Тематический контроль организация игровой деятельности доу. Справка по результатам тематического контроля. На усмотрение ребенка

АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА

по результатам тематической проверки

«Состояние развития игровой деятельности детей посредством применения инновационных игровых технологий»

Согласно годовому плану и на основании приказа №46-ОД

А. Ю. Семейкиной, воспитателей – Е.С. Проскуриной, Т.Н. Еременко

С 24.10.2016 по 28.10.2016 была проведена тематическая проверка в Муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении детский сад №5 «Искорка» Кулундинского района Алтайского края

Цель: Выяснить состояние работы по игровой деятельности с применением

инновационных игровых технологий в МБДОУ детском саду №5 «Искорка»

Задачи:

  • Анализ применения инновационных технологий в МБДОУ. Определить уровень педагогической компетентности у педагогов: владение ими современными инновационными технологиями в игровой деятельности с дошкольниками.
  • Анализ календарных планов педагогов.

Создание условий в МБДОУ для внедрения инноваций в игровой деятельности. Изучение условий, созданных в группах, отвечающих интересам и потребностям детей и направленных на их всестороннее развитие в игре.

  • Анализ планирования работы с родителями в инновационном режиме.
  • Анкетирование с целью выявления отношения родителей к вопросу игровой деятельности, повышения значимости организации игр в воспитательно - образовательном процессе ДОУ.
  • Воспитание элементарных общепринятых норм взаимоотношения со сверстниками и взрослыми через игровые действия.
  • Совершенствование у дошкольников приобретенных игровых навыков и умений для развития игровой активности.

Предмет контроля: педагогическая деятельность и ее результат.

Объект контроля: система работы в МБДОУ посредством игры

Оценочный инструментарий:

Показатели развития игровой деятельности на разных этапах дошкольного детства.

Диагностика развития игры.

Анкета для родителей «Игровая деятельность ребёнка»

Протокол обследования предметно-развивающей среды.

Карта наглядной информации для родителей.

Карта профессионального мастерства воспитателей

В ходе тематической проверки просмотрена игровая деятельность во всех возрастных группах. Для выявления знаний педагогов по вопросам применения инновационных игровых технологий была составлена карта профессионального мастерства педагогов.

Проверка показала: низкий уровень, т.е. педагогов, не владеющих данными навыками в процессе игры, не показал не один педагог; средний- два педагога

(22,2%) (молодые специалисты), 77,8% педагогов ДОУ, владеют навыками организации игры, обладают инновационными игровыми технологиями, играют вместе с детьми, занимают позицию играющего партнёра, используют все виды игр и развёртывают сюжет игры и также свободно владеют методами руководства игрой, умеют своевременно выстроить общение с детьми во время игрового процесса, используют как в регламентированной деятельности, так и не в регламентированной, обучающие игры с применением интересных инновационных технологий; и лишь 22,2% молодых педагогов необходима помощь, рекомендации.

Воспитателями проведена диагностика развития игры, результаты которой можно увидеть на диаграмме.

Анализируя диаграмму, мы видим, что доминирует средний уровень развития детей в игре.

Анализ планирования воспитательно – образовательного процесса показал, что педагоги планируют разнообразные виды деятельности, разнообразные игры. При планировании все педагоги учитывают разнообразные формы организации детей на игру: групповые, подгрупповые, использование вариативных моделей организации игр с детьми, индивидуальный подход к каждому ребёнку, воспитатели используют разнообразные методы и приемы, активизирующие игровую активность детей, учитывают индивидуальные особенности детей.

Проанализировав условия в детском саду для внедрения инноваций, можно сделать следующие выводы:

1. Педагоги информированы о нововведениях, имеют достаточные знания, умения и потенциал для успешной реализации инновационной деятельности, занимаются самообразованием, пытаются творчески проявлять себя, участвуя в различных мероприятиях.

2. Для педагогов организуется методическая помощь.

Обследование предметно-развивающей среды, показало: условия для необходимой предметно-развивающей среды в группах создаются совместными усилиями воспитателей и родителей, имеется разнообразие игровых модулей, сюжетно-образные игрушки, предметы заместители,

наличие пространства, игровых зон с соответствующей атрибутикой, отмечено эстетическое оформление игр во всех возрастных группах. Во всех группах имеется картотека игр. В коллективе создана творческая атмосфера, доброжелательные отношения.

По работе с родителями можно отметить следующее: не достаточно разнообразные формы подачи материала (страничка в родительском уголке). Весь материал оформлен эстетически, информация требует незначительной доработки. Материал востребован у родителей.

Анкетирование родителей показало, что 40,5% детей любят дома брать сюжет из игр детского сада, любят играть дома в разнообразные игры, но чаще всего игры в домашних условиях на усмотрение детей 86,5% особенно старшие дошкольники. Согласно годовому плану с родителями, проводятся тематические встречи, деловые игры, круглые столы, семинары, консультации. Родители привлекаются и к участию в детских праздниках, конкурсах, спортивных досугах, к формированию предметно- развивающей среды в группах. По результатам опроса родителей можно сделать

вывод: развитие игровой деятельности детей посредством применения инновационных игровых технологий в ДОУ эффективна, интересна и необходима.

Выводы:

Развитие игровой деятельности детей посредством применения инновационных игровых технологий в ДОУ осуществляется в соответствии с годовым планом.

Инновационные формы работы охватывают всех участников образовательного процесса – детей, педагогов и родителей.

Педагоги имеют достаточные знания, умения и потенциал для успешной реализации инновационной деятельности. Они участвуют в различных методических мероприятиях инновационной направленности: конкурсы, семинары, деловые игры, тренинги, проектная деятельность и т.д.

Материально-техническая база ДОУ не всегда соответствует современным требованиям, необходимо обновление, как образовательного процесса, так и игровых уголков, различных игр, игрушек в группы.

Продолжать осуществлять и совершенствовать инновационную направленность в игровой деятельности.

Педагогам продолжить повышать компетентность в данном направлении. Больше внимания уделять мероприятиям совместно с родителями.

Развивать информационную, методическую, материально-техническую базу детского сада для успешного применения инновационной деятельности через игру дошкольников.

И.О. Заведующего_______________ А. Ю. Семейкина

воспитатель _____________ Е. С. Проскуриной

Воспитатель _____________ Т.Н. Еременко


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 52» ЭНГЕЛЬССКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРИКАЗ

На основании годового плана на 2012-2013 учебный год

ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Провести тематическую проверку состояния воспитательно-образовательного процесса по теме: «Использование сюжетно-ролевой игры в гендерном развитии детей». с 19-23 марта 2013 года
2. Создать комиссию в составе: заведующей __________., старшего воспитателя _______________.председателя творческой группы и педагога-психолога _______________
2.1. Поручить комиссии разработку плана тематической проверки и представить для утверждения к 15 марта 2013 г
3. Цель проверки: изучить качество использования сюжетно-ролевой игры в гендерном развитии детей.
4. Вопросы подлежащие проверке:
4.1 Достаточное ли количество сюжетно-ролевых игр по данной тематике в группе и их разнообразие, эстетическое оформление
4.2. Соответствует ли сюжетно-ролевые игры возрастным особенностям детей?
4.3. Наполняемость сюжетно-ролевых игр атрибутами.
4.4. Доступность оборудования сюжетно-ролевых игр для детей в свободной деятельности.
4.5. Наличие сюжетно-ролевых игр для мальчиков и девочек.
4.6. Планирование сюжетно-ролевых игр в работе.
5. Объект исследования:
5.1. система воспитательно-образовательного процесса в ДОУ.
6.Предмет исследования:
6.1 условия и факторы, стимулирующие и препятствующие проведению сюжетно-ролевых игр для мальчиков и девочек.
7. Методы исследования:
7.1.проведение тематического контроля по теме: «Создание условий в группе для проведения сюжетно-ролевых игр»
7.2. анализ документации, планов работы педагогов;
7.3. оценка игровой деятельности детей в течении дня, использование сюжетно-ролевых игр гендерного направления.
8. Контроль за исполнением данного приказа оставляю за собой.

