Приспособление организма к условиям существования обозначается понятием. Всероссийская олимпиада школьников по физической культуре. Морфологические адаптации: примеры

Учителю Примерные вопросы тестов предметной олимпиады школьников по физической культуре 1. Нормативы, являющиеся основой для присвоения спортивных разрядов содержатся в документе, обозначаемом как "спортивная классификация". 2. Свободное движение тела относительно оси вращения называется мах. 3. В волейболе игрок, находящийся в 1-ой зоне при "переходе" перемещается в зону 6. 4. Положение занимающихся на согнутых ногах называется присед. 5. Выход запасного игрока на площадку вместо игрока основного состава в волейболе обозначается как замена. 6. Положение занимающегося на снаряде, при котором его плечи находятся ниже точек хвата, в гимнастике обозначается как вис. 7. Победа в волейболе присуждается команде, выигравшей в 3 партиях. 8. Быстрый переход из упора в вис называется спад. 9. Человек, признанный следить за тем, чтобы соревнование осуществлялось в соответствии с правилами вида спорта и имеющий для этого полномочия, является судьей соревнований. 10. Переход из виса в упор или из более низкого положения в высокое в гимнастике обозначается как подъем. 11. Временное снижение работоспособности принято называть утомлением. 12. Система физических упражнений, связанных с выполнением вращений тела в разных плоскостях с опорой и без опоры и сохранением равновесия одним спортсменом, вдвоём или группами, называется акробатикой. 13. Движение ног над снарядом в гимнастике называется перемах. 14. В легкой атлетике снаряд, метание которого выполняется после "скачка" называется ядро. 15. Педагогический процесс, направленный на обучение движениям, воспитание физических качеств, овладение специальными физкультурными знаниями и воспитание морально-волевых качеств принято называть физическим воспитанием. 16. Спортивный снаряд для метания, представляющий собой цельнометаллический шар, прикрепляемый тросом к рукоятке называется молотом. 17. Процесс становления и изменения биологических форм и функций организма, совершающийся под влиянием условий жизни и воспитания называется физическим развитием. 18. Сгибание опорной ноги перед отталкиванием в лыжном спорте обозначается как подседание. 19. Наиболее существенный результат полноценного функционирования физической культуры в обществе связано с понятием "физическое совершенство". 20. Способ держания спортивного снаряда, предмета в процессе выполнения упражнений обозначается как хват. 21. Уровень физического развития и подготовленности человека, соответствующий требованиям жизни принято обозначать как физическое совершенство. 22. Законченный цикл движений, повторяющихся многократно в беге, ходьбе, конькобежном, лыжном и других видах спорта обозначается как шаг. 23. В динамике работоспособности за фазой утомления, вызванной физической нагрузкой следует фаза восстановления. 24. Конечной целью шахматной игры является мат. 25. Субъективное ощущение состояния своего здоровья, физических и духовных сил обозначается как самочувствие. 26. Перемещение тела человека путем выставления одной ноги и перенесения веса на неё обозначается как шаг. 27. Приспособление организма к условиям существования обозначается понятием адаптация. 28. Мягкая подстилка, предохраняющая от ушибов при падении, смягчающая приземление при соскоках и различных прыжках обозначается как мат. 29. Основной формой подготовки спортсмена является спортивная тренировка. 30. Положение занимающегося, при котором согнутые в коленях ноги подтянуты руками к груди и кисти захватывают колени, в гимнастике обозначается как группировка. 31. Качественной характеристикой физической нагрузки является уровень двигательной активности. 32. Совокупность нескольких видов спорта, объединенных одним общим критерием - единоборством спортсменов в захвате обозначается как борьба. 33. Способ спортивного плавания, возникший как разновидность брасса, называется дельфин. (Способ спортивного плавания. Возник как разновидность брасса. Пловцы удлинили гребок руками до бедер и стали проносить руки вперед над водой. Движения ногами выполнялись как в брассе. Скоростной разновидностью техники баттерфляя является дельфин.) 34. Уровень благосостояния организма, обусловленный биофункциональными, адаптационными, иммунными возможностями и тенденциями развития индивида, характеризует его здоровья. 35. Положение, при котором линия плечевого пояса спортсмена проходит выше точек хвата обозначается как упор. 36. Задачи формирования личностных качеств спортсмена и управления его оперативным состоянием решаются в разделе, обозначаемом как психологическая тренировка подготовка спортсмена. 37. Бег по пересеченной местности обозначается как кросс. 38. Субъективное ощущение состояния своего здоровья, физических и духовных сил обозначается как самочувствие. 39. Физическая культура - это вид культуры человека и общества. 40. Приспособление организма к условиям существования обозначается понятием адаптация, приспособление. 41. Совместную деятельность людей по использованию и приумножению ценностей физической культуры принято обозначать как физкультурное движение. 42. Состояние организма, характеризующееся совершенной саморегуляцией органов и систем, гармоничным сочетанием физического, морального и социального благополучия называется здоровьем. 43. Воздействие на организм человека внешнего фактора, нарушающего строение и целостность тканей и нормальное течение физиологических процессов называется травмой. 44. Максимальная амплитуда движений, достигнутая приложением как внутренних, так и внешних сил характеризует пассивная гибкость. 45. Метод организации деятельности занимающихся, когда все выполняют одно и то же задание, называется фронтальным. 46. Периоды онтогенеза, в рамках которых обеспечиваются наиболее значительные темпы развития определенных способностей человека, складываются особо благоприятные предпосылки формирования определенных умений и навыков называются сенситивными, чувств. 47. Метод организации деятельности занимающихся, предусматривающий одновременное выполнение несколькими группами разных заданий, называется групповой. 48. Вращательное движение через голову с последовательным касанием опорной поверхности отдельными частями тела в гимнастике обозначается как кувырок. 49. Метод организации деятельности занимающихся, предусматривающий последовательное выполнение серий заданий, дозируемых индивидуально на основе максимального теста, называется круговой. 50. Повышение устойчивости организма к влиянию внешних факторов происходит при использовании естественных сил природы в процессе закаливания. 51. В динамике работоспособности после достижения суперкомпенсации при отсутствии повторения нагрузки наблюдается снижение работоспособности. 52. Акцентированное овладение элементами какой-либо спортивной дисциплины обозначается как специализация. 53. Восстановление функций организма после перенесенных заболеваний или травм принято называть процессом реабилитации. 54. Быстроту, как физическое качество характеризуют 3 элементарные формы. 55. Качественной характеристикой нагрузки является интенсивность двигательной нагрузки. 56. В честь афинского воина Филипидиса, принесшего в Афины весть о победе над персами в античные времена, во время современных Игр Олимпиады проводятся соревнования в марафоне. 57. Процесс освоения человеком системы знаний, норм и ценностей физической культуры, способствующих его функционированию в качестве полноправного члена общества, обозначается как социализация. 