение становится для него более понятным.В игре умственная активность детей всегда связана с работой воображения; нужно найти себе роль, представить себе, как действует человек, которому хочется подражать, что он говорит. Воображение проявляется и развивается также в поиске средств для выполнения задуманного; прежде чем отправиться в полет, необходимо соорудить самолет; для магазина надо подобрать подходящие товары, а если их не хватает,- изготовить самому. Так в игре развиваются творческие способности.Игре принадлежит большая роль в жизни и развитии детей. В игровой деятельности формируются многие положительные качества ребенка, интерес и готовность к предстоящему учению, развиваются его познавательные способности. Игра важна и для подготовки ребенка к будущему, и для того чтобы сделать его настоящую жизнь полной и счастливой.

ФУНКЦИИ ИГРЫ.

Игра - явление сложное и многогранное. Можно выделить следующие её функции:
Обучающая функция - развитие обще учебных умений и навыков, таких, как память, внимание, восприятие и другие.
Развлекательная функция - создание благоприятной атмосферы на занятиях, превращение урока, других форм общения взрослого с ребёнком из скучного мероприятия в увлекательное приключение.
Коммуникативная функция - объединение детей и взрослых, установление эмоциональных контактов, формирования навыков общения.
Релаксационная функция - снятие эмоционального (физического) напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему ребёнка при интенсивном учении, труде.
Воспитательная функция -помогает выявить индивидуальные особенности детей, позволяет устранить нежелательные проявления в характере своих воспитанников.

Функция самовыражения - стремление ребёнка реализовать в игре творческие способности, полнее открыть свой потенциал.
Компенсаторная функция - создание условий для удовлетворения личностных устремлений, которые не выполнимы (трудно выполнимы) в реальной жизни.

5.КЛАССИФИКАЦИЯ ИГР ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

творческие игры

сюжетно-ролевые «Магазин», «Больница», «Библиотека» и др

Цель: изучение различных социальных ролей человека

Виды сюжета:

Особенности: сюжет (та среда действительности, которая воспроизводится детьми); содержание (то, что воспроизводится ребенком в качестве центрального момента деятельности и отношений между взрослыми в их деятельности); роль (игровая позиция ребенка, отождествление с каким-либо персонажем)

режиссерские «Авария на дороге» и др.

Цель: развитие творчества и фантазии

Виды сюжета: бытовой, производственный, общественный

Особенности: отражение событий и впечатлений; партнеры (игрушки и их заменители) – неодушевленные предметы;

Условие: создание детям индивидуального пространства

строительно-конструктивные

Цель: решение конструктивных задач

Виды материала: природный, специально созданный, подсобный

Особенности: вести ребенка от подражания действиям взрослого к самостоятельному решению конструктивных задач

театрально-художественные

Цель: приобщение ребенка к искусству;

Виды: дети-режиссеры и дети-актеры;

Особенности: представляют собой разыгрывание в лицах литературных произведений; имеют готовый неизменный сюжет; все действия подчинены содержанию произведения;

игры

с правилами

дидактические

Цель: обучение

Виды: сюжетно-дидактические («магазин»); настольно-печатные («лото»); словесные («времена года»)

Особенности: наличие обучающей и игровой задач, игровых действий; наличие правил

подвижные

Цель:

Виды:

Особенности: наличие правил

сюжетные и

бессюжетные игры

спортивные игры (большой, средней и малой подвижности)

В последние годы проблема классификации детских игр вновь стала привлекать пристальное внимание ученых. Новая классифи­кация детских игр, разработанная С.Л.Новоселовой, представле­на в программе «Истоки:

В основе классификации лежит представ­ление о том,по чьей инициативе возникают игры (ребенка или взрослого).

Выделяют три класса игр :

1) игры, возникающие по инициативе ребенка (детей),

само­стоятельные игры:

а) игра-экспериментирование;

б) самостоятельные сюжетные игры:- сюжетно-отобразительные,- сюжетно-ролевые.- режиссерские,

Театрализованные;

2) игры, возникающие по инициативе взрослого , который вне­дряет их с образовательной и воспитательной целями:

игры обучающие :а) дидактические,б) сюжетно-дидактические,в) подвижные;

досуговые игры :а) игры-забавы,б) игры-развлечения,в) интеллектуальные,г) празднично-карнавальные,д) театрально-постановочные;

3) игры, идущие от исторически сложившихся традиций этно­са (народные ), которые могут возникать по инициативе как взрос­лого, так и более старших детей:

- традиционные или народные (исторически они лежат в ос­нове многих игр, относящихся к обучающим и досуговым).

МИР ИГРЫ СОВРЕМЕННОГО ДОШКОЛЬНИКА.

Источники: М. Божина «Современные дети – современные игры», А. Саченко «Вернем детям игру».

Если говорить о современных детях, прежде всего, нужно отметить: дети в наши дни либо совсем не играют, либо играют слишком мало. Это связано с целым рядом причин:

1. Современное общество требует от детей ранних успехов и достижений. Все стремятся их научить! Как можно раньше научить читать, писать, считать, забыв о том, что ведущая деятельность дошкольника - игровая!

2. Родители современных детей сами принадлежат к неиграющему поколению: их детство тоже прошло без игр, тоже было насыщено обучающими элементами. Именно поэтому родители не играют со своими детьми - они очень часто сами не умеют этого делать. К тому же им не хватает времени. У детей нет возможности перенимать игровой опыт.

3. Современные родители не пускают (боятся) детей гулять. Ребенок должен находится в поле зрения родителей.

Нельзя не сказать и о том, насколько современные игрушки отличаются от игрушек родителей. Во-первых, их много, поэтому ребенку трудно не только выбрать, во что он будет играть, но и помечтать о том, что ему так понравилось. Во-вторых, помимо мягких мишек и зайчиков, ребенок с огромным интересом разглядывает роботов, монстров, разнополых кукол, взрослых Барби и Кенов. Сюжеты для игр с такими игрушками отличаются от традиционных игр в дочки-матери с пупсами и кроватками!

Есть еще одна особенность жизни детей – родителям, как правило, некогда вникать в игровое пространство – они теряются в мире игрушек, идут на поводу у желаний ребенка, создают небезопасные ситуации для здоровья детей, оставляя их у компьютера, пусть даже с обучающими играми и игрушками. Нужно больше уделять внимания тем играм, которые раньше возникали стихийно, помогать детям развивать сюжетные игры, которые им понятны, ориентироваться в мире современных игрушек, сохраняя баланс между желаниями ребенка и пользой для него.

Игры современных детей:

1. Подвижные игры являются значительными, выходят на 1-е место (снятие внутреннего эмоционального напряжения).2. Обучающие дидактические игры.3. Компьютерные игры (строго отбирать содержание).4. Игры один на один с взрослым – игры мимоходом (считать деревья и т.д.).

5. Пальчиковые игры, подготовка к овладению грамотой.6. Реже играют в СЖРИ, изменяются, варьируются в зависимости от времени, меняются игрушки для СЖРИ.