Заведующая МДОУ № 52 /Любакова Е.А./

Тематический контроль
«Использование сюжетно-ролевой игры в гендерном развитии детей».
Цель: Изучить качество использования сюжетно-ролевой игры в гендерном развитии детей.
Дата проведения: с 19-23 марта 2013 года.
Комиссия в составе: заведующей _____________., заместителя заведующей по воспитательно-образовательной работе _______________.
председателя творческой группы и педагога-психолога _______________.
Задачи:
Изучить условия, созданные в группах для развития игровой деятельности, реализации гендерных интересов детей в разных формах игры.
Изучить опыт педагогов детского сада по организации сюжетно – ролевой игры.
Провести оценку и анализ развития сюжетно – ролевой игры в группах в соответствии с требованиями программы.
Вопросы, подлежащие проверке
Создание игровой предметно – пространственной развивающей среды в группах детского сада (смотр групп).
Достаточное ли количество сюжетно-ролевых игр по данной тематике в группе и их разнообразие, эстетическое оформление
Соответствует ли сюжетно-ролевые игры возрастным особенностям детей?
Наполняемость сюжетно-ролевых игр атрибутами.
Доступность оборудования сюжетно-ролевых игр для детей в свободной деятельности.
Наличие сюжетно-ролевых игр для мальчиков и девочек.
Организация сюжетно – ролевой игры и руководство ею (посещение игр по группам).
Планирование сюжетно-ролевых игр в работе.(Проверка календарно – перспективных планов групп, планирование сюжетно – ролевой игры (периодичность, тематика, разнообразие, соответствие задач возрасту детей);планирование работы с родителями по данной тематике индивидуальные и групповые консультации, родительские собрания).

Объект исследования: система воспитательно-образовательного процесса в ДОУ.

Предмет исследования: условия и факторы, стимулирующие и препятствующие проведению сюжетно-ролевых игр для мальчиков и девочек.
Основные формы и методы контроля
Проверка игровой предметно – пространственной развивающей среды в группах детского сада на наличие достаточного количества сюжетно-ролевых игр и атрибутики к ним по данной тематике (смотр групп).
Проверка документации. Анализ календарно – перспективных планов воспитателей.
Наблюдение за руководством сюжетно – ролевой игры детей со стороны педагогов и его анализ.
Беседы с детьми, педагогами, родителями.
Оценочный инструментарий
Бланк сбора информации о планировании сюжетно – ролевой игры.
Листы анализа руководства играми детей.

Справка
по результатам тематического контроля «Использование сюжетно-ролевой игры в гендерном развитии детей»
1. Организация игровой предметно – пространственной среды в группах в основном отвечает возрастным особенностям детей. Игровая среда построена с учётом половых и возрастных различий детей, что предоставляет возможность как мальчикам, так и девочкам проявлять свои склонности в соответствии с половым поведением, принятым в обществе. Предусмотрены игровые «центры», которые в то же время не разобщает играющие группировки, а способствует их взаимодействию. Воспитателями группы проведена работа по оформлению игровых центров, изготовлению атрибутов. В группах мебель и оборудование установлены так, что каждый ребёнок может найти удобное и комфортное место для занятий с точки зрения его эмоционального состояния.
В группе имеются дидактические игры, настольно – печатные игры, направленные на гендерное, эмоциональное и нравственное воспитание дошкольников. Все предлагаемые детям игры педагогически целесообразны и соответствуют возрасту детей, но не все эстетически оформлены (особенно в группе № 6)
Наличие игрового оборудования, атрибутов для сюжетно – ролевых игр не во всех группах достаточное количество и не везде соответствует возрасту детей. Нет разнообразия.
Правила техники безопасности соблюдены. Атрибуты и игровое оборудование безопасно, эстетично, аккуратно хранится.
2. Документация по календарно - перспективным планам воспитателей ведётся аккуратно. Планирование соответствует программным требованиям, возрастным особенностям детей. Сюжетно – ролевые игры планируются ежедневно, различной тематики, но не всегда ведется обучение новым играм. Не запланирована работа с родителями по данной теме.
3. Посещение игр показало, что организация и руководство игровой деятельностью детей осуществляется не достаточно.
-В младшей группе воспитатели вводят детей в предметный мир, раскрывая способы употребления предметов и их назначение; учат выполнять несколько действий с одним предметом; выполнять с помощью взрослого несколько игровых действий. Очень скудный набор атрибутов к сюжетно-ролевым играм.
-В средней подгруппе педагоги развивают умение выбирать роль, учат взаимодействовать в сюжетах с двумя и более действующими лицами, но недостаточное количество и качество атрибутов, не позволяет детям раскрываться в игре.
старшей группе воспитатели ведут работу по развитию и обогащению сюжетов игр и атрибутике к ним. В группе много игр с современным оборудованием: микроволновая печь, ноутбук, оборудование для игр по правилам дорожного движения. Дети очень активно играют, но нужно давать больше информации о профессиях как женских, так и мужских.
-Педагоги подготовительной к школе подгруппы и логопедической при организации сюжетно – ролевых игр стараются формировать у своих воспитанников отношения, основанные на сотрудничестве и взаимопомощи, но имеют атрибутику к сюжетно-ролевым играм не соответствующую современным требованиям.
По результатам тематического контроля можно сделать следующие выводы:
- работа педагогического коллектива детского сада по созданию условий для развития сюжетно – ролевой игры в дошкольных группах ведётся, но не в полную силу.
-В группах № 2, 3,4, 6. недостаточно атрибутики или она не соответствует возрасту детей, отсутствует разнообразие сюжетно-ролевых игр.
-Многие педагоги становятся «играющими партнёрами», формируют игровые умения детей в совместной игре с взрослым. Но не все воспитатели могут полностью перейти на личностно – ориентированное общение с детьми.
- сюжетно-ролевые игры не планируются с постепенным усложнением в процессе приобретения определенных знаний и навыков.
Рекомендации
Продолжать воспитывать у дошкольников интерес и положительное отношение к своему гендеру, обогащать знаниями о своей семье, роде, традициях, знакомить с основными функциями семьи как психологической группы и социального статуса. Срок: постоянно.
Создать условия для игровой деятельности в группе с учётом места, времени в режиме дня, создать материально - игровую базу: игрушки, пособия, атрибуты, предметы - заместители, бросовый материал, который используется детьми во время сюжетно - ролевых игр.
Планируя работу по руководству сюжетно – ролевыми играми детей, педагогу необходимо предусматривать обогащение содержания игры, расширение игрового опыта детей. Большое внимание педагог должен уделять развитию творческих способностей детей, формированию положительных взаимоотношений.
Сюжетно - ролевая игра должна соответствовать современной деятельности т.к. в связи с развитием научно - технического прогресса появляется много новой техники, много нового в жизни людей - задача воспитателя создать условия для отражения этого в сюжетно-ролевых играх детей.
Создать развивающую среду в ДОУ с учетом интересов мальчиков и девочек.
Для того чтобы сюжетно-ролевые игры привлекали детей этого возраста своей новизной, необходимо тщательнее готовиться к ним, так как новое в игре это то, что в данный момент еще недостаточно освоено, требует уточнения, обогащения впечатлений.
Обогащать содержание детской игры использованием различных методов и приёмов таких как: наблюдения, экскурсии, встречи с людьми разных профессий, чтение художественной литературы, рассказ воспитателя о труде взрослых, использование иллюстраций, инсценировки литературных произведений, этические беседы, непосредственное участие воспитателя в игре, предложения, советы, разъяснения, вопросы направленные на подсказ детям возможной реализации замысла, совместное выполнение с детьми построек, показ приёмов конструирования и др.
Внести в план консультации для родителей по развитию игровой деятельности дошкольников дома и на улице, советы «Как правильно играть с детьми», «Как учить ребёнка играть», «Чем занять ребёнка дома» и т.п.
Воспитателям групп оформить материал по развитию сюжетно – ролевой игры по возрасту детей: конспекты, памятки, методические рекомендации.
Предложить воспитателям разработать дидактические, сюжетно-ролевые, словесные игры для мальчиков и девочек.
Председатель: ___________________________ / ./

Члены комиссии: ________________________ / ./

5 9
6 10
7 11
8 12

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 52» ЭНГЕЛЬССКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРИКАЗ

от ___. ___________. 2013 г. №_____

По итогам тематического
контроля.