58. Повышение устойчивости организма к влиянию внешних факторов происходит при использовании естественных сил природы в процессе закаливания. 59. Периоды биологического развития, в пределах которых формируются наиболее благоприятные условия совершенствования отдельных свойств организма и способностей человека, принято обозначать как сенситивные. 60. В динамике работоспособности за фазой утомления, вызванной физической нагрузкой, следует фаза восстановления. 61. В динамике работоспособности после достижения суперкомпенсации при отсутствии повторения нагрузки наблюдается снижение работоспособности. 62. Восстановление функций организма после перенесённых заболеваний или травм принято называть процессом реабилитации. 63. Для определения состояния психической напряженности, возникающей под влиянием сильных раздражителей, Ганс Селье использовал термин стресс. 64. Измерение или испытание, проводимое для определения состояния, процессов, свойств или способностей человека, обозначается как тест. 65. Адаптивная физическая культура - это вид (область) физической культуры человека с отклонениями в состоянии здоровья, включая инвалида, и общества. 66. Становление человека в процессе занятий физической культурой и спортом как личности носит название социализация. 67. Состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических недостатков принято называть здоровьем. 68. Особенности повседневной жизни людей в конкретных социально-экономических условиях характеризуется понятием образ жизни. 69. Рациональное использование естественных сил природы для повышения сопротивляемости организма вредным влияниям различных метеорологических факторов, называется закаливанием. 70. Процесс морфофункциональных, физиологических и биохимических преобразований, которые последовательно проходить организм в течение всей жизни от зарождения и до конца жизни называется онтогенезом. 71. Регулярные наблюдения занимающегося за состоянием своего здоровья, физическим развитием, физической подготовленностью, их изменением под влиянием регулярных занятий физическими упражнениями и спортом, называется самоконтроль. 72. Периоды онтогенеза, в рамках которых на основе естественных закономерностей развития обеспечиваются наиболее значительные темпы развития определенных способностей человека, выявляются повышенные адаптационные возможности; складываются особо благоприятные предпосылки формирования определенных умений и навыков называются сенситивные. 73. Эмоциональное состояние, возникающие в ответ на разнообразные экстремальные воздействия, называется стрессом. 74. Результат достижения соответствия морфофункционального состояния организма тем условиям деятельности, которые создает для него среда, называется адаптацией. 75. Невосприимчивость организма к действию болезнетворного микроба называется иммунитетом. 76. Двигательное действия, направленные на реализацию задач физического воспитания, сформированные и организованные по его закономерностям, называются физическими упражнениями. 77. Способность преодолевать мышечное сопротивление или противодействовать ему с помощью мышечных усилий называется силой. 78. Способность человека к продолжительной и эффективной работе умеренной интенсивности называется выносливостью. 79. Способность человека совершать двигательное действия в минимальный отрезок времени называется быстротой. 80. Способность осуществлять движения по большим амплитудам за счет подвижности в суставах и позвоночнике называется гибкостью. 81. Процесс, направленный на воспитание физических качеств в соответствии с требованиями специфики конкретного вида спорта и особенностей соревновательной деятельности, носит название специальной физической подготовки. 82. Процесс объединения всех видов подготовки спортсмена в единую систему для реализации стратегических задач индивидуальной или командной спортивной борьбы представлен в интегральной подготовке. 83. Специализированный вид физического воспитания, осуществляемый в соответствии с требованиями и особенностями профессии, называется профессионально-прикладной физической подготовкой. 84. Запрещенные фармакологические препараты и процедуры, используемые с целью стимуляции физической и психической работоспособности, обозначают как допинг. 85. Свойство опорно-двигательного аппарата, обусловливающее возможность выполнения движений с большой амплитудой, обозначается как гибкость. 86. Метод, при котором длительность интервалов отдыха между повторениями упражнений находится в зависимости от оперативного состояния спортсмена, обозначается как повторный. 87. В сложно-координационных видах спорта - последовательное сочетание элементов в композиционно оправданном порядке, обозначается как комбинация. 88. В подростковый период силовые упражнения могут служить препятствием к увеличению роста. 89. Процесс, происходящий в организме человека после прекращения работы и заключающийся в постепенном переходе физиологических и биохимических функций не только к исходному состоянию, но и к повышению работоспособности, принято обозначать как восстановления. 90. Достижение, ратифицированное в качестве высших показателей в деятельности, на основе которой организуется соревнование, обозначается как рекорд. 91. Предметом обучения в сфере физического воспитания является двигательные действия, акты, движения. 92. Углубленное разучивание техники двигательных действий характерно для 2 этапа обучения. 93. Наиболее используемым в практике показателем реакции организма на физическую нагрузку является величина ЧСС (частота сердечных сокращений, пульс) 94. Основные средства физического воспитания: физические упражнения, естественные силы природы и гигиенические факторы. 95. В 2004 г. В Афинах Юрий Борзаковский стал Чемпионом 27 Игр в легкой атлетике в беге на 800м. 96. На протяжении 29 современных Олимпиад было проведено 26 Игр. 97. В шестидесятые годы 19 века в Чехии возникла Сокольская система гимнастики. 98. Сохранение равновесия тела путем изменения положения тела и отдельных его звеньев обозначается как балансирование. 99. Состояние устойчивого положения тела в пространстве обозначается как равновесие. 100. Интенсивность упражнений, выполняемого без перерыва от 5 до 30 минут, по физиологическим критериям относят к зоне большой мощности работы. 101. Волевое качество, обусловливающее активность действий в опасных и трудных ситуациях при осознании возможности тяжелых для себя последствий, обозначается как смелость. 102. Линия вдоль коротких сторон футбольного поля называется линиями ворот. 103. Технический прием атаки, заключающийся в перебивании мяча одной рукой на сторону соперника выше верхнего края сетки в волейболе называется нападающий удар. 104. В баскетболе прием для укрывания мяча от соперника и быстрого изменения места расположения по отношению к нему (удаление, сближение) называют поворот. 105. Процесс распада питательных веществ, протекающий без доступа кислорода называют анаэробный обмен. 106. Длительное снижение двигательной активности организма называют гипокинезия. 107. Анатомическое образование, орган тела человека, состоящий из поперечно-полосатой или гладкой ткани, способной к сокращению под воздействием нервных импульсов называют мышца. 108. Двойной шаг, но только с фазой полета в конце движения в волейболе обозначается как скачок. 109. Активное удаление общего центра массы тела или отдельных его звеньев от опоры называется отталкиванием. 1