Светлана Яшина
Эссе «В какие игры играют современные дошкольники»

Эссе на тему «В какие игры играют современные дошкольники »

Жизнь современного ребенка заполнена телевидением, компьютерными играми , общением со взрослыми, кружками и секциями. На игру у ребенка остается крайне мало времени и дома, и в детском саду. Между тем дети хотят играть , считают игру, самым любимым видом деятельности. Существуют игры , которые остаются в игровом репертуаре многие десятилетия «Больница» , «Магазин» , «Семья» , «Гости» . У дошкольников XXI века появились новые игровые роли (банкир, агент, клиент, визажист, дизайнер и т. д.) и новые игровые сюжеты («Салон сотовой связи» , «Агентство недвижимости» , «Банк» , «Макдональдс» и т. д.). Дети старшего дошкольного возраста играют в военных и спасателей, в шоу «Танцы со звездами» и «Танцы на льду» . Игры детей отражают ориентацию на новые ценности, в том числе и на материальное благополучие семьи и человека, новые социальные роли взрослых («Бизнесмен» , «Телезвезда» , «Модель» ). Можно констатировать, что в играх детей часто присутствуют трудности, присущие современному периоду (например, необходимость зарабатывания денег) .

Телевидение оказывает наибольшее влияние на воображение дошкольников , что приводит к стереотипизации образов. (Человек-паук, Барби и Кен, Бетмен, телеведущая и т. д.) На выбор ролей и игровых сюжетов оказывает влияние, происходящее в окружающей действительности.

Часто игра сводится к манипулированию с яркой, модной игрушкой. Придумывая игры , дети основываются на телевизионной информации и компьютерных играх .

Также игра сводится к накопительству, потому что иметь как можно больше, трансформеров, покемонов в детской субкультуре считается престижным.

Дело в том, что часто дети не знают, как играть , как развивать игровой сюжет. Такая ситуация во многом обусловлена тем, что в детском саду ребенок находится в обществе сверстников – детей, играющих также , как и он сам. Общение с детьми во дворе ограничено в силу необходимости обеспечить безопасность ребенка на улице. Игровой опыт не передается от старших детей к младшим, дети не успевают в полной мере проникнуть «духом игры » .

Игра не возникает сама собой, она передается от одного поколения к другому – от старших к младшим. В настоящее время взрослым некогда играть… В результате игра уходит из жизни ребенка, а вместе с ней уходит и само детство. Это негативно отражается на общем психическом и личностном развитии ребенка, тормозится развитие мышления, эмоций, а также общение, воображение и сознание. В игре ребенок добровольно и с удовольствием подчиняется определенным правилам. Это делает его поведение осмысленным и осознанным. Поэтому, оставаясь максимально свободной и привлекательной для ребенка деятельностью, игра становится школой произвольного поведения, в игре он учится добиваться цели (пусть пока игровой, преодолевать импульсивные желания.

Современный ребенок наделен разными чертами : он и умный, и упрямый, добрый и агрессивный, беззаботный и деятельный, поверхностный и глубоко мыслящий, общительный и застенчивый - в общем, он противоречивый. Современные дети – это объект жалоб, споров, гордости и исследований психологов и социологов. Кто-то их хвалит, кто-то ругает, но все единодушны в одном : современные дети другие , ни хуже, ни лучше, а просто ДРУГИЕ. Сегодня уже не вызывает сомнений тот факт, что современный ребенок не такой , каким был его сверстник несколько десятилетий назад. И не потому, что изменилась природа самого ребенка или закономерности его развития. Нет. Принципиально изменилась жизнь, предметный и социальный мир, изменились приоритеты государственной политики в сфере образования и ожидания взрослых, воспитательные модели в семье, педагогические требования в детском саду и в школе.

Публикации по теме:

Какие они, современные дети? Современные дети отличаются от предыдущих поколений больше, чем когда-либо: за весь известный нам отрезок истории ничего подобного еще не.

Цель: расширить знания и навыки родителей в игровом общении с детьми дошкольного возраста. Задачи: развитие коммуникативных навыков адекватного.

Семинар-практикум в семейном клубе «Игры, в которые играют» Цель: расширять знания и навыки родителей в игровом общении с детьми дошкольного возраста. Задачи: развитие коммуникативных навыков адекватного.

Консультация «Современные дошкольники и особенности их развития» Современные дошкольники и особенности их развития Дошкольное образование как первая ступень образовательной системы призвано обеспечить.

Развивающие дидактические игры занимают важнейшее место в жизни ребёнка. Они расширяют представление малыша об окружающем мире, обучают.

Эссе «Современные реформы в ДОУ - это необходимость» Я считаю, что современные реформы в ДОУ - это необходимость, так как нынешние дети - это поколение XXI века. У них другие интересы, стремления,.

«Дети сейчас не те… Им бы только в компьютер поиграть», - причитает старшее поколение. «Ещё ходить не научились, а уже знают, как скачать приложение на смартфон, куда нажимать на экране планшета и как подключить приставку».


Дети сейчас, и правда, с гаджетами на ты с пеленок. Но действительно ли они проводят всё своё время в виртуальном пространстве, или остались еще реальные забавы? Попробуем разобраться.

Во дворе

В поисках ответа иду к главному эксперту – младшей сестре (12 лет).


Во что играете с друзьями?

Знаешь, есть такое приложение…

А если без телефона?


Призадумалась.


В «Зомби» .

Это как?

Нужно убегать от водящего. Кого поймали, тот становится мертвецом и ловит остальных.

Салочки что ли?

Да нет же, «Зомби».


Что ж, кому как нравится. Главное, что подвижно.


Спустя полчаса лист дворовых игр в моём блокноте пополнился еще тремя развлечениями, которые, однако, оказались мне знакомы.


«Прилипалочки»

Ведущий должен ловить остальных. Если игрок дотронулся до какого-то предмета, т.е прилепился, то его нельзя трогать.


«Пауки и мухи»

Для этой игры нужны сооружения, где можно полазить. «Мухи» забираются повыше на «паутину» и пытаются убежать от «паука». Кого осалили - становится водящим.


«Семейка»

Водящий кидает мяч кому-то и называет имя (любое слово), игрок ловит мяч, если имя ему понравилось или отбрасывает, если не понравилось. Стоит ребенку замешкаться и его уже зовут «Лавочка», «Велосипед» и т.п


Как и в прежние времена, популярными остаются «Чай-чай выручай» , «Стеночки» , прятки, а также спортивные игры: футбол , волейбол и модный нынче настольный теннис .


«Войнушка» мальчишками тоже не забыта, но герои поменялись. В разведчиков и снайперов уже не играют, гораздо круче быть черепашкой-ниндзя, джедаем или Капитаном Америка.


И всё же, стоит признать, что дворы опустели. Дошкольники еще порой шалят на детских площадках, а вот те, кто постарше, уже не успевают: школа, домашнее задание, бассейн, дополнительные занятия, и по нарастающей.

Настольные игры

Выходные и каникулы - вот повод разгуляться! С верхних полок и потаенных уголков достаются настольные игры.


Костя (9 лет), а ты в шашки играть умеешь?

Конечно, мы с папой по субботам и в шахматы иногда балуемся.

А в нарды?

А что такое «над..надры»?


Объяснила. Но и не забыла про принцип: «Учи детей и учись у детей сам».


Из первых уст я узнала о следующих новомодных (и не очень) играх:


«Свинтус»

Название многообещающее, но не стоит пугаться: это всего лишь разновидность карточной игры. Правда, привычные «пики» и «черви» заменены на цифры и цвета, а веселья добавляют особенные «свинские» карты, неожиданно меняющие ход игры. Эта забава очень напоминает другую, более популярную среди старшеклассников и взрослых, игру «Уно» .


«Монополия»

Детей хлебом не корми, дай почувствовать себя бизнесменом и понарошку построить парочку филиалов. И хотя игре уже более 70 лет, в магазинах то и дело появляются её новые версии: «Монополия Россия» - с нашими городами, «Моя первая Монополия» - для детей от 4-х лет с голосовым сопровождением, «Мини-Монополия» - для путешествий и т.д.

