Открытое внеклассное мероприятие "войди в природу другом". «Войди в природу другом.» Конспект открытого занятия по экологическому воспитанию в старшей группе Конкурс «В здоровом теле – здоровый дух»

(Библиотека МУК «Покровский центр досуга»,
Рыбинский МР)

Цель турнира: воспитание любви к природе, бережного к ней отношения; развитие коллективных навыков в игре, творческих способностей учащихся в процессе игры ; развитие воображения, кругозора, воспитание доброжелательности друг к другу.

Здравствуйте, ребята!

Много во Вселенной удивительных планет, но только на одной нас окружает живая природа: солнечный свет, воздух, вода, растения, животные. Природа нашей планеты кормит, поит и согревает нас, лечит от разных болезней.

Природа нашей Земли прекрасна. И... мы очень часто природу обижаем, а то и просто губим. Замечательный писатель Бернард Шоу сказал: «...мы уже научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам осталось только одно: научиться жить на Земле, как люди». Это совсем не сложно: не рвать зря цветы и не ломать ветви деревьев, кормить зимой птиц, убирать за собой мусор...

На шаре нашем земном,

Где мы родились и живём,

Где в травах летняя роса,

И голубые небеса,

Где море, горы, степи, лес,

Полно таинственных чудес.

Не разрушайте этот мир

Девчонки и мальчишки,

Иначе эти чудеса

Останутся лишь в книжках.

Земля – планета людей, и если люди хотят жить на ней всегда, они должны ее любить и беречь. И, конечно, знать родную природу.

Для этого сегодня мы проведем турнир знатоков . В игре принимают участие 3 команды. В каждой команде есть капитан, выбранный с помощью жеребьевки. Капитаны получают маршрутный лист и путешествуют по станциям. На каждой станции вас будут ждать испытания. Если вы с ними справитесь , то получите букву. В конце игры из букв вы должны будете составить слово.


Станция «Лесные чудеса»


Здравствуйте ребята! Приветствую вас на станции «Лесные чудеса».

Лес – это наше богатство! Лес – защитник человека. Лес – это дом для зверей и птиц .

Лес – украшение планеты, здоровье людей, радость и отдых. Лес – помощник земледельца.

Лес – это кладовая, щедро отдающая свои дары: орехи, ягоды, грибы.

А сейчас мои задания. Выполните их правильно – и получите букву.


  1. Какую птицу называют лесным барабанщиком? (Дятла).

  2. Какие грибы растут на пнях? (Опята).

  3. Какой лесной обитатель сушит на деревьях грибы? (Белка).

  4. Хвойное дерево, которое сбрасывает свою хвою на зиму. (Лиственница).
Загадки про лесные деревья:

Что же это за девица?


Не швея, не мастерица.
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год . (Ель)

Зелена, а не луг,


Белена, а не снег,
Кудрява, а не человек. (Береза)

Никто не пугает, а вся дрожит. (Осина)

Этой бабке сто лет,
Горба у нее нет,
Высоконько торчит,
Далеконько глядит,
Придет смерть за старушкой,
Станет бабка избушкой. (Сосна)

Весной зеленела,


Летом загорала,
Осенью надела,
Красные кораллы. (Рябина)

А ещё есть для вас задачка «Лесные находки». Слушайте внимательно и считайте.

Ваня по грибы пошел, вот что он в лесу нашел:

Один рыжик, два орешка, три малютки сыроежки,

Муравейников четыре, подберезовиков пять,

Шесть улиток, семь лягушек, восемь розовых волнушек,

Девять мухоморов красных, и десяток шишек разных.

А теперь, дружок, подумай и ответь на мой вопрос:

Сколько этот славный мальчик из лесу грибов принес? (17)

В лесу, ребята, встречается много преград: корявых деревьев, ям. Вот сейчас мы посмотрим, как вы справитесь с моими преградами .

Задача ребят пробежать всей командой паровозиком, оббегая кегли и не задев их. Если задели, дается еще одна попытка.

Молодцы, справились с заданиями. Ваши буквы – две буквы «А».

А теперь мое напутствие:

Каждый куст берегите, ребята!

Где росток ты увидишь простой,

Может вырасти дуб в три обхвата,

Березняк иль малинник густой.