  1. Спортивная подготовленность – состояние спортсмена, приобретённое в результате подготовки, позволяющее достигнуть определённых результатов в соревновательной деятельности.
  2. Физическая подготовленность – понимается уровень развития основных физических качеств (сила, гибкость, и др.) для овладения новыми движениями.
  3. Спортивная форма – адаптивное состояние, считается конечной фазой приспособления организма к экстремально-предельным работам с проявлением фазы максимальной работоспособности с наивысшей функциональной подготовкой.
  4. Физическая подготовка – это процесс, обеспечивающий совершенствование двигательных способностей, необходимых в жизни.
  5. Физическая подготовка – физическое воспитание, направленное на подготовку человека к определённому роду деятельности с ярко выраженным прикладным направлением.
  6. Физическая работоспособность – способность человека выполнять определенную физическую работу в течение длительного времени без снижения её качества и производительности.
  7. Физическая работоспособность – это способность человека выполнять большой объём физической работы на заданном уровне эффективности за определённый промежуток времени.
  8. Тренированность – это состояние организма, характеризующееся прогрессивными функциональными изменениями, произошедшими под влиянием повторения двигательных действий.
  9. Спортивная тренировка – это основная форма подготовки спортсменов.
  10. Спортивная тренировка – это комплекс взаимосвязанных физических упражнений, направленных на повышение уровня физической подготовленности индивида.
  11. Тренировка – это процесс выполнения физических упражнений с целью повышения качества соревновательной деятельности.
  12. Общая физическая подготовленность – это состояние человека, которое приобретается в результате физической подготовки и характеризуется высокой физической работоспособностью, хорошим развитием физических качеств, разносторонним двигательным опытом.
  13. Общая физическая подготовка – это процесс совершенствования физических качеств, направленный на всестороннее физическое развитие человека.
  14. Специализированный вид физического воспитания, осуществляемый в соответствии с требованиями и особенностями профессии, называется проффесионально-прикладной физической подготовкой.
  15. Двигательный навык – это уровень владения движением, при котором сознание контролирует условия, в которых данное движение выполняется.
  16. Двигательные действие, доведённые до автоматизма – это двигательный навык.
  17. Двигательное умение – уровень владения движением, при котором сознание контролирует технику его выполнения.
  18. Наиболее важная часть определённого способа решения двигательной задачи – это ведущее звено техники двигательного действия.
  19. Физическое развитие – процесс становления, формирование и последующего изменения на протяжении индивидуальной жизни естественных морфофункциональных свойств организма.
  20. Процесс становления и изменения биологических форм и функции организма, совершающийся под влиянием условий жизни, воспитания, называется физическим развитием.
  21. Физическая культура – это часть человеческой культуры, связанная с физическим и духовным развитием человека, имеющая собственные культурные ценности в виде знаний, двигательных действий и физических упражнений.
  22. Процесс и результат человеческой деятельности, направленный на достижение физического совершенствования личности, называется физической культурой.
  23. Физическая культура – это неотъемлемая часть культуры, область социальной деятельности, представляющая собой совокупность духовных и материальных ценностей, создаваемых и используемых обществом и в целях физического развития человека, укрепления его здоровья, совершенствования двигательных возможностей, способствующих гармоничному развитию личности (Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»).
  24. Под физической культурой личности подразумевается достигнутый уровень физического совершенствования человека и степень использования приобретённых качеств, навыков и специальных знаний в повседневной жизни.
  25. Физическая культура личности – это совокупность свойств человека, которые приобретаются в процессе занятий физическими упражнениями и выражаются в активном стремлении человека всесторонне и гармонично совершенствовать своё тело, укреплять здоровье и вести здоровый образ жизни.
  26. Педагогический процесс, направленный на обучение движениям, воспитание физических качеств, воспитание морально-волевых качеств и овладение специальными физкультурными знаниями, принято называть физическим воспитанием.
  27. Педагогический процесс, направленный на приобретение запаса жизненно важных двигательных умений и навыков, на разностороннее развитие физических способностей, на улучшение форм тела, называется физическим воспитанием.
  28. Физическое воспитание – педагогический процесс, направленный на формирование здорового, физически и духовно совершенного, морально стойкого подрастающего поколения, укрепление здоровья, повышение работоспособности, творческого долголетия и продления жизни человека.
  29. Комплексы генетически обусловленных биологических и психических свойств организма человека, благодаря которым возможна двигательная активность, принято называть физическим качествами.
  30. Быстрота – это способность организма человека выполнять работу с наибольшей частотой движения за единицу времени.
  31. Способность выполнять двигательные действия в минимальный для данных условий отрезок времени – это физическое качество быстрота.
  32. Быстрота – это способность перемещать тело и его звенья в пространстве за минимально короткое время.
  33. Под силой как физическим качеством понимается способность преодолевать внешнее сопротивление и противодействовать ему за счёт мышечных усилий.
  34. Способность преодолевать сопротивление с высокой скоростью мышечного сокращения называется скоростной силой.
  35. Относительная сила – сила, которую может проявить занимающийся в отношении к своему собственному весу, то есть отношение абсолютной силы к весу тела.
  36. Взрывная сила – это способность человека по ходу выполнения двигательного действия достигать максимальных показателей силы в возможно короткое время (например, при низком старте в беге, в метаниях).
  37. Абсолютная сила – способность занимающихся проявить максимальное мышечное напряжение, преодолевая внешнее сопротивление или противодействую ему.
  38. статическая сила – это сила, проявляемая в условиях, когда длина мышцы при её напряжении остаётся постоянной, а тело человека не изменяет своего положения в пространстве.
  39. Под выносливостью как физическим качеством понимается способность длительно выполнять мышечную работу без снижения интенсивности.
  40. Выносливость – это способность организма человека при двигательной деятельности длительное время противостоять утомлению.
  41. Способность человека к продолжительной и эффективной работе умеренной интенсивности называется выносливостью.
  42. Скоростная выносливость – это способность к продолжительному выполнению скоростных упражнений.
  43. Силовая выносливость – это способность к продолжительному выполнению упражнений, требующих значительного проявления силы.
  44. Специальная выносливость – это способность человека эффективно выполнять работу, несмотря на возникающее утомление в определённом виде деятельности. Различают «скоростную», «координационную», «силовую» и другие виды выносливости.
  45. Общая выносливость – это способность человека к продолжительной физической работе умеренной интенсивности с функционированием большей части мышечного аппарата.
