Сценарий общешкольной торжественной линейки. Открытие недели науки в школе. Анализ недели естественных наук Неделя естественных наук в школе мероприятия сценарии

Неделя естественных наук в Образовательном Центре ОАО «Газпром»

Четыре года мы, методисты по биологии и экологии, химии и естествознанию Образовательно-методического центра Юго-Западного округа г. Москвы, работаем в направлении, условно названном «Пути интеграции естественно-научных дисциплин», активно сотрудничая с кафедрой естествознания Московского института открытого образования (МИОО). В округе организуются курсы повышения квалификации для учителей естественного цикла по данной проблематике. На базе школ № 931, 531 и 1930 проводились творческие встречи преподавателей естественно-научных дисциплин, педагогическая гостиная «Связь основного и дополнительного образования в рамках предметов естественного цикла». Отдельный большой блок работы – проектная деятельность учащихся в области естествознания с последующим участием в разнообразных конкурсах, олимпиадах, «Ярмарке идей на Юго-Западе».

Связующей нитью, объединившей учителей биологии, химии, физики, экологии, географии, стало проведение Недели естественных наук. К проведению мероприятий Недели в нашем образовательном учреждении присоединились учителя начальных классов, гуманитарии и математики.

Неделя естественных наук проводилась с 9 по 13 февраля 2004 г. В ходе подготовки мы проанализировали заранее собранные анкеты учащихся, пожелания учителей, учли свой опыт проведения Недели в 2002/2003 учебном году, а также опыт проведения подобных недель в школах округа.

К проведению Недели были привлечены учащиеся всех возрастных групп, и план ее проведения предусматривал:

открытые уроки;
внеклассные мероприятия;
– открытые мероприятия междисциплинарного и познавательного характера;
– экскурсионную деятельность.

Исходя из нашего опыта, при планировании Недели на февраль подготовку целесообразно начинать после окончания первой четверти. Именно такой срок позволит провести анкетирование учащихся, оценить возможности учителей естественного цикла по организации экскурсий, спланировать совместные мероприятия, составить сценарий открытия и закрытия Недели. При организации Недели естествознания необходимо проработать план со всеми заместителями директора школы, председателями Методических объединений, имеющими отношение к проведению мероприятий.

В плане обязательно следует указать место проведения мероприятия и ответственного.

План проведения Недели естественных наук в Образовательном центре ОАО «Газпром» в 2003/2004 учебном году

14.00
14.20

Открытие недели «Ярмарка естествознания» (5–11-е кл.)
Открытие выставки фотографий «Я иприрода» (5–11-е кл.)
Открытие тематических выставок по предметам
Час занимательной химии для учащихся начальной школы (4-е кл.)
Старт заочной олимпиады по физике (10-11-е кл.),
Старт заочной олимпиады по химии (8-е кл.)
Блиц-турнир по физике (8-е кл.)

14.00
15.20

Час занимательной химии для учащихся начальной школы (3-и кл.)
Познавательная игра «Путешествие Барона Врунгеля» (6-е кл.)

14.30
15.15
В течение дня

Экскурсия в Политехнический музей по теме: «Химия галогенов» (9 «Г», 9»В» кл.)
Беседа «Здоровье дарят растения» (2-е кл.)
Познавательная игра «В царстве растений» (7-е кл.)

Биологическая викторина (3–4-е кл.)

15.15
16.00
В течение дня

Экскурсия в Политехнический музей по теме: Химия галогенов» (9 «А», 9 «Б» кл.)
Час занимательной физики (2–3-е кл.)
Олимпиада по биологии (7–11-е кл.)
Естественно-научный турнир (10-е кл.)
Биологическая викторина (3-и кл.)

15.20
16.00

Экскурсия в Политехнический музей по теме: «В мир естествознания» (5-е кл.)
Час занимательной физики (3–4-е кл.)
Биологический лекторий «Курение: иллюзия и реальность» (9-е кл.)
Работа жюри по подведению итогов олимпиад.
Закрытие олимпиады
Награждение победителей и активных участников

Чем же запомнилась мне наша Неделя?

1. Открытие Недели проходило как «Ярмарка естествознания» с демонстрацией опытов, интересного лабораторного оборудования, с решением задач, кроссвордов, работой с географическими картами.
Текст вступительного Гимна учителей написали сами преподаватели к Неделе естественных наук в 2003 г.
Тексты зазывалок к предметам, призывов, четверостиший и стихотворений к вступительному монтажу «Ярмарки» написали учащиеся 5-, 7-, 10-, 11-х классов.

2. Проведение выставки фотографий «Я и природа» (на конкурс представлены 243 фотографии, отобраны 48).

3. Тематические выставки «Актуальные проблемы биологии», «Актуальные проблемы химии», «Актуальные проблемы физики» были оформлены совместно учениками и учителями рядом с соответствующими кабинетами.

4. Для привлечения внимания учащихся начальной школы к интересным фактам естественных дисциплин и ознакомления с лабораториями физики, химии, биологии были задуманы часы занимательной физики, химии, биологии, которые проводили учащиеся 8- и 9-х классов.

5. Беседу по профилактике здорового образа жизни «Здоровье дарят комнатные растения» в начальной школе провели учащиеся 8-х классов. Они познакомили малышей с результатами проектной работы «Комнатные растения и здоровье человека», которую проводили с использованием комнатных растений из кабинета, где учатся младшие школьники. Использовали они и материалы, с которыми познакомились на экскурсии во Всероссийский институт лекарственных растений (ВИЛАР). Для учащихся 9-х классов был организован биологический лекторий «Курение: иллюзия или реальность», который подготовили учащиеся 9 «Д» класса вместе с учителем биологии. Лекторий был построен как «Устный журнал. Теоретические странички» прерывались творческими выступлениями учащихся: «Антиникотиновая реклама», «Мое письмо курильщику».