На основании годового плана работы на 2012-2013 учебный год, в целях координации деятельности педагогического состава ДОУ с 19 по 23 марта 2013
Был проведен тематический контроль на тему: «Использование сюжетно-ролевой игры в гендерном развитии детей». На основании справки по итогам тематического контроля

ПРИКАЗЫВАЮ:

Шустиковой Н.Ю., старшему воспитателю:

Разработать план по устранению недостатков, выявленных во время проведения тематического контроля.
Оказать методическую помощь воспитателям групп:
группы № 1 __________, _________________
группы № 3. ___________________, ______________,
группы № 6 __________________., ____________________.
в организации сюжетно-ролевых игр в соответствии с возрастными особенностями детей.
1.3 Провести консультацию для воспитателей всех возрастных групп
на тему: «Организационно-методические рекомендации по планированию, подготовке и проведению сюжетно-ролевых игр в соответствии с возрастными особенностями детей».

2. Воспитателям всех возрастных групп:

2.1. Устранить выявленные в ходе тематической проверки недостатки в срок до 1 мая 2013 года.
2.2. Проводить обучение детей сюжетно-ролевым играм в соответствии с тематическим планированием образовательной деятельности.
Срок: постоянно.

2.3. Создавать условия для сюжетно-ролевых игр детей, отражающие современный технический прогресс в мире, развивающую среду в ДОУ с учетом интересов мальчиков и девочек.
Срок: до 15 мая 2013 года.
2.4.Провести диагностику представлений старших дошкольников о социальной роли и социальном статусе мужчины и женщины, уровня взаимоотношений между мальчиками и девочками.
Срок: до 1 мая 2013 года
2.5.Предложить воспитателям разработать картотеку дидактических, сюжетно-ролевых, словесных игры для мальчиков и девочек, конспекты, памятки, методические рекомендации для родителей.
Срок: до 1 сентября 2013

3. Контроль выполнения данного приказа оставляю за собой.

Заведующая МДОУ № 52 /________________./

С приказом ознакомлены

ПЛАН

ТЕМАТИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ

В ГРУППАХ Д/С № 234

«Организация работы по созданию условий формирования полноценных знаний и навыков в игровой деятельности дошкольников в течение дня»

Цель :

Контроль провели : заведующая МАДОУ №234 Амирова Р.М. (А)

Ст.воспитатель Галеева А.Р. (Г)

Воспитатель высшей кв. категории Буянова Е.А. (Б)

Методика организации контроля

№ групп











Выявление интегративных качеств по изучен. разделу

Наблюдение ∆

Дидактические игры ☼

Беседы с детьми ☺


АГ



АГ



ГБ



АГ



БГ ☼


ГБ ☼


АГ



ГБ ☼


ГБ ☼


АГ ☼

Знание воспитателем программы. Анализ методов, приемов и форм работы с детьми

Анализ творческой лаборатории, условий организации ©

Беседы с педагогами ▲

А

©

Г

А

А

©

Г

А

Г

©

А

Б

Г

©

А

Б

Б

©

Б

Г


Б

©

Б

Г


Б

©

А

Б


Г

©

Г

Б

Г

©

Г

Б

А

©

А

Г


Система планирования работы с детьми

Анализ календарных планов работы ■

АГ

АГ

ГБ

АГ

БГ

ГБ

АГ

ГБ

ГБ

АГ

Создание условий

для воспитательно-образовательной работы с детьми

Анализ условий

организации по всем видам деятельности ♦

Беседы с детьми☺


АГ


АГ


А Г


ГБ


ГБ


АБ



АБ


АГ


АБ


ГБ

Работа с родителями

Собеседование с воспитателями ◊

Беседы с родителями □


А

Г


А

Г


Г

Б


Г

Б


Б

А



Б

А


Г

Б


Б

Г


Г

А


Б

Г

Справка

О проведенной тематической проверке на тему «Организация работы по созданию условий формирования полноценных знаний и навыков в игровой деятельности дошкольников в течении дня»

В группах № 1,2,3,4,5,6, 8,9,10,12 детского сада № 234

Тематическая проверка была проведена согласно годового плана работы детского сада на 2012-2013 уч.год.

Приказом по д/с № ____ от « » февраля 2013 года была создана комиссия в составе:

Председатель комиссии: Амирова Р.М., заведующая д/с.

Члены комиссии: Галеева А.Р., ст.воспитатель,

Буянова Е.А., вос-ль высшей кв.категории.

Цель проверки:

1. Изучение системы организации работы педагогов по созданию условий для развития полноценных знаний и навыков в игровой деятельности дошкольников в течении дня.

Для проведения тематической проверки был составлен план, в котором были предусмотрены вопросы подлежащие контролю.

Основные методы проверки:

  1. Анализ организации предметно-развивающей среды обеспечивающая развитие полноценных знаний и навыков в игровой деятельности дошкольников в течении дня.
  2. Изучение планов воспитательно-образовательной работы;
  3. Творческая лаборатория педагогов;
  4. Собеседования с воспитателями;
  5. Наблюдения, беседы с детьми;
  6. Изучение работы с родителями.

Проверкой установлено

На момент проверки функционировали 10 групп:

Группа № 1 с воспитанием и обучением на татарском языке (2-3 года)-

в-ли Залялова Ж.С.; Мухаметзянова А.И.

Группа № 2 (2-3 года)- в-ль Сулейманова Р.Ю.

Группа № 3 (1,5-2 года)- в-ль Шамкина Р.Р.

Группа № 6 (4-5 года)- в-ль Бальзина В.Н.

Группа № 9 (4-5 года)- в-ли Заббарова Л.И.; Кузьмина Т.Н.

Группа № 5 (3-4 года)- в-ль Гилязова Л..И.

Группа № 8 с воспитанием и обучением на татарском языке (6-7 лет)-

в-ли Бикмуллина Р.З.; Ахметшина Р.Р.

Логопедическая подготовительная к школе группа №4 (6-7 лет)-

в-ли Кузнецова О.М.; Буянова Е.А.

Логопедическая старшая группа №12 (5-6 лет)- в-ль Андреева А.М.

Анализ системы работы педагогов по созданию условий для формирования полноценных знаний и навыков в игровой деятельности дошкольников в течении дня показал, что педагоги соблюдают основные требования к организации и амплификации предметно-развивающей среды в группах с учетом возрастных особенностей и интересов детей. Зонирование организовано таким образом, что в процессе организации самостоятельной игровой деятельности дети находятся в зоне внимания педагога. Все режимные моменты организованы в соответствии с программными требованиями и организованной образовательной деятельностью. Во всех группах организация пространства состоит из нескольких центров развития таких как:

  1. уголок для ролевых игр;
  2. книжный уголок;
  3. зона для настольно-печатных игр;
  4. уголок природы;
  5. спортивный уголок
  6. уголок сенсорного развития;
  7. игровой уголок (с игрушками и строительным материалом);
  8. уголок экспериментирования (старший возраст);
  9. уголок для самостоятельной деятельности детей (конструктивная, изобразительная, музыкальная)

Так же в групповых комнатах созданы условия для самостоятельной двигательной активности детей.

Анализ планов воспитательно-образовательной работы показал, что педагоги в системе планируют работу по организации игровой деятельности детей, организуют различные виды игр в течении дня. Собеседования с воспитателями групп по вопросу организации и проведению игр было выявлено, что многие педагоги соблюдают особенности руководства и планирования игр с учетом ФГТ.

В процессе наблюдения за организацией и проведением воспитательно-образовательной работы педагогов с детьми было выявлено, что игры организуются и проводятся:

В процессе непосредственно-образовательной деятельности в форме индивидуальной игры, совместной игры с воспитателем, со сверстниками, в парной, в малой группе;

В ходе режимных моментов;

В самостоятельной деятельности детей в форме индивидуальной игры и совместной со сверстниками игре.

В группах №4 (Буянова Е.А., Кузнецова О.М.); группе № 6 (Бальзина В.Н.); в группе № 8(Ахметшина Р.Р., Бикмуллина Р.З.); в группе № 2 (Сулейманова Р.Ю.); в группе № 12 (Андреева А.М.) ;в группе № 9(Заббарова Л.И., Кузьмина Т.Н.) владеют методикой проведения различных игр с учетом ФГТ.

В то же время молодые специалисты: воспитатель группы №10

(Шайдуллина Л.А.); воспитатель группы № 3 (Шамкина Р.Р.); воспитатель группы№ 1 (Мухаметзянова А.И.); в группе № 5 (Гилязова Л.И) испытывают трудности в особенностях руководства и планирования, слабо владеют методикой организации сюжетно-ролевых игр, в связи с этим им было рекомендовано изучить литературу по данному разделу авторов Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. «Организация сюжетной игры в детском саду» пособие для воспитателя 2-е изд. 2001 г.; Михайленко Н.Я., Короткова Н.А « Как играть с ребенком» Педагогика 1990 г., стр.12-22.