  46. Гибкость – это свойство двигательного аппарата, определяющее степень подвижности его звеньев, позволяющее выполнять движения с большей амплитудой.
  47. Физическое качество гибкость – это комплекс физических свойств двигательного аппарата, определяющий подвижность его звеньев.
  48. Гибкость – это способность выполнять движения с большей амплитудой за счёт мышечных усилий.
  49. Пассивная гибкость – это максимальная амплитуда движений, достигнутая приложением внешних сил.
  50. Активная гибкость – это гибкость, которая проявляется за счёт собственных мышечных усилий человека.
  51. Ловкость – это способность организма овладеть новыми движениями и быстро переключаться с одного вида деятельности на другой.
  52. Ловкость – это способность осваивать и выполнять сложные двигательные действия, быстро из перестраивать в соответствии с изменяющимися условиями.
  53. Под координационными способностями человека понимается способность управлять движениями тела и его звеньев в зависимости от изменения двигательных задач и внешних условий.
  54. Под техникой двигательных действий понимают способ целесообразного решения двигательной задачи.
  55. Под техникой физических упражнений понимают выполнение двигательных действий, с помощью которых двигательная задача решается целесообразно с относительно большей эффективностью.
  56. основа техники – это состав и последовательность движений и элементов, необходимых для решения двигательной задачи определённым способом. Например, прыжок в длину с разбега складывается из 4 элементов: разбег – отталкивание – полёт – приземление.
  57. Ведущее звено техники – это наиболее важный элемент двигательного действия, без которого данное действие невозможно выполнить. Например, без отталкивания нельзя выполнить прыжок в длину, а без разбега можно.
  58. Физические упражнения – это основное средство физической культуры, способствующее решению задач физического воспитания, воздействующее на физическое состояние и развитие человека.
  59. Физические упражнения – это любые двигательные действия, которые развивают физические качества, укрепляют здоровье и повышают работоспособность человека, направлены на реализацию задач физического воспитания, сформированы и организованы по его закономерностям.
  60. Упражнение физическое циклическое – это упражнение, состоящее из движений, непрерывно повторяющихся в течение известного промежутка времени.
  61. Упражнение физическое ациклическое – это упражнение, состоящее из неповторяющихся движений.
  62. Система физического воспитания представляет собой способ социальной практики, её основы, объединённые в целостную структуру.
  63. Двигательный опыт представляет собой объём освоенных человеком двигательных действий и способов их выполнения.
  64. Спорт – часть физической культуры, представляющая собой специфическую форму соревновательной деятельности, подготовку спортсменов к участию в соревнованиях.
  65. Любительский спорт – многостороннее массовое спортивное движение в общей системе физического воспитания граждан, дающее возможность совершенствовать своё спортивное мастерство и достигать высших результатов в различных видах спорта.
  66. Массовый спорт – часть физической культуры, представляющая собой массовое спортивное движение, способствующее развитию физической культуры среди населения в целях привлечения к занятиям физическими упражнениями и выявления талантливых спортсменов в различных видах спорта.
  67. Проффесиональный спорт – разновидность спортивно-предпринимательской деятельности, главной целью которой является получение доходов путём организации спортивно-зрелищных мероприятий и участия в нём.
  68. Технические и прикладные виды спорта – часть физической культуры, требующая специальной подготовки спортсмена к соревнованиям с применением технических средств.
  69. Национальные виды спорта – часть физической культуры, исторически сложившаяся в форме соревновательной деятельности и представляющая собой своеобразные физические упражнения и народные игры с самобытными правилами и способами организации физической активности.
  70. Международные спортивные соревнования – состязания по виду спорта среди спортсменов (команд), в которых принимают участие представители не менее пяти государств.
  71. Спорт высших достижений – область спорта, обеспечивающая достижение высоких спортивных результатов, установление рекордов.
  72. Физическая нагрузка – это определенная мера влияния физических упражнений на организм занимающихся.
  73. Физическая нагрузка – это количественный показатель воздействия упражнений на функциональную деятельность организма.
  74. Объём нагрузки определяется количеством выполненных упражнений, затратами времени на занятие, километражем преодолённого расстояний (дистанции).
  75. Доза нагрузки – это определённая её величина, измеряемая параметрами объёма и интенсивности.
  76. Интенсивность нагрузки – это отношение количества упражнений повышенной сложности к общему числу упражнений за определённый промежуток времени. Характеризуется показателями темпа и скорости движений, ускорения, ЧСС и др.
  77. Двигательное действие – это движение (перемещение тела и его звеньев), выполняемое с определённой целью.
  78. Двигательная активность – это количество движений, выполняемых в течение какого-то времени (день, неделя, месяц, год).
  79. Вид спорта – это вид деятельности, являющийся предметом соперничества и исторически оформившийся как способ выявления и сравнения человеческих возможностей.
  80. Спортивная классификация – система спортивных званий, разрядов и категорий, определяющих уровень мастерства в отдельных видах спорта, а также уровень квалификации тренеров, спортсменов, инструкторов, методистов и судей.
  81. Олимпийское движение – это совместная деятельность людей, осуществляемая во благо укрепления мира и дружбы между народами в духе взаимопонимания, уважения и доверия, призванная активно содействовать гуманистическому воспитанию народов на идеалах спорта.
  82. Олимпийское движение – это согласованные, организованные, всеобщие и постоянные действия, осуществляемые под верховной властью МОК всеми людьми и организациями, которых вдохновляют ценности олимпизма.
  83. Цель олимпизма – поставить спорт на службу гармоничному развитию человека, способствую созданию миролюбивого общества, заботящегося о соблюдении человеческого достоинства.
  84. Физкультурное движение – это совместная деятельность людей по использованию и приумножению ценностей физической культуры.
  85. Физкультурное (физкультурно-спортивное) движение – форма социального движения, содействующая повышению уровня физической культуры населения, целенаправленной деятельности государственных и общественных организаций, граждан по развитию физической культуры и спорта.
  86. Физкультурное образование – системное освоение человеком рациональных способов управления своими движениями, приобретение необходимого фонда двигательных умений и навыков и связанных с ними знаний.
  87. Уполномоченный орган по физической культуре и спорту – центральный исполнительный орган республики, осуществляющий функции государственного управления и координации в области физической культуры.
  88. Система физической культуры и спорта – совокупность государственных и общественных организаций, осуществляющих деятельность в целях физического воспитания населения и развития спорта.
  89. Положение соревнований – это основной документ соревнований, которым руководствуется главная судейская коллегия и в котором предоставлены все аспекты организации соревнований.
  90. Утренняя гимнастика (зарядка) – это комплекс физических упражнений, обеспечивающий постепенный переход от сна к бодрствованию.