Интересный факт: за рубежом даже проводятся коммерческие соревнования по этой игре с внушительными денежными призами.


«Барабашка»

Коробку с «Барабашкой» достают, когда хотят посоревноваться во внимательности и от души покричать. На пол/стол/диван расставляются незатейливые фигурки, а задача участников - схватить быстрее всех ту, чей цвет или форма не представлены на карточке. Эмоции обычно зашкаливают.


Кто из нас не страдал от скучной роли мирного жителя и не притворялся мафиози? Вечное противостояние добра и зла. Раньше карточки вырезали сами из попавшегося под руку тетрадного листка, а теперь существует целый набор, состоящий из ярких карт с описанием персонажей и масок двух цветов: белого и черного. Суть игры от этого, конечно, не поменялась. Детям по-прежнему нравится «раскалывать» друг друга.

Творческие

А мне подарили 3D ручку , хотите посмотреть?

Конечно, а зачем она нужна?

Она рисует пластиком. Можно создавать объемные картины и игрушки.


Вот дела… Раньше выжигали на досках «Ежика в тумане», а теперь мебель для кукол одним взмахом руки делают.


Вообще, вариантов для творчества сейчас не счесть. Та же самая лепка вовсе не канула в лету, а вышла на новый уровень. Какой только пластилин не увидишь на витринах: и светящийся в темноте, и с блестками, и гранулированный.


Альтернатива пластилину - кинетический песок . К счастью, выгребать песочницу из дома не придется: материал не пачкается и не рассыпается. Из него маленькие и взрослые лепят пресловутые «куличики» и большие игрушечные торты.


Не забываем и про «Лего» . Из разноцветных деталей дети (да и многие взрослые) научились собирать целые города. Но играть по инструкции стало неинтересно: теперь модно изобретать новые модели самолетов, машин и кораблей. Между прочим, есть даже отдельная линейка конструкторов для девочек.

Головоломки и прочее

Эпидемия «Кубика Рубика» прошла, но… ненадолго. В силу своего любопытства и упрямства дети любят разгадывать головоломки, но им всегда надо больше и сложнее, поэтому появились «Пирамидка Мефферта» , «Скьюб» , «Мегаминкс» и пр.


«Что бы еще покрутить в руках?» - думали дети, а тут раз - и йо-йо появились, а за ними и спиннеры . Всё-таки не зря наши предки придумали чётки. Изобретательные школьники не долго думая начали делать всякие трюки с вертушками и создали новый тренд.


Для терпеливых всё еще производят пазлы , но собирать обычный пейзаж современным тинейджерам скучно. А вот пазл со Звёздными воинами или Гарри Поттером они составят с удовольствием.


А видели ли вы «лизунов» ? Такая вязкая жижа, похожая на слизь, которую ребята мнут в руках. Говорят, что это подобие антистресса, но сами дети признались мне, что их больше увлекает процесс создания «лизуна», чем игра с ним. Конечно, кто же не любит устраивать в ванной химическую лабораторию? Смешивать крахмал, клей ПВА и мамин самый дорогой шампунь, куда без этого.


Пока я собирала материал для статьи, в очередной раз убедилась, что всё с детьми в порядке и рано еще бить тревогу, мол «они играть разучились». Оставьте их на несколько минут без телефона и вы увидите, как быстро они найдут себе занятие. И последите за собой: быть может, тоже пора прерваться на игру?



бЧФПТ: мАДНЙМБ ъБТЕЮЕОУЛБС.

йЗТХЫЛБ ДМС ТЕВЕОЛБ ОЕ РТПУФП ЪБВБЧБ - ЬФП ЬЖЖЕЛФЙЧОЩК ЙОУФТХНЕОФ ТБЪЧЙФЙС, РПДУРПТШЕ Ч УПЧЕТЫЕОУФЧПЧБОЙЙ ДЧЙЦЕОЙК, ПТЗБОПЧ ЮХЧУФЧ, РПОЙНБОЙС ТЕЮЙ. фТХДОП РЕТЕПГЕОЙФШ ЪОБЮЕОЙЕ ЙЗТХЫЛЙ: ДМС ПВЭЕУФЧБ ПОБ - РТЕДНЕФ ЛХМШФХТЩ, РПУТЕДУФЧПН ЛПФПТПЗП РЕТЕДБЕФУС Ч ПУПВПК «УЧЕТОХФПК ЖПТНЕ» УПУФПСОЙЕ УПЧТЕНЕООПК ГЙЧЙМЙЪБГЙЙ. лБЛПЧБ ЛХМШФХТБ, ФБЛПЧЩ Й ЙЗТХЫЛЙ. дМС ЧЪТПУМПЗП ЙЗТХЫЛБ - ЧБЦОЕКЫБС РПНПЭОЙГБ Й УПУФБЧОБС ЮБУФШ ПВТБЪПЧБФЕМШОПК УТЕДЩ, РПУТЕДОЙЛ ПВЭЕОЙС, Б ФБЛЦЕ УТЕДУФЧП ПВХЮЕОЙС ТЕВЕОЛБ, ЕЗП ТБЪЧМЕЮЕОЙС Й ДБЦЕ МЕЮЕОЙС. дМС ТЕВЕОЛБ ЙЗТХЫЛБ: - ЙУФПЮОЙЛ ТБДПУФЙ, РТЕДНЕФ ДМС ФЧПТЮЕУФЧБ; - РУЙИПМПЗЙЮЕУЛПЕ ПТХДЙЕ ПЧМБДЕОЙС ЙН РТЕДНЕФОЩН НЙТПН Й УПВУФЧЕООЩН РПЧЕДЕОЙЕН, РПУФЙЦЕОЙС УМПЦОПУФЕК ЮЕМПЧЕЮЕУЛЙИ ЧЪБЙНППФОПЫЕОЙК - ЪТЙНЩК Й ПУСЪБЕНЩК ДХИПЧОЩК ПВТБЪ ЙДЕБМШОПК ЦЙЪОЙ, ЙДЕБМШОПЗП НЙТБ, Б ЛХЛМБ - ПВТБЪ ЙДЕБМШОПЗП ЮЕМПЧЕЛБ.

уЕЗПДОС НПЦОП РЕТЕЖТБЪЙТПЧБФШ ЙЪЧЕУФОПЕ ЙЪТЕЮЕОЙЕ: «уЛБЦЙ, ЛБЛЙЕ ЙЗТХЫЛЙ ФЩ ЧЩВЙТБЕЫШ, Й С УЛБЦХ ФЕВЕ, ЛФП ФЩ». чЪТПУМЩЕ ЙЗТХЫЛЙ - ЬФП ОЕ НЕФБЖПТБ, ЬФП ЧУЕТШЕЪ. б ТЕВЕОПЛ Ч ЙЗТЕ УЕТШЕЪЕО, Й ЙЗТХЫЛБ ДМС ОЕЗП - ОЕ РТПУФП ЪБВБЧБ, Б ЛХМШФХТОПЕ ПТХДЙЕ, У РПНПЭША ЛПФПТПЗП ПО ПУЧБЙЧБЕФ ПЗТПНОЩК Й УМПЦОЩК НЙТ.

рПЬФПНХ ПЮЕОШ ЧБЦОП ДМС - ТПДЙФЕМЕК, РЕДБЗПЗПЧ - ЪОБФШ ЬФЙ ФЕОДЕОГЙЙ, ЙИ ОТБЧУФЧЕООП-ДХИПЧОЩК УНЩУМ, ПРТЕДЕМСАЭЙК ОБЫЕ ДЧЙЦЕОЙЕ У ДЕФШНЙ Ч ОБРТБЧМЕОЙЙ дПВТБ, лТБУПФЩ Й йУФЙОЩ ЙМЙ Ч РТПФЙЧПРПМПЦОХА УФПТПОХ.