В процессе наблюдения за игровой деятельностью детей, необходимо отметить умение детей играть дружно, безконфликтно, умеют использовать накопленный опыт для развития игрового сюжета, также большинство детей (87%) в подготовительных группах №4 (Буянова Е.А., Кузнецова О.М.); в группе № 8(Ахметшина Р.Р., Бикмуллина Р.З.);умеют организовывать совместно с другими детьми сюжетно-ролевые игры, договариваясь, распределяя роли, планировать действия всех играющих, расширять состав ролей. А также согласовывать собственный игровой замысел с игровыми замыслами других детей. Однако в группах где работают молодые специалисты воспитатель группы № 3 (Шамкина Р.Р.); воспитатель группы № 1 (Мухаметзянова А.И.); лишь 42% детей умеют связывать 2-3 действия в смысловую цепочку словесно обозначать их, и продолжать по смыслу действие начатое партнером – взрослым. В связи с этим педагогам было рекомендовано больше детей вовлекать в игру, представлять им возможность выбора (вида игры, сюжета, роли, стимулировать детей к пользованию предметами заместителями, способствовать эмоционально-насыщенной атмосфере в игре.

В рамках тематического контроля была проанализирована работа воспитателей с родителями по развитию игровой деятельности детей, изучение данной работы показало что, в гр№ 4 (Буянова Е.А., Кузнецова О.М.) ; № 8 (Бикмуллина Р.З., Ахметшина Р.Р.); № 2 (Сулейманова Р.Ю.); №1 (Залялова Ж.С., Мухаметзянова А.И.) ; № 12 (Андрева А.М.) ; № 6 (Бальзина В.Н.); № 5 (Гилязова Л.И.); № 9 (Заббарова Л.И.) были подготовлены: консультации, памятки, рекомендации по формированию знания и навыков в игровой деятельности детей, а в группах № 3 (Шамкина Р.Р.), № 10 (Шайдулина Л.А.), воспитатели недостаточно подготовили информационный материал для родителей, таким образом, педагогам групп № 3 (Шамкина Р.Р.), № 10 (Шайдулина Л.А.) (молодым специалистам) рекомендовано в планах самообразования предусмотреть изучение методической литературы по работе с родителями,

Выводы :

1 . Анализ системы работы педагогов по созданию условий для формирования полноценных знаний и навыков в игровой деятельности дошкольников в течении дня показал, что педагоги соблюдают основные требования к организации и амплификации предметно-развивающей среды в группах с учетом возрастных особенностей и интересов детей.

2. Анализ планов воспитательно-образовательной работы показал, что педагоги в системе планируют работу по организации игровой деятельности детей, организуют различные виды игр в течении дня. Однако молодые специалисты: воспитатель группы №10 (Шайдуллина Л.А.); воспитатель группы № 3 (Шамкина Р.Р.); воспитатель группы№ 1 (Мухаметзянова А.И.); в группе № 5 (Гилязова Л.И), слабо владеют методикой организации сюжетно-ролевых игр, в связи с этим им было рекомендовано изучить методическую литературу по данному разделу.

3. В процессе наблюдения за игровой деятельностью детей, было выявлено что, (87%) детей в подготовительных группах №4 (Буянова Е.А., Кузнецова О.М.); в группе № 8(Ахметшина Р.Р., Бикмуллина Р.З.)дети умеют использовать накопленный опыт для развития игрового сюжета, организовывать совместно с другими детьми сюжетно-ролевые игры;

а в группах № 3 (Шамкина Р.Р.); № 1 (Мухаметзянова А.И.); лишь 42% детей умеют связывать 2-3 действия в смысловую цепочку словесно обозначать их, и продолжать по смыслу действие начатое партнером – взрослым. В связи с этим педагогам было рекомендовано больше детей вовлекать в игру, представлять им возможность выбора (вида игры, сюжета, роли, стимулировать детей к пользованию предметами заместителями, способствовать эмоционально-насыщенной атмосфере в игре.

4. В каждой группе имеется консультативный материал для родителей. Форма подачи материала: папки с файлами, информационные стенды. Материал разнообразен, направлен на формирование игровых умений и навыков у дошкольников. Педагогам групп № 3 (Шамкина Р.Р.), № 10 (Шайдулина Л.А.) (молодым специалистам) рекомендовано в планах самообразования предусмотреть изучение методической литературы по работе с родителями, а также дополнить папки для родителей консультативным материалом по данному разделу.

1.Педагогам групп продолжить работу по созданию условий для развития полноценных знаний и навыков в игровой деятельности дошкольников в течении дня. Молодым специалистам групп № 5 (Гилязова Л.И.); № 1 (Мухаметзянова А.И.); №3 (Шамкина Р.Р.); № 10 (Шайдулина Л.А.); рекомендовано изучить литературу по данному разделу авторов Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. «Организация сюжетной игры в детском саду» пособие для воспитателя 2-е изд. 2001 г.; Михайленко Н.Я., Короткова Н.А « Как играть с ребенком» Педагогика 1990 г., стр.12-22.

Отв.: воспитатели групп № 5 (Гилязова Л.И.),

№ 1(Мухаметзянова А.И.).);

№3 (Шамкина Р.Р.);

№ 10 (Шайдулина Л.А.)

2.Молодым специалистам групп № 3 (Шамкина Р.Р.); № 1 (Мухаметзянова А.И.) рекомендовано больше детей вовлекать в игру, представлять им возможность выбора (вида игры, сюжета, роли, стимулировать детей к пользованию предметами заместителями, способствовать эмоционально-насыщенной атмосфере в игре.

Срок: постоянно

Отв.: воспитатели групп

№3 (Шамкина Р.Р.);

№ 1 (Мухаметзянова А.И.).

3. В работе с родителями педагогам групп № 3 (Шамкина Р.Р.), № 10 (Шайдулина Л.А.) (молодым специалистам) рекомендовано в планах самообразования предусмотреть изучение методической литературы по работе с родителями, а также дополнить папки для родителей консультативным материалом по формированию у дошкольников умений и навыков в игровой деятельности.

Отв.: воспитатели

№3 (Шамкина Р.Р.);

№ 1 (Мухаметзянова А.И.).

Председатель комиссии: Амирова Р.М.

Члены комиссии: Галеева А.Р.

Буянова Е.А.

С результатами проверки ознакомлены:

Гр. № 1 Залялова Ж.С.

Мухаметзянова А.И.

Гр. № 2 Сулейманова Р.Ю.

Гр. № 3 Шамкина Р.Р.

Гр. №4 Кузнецова О.М.

Буянова Е.А.

Гр. № 5 Гилязова Л.И.

Гр. № 6 Бальзина В.Н.

Гр. № 9 Заббарова Л.И.

Кузьмина Т.Н.

Гр.№ 8 Бикмуллина Р.З.

Ахметшина Р.Р.

Гр. №12 Андреева А.М.


Приказ от 02. 03. 2017 г. № 8 О подготовке и проведении тематического контроля «Роль сюжетно­ролевой игры в воспитании нравственных качеств у детей». Руководствуясь Законом № 273­ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», на основании плана внутреннего контроля. ПРИКАЗЫВАЮ: 1. Провести с 13.03.2017г по 17.03.2017г. тематическую проверку по теме «Роль сюжетно­ролевой игры в воспитании нравственных качеств у детей». 2.Утвердить план тематического контроля (Приложение №1) 3. Назначить ответственным за подготовку и проведение тематической проверки старшего воспитателя Жикину Н.В. 4. Контроль за исполнением приказа оставляю за собой. Заведующий МБДОУ «Юрлинский детский сад № 3»: Полина З.А. С приказом ознакомлена: _______________________ _________ ___________ (Ф.И.О. работника) (дата) (подпись

Тематический контроль ТЕМА: «Роль сюжетно – ролевой игры в воспитании нравственных качеств у детей». Цель: определение эффективности воспитательно – образовательной работы в ДОУ по организации сюжетно­ролевой игры с детьми дошкольного возраста. Задачи: 1. Изучить условия, созданные в группах для развития игровой деятельности, реализации интересов детей в разных формах игры. 2. Провести оценку и анализ развития сюжетно­ролевой игры в группах в соответствии с требованиями программы. 3. СРОК ПРОВЕДЕНИЯ: с 13­17 марта 2017г. 4. № п/п 1 Направление работы Обследование уровня развития детей Содержание контроля Методика Выявить: ­игровые интересы детей: ­разнообразие, стабильность, динамичность игровых ситуаций; ­ зависимость применения игровых умений от игровых интересов; ­характер игрового взаимодействия в условиях привлекательной, интересной для себя роли или игрушки. ­Наблюдение за деятельностью детей во время игры. ­Беседы с детьми. ­Наблюдение свободной игровой деятельности детей в течение дня. ­Поведение и знания ребенка. 2 3 Оценка профессиональных умений воспитателя ­ Знание педагогами программы по разделу «Сюжетно­ролевые игры». ­­ Анализ методов, приемов и форм работы с детьми. Система профессионального роста педагогов МБДОУ. Оценка созданий условий Создание предметно­развивающей среды для сюжетно­ролевых игр и условий для самостоятельной игровой деятельности детей. ­ Беседа с педагогами по программе. ­ Оценка руководства игровой деятельностью дошкольников. ­ Анализ руководства педагога ролевыми играми детей. ­ Умение руководить играми детей. ­ Оценка условий проведения сюжетно­ролевых игр.