6. Познавательный характер проводимых мероприятий особенно ярко проявился в игре для учащихся 6-х классов «Путешествие Барона Врунгеля», в 7 «Б» – «В Царстве растений», в 10-х классах – в Естественно-научном турнире, в 8-х классах – в Блиц-турнире по физике.

7. Учитывая пожелания учащихся, в этом году были проведены: заочная олимпиада по физике в 10–11-х классах, заочная олимпиада по химии в 8-х классах, олимпиада по биологии в 7–11-х классах.

8. В нашей школе есть замечательный Зимний сад. В этом году мы попытались апробировать методику организации и проведения в него экскурсий с учащимися 7-х классов

9. Были организованы экскурсии в Политехнический музей для 5-х и 9-х классов по теме «Истоки естествознания».

10. Все учащиеся, принявшие участие в мероприятиях Недели естественных наук, получили призы и подарки.

Логическим завершением Недели естественных наук было:

– награждение грамотами победителей олимпиад по химии, физики и биологии, а также активных участников Недели;
– подготовка каждым учителем естественно-научного цикла материалов по проведенным мероприятиям для сайта Образовательного центра, а также для публикации в печати;
– участие в подготовке и проведении городского конкурса-конференции «Естествознание глазами детей» (15.04.04).

ОПЫТЫ ДЛЯ «ЯРМАРКИ ИДЕЙ»

Определение реакции среды (рН)

Индикаторы – это вещества, которые изменяют свой цвет в зависимости от того, в кислоту или щелочь они помещены. Один из индикаторов называется универсальным. Он является смесью различных красителей, которые изменяют свой цвет в соответствии со шкалой уровня рН. рН=7 – нейтральная среда, рН>7 – щелочная, рН<7 – кислая. Ты можешь сам определить кислотность или щелочность среды. Возьми любой раствор (мыла, сока, кефира, шампуня, соды, соли, уксуса и др.), опусти в него полоску универсальной индикаторной бумаги и результат сравни со шкалой уровня рН.

универсальная индикаторная бумага в упаковке с нанесенной шкалой рН и стаканчики с разными растворами.

Есть ли крахмал

Ты можешь сам определить наличие крахмала в каком-либо пищевом продукте. Для эксперимента тебе потребуется пузырек йода, который можно купить в аптеке, и несколько кусочков различных пищевых продуктов: сырого картофеля, яблока, хлеба и пр. Капни поочередно на каждый кусочек по несколько капель раствора йода. Если в продукте содержится крахмал, то кусочек очень быстро окрасится в синий цвет, интенсивность которого зависит от количества крахмала в продукте.

Оборудование и реактивы для опыта: раствор йода, пипетки, раствор крахмала, сырой картофель, кусочки яблока, хлеба.

«Естественно-научный турнир»

Игра проводилась в рамках Недели естественных наук. В игре участвовали учащиеся всех 10-х классов. Команды состояли из 6 человек (формировались по желанию учащихся).

Цели мероприятия:

– повысить мотивацию к изучению дисциплин естественно-научного цикла;
– показать связь физики, химии, биологии как дисциплин, формирующих научное мировоззрение, развивающих логику мышления;
– развивать навыки коммуникативного общения.

Каждой команде предлагается перечень из 10 вопросов по физике, химии, биологии. Вопросы подобраны так, что не требуют много времени для ответа на них. На выполнение задания отводится 10 минут. Каждый правильный ответ оценивается 1 баллом.

1. Основатель молекулярно-кинетической теории.

2. Металл серебристо-белого цвета. На поверхности образует ся прочная оксидная пленка, по электрической проводимости уступает лишь меди и серебру. Его называют «крылатым» металлом.

3. Ядро в клетке:

а) обеспечивает передвижение веществ;
б) придает клетке форму;
в) участвует в делении клетки;
г) выполняет защитную функцию.

4. Способ соединения проводников, при котором общее напряжение в цепи равно напряжению на каждом из них.

5. Один из этих двух элементов в виде простого вещества горит, другой – поддерживает горение, а их соединение пригодно для тушения огня.

6. Главный признак живого организма:

а) постоянная температура тела;
б) постоянство размера;
в) обмен веществ;
г) сохранение массы.

7. Физическая величина, показывающая, какой заряд протекает через сечение проводника за единицу времени.

8. Бактерии, которые используют атмосферный кислород, называются:

а) оксигенные;
б) анаэробные;
в) аноксигенные;
г) аэробные.

9. Этот элемент – металл. Вдыхание его паров может вызвать у человека озноб и легкое отравление.

Металл может накапливаться в тканях организма. Химические свойства позволяют использовать его для создания антикоррозийной пленки на поверхности других металлов.

10. Французский ученый, сформулировавший закон передачи давления внутри жидкостей и газов.

Задание по физике

Цель : проверить навыки работы с физическими приборами, умение выводить формулу, производить расчеты.

Учащимся предлагается провести эксперимент по определению жесткости пружины. В их распоряжении пружина с грузом, закрепленные на штативе, динамометр, электронный секундомер.

Так как формула периода колебаний пружинного маятника была изучена давно, то ее запись дается в качестве подсказки. Анализируя формулу, учащиеся должны увидеть, что им необходимо знать массу груза и период его колебаний. Эти величины они должны определить, используя динамометр и секундомер.

На выполнение работы отводится 10–15 мин. Жюри оценивает выполненное задание по 5-балльной системе. При выставлении оценки учитывается правильность вывода формулы, точность проведения эксперимента и произведенного расчета.

Задание по химии

Цель : проверить умение проводить химические опыты и их анализировать.

Используя предложенные реактивы, установите, имеются ли в пробе выданной воды следующие ионы:

а) ОН – ;
б) Ва 2+ ;
в) Fe 3+ ;
г) CI – ;
д) Н + .

На выполнение задания отводится 5–10 мин. Жюри оценивают работы по 5-балльной системе, учитывая правильность обоснования полученных результатов.

Задание по биологии

Цель : проверить умение проводить биологические исследования.