л РСФЙ ЗПДБН ЛТХРОЩЕ ЙЗТХЫЛЙ РПУФЕРЕООП РЕТЕУФБАФ ЪБОЙНБФШ ТЕВЈОЛБ Й РЕТЕНЕЭБАФУС ЙЪ ЙЗТПЧПК ЪПОЩ ОБ ЛТЕУМБ, ЛТПЧБФЙ, ЫЛБЖЩ. б ЧПФ ОБВПТЩ ЪЧЕТХЫЕЛ, УПМДБФЙЛПЧ, ЛХЛПМШОЩИ УЕНЕК ЪБЧПЈЧЩЧБАФ ЙОФЕТЕУ Й ЬНПГЙЙ ТЕВЈОЛБ. рПСЧМСЕФУС ВПМШЫБС ЧПЪНПЦОПУФШ ДМС РТПЙЗТЩЧБОЙС ТБЪОЩИ ЧБТЙБОФПЧ У ПДОЙНЙ Й ФЕНЙ ЦЕ ЙЗТХЫЛБНЙ; Х ДЕФЕК ТБЪЧЙЧБЕФУС ЖБОФБЪЙС Й ЧППВТБЦЕОЙЕ, НЩЫМЕОЙЕ РЕТЕУФБЈФ ВЩФШ ЛПОЛТЕФОЩН, Б ЬНПГЙПОБМШОЩК НЙТ ПВПЗБЭБЕФУС.

ыЕУФЙМЕФОЕНХ ТЕВЈОЛХ РПМЕЪОЕЕ Й ЙОФЕТЕУОЕЕ ОЕ УФБФЙЮОЩЕ Й ЛПОЛТЕФОЩЕ ЙЗТХЫЛЙ - ПО ВХДЕФ ТБД ОЕПВЩЮОПНХ ЛПОУФТХЛФПТХ, НПДЕМСН ЛПТБВМЕК Й УБНПМЈФПЧ, ЛТБУЙЧЩН ЖМПНБУФЕТБН Й ЪБОЙНБФЕМШОПК ОБУФПМШОПК ЙЗТЕ, ОБВПТХ ДМС ЫЙФШС Й ЧСЪБОЙС.

дЕФСН ПЮЕОШ ОТБЧСФУС ЙЗТХЫЛЙ, УДЕМБООЩЕ УПВУФЧЕООЩНЙ ТХЛБНЙ, ПУПВЕООП, ЕУМЙ ПОЙ УФБОПЧСФУС РПМЕЪОЩНЙ ДМС ДТХЗЙИ. дЕФЙ МАВСФ Ч ЬФПН ЧПЪТБУФЕ ДЕМБФШ ЙЗТХЫЛЙ-РПДБТЛЙ (ЛХИПООЩЕ РТЙИЧБФЛЙ, УБМЖЕФЛЙ, ХЛТБЫЕОЙС). йЗТХЫЕЮОЩЕ НБЗБЪЙОЩ ХИПДСФ ОБ ЧФПТПК РМБО, Б ОБЙВПМШЫЙК ЙОФЕТЕУ Х ДЕФЕК ЧЩЪЩЧБАФ РТЙМБЧЛЙ У ЛБОГЕМСТУЛЙНЙ РТЙОБДМЕЦОПУФСНЙ, УФТПЙФЕМШОЩНЙ НБФЕТЙБМБНЙ, ОЙФЛБНЙ Й РХЗПЧЙГБНЙ. тЕВЈОПЛ УБН ЗПФПЧЙФ УЕВС Л УНЕОЕ ЧЙДБ ДЕСФЕМШОПУФЙ Й ЫЛПМШОПНХ ПВХЮЕОЙА. йЗТБ — УТЕДУФЧП ДЙБЗОПУФЙЛЙ РУЙИЙЮЕУЛПЗП УПУФПСОЙС ТЕВЕОЛБ, ЕЗП МЙЮОПУФОПЗП ТБЪЧЙФЙС, ОП ЬФП Й РТЕЧПУИПДОЩК НЕФПД ЛПТТЕЛГЙЙ ФЕИ ЙМЙ ЙОЩИ ДЕЖЕЛФПЧ, ОЕДПУФБФЛПЧ, ПФУФБЧБОЙС Ч ТБЪЧЙФЙЙ. йЗТПЧБС РУЙИПФЕТБРЙС СЧМСЕФУС ПДОПК ЙЪ МХЮЫЙИ РУЙИПМПЗЙЮЕУЛЙИ НЕФПДПЧ. йЗТХЫЛБ РПНПЗБЕФ ТЕВЕОЛХ ПЧМБДЕФШ УПВУФЧЕООЩНЙ ЦЕМБОЙСНЙ, УФТБИБНЙ. уФТБИ ФЕНОПФЩ, ОБРТЙНЕТ, НПЦОП РПВЕДЙФШ У РПНПЭША ЧПМЫЕВОЙГЩ, ЛПФПТБС ВХДЕФ СЧМСФШУС ЕЗП ПВЕТЕЗПН. лБЛБС-ОЙВХДШ ТБЛХЫЛБ, ЛБНЕЫЕЛ, ФТСРПЮЛБ ОБДЕМСАФУС ПУПВЩНЙ УЧПКУФЧБНЙ, РЕТЕЦЙЧБОЙСНЙ Й УНЩУМБНЙ. нЩ ЮБУФП ПВОБТХЦЙЧБЕН РПДПВОЩК “НХУПТ”, РЩФБЕНУС ОБЧЕУФЙ РПТСДПЛ Ч ДЕФУЛПН ХЗПМЛЕ. й ЧУСЛЙК ТБЪ УФБМЛЙЧБЕНУС У РТПФЕУФБНЙ Й РТПУШВБНЙ ТЕВЕОЛБ ОЕ ЧЩВТБУЩЧБФШ ЙИ. б НПЦЕФ ВЩФШ Й РТБЧДБ, МХЮЫЕ РХУФШ ВХДЕФ ЛБНЕЫЕЛ - ЮЕН ФТБОУЖПТНЕТ, ЙМЙ ТБЛХЫЛБ - ЮЕН НПОУФТ.

вПМШЫЙОУФЧП УПЧТЕНЕООЩИ ЙЗТХЫЕЛ УРПУПВОЩ РПТПДЙФШ ЮХДЙЭ Ч ДХЫЕ НБМЕОШЛПЗП ЮЕМПЧЕЛБ. у ЬФЙН, Л УПЦБМЕОЙА, РТЙИПДЙФУС УФБМЛЙЧБФШУС ЧУЕ ЮБЭЕ.

УЕКЮБУ Ч РТПДБЦЕ ВПМШЫПЕ ЛПМЙЮЕУФЧП ЙЗТХЫЕЛ, УПЫЕДЫЙИ У ЬЛТБОПЧ ФЕМЕЧЙЪПТПЧ Й ТБУЛТХЮЕООЩИ ДЕФУЛЙНЙ УЕТЙБМБНЙ: РПЛЙНПОЩ, НПОУФТЩ, ЮЕМПЧЕЛ - РБХЛ, вЬФНБОЩ. ьФЙ ЙЗТХЫЛЙ УРПУПВУФЧХАФ ОБЛПРМЕОЙА БЗТЕУУЙЧОЩИ ЖБОФБЪЙК ТЕВЕОЛБ.

