Презентация на тему "основные экологические проблемы современности". §52. Современные экологические проблемы Сообщение по биологии на тему экологические проблемы

Мы живем во время технического прогресса, который во многом облегчает жизнь благодаря новым и полезным изобретениям. Но у этих достижений человечества есть и обратная сторона медали - последствия этого прогресса напрямую сказываются на экологической обстановке окружающей среды во всем мире.

Многие заводы, фабрики и другие производственные сооружения постоянно выбрасывают вредные вещества в атмосферу, загрязняют водоемы своими отбросами, а также землю, когда утилизируют свои отходы в землю. И это отражается не только локально в месте выброса отходов, но и на всей нашей планете.

Какие же проблемы экологии существуют в современном мире?

Загрязнение атмосферы

Одна из основных проблем - это загрязнение атмосферы и, соответственно, воздуха. Именно атмосферный воздух первым почувствовал последствия технического прогресса. Вы только представьте себе, что десятки тысяч тонн вредных и ядовитых веществ ежечасно каждый день выбрасываются в атмосферу. Многие промышленности и производства наносят непоправимый и просто ошеломляющий по силе удар по окружающей среде, например, нефтяная, металлургическая, пищевая и другие виды промышленностей. Вследствие этого выбрасывается большое количество углекислого газа в атмосферу, из-за чего планета постоянно нагревается. Несмотря на то, что перепады температур незначительны, в более глобальных масштабах это может серьезно сказаться на гидрологических режимах, а вернее на их изменениях. Помимо всего этого, загрязнение атмосферы отражается на погодных условиях, которые уже изменились с приходом технического прогресса.

Очень широко распространены сейчас кислотные дожди, которые появляются по причине попадания в воздух оксидов серы. Эти дожди отрицательно воздействуют на многие вещи и наносят ущерб деревьям, растениям, литосфере и верхнему слою земли.

Для устранения экологических проблем не хватает ресурсов, как финансовых, так и физических, поэтому в настоящий момент они находятся только в стадии разработки.

Загрязнение воды

Данная проблема получила особенно широкое распространение в странах Африки и некоторых азиатских странах. Там существует огромный недостаток питьевой воды, так как все имеющиеся водоемы ужасно загрязнены. Эту воду нельзя даже использовать для стирки белья, не говоря уже о ее употреблении в качестве питьевой воды. Это происходит опять-таки по причине выброса отходов в сточные воды многих промышленных предприятий.

Загрязнение земли

Для выбросов отходов многие предприятия используют метод их утилизации в земле. Несомненно, это негативно сказывается на почве, причем не только в зоне захоронения, но и в близлежащих районах. Впоследствии в этой почве выращивают овощи и фрукты не самого высокого качества, которые могут стать причиной многих болезней с летальным исходом.

Пути решения экологических проблем

  • Эффективная переработка мусора и других вредных отходов.
  • Использование экологически безопасного топлива, не загрязняющего атмосферу.
  • Строгие санкции и штрафы на государственном уровне за загрязнение атмосферы, воды и земли.
  • Просветительская работа и социальная реклама среди населения.

Все эти шаги кажутся очень простыми и легко применимыми на практике, но зачастую все оказывается не так просто. Многие страны и некоммерческие организации ведут борьбу с нарушителями, но им катастрофически не хватает финансовой поддержки и человеческих ресурсов для осуществления своих проектов.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство образования Московской области

ГОУ СПОМосковский областной гуманитарный колледж

ДОКЛАД ПО ГЕОГРАФИИ

ТЕМА: «Экологические проблемы человечества»

Студентки 1 курса

Ермаковой Ксении

Серпухов 2012г

Введение

Проблемы экологии в современном мире с каждым годом становятся все более актуальными. Катастрофы, случающиеся в мире, посредством физических, химических, биологических составляющих, непоправимо воздействуют на экосистему планеты. Однако, человечество пока не понимает той истинной опасности, которая таится во всех происходящих процессах в мире. Новейшие производства, разработка современных промышленных технологий, безудержная добыча природных ископаемых невольно делают людей, живущих на планете Земля, заложниками экологических проблем.

Глобальные экологические проблемы, существующие в мире, хорошо известны - это загрязнение мирового океана, уничтожение десятков, тысяч видов животных и растений, вырубка лесов, нарушение озонового слоя, засорение атмосферы выхлопными газами и отходами производства заводов и фабрик. Невольно задумываешься о том, чем мы будем дышать, что мы будем пить и употреблять в пищу через некоторое время? Понятно, что без природных ресурсов человечество существовать не сможет, но следует ограничить их безжалостное потребление. Нужно стараться быть экономными, ведь природные запасы ограничены. Природные богатства в будущем могут иссякнуть и многие заводы, фабрики промышленные комбинаты будут вынуждены перейти на новые виды топлива. Мировой энергетический баланс должен быть направлен на использование новых видов энергии, абсолютно безвредных для окружающей среды. Следует направить все усилия на поиск эффективных и безопасных типов атомной энергии, в том числе и космической. загрязнение океан озоновый отходы

В настоящее время мировые экологи характеризуют природную обстановку, которая сложилась на планете, как приближенную к критической. Человечеству не нужно относиться к природе, лишь как к объекту потребления. Природа кричит о том, чтобы к ней проявляли бережность, внимание, ценили ее красоту, незаменимость и необходимость. На сегодняшний день всем известный факт, что температура на планете увеличилась примерно на 0.8 градусов Цельсия. По мнению ученых-экологов, это связано, прежде всего, с парниковым эффектом, возникшим в результате деятельности человека в сфере промышленных технологий. Изменения в атмосфере уже происходят и есть предположения, что через несколько тысячелетий все эти проблемы могут привести к перераспределению осадков, а это, как правило, природные катаклизмы - всевозможные засухи, ураганы, смерчи, наводнения, землетрясения и др. Проблемы экологии возможно решать только сообща, с учетом объединения усилий всех стран.

Спасение природы - это международные вопросы, не требующие отлагательства. В последнее время активизировалась работа международных экологических сообществ по разработке программ, конвенций, соглашений по охране окружающей среды. Все они выводят решение проблем экологической сферы на новый, более совершенный уровень. Однако отношение к природе следует воспитывать с самого раннего детства. Воспитание и обучение ребенка, формирование экологического сознания и понимания того, что относиться к природе нужно с большим трепетом, не наносить ей вред, быть в гармонии со всеми живыми организмами, населяющими нашу планету - немаловажный аспект всего мирового сообщества.

Загрязнение атмосферы

Под загрязнением понимается процесс привнесения в воздух или образование в нем физических агентов, химических веществ или организмов, неблагоприятно воздействующих на среду жизни или наносящих урон материальным ценностям. В определенном смысле загрязнением можно считать и изъятие из воздуха отдельных газовых ингредиентов (в частности, кислорода) крупными технологическими объектами. И дело не только в том, что попадающие в атмосферу газы, пыль, сера, свинец и другие вещества опасны для человеческого организма -- они неблагоприятно влияют на круговороты многих компонентов на земле. Загрязняющие и ядовитые вещества переносятся на большие расстояния, попадают с осадками в почву, поверхностные и подземные воды, в океаны, отравляют окружающую среду, отрицательно сказываются на получении растительной массы.

Загрязнение атмосферы сказывается и на климате планеты. На этот счет существуют три точки зрения. 1. Наблюдающееся в текущем столетии глобальное потепление климата обусловлено возрастанием концентрации СОг в атмосфере, а к середине будущего столетия произойдет катастрофическое потепление климата, сопровождающееся сильным возрастанием высоты уровня Мирового океана. 2. Загрязнение атмосферы снижает уровень солнечной радиации, повышает количество ядер конденсации в облаках, в результате поверхность Земли охлаждается, что в свою очередь может вызвать новое оледенение в северных и южных широтах (сторонников этой точки зрения немного). 3. Согласно сторонникам третьей точки зрения, оба эти процесса уравновесятся и климат Земли существенно не изменится.