Каждой группе учащихся выдаются микроскопы и микропрепараты биологических образцов. Необходимо определить виды клеток, ответ пояснить.

На выполнение задания отводится 5–7 мин (настройка микроскопа, исследование образца). Задание оценивается по 2-балльной системе.

Творческое задание

Физика, химия, биология – дисциплины естественно-научного цикла. Они формируют научное мировоззрение, логику мышления. Дисциплины совершенно разные, но у них много общего.

Задание: найти точки соприкосновения этих наук.

Каждой команде выдается чистый лист ватмана, на котором они должны представить свое видение общности наук. Задание выполняется в течение 10 мин с дальнейшей презентацией каждой командой в течение 1 мин.

Г.Г. САВАТЕЕВА,
учитель физики Образовательного центра ОАО «Газпром»

ЧАС ЗАНИМАТЕЛЬНЫХ ОПЫТОВ ПО ХИМИИ

«Удивительные превращения веществ»

Подготовка химического эксперимента для школьников 3–4-х классов осуществляется силами учащихся 8-х классов.

Химическая хирургия

Реактивы и оборудование: 10% р-ры FeCl 3 , тиоцианата калия (KCNS), фторида калия или натрия (КF или NaF), скальпель или нож, салфетки, вата, склянки с надписями: «Живая вода» и «Мертвая вода» или «Спирт» и «Настойка йода».

Исполнитель приглашает из числа зрителей добровольца, который согласится, чтобы на нем провели демонстрацию медицинского чуда. «Операция» проводится на внутренней стороне предплечья.

Сначала оперируемую поверхность дезинфицируют ваткой, смоченной «спиртом» (на самом деле это будет раствор KCNS). Затем дезинфицируют скальпель раствором «йода», не жалея его (это раствор FeCl 3) и делают «надрез». Струится «кровь». Зрители изумлены. На самом деле происходит взаимодействие хлорида FeCl 3 с KCNS с образованием ярко окрашенного комплексного соединения K 3 , цвет которого похож на кровь.

Наступает очередь «живой воды»: ватой, смоченной раствором фторида калия, протирают «рану» и, о чудо, «кровь» исчезает – под ней здоровая кожа – «исцеление» свершилось!

Причина – образование нового бесцветного комплекса:

K 3 + 6KF = K 3 + 6KCNS.

После сеанса исцеления необходимо хорошо вымыть «прооперированную» руку водой, чтобы не осталось следов использованных реактивов.

Огненная надпись

Реактивы и оборудование : концентрированный раствор KNO3, тонкая кисточка, листы бумаги, лучинка, нагревательный прибор.

Концентрированным раствором KNO 3 с помощью кисточки на бумагу заранее наносится любой рисунок сплошной линией. Бумаге дают просохнуть.

Во время демонстрации исполнитель показывает зрителям чистый лист бумаги. Затем горящей лучинкой (можно накаленной стеклянной палочкой) касается любой точки рисунка. Тотчас появляется «искра», которая медленно продвигается по контуру рисунка, пока не замыкает его полностью. Почему это происходит?

При нагревании нитрат калия разлагается:

2KNO 3 = 2KNO 2 + O 2 .

Он превращается в нитрит калия и выделяется кислород. От выделяющегося кислорода бумага обугливается и обгорает, а разлагаться начинают следующие, соседние порции кристаллического нитрата калия. Впечатление от демонстрации усиливается в затемненном помещении.

«Несгораемый платок»

Реактивы и оборудование: спирт или ацетон, хлопчатобумажный платок, кристаллизатор с водой, тигельные щипцы, спички, лучинка.

Исполнитель смачивает в воде и слегка отжимает хлопчатобумажный платок, после чего пропитывает его этиловым спиртом или ацетоном. Берет платок щипцами и с помощью длинной лучинки поджигает. Спирт сразу же вспыхивает – создается впечатление, что горит платок. Горение спирта сопровождается образованием углекислого газа и воды:

C 2 H 5 OH + 3O 2 = 2CO 2 + 3H 2 O.

Пламя при этом почти бесцветное. Горение скоро прекращается, а платок остается невредимым. Причина: температура воспламенения влажной ткани гораздо выше, чем у паров этилового спирта, и сам платок не успевает загореться.

«Облако из колбы»

Оборудование и реактивы: кристаллический карбонат натрия, водный раствор аммиака, концентрированная соляная кислота, большая колба с пробкой.

Заранее в колбу насыпают кристаллический карбонат натрия Na 2 CO 3 (кальцинированную соду) слоем
1–2 см, осторожно наливают водный раствор аммиака NH 3 так, чтобы он покрыл кристаллы слоем не более 2 мм, и закрывают пробкой.

Во время демонстрации исполнитель тонкой струйкой вливает в колбу немного концентрированной соляной кислоты HCl. И тут начинается такое….

Из горла колбы вырывается плотная струя густого белого дыма, который под собственной тяжестью сползает по ее наружным стенкам, стелется по поверхности стола и, добравшись до края, хлопьями медленно падает на пол.

Появление белого дыма вызвано реакциями:

NH 3 + HCl = NH 4 Cl,
Na 2 CO 3 + 2HCl = 2NaCl + CO 3 + H 2 O.

Аэрозоль (воздушная взвесь мельчайших кристалликов) хлорида аммония, которая получается в результате первой реакции, увлекается из колбы углекислым газом, выделяющимся в результате второй реакции. Углекислый газ тяжелее воздуха, и «дым» падает на пол.

«Волшебный кувшин»

Реактивы и оборудование: раствор фенолфталеина, раствор кальцинированний соды – карбоната натрия, раствор кислоты, вода, четыре стакана, непрозрачный химический стакан большого объема – «кувшин».

Исполнитель наливает в первый стакан раствор фенолфталеина, во второй – соды (Na 2 CO 3), в четвертый – кислоты, третий стакан пустой, в кувшине – вода.

Воду из кувшина исполнитель наливает в четыре стакана. Затем содержимое стаканов, кроме четвертого, переливают обратно в кувшин.