4 Оценка планирования работы Изучение системы планирования работы с детьми по данному разделу. ­Анализ календарных планов воспитателей за квартал. 5 Оценка форм взаимодействия с родителями по данной проблеме Оценка родителями МБДОУ по вопросам игровой деятельности, готовность родителей к сотрудничеству и помощи в решении годовой задачи. ­Анкетирование ­ Изучение наглядно­стендовой информации в группах. Даты проведе ния контрол я Пн. 13 марта Вт. 14 марта Ср. 15 марта План тематического контроля Возрастные группы Вторая младшая группа Средняя группа Старшая­подготовительная группа 1 половина дня 2 половина дня 1 половина дня 2половина дня 1половина дня 2 половина дня Оценка условий проведения сюжетно­ ролевых игр Наблюдение за деятельностью детей во время игры Оценка условий проведения сюжетно­ролевых игр Наблюдение за деятельностью детей во время игры Анализ планирования работы по игровой деятельности Оценка знаний и поведения ребенка в игре Наблюдение свободной игровой деятельности детей. Беседы с детьми Анализ планирования работы по игровой деятельности Наблюдение Свободной игровой деятельности детей Оценка знаний и поведения ребенка в игре Беседы с детьми Оценка условий проведения сюжетно­ролевых игр Анализ планирования работы по игровой деятельности Оценка знаний и поведения ребенка в игре Наблюдение за деятельностью детей во время игры Наблюдение свободной игровой деятельности детей. Беседы с детьми Чт. 16 марта Оценка руководства игровой деятельностью детей Пт. 17 марта Анализ воспитателем игр детей Анкетирование родителей по игровой деятельности Оценка руководства игровой деятельностью детей Анкетирование родителей по игровой деятельности Оценка руководства игровой деятельностью детей Анкетирование родителей по игровой деятельности Анализ руководства педагогами игр детей Анализ воспитателем игр детей Анализ руководства педагогами игр детей Анализ воспитателем игр детей Анализ руководства педагогами игр детей Поведение и знание ребенка Вопросы для изучения Вторая младшая Средняя группа Старшая­ подготови Разновозраст

да нет час тич но да нет час тич но тельная группа да нет ная группа да нет части чно час тич но 1.Содержит ли игра элементы новизны? 2. Содержание игры вводит ребенка в условную ситуацию? 3. Присутствует ли информация, которая связана с содержанием отображаемой жизненной ситуации? 4. Меняется ли в процессе игры игровая среда (игрушки – заместители, игровой материал) 5. Использованные методы и приемы побуждают их к разным способам воспроизведения действительности? 6. Все ли задействованы в игре? 7. Умеют ли распределять роли? 8. Создает ли воспитатель проблемную ситуацию для выявления знаний о чем­ либо перед началом сюжетно­ролевой игры? 9. Добиваются ли дети воображаемого результата? 10. Как отражена нравственная сторона в игре? 11. Присутствуют ли отрицательные качества: Конфликт Грубость в обращении Всегда быть первым Споры 12. Умеют ли решать коллективные задачи? Анализ планирования игровой деятельности Вопросы для изучения Вторая младшая Средняя группа да нет час тич но да нет час тич но Старшая­ подготовител ьная группа разновозрас тная группа да нет да нет части чно части чно

1. Требования к плану. Виды игровой деятельности детей: ­ игры с правилами: *подвижные *дидактические *настольно­печатные ­ сюжетно­ролевые ­ театрализованные 2. Формируются ли развивающая, обучающая, воспитательная задачи. 3. Намечаются ли методы решения планируемых задач 4. Планируется ли формирование навыков: ­ применения знаний на практике ­ этических норм поведения во время игры ­ нравственных качеств ­ самостоятельной игровой деятельности ­ театрализованной деятельности 5. Игровое оборудование Наблюдение за деятельностью детей во время игры Вопросы для изучения Вторая младшая Средняя группа Старшая­ подготови тельная группа разновозра стная группа д а нет част ично да нет да нет части чно да нет час тич но час тич но 1.Умеют ли ориентироваться в игровой задаче? 2.Умеют ли отражать реальные факты или события, знания о профессии взрослых? 3. Умеют ли в процессе игры регулировать свои желания? 4. Умеют ли дети: Анализировать Обобщать Рассуждать Делать выводы, умозаключения

5. Проявляется ли творчество в создании сюжетно­ролевой игры (выбор тем) 6. Умеют ли ставить перед собой цель, находить средства для ее осуществления, преодолевать трудности (предметы­ заместители) 7. Рождаются ли во время игры новые варианты? 8. Используют ли пространственную среду для развертывания игры? 9.Формируют ли способности управлять своим поведением? 10. Изменяют ли предметно­игровую среду с учетом практического и игрового опыта? Оценка руководства игровой деятельностью дошкольников Вопросы для изучения Вторая младшая Средняя группа Старшая­ подготовитель ная группа разновозрастная группа да нет да нет час тично част ично да нет Част ично да нет Част ично 1.Наблюдение игры, анализ, оценка уровня развития игровой деятельности детей 2. Проектирование развития ролевой игры, планирование приемов, направленных на ее развитие 3. Присутствует ли информация, которая связана с содержанием отображаемой жизненной ситуации? 4. Обогащение впечатлений детей с целью развития игр 5. Проектирование развития конкретной игры, предвидение ее развития 6. Пользование прямыми руководствами игровой деятельностью (вопросы к детям, предложение новой ситуации и т.д.) 7. Включение в игру на главных и второстепенных ролях. 8. Выражение своих чувств, мыслей с помощью речи,

мимики, пантомимики в процессе воплощения взятой на себя роли 9. Пользование косвенными методами руководства игрой 10. Регулирование взаимоотношений детей, разрешение конфликтов, возникающих в процессе игры 11. Включение в игровую деятельность застенчивых, неуверенных и малоподвижных детей 12. Обсуждение с детьми и оценивание игры Вопросы для изучения 1. Соблюдение игрового режима 2. Наличие оборудованного игрового пространства 3. Расположение и хранение игрушек, атрибутов сюжетно­ ролевых игр 4. Соблюдение правил пользования игрушками, атрибутами для творческих игр 5. Подбор игрушек и других материалов в соответствии с тематикой игр 6. Взаимосвязь игры с другими видами деятельности 7. Развитие чувства ответственности у детей за сохранение игрушек, атрибутов творческих игр и умение приводить их в порядок 8. Условные обозначения Анализ условий проведения игр Вторая младшая группа Средняя группа Старшая­ подготовитель ная группа разновозрастная группа да нет час тично да нет да нет час тично Части ч но да нет Частич но + ­ //

Вопросы для беседы с ребенком: 1. Любишь ли ты играть? Какие твои любимые игры, назови, пожалуйста? 2. Нравятся ли тебе игры, в которые ты играешь с ребятами в детском саду? А дома? Во что ты играешь дома? 3. Кем ты чаще всего бываешь в игре, какую исполняешь роль? Кем бы ты хотел быть еще? 4. У тебя есть любимые игрушки? С какими игрушками ты любишь играть, покажи, пожалуйста? (ребенку предлагаются картинки или фотографии самых разных игрушек, можно прогуляться по группе, осмотрев все имеющиеся в ней игрушки). 5. Ты сам придумываешь игры или тебе кто­то помогает? Как ты это делаешь, расскажи? При анализе ответов детей необходимо обратить внимание: ­ на игровые интересы и предпочтения детей в детском саду и дома; ­ на любимые сюжеты и роли; ­ на любимые игрушки; Необходимо пронаблюдать за самостоятельными и организованными воспитателем играми детей. Анализ руководства педагогами играми детей Вопросы для изучения Вторая младшая Средняя группа Старшая­ подготовительная группа разновозрастная группа д а нет час тично да нет час тично да нет Част ично да нет час тично 1. Правильно ли воспитатель понимает свою роль в руководстве игрой? 2. Насколько полно использует игру? 3. Развивается ли игровая деятельность с учетом развития детей? 4. Полно ли раскрыты в содержании игры те или иные события или явления? 5. Доиграли ли до конца? 6. Обсуждается ли с детьми прошедшая игра?