А сколько орехов и ягод!

Так, пожалуй, считай – не сочтешь!

Свято помни, что лес – наша радость.

В век не сойдутся. (Берега)

Игра «Собрать мусор». Каждый участник бросает в корзинку клочок бумаги. Если не попал, то бросает до тех пор, пока не попадет.

Зачитывается рассказ «Нужны ли комары?».

Один знакомый рыбак на всю жизнь запомнил урок экологической культуры, который дал ему старый эвен – житель колымской тайги. Они ловили рыбу на берегу реки, но в тайге были тучи комаров . «Эх, нашёлся бы учёный, который бы истребил всю эту нечисть!» – в сердцах воскликнул рыбак. Эвен, который сидел рядом, не говоря ни слова, взял только что пойманного хариуса и разрезал ножом его толстое брюшко. Желудок рыбы был наполнен... комарами.

Какой же экологический урок дал старый эвен рыбаку?

Если уничтожить комаров, то исчезнет и рыба, которая ими питается. А если исчезнет рыба, будут голодать люди.

В природе всё находится в равновесии, всё связано.

Природа очень разумна. Она сама регулирует количество всех живых организмов.

Давайте будем беречь планету,


Другой такой на свете нету.
Развеем над нею и тучи, и дым.
В обиду её никому не дадим.

Беречь будем птиц, насекомых, зверей,


От этого станем мы только добрей!
Украсим всю Землю цветами, садами...
Такая планета нужна нам с вами!

Ваша буква «К».

Команды все собрались, задача составить слово из букв, одной буквы не хватает. Итоговое слово «ЛАСТОЧКА».

Внимание! Команды должны составить за 2 минуты как можно больше слов (имя существительное, единственное число).

Помните: защита окружающей среды – обязанность каждого! Находясь в лесу, соблюдайте меры противопожарной безопасности, ведь лес – природные лёгкие нашей планеты!

Не засоряйте лес!

Посадите дерево!

Берегите природу!

Сохраним природу вместе!!!

Охранять природу – значит охранять Родину!


Литература


Занимательное азбуковедение: Кн. для родителей, учителей и милых детей / авт.-сост. Волина В.В. – М.: Просвещение, 1994. – 400 с.

Плешаков А.А. Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики: пособие для учащихся. – М.: Просвещение, 2010. – 160 с.

Плешаков А.А. Зелёные страницы: кн. для учащихся. – М.: Просвещение, 2010. – 223 с.

Плешаков А.А. От земли до неба: атлас-определитель. Пособие для учащихся. – М.: Просвещение, 2010. – 222 с.

Птицы и их гнезда // Отчего и почему. – 2012. – №3. – С. 13.

Составитель:
Заонегина Е.П., библиотекарь

МБОУ Жаворонковская средняя общеобразовательная школа



Прогулка. (С. Михалков )

1 .Мы приехали на речку Воскресенье провести, А свободного местечка Возле речки не найти! 2 .Тут сидят, и там сидят: Загорают и едят, Отдыхают, как хотят, Сотни взрослых и ребят. 3 .Мы по бережку прошли И поляночку нашли. 4 .Но на солнечной полянке Там и тут пустые банки И, как будто нам назло, Даже битое стекло. 5 .Мы по бережку прошли, Место новое нашли

6.Но и здесь до нас сидели; Тоже пили, тоже ели, Жгли костёр, бумагу жгли – Насорили и ушли! 7 .Мы прошли, конечно, мимо


8.– Эй, ребята!

7.– крикнул Дима,

8 –Вот местечко хоть куда! Родниковая вода, Чудный вид! Прекрасный пляж! Распаковывай багаж! 9 .Мы купались, загорали, Жгли костёр. В футбол играли Веселились, как могли: 10 .Пили квас, конфеты ели, Хороводом песни пели… Отдохнули – и ушли! 11 .И остались на поляне У потухшего костра: Две разбитых нами склянки – Две размокшие баранки – Словом мусора гора. 12 .Мы приехали на речку Понедельник провести, Только чистого местечка Возле речки не нашли!


игра «Если вдруг…».