л ЛБФЕЗПТЙЙ НПОУФТПЧ НПЦОП ПФОЕУФЙ ЧУЕЧПЪНПЦОЩЕ ЙЗТХЫЛЙ- ФТБУЖПТНЕТЩ: ЮЕМПЧЕЛ- НБЫЙОБ, ЮЕМПЧЕЛ- ТПВПФ, ЮЕМПЧЕЛ- ЮХДЙЭЕ. чЪТПУМЩЕ УМПЧОП ЪБВЩМЙ, ЮФП ЙЗТХЫЛБ - ЬФП ОЕ РТПУФП ЪБВБЧБ. пОБ ЪБЛМБДЩЧБЕФ Ч ДХЫХ ТЕВЕОЛБ РЕТЧПОБЮБМШОЩЕ РПОСФЙС ДПВТБ Й ЪМБ. й ПРБУОП, ЕУМЙ ЬФП РТПЙУИПДЙФ Ч ЙЗТЕ У ОЕЗБФЙЧОЩН ЗЕТПЕН. мАВПЕ РТПЙЗТБООПЕ ТЕВЕОЛПН ДЕКУФЧЙЕ УРПУПВОП ЧПУРТПЙЪЧПДЙФШ УЕВС Ч ТЕБМШОПУФЙ. йЗТХЫЛБ РТПЗТБННЙТХЕФ РПЧЕДЕОЙЕ ТЕВЕОЛБ. й ЧБЦОП РПОЙНБФШ, ЛБЛ ЧПЪДЕКУФЧХЕФ ЙЗТХЫЛБ Й ЮФП ЪБ РТПЗТБННХ ПОБ Ч УЕВЕ ОЕУЕФ. й ЗТХЫЛЙ, ЛПФПТЩЕ, РП ХЧЕТЕОЙСН ЙИ ТБЪТБВПФЮЙЛПЧ, ТЕБМЙЪХАФ ДТХЗЙЕ РПФТЕВОПУФЙ ТЕВЕОЛБ - ВЩФШ УЙМШОЩН, ЧЪТПУМЩН, НПЗХЭЕУФЧЕООЩН. ьФП, ЛПОЕЮОП ЦЕ, УПЧУЕН ОПЧЩЕ ЗЕТПЙ: ЮЕТЕРБЫЛЙ-ОЙОШЪС, ФТБОУЖПТНЕТЩ-ТПВПФЩ, ТБЪОЩЕ ВЬФНБОЩ, ЮЕМПЧЕЛ-РБХЛ Й ДТХЗЙЕ НПОУФТЩ. оБ УБНПН ДЕМЕ, ЬФЙ ЙЗТХЫЛЙ УРПУПВУФЧХАФ ОБЛПРМЕОЙА БЗТЕУУЙЧОЩИ ЖБОФБЪЙК ТЕВЕОЛБ, ЮБУФП ТЕБМЙЪХЕНЩИ Ч ЦЙЪОЙ У ВПМЕЕ УМБВЩНЙ - ЦЙЧПФОЩНЙ ЙМЙ НБМЕОШЛЙНЙ ДЕФШНЙ. б РПЛЕНПО? лБТНБООЩК НПОУФТ - ЙНЕООП ФБЛ РЕТЕЧПДЙФУС ВХЛЧБМШОП ЬФП УМПЧЕЮЛП. нБЛУЙНБМШОБС ОЕМЕРПУФШ, ОЕЕУФЕУФЧЕООПУФШ, ЛПЧБТУФЧП Й БЗТЕУУЙЧОПУФШ-ЧПФ ЮФП РТЙУХЭЕ ЧУЕН РПЛЕНПОБН. рПУТЕДУФЧПН ХТПДМЙЧПК ЙЗТХЫЛЙ ГЙОЙЮОП ЬЛУРМХБФЙТХЕФУС РПФТЕВОПУФШ ТЕВЕОЛБ Ч ЧПМЫЕВУФЧЕ Й УЛБЪЛЕ! лБЛЙЕ ЮХЧУФЧБ НПЦЕФ ЧПУРЙФБФШ ЬФБ ЙЗТХЫЛБ Х НБМЩЫБ?!

оЕУПНОЕООП, Х ТЕВЈОЛБ ДПМЦЕО ВЩФШ ПРТЕДЕМЈООЩК ОБВПТ ЙЗТХЫЕЛ, УРПУПВУФЧХАЭЙИ ТБЪЧЙФЙА ЕЗП ЮХЧУФЧЕООПЗП ЧПУРТЙСФЙС, НЩЫМЕОЙС, ЛТХЗПЪПТБ, РПЪЧПМСАЭЙИ ЕНХ РТПЙЗТЩЧБФШ ТЕБМШОЩЕ Й УЛБЪПЮОЩЕ УЙФХБГЙЙ, РПДТБЦБФШ ЧЪТПУМЩН.

ЙЗТХЫЛЙ ЙЪ ТЕБМШОПК ЦЙЪОЙ: ЛХЛПМШОПЕ УЕНЕКУФЧП (НПЦЕФ ВЩФШ Й УЕНШС ЪЧЕТХЫЕЛ), ЛХЛПМШОЩК ДПНЙЛ, НЕВЕМШ, РПУХДБ, НБЫЙОЩ, МПДЛЙ, ЛПОУФТХЛФПТЩ, ЛБУУБ, ЧЕУЩ, НЕДЙГЙОУЛЙЕ Й РБТЙЛНБИЕТУЛЙЕ РТЙОБДМЕЦОПУФЙ, ЮБУЩ, УФЙТБМШОЩЕ НБЫЙОЩ, РМЙФЩ, ФЕМЕЧЙЪПТЩ, НЕМЛЙ Й ДПУЛБ, УЮЈФЩ, НХЪЩЛБМШОЩЕ ЙОУФТХНЕОФЩ, ЦЕМЕЪОЩЕ ДПТПЗЙ, ФЕМЕЖПО Й Ф.Д.

ЛБЛХА ЛХЛМХ МХЮЫЕ РПЛХРБФШ: “рХРУБ” ЙМЙ вБТВЙ? ч ДБООПН УРПТЕ ВПМШЫПЕ ЪОБЮЕОЙЕ ЙЗТБЕФ ЧПЪТБУФ ТЕВЕОЛБ. х ДЕЧПЮЕЛ ДПЫЛПМСФ УЙМЕО ЙОУФЙОЛФ НБФЕТЙОУФЧБ, ПО ОБИПДЙФ УЧПЕ ЧПРМПЭЕОЙЕ Ч ЙЗТЕ У ЛХЛМПК, ЛПФПТХА ИПЮЕФУС ОСОЮЙФШ, МЕЮЙФШ, ХЛМБДЩЧБФШ УРБФШ, ЛПТНЙФШ, ЛБФБФШ Ч ЛПМСУЛЕ. б вБТВЙ ОБДП ПДЕЧБФШ, ТБЪДЕЧБФШ, РТЙПВТЕФБФШ ДМС ОЕЕ ЧУЕ ОПЧЩЕ ЧЕЭЙ. пВТБЪ ЦЙЪОЙ ЕЕ - ЬФП ВЕУЛПОЕЮОЩЕ ОБТСДЩ, ТБЪЧМЕЮЕОЙС, УНЕОЩ РБТФОЕТПЧ. рП ПФОПЫЕОЙА Л ЛХЛМЕ ДЕЧПЮЛБ РПЮХЧУФЧХЕФ УЕВС ЗПТОЙЮОПК ЙМЙ, Ч МХЮЫЕН УМХЮБЕ, РПДТХЦЛПК, Б ОЕ НБНПК.