Наливают содержимое кувшина в пустые стаканы. Раствор стал ярко-малиновым! Выливают «сироп» в кувшин, разбавляют «водой» из последнего стакана. Вновь выливают воду из кувшина в стаканы. «Сироп» опять превратился в воду.

Опыт основан на свойстве индикатора фенолфталеина изменять окраску в щелочной среде (раствор соды) на малиновую и терять ее в кислой среде (раствор кислоты).

Получение «молока» и «газированной воды»

Реактивы и оборудование: растворы BaCl 2 , Na 2 СO 3 , кислоты, два стакана.

Водные растворы солей наливают поочередно в стаканы. Исполнитель во время демонстрации к содержимому каждого стакана добавляет раствор кислоты. В первом стакане наблюдается образование мелкокристаллического белого осадка сульфата бария, напоминающего молоко или творожную массу.

BaCl 2 + H 2 SO 4 = BaSO 4 + 2НCl.

Во втором стакане бурно выделяется бесцветный газ – получается «газировка»:

Na 2 CO 3 + H 2 SO 4 = H 2 O + CO 2 + Na 2 SO 4

Уголь из сахара

Реактивы и оборудование: сахарная пудра, концентрированная серная кислота, узкий стеклянный стакан, стеклянная палочка.

Исполнитель насыпает в стакан сахарную пудру (1/5 часть объема) и, соблюдая меры предосторожности, приливает небольшое количество концентрированной серной кислоты H 2 SO 4 . Затем быстро перемешивает содержимое стеклянной палочкой.

Через одну-две минуты сахар начинает чернеть, вспучиваться и в виде объемистой, рыхлой и ноздреватой массы черного цвета поднимается вверх. Смесь в стакане сильно разогревается и даже немного дымится, чувствуется запах жженого сахара.

Серная кислота отнимает от сахарозы С 12 Н 22 О 11 воду и частично обугливает (окисляет) ее:

C 12 H 22 O 11 + 2H 2 SO 4 = 11C + CO 2 + 13H 2 O + 2SO 2 .

Выделяющаяся при реакции вода в основном поглощается серной кислотой с образованием гидратов – отсюда сильное выделение тепла. А углекислый газ, который получается при окислении сахарозы, и сернистый газ, образующийся при восстановлении серной кислоты, вспучивают образующийся уголь и выталкивают его из стакана.

«Извержение вулкана»

Реактивы и оборудование : кристаллический дихромат аммония, фарфоровый тигель, коническая колба, спирт, лучинка.

Исполнитель заранее готовит макет вулкана. Для этого в горло конической колбы вставляет тигелек, а колбу покрывает пластилином, придавая ей форму горы. Перед демонстрацией под колбу помещают большой лист бумаги для сбора оксида хрома (III). В тигелек насыпают дихромат аммония (NH 4) 2 Cr 2 O 7 , в центре холмик смачивают спиртом. Зажигается «вулкан» горящей лучинкой. (Можно обойтись без спирта и зажигать его накаленной стеклянной палочкой, помещая ее в середину кратера).

Реакция экзотермическая, протекает бурно, вместе с азотом вылетают раскаленные частички оксида хрома (III). Если погасить свет, то создается впечатление извергающегося вулкана, из кратера которого выливаются раскаленные массы:

(NH 4) 2 Cr 2 O 7 = N 2 + Cr 2 O 3 + 4H 2 O.

Яйцо в бутылке

Реактивы и оборудование: раствор щелочи, стеклянная бутылка из-под молока, заранее наполненная углекислым газом и герметично закрытая, яйцо, сваренное вкрутую и очищенное от скорлупы.

Во время демонстрации исполнитель открывает бутылку и наливает в нее примерно 20 мл щелочи и сразу же накрывает отверстие яйцом, острым концом вниз, плотно его прижимая. Бутылку энергично встряхивают и ставят на стол. Яйцо на глазах у изумленных зрителей постепенно вытягивается и с громким всплеском падает в бутылку.

В бутылке происходит химическая реакция между углекислым газом и раствором щелочи:

2NaOH + CO 2 = Na 2 CO 3 + H 2 O.

Над жидкостью образуется безвоздушное пространство – вакуум. Яйцо под действием сил внешнего давления «входит» в бутылку.

Золотой нож

Реактивы и оборудование : насыщенный раствор медного купороса, 20%-ный раствор H 2 SO 4 , стакан (250 мл), стальной нож.

Исполнитель наливает в химический стакан 200 мл насыщенного раствора медного купороса CuSO 4 ·5H 2 O и подкисляет его 1 мл 20%-ного раствора серной кислоты. Нож предварительно хорошо зачищают мелкозернистой наждачной бумагой, промывают в теплой воде и обезжиривают спиртом или ацетоном.

Во время демонстрации нож на несколько секунд опускают в раствор медного купороса, затем вынимают, быстро споласкивают водой и насухо протирают полотенцем. Нож становится «золотым» –покрывается ровным блестящим слоем меди:

CuSO 4 + Fe = FeSO 4 + Cu.

«Метель в стакане»

Реактивы и оборудование: бензойная кислота, ветка ели, химический стакан объемом 500 мл, электроплитка.

Исполнитель помещает в стакан несколько ложек бензойной кислоты и веточку ели. Стакан нагревается на электроплитке. Внутри начинает бушевать «настоящая февральская метель», укутывая еловые веточки «снежным» покровом. «Метель» разыгрывается в результате возгонки бензойной кислоты, которая происходит при нагревании этого вещества.

«Фараоновы змеи»

Реактивы и оборудование: таблетки лекарственных препаратов из группы сульфаниламидов, например, сульгин, норсульфазол, фталазол, стрептоцид; глюканат кальция; сухое горючее.

Исполнитель помещает на таблетку сухого горючего 1–2 таблетки лекарственного препарата и поджигает горючее. При этом происходит образование блестящей «фараоновой змеи» серого цвета, которую можно назвать из-за внешнего вида и «графитовой змеей».