Главные источники загрязнения атмосферы -- предприятия топливноэнергетического комплекса, обрабатывающей промышленности и транспорт. Более 80% всех выбросов в атмосферу составляют выбросы оксидов углерода, двуокиси серы, азота, углеводородов, твердых веществ. Из газообразных загрязняющих веществ в наибольших количествах выбрасываются окислы углерода, углекислый газ, угарный газ, образующиеся преимущественно при сгорании топлива. В больших количествах в атмосферу выбрасываются и оксиды серы: сернистый газ, сернистый ангидрид, сероуглерод, сероводород и др. Самым многочисленным классом веществ, загрязняющих воздух крупных городов, являются углеводороды. К числу постоянных ингредиентов газового загрязне-ния атмосферы относятся также свободный хлор, его соединения и др.

Помимо газообразных загрязняющих веществ в атмосферу поступают десятки миллионов тонн твердых частиц. Это пыль, копоть, сажа, которые в виде мелких частиц свободно проникают в дыхательные пути и оседают в бронхах и легких. Однако и это еще не все -- «по пути» они обогащаются сульфатами, свинцом, мышьяком, селеном, кадмием, цинком и другими элементами и веществами, многие из которых канцерогенны. С этой точки зрения особенно опасна для здоровья человека асбестовая пыль. К первому классу опасности также принадлежат кадмий, мышьяк, ртуть и ванадий. (Любопытны результаты сравнительного анализа, выполненного американскими учеными. Содержание свинца в костях скелета аборигена Перу, жившего 1600 лет назад, в 1000 раз меньше, чем в костях современных граждан США.)

С загрязнением атмосферы ассоциируется и такое специфическое явление, как кислотные дожди.

Загрязнение Мирового океана

Одним из самых важных объектов экологической защиты является мировой океан. Особенность, которого состоит в том, что течение в морях быстро разносит загрязняющие вещества на большое расстояние от места их выброса. Именно поэтому проблемы охраны чистоты океанов и морей носят сильно выраженный международный характер.

Все без исключения серьезные происшествия загрязнения океана плотно взаимосвязаны с нефтью. В связи с распространённой практики чистки трюмов танкеров, в океан каждый год умышленно скидывается около 10 млн. баррелей нефти. В свое время подобные нарушения нередко оставались безнаказанными, на сегодняшний день спутники дает возможность собрать нужные доказательства и привлечь к ответственности виновных людей.

От загрязнения мучаются все океаны, но загрязнённость береговых вод значительно выше, чем в открытом океане, из-за большего количества источников загрязнения: от прибрежных промышленных установок до усиленного хода морских судов, страдает экология и есть опасность для здоровья человека.

В сточных водах содержится очень много вредных организмов, которые размножаются в моллюсках и способны вызвать у человека большое количество значительных болезней. Индикатором заражения является самая распространённая бактерия кишечная палочка.

Есть и остальные, не менее опасные для здоровья человека микроорганизмы, которые также поражают и ракообразных. Кроме всего прочего токсические свойства, накапливающие в морских организмах (обладают усиленным воздействием). Все промышленные загрязняющие вещества являются ядом для человека и животных. Как и многие другие загрязнители водоемов, например применяемые в химических препаратах они могут представлять собой стойкие хлорсодержащие соединения.

Эти химикаты извлекаются с помощью растворителя из почвы и в результате чего оказываются в морях, где начинают проникать в живые организмы. Рыбы с химическими веществами могут быть съедены как людьми, так и рыбами. В дальнейшем рыбу съедают тюлени, а они в свое время становятся пищей белых медведей или некоторых китов. Всякий раз, когда химические вещества передаются с одного ступени пищевой цепи на другую ступень, их концентрация возрастает. Белый медведь, который ничего не подозревает, может съесть около дюжины тюленей, съедает совместно с ними токсины, которые содержатся в 10 тысяч заражённых рыб.

Есть предположение, что загрязняющие вещества также виноваты в росте морских млекопитающих легко воспринимающих к чуме. Судя по всему, металлические загрязнители в океане в свою очередь тоже стали основанием увеличения печени у рыб и возникновения кожных язв у человека.

Токсичные вещества, которые со временем попадают в океан, в состоянии оказаться вредными не для всех живых организмов: отдельные низшие формы жизни даже процветают благодаря таким условиям.

Есть ряд червей, которые живут в относительно загрязнённых водоемах и зачастую назначаются экологическими показателями относительной загрязнённости. Изучение степени мощности употребления морских червей низшего класса, для проверки санитарного состояния океанов, продолжается и по сей день.

Исчезновение лесов

Гибель или уничтожение естественного леса, главным образом, результат человеческой деятельности, связанной с вырубкой леса. Древесину используют в качестве топлива, сырья для целлюлозно-бумажных фабрик, строительного материала и пр.

Помимо этого лес вырубают при расчистке территорий для пастбищ, при ведении подсечно-огневого хозяйства, а также в местах добычи полезных ископаемых.

Не все исчезновения лесов происходят по вине человека, иногда это сочетание природных процессов, таких как пожар и наводнения. Ежегодно пожары уничтожают значительные лесные территории, и хотя огонь может быть естественным жизненным циклом леса, после, которого лесные массивы могут постепенно восстановиться, но этого не происходит, в связи с тем, что на выжженные территории люди приводят скот, развивают земледелие, в результате молодой лес не может вырасти вновь.

Леса по - прежнему покрывают около 30% поверхности Земли, но каждый год вырубается около 13 миллионов гектаров леса, территории, освобожденные от леса используются для сельского хозяйства и строительства растущих городов. Из вырубаемых территорий 6 миллионов гектаров являются девственными лесами, т.е. в этих лесах никогда не ступала нога человека.

Тропические леса, в таких местах, как Индонезия, Конго и в бассейне Амазонки особенно уязвимы и подвержены риску. При таких темпах вырубки, влажные тропические леса исчезнут менее, чем за 100 лет. Западная Африка потеряла около 90% своих прибрежных тропических лесов, такие же показатели и в Южной Азии. В Южной Америке исчезли 40% тропических лесов, новые территории были разработаны под пастбища. Мадагаскар потерял 90% своих восточных тропических лесов. Несколько стран заявили о катастрофическом обезлесении своих территорий, например Бразилия.

Ученые подсчитали, что 80% всех видов флоры и фауны обитают в тропических лесах. Вырубка лесов разрушает экосистемы и приводит к исчезновению многих видов животных и растений, некоторые растения относятся к незаменимым видам, из которых получают лекарственные препараты.

В 2008 году Конвенция о биологическом разнообразии в Бонне, Германия, установила, что обезлесение и ущерб, приносимый экологическим системам, может сократить уровень жизни для бедных людей в два раза.

Исчезновение животных и растений

На нашей планете становится всё меньше и меньше растений и животных: одни виды исчезают, численность других сокращается... Это беспокоило людей ещё в XIX в., но только в 1948 г. был образован Международный союз охраны природы и природных ресурсов (МСОП). Созданная при нём Комиссия по редким и исчезающим видам занялась сбором данных о растениях и животных, находящихся под угрозой исчезновения. В 1963 г. появился первый список редких и исчезающих видов диких животных и растений мира, получивший название «Красная книга фактов» («Red Data Book»).

ТРЕВОЖНЫЙ СПИСОК

Все виды животных и растений, занесённые в Красную книгу, нуждаются в особой охране. Но их современное состояние, численность и площадь районов обитания различны. Есть виды достаточно многочисленные, но живущие на очень ограниченной территории. Как правило, это виды, населяющие один или несколько мелких островов. Например, комодский варан, обитающий на островах Восточной Индонезии. Такие виды очень уязвимы: воздействие человека или природные катаклизмы могут привести к их исчезновению всего за несколько лет. Так случилось с белоспинным альбатросом.