  91. Физкультурно-оздоровительные, спортивные и спортивно-технические сооружения – объекты, предназначенные для занятий граждан физическими упражнениями, спортом и проведения спортивных зрелищных мероприятий.
  92. Бодибилдинг (атлетическая гимнастика) – это система упражнений с отягощениями, направленная на укрепление здоровья, развитие силы и создание красивого, гармоничного телосложения.
  93. Система статических упражнений, развивающих гибкость и способствующих повышению эластичности мышц, - это «стретчинг».
  94. Ритмическая гимнастика – это разновидность гимнастики оздоровительной направленности, основным содержанием которой являются ОРУ, бег, прыжки и танцевальные элементы, исполняемые под музыку преимущественно поточным методом (почти без перерывов, пауз и остановок для объяснения упражнений.)
  95. Шейпинг – это система преимущественно силовых упражнений для женщин, направленных на коррекцию фигуры и улучшение функционального состояния организма.
  96. Физкультурные минутки и физкультурные паузы – это кратковременные сеансы физических упражнений, вводимые в режиме дня преимущественно в качестве активного отдыха для поддержания работоспособности человека.
  97. Спортивная дисциплина – это составная часть вида спорта, отличающаяся от других составляющих дисциплин формой или содержанием соревновательной деятельности.
  98. Прыжки – это способ преодоления расстояния и препятствий (вертикальных и горизонтальных) с помощью акцентированной фазы полёта.
  99. Бег – это способ ускоренного передвижения, в котором чередуются одноопорные и полётные фазы, то есть опора одной ногой о землю чередуется с фазой полёта (с безопорной фазой).
  100. Ходьба – это способ передвижения, в котором сохраняется постоянная опора о землю одной или двумя ногами.
  101. Спортивная индустрия – совокупность хозяйствующих субъектов, осуществляющих услуги, производство продукции физкультурно-спортивного и туристического назначения.
  102. Форма занятий – это способ организационного построения и управления процессом занятия.
  103. Урочные формы – это занятия, провидимые преподавателем (тренером) с относительно постоянной по составу учебной группой в течение строго установленного времени в специально отведённом месте в соответствии с требованиями педагогических закономерностей обучения и воспитания.
  104. Плотность занятия – это показатель эффективности использования времени тренировок, определяемый как отношение времени, затраченного на выполнение упражнений, ко всему времени занятия.
  105. Моторная плотность – это время, затраченное только на выполнение упражнения.
  106. Общая плотность включает в себя также время на объяснение упражнений, переход от одного спортивного снаряда к другому и т.д.
  107. Метод организации деятельности занимающихся, когда все выполняют одно и то же задание, называется фронтальным.
  108. Метод организации деятельности занимающихся, предусматривающий одновременное выполнение несколькими группами разных заданий, называется групповым.
  109. Метод организации деятельности занимающихся, предусматривающий последовательное выполнение серий заданий, дозируемых индивидуально на основе максимального теста, называется круговым.
  110. Бег по пресечённой местности – это кросс.
  111. Начальный удар в отдельных спортивных играх, вводящий мяч в игру, называется подачей.
  112. Способ держания спортивного снаряда, предмета в процессе выполнения упражнения обозначается как хват.
  113. Совокупность нескольких видов спорта, объединённых одним общим критерием – единоборством спортсменов в захвате, обозначается понятием «борьба».
  114. Олимпизм – это философия жизни, возвышающая и объединяющая в сбалансированное целое достоинства тела, воли и разума.
  115. Олимпийский флаг включает пять переплетённых колец, которые символизируют союз пяти континентов и встречу спортсменов всего мира на Олимпийских играх.
  116. Адаптивная физическая культура – это вид (область) физической культуры человека с отклонениями в состоянии здоровья.
  117. Аутогенная тренировка – это саморегуляция психического состояния, направленная на расслабление всех мышц, снятие нервного напряжения, успокоения и нормализацию функций организма с помощью специальных формул самовнушения.
  118. Процесс восстановления функций организма после перенесённых заболеваний или травм называется реабилитационным процессом.
  119. Приспособление организма, его функциональных систем, органов и тканей к условиям существования обозначается понятием «адаптация».
  120. Акцентированное овладение элементами, какой-либо спортивной дисциплины обозначается понятием «специализация».
  121. Периоды онтогенеза, в рамках которых обеспечиваются наиболее значительный темпы развития определённых способностей человека, складываются особо благоприятные предпосылки формирования определенных умений и навыков, называются сенситивными.
  122. Периоды биологического развития, в пределах которых формируются наиболее благоприятные условия совершенствования отдельных свойств организма и способностей человека, обозначаются понятием «сенситивные».
  123. Сенситивные периоды – это возрастные особенности развития физических качеств.
  124. Режим дня – эта рациональное распределение всех видов деятельности и отдыха в течение суток.
  125. Режим дня – это целесообразно организованный, соответствующий возрастным особенностям и профессиональной деятельности, повторяющийся изо дня в день автоматизм жизненных процессов.
  126. Измерение или испытание, проводимое для определения состояние, процессов, свойств или способностей человека, обозначается понятием «тест».
  127. Индивид – это человек как субъект отношений и сознательной деятельности, способный к самопознанию и саморазвитию.
  128. Личность - это человек как субъект отношений и сознательной деятельности с устойчивой системой социально-значимых черт, характеризующих индивида как члена общества или общности.
  129. Закаливание – это повышение устойчивости организма к влиянию внешних факторов при использовании естественных сил природы.
  130. Закаливание – это система гигиенических мероприятий, направленных на повышение устойчивости организма к неблагоприятным воздействиям различных метеорологических факторов (тепла, холода, солнечной радиации, пониженного атмосферного давления).
  131. Специфическая оздоровительная форма физической культуры, связанная с повышением устойчивости организма к изменению температурных условий и включающая в себя солнечные и воздушные ванны, водные процедуры, называется закаливанием.
  132. Сколиоз – это боковое искривление позвоночника.
  133. Нарушение осанки – это незначительные отклонения в положении позвоночника.
  134. Осанка – это непринуждённая, привычная поза человека в вертикальном положении.
  135. Асептика – это меры по предотвращению попадания болезнетворных микроорганизмов в рану. Асептика достигается строгим соблюдением правила: всё, что соприкасается с раной, должно быть стерильным.
  136. Антисептика - это меры по борьбе с болезнетворными микроорганизмами в ране.
  137. Основной обмен – это минимальное количество энергии, необходимое человеку для поддержания жизни в состоянии покоя.
  138. Субъективное ощущение состояния своего здоровья, физических и духовных сил обозначается термином «самочувствие».
  139. Переутомление – это состояние организма, характеризующееся значительным увеличением продолжительности восстановления работоспособности после занятий физическими упражнениями в сочетании с негативными симптомами психического характера.
  140. Утомление – это процесс временного снижения работоспособности, вызванный выполнением физических упражнений и отрицательно влияющий на быстроту и качество освоения новых движений.