Если «змею» аккуратно подцепить пинцетом и осторожно вытягивать, то можно получить достаточно длинный «экземпляр» (до 40 см). Наилучший результат дают стрептоцид и сульгин.

«Змея» из глюканата кальция имеет более светлую окраску с белыми пятнами и длину 10–15 см.

При нагревании происходит окисление сульфаниламидных препаратов кислородом воздуха, при этом выделяется много газообразных продуктов реакции (SO 2 , H 2 S, N 2 , пары воды), которые вспучивают реакционную массу и формируют пористую «змею».

Зажигание свечи

Реактивы и оборудование: перманганат калия, концентрированная серная кислота, спирт, свеча, вата, пипетка, стеклянная палочка, фарфоровая чашка.

Непосредственно перед демонстрацией исполнитель под контролем учителя готовит смесь перманганата калия с концентрированной серной кислотой. Для этого в фарфоровую чашку насыпают немного (на кончике ложечки) «марганцовки», пипеткой отбирают 2–3 капли кислоты и переносят их на «марганцовку».

К фитилю свечи прикладывают ватку, смоченную спиртом. Затем стеклянной палочкой берут небольшое количество окислительной (зажигательной) смеси и подносят к фитилю. Свеча воспламеняется. Возгорание свечи происходит без участия огня – без спичек.

Проявление надписи

Реактивы и оборудование: 1%-ный спиртовой раствор фенолфталеина, концентрированный раствор карбоната натрия Na 2 CO 3 , пульверизатор, лист бумаги.

Исполнитель заранее пишет на листе бумаги раствором карбоната натрия какую-нибудь надпись, например «Чудеса на выбор». Во время демонстрации лист магнитом закрепляют на доске и опрыскивают из пульверизатора раствором фенолфталеина. Проявляется малиновая надпись: карбонат натрия имеет щелочную реакцию среды.

Н.В. СОЛУЯНОВА,
учитель химии Образовательного Центра ОАО «Газпром»

Литература

Аликберова Л . Занимательная химия. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1999.

Алексинский И. Занимательные опыты по химии. – М.: Просвещение, 1995.

Кукавский А. «Маленькие трагедии»: химическая интерпретация. Вечер химии //Химия в школе, 2001, № 10.

Малышкина А . Занимательная химия. Серия «Нескучный учебник». – С-Пб: Тригон, 1998.

Першин Р . Занимательные опыты на уроках химии // Химия в школе, 2001, № 5.

Братчикова Ольга Владимировна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: МАОУ "СОШ №10"
Населённый пункт: город Ревда Свердловская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Предметная неделя по естественным наукам в школе"
Дата публикации: 22.04.2018
Раздел: среднее образование

Рассмотрено:

Председатель научно-

методического совета МАОУ

«СОШ №10»

______________Тетерина Е.Ю.

«______»______________2017 г.

Утверждено:

приказом №_____от

«_____»____________2017г.

Директор МАОУ «СОШ №10»

__________Е.Б. Калмыкова

Положение о школьной предметной неделе

предметов естественных наук образовательного центра

«Человек. Природа. Гармония»

в МАОУ «СОШ №10»

Общие положения

Настоящее положение определяет цели и задачи

предметной

недели химии, географии,

биологии, технологии, физической культуры в

МАОУ «СОШ №10», порядок её организации,

проведения, подведения итогов и награждения победителей.

1.2. Предметная неделя естественных наук является интеллектуально-творческим образовательным

проектом

реализации

программы

развития

направленным

выявление и содействие развитию творческого мышления и воображения обучающихся, развитию их

познавательной

активности.

Предметная

внеурочной

деятельности

образовательной

организации,

позволяющей

значительно

повысить

эффективность

изучения

предметов естественнонаучного цикла,

а так же способствующей развитию

разносторонних

интересов и способностей школьников.

2. Цель и задачи предметной недели

2.1. Цель предметов естественных наук:

формирование

интереса

творческой

активности

обучающихся

изучению

предметов

естественных

повышение

профессиональной

компетентности

учителей

методической работы.

2.2. Задачи :

совершенствовать

профессиональное

мастерство

педагогов

подготовку,

организацию

проведение внеклассных мероприятий;

Вовлечение обучающихся в самостоятельную творческую деятельность, повышение их интереса к

изучаемым учебным дисциплинам;

Выявление обучающихся, обладающих творческими и интеллектуальными способностями.

Организация предметной недели

Организаторами проведения Предметной недели являются учителя ОЦ

«Человек. Природа. Гармония» (химии, географии, биологии, технологии, физической культуры). В

мероприятии задействованы учащиеся школы со 5 по 11 класс. Каждый день недели соответствует

проведению определенного мероприятия.

План мероприятий Предметной недели математики, физики, информатики:

План проведения предметной недели естественных наук

«Олимпийские состязания по естественным наукам – 2017»

Дата

Мероприятие

Время проведения

Ответственный

понедельник

Состязание знатоков

естественных наук

«Что? Где? Когда?»

(ребусы, кроссворды, шарады,

занимательные вопросы по географии,

химии, биологии, технологии,

физической культуре)

Задания на передвижной доске

Творческое состязание «Очумелые

ручки»

перемены

3 этаж рекреация

Рук – ль ОЦ,

учителя ОЦ

Куликов Д.В.,

Казакова И.П.

(2 корпус)

вторник

Картографическое состязание

для учащихся 6-7 классов

класса команда – 5 человек)

3 этаж рекреация

Братчикова О.В.,

среда

Интеллектуально-познавательный

марафон естественных наук

для учащихся 8-9 классов

(игра по станциям, название, девиз, от

класса команда - 5 человек, химия,

биология, география)

3 этаж рекреация

Братчикова О.В,

Дружинина А.И.,

Кузьминых А.А,

Чернобай Л.А.