7. Формируется ли у них оценочное отношение не только к выполнению ролей, но и ко всей игре целиком? 8. Достаточно ли хорошо оснащена игра необходимым материалом? 9. Доступен ли игровой материал для использования его детьми? Анализ руководства воспитателем играми детей Старшая­ подготовительная разновозрастная группа группа нет Части чно да нет Части чно Вопросы для изучения Вторая младшая Средняя группа да нет да час тично да нет Час тичн о 1.Приемы воздействия воспитателя на игровую деятельность детей 2. Игры: показ, совет. Указание, помощь в налаживании конфликтов между детьми, обсуждение с детьми сюжета 3. Оказание помощи детям в осуществлении игровых замыслов 4. Приемы, направленные на целеустремленность и активность в играх 5. Руководство поведением детей 6. Создание положительных эмоций 7. Условные обозначения Наблюдение свободной игровой деятельности детей в течение дня во время игры Вопросы для изучения Вторая младшая Средняя группа Старшая­ подготовительн разновозрастная группа да нет Части чно ая группа нет частичн о д а нет час тично да нет да час тич но 1. Рождаются ли во время игры новые варианты? 2.Умеют ли дети применять свои знания на практике? 3. Имеет ли в игре отражение знаний о профессиях взрослых?

4. Что побуждает детей к началу игры? ­ Предложение игрушки ­ Взятие роли на себя ­ Совместное обсуждение плана игры ­ Внесение нового оборудования игр ­ Инициатива воспитателя 5. Управляют ли дети своим поведением во время игры? 6. Изменяют ли предметно­игровую среду с учетом практического и игрового опыта? 7. Какие нормы поведения проявляются во время игры: ­ Доброжелательность ­ Отзывчивость ­ Чуткость ­ Агрессивность ­ Умение договариваться ­ Доверие ­ Сопереживание ­ Взаимопомощь ­ Правдивость ­ Справедливость Протокол наблюдения за самостоятельной и организованной игровой деятельностью дошкольников подготовительной группы. Имя ребенка Виды игр и сюжеты, которым отдает предпочтение ребенок Игровой материал Разнообразие, стабильность, динамичность игровых сюжетов Зависимость применения игровых умений от игровых интересов

Карта анализа взаимодействия с родителями. Взаимодействие с родителями по проблемам игровой деятельности группы Вторая младшая Средняя группа Разновозраст ная группа Старшая­ подготови тельная группа Наглядная информация по теме в уголке для родителей (доступность, эстетичность оформления) Планирование индивидуальных бесед и консультаций с родителями. Проведение совместных тематических мероприятий (досуги, КВН, викторины и т.д.), родительских собраний или консультаций (наличие материалов по проблеме, тетради протоколов проведения собраний)

СПРАВКА ПО ИТОГАМ ТЕМАТИЧЕСКОЙ ПРОВЕРКИ Мною, старшим воспитателем Жикиной Н.В. была проведена тематическая проверка в период с 13­17 марта 2017г. Во второй младшей группе - воспитатели: Штейникова Н.Л., Софина В.Т., в средней группе - воспитатели: Чащина Н.В., Антипьева Н.С., в старшей­подготовительной к школе группе - воспитатели: Кошелева С.А., Антипьева Н.С., в разновозрастной группе, воспитатели: ­ Борисова С.Ф., Ташкинова З.Н. Результаты проверки показали: при посещении второй младшей группы, воспитатель Штейникова Н.Л., просмотрели сюжетно ролевую игру «Больница», «Дом». Игра проводилась во вторую половину дня после сна. Была создана предметная среда, возрасту детей данной группы (кухня, кроватки для кукол), использовались игровые атрибуты посуда, куклы, одежда из уголка ряженья и предметы заместители, палочки от пластмассового конструктора. В начале игры, воспитатель взял на себя второстепенную роль «больного». Воспитатель грамотно и четко управлял игрой, используя словесные и наглядные методы. Игровые умения детей данной группы достаточно развиты, дети активно включаются в игру, умело действуют с атрибутами и предметами –заместителями, связывают несколько игровых сюжетов «Больница» и «Дом» и словесно их обозначают. Дети умеют применять свои знания в с/р игре. В средней группе воспитателем Чащиной Н.В. была создана предметно­игровая среда, подготовлены атрибуты для игр «Магазин» «Овощи­фрукты», «Дом». Воспитатель привлекала к выполнению главных ролей детей, а потом в течении игры роль продавца разных отделов передавалась другим детям, дети без споров распределяли роли между собой и свободно переходили из одной игры в другую, используя полученный ранее игровой опыт. Дети были эмоциональны, активны, соблюдали правила игры. В игре использовались, как и игровые атрибуты так и предметы заместители. Дети обладают навыками и умениями необходимыми для их возраста. Воспитатель умело руководила играми детей, брав на себя разные роли в играх, чем способствовала развитию сюжета игры у детей. Анализ игровой деятельности в старшей­подготовительной к школе группе, воспитатель Кошелева С.А. показал, что в группе была создана игровая среда, дети играли небольшими группами, объединившись по несколько человек. 3 мальчиков играли в сюжетно ролевую игру водители, три девочки играли в с/р игру «Зоопарк». Роли дети распределяли между собой самостоятельно, у мальчиков был развернут игровой сюжет, они активно обсуждали свои игровые действия, комментировали поведение детей. В игре у девочек в «Зоопарк» были слабо развиты игровые действия, дети практически играли молча. Воспитатель не включалась в игры детей. 6 из ребят играли с/р игру «Больница», водители, и остальные дети играли самостоятельно с настольно печатными играми. Дети объединились в игре в небольшую подгруппу. Был врач, медсестра, а остальные пациенты. Дети лечили детей,

слушали, измеряли температуру, бинтовали, смазывали зеленкой. Воспитатель напомнил о вежливой форме обращения доктора с больными. Просмотр игровой деятельности детей в разновозрастной группе (3 – 7 лет), воспитатель Ташкинова З.Н. показал, что в группе дети играли в с/р игру «дом» в игре было задействовано 5 человек, трое из детей играли с настольно печатными играми, двое мальчиков играли в водителей. Остальная часть детей свободно ходила по групповой комнате. Остальным детям было предложено поиграть в конструктор и «что ­ нибудь построить» В основном во время просмотра свободной игровой деятельности детей, дети объединялись в группы по 2­3 человека. Игровые действия детей развиты слабо, сюжет игры однообразен. Воспитатель пытался включиться в игру детей «стоя над ними», и в результате ему это не удалось. Выводы: Проведенный тематический контроль заставляет сделать вывод: работа по организации сюжетно­ролевых игр ведется хорошо в второй младшей, средней группе, старшей­подготовительной к школе группе и неудовлетворительно в разновозрастной группе. Рекомендации: 1.Изучение теоретической и практической базы опыта работы. 2. Выбор соответствующих методов и приемов для вовлечения в игру всех детей. 3. Определение первоначального уровня развития игровой деятельности детей с младшего возраста. 4. Определение уровня развития эмоциональной, познавательной и коммуникативной сферы деятельности. 5. Совершенствование условий игровой деятельности, обеспечивающих новое качество воспитания, образования и развития Выводы: 1. Работа по развитию у детей логического мышления, умения анализировать, сравнивать не всегда ведется систематически, мало используется в свободной деятельности и частично во второй половине дня. 2. Не планируются досуги и развлечения с математическим содержанием. 3. Однообразны формы работы с родителями в данном направлении. 4. Нет взаимосвязи с планированием других видов НОД. Предложения: 1. Систематически планировать работу по формированию у детей логического мышления. 2.Разнообразить формы работы с родителями и детьми. 3.Пополнить математические уголки дидактическими играми, наглядными пособиями.