  141. Физическое благополучие – это состояние, когда все органы человеческого тела в порядке, функционируют в пределах нормы и даже могут при необходимости работать со значительным превышением нормы, то есть обладают резервом.
  142. Допинг – это запрещённые фармакологические препараты и процедуры, используемые с целью стимуляции физической и психической работоспособности и достижения благодаря этому высокого спортивного результата.
  143. Для определения состояния психической напряжённости, возникающей под влиянием сильных раздражителей, Ганс Силье использовал термин «стресс».
  144. Здоровье – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни или физических дефектов.
  145. Здоровье – это состояние организма, характеризующееся совершенной саморегуляцией органов и систем с гармоничным сочетанием физического, морального и социального благополучия.
  146. Иммунитет – это способность организма, выработавшаяся в процессе естественного отбора, образовывать специфические защитные вещества в ответ на внедрение в него чужеродных тел.
  147. Здоровый образ жизни – это способ жизнедеятельности человека, направленный на сохранение и улучшение здоровья людей.
  148. Подготовительная медицинская группа – группа, которая формируется из учащихся, имеющих незначительные отклонения в физическом развитии и состоянии здоровья, а также недостаточную подготовленность.
  149. Специальная медицинская группа – группа, которая состоит из учащихся, имеющих отклонения в состоянии здоровья, при которых противопоказаны повышенные физические нагрузки.
  150. Самоконтроль – это регулярные наблюдения занимающихся за состоянием своего здоровья, физическим развитием, физической подготовленностью, их изменением под влиянием регулярных занятий физическими упражнениями спортом.
  151. Самоконтроль – форма индивидуальной и регулирующей деятельности, направленной на обеспечение оптимальных условий для физического развития.
  152. Плоскостопие – опущение сводов стопы.
  153. Телосложение – это целостность морфологических и функциональных признаков организма, унаследованных и приобретенных под влиянием окружающей среды.
  154. Отдых – это состояние покоя ил активной деятельности, ведущее к восстановлению сил и работоспособности.
  155. Спортивная травма – это воздействие на организм человека внешнего фактора, нарушение целости и функционального состояния тканей и органов и нормального течения физиологических процессов в ходе выполнения физических упражнений.
  156. Функциональная проба – это процедура, в ходе которой выполняется стандартное задание с последующей регистрацией уровня функциональных сдвигов с целью определения состояния или какой-либо его системы.
  157. Миозит – воспаление мышцы.
  158. Предстартовое состояние – это психическое состояние спортсмена, возникающее непосредственно перед выступлением в соревнованиях.
  159. Биоритмы – циклические изменения биологических процессов, происходящих в организме, не зависящие от внешних условий.
  160. Десинхроз – это нарушение суточного биоритма, приводящее к ухудшению сна, снижению работоспособности ряду других негативных последствий для организма.
  161. Белки – это сложные азотосодержащие вещества, составной часть, которых являются аминокислоты. Главный строительный материал для всех органов и тканей организма.
  162. Витамины – это биологически активные органические соединения, необходимые для нормального функционирования организма.
  163. Авитаминоз – возникает в результате длительного и полного отсутствия витаминов в организме.
  164. Гипервитаминоз – возникает при избыточном поступлении витаминов.
  165. Гиповитаминоз – недостаток витаминов в организме.
  166. Минеральные вещества – неорганические соединения, служащие структурными составляющими зубов, костей, мышц и клеток крови.
  167. Массаж – эффективное средство восстановления и повышения работоспособности организма, улучшения его функциональных качеств.
  168. Олимпийский символ – пять переплетённых колец, олицетворяющих единство пяти континентов и встречу спортсменов всего мира на ОИ.
  169. Здоровый образ жизни – процесс соблюдения человеком определённых форм. Правил и ограничений в повседневной жизни, способствующих сохранению здоровья, оптимальному приспособлении. Организма к условиям среды, высокому уровню работоспособности в учебной и профессиональной деятельности.
  170. Ординарный интервал отдыха – полное восстановление работоспособности до исходного уровня.
  171. Отягощение – это внешнее сопротивление движению (гиря, штанга), усложняющее выполнение упражнения, способствующее увеличением мышечных усилий.
  172. Обучение – организованный, систематический процесс, направленный на приобретение определенных знаний, навыков и умений, под руководством педагогов.
  173. Дельфин – способ спортивного плавания, возникающий как разновидность брасса.
  174. Акробатика – система физических упражнений, связанных с выполнением вращений тела в разных плоскостях с опорой и без опоры и сохранением равновесия одним спортсменом, вдвоём и группами.
  175. Готовность человека идти к достижению цели, несмотря на опасности, ущемляя личное благополучие, преодолевая невзгоды, страдания, лишения, отражается в смелости.
  176. Становление человека как личности в процессе занятий физической культурой и спортом носит название «социализация».
  177. Процесс освоения человеком системы знаний, норм и ценностей физической культуры, способствующих его функционированию в качестве полноправного члена общества, обозначается термином «социализация».
  178. Способность своевременно принимать обоснованные и устойчивые решения, без лишних задержек переходить к их выполнению называется решительностью.
  179. Особенности повседневной жизни людей в конкретных социально-экономических условиях характеризуют понятие «образ жизни».
  180. Сознательное подчинение своего поведения общественным правилам называется дисциплинированностью.
  181. Свободное движение тела относительно оси вращения носит название «мах».
  182. Положение занимающихся на согнутых ногах называется приседом.
  183. Быстрый переход из упора в вис называется спадом.
  184. Положение занимающихся, когда плечи находятся выше точек опоры, называется упором.
  185. В лёгкой атлетике снаряд, метание которого выполняется после «скачка», называется ядром.
  186. Положение занимающегося на снаряде, при котором его плечи находятся ниже точек хвата, в гимнастике обозначается понятием «вис».
  187. Положение занимающегося, при котором согнутые в коленях ноги подтянуты руками к груди и кисти захватывают колени обозначается понятием «группировка».
  188. Переход из виса в упор или из более низкого положения в высокое в гимнастике обозначается понятием «подъём».
  189. Вращательное движение через голову с последовательным касанием опорной поверхности отдельными частями тела в гимнастике обозначается понятием «кувырок».
  190. Способы выполнения двигательных действий, с помощью которых двигательная задача решается с относительно большей эффективностью, принято называть формой физического упражнения.
  191. Выход запасного игрока на площадку вместо игрока основного состава в играх принято называть заменой.
  192. Рефлексы – это реакции организма, возникающие на раздражение рецепторов при обязательном участии нервной системы (основной механизм работы ЦНС).
  193. Под дыханием понимают обмен газов (кислорода и углекислого газа) между организмом и окружающей его средой.
  194. Жизненной ёмкостью лёгких (ЖЕЛ) называется количество воздуха, которое человек в состоянии выдохнуть после максимального вдоха.
  195. Наибольшее количество кислорода, которое может потребить организм при предельно напряжённой работе, называется максимальным потреблением кислорода (МПК).