Снижение численности того или иного вида происходит по разным причинам. В одном случае это массовая охота, рыболовный промысел или сбор яиц. В другом -- вырубка лесов, распашка степи или строительство гидростанций, т. е. уничтожение не самого животного, а среды его обитания. Некоторые животные и растения находятся под угрозой исчезновения только в силу естественных причин, как правило, изменений климата (например, реликтовая чайка). Поэтому для сохранения одних видов достаточно запретить охоту (или сбор -- для растений). Для других необходимо создание особых охраняемых территорий с полным запретом любой хозяйственной деятельности (см. статью «Заповедные земли») или даже организация специальных питомников для разведения в неволе животных, находящихся на грани исчезновения. Поэтому в Красных книгах все виды распределены по разным категориям, в зависимости от их современного состояния и тенденций изменения.

К I категории относятся виды, находящиеся под угрозой исчезновения и спасение которых невозможно без специальных мер. Во II категорию включены виды, чья численность ещё относительно велика, но катастрофически сокращается, что в недалёком будущем может поставить их на грань исчезновения. III категорию составляют редкие виды, которым в настоящее время ничто не угрожает, но встречаются они в таком небольшом количестве или на таких ограниченных территориях, что могут исчезнуть при неблагоприятном изменении среды обитания. В IV категорию входят малоизученные виды, чья численность и состояние вызывают тревогу, однако недостаток сведений не позволяет отнести их ни к одной из предыдущих категорий. И, наконец, к V категории относятся восстановленные виды, чьё состояние благодаря принятым мерам больше не вызывает опасений, но которые ещё не подлежат промысловому использованию.

Международный союз охраны природы -- общественная организация, и её решения, к сожалению, не носят обязательного характера. Поэтому МСОП выступил инициатором заключения Конвенции о международной торговле видами дикой флоры и фауны, находящимися под угрозой исчезновения. Конвенция была подписана в 1973 г. в Вашингтоне, и сейчас к ней присоединилось уже более 100 стран. Это межправительственное соглашение позволило жёстко контролировать международную торговлю редкими видами. Частично оказались защищены даже те виды, которые обитают в странах, не присоединившихся к Конвенции, так как основные рынки сбыта -- Западная Европа, США, Япония и другие развитые государства -- оказались закрыты.

Список видов, занесённых в Красные книги, постоянно растёт. Происходит это не только за счёт сокращения численности хорошо изученных видов, но и в связи с появлением новых данных о животном и растительном мире Земли. В последнее издание международной Красной книги (1996 г.) занесено почти 34 тыс. видов растений (12,5 % мировой флоры) и более 5,5 тыс. видов животных (около 3 тыс. позвоночных и 2,5 тыс. беспозвоночных).

После первого издания международной Красной книги во многих странах были составлены аналогичные национальные списки. Им придан статус государственного документа -- закона. Критерии составления национальных, или региональных Красных книг такие же, как и для международной, но состояние вида при этом оценивается на ограниченной площади. Поэтому в национальную Красную книгу часто попадают виды редкие в данной стране, но обычные в соседних. Например, коростель, численность которого резко сократилась в Западной Европе, но осталась высокой в России. А вот средиземноморскую черепаху пришлось занести в российскую Красную книгу. Это животное выловили почти полностью, особенно в Причерноморье. В национальные Красные книги попадают также виды, живущие в основном вне границ данной страны. Например, в России японский полоз встречается только на острове Кунашир, а в Японии это обычный вид.

В СССР Красная книга была учреждена в 1974 г. и впервые опубликована в 1978 г.; в 1984 г. вышло второе издание. А первая Красная книга России (в то время РСФСР) появилась в 1982 г. В конце 90-х гг. был подготовлен новый список редких и исчезающих животных. Сейчас он насчитывает 155 видов беспозвоночных, 4 -- круг-лоротых, 39 -- рыб, 8 -- амфибий

21 -- рептилий, 123 -- птиц и 65 видов млекопитающих. В ряде областей, краёв и республик Российской Федерации существуют свои Красные книги.

Загрязнение почвы

Почва - это природное образование, которое обладает целым набором специфических свойств. Структура почвы, её состав и плодородный слой формируются в результате сложных биологических процессов на протяжении многих столетий. Её главной характеристикой является плодородие, уровень которого определяет, способна ли почва обеспечить полноценный рост и развитие растений, на ней произрастающих. Существует такое понятие, как естественное плодородие почвы, под которым подразумевается уровень содержания питательных веществ, рыхлость структуры и наличие живых организмов во всех слоях почвы. Также плодородный слой образуется в результате накопления солнечной энергии, которая поступает в неё за счет фотосинтеза растений. Повышение плодородия почвы, остается быть довольно актуальным вопросом. На уровень плодородия почвы неизменно воздействует человек и зачастую это воздействие оказывается губительным. На сегодняшний момент загрязнение почвы носит глобальный характер и может привести к непоправимым последствиям. Разрушение плодородного слоя неумолимо ведет к нарушению природного баланса, обмена веществ в природе. Исходя из этого, можно сказать, что загрязнение почвы может обернуться разрушением других экосистем.

Массовое загрязнение почвы пестицидами . Издавна человек стремился получать максимальное количество урожая и использовал для этого самые разные ухищрения. Однако если в давние времена способы воздействия на почву сводились к хитростям обработки и внесением некоторых органических удобрений, то сегодня методы воздействия на почву вышли на абсолютно другой уровень. Проблемы загрязнения почвы возникают в результате неконтролируемого применения пестицидов и гербицидов. Для выращивания различного рода культур широко используются самые различные ядохимикаты, которые приводят к накоплению ядовитых веществ в слоях почвы. Это не может не сказаться на здоровье человека, поскольку урожай, собранный с растений, выращенных на отравленной земле, также содержит частицы этих ядов. Исходя из повышения заболеваемости людей, и происходит оценка загрязнения почв - биодиагностика. Пестициды защищают растения от различного рода заболеваний и позволяют сохранить их до сбора урожая. Пестициды непосредственно попадают в почву вместе с обработанными семенами и при дальнейшей обработке различных культур. Загрязнение почвы пестицидами носит самый массовый характер. Они могут в течение многих лет находиться в почве, даже если это глинистая почва, при этом, не теряя своих губительных свойств. В такой земле новые микроорганизмы не появятся еще очень долго. Современные тенденции таковы, что люди перестают пользоваться столь вредными для почвы и организма человека ядохимикатами и предпочитают воздействовать на повышение урожайности другими методами.

Другие способы загрязнения почвы . Не только пестициды способны повышать уровни загрязнения почв. На сегодняшний день обработка почвы производится различными техническими приспособлениями, что приводит к неумолимому загрязнению почвы элементами тяжелых металлов, таких как свинец, ртуть. Эти вещества могут попасть в почву и вместе с отходами производства и при разложении продуктов целлюлозно-бумажной промышленности. Мелкие частицы свинца также попадают в почву из выхлопных газов автомобилей. Именно поэтому не рекомендуется возделывать землю и разбивать садовые участки рядом с автотрассами. Характеристика источников загрязнения почв показывает, что главным врагом почвы является технологический процесс, продукты которого беспощадно губят её. Однако не всегда к разрушению плодородного слоя почвы имеет отношение человек. Например, эрозия почвы - явление природное. Вместе с этим эрозия регулярно приводит к смыву гумуса, вымыванию питательных веществ и нарушению структуры почвы. Защита от загрязнения почв в этом случае должна состоять в создании запруд и правильном размещении различных культур, которые будут препятствовать смыву почвы. Почва восстанавливает плодородный слой путем саморегуляции, но этот процесс может занять сотни лет, а регулярное загрязнение почвы сводит его результаты к нулю. Поэтому необходимо принимать меры по восстановлению и очищению почвы. Только в этом случае плодородный слой не будет потерян.

Заключение

Достижение идеального состояния абсолютной гармонии с природой в принципе невозможно. Столь же невозможна и окончательная победа над природой, хотя в процессе борьбы человек обнаруживает способность преодолевать возникающие трудности. Взаимодействие человека с природой никогда не кончается, и когда кажется, что человек вот-вот получит решающий перевес, природа увеличивает сопротивление. Впрочем, оно не бесконечно, и его преодоление в форме подавления природы чревато гибелью самого человека.