  • Если люди уничтожат все цветы на Земле, то...
  • На городских пляжах перестанут убирать территорию …
  • Вырубят все леса на земле …
  • Если закроются все заводы по переработке мусора…
  • Разрушат горы…

«Экологическая разминка»

  • Почему в жару собака высовывает язык, а лошадь - нет?
  • Лесник весной увидел, что кора деревьев обгрызена зайцами на высоте 1,5 метров от земли. Как это могло произойти?
  • Почему утки, гуси с особенным удовольствием купаются в сильные морозы?
  • Почему соловьи осенью улетают на юг, а, например, воробьи – нет?
  • Почему над лесом в жаркий день облаков больше, чем над полем?
  • Птенцы какой птицы не знают своей матери?
  • Многие люди, путешествующие по морю, выбрасывают в море разнообразный мусор, который затем вылавливают экологи, чтобы сохранить окружающую среду. Какого мусора в море больше всего?
  • Назовите причины осеннего листопада?

Конкурс «В здоровом теле – здоровый дух».

  • В русских сказках говорится о мёртвой и живой воде. Какую воду на Руси называли живой?
  • Многие средства народной медицины используются в официальной медицине. Это растение издавна используется как лекарственное, без него не обходятся кулинары, про него сложили много пословиц, он во сто шуб одет, и от семи недуг. Медики говорят, что оно содержит витамин С, а также вещества, убивающие микробов. Что это за растение?
  • Эта вредная привычка настолько распространена, что ВОЗ учредила день (31 мая), в который от нее предлагают отказаться. Что это за привычка?
  • Почему ВОЗ не рекомендует использовать плееры с наушниками?
  • Врачи доказали, что это занятие снижает артериальное давление и помогает быстро успокоиться без лекарств. Что это за занятие?
  • Почему щёки на морозе сначала бледнеют, а потом краснеют?






-«Экоэрудит».


«Экоэрудит».

Кит - большая рыба?

Белые медведи нападают на пингвинов?

Пауки - насекомые?

Яйцекладущие млекопитающие встречаются только в Австралии?

Сосна – светолюбивое растение?

Можно ли назвать ласточку хищной птицей?

Одуванчик – лекарственное растение?

Самый ядовитый гриб в России - мухомор?

Предок домашней собаки – дикая собака Динго?

Слон – самое крупное млекопитающее?

Бегемота в Африке называют «Водяная лошадь»?

«Эконевидаль».

1- Эти птицы – самые многочисленные на планете.

Б-Воробей

2- Умение этого животного менять окраску вошло в поговорку, у А.П.Чехова так называется рассказ. О ком идет речь?

А-Хамелеон

В-Василиск

Г-Ящерица

3-Древние славяне называли это растение «Перуновым деревом», его древесина обладает уникальными свойствами, живет это растение долго.

4-За всю историю человечества по вине этого животного погибло больше людей, чем во всех войнах. Что это за животное? (Пояснение ведущего после конкурса: крысы являются переносчиками чумы)

5-В переводе на русский язык название этого животного-«Лесной человек». О ком идет речь? (Пояснение ведущего после конкурса: этот уникальный человекоподобный примат живёт только в лесах Азии и строго охраняется)

А-Горилла

Б-Шимпанзе

Г-Орангутан

6-Одно из этих интересных животных - грызун.

Б-Броненосец

Г-Дикобраз

7-Семена этого растения часто неправильно называют орехами, а на самом деле это растение – близкий родственник гороха и фасоли.

Б-Грецкий орех

Г-Миндаль






Елена Синицина
«Войди в природу другом.» Конспект открытого занятия по экологическому воспитанию в старшей группе.

Программное содержание :

Учить детей, вести себя так, чтобы не навредить природе ;

устанавливать связи между состоянием растения и условиями окружающей среды;

бережно относиться к тому, что сделано руками человека.

Углублять и конкретизировать представления об условиях жизни растений.

Помогать устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями .

Расширять и уточнять представления о растениях; растения луга, сада.

Отрабатывать интонационную выразительность речи.

Употреблять предложения разных видов.

Формировать такие качества, как сочувствие, отзывчивость.

Систематизировать знания о труде людей в разное время года.