Вопрос 1. Что такое физиологическая адаптация? Как она возникает и что лежит в её основе?

Физиологическая адаптация совокупность физиологических реакций, лежащая в основе приспособления организма к изменению окружающих условий и направленная к сохранению относительного постоянства его внутренней среды - гомеостаза.

Адаптацию организма различают генотипическую и фенотипическую. В основе генотипической лежат условия естественного отбора и мутаций, которые привели к изменениям в организмах целого вида или популяции. Именно в процессе этого типа адаптации были сформированы современные виды животных, птиц и человека. Генотипическая форма адаптации является наследственной. Фенотипическая форма адаптации обусловлена индивидуальными изменениями в конкретном организме для комфортного пребывания в определенных климатических условиях. Также может развиваться вследствие постоянного воздействия агрессивной среды. В результате организм приобретает устойчивость к ее условиям.

Вопрос 2. Приведите примеры функциональных приспособительных изменений у животных.

Разнообразные механизмы физиологической адаптации к неблагоприятным условиям выработали птицы и млекопитающие. У человека плохо регулируется солевой обмен, и поэтому он не может долго обходиться без пресной воды. Но рептилии и птицы, проводящие большую часть жизни в морских просторах и пьющие морскую воду, приобрели специальные железы, позволяющие им быстро избавляться от избытка солей.

Вопрос 3. Каким образом обитатели пустыни приспосабливаются к отсутствию воды?

Многие пустынные животные перед наступлением засушливого сезона накапливают много жира: при его окислении образуется большое количество воды. Птицы и млекопитающие способны регулировать потери воды с поверхности дыхательных путей. Например, верблюд при лишении воды резко сокращает испарение как с дыхательных путей, так и через потовые железы.

Вопрос 4. Используя знания, полученные при изучении курса «Человек и его здоровье», приведите примеры физиологических адаптаций у человека.

Срочная физиологическая адаптация в первую очередь запускает в действие избыточные структуры. Например, жизнедеятельность человеческого организма вполне может обеспечиваться и одним легким. В состоянии расслабления и покоя легкие работают ровно в половину своей мощности, а вот при воздействии необычного фактора потребление воздуха увеличивается в разы. При этом готова к работе и кровеносная система, которая перекачивает и обогащает кислородом в шесть раз больше объема крови, чем обычно.