Нынешний успех человека в борьбе с природной средой достигнут за счет увеличения риска, который следует рассматривать двояко - риск возможных побочных экологических явлений, связанный с тем, что наука не может дать абсолютный прогноз последствий воздействия человека на природную среду, и риск случайных катастроф, связанный с тем, что технические системы и сам человек не обладают абсолютной надежностью. Здесь оказывается справедливым одно из положений Коммонера, называемых им «законом» экологии: «ничто не дается даром».

На основании анализа экологической ситуации можно сделать вывод, что следует говорить скорее не об окончательном и абсолютном решении экологической проблемы, а о перспективах сдвига частных проблем с целью оптимизации взаимоотношений человека с природной средой в существующих исторических условиях. Данное обстоятельство обусловливается тем, что на осуществление целей человечества накладывают ограничения фундаментальные законы природы.

Список источников

Печатные издания:

1. Ананичев К. В. Проблемы окружающей среды, энергии и природных ресурсов. Международный аспект. М.: "Прогресс", 1974.

2. Воронцов А.И., Харитонова Н.З. Охрана природы. - М,: Высшая школа, 1977. - 408 с.

3. Камшилов М. М. Эволюция биосферы.-М.: Наука, 1979.-256 с.

4. Патин С.А. Влияние загрязнения на биологические ресурсы и продуктивность мирового океана. М.: Пищевая промышл., 1979. - 304 с.

5. Чернова Н.М., Былова А.М. Экология. - М.: Просвещение, 1981.- 254 с.

traveltimeonline.com

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Классификация и сущность глобальных проблем. Нехватка продовольствия и ресурсов. Экологические проблемы: потепление климата, озоновые дыры, гибель и вырубка лесов, опустынивание, чистая вода. Разоружение, конверсия. Негативные эффекты глобализации.

    курсовая работа , добавлен 03.06.2008

    Глобалистика, проблема войны и Глобалистика. Проблема войны и мира. Проблемы экологии. Химическое загрязнение биосферы. Аэрозольное загрязнение атмосферы. Энерго-сырьевая проблема. Проблемы мирового океана. Что такое Мировой океан. Проблемы загрязнения Ми

    реферат , добавлен 03.11.2003

    Краткая характеристика минеральных ресурсов океанов планеты. Причины возникновения экологических проблем. Усилия мирового сообщества по предотвращению вредного воздействия на воды Мирового океана. Энергия приливов и отливов. Ледники Антарктики и Арктики.

    курсовая работа , добавлен 31.03.2014

    Зона переменно влажных, в том числе, муссонных лесов: географическое положение, природные условия, растительный и животный мир. Зона саванн и редколесий. Зона влажных экваториальных лесов, проблема вырубки. Изменение саванн под воздействием выпаса.

    курсовая работа , добавлен 29.12.2012

    Основные черты рельефа дна Мирового океана. Ресурсы Мирового океана. Континентальный шельф, склон, континентальное подножье. Жидкая руда. Кладовые океанического дна. Глубоководные рудные осадки гидротермального происхождения. Недра морского дна.

    курсовая работа , добавлен 16.12.2015

    Высотная поясность в распределении наземных организмов. Особенности растительного покрова и животного населения гор. Жизнь в условиях островов мирового океана. Способы доставки растений и животных на острова. Факторы, влияющие на существование животных.

    реферат , добавлен 26.03.2013

    Общая характеристика, ресурсы и тенденции освоения Мирового океана. Анализ запасов, цен и экономического значения крупнейших нефтяных и газовых месторождений мира, перспективы их использования. Виды загрязнений вод Мирового океана и способы борьбы с ними.

    курсовая работа , добавлен 22.07.2010

    Элементы, входящие в состав атмосферы: азот, кислород, углекислый газ и пары воды. Рассмотрение защитных функций озонового слоя в стратосфере. Характеристика перистых раздельных, тонких и нитеобразных облаков. Описание слоистых и кучевых воздушных масс.

    презентация , добавлен 02.10.2011

    Географическое положение г. Армавира. Население. Водоемы. Общая экологическая обстановка в Краснодарском крае. Экологические проблемы г. Армавира и их решение. Проблемы загрязнения атмосферы дымовыми газами и её решение. Свалка мусора – угроза экологии.

    реферат , добавлен 15.11.2008

    Жидкие, газообразные, растворенные и твердые минеральные ресурсы. Самые крупные нефтегазоносные бассейны на шельфе Атлантического океана. Энергетический потенциал океанических течений. Фитопланктон и зоопланктон. Освоение ресурсов Мирового океана.


Содержание

1 Глобальные экологические проблемы………………………….………………3
2 Взаимосвязь между глобальными экологическими проблемами и возможные пути решения…………………………………………………………… ……………..…..8
Приложение А……………………………………………… ……………………..10