Стимулировать желание принимать участие в трудовой деятельности;

-Воспитывать культуру трудовой деятельности, бережное отношение к материалам и инструментам.

Методы и приёмы :

Сюрпризный момент;

загадывание загадок;

чтение стихов;

отгадывание кроссворда;

детские игры.

Словарная работа :

Первоцветы,

настурция.

Предварительная работа :

Заучивание стихов;

рассматривание красной книги;

подготовка ящика к посадке семян цветов.

Материал и оборудование :

Дидактические игры : «Первоцветы» , «Рост цветов» ;

шкатулка с семенами;

кроссворд;

ящик с землёй;

фартуки; чашки с водой;

полотенца;

«Красная книга» .

Ход занятия :(Дети стоят возле воспитателя )

Воспитатель :

Зазвенели ручьи,

Прилетели грачи.

В дом свой-улей –пчела

Первый мёд принесла.

Кто скажет, кто знает,

Когда это бывает?

Дети : Весной.

Воспитатель : Какие признаки весны вы знаете?

Дети : Ответы детей.

Воспитатель : Как называются цветы, которые появляются весной первыми?

Дети : Первоцветы.

Воспитатель : Какие первоцветы вы знаете?

Дети : Подснежники, пролески, мать-и-мачеха, ландыши, примула.

Воспитатель : На нашей планете тоже выросли первоцветы, но подул ветерок и все цветы разлетелись. Соберём их?

Дети : Да.

Дидактическая игра : «Первоцветы» .

Воспитатель : Ребята, посмотрите, какая красивая шкатулка. Интересно, что в ней лежит.

(высказывания детей)

Воспитатель открывает шкатулку , достаёт письмо, читает :

«Ребята, мы не знаем кто мы и, что мы…

Мы не знаем, для чего мы нужны, что с нами можно сделать…

Помогите нам, пожалуйста, разобраться в этом.»

дети рассматривают семена)

Воспитатель : Ребята, что это?

Дети : Семена цветов настурции.

Воспитатель : А для чего они нужны?

Дети : Чтобы посадить их в землю, вырастить красивые цветы и затем любоваться ими.

Воспитатель : Что нужно для роста всех растений?

Дети : Вода, земля, свет, тепло.

Воспитатель : Давайте вспомним, как постепенно с семян вырастает цветок.

/Дидактическая игра : «Рост цветка» . Дети работают по карточкам. /

Ребёнок :

Глубоко в тайниках земли

Не видя дня, не видя света,

Не видя яркой жизни лета,

Растений семена легли.

Работой их корней не слышной

И рос, и крепнул стебелёк,

И, наконец, расцвёл цветок,

Блистая красотою пышной.

Физ. минутка :

Наши алые цветки

Распускают лепестки,

Ветерок чуть дышит,

Лепестки колышет.

Наши алые цветки

Закрывают лепестки,

Головой качают,

Тихо засыпают.

/Воспитатель с детьми подходят к цветнику/

Воспитатель : Ребята, посмотрите, сколько здесь цветов. Как они называются?

Дети : Розы, лилии, гвоздики, пионы, примулы, подснежники.

Воспитатель : А как называется место, где растут все эти цветы?

Дети : Цветник, клумба.

Воспитатель : Посмотрите, какой здесь «мостик-кроссворд» , но чтобы через него пройти, нужно заполнить клеточки.

Дети загадывают загадки про цветы и заполняют кроссворд.

Стоит в саду кудряшка -

Белая рубашка,

Сердечко золотое.

Что это такое?

(Ромашка)

Из сырой конурочки

Вылезли снегурочки :

Сели на тычине,

На её вершине,

И не тают на заре,

А ведь лето на дворе!

(Лилия)

Я капризна и нежна,

К любому празднику нужна.

Могу быть белой, желтой, красной,

Но остаюсь всегда прекрасной!

(Роза)

Я шариком пушистым белею в поле чистом,

а дунул ветерок - остался стебелек.

(Одуванчик)

Все знакомы с нами :

Яркие, как пламя,

Мы однофамильцы

С мелкими гвоздями.

Полюбуйтесь дикими

(Гвоздиками)

Мои цветы - оранжевое пламя,

А листья - как зеленые медали.

В названии - восточная страна.