еУМЙ ДЕЧПЮЛБ ЙЗТБЕФ У РХРУПН, ЛПФПТЩК ЧЩЗМСДЙФ, ФБЛ ЦЕ ЛБЛ Й ДЕЧПЮЛБ, ФП Х ДЕЧПЮЛЙ ОЕ ЧПЪОЙЛБЕФ РТПФЙЧПТЕЮЙС НЕЦДХ ОЕК УБНПК (НЕЦДХ ФПК ДЕЧПЮЛПК, ЛПФПТХА ПОБ ЧЙДЙФ Ч ЪЕТЛБМЕ, Й ФПК, ЛПФПТХА ДЕТЦЙФ Ч ТХЛБИ). вБТВЙ ЦЕ, ЧЪТПУМБС ЛТБУЙЧБС ДЕЧХЫЛБ У ТБЪЧЙФЩНЙ ЖПТНБНЙ - ТЕВЕОПЛ РТПРХУЛБЕФ ЮЕТЕЪ УЕВС ЬФПФ ПВТБЪ (ЖЙЗХТБ, ПВТБЪ ЦЙЪОЙ, УФЙМШ РПЧЕДЕОЙС). ьФП РТЙЧПДЙФ Л ФПНХ, ЮФП ДЕЧПЮЛБ УФТЕНЙФУС Л ПВТБЪХ, Л ЖЙЗХТЕ вБТВЙ Й ОЕ РТЙОЙНБЕФ ФП, ЮФП Х ОЕЕ ЕУФШ.

фБЛЙН ПВТБЪПН, вБТВЙ ЙНЕЕФ УНЩУМ РПЛХРБФШ ЫЛПМШОЙГЕ - Ч ПФМЙЮЙЕ ПФ ДЕЧПЮЛЙ ДПЫЛПМШОПЗП ЧПЪТБУФБ, ПОБ ПГЕОЙФ РП ДПУФПЙОУФЧХ ЕЕ ЛТБУПФХ Й РТЕДПУФБЧМСЕНЩЕ ЕА ЙЗТПЧЩЕ ЧПЪНПЦОПУФЙ, ОП ОЕ ПЛБЦЕФУС РПД РТЕУУПН ЦЕУФЛПК "РТПЗТБННЩ", ЛПФПТХА ЬФБ ЛХЛМБ ДЙЛФХЕФ.

ЙЗТХЫЛЙ, РПНПЗБАЭЙЕ "ЧЩРМЕУОХФШ" БЗТЕУУЙА:

уПМДБФЙЛЙ, ТХЦШС, НСЮЙ, ОБДХЧОЩЕ ЗТХЫЙ, РПДХЫЛЙ, ТЕЪЙОПЧЩЕ ЙЗТХЫЛЙ, УЛБЛБМЛЙ, ЛЕЗМЙ, Б ФБЛЦЕ ДТПФЙЛЙ ДМС НЕФБОЙС Й Ф.Д.

бЗТЕУУЙЧОЩЕ ЙЗТХЫЛЙ РТПЧПГЙТХАФ ЙЗТЩ У УППФЧЕФУФЧХАЭЙН ОБУФТПЕОЙЕН. ч ИПДЕ БЗТЕУУЙЧОПК ЙЗТЩ ДЕФЙ РХЗБАФ ДТХЗ ДТХЗБ ПТХЦЙЕН.

фБЛПК ЙУРХЗ НПЦЕФ ЙНЕФШ ОЕПВТБФЙНЩЕ РПУМЕДУФЧЙС Ч ВХДХЭЕН. лТПНЕ ФПЗП, Х ДЕФЕК НПЗХФ ЧПЪОЙЛБФШ УФТБИЙ, ЛПФПТЩЕ ВХДХФ РТПСЧМСФШУС Й Ч РПУМЕДХАЭЕК ЦЙЪОЙ. оЕЛПФПТЩЕ ДЕФЙ Ч УЙМХ РУЙИПМПЗЙЮЕУЛЙИ ПУПВЕООПУФЕК УЛМПООЩ Л БЗТЕУУЙЙ РП ПФОПЫЕОЙА Л ПЛТХЦБАЭЙН, ЙЗТЩ У ЧПЕООЩНЙ ЙЗТХЫЛБНЙ ПВПУФТСАФ ЬФП ЮХЧУФЧП Х ДЕФЕК.

ч ФП ЦЕ ЧТЕНС Ч ДПЫЛПМШОЩК РЕТЙПД ЙЗТХЫЛЙ (ЧУЕЧПЪНПЦОПЕ ПТХЦЙЕ, УПМДБФЙЛЙ, ФБОЛЙ Й Ф.Д.) РПНПЗБАФ ОБКФЙ ЧЩИПД ЧОХФТЕООЕК БЗТЕУУЙЙ, ЛПФПТБС УЛТЩФБ Ч ЛБЦДПН ЮЕМПЧЕЛЕ. еУМЙ ПОБ ЧЩРМЕУЛЙЧБЕФУС ЮЕТЕЪ "ЧПЕООЩЕ" ЙЗТЩ, ФП Ч ТЕБМШОПК ЦЙЪОЙ ЮЕМПЧЕЛ УФБОПЧЙФУС ВПМЕЕ УРПЛПКОЩН Й ХТБЧОПЧЕЫЕООЩН. х ДЕФЕК ЬОЕТЗЙЙ ЗПТБЪДП ВПМШЫЕ, ЮЕН Х ЧЪТПУМЩИ МАДЕК, Й ПОБ ПВСЪБФЕМШОП ДПМЦОБ ЙНЕФШ ЧЩИПД. оП ЕУМЙ ЧЩ ЪБНЕФЙМЙ, ЮФП БЗТЕУУЙС ТЕЗХМСТОП УФБОПЧЙФУС ПУОПЧОЩН УПДЕТЦБОЙЕН ЙЗТЩ, ЬФП НПЦЕФ ЗПЧПТЙФШ П ФПН, ЮФП ЕЈ ХТПЧЕОШ Х НБМЩЫБ УМЙЫЛПН ЧЩУПЛ. оБ ЬФП УФПЙФ ПВТБФЙФШ ПУПВПЕ ЧОЙНБОЙЕ Й, ЧПЪНПЦОП,).РТПЛПОУХМШФЙТПЧБФШУС УП УРЕГЙБМЙУФПН.
- йЗТХЫЛЙ ДМС ТБЪЧЙФЙС ФЧПТЮЕУЛПК ЖБОФБЪЙЙ Й УБНПЧЩТБЦЕОЙС:

лХВЙЛЙ, ЛПОУФТХЛФПТЩ, БЪВХЛЙ, ОБУФПМШОЩЕ ЙЗТЩ, ТБЪТЕЪОЩЕ ЛБТФЙОЛЙ ЙМЙ ПФЛТЩФЛЙ, ЛТБУЛЙ РМБУФЙМЙО, НПЪБЙЛБ, ОБВПТЩ ДМС ТХЛПДЕМЙС, ОЙФЛЙ, ЛХУПЮЛЙ ФЛБОЙ, ВХНБЗБ ДМС БРРМЙЛБГЙК, ЛМЕК Й Ф.Д.