    Глобальные экологические проблемы

Наиболее актуальными проблемами в настоящее время являются различного рода загрязнения основных оболочек Земли- атмосферы, гидросферы и литосферы. Также в последнее время сюда стало возможным присовокупить и загрязнение космического пространства. Проблема хоть и нова, но от этого не менее актуальна по сравнению с вышеприведенными.
Раскроем термин загрязнение, являющийся основным в данной работе. Итак, загрязнение – это привнесение в природную среду или возникновение в ней чуждых ей физических явлений и процессов, химических соединений и биосистем.
Воздействие на атмосферу
Загрязнение атмосферы – это глобальное явление, и для контроля за ним необходимо международное сотрудничество. К числу наиболее распространенных загрязнителей атмосферы относятся такие газы, как фреоны (хлорфторуглероды), диоксид серы (SO 2), углеводороды и оксиды азота. Загрязнение может привести к значительному снижению естественной концентрации газов, входящих в состав атмосферы, например озона в стратосфере. Пыль, шум, чрезмерное количество тепла, радиация и электромагнитные поля – все это загрязнение атмосферы. В результате деятельности металлургических заводов, сжигания отходов, работы тепловых электростанций температура атмосферы повышается, а увеличение углекислого газа, доля которого за 120 лет увеличилось на 17%, приводит к так называемому «парниковому эффекту». Но главным парниковым газом на Земле является все же водяной пар. При этом явлении тепло, полученное Землей, не распространяется в атмосферу, а благодаря парниковым газам остается у поверхности Земли, и лишь только 20% от всего теплового излучения земной поверхности безвозвратно уходит в космос. Явление «парникового эффекта» является одной из главных первопричин такой актуальной проблемы, как глобальное потепление климата.
Не менее важной проблемой является обеднение озонового слоя Земли. Как известно, атмосфера является радиационным щитом Земли. В верхних слоях атмосферы на высоте 15–50 километров от земной поверхности кислород и озон поглощают большую часть поступающей извне коротковолновой радиации. Это ультрафиолетовое излучение, рентгеновские и гамма-лучи, которые по своей физической природе пагубны для живых существ, так как разрушают генетический аппарат. Существование этого слоя заметно ограничивает интенсивность и масштабы конвективного перемешивания атмосферы, поэтому любые нарушения слоя инверсии приведут к резкой глобальной смене погодных условий, а значит и к изменению климата на Земле.
Нельзя обойти стороной и такое явление, как выпадение кислотных дождей, также вызываемое химическим загрязнением атмосферы. Это явление теснейшим образом связано с загрязнением гидросферы и литосферы, но предотвратить его возможно только путем сокращения выбросов в атмосферу. Кислотные дожди – не простое и не единичное явление. При сжигании ископаемых горючих материалов образуется диоксид серы и оксиды азота, а при неполном сгорании образуются еще и углеводороды. Все эти вещества поступают в атмосферу в газообразном состоянии, но иногда вымываются оттуда, выпадая на землю с осадками, что приводит к повреждению деревьев, гибели фауны озер и рек, разрушению зданий и другим последствиям.
Сюда же, к атмосферным загрязнениям, мы относим и шумовое загрязнение, негативно сказывающееся на здоровье человека. В наш век - век заводов, мощной техники, век самолётов и ракет, происходит очень большое загрязнение атмосферы всякими звуками, вызывая тем самым шумовое загрязнение атмосферы. Все большее внимание в последние годы ученый мир стал уделять проблеме электромагнитного загрязнения атмосферы. Электромагнитное загрязнение - это прежде всего изменения электромагнитных свойств среды, в пространстве которой находится объект недвижимости, способные приводить к местным географическим аномалиям и деструкции в тонких биологических структурах, к которым также относится человек.
Самым тяжёлым отрицательным влиянием на организм человека является радиоактивное заражение окружающей среды. Сегодня главным источником радиоактивного заражения биосферы являются радиоактивные аэрозоли, которые, попадая в атмосферу во время испытаний ядерного оружия, аварий на атомных электростанциях и радиоактивных производствах, а также радионуклиды, которые выделяются из радиоактивных отходов, захороненных на суше и море.
Загрязнение гидросферы
Одним из самых ценных богатств Земли является гидросфера - океаны, моря, реки, озера, ледники Арктики и Антарктики. На Земле имеется 1385 млн. километров водных запасов и очень мало, всего лишь 25% пресной воды пригодной для жизни человека. И не смотря на это люди, очень безумно относятся к этому богатству и бесследно, беспорядочно его уничтожают, загрязняя воду различными отходами. Недостаток воды усугубляется ухудшением её качества. Используемые в промышленности, сельском хозяйстве и в быту воды поступают обратно в водоёмы в виде плохо очищенных или вообще неочищенных стоков. Таким образом, загрязнение гидросферы происходит, прежде всего, в результате сброса в реки, озера и моря промышленных, сельскохозяйственных и бытовых сточных вод. Городские стоки и крупные свалки часто бывают причиной загрязнения вод тяжелыми металлами и углеводородами. Кроме того, человек осуществляет преобразование вод гидросферы путем строительства гидротехнических сооружений, в частности водохранилищ. Крупные водохранилища и каналы оказывают серьезное отрицательное воздействие на окружающую среду: изменяют режим грунтовых вод в прибрежной полосе, влияют на почвы и растительные сообщества, в конце концов, их акватории занимают большие участки плодородных земель.
В наши дни угрожающими темпами растет загрязнение мирового океана. Причем здесь существенную роль играет не только загрязнение стоками, но и попадание в воды морей и океанов большого количества нефтепродуктов. Во-первых, морские и речные суда загрязняют воду отходами, получаемыми в результате эксплуатационной деятельности, продуктами внутреннего сгорания в двигателях. Во-вторых, загрязнение происходит в результате аварий, когда в море попадают токсичные вещества, чаще всего нефть и нефтепродукты. Вредные химические соединения и радиоактивные отходы, попавшие в море, постепенно разносятся течениями и волнами, но если они попадают в мелководные приконтинентальные моря, то немедленно наносят вред экосистеме, еще до того, как удается принять эффективные меры борьбы с этим воздействием. В этом отношении малые моря особенно уязвимы.
Загрязнение литосферы
Литосферой называют твердую оболочку Земли. Литосфера загрязняется жидкими и твердыми загрязняющими веществами и отходами. Верхние слои литосферы называется почвой. Почвенный покров является важнейшим природным образованием и компонентом биосфера Земли. Именно почвенная оболочка определяет многие процессы, происходящие в биосфере. Плодородием почвы и климатическими условиями определяются возможность существования и развития экологических систем на Земле. И каждый год плодородных почв становится все меньше, и это происходит в том числе и потому, что почвы загрязняются отходами. Жилые дома и коммунально-бытовые предприятия являются одними из основных загрязнителей почвы.
Еще более опасными загрязнителями почвы являются промышленные предприятия. В твердых и жидких промышленных отходах постоянно присутствуют вещества, способные оказывать токсическое воздействие на живые организмы и растения. Загрязнение почвы в сельском хозяйстве происходит вследствие внесения огромных количеств минеральных удобрений и ядохимикатов, использующихся для повышения плодородия почвы и большей стойкости урожая. Однако чрезмерное удобрение почвы приводит к тому, что выращенные овощи и фрукты попросту опасны для здоровья человека.
Крайне опасным является загрязнение почвы пестицидами (ядохимикатами), используемыми в сельском хозяйстве Известно, что нормальный рост растений определяется различными физическими, химическими и биологическими процессами, которые протекают в почве. При попадании в почву пестициды могут быть включены в эти процессы с их накоплением в растениях. Кроме того, они сохраняют устойчивость в почве длительное время, что также обуславливает их накопление в пищевых цепях. Они по назначению подразделяются на группы:
- инсектициды - для борьбы с вредителями сельскохозяйственных культур;
- гербициды - для борьбы с сорными травами;
- фунгициды - для борьбы с грибковыми болезнями;
- дефолианты, вызывающие преждевременное старение листьев растений.
К наиболее тяжелым последствиям приводят радиоактивное загрязнение почвы. В процессе ядерной реакции на атомных электростанциях лишь 1% ядерного топлива превращается в тепловую энергию, а остальные 99% выгружаются из атомных реакторов в виде отходов. Эти отходы представляют собой радиоактивные продукты расщепления урана - плутоний, цезий, стронций и другие. Утилизация и захоронение отработанного ядерного топлива представляют собой трудноразрешимую проблему. В настоящее время одним из безопасных способов устранения опасности радиоактивного излучения твердых ядерных отходов является их захоронение.
Еще в 1973 году ЮНЕСКО опубликовала список десяти самых опасных загрязнителей биосферы. Их перечень и краткая характеристика приведены в Приложении А.

2 Взаимосвязь между глобальными экологическими проблемами и возможные пути решения

В настоящее время экологическая обстановка на планете находится в очень сложной ситуации. Если на данном историческом отрезке человечество не одумается, не попытается найти выход из сложившейся ситуации, то в конце концов произойдет непоправимое, природа не выдержит постоянного вмешательства человека в свои естественные процессы. В этом случае экологическая катастрофа попросту не минуема. Именно поэтому решение имеющихся экологических проблем является первым и наиважнейшим делом не отдельных государств или групп государств, а всего человечества в целом. Так или иначе все существующие в настоящее проблемы взаимосвязаны между собой, и объединяет их именно понятие «Человек». И вызваны эти проблемы численностью проживающего на планете населения, неравномерным его распределением по поверхности планеты, его постоянный рост. Если брать за основу именно это утверждение, то связь между всеми экологическими проблемами будет легко проследить. Вырисовывается следующая цепочка.
Постоянно растущее население требует все больше и больше пищи, жилья и товаров народного потребления. Это в свою очередь вызывает рост городов и строительство все новых и новых промышленных предприятий. Для их создания человек вырубает леса, а для обеспечения населения пищей распахивает ранее не использовавшиеся в сельском хозяйстве земли. Эти действия приводят к уменьшению площадей мест обитания диких животных, а культурные растения вытесняют дикорастущие. Из-за растущих потребностей в древесине увеличивается вырубка лесов, что в свою очередь сказывается на содержании кислорода в атмосфере Земли. Промышленные предприятия загрязняют токсичными соединениями атмосферу, а затем они вместе с осадками попадают в почву и воду. Углекислый газ, который образуется при сжигании топлива, не успевает усваиваться растениями и накапливается в атмосфере. Многие выбрасываемые в окружающую среду вещества вступают в реакцию с озоновым слоем Земли и тем самым разрушают его. Через образовавшиеся «озоновые дыры» проникает ультрафиолетовое излучение, которое совместно с накоплением в атмосфере углекислого газа вызывает явление известное под названием «парниковый эффект», в конечном итоге приводящий к глобальному потеплению климата. Подобный результат рано или поздно способен привести к катастрофе планетарного масштаба, главной жертвой которого и станет человечество. Также нельзя не упомянуть такие проблемы как снижение численности или полное исчезновение некоторых видов животных и растений и связанное с этим серьезное нарушение пищевых цепей в природе, загрязнение почвы выбросами промышленных предприятий, пестицидами и вносимыми в излишке удобрениями. Серьезной проблемой стала эрозия почвы и вызванное эрозией снижение площадей плодородных земель, что в конечном итоге привело к тому, что на отдельных территориях планеты человечество столкнулось с неурожаями и голодом. Неправильная мелиорация быстро приводит к снижению качества и плодородия почвы, уменьшению количества задерживаемой почвой и произрастающими на ней растениями влаги, это приводит к опустыниванию. Вместо того чтобы пытаться восстановить утраченные земли, человек распахивает новые, видя в этом спасение от голода, при этом, как правило, уничтожаются леса.
Следствием вышеприведенной цепочки является нарушение естественного природного равновесия. Под угрозу ставится сама возможность существования жизни на Земле. Если в ближайшее время не произойдет каких-либо изменений в отношении человечества к окружающей среде, то рано или поздно человек как биологический вид может навсегда исчезнуть с лица планеты.
Поскольку, как удалось доказать выше, первопричиной всех проблем является человечество, то борьбу с проблемами должно осуществлять именно общество, а не отдельные люди. Без осознания всем мировым сообществом губительности сложившейся ситуации проблемы просто физически не удастся разрешить. Прежде всего необходимо выработать высокий уровень человеческой сознательности, который станет отправной точкой в деле разрешения экологических проблем. Необходимо, чтобы Человек учился любить и заботиться о природе с младых лет.
и т.д.................