Ну что, ребята, вы меня узнали?

(Настурция)

Заполнив кроссворд, дети с воспитателем переходят через мостик

и подходят к ящику, наполненному землёй, для семян цветов.

Воспитатель : Ребята, вот мы и нашли, куда посадить семена настурции. Что мы с вами положили на дно ящика?

Дети : Камушки.

Воспитатель : Для чего нужны камушки?

Дети : Чтобы земля при поливе не уплотнялась.

Воспитатель : Как мы подготовили землю?

Дети : Землю перемешали с песком, чтобы легче было рыхлить.

Воспитатель : Ребята, сейчас я вам помогу надеть фартуки и мы с вами посадим семена настурции.

/Дети надевают фартуки и сажают семена/

Воспитатель : Ребята, мы посадили семена, теперь они вырастут, и в нашем детском саду будет ещё красивее. А можно рвать цветы?

Дети : Нет.

Ребёнок :

Дерево, трава, цветок и птица

Не всегда успевают защититься

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни.

Воспитатель : Чтобы мы с вами не остались одни редкие виды животных и растений занесены в Красную книгу. /показывает книгу/ Какие цветы, которые произрастают в Северной Осетии занесены в Красную книгу.

Дети : Плющ, ландыш, тюльпан, мак, камнеломка, шафран.

Ребёнок :

Охраняется Красной книгой

Столько разных животных и птиц,

Чтобы выжил простор многоликий

Ради света грядущих зарниц.

Чтоб пустыни нагрянуть не смели,

Чтобы души не стали пусты,

Охраняются звери,

Охраняются змеи,

Охраняются даже цветы.

Красная книга, красная!

Значит природа в опасности !

Значит природа в опасности !

Воспитатель : Молодцы ребята! Теперь я знаю, что наш маленький кусочек большой природы защищён вами , и вы никогда не будете рвать цветы, уничтожать насекомых.

Публикации по теме:

Занятия по экологическому воспитанию (старшая и подготовительная гр) Программные задачи: -Формировать знания детей о способах охраны окружающей.

Конспект открытого занятия по экологическому воспитанию в старшей группе «Царица вода» Задачи: 1. Продолжать расширять знания детей о воде, свойствах воды. 2. Закрепить представление о формах и видах воды. 3. Уточнить знания.

Конспект открытого занятия по экологическому воспитанию в старшей группе «Красная книга» Цели: Формировать у детей основы экологической культуры. Задачи: 1. Знакомство детей с историей возникновения «Красной книги», с какой.

Конспект открытого занятия по экологическому воспитанию во второй младшей группе «Живые существа у нас на окнах» Программное содержание: Закреплять знания детей о названиях растений, отличительных особенностях внешнего вида. Закреплять знания о строении.

ОКОУ «Курская школа-интернат»

ОБЩЕШКОЛЬНАЯ ЛИНЕЙКА «В МИРЕ ПТИЦ»

В мире птиц.

    Дорогие, ребята! Сегодня мы поговорим о наших друзьях. О каких друзьях, вы узнаете, прослушав небольшую музыкальную запись.

Звучит пение птиц.

    О каких друзьях мы будем говорить? (о птицах)

    Пригрело солнышко, потекли ручейки, появляются и первые путешественники - грачи, скворцы, а за ними жаворонки, дрозды и другие птицы. Много преград встречают они на своем пути - усталость, голод, непогоду. Не все добираются до родных мест. Зато как радуются те, которые добрались. И мы вместе с ними. Вот почему, встреча птиц весной - большой праздник.

Этому празднику, который отмечается в апреле, посвящена наша линейка.

« Живут бок о бок птицы и люди, часто не обращая внимания друг на друга, иногда ссорясь, иногда радуясь друг другу, как члены одной большой семьи. Кто из них кому больше нужен - человек птицам или птицы человеку?.

Но выживет ли человек, если на земле не останется птиц?»

Э.Н. Голованова

    Нет на земле такого уголка, где нельзя было бы встретить птиц. Птицы - это голоса наших лесов, степей, гор и пустынь. Песни птиц звучат круглый год, голоса их слышны днём и ночью.

На земном шаре насчитывается около 8500 видов птиц. На территории России гнездится около 250 видов.