Игра – это своеобразная форма размышления ребенка о мире.

О глубине и разносторонности этого размышления можно судить по содержанию игры.

С.Л.Новоселова

Подобные мысли высказывали известные педагоги

Р.И.Жуковская, Д.В.Менджерицкая, А.П.Усова и многие другие.

Они считали, что о развитии игры свидетельствует усложнение сюжета.

Аналитическая справка по результатам тематического контроля

«Сюжетно-ролевая игра как средство развития речи, коммуникативных навыков и условие социализации дошкольника»

Во исполнение приказа МБДОУ № 24 «Дружба» от 18 января 2018г. № _____ «О проведении тематического контроля по теме « Сюжетно-ролевая игра как средство развития речи, коммуникативных навыков и условие социализации дошкольника », в соответствии с годовым планом на 2017-2018 учебный год, был осуществлён тематический контроль педагогического процесса.

Цель контроля: определить эффективность воспитательно-образовательной работы по организации условий для развития игровой деятельности в группах ДОО; выяснить причины и факторы, определяющие качество педагогической работы с детьми по развитию игровых навыков.

Задачи:

1. Изучить документацию педагогических работников по планированию и руководству сюжетно-ролевой игрой дошкольников.

2. Дать оценку работе педагогического коллектива по организации руководства сюжетно-ролевыми играми детей в разных возрастных группах.

3. Обобщить систему работы и определить перспективы деятельности педагогического коллектива по организации сюжетно-ролевой игры.

Контроль проходил по плану, в ходе которого решались определенные задачи через использование традиционных методик: анализ, наблюдение, изучение, анкетирование, обследование, собеседование, просмотр деятельности.

Контроль проводили: заведующий МБДОУ№ 24 Скокина Е.Г., старший воспитатель Швец Т.В.

Основные цели и задачи игровой деятельности в соответствии с программой «От рождения до школы» Н.Е. Вераксы:

создание условий для развития игровой деятельности детей. Формирование игровых умений, развитых культурных форм игры. Развитие у детей интереса к различным видам игр. Всестороннее воспитание и гармоничное развитие детей в игре (эмоционально-нравственное, умственное, физическое, художественно-эстетическое и социально-коммуникативное). Развитие самостоятельности, инициативы, творчества, навыков саморегуляции; формирование доброжелательного отношения к сверстникам,

умения взаимодействовать, договариваться, самостоятельно разрешать

конфликтные ситуации.

Для полноты оценивания контролируемого вопроса были изучены следующие материалы: календарные планы воспитательно-образовательной работы всех групп, диагностические карты результатов ЗУН детей «Наблюдение за развитием игровой деятельности», результаты анкетирования родителей, самоанализ развивающей предметно-пространственной среды. Карта планирования сюжетно-ролевых игр в планах воспитательно-образовательной работы.

Согласно плана – программы, были проверены и проанализированы следующие направления:

    Условия, созданные для проведения игровой деятельности.

2. Руководство играми детей.

3. Оценка игры. Анализ поведения детей в игре.

4. Оценка планирования воспитательно-образовательной работы

5. Работа с родителями.

1. Анализ условий проведения игровой деятельности. В ходе проверки развивающей предметно-пространственной среды (далее РППС) групповых ячеек было установлено следующее: наличие различных пространств (зон, уголков, секторов, центров и т. п.) для осуществления свободного выбора детьми разных видов деятельности. Зоны трансформируемые: в зависимости от воспитательно-образовательных задач и индивидуальных особенностей детей меняются, дополняются и объединяются. При этом учитывается доступность для осуществления всех основных видов активности помещений

В каждой группе прослеживаются зоны для организации РППС:

для сюжетно-ролевых и режиссерских игр (театрализованная деятельность, ряжение, освоение социальных ролей и профессий и пр.);

для познавательной активности (экспериментирование с различными материалами, развитие речи, наблюдение за природными явлениями, развитие математических представлений и пр.);

для самостоятельной деятельности детей (конструирование из различных материалов, художественно-продуктивная деятельность, ознакомление с литературой, выставка детского творчества, центр патриотического воспитания и пр.);

для двигательной активности (спортивные игры, соревнования и пр.);

для настольно-печатных и развивающих игр (рассматривание иллюстрированного материала, дидактические игры и пр.);

для экспериментирования и наблюдения за природными явлениями (календарь природы, центры для организации различных проектов с живой и неживой природой и пр.);

для отдыха (уединение, общение и пр.).

Наполняя РППС педагоги всех групп стараются максимально заполнить зону материалом игровым, обучающим, развивающим (особенно в старшей, средней, младшей, компенсирующей группе), забывая, что материал каждой зоны должен меняться и дополнятся в соответствии с темой дня, недели, месяца, праздничной датой, темой проекта. Все ее элементы каждой зоны имеют единый эстетический стиль для обеспечения комфортной и уютной обстановки для детей, созданной в совместной работе с родителями. Совместная работа с родителями носит эпизодический характер: пополнение игровым и обучающим материалом РППС групп организуется к новому учебному году, к летнему периоду, но в основном силами педагогов самостоятельно, что теряет ценность участия родителей в построении РППС, воспитательно-образовательной работе с ребенком. (Кроме групп Кожеватовой Т.П., Гараниной Л.П.)

При обследовании игровых зон было также отмечено, что в группах воспитатели обращают внимание на эстетический вид игрового оборудования, оформление места его Так игровые пособия хранятся в оформленных коробках, пластмассовых контейнерах.

Также надо отметить, что нет разнообразия, изюминки в создании условий для ролевых игр. Во всех группах одинаковое зонирование, ни один воспитатель не пытается что-то изменить в обстановке игровых зон и их содержание.

В группах и в методическом кабинете имеется в достаточном количестве методической литературы по игровому развитию детей (в соответствии с образовательной программой ДОО), подобран методически интернет-материал по планированию сюжетно-

ролевых игр в каждый дошкольный период. Воспитателями приобретены дидактические пособия по ознакомлению детей с социальным миром.

2. Анализ руководства играми детей . Анализ деятельности ДОО по теме контроля показал, что в работе воспитателей организация игры и руководство ею уделяется еще недостаточно внимания. За долгие годы работы воспитателей по реализации программных задач с установленными критериями обязательных знаний у детей, игровая форма как основной вид деятельности в нашем детском саду уступил место обучению, что способствовало потере методических знаний у воспитателей по обучению и развитию детей в игре. В связи с переходом на ФГОС ДО главной задачей является вернуть детям время, отведенное на игру, перевести основные режимные моменты в игровую форму, обновить свои знания, которые по итогам посещений и наблюдений игровой деятельности педагогами утеряны. Игра детей воспитателями используется для того, чтобы решить свои текущие рабочие моменты. Некоторые воспитатели заменяют игру другими видами организованной деятельности: чтение худ. литературы, изодеятельность и беседы, в целях сдерживания дисциплины в группе.

На прогулках старшие дошкольники могут самостоятельно организовать игровую деятельность. Дети используют считалку, как основной способ распределения ролей, определения порядка в игре. Наблюдения показали, что педагоги имеют достаточный уровень профессионально-педагогических умений (аналитических, проектировочных, информационных, организаторских, коммуникативных, игровых) необходимых для развития ведущей деятельности дошкольников.

2. Оценка игры. Анализ поведения детей в игре.

Уровень развития игровых качеств в целом во всех группах соответствует возрасту.

В младших группах дети самостоятельно воспроизводят игровые действия, совместно с воспитателем передают простой сюжет, пользуются игрушками-заместителями, умеют играть «рядом». Несмотря на недавно пройденный адаптационный период, дети в каждой группе имеют предпочтительные тематики в игре, в которых отражают бытовые действия взрослых, их профессиональные действия. Незначительная часть детей в каждой группе отражают в игре сюжеты сказок, мультфильмов, - это объясняется особенностью детей младшего возраста – не достаточно знаний, умений. Лишь некоторые дети в данных возрастных группах в игре могут обозначить свою роль, обозначить свои игровые действия, договариваться со сверстником о совместных действиях из-за отсутствия активного словарного запаса, личного опыта в общении со сверстниками.