Длительная физиологическая адаптация возникает чаще всего при систематическом воздействии раздражителя, его периодическом возникновении. Это бывает у альпинистов, спортсменов и т.д. В результате подобного перманентного воздействия организм вырабатывает необходимые адаптивные механизмы, действие которых не угасает, а активизируется при наличии фактора-раздражителя. При этом нет необходимости запуска адаптации по срочному принципу – организм вполне адекватно воспринимает раздражитель, он уже имеет активный запас необходимых показателей, которые не позволяют организму испытывать стресс. Именно поэтому быстрый бег для спортсмена-бегуна – норма, поддерживающая его физическую форму, а для нетренированного человека – громадный стресс, способный привести к тяжелым последствиям при адаптации.

Вопрос 5. Как вы считаете, особь или популяция является единицей приспособления? Объясните, почему вы сделали такой вывод.

Единицей приспособления является особь, а единицей эволюции – популяция. Причина этого в том, что разнообразие генотипов, из которых может происходить отбор наиболее удачных, возможен лишь в группе особей одного вида, среди которых есть панмиксия и в которой отобранные генотипы смогут сохраниться и распространиться, т.е. в популяции.

Вопрос 6. Согласны ли вы с утверждением, что все приспособительные признаки носят относительный характер? Докажите свою точку зрения и приведите примеры.

Данное утверждение верно. Любые приспособления «срабатывают» только в обычной для вида обстановке. При изменении условий среды они оказываются бесполезными или даже вредными для организма. Постоянный рост резцов грызунов – очень важная особенность, но лишь при питании твёрдой пищей. Если крысу держать на мягкой пище, резцы её, не изнашиваясь, вырастают до таких размеров, что мешают есть, и зверёк может погибнуть от голода.

Теоретико-методические задания по физической культуре для обучающихся

7-8 классов

Задания в закрытой форме

    Двигательными умениями и навыками принято называть…

А. способность выполнить упражнение без активации внимания.

Б. правильное выполнение двигательных действий.

В. уровень владения движением при активизации внимания.

Г. Способы управления двигательным действием.

2. Задачи по сохранению и укреплению здоровья в процессе физического воспитания решаются на основе…

А. закаливания и физиотерапевтических процедур

Б. совершенствование телосложения

В. обеспечение полноценного физического развития.

Г. формирование двигательных умений и навыков.

3. Оздоровительное значение физических упражнений обуславливает их…

В. техника.

Г. гигиена.

4. Какое следует наказание, если вратарь, находясь в пределах штрафной площаки, касается мяча руками за её пределами…

А. угловой удар.

Б. свободный удар.

В. штрафной удар.

Г. 11-метровый удар.

5. При каком количестве фолов игрок должен быть удалён из игры по правилам ФИБА?

6. В течении какого времени в баскетболе можно подать протест?

А. по окончании игры.

Б. через 30 минут после игры.

В. через 60 минут.

Г. в любое время.

7. Укажите размеры баскетбольной площадки.

8. Здоровый образ жизни – это способ жизнедеятельности, направленный на…

А. развитие физических качеств людей.

Б. поддержание высокой работоспособности людей.

В. сохранение и улучшение здоровья людей.

Г. подготовку к профессиональной деятельности.

9. Термин гибкость означает…

А. способность выполнять движения с большой амплитудой

Б. способность быстро овладевать новыми движениями.

В. способность преодолевать внешнее сопротивление.

Способность удерживать равновесие.

10. Олимпийские игры состоят из…

А. соревнований между странами.

Б. соревнований по летним и зимним видам спорта.

В. игр летней Олимпиады и зимних Олимпийских игр.

Г. открытия соревнований, награждения участников и закрытия соревнований.

11. Возникновение физических упражнений исторически обусловлено преимущественно…

А. уровнем развития первобытных людей.

Б. условиями существования человечества.

В. характером трудовых и боевых действий людей

Г. географическим расположением обитания людей

12. Абу Али Ибн Сина (Авиценна) в книге «Канон врачебной науки», в главе « Сохранение здоровья», указал, что главным для сохранения здоровья является…

А. режим сна.

Б. режим питания.

В. спортивный режим.

Г. двигательный режим.

13. Кто из древнегреческих философов считал движение целительной частью медицины?

А. Платон .

Б. Сократ.

В. Геродот.

Г. Плагион.

14. Валерий Борзов, Валерий Брумень – чемпионы олимпийских игр в …

А. плавании.

Б. легкой атлетике.

В. биатлоне.

Г. лыжных гонках.

15. На каких зимних олимпийских играх Владимир Григорьев завоевал олимпийскую медаль в шорт - треке?...

А. XXI

Б. XXII

В. XIX

Г. XVII

16. В каком году впервые был введён Всесоюзный физкультурный комплекс « Готов к труду и обороне СССР»?

Б. 1931 г.

17. В современный Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс « Готов к труду и обороне» включены:

А. 5 ступеней.

Б. 7 ступеней.

В. 9 ступеней.

Г. 11 ступеней.

Задания в открытой форме

18. Как называлась ступень Всесоюзный физкультурный комплекс « Готов к труду и обороне» специально введённая для школьников?….

19. Приспособление организма к условиям существования обозначается понятием…

20. Способ держания спортивного снаряда, предмета в процессе выполнения упражнения обозначается как …

Задание на сопоставление

21. Сопоставьте фамилии олимпийских чемпионов с видами спорта, в которых выступали спортсмены.

22. Сопоставьте размеры спортивных площадок с видами спорта

23. Сопоставьте названия спортивных игр и имена авторов, сформулировавших их правила

Задания, связанные с графическим изображением

24 . Изобразите графически:

А. Стойка, руки на пояс.

Б. Стойка ноги врозь, руки в стороны.

В. Стойка на коленях.

Г. Стойка на лопатках

25. Изобразите графически:

Б. Присед, руки на пояс.

В. Сед углом, ноги врозь.

Г. Упор лежа сзади прогнувшись.