Сегодня мы отправимся в путешествие, которое называется «В мире птиц».

Во время путешествия мы с вами сделаем несколько остановок.

1-я остановка « Вы не поверите, но...»

а) Птицы очень прожорливы. Если бы человек обладал птичьим аппетитом, то должен был ежедневно съедать около 40 кг пищи.

Некоторые птицы добывают пищи больше, чем могут съесть за день. Некоторые хищники, например совы, охотясь за грызунами, не съедают их сразу, а складывают «про запас». Благодаря этому, количество грызунов значительно уменьшается.

б) Чем слышат птицы? Не поверите. Они слышат... перьями!

в) Назовите самую крупную птицу в мире. (Африканский страус).

Вес этой птицы 90 кг, высота 2,5 м, вес яйца 1,5 кг.

г) Назовите самую маленькую птицу (колибри).

Её вес всего 2 грамма.

Из поколения в поколение люди передавали приметы, которые наблюдали в природе. Героями этих примет были многие растения и животные, в том числе и птицы.

Остановка «Народные приметы»

    Если перелётная птица летит стаями - к дружной весне.

    Увидел грача - весну встречай.

    Кукушка стала куковать - морозу больше не бывать.

    Воробьи в пыли купаются - к дождю.

    Соловьи всю ночь поют - будет солнечный день.

    Ласточки прилетели - скоро гром загремит.

Остановка « Это интересно»

Кто из птиц умеет ходить, плавать, летать? (утка, гусь, лебедь) -Среди птиц есть долгожители. Например, утка живет 50-100 лет, гусь - 80 лет, лебедь - 24 года.

Домашние гуси живут 40 лет, а куры - 20 лет.

    У какой птицы самый длинный язык? (у дятла - 15 см)

    Какая птица не высиживает яйца? (кукушка)

Остановка « Птичьи загадки»

1- ученик У неё глаза большие,

Хищный клюв - всегда крючком.

По ночам она летает,

Спит на дереве лишь днём.

(филин, сова)

2 - ученик Спинкоюзеленовата,

Животиком желтовата,

Чёрненькая шапочка И полоска шарфика.

    ученик Непоседа пёстрая,

Птица длиннохвостая,

Птица говорливая,

Самая болтливая.

    ученик Грудка ярче, чем заря, у кого? (у снегиря)

    ученик Н а шесте дворец, во дворце певец. (скворец)

Остановка «Птичьи портреты»

(назвать птиц по картинке)

    Он серенький на вид, но пеньем знаменит. (соловей)

Песня соловья.

Остановка «Когда так говорят?»

  • Короче воробьиного носа, (очень маленький)

    Как с гуся вода, (безразлично, всё нипочём)

    Пишет как курица лапой (плохо, неразборчиво)

    Вылететь из гнезда.(покинуть родной дом)

    Белая ворона.(человек, который сильно отличается от других)

Остановка «Допиши пословицы и поговорки»

    Слово не воробей, вылетит...(не поймаешь)

    Лучше синица в руках, чем... (журавль в небе)

    Ласточка день начинает, а соловей... (кончает)

Остановка «Книжкина ярмарка»

    О птицах говорить можно много. Интересные факты о них вы можете узнать из книг, которые видите на нашей выставке.

Мы совершили небольшое путешествие в мир птиц.

    Какую пользу приносят птицы?

(Поедают вредных насекомых, грызунов.Питаясь ягодами и семенами растений, способствуют их распространению)

    Наносит ли вред птицам человек?

Нам жить в одной семье,

Нам петь в одном кругу,

Идти в одном строю,

Лететь в одном полёте.

Коль суждено дышать

Нам воздухом одним.

Давайте - ка мы все

Навек объединимся,

Давайте наши души

Вместе сохраним,

Тогда мы на земле

И сами сохранимся.

МКОУ «Новоусманский лицей»

Данилова Валентина Ивановна-учитель начальных классов

Природа – единственная книга, содержание которой одинаково значительно на всех страницах.