Экологические проблемы

Взаимодействие человеческого общества и природы стало одной из важнейших проблем современности, поскольку положение, которое складывается в отношениях человека с природой, часто становиться критическим: исчерпываются запасы пресной воды и полезных ископаемых (нефти, газа, цветных металлов и др.), ухудшается состояние почв, водного и воздушного бассейнов, происходит опустынивание огромных территорий. Антропогенные изменения затронули практически все экосистемы планеты: газовый состав атмосферы, энергетический баланс Земли. Это означает, что деятельность человека вступила в противоречие с природой, в результате чего во многих районах мира нарушилось ее динамическое равновесие. Для решения этих глобальных проблем и, прежде всего, проблемы интенсификации и рационального использования, сохранения и воспроизводства ресурсов биосферы экология объединяет в научном поиске усилия ботаников, зоологов и микробиологов. Термин «экология» стал применяться еще в XIX в. Его буквальный перевод с греческого означает «изучение собственного дома». Постепенно пришло понимание того, что и человек, и его образ мыслей, и его образ жизни, и его судьба – все это неотделимо от окружающей среды и составляет ее часть. Воздействие на природу в процессе жизнедеятельности и обратное влияние оскудевшей природы на развитие человека и общества – должно стать предметом специального изучения.

Можно выделить следующие виды воздействия человеческой цивилизации на биосферу: – биопотребления в виде пищи и древесины;

– энергопотребления всех видов хозяйственной деятельности (промышленность, сельское хозяйство, транспорт и т.п.);

– возмущения: разрушение озонового слоя земли, «парниковый эффект», уничтожение тропических лесов, кислотные дожди, последствием ядерных испытаний и т.д.;

– загрязнения.

Ежедневно человек потребляет около 300 л кислорода, поэтому первостепенную важность имеет сохранение кислородного равновесия . Каждый год растительность Землян поглощает из воздуха около 160 млн. т углекислого газа. Но также ежегодно известняк, разлагающийся в верхних слоях земной коры, пополняет поглощенное количество углекислого газа. Естественное загрязнение окружающей среды, вызываемое извержением вулканов, лесными пожарами, и т.п. не наносит существенно ущерба биосфере, так как она обладает восстановительными функциями. Так функционирует сама природа. Совсем другое дело – индустриальные производства. За последние 100 лет уничтожено 245 млрд. т кислорода: кислород сгорает в фабричных печах, двигателях кораблей, автомобилей, ракет, самолетов и т.д., а вместо него в атмосферу поступило 300 млрд. т углекислого газа; усиленно вырубаются леса, особенно тропические, а ведь лес – это «завод» по производству кислорода и по поглощению углекислого газа, образующегося при сгорании, гниении, дыхании. Расчеты показали, что особенно в странах с развитой промышленностью потребление кислорода в количественном отношении больше того «производства» кислорода, которое дают растения той или иной страны или региона. И, тем не менее, доля кислорода в атмосфере не снижается. Американские ученые, проводившие исследования с космического корабля «Аполлон-16», пришли к заключению, что Земля имеет еще один источник кислорода – водяной пар, разлагающийся в верхних слоях атмосферы на кислород и водород под действием ультрафиолетовых лучей. Ученые предполагают, что таким образом кислорода производится гораздо больше, чем потребляется.

Повышение содержания углекислого газа в атмосфере создает «парниковый эффект» : атмосфера пропускает солнечную радиацию, а в обратном направлении теплового излучения не происходит. В атмосфере постоянно накапливается углекислый газ: при сгорании топлива в атмосферу ежегодно поступает не менее 10 10 т углекислого газа, создающего отражающую способность атмосферы. Кроме того, в составе воздуха имеется и природный газ, образующийся при вулканических извержениях, при дыхании людей, животных и т.д. Ученые Австралии пришли к заключению, что озон, охраняющий жизнь на Земле от губительного действия ультрафиолетового излучения, постепенно исчезает в верхних слоях атмосферы. Разрушителями озона являются хлорфторуглеводороды и другие газы, содержащие хлор, которые используются в аэрозольных упаковках, холодильниках и т.д. Именно эти вещества, по мнению ученых, являются причиной появления озоновой дыры над Южным полюсом и аналогичной дыры в Арктике, центр которой приходится на Шпицберген. Исследования в Англии и США показывают, что из-за загрязненности воздуха большие города получают на 15% меньше солнечных лучей, на 10% больше осадков в виде дождя, града и снега. В целом загрязнение атмосферы приносит ежегодный ущерб в 18 млрд. долл.

Большую тревогу вызывает загрязнение поверхности океана . От вредных стоков гибнут реки, озера, моря. Сточные воды очищаются лишь на половину, причем в них остаются остатки моющих средств и некоторые другие химические вещества. В загрязненной воде гибнут растения и рыба. Отнимая кинетическую энергию у воды, человек уменьшил скорость ее течения, а это приводом к заболачиванию рек и водохранилищ и локальному изменению климата. Кислотные дожди уничтожили рыбу в Скандинавии и в озерах Южной Норвегии, загрязнены Ладожское озеро и Байкал, Великие озера США и Канады, Рейн превращен в сточную канаву. Повышенная кислотность наносит вред растительности. По результатам исследований 1988 г. экологической комиссии ООН, во всех 25 обследованных в Европе регионах есть признаки заболеваний леса, причем в 22 регионах повреждено не менее 30% общей площади лесов, а в 8 регионах – не менее половины. Всего на европейском континенте за период обследования заболеваниям было подвержено около 50 млн. га леса, и эта площадь продолжает увеличиваться. Попадая в водопроводы, кислоты способствуют вымыванию вредных металлов из труб, что загрязняет питьевую воду. Но цепочка «дальнего воздействия», начинающаяся на заводских территориях и проходящая через осадки во внутренние воды, на этом не заканчивается. На кислых почвах в растительность активно внедряется кадмий и есть опасность попадания его в организм человека.

Обоснованную тревогу вызывает также нарушение химического равновесия в окружающей среде. Это происходит из-за больших потерь сырья при его добыче и переработке. Опасность для живых организмов и человека химического загрязнения усугубляется еще и тем, что они способны аккумулировать элементы и соединения, не участвующие в обмене веществ и не подлежащие разложению. Загрязнение окружающей среды связано и с ростом населения. В мире ежегодно выплавляется около 8000 млрд. т различных металлов, рассеивается на полях свыше 300 млн. т минеральных удобрений и до 4 млн. т различных ядохимикатов. Резко увеличился выход земель из сельскохозяйственного оборота, растет эрозия почвы, а значит, под угрозой производство продовольствия.