нСЗЛБС ЙЗТХЫЛБ. еЕ ЗМБЧОПЕ ОБЪОБЮЕОЙЕ — ДБТЙФШ НБМЩЫХ ОЕЦОПУФШ. пОБ ЙУРПМШЪХЕФУС РУЙИПФЕТБРЕЧФБНЙ, РУЙИПМПЗБНЙ Й ЧТБЮБНЙ: РХЫЙУФЩК НЙЫЛБ, УЙНРБФЙЮОЩК УМПОЙЛ, Й МПИНБФБС УПВБЮЛБ УРПУПВОЩ ЧЩМЕЮЙФШ ТЕВЕОЛБ ПФ УФТБИПЧ Й ДБЦЕ ОПЮОПЗП ЬОХТЕЪБ. бНЕТЙЛБОУЛЙЕ РУЙИПМПЗЙ, ЙУУМЕДХС ДЕФЕОЩЫЕК ПВЕЪШСО, ПВОБТХЦЙМЙ УМЕДХАЭЕЕ: ЕУМЙ ПВЕЪШСОЛЕ ДБФШ ЧПЪНПЦОПУФШ ЧЩВПТБ НЕЦДХ ДЧХНС УХТТПЗБФОЩНЙ НБНБНЙ, ПДОБ ЙЪ ЛПФПТЩИ ЙЪ ИПМПДОПК РТПЧПМПЛЙ, ОП У ВХФЩМПЮЛПК НПМПЛБ, Б ДТХЗБС ЙЪ ЙУЛХУУФЧЕООПЗП НЕИБ, ОП ВЕЪ ВХФЩМПЮЛЙ, ФП ЙУРХЗБООЩК Й ЗПМПДОЩК ДЕФЕОЩЫ ЧЩВЙТБЕФ … ЧФПТХА: НСЗЛХА Й ХАФОХА, ДБАЭХА УФПМШ ОЕПВИПДЙНПЕ ЕНХ ЮХЧУФЧП ВЕЪПРБУОПУФЙ. оЕХДЙЧЙФЕМШОП, ЮФП ОБЫЙ ДЕФЙ ФБЛ МАВСФ РХЫЙУФЩИ ЪЧЕТСФ.

ч НБЗБЪЙОБИ НПЦОП ОБКФЙ МАВЙНЩНЙ ЧУЕНЙ У ДЕФУФЧБ РЕТУПОБЦЕК “уРПЛПКОПК ОПЮЙ, НБМЩЫЙ”, ЛПФПТЩЕ ХЮБФ ДПВТХ Й УРТБЧЕДМЙЧПУФЙ, ОЕ ПВНБОЩЧБФШ Й ОЕ РТЕДБЧБФШ Й НОПЗПНХ ДТХЗПНХ. й ЧУЕ ЬФП ТБУЛТЩЧБЕФУС Ч РПОСФОПК ДМС ДЕФЕК ЖПТНЕ. пОЙ ЙЪМХЮБАФ ДПВТП Й МАВПЧШ Л ЛБЦДПНХ ЪТЙФЕМА, Б ФЕ ФПЦЕ ПФЧЕЮБАФ МАВПЧША. ьФЙ ЗЕТПЙ НПЗХФ РТЙОЕУФЙ ЕЭЕ ПДОХ ЮБУФЙЮЛХ ФЕРМБ Й ОЕЦОПУФЙ Й ОБРПНОСФ П ФЕИ ФЕНБИ, ЛПФПТЩЕ ЪБФТБЗЙЧБМЙУШ ЙНЙ.

ДМС ДЕФЕК РПУФБТЫЕ НПЦОП ЛХРЙФШ РПУФТПКЛЙ ЛПТБВМЕК, УБНПМЕФПЧ, МПДПЛ. дМС ДЕЧПЮЕЛ ЛТБУЙЧЩЕ ОБВПТЩ ДМС ЧЩЫЙЧБОЙС, ВЙУЕТПРМЕФЕОЙС, ТПУРЙУЙ РП ФЛБОЙ Й ДЕТЕЧХ. ьФЙ ЙЗТЩ РТЙХЮБАФ ДЕФЕК Л УБНПУФПСФЕМШОПУФЙ, ФТХДПМАВЙА, ЪБВПФЕ П ВМЙЦОЙИ. чЕДШ ЛХДБ РТЙСФОЕЕ ЧЩЫЙФШ ДМС НБНЩ УБМЖЕФЛХ, РПДБТЙФШ РБРЕ ОБ ДЕОШ ТПЦДЕОЙЕ НПДЕМШ УБНПМЕФБ ЙМЙ РПТБДПЧБФШ УЕУФТХ ЖЕОЕЮЛПК. мАВБС ЧЕЭШ, ЙЪЗПФПЧМЕООБС УЧПЙНЙ ТХЛБНЙ — УБНБС МХЮЫБС ДМС ТЕВЕОЛБ Й УБНЩК ДПТПЗПК РПДБТПЛ ДМС ЕЗП ДТХЪЕК ЙМЙ ТПДЙФЕМЕК.

РПДТБЦБС ЧЪТПУМЩН, ТЕВЕОПЛ ЧПУРТПЙЪЧПДЙФ ФЕ ПФОПЫЕОЙС, ЛПФПТЩЕ ПО ОБВМАДБЕФ. еУМЙ ТЕВЕОПЛ Ч ЙЗТЕ ЦЕУФПЛП ПВТБЭБЕФУС УП УЧПЕК ЙЗТХЫЛПК, ОЕВТЕЦОП ПФОПУЙФУС Л ОЕК, ФП ЬФП РТЙЧПДЙФ Л ФПНХ, ЮФП Х ТЕВЕОЛБ ПВТБЪХАФУС УОБЮБМБ РМПИЙЕ РТЙЧЩЮЛЙ, Б ЪБФЕН РПСЧМСАФУС ПФТЙГБФЕМШОЩЕ ЮЕТФЩ ИБТБЛФЕТБ - ЬЗПЙЪН, ОЕТСЫМЙЧПУФШ, ХРТСНУФЧП.

оБПВПТПФ, ЕУМЙ ТЕВЕОПЛ МБУЛПЧ УП УЧПЕК ЙЗТХЫЛПК, ХВЙТБЕФ ЕЕ ОБ НЕУФП, ФП Х ОЕЗП ТБЪЧЙЧБЕФУС ВЕТЕЦОПЕ ПФОПЫЕОЙЕ Л ЧЕЭБН, ФТХДПМАВЙЕ, ПВЭЙФЕМШОПУФШ Й ДТХЗЙЕ ГЕООЩЕ ЛБЮЕУФЧБ. тБЪЧЙФЙЕ ЙЗТПЧПК ДЕСФЕМШОПУФЙ ТЕВЕОЛБ ПУХЭЕУФЧМСЕФУС РТЙ БЛФЙЧОПН ХЮБУФЙЙ ЧЪТПУМПЗП. дМС ФПЗП, ЮФПВЩ НБМЩЫ РПМАВЙМ ЙЗТХ, НПЗ ДПМЗП Й УПУТЕДПФПЮЕООП ЙЗТБФШ, ЕЗП ОБДП ХЮЙФШ ЬФПНХ. йЗТБ ПФ ПВЭЕОЙС УП ЧЪТПУМЩН УФБОПЧЙФШУС ВПЗБЮЕ, УПДЕТЦБФЕМШОЕЕ. тПДЙФЕМЙ ДПМЦОЩ ЙОФЕТЕУПЧБФШУС ЙЗТБНЙ ДЕФЕК, РПНПЗБФШ ТБУЫЙТСФШ ЙИ УАЦЕФЩ, ОЕ УЮЙФБФШ ЙЗТХ РХУФПК ЪБВБЧПК Й ХДЕМСФШ ЕК ДПМЦОПЕ ЧОЙНБОЙЕ. чЕДШ ЙЗТБ ОЕ ФПМШЛП ЪБВБЧМСЕФ НБМЩЫБ, ОП Й ТБЪЧЙЧБЕФ.