В.Гете

«Во й ди в природу другом!» !(1 слайд)

(внеклассное мероприятие для учащихся 4 –Г класса )

(2 слайд)Цели мероприятия: (сл. 2)

  • 1. Познакомить учащихся с тем, как человек влияет на природу.
  • 2. Ответить на вопрос: с какой целью создана Красная книга?
  • 3. Воспитывать любовь к природе.
  • 4. Учить правильному поведению в природе.

--- (3 слайд) Природа – единственная книга, содержание которой одинаково значительно на всех страницах. В. Гете

---(4-5 слайд )Сегодня мы вспомним с вами, как прекрасна наша планета Земля! Ведь другой такой нет во Вселенной. Нас окружает удивительная природа. Леса и степи, горы и луга, реки и моря. Все это замечательно, но уже звучит тревожный звонок. Нашей планете грозит беда! В сказке «Маленький принц» французского писателя Антуана де Сент-Экзюпери принц спросил у географа: «Куда вы посоветуете мне отправиться?» «Посети планету Земля, - отвечал географ, - у неё плохая репутация». Поэтому речь сегодня и пойдёт о нашей планете, о её природе, о нас с вам, о нашем отношении к матушке Природе и почему же у нас плохая репутация во Вселенной. Мы говорим: «Природу надо беречь».

Для кого мы бережем природу? === Для человека.

А от кого мы охраняем природу? === От человека.

---(6 слайд) С тех пор, как человек появился на Земле, он старается покорить, подчинить себе природу. Что только он не выдумал, чтобы улучшить свою жизнь!

Океан седой гремит набатно,

Он таит обиду в глубине,

Черные раскачивая пятна

На крутой разгневанной волне.

Стали люди сильными, как боги,

И судьба Земли у них в руках,

Но темнеют страшные ожоги

У Земного шара на боках.

Мы давно освоили планету,

Широко шагает новый век.

На Земле уж белых пятен нету,

Черные сотрёшь ли, человек?

===(7-8 слайд) 1. Человек! Выбрасывает в окружающую природу отходы своей жизнедеятельности и страшные яды, которые убивают и калечат все живое.

Прости нас, маленький жучок,

И муравей, и пчелки,

Простите, стройный тополек

И срубленные елки.

Прости нас, пойманный зверек,

Тебе так тесно в клетке.

Прости за то, что не сберег

И стали вы так редки.

===(9 слайд) 2. Человек! Вырубает и сжигает леса, а вместе с деревьями погибает и все живое.

Огонь траву с цветами вместе выжег,

Кусты спалил, в зеленый лес пошел,

Как вспугнутая стая белок рыжих,

Он заметался со ствола на ствол.

И лес гудел от огненной метели,

С морозным треском падали стволы,

И, как снежинки, искры с них летели

Над серыми сугробами золы…

===(10 слайд) 3. Человек! Создал автомобили и построил заводы, которые отравляют воздух вредными газами.

Заводы наши дышат смертью,

Давно завис над городами смог!

Он покрывает Землю словно сетью.

Ты, человек порвать пока ее не смог!

===(11-12 слайд) 4. Человек! Он покрывает землю огромным слоем мусора.

Химические отходы, ядовитые шлаки, пластик – миллионы тонн их попадает в океаны и моря, «мозолит глаза» на поверхности земли. А ведь сроки разложения мусора велики: пластиковые бутылки и фольга – 100 лет, аллюминевые бутылки – 500 лет, стеклянная тара – 1000 лет. Стоит задуматься!

---(13 слайд) Каждый из нас должен все время помнить, что общаясь с природой, мы оказываем на нее положительное и отрицательное влияние.

(14-15 слайд) (сценка «Отдых в лесу)

Сейчас мы проверим, как вы знаете правила поведения в природе. Для этого поиграем в игру-

« Если я приду в лесок». Я буду говорить вам свои действия, а вы отвечать. Если я буду поступать хорошо, говорим «да», если плохо, то все вместе кричим «нет».