Цивилизация стала «цивилизацией отбросов»: каждый средний гражданин выбрасывает за год 82 кг бумаги, 250 металлических банок, 388 бутылок – всего 1 т отбросов. К этому надо добавить 7 млн. автомобилей в год, идущих на металлолом и 100 млн. шин.

Простейшая зависимость между вышеперечисленными факторами состоит в том, что чем выше численность населения, тем больше ущерб, который наносит окружающей среде отдельный человек.

Известно, что предельные возможности Земли, рассчитанные количественно, уже исчерпаны и человечество уверенно идет к катастрофе. Биосфера как живая саморегулирующаяся система под воздействием хозяйственной деятельности человека вышла из устойчивого состояния и интенсивно разрушается. Для ее континентальной части порог устойчивости превзойден в 5–7 раз. Мировая система при условии сохранения нынешних темпов роста населения и развития экономики через 30–40 лет может потерпеть катастрофу. Порог устойчивости биосферы – 1–3 млрд. человек – население Земли. В июле 1999 г. наземном шаре появился 6-миллиардный житель. В начале нынешнего столетия устойчивость биосферы была утеряна.

Анализируя особенности экологического мышления, исследователи указывают, что на сегодняшний день в нем должен преобладать отказ от представлений, согласно которым природа – это кладовая богатства и объект нашего знания. Современная наука констатирует взаимосвязь всего сущего и, прежде всего, человека с его экосистемой. Природа – предельно расширенное «Я», а «Я» есть природа.

Сценарий урока

ОУ:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Открытая (сменная) общеобразовательная школа»

Сокращенное наименование: МБОУ «О(С)ОШ»

учитель:

Кухтина Наталья Петровна

предмет:

Экология

класс: 10

дата: 18.04.2015

программа:

Программа основного общего образования по биологии для 6-9 классов авторов Н.И.Сонина и В.Б.Захарова, Н.И.Сонина, Т.Е.Захаровой (Программа для общеобразовательных учреждений. Биология. 5-11 классы. – М.: Дрофа, 2010)

тема урока:

Основные экологические проблемы современности

цели урока:

предметная:

составить грамотное экологическое представление о современном состоянии природной среды;

метапредметная:

р азвивать навыки работы с различными источниками информации, умения их преобразовывать

личностная:

ф ормировать устойчивый познавательный интерес, личностную значимость проблемы

формируемые универсальные учебные действия:

познавательные:

дать оценку современного состояния природной среды

регулятивные:

рассмотреть современное состояние атмосферы; проанализировать состояние атмосферных осадков;

коммуникативные:

умение строить диалог с учителем и между собой ;

личностные:

умение ставить вопросы и формулировать проблемы

межпредметные понятия

Границы биосферы и плотность жизни на ней, органический мир суши, почвы, океана.

оборудование:

Таблицы, иллюстрации, связанные с деятельностью человека на окружающий мир; распечатка законов Б. Коммонера на каждый стол

образовательная технология

технология личностно-ориентированного обучения

методы и приемы:

частично поисковый метод, метод наглядности, словесный метод – беседа

компоненты ИКТ:

тип урока:

комбинированный урок

структура урока и регламент:

название этапа (элемента) урока

Организационный момент

Постановка цели работы

Освоение нового материала

Закрепление знаний

Подведение итогов и заключительная беседа

информационные источники:

1.Биология. Общая биология. Базовый уровень: учебник для 10-11 классы общеобразовательных учреждений/В.И.Сивоглазов. И.Б.Агафонов, Е.Т. Захарова.

Дидактические цели этапов урока

(этап мотивации)

Приветствие учащихся, настрой на занятие. Разбивает класс на группы. Раздает раздаточный дидактический материал, инструктирует учащихся

Постановка проблемы и цели работы

Подвести учащихся к формулированию темы и постановке задач, мотивировать на изучение новой темы

Регулятивные: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, с тем, что еще не изучено; планирование своей деятельности.

Оценка и выделение проблемы

Познавательные: выдвижение предположения,

Коммуникативные: обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных решений.

Личностные: проявляет устойчивый интерес к поиску решения проблемы.

Актуализация знаний

Дать определение понятию «Экологическое равновесие».

Познавательные: выдвижение гипотез, выбор оснований и критериев для сравнения, классификации, самостоятельный поиск информации

Коммуникативные: умение выступать с речью, аргументировать свое высказывание.

Изучение нового материала – решение проблемы

Выделить основные экологические проблемы человечества. Пути их решения.

Регулятивные: планирование деятельности, постановка цели работы, мобилизация сил, осознание и оценка того, что уже известно, с тем, что подлежит, преодоление трудностей.

Познавательные: установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске новой информации.

Закрепление материала

Проверка степени освоения материала, самостоятельная работа ученика.

Регулятивные: предвосхищение результата уровня усвоения.

Познавательные: синтез как составление целого из частей, выведение следствий построение логической цепочки рассуждений.

Коммуникативные: контроль, оценка действий партнера, умение отстаивать мысли, владение монологической и диалогической речью

Рефлексия

Проверка позиции, личностного отношения

Познавательные: осознание значения экологически безопасного поведения каждого для решения проблем.

Личностные: осознание своей значимости в этом мире.

Подведение итогов

анализ и оценка успешности качества овладения знаниями. Отметка

Сценарий урока

1. Организационный момент

а) взаимное приветствие участников учебного процесса

б) подготовка учащихся к работе на уроке

Мотивационный настрой обучающихся со стороны учителя к плодотворной совместной работе на уроке

Эпиграф урока: «Каждый, кто ходит по земле, имеет свои обязанности в жизни»

Э. Хемингуэй

2. Постановка проблемы и актуализация знаний

Человечество – часть биосферы, продукт ее эволюции. Всегда ли взаимоотношения человека и природных сообществ были безоблачными?

Ответы учащихся (возможные): да; нет; не знаем.

Учитель подводит учащихся к постановке цели урока: чтобы правильно ответить на поставленный вопрос, какую образовательную цель исходя из темы урока сегодня нам необходимо поставить?

Ответы обучающихся (возможные): изучить деятельность человека в биосфере.

Учитель соглашается с учащимися и проговаривает цель урока: для решения поставленной проблемы нам необходимо обобщить имеющиеся знания об отрицательной и позитивной деятельности человека в биосфере.

    Изучение нового материала

План изучения нового материала (на доске):

1.Хозяйственная деятельность человека – новый фактор в биосфере.

2. История взаимоотношений человека и биосферы.

3. Пути решения экологических проблем.

4.Выводы по уроку.

1. Хозяйственная деятельность человека – новый фактор в биосфере.

В последние годы жизни В. И. Вернадский особое внимание уделял исследованию деятельности человека в биосфере.

Биосфера переходит в новое, высшее состояние - ноосферу, то есть сферу взаимодействия природы и общества, при котором главным фактором преобразования природы, сопоставимым по масштабам с геологическими силами, становится человеческая деятельность.

Это учение в настоящее время приобрело особое значение. Практическое значение в связи с тем, что воздействие человека на биосферу, ранее локальное, стало носить глобальный характер. Поэтому создана международная программа «Человек и биосфера» для поиска путей оптимального решения экологических проблем, обеспечения разумной хозяйственной деятельности человека, которая не нарушает функции биосферы.

Вопросы классу:

Объясните, как вы понимаете словосочетание «экологическое сознание»? глубокое понимание неразрывной связи человека с природой, зависимости благополучия людей, целостности природной среды обитания человека от антропогенных изменений среды жизни на Земле.

Нужно ли современным людям экологическое сознание? Что нужно сделать для его воспитания?

2. История взаимоотношений человека и биосферы.