четверг

Интерактивная игра по биологии

«Тайны живой природы»

(актовый зал, 5-е кл)

Оформление творческих работ для

выставки в библиотеке

актовый зал

Дружинина А.И.,

Кузьминых А.А

Братчикова О.В,

Куликов Д.В.,

Казакова И.П.

пятница

Интерактивная игра

«В мире профессий»

(для учащихся 9 классов в актовом

Посещение учащимися школы

выставки в библиотеке

Куликов Д.В.,

Братчикова О.В.

суббота

Профилактика вредных привычек

(беседа с учащимися 5-6 классов)

Спортивные соревнования «Веселые

старты»

Сборная учителей – 8 человек,

Учащиеся 11 кл - 8 человек,

родителей – 8 человек.

Выставки в библиотеке

Дружинина А.И,

Замятина В.Н.,

Юдина Н.Н.,

Братчикова О.В.

Жюри и подведение итогов предметной недели математики, физики, информатики

В состав жюри входят преподаватели химии, биологии, географии, технологии, физической

культуры МАОУ «СОШ № 10».

Итоги конкурса определяются на основе критериев оценки и по результатам общего рейтинга

оценок. Победители награждаются памятными дипломами, команда победителей имеет право на

выставление текущей положительной отметки по предмету.

Муниципальное автономное общеобразовательное

учреждение «Средняя общеобразовательная школа №59» г. Перми

Методическая разработка недели естественных наук

«В мире естественны х наук»

Девиз: «Планета-наш общий дом».

учитель химии Казакова Н. М.

учителя физики Карпова Е. А., Кипин П. Д.

учителя географии Акова Н. В., Баксанова Е. А.

Пермь 2016 г.

Пояснительная записка

Основной задачей при изучении предметов естественного цикла является развитие познавательного интереса, интелектуальных и творческих способностей учащихся. Большая роль в решении этой задачи отводится системе внеклассной работе. Мероприятия предметной недели расширяют рамки изучения различных дисциплин, предлагают различные формы деятельности, способствуют личному развитию учащихся, их профессиональному самоопределению. Широкие возможности для пробуждения интереса у воспитанников к природе и проблемам ее охраны представляет предметная неделя. Она позволяет комплексно, интегрированно развивать интерес к предметам естественного цикла, т. к. многие учащиеся имеют узкий кругозор, низкую учебную мотивацию, ограниченные знания о природе, потребительское отношение к ней. Внеклассная работа по предметам естественного цикла позволяет расширить кругозор учащихся, повысить мотивацию к обучению, развить творческие способности, дать возможность использовать свои знания на практике, помочь подросткам приобрести навыки эффективного общения. В результате внеклассной деятельности у обучающихся могут быть сформированы и развиты: толерантность, общественная, познавательная, творческая активность, умение работать в сотрудничестве с другими, отвечать за свои решения, коммуникабельность: уважение к себе и другим; личная и взаимная ответственность. Форма внеурочной деятельности осуществляется через школьное самоуправление. Развитие этого процесса в школьной среде позволяет включать детей в социальные ситуации, формирующие определенный образ поведения, и дает не только знания, умения и способы деятельности, но и возможность ориентироваться в нестандартных ситуациях, прежде всего в ситуациях выбора. Поэтому ученическое самоуправление следует рассматривать как средство формирования социально-нравственной ориентации, социальной активности и зрелости. Самоуправление-один из основных принципов деятельности ученического коллектива. Сущность его состоит в реальном участии школьников в управлении делами класса и школы. Настоящее самоуправление предпологает, что его органы не только обладают правами, но и несут реальную ответственность за свою работу.

Цель мероприятия: формирование общеобразовательного пространства основанного на самоуправлении.

Задачи мероприятия:

Личностные

Метапредметные

Предметные

1. Развивать творческую активность ребенка, его любознательность.

2.Развитие познавательного интереса к биологии, химии, физике и географии через внеурочные формы работы.

1Развивать сотруднечество между учащимися среднего и старшего звеньев;

2 пропаганда научных знаний, развитие у школьников интереса к познанию мира, к сущности процессов и явлений;

3 развитие у учащихся умения самостоятельно, творчески мыслить и использовать знания и умения на практике;

4 создание необходимых условий для поддержки одарённых детей.

1систематизировать знания по предметам естественно-научного цикла;

2.развитие устойчивого интереса к предметам естественного цикла:

Углублённое изучение отдельных тем; формирование навыков исследовательской работы:

Воспитание творческой инициативы, умения работать в коллективе, ответственного отношения к порученному делу.

Планируемые результаты:

Личностные

Метапредметные

Предметные

1.Гражданская идентичность:-участие в школьном самоуправлении и общественной жизни; -гражданский патриотизм к истории и культуре страны.

2. Самоопределение: -рефлексивная самооценка внеклассной деятельности; -адекватное самовосприятие общеобразовательного пространства; -жизненное и профессиональное самоопределение.

3Смыслообразование: -мотивация внеклассной деятельности на основе примеров; -самостоятельное приобретение новых знаний и практических умений.

4Нравственно-этическое: -формирование ценностных отношений друг к другу, учителям, родителям и результам своей деятельности

1Коммуникативные УУД: -1взаимодействие с членами коллектива: -формирование умений учавствовать в диалоге, спрашивать, интересоваться другим мнением, принимать другие точки зрения, точно выражать свои мысли, слышать и слушать других; 2выполнение групповой работы: -формирование умений работать в коллективе, группе с выполнением различных социальных ролей; -развитие способностей интегрироваться в группу, определять свои функции и соответственно действовать, уметь помогать другим и стремиться к эффективной работе, брать ответственность за групповой результат иконструктивно преодолевать конфликтные ситуации; -воспитание сдержанности культуры взаимоотношений в общеобразовательном пространстве; 3Взаимодействие со взрослыми: -формирование дружеских отношений при информационном поиске и сотрудничестве.