В средней группе идет активное обучение детей умению придумывать и обыгрывать несложный сюжет, принимать на себя роль и выполнять ролевое поведение. В группах игра объединяет несколько сюжетов, дети четко исполняют роль, используют предметы-заместители, но затрудняются еще в самостоятельном распределении ролей, логичном завершении игры.

Наблюдение за сюжетно-ролевой игрой «Семья»» позволило отметить высокий уровень руководства сюжетными играми детей в данной возрастной группе: в соответствии с возрастом воспитателем использовались методы и приемы направленные на обучение детей ролевому диалогу, действовать в соответствии с выбранной роли. Воспитатель при организации игры постоянно общалась к опыту детей, обогащая дополнительными знаниями.

В старшей группе детского сада игровое развитие детей в целом соответствует среднему уровню развития. У большинства детей содержание игры и предметные способы решения игровых задач развиты почти так же, как у детей, находящихся на высоком уровне развития игры. Ролевые действия разнообразные, выразительные. Они сопровождаются ролевыми высказываниями.

Дети самостоятельно ставят игровые задачи. Игровые действия с игрушками разнообразные, по степени обобщенности могут быть как развернутые, так и обобщенные. Знакомые и новые предметы-заместители самостоятельно используются детьми в разных значениях. По мере необходимости включают в игру разнообразные предметы. Ролевые действия разнообразные и достаточно выразительные, они сопровождаются ролевыми высказываниями. Ролевые высказывания обращены к игрушке-партнеру, к воображаемому собеседнику, взрослому, сверстникам. Дети играют увлеченно и с желанием, хорошо ориентируются в игровом пространстве группы.

В компенсирующей группе преобладают дети с высоким уровнем игрового развития. У детей возникают разнообразные игровые замыслы. При их реализации дети комбинируют знакомые и малознакомые события. С особым интересом отображают в играх взаимодействие и общение людей. Все игровые эпизоды взаимосвязаны по смыслу. Игровые задачи дети ставят самостоятельно.

Хорошо сформированы предметные способы решения игровых задач, они легко их варьируют в зависимости от возникшей ситуации. Также хорошо сформированы и ролевые способы решения игровых задач. При выполнении роли используют разнообразные ролевые действия, передают настроение, характер человека, т.е. ролевые действия эмоционально выразительные. Легко, чаще по собственной инициативе вступает в ролевую беседу со взрослыми, сверстниками. Она интересная и длительная.

В комбинированной группе (воспитатель Кузьмич И.О., Семилет В.В.)все дети показали средний уровень. Игра детей отличается от высокого уровня тем, что у детей менее сформирована ролевая беседа. Ролевые действия однообразные, не выразительные, иногда сопровождаются ролевыми высказываниями, которые возникают как по инициативе взрослого, так и ребенка. Игра преимущественно индивидуальна, но ребенок с удовольствием вступает во взаимодействие с взрослым. Обычно это происходит по инициативе взрослого. Чаще всего они вступают в кратковременное взаимодействие.

3. Оценка планирования.

Анализ календарного и перспективного планирования показал, что во всех группах осуществляется планирование по организации игр в соответствии с целями и задачами игровой деятельности Рабочих программ, циклограмм.

Темы планируемых сюжетно-ролевых игр во всех группах соответствуют возрасту детей, но отмечено не умение педагогов подбирать наиболее целесообразные (в связи с уровнем развития детской игры) средства и приемы педагогического воздействия, формирующие у ребенка образ взрослого, которому он стремится подражать. Так, в планах необходимо указывать вид, название игры, приемы руководства игрой (в младших группах - степень участия воспитателя в игре, в старшем возрасте - приемы обогащения игры), в планах не отражаются показ конкретных игровых действий. Не учитывается и гендерный подход в развитии детей при планировании игры. Не планируются изготовление атрибутов к играм с детьми, родителями.

4. Анализ работы с родителями.

В ходе контроля было проведено анкетирование родителей по теме: «Игры ваших детей».

В опросе приняло участие 60 семей.

По результатам анкет было установлено, что:

большинство родителей принимают участие в игровой деятельности детей:

1. Как Вы относитесь к играм ребенка? -

2. Играете ли Вы со своим ребенком?

3. В какие игры Вы играете со своим ребенком?

4. Кто является инициатором игры, взрослый или ребенок?

5. Считаете ли Вы, что взрослые должны принимать участие в детской игре? Почему?

6. Влияет ли игра на общее развитие ребенка?

По индивидуальным беседам с родителями выявили:

Родители часто играют со своими детьми – 56%, иногда – 18%, редко -16%, ребенок организует игры самостоятельно-10%;

Чаще всего родители играют с детьми в игры малой подвижности: сюжетные игры, настольно-печатные, модельно-конструктивные (89%); редко – в подвижные (11%);

Родители очень любят наблюдать за играми своего ребенка -93%, 7% семей -делают это редко;

Тематика игр детей всегда очень разнообразна – 34% семьи, ребенок сам создает сюжет игры – 34% семьи, в одну и ту же игру ребенок может играть подолгу – 27%, 5%семей - отметили разнообразные варианты;

48% семей указали на то, что дети отражают в своих играх события, происходящие в семье, 22% - отметили, в играх не замечали отражение семейных событий, 30% - испытывали затруднение в ответе на данный вопрос;

Почти все семьи часто приобретают детям новые игрушки: очень часто покупают родители детям новые игрушки – 27%, достаточно часто покупают – 46%, редко – 23%, 4%- когда ребенок попросит сам;

Игрушки приобретаемые родителями соответствуют половому воспитанию детей, но предпочитаемые игрушки родителей – игрушки и игры направленные на развитие детей – 87%, нет определенного предпочтения –13%;

Игрушек у ребенка должно быть больше, считает – 32% семей, ребенка не стоит баловать большим количеством игрушек – 57% семей, 11% - предпочли дать ответ, что игрушек должно быть достаточно, но чтобы они были развивающего характера;

Воспитатели познакомили родителей с информацией о сюжетной игре.

Информация, представленная в уголках для родителей содержит общую информацию об игре дошкольника, данная информация носит больше рекомендательный и статистический характер и не достаточно направлен на получение определенных знаний в данной области развития дошкольника.

При планировании различных мероприятий направленных на обогащение знаний детей, для организации и проведения сюжетно-ролевых игр с воспитанниками, воспитатели не планируют совместные действия с родителями по определенной теме и поэтому теряется совместная с родителями целенаправленная, воспитательно-образовательная работа. По результатам анкетирования воспитателям групп рекомендовано.

Выводы: воспитательно-образовательную работу по организации условий для развития игровой деятельности, развития сюжетно-ролевой игры и работы в этом направлении педагогического коллектива в группах ДОО признать удовлетворительной, однако воспитателям необходимо перестроить образовательный процесс по реализации программных задач направленных на развитие игровой деятельности в соответствии с современными требованиями к руководству, организации и проведения данной формы в соответствии с возрастом воспитанников.

  1. Через ряд методических форм (консультации, семинары, практикумы, самообразование) изучить теоретическую и практическую базы по организации сюжетно-ролевой игры в соответствии с ФГОС ДО.

    Воспитателям всех возрастных групп составить перспективное планирование сюжетно-ролевых игр в соответствии с программными задачами, методикой их руководством.

    На основе перспективного планирования ежедневно решать задачи по развитию игровой деятельности детей (прописывать систему работы в календарных планах в соответствии с возрастом воспитанников.)

Срок: постоянно

    Педагогам в совместной работе с родителями изучить методическое пособие Карабановой О.А. «Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования». Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста (продумать форму изучения)

    При построении РППС групп использовать Методические рекомендации пособия Карабановой О.А. «Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования» использовать для построения РППС.

    Планировать совместную работу с родителями, используя участие родителей как дополнительный источник знаний детей.

Срок: систематически

    Педагогу- психологу провести психологическое обследование в форме социометрической игры «Секрет» для исследования эмоциональных социальных предпочтений воспитанников в детском коллективе, реализации потребности в общении, а также выявление популярных и непопулярных детей в данных возрастных группах.

Старший воспитатель Т.В. Швец

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №24 «Дружба» муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым

Аналитическая справка

по результатам тематической проверки «Сюжетно-ролевая игра как средство развития речи, коммуникативных навыков и условие социализации дошкольника

Подготовила старший воспитатель:

Швец Татьяна Васильевна

г. Ялта,2018