ПУПВХА ТПМШ Ч ТБЪЧЙФЙЙ НБМЩЫБ ЙЗТБАФ ПВХЮБАЭЙЕ (ДЙДБЛФЙЮЕУЛЙЕ) ЙЗТХЫЛЙ. дЙДБЛФЙЮЕУЛЙЕ ЙЗТХЫЛЙ ЙУРПМШЪХАФ ДМС ТБЪЧЙФЙС Й ПВХЮЕОЙС ТЕВЕОЛБ. л УПЦБМЕОЙА, УЕКЮБУ ПВХЮБАЭЙЕ ЙЗТХЫЛЙ УФПСФ ДПТПЗП, Б ДМС РПМОПГЕООПЗП ТБЪЧЙФЙС НБМЩЫБ ЙЗТБФШ Ч ОЙИ ОХЦОП ЮБУФП. оЕНОПЗП ЖБОФБЪЙЙ, ФТХДПМАВЙС, Й ЧЩ УНПЦЕФЕ УНБУФЕТЙФШ ПФМЙЮОЩЕ РПУПВЙС, ЛПФПТЩЕ ПЛБЦХФУС РПМЕЪОЩНЙ ДМС ЧБЫЙИ ДЕФЕК.

йЗТХЫЛБ РТПЗТБННЙТХЕФ ПУПВЩН ПВТБЪПН РПЧЕДЕОЙЕ ТЕВЕОЛБ. й ЧБЦОП РПОЙНБФШ, ЛБЛ ЧПЪДЕКУФЧХЕФ ЙЗТХЫЛБ Й ЮФП ЪБ РТПЗТБННХ ПОБ ОЕУЕФ. рПУЛПМШЛХ ЕУФШ ДПВТП Й ЪМП, ЙДЕБМ Й БОФЙЙДЕБМ, ЙЗТХЫЛБ НПЦЕФ ВЩФШ БОФЙЙЗТХЫЛПК.

«йЗТХЫЛБНЙ» ОБЪЩЧБАФ Й ЛПНРШАФЕТОЩЕ ЙЗТЩ. оБЫЙ ДЕФЙ РПЗТХЦБАФУС Ч ЧЙТФХБМШОЩК НЙТ, ЮФП ОБЪЩЧБЕФУС, «У ЗПМПЧПК». рПТПК ЛБЦЕФУС, ЮФП Ч ТЕБМШОПУФЙ УХЭЕУФЧХЕФ МЙЫШ «ПВПМПЮЛБ» НБМЕОШЛПЗП ЙЗТПЛБ, Б УБН ПО ОБИПДЙФУС ЗДЕ-ФП ПЮЕОШ ДБМЕЛП: ВТПДЙФ РП МБВЙТЙОФХ У ПЮЕТЕДОЩН «УРБУЙФЕМЕН НЙТБ», ФБТБОЙФ НБЫЙОЩ ОБ ЗПОЛБИ, РТПОЙЛБЕФ Ч ФЩМ РТПФЙЧОЙЛБ, ЮФПВЩ УПТЧБФШ ЕЗП ПЮЕТЕДОПК РМБО. х ТЕВЕОЛБ, УЙДСЭЕЗП ЧПЪМЕ ЛПНРШАФЕТБ, НПЦОП ОБВМАДБФШ ФБЛПЕ ЦЕ ЪМПВОПЕ ЧЩТБЦЕОЙЕ МЙГБ, ОБРТСЦЕООХА РПЪХ, УХДПТПЦОЩЕ ДЧЙЦЕОЙС, ЛБЛ Й РТЙ ЙЗТЕ У ПТХЦЙЕН. тЕВЕОПЛ РТЙЧЩЛБЕФ ХВЙЧБФШ, Й ДМС ОЕЗП МЙЫЙФШ ЦЙЪОЙ, РХУФШ ДБЦЕ Й ЧЙТФХБМШОПЕ УХЭЕУФЧП, РПУФЕРЕООП УФБОПЧЙФУС МЕЗЮЕ МЕЗЛПЗП. лПНРШАФЕТ-ЬМЕЛФТПООБС НБЫЙОБ, УПЪДБООБС ЧЪТПУМЩНЙ ДМС ТЕЫЕОЙС УЧПЙИ ЪБДБЮ Й, РТЕЦДЕ ЧУЕЗП, ДМС ТБВПФЩ. йЗТХЫЛПК, Л ФПНХ ЦЕ ОЕВЕЪПРБУОПК, ПО УФБМ ФПМШЛП РПФПН. юФП ОЕУЕФ Ч УЕВЕ ЬЛТБО? 1) йЪНЕОЕОЙС Ч УЙУФЕНЕ ГЕООПУФЕК. цЙЧПЕ, ЮЕМПЧЕЮЕУЛПЕ, ОЕРПУТЕДУФЧЕООПЕ ХУФХРБЕФ НЕУФП ФЕИОПЛТБФЙЮЕУЛПНХ, ПРПУТЕДУФЧЕООПНХ ПВЭЕОЙА Й ПВХЮЕОЙА, ЛПЗДБ ХЮЙФЕМШ ОЕ ОХЦЕО. 2) ьЛТБО РПУТЕДУФЧПН ПРФЙЮЕУЛЙИ ЬЖЖЕЛФПЧ, ЛМЙРПЧПУФЙ Й ДТХЗЙИ РТЙЕНПЧ ФТБОУЖПТНЙТХЕФ ФТБДЙГЙПООХА ДЕФУЛХА ЛБТФЙОХ НЙТБ Ч ЙОХА (ЧЙТФХБМШОХА) ТЕБМШОПУФШ, ТЕВЕОПЛ ПФЗПТБЦЙЧБЕФУС ПФ ТЕБМШОПЗП НЙТБ. 3) ьЛТБО СЧМСЕФУС ЛПОУФТХЛФПТПН ОПЧПЗП НЙТПРПТСДЛБ: «ОПЧПК НПТБМЙ», ОПЧЩИ ЬФЙЮЕУЛЙИ ОПТН. ч ОБЮБМЕ ФТЕФШЕЗП ФЩУСЮЕМЕФЙС НЩ ДЕКУФЧЙФЕМШОП УФПЙН ОБ РПТПЗЕ ЗМПВБМШОЩИ ЙЪНЕОЕОЙК УЙУФЕНЩ УПГЙБМШОЩИ УЧСЪЕК, ХУФБОПЧПЛ, ГЕООПУФЕК. оП ОЕ ЧУЕ ФБЛ РМПИП. х ОБУ ЕУФШ НХДТЩЕ ЙЗТХЫЛЙ. ьФП: НСЗЛЙЕ ЙЗТХЫЛЙ-РЕТУПОБЦЙ-жЙМС, иТАЫБ, уФЕРБЫЛБ Й РТ. ьФП ОБВПТЩ ДМС РПУФТПЕЛ. ьФП ЛТБУЙЧЩЕ ОБВПТЩ ДМС ЧЩЫЙЧБОЙС, ЧСЪБОЙС Й Ф.Д. рПНОЙФЕ, ЮФП ОЙЛБЛЙЕ УБНЩЕ ТПУЛПЫОЩЕ, ДПТПЗЙЕ ЙЗТХЫЛЙ ОЕ ЪБНЕОСФ ЧБЫЕЗП ЦЙЧПЗП, МАВПЧОПЗП ПВЭЕОЙС У ТЕВЕОЛПН.