Регулятивные УУД:1целепологание, контроль деятельности: -умение самостоятельно определять цели своей деятельности, ставить и формулировать для себя новые задачи в познавательной деятельности; -развивать мотивы и интерес к своей познавательной деятельности:-умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения познавательных задач; -умение оценивать правильность своей задачи.

2. Саморегуляция: -формирование самостоятельности, умения эффективно организовать свою внеклассную деятельность. Познавательные УУД: 1общеучебные: -формировать умения создавать алгоритмы деятельности, находить необходимую информацию;

2 Логические: -умения анализировать и синтезировать информацию, находить причинно-следственные связи.

1Формирование системы научных знаний о фундаментальных открытиях в области естествознания. 2Формирование и развитие в области использования информационно-коммуникационных технологий.

3 Развитие интереса к природе Пермского края 4 Развитие умения исполнения песни о природе.

5 Развитие умения делать фотографии о природе.

План проведения предметной недели.

Название мероприятия

Ответственный

5, 6 7, 8, 9, 10,11.

Открытие предметной недели.

Конкурс стенгазет «В мире естествознания».

Фотоконкурс «Любимый Пермский край»

Тимофеева Е. А.

Акова Н. В.

Игра «Путешествие по материкам»

Баксанова Е. А.

Казакова Н. М.

Постановка сказки «Путешествие с комнатными растениями»

Ахатова Т. И.

Научно-практические конференции по биологии, химии, физике, географии.

Карпова Е. А.

Кипин П. Д.

Критерии эффективности реализации мероприятия:

Уровень 1:приобретение социальных знаний о ситуации межличностного взаимоотношения; освоение способов поведения в различных ситуациях. Уровень 2:получение школьниками опыта переживания и позитивных отношений к базовым ценностям общества(человек, семья, родина, природа, мир, культура, знания, труд).

Уровень 3:получение школьниками опыта самостоятельного общественного действия.

Список литературы

1.Лизинский В. М. Практическое вопитание в школе. Часть 1, 2/М: Центр»Педагогический поиск», 2002 г., 160 с.

2. Нечаев М. П. Методика создания и развития системы школьного самоуправления//Методист «4/2006 г.

3. Развитие личности школьника в воспитательном просранстве:проблемы управления /Под ред. Селивановой Н. Л./М: «Педагогическое общество России», 2001 г., 284 С.

Сценарий «Парад наук»

Сценарий общешкольной торжественной линейки по поводу открытия недели науки «Парад наук»


Шестакова Ирина Ионасовна, педагог-организатор, МБОУ СОШ №42, г. Владимир.
Описание: Данный материал будет полезен педагогам-организаторам, завучам учебно-воспитательной работы и классным руководителям при разработке сценария итоговой линейки знаний или для открытия недели науки в общеобразовательном учреждении.

Цель: Расширение знаний в области различных наук, вовлечение учащихся в научную деятельность, стимулирование школьников принимать участие в школьных проектах, в научных исследованиях.

Задачи:
- Углубление знаний о классификации научных ветвей;
- Систематизирование знаний предметного цикла;
- Воспитание у учащихся стремления к новым знаниям;
- Создать условия для формирования школьной научной среды.

Действующие лица: Ведущий, математика, физика, химия, информатика, русский язык, иностранный язык (1 или 2 человека), история, география, биология.
Все действующие лица одеты в костюмы (желательно мантии) соответствующие наукам. У всех детей в руках некая атрибутика, а на головах одеты кафедралки (квадратная академическая шапочка) определенного цвета:
Физика – золотой цвет;
Химия – зелёный цвет;
Математика – желтый цвет;
Информатика – оранжевый цвет;
История – белый цвет;
География – стальной цвет;
Биология – салатный цвет;
Русский язык – синий цвет;
Иностранный язык – голубой цвет.

Ход мероприятия

Ведущий
Все, что есть в этой жизни полезного,
Уникального, интересного,
Все придумано, братцы, наукой
И тем, кто с ней связан, совсем не до скуки.

В суетном мире, сквозь пространство, годы,
Для человечества другого нет пути:
Секреты отнимать и тайны у природы,
Искать, учиться и вперед идти!

Идёт парад миров научных,
Мечта учёных докторов,
Где мир наш дом, и он изучен
Но знаем ли мы все о нем?

Физика
Знаете, как говорят в народе?
Физика – царица всех наук о природе!
Физика много разделов включает,
Каждый вопросы свои изучает.
Например, проводов «величество»
Изучает раздел «Электричество».
«Механика» все изучает движения,
Действия сил, точки их приложения.
Тепловых процессов динамику
Изучает «Термодинамика».

Химия
В жизни химия нужна,
Как предмет она важна.
И учить ее прилежно
Мы должны от А до Я.
Что мы носим, что едим,
Чем здоровью мы вредим?
Как кислоты выливать,
Чтобы что-то не взорвать?
На все вопросы эти
Нам химия ответит!

Математика
Вперед науку двигают ученые,
И опытом, и знаньем окрыленные,
Но впереди идет любого практика
Прекрасная наука – математика.
Ты нам, математика, даёшь
Для победы трудностей закалку,
Учится с тобою молодёжь
Развивать и волю и смекалку.

Информатика
Информатика - серьёзная наука.
Без неё сегодня - никуда.
"Windows" - непростая штука
Чтоб знать - немало надобно труда.
В школе учат информатику,
Дружит с нею математика,
И расчеты упрощаются,
Наши знания прибавляются!

История
Летят года, проходит век за веком…
Всё созданное в мире человеком
Историки для всех людей хранят,
За это люди их благодарят.
Историю обязан каждый знать.
Не только, чтоб не повторять чужих ошибок.
Но еще, чтобы перенимать
Все то, что было положительным примером.

География
История без географии ничто,
Если неизвестно где,
То не интересно, почему и кто.
Глобус, карта и учителя рассказ,
По дальним странам вновь уводят нас.
Народности, особенности государства…
Наука - госпожа географического царства!