1.Охотничья деятельность древнего человека ускорила вымирание многих крупных травоядных животных. Поджигание растительности в охотничьих целях могло привести к опустыниванию. Но эти воздействия не были значительными.

Но стоянки первобытных людей постепенно обрастали отходами, племя снималось с этого места и перекочевывало на другую «чистую» территорию.

Отходы состояли из веществ естественного происхождения, они легко включались в природные циклы.

Потом человек перешел к скотоводству и земледелию и стал менять и разрушать целые сообщества. Степная растительность уже не успевала возобновляться. И степь или саванна сменялись полупустыней. Именно из-за этого произошло увеличение площади пустыни Сахары.

2.Для земледелия необходимо орошение земель, а избыточное орошение часто приводит к засолению почв, неправильная распашка – к потере плодородного слоя.

Существует несколько версий гибели Вавилона (Врата бога). По одной из них, хозяйство этого древнего государства основывалось на орошаемом земледелии. Использовались воды рек Тигра и Евфрата. Скорость течения воды в каналах была достаточной для того, чтобы не происходило засоления плодородных почв и чтобы они не засорялись гравием и песком.

В 582 г. до н. э. правитель Вавилона Навухудоносор скрепил мир с Египтом женитьбой на царевне Нитокрис. Вместе с царевной прибыла свита египетских советников. Они предложили построить новый канал и увеличить площадь орошаемых земель. Царь принял проект и был сооружен канал Паллукат. Это давало большую экономическую выгоду. Но каковы были последствия этого строительства?

Видимо, воды Евфрата из-за того, что значительная часть его стока отбиралась в канал, стали течь медленнее, взвеси оседали в канале. Воды Паллуката, протекающие через сухие территории, вызывали засоление почв. Из-за ошибок, при создании каналов, население сокращалось и от Вавилона остались лишь руины.

За последние 100 лет произошли два важнейших сдвига:

    резко увеличилась численность населения Земли;

    резко выросло промышленное производство энергии и продуктов сельского хозяйства.

В результате потоки вещества и энергии, вызываемые деятельностью человека, стали составлять значительную долю от общей величины биогенного круговорота. Впервые человечество стало оказывать заметное воздействие на функционирование биосферы.

Если не будут приняты срочные меры всем человеческим сообществом, в ближайшие десятилетия можно ожидать нарушения и гибель многих сообществ, ухудшение среды обитания в целом.

3.Рост населения Земли.

В ХХ в. темпы роста населения резко увеличились: по разным прогнозам, к 2025 г. на Земле будет от 7,5 до 9.4 млрд человек. Основная доля прироста приходится и будет приходиться в будущем на развивающиеся страны. А отсюда – резкое обострение зкологиче6ских проблем.

4.Загрязнение Мирового океана.

Знаменитый ученый и путешественник Тур Хейердал в своей книге «На «Ра» через Атлантику» (1969-1970гг). рассказывает: «Проснувшись утром, мы нашли океан настолько грязным, что некуда было окунуть зубную щетку. Из голубого Атлантический океан стал серо-зеленым и мутным, и всюду плавали комки мазута. В этой каше болтались пластиковые бутылки, как будто мы попали в грязную гавань. Ничего подобного я не видел, когда сто одни сутки сидел океане на бревнах «Кон –Тики»(1947г).

Мы воочию убедились, что отравляют важнейший источник жизни, важнейший фильтр земного шара – Мировой океан. И нам стало ясно, какая угроза нависла над нами и будущими поколениями».

5.Изменение состава атмосферы и климата

Это не является чем-то новым. Еще в 1306 г. английский король Эдуард I жаловался на «невыносимое зловонье», распространяемое по Лондону горящим углем, которым топили камины и запретил им пользоваться

6.Истощение и загрязнение почвы. И эта проблема не нова.

7.Проблема утилизации отходов. Средневековье, Новое время.

В знаменитом романе «Парфюмер» Патрика Зюскинда читаем: «В городах того времени стояла вонь, почти невообразимая для нас, современных людей. Улицы отвратительно пахли навозом, дворы – гнилым деревом и крысиным пометом, кухни – скверным углем и бараньим салом; непроветриваемые гостиные пахли слежавшейся пылью. Спальни – грязными простынями. Из каминов несло дымом, из дубилен – едкими щелочами, со скотобоен – несвежим мясом. Отвратительно пахли реки, площади, церкви, пахло под мостами и во дворцах. И разумеется. В Париже стояла самая большая вонь, ибо Париж был самым большим городом Франции. Знатные люди были вынуждены прибегать к помощи слуг, чтобы не увязнуть в потоках сточных вод, несущих всевозможный мусор».

Эти нечистоты становились причиной возникновения страшных эпидемий.

Вам хорошо известен Чистопрудный бульвар, входящий в бульварное кольцо Москвы. Свое название он получил от названия пруда – Чистый, который был здесь задолго до бульвара. Но чистым пруд был не всегда. Трудно представить, что когда – то этот пруд, по которому сейчас грациозно плавают лебеди, назывался Поганым: в него сливались отбросы боен, стоявших на Мясницкой улице. Пруд очистили и переименовали в Чистый в 1703 г.

Проблема отходов стала в наши дни одной из серьезнейших глобальных проблем современности.

Давайте вспомним, о каких проблемах шла речь? (записать в тетрадь)

    рост народонаселения в развивающихся странах.

    резкое повышение промышленного производства и производства продуктов сельского хозяйства.

    загрязнение природных вод.

    изменение состава атмосферы и климата

    истощение и загрязнение почв.

    проблема накопления отходов

3.Пути решения экологических проблем.

Это достижение сбалансированного развития человечества. Международная комиссия по охране окружающей среды и развитию ООН характеризует его как путь социального, экономического и политического прогресса, позволяющий удовлетворить нужды настоящего, не подрывая право будущих поколений удовлетворять их нужды. Человечество должно научиться «жить по средствам», сдерживание роста народонаселения, развитие новых промышленных технологий, поиски новых «чистых» источников энергии, увеличение производства продовольствия при сохранении прежних посевных площадей, сохранение природных сообществ.

4.Сделаем выводы. Американский ученый Барри Коммонер в книге «Замыкающийся круг» сформулировал четыре основных закона экологии.

Записи лежат у вас на столах, запишите их в тетрадь, осмыслите и постарайтесь запомнить.

    Все связано со всем.

Вред, наносимый одному компоненту экосистемы, может привести к большим неблагоприятным последствиям.

    Все должно куда – то деваться

Ландшафты Земли, географическая оболочка в целом – системы, в которых химические элементы и вещества включены в разнообразные, хорошо отлаженные циклы – круговороты.

Бытовые и производственные отходы, попадая в окружающую среду, не исчезают бесследно – они не включаются в естественные круговороты и постепенно накапливаются в воде. Почве, живых организмах…

    Природа знает лучше

Человек, желая «улучшить» природу, часто нарушает ход естественных процессов, что нередко делает среду обитания неблагоприятной для жизни.

    За все надо платить

Нельзя безвозмездно расходовать природные ресурсы, загрязнять окружающую среду, преобразовывать природные ландшафты.

5.Закрепление.

Именно эти законы и стали выводами по уроку.

5.Рефлексия :

Д авайте вернёмся к проблемному вопросу, можем мы сейчас на него ответить?

(предполагаемый ответ) Да! Конечно может!

Учитель: А это означает что мы достигли цели, которую совместно поставили

6.Итоги урока.

В группах по результатам совместной (активной или нет) работы проводят самооценку и взаимооценку.

Учитель выслушивает учащихся и выставляет отметки в журнал

Предлагаю вам поразмышлять дома над следующими словами:

    «Дикая природа – это сырье, из которого человек выковал изделие, именуемое цивилизацией».

(Олдо Леопольд)

    «Первый признак мудрости – неизменно уважительное отношение к природе» (Лао Цзы)

7. Домашнее задание § 5,7, вопросы после параграфа, термины, стр. учебника 335.