Если я приду в лесок и сорву ромашку? (нет)

Если съем я пирожок и выброшу бумажку? (нет)

Если хлебушка кусок на пеньке оставлю? (да)

Если ветку подвяжу, колышек поставлю? (да)

Если разведу костер, а тушить не буду? (нет)

Если сильно насорю и убрать забуду? (нет)

Если мусор уберу, банку закопаю?(да)

Я люблю свою природу, я ей помогаю! (да)

Молодцы, все ответили правильно. Когда-то давно природа решала: быть или не быть человеку. Теперь именно человек решает: быть или не быть природе. В 60-х годах Международный союз охраны природы и природных ресурсов счел необходимым составить списки объектов животного и растительного мира для охраны редких и исчезающих видов. Первая Красная книга в нашей стране была издана в 1978 году. Главное ее практическое значение - спасение исчезающих видов и восстановление редких.

Охраняется Красною книгой

Столько редких животных и птиц,

Чтобы выжил простор многоликий

Ради света грядущих зарниц.

Чтоб пустыни нагрянуть не смели,

Чтобы души не стали пусты,

Охраняются звери,

Охраняютсязмеи
Охраняются даже цветы.

Но кроме Красной книги уже существует на Земле Черная книга природы (ее называют Книгой Памяти).В ней виды навсегда исчезнувшие с лица Земли. В их исчезновении прямо или косвенно виноваты люди! Перелистаем ее страницы. Природа трудилась над ними миллионы лет, а исчезли они в какие-то десятки лет!

Сверхзадача нашего века – сохранение не только природного в природе, но и человеческого в человеке. Если каждый человек будет бережно относиться к природе своей Малой Родины, то и природа всей Земли будет сохранена. Давайте совершим небольшую фотоэкскурсию по Новоусманскому краю.

Люблю мой край. Как странно слышать,

Ведь каждый человек свой любит край!

И небо здесь синее, и солнце выше!

И в цвет сирени здесь окрашен май.

Дождём и сеном пахнет лето,

Зовёт прохладою река...

А осень золотом одета,

Плывут клочками облака,

Лыжнею манит вдаль зима,

Морозным утром снег хрустит,

И выйдет с берегов река в апреле.

И лес весной шумит.

Давайте стараться жить так, чтобы земля вокруг нас оставалась щедрой и прекрасной, чтобы журчали на ней чистые ручьи. Цвели цветы, летали бабочки. Пели птицы. И чтобы нам не стыдно было перед ними за себя и свои поступки.

А сейчас ребята покажут нам экологическую сказку. Смотрите внимательно.

Давайте будем к тому стремиться. Чтоб нас любили и зверь, и птица.

И доверяли повсюду нам. Как самым верным своим друзьям!

Давайте будем беречь планету. Во всей Вселенной похожей нету:

Во всей Вселенной совсем одна. Что будет делать без нас она?....

На перемене познакомьтесь с выставкой книг о природе. Эти книги есть в нашей библиотеке. Вы можете их взять и почитать.

Психологический тренинг. Воспитательный момент.

Рассмотрите чашку. Наполните её до краёв вашим любимым напитком. Представьте и постарайтесь мысленно нарисовать рядом с вашей чашкой другую, чужую. Она пустая. Отлейте из своей чашки в пустую. Рядом ещё пустая чашка, ещё и ещё.. Отливайте из своей чашки в пустые и не жалейте. А сейчас посмотрите снова в свою чашку. О! Она снова полна до краёв! Что же с ней случилось? Почему так произошло?.. Ваша чашка особенная - волшебная. Мы можем отливать из неё, а она всегда будет полной. Эта чашка - твоя! Она наполнена твоей добротой! А теперь уверенно скажите: " Это я! Я - часть природы. Я - люблю природу. У меня есть такая чашка!"

Творческое домашнее задание по выбору:

а) Написать несколько предложений на тему: «Я – защитник природы».

б) Нарисовать несколько запрещающих знаков поведения в природе.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Зарубина Л.Я. Экскурсия в Арбеновский лес. Журнал «Биология в

Школе», № 3, 1996.

2. Захлебный А Н. Книга для чтения по охране природы. – М.: Просвещение,

1986.

3. Игнатьева Л.Е., Долгорукова Т.И. и др. День Земли. Воспитание экологи-

Ческой культуры. – Педагогическая инициатива, 2005.

4. Князева Е.Л. Карточки-символы «Правила поведения на природе –

«девять нельзя». Журнал «География в школе», № 3, 2008.

5. Планета Земля. Энциклопедия окружающего мира. – М.: Росмэн, 1998.