Биология
Биология наука о Земной всей красоте…
О букашках, насекомых о лесах всех на Земле…
То наука о прекрасном, что нам Бог всем подарил…
Ведь не зря он всю Планету, красотою наделил…
Сохранит и приумножит всё живое на Земле…
Всё изучит и поможет выжить в не простой борьбе…
Ведь законы всей Вселенной не отменишь, не сотрёшь…
Выживает там сильнейший, если слабый то умрешь…

Русский язык
Лишь русский мой родной язык
Позволит написать мне строки
Любви к земле, любви к стране,
Любви бескрайней и высокой.
Как величав, ты наш язык!
Красивый, ясный, мелодичный,
Тобой воспеть возможно все,
Ведь океан твой безграничен!

Иностранный язык
Почему так происходит на большой планете,
На различных языках говорят все дети
Чтоб друг друга понимать
Нам иностранный нужно знать
Узнав язык другой страны,
Теперь, приехав за границу,
Мы там сумеем объясниться-
Язык мы знаем хорошо,
Спасибо, thank you, danke schön!

Ведущий
Всё в нашей жизни закономерно,
Всё очень точно, а не примерно.
Логика жизни состоит в том,
С каким багажом мы на Землю идём.
От простого к сложному,
От невозможного к возможному –
Человек - частичка Мироздания,
Он должен выполнять своё задание.

Науки стоит развивать
Чтобы природу лучше знать!

Эта фраза и станет девизом нашей недели науки.
Парад наук объявляется открытым!






































Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель:

  • развитие познавательного интереса к химии, биологии, географии через внеурочные формы работы;
  • воспитание у учащихся экологической культуры;
  • пропаганда научных знаний, развитие у школьников интереса к познанию мира, к сущности процессов и явлений;
  • развитие у учащихся умения самостоятельно, творчески мыслить и использовать знания и умения на практике;
  • создание необходимых условий для поддержки одарённых детей.
  • систематизировать знания по естественно-гуманитарным предметам;
  • активизировать творческую деятельность;
  • развивать смекалку, воображение, умение работать в группе и паре.

План проведения недели биологии, химии и географии

Дата проведения Мероприятие Место и время проведения Участники,
ответствен- ные
15.04.2013г. Открытие предметной недели.

1.Открытый урок по биологии “Хвощи и плауны”

2.Объявление о конкурсе стенгазет и плакатов “Земля в опасности!”.

Каб. № 3

Стенд “Предметная неделя” в течение недели

5-11 классы,

Рябова И.А.

6-9 классы,

Учителя биологии, химии и географии.

16.04.2013г. “ Химические опыты”

Беседы с презентациями

Каб. № 28 5 класс,

Мехтиева И.В.

17.04.2013г. Конкурс стихов “ Весна”

Беседы с презентациями

Каб. № 28 5-7 класс,

Учителя биологии, химии и географии.

18.04.2013г. Внеклассное мероприятие “Биохимия любви”.

Беседы с презентациями

Актовый зал 9-11 классы,

учителя биологии, химии и географии

19.04.2013г. 1. Викторина “Хочу все знать!”.

2. Подведение итогов предметной недели биологии, химии и географии. Награждение победителей и призеров.

Актовый зал 14.00

Актовый зал 15.30

10-11 кл. Рябова И.А.

5-11 классы, Малахова О.А.

В работе Недели приняли участие учащиеся 5-11 классов.

Сроки проведения: 15.04.-19.04.2013 г.

О начале недели школьников извещало красочно оформленное объявление, в котором помещается план мероприятий.

Принцип проведения недели: каждый учащийся является активным участником всех событий недели. Он может попробовать себя в разных ролях и видах деятельности.

Неделя началась с открытого урока по биологии в 6 классе по теме “Хвощи и плауны”. Урок дала Рябова И.А. Прогнозируемый результат: развитие осознанных мотивов учения, побуждающих к активной познавательной деятельности. Задания в конце урока вызвали у ребят живой интерес и каждый смог оценить свои знания на практике, показать эрудицию и смекалку.

В начале недели был объявлен конкурс газет “Земля в опасности”. Ребята из 6-9 классов с удовольствием приняли участие в этом мероприятии. Жюри признало победителем этого конкурса:

  • I место – 9Б,
  • II место – 8Б,
  • III место – 9В.

Во вторник учитель химии Мехтиева И.В. показывала учащимся 5 классов “Химические опыты”.

В среду был проведен конкурс стихов о весне. В этом конкурсе принимали участие учащиеся 5-7 классов. Стихи были разных авторов, но все были прочитаны с чувством, с вдохновением. Жюри наградило грамотами:

  1. I место – Балакирева Мария (6б),
  2. II место – Вареник Дарья (7в),
  3. III место - Федорова Арина (7а).

В четверг учащиеся 10Б класса пригласили старшеклассников на вечер “Биохимия любви”, где в красивой и романтичной, научной формах раскрыли биохимическую природу любви.

В течении недели учащимися 9-11 классов были проведены беседы в 5–7 классах на темы: “Из чего это сделано?”, “Животные рекордсмены”, “Железо”, “Альфред Нобель”, “Самое, самое... в географии”. Ответственным за беседы – учитель географии Малахова О.А.

Для учащихся 9-10 классов была проведена викторина “Хочу все знать!”. Она проходила в форме соревнования пяти команд. Ребята должны были показать свои знания в области географии, биологии и химии и доказать, что их команда сильнейшая. В этой викторине блеснула своей эрудицией команда 9 Б класса. Они показали хорошее знание материала, быстроту реакции, смекалку. Второе место получила команда – 10 Б класса, а третье место – команда 10 А класса. Все остались довольны.

В целом Неделя прошла успешно. Поставленные цели были выполнены. Все мероприятия были направлены на повышение интереса учащихся к учебной деятельности, к познанию жизни и самого себя, а также выработке самодисциплины и самоорганизации. Ученик мог проявить свою фантазию, артистизм, творчество и знания по данному предмету, а через игру у ребят воспитывался интерес к родному краю и экологическая культура.