Система образов комедии «Горе от ума» А.С. Грибоедова. «Горе от ума» главные герои Система образов горе от ума схема

Формально Система персонажей “Горе от ума” соответствует набору традиционного амплуа классицистической “комедии сватовства”: героиня, служанка (субретка), отец героини, три героя-любовника, резонер, интриган, комическая старуха и другие. Однако Грибоедов противопоставил господствовавшему в драматургии способу создании героев персонажей, основывавшемуся на амплуа классическом и гиперболизации одной-двух черт характера, способ реалистического изображения человеческих типов, прорисованных как многомерные и разносторонние

Характеры. С этой целью писатель выходит за узкие рамки типажей, совмещая в одном персонаже черты нескольких сценических амплуа, иногда противоположных.

Кто Фамусов – “строгий” или “обманутый” отец? И то и другое. Служанка Софьи не только устраивает любовные свидания госпожи – она выступает в роли “соперницы” главной героини.

Кроме того, Лизу, которой принадлежат меткие и остроумные характеристики окружающих, можно назвать “резонером в юбке”.
Чацкий представлен одновременно и обличитель общественных пороков типа фонвизинского Стародума, и благородный “первый любовник”,

И как неудачливый жених. В нем мы также видим черты “злого умника” и одержимого “безумной” любовью романтического героя.
Из-за смешения амплуа “запутывается” любовная интрига. Избранник героини должен быть – “благородным”, чего не скажешь о Молчалине. “Положительный” Чацкий годится на роль “первого любовника”, но Софьи его не любит. Интрига осложняется тем, что Молчалин участвует еще в одном любовном “многоугольнике”, где он становится “соперником” самого Фамусова.

В параллельной любовной сюжетной линии пародируются отношении главных героев: Чацкий (Фамусов) – Софьи (Лиза) – Молчалин (буфетчик Петруша). В эпицентре любовной интриги оказывается Лиза: “Она к нему, а он ко мне…” Такой многослойный и запутанный любовный конфликт не может быть разрешен Типичным образом.
Уйдя от деления героев на “плохих” и “хороших”, Грибоедов сгруппировал персонажей по “вершинному” принципу, характерному для романтизма. В центре “вершины” находится Чацкий. Важную роль в пьесе играют также другие персонажи, не равноценные главному герою, но как бы приподнятые над остальными действующими лицами.
В арьергарде фамусовского общества, сплотившегося для противостояния Чацкому, тот, чьим именем это общество названо, – Павел Афанасьевич Фамусов. Фамусов выступил в пьесе не только как идейный антипод Чацкого, но и как важное лицо, действующее в интриге (протежирует Скалозуба), и как самостоятельный общественный тип с индивидуальным характером.
Любовная интрига основывается на взаимоотношениях 17-летней дочери Фамусова и трех претендентов на ее руку и сердце.
Грибоедов драматург новаторски переосмыслил в своей пьесе Роль персонажей вторых и третьих планов. В сцене бала “множество гостей всякого разбора” не просто являют собой беспорядочную толпу. Объединенные в отдельные группы (Горичи, Тугоуковские, Хрюмины, Хлестова-3агорецкий), они участвуют в небольшом вставном эпизоде.

Каждая такая комическая сцена, с одной стороны, автономна, имеет собственный “сюжет”, с другой – соотнесена с общей коллизией произведения.
Так, вписывается в общую канву “комедии сватовства” эпизод с семейством Тугоуховских. Бедный Фамусов никак не может забыть о том, что он приходится отцом дочери-невесты. А тут “на выданье” шесть княжон!

Увидев на балу новое и интересное лицо – Чацкого – Тугоуховские сразу-же принялись за сватовство. Но когда они узнали, что потенциальный жених не богач, моментально успокоились.
“Побочные” герои, не участвующие прямо в интриге, выполняют важнейшую миссию – создают Образ массы, усиливая ощущение распространенности явлений, которые сатирическим образом изображает писатель, “Расширяя сцену, наполняя ее народом действующих персонажей”, автор “Горя от ума” “без всякого сомнения, расширил и границы самого искусства” (П. Вяземский). Вслед за Грибоедовым такое “многолюдство” станет общим принципом русской реалистической драмы (“Ревизор” Н. Гоголя, “пьесы жизни” А. Островского).
Сколько персонажей в произведении? Бесспорной удачей Грибоедова как драматурга стало введение в комедию большого количества – около 50 – персонажей, которые на сцену не выходят, но упоминаются по ходу действия (сравните: в “Недоросле” их всего 4). Благодаря внесценическим персонажам локальный конфликт, происходящий в особняке Фамусова, перерастает общественный.

Узкие пространственные и временные рамки раздвигаются, вся Москва и вся Россия оказываются вовлечены в действие. Из 1820-х гг. вставные истории переносят нас в эпоху Екатерины ІІ. Также Внесценические персонажи служат раскрытию позиций, характеров действующих лиц (по принципу “Скажи, кто твой кумир, и я скажу, кто ты”).
Еще одно блестящее драматургическое решение Грибоедова – параллелизм персонажей. Псевдо оппозиционер Репетилов помогает лучше понять главного героя, имеющего собственные глубоко продуманные убеждения. Судьба Горича показывает, как могла сложиться судьба Чацкого, попытайся он подстроиться под “общественное мнение”.

Загорецкий – “двойник” Молчалина, повторяющего отрицательные черты в еще более пошлом и приниженном виде.
Параллелизм выступает главным композиционным средством в произведении. Он прослеживается на всех уровнях структуры – в сюжете, Системе персонажей, деталях, отдельных стихах. Направленность сопоставления на раскрытие идейной проблематики романа прослеживается также на уровне деталей. Так, описание Фамусовым московских “старичков” соотносится с описанием Репетиловым “сока умной молодежи”.

Темы разговоров “века минувшего” и “века нынешнего” уже несколько отличаются. Однако проку от этих пустых разговоров нет ни в том, ни в другом случае.
Этот пример наглядно показывает, что главное значение необыкновенно искусного параллелизма – смыслового.


(No Ratings Yet)


Related posts:

  1. Пьеса “Горе от ума” была написана в тот период, когда в литературе развивался романтизм и реализм. Грибоедов – писатель, заложивший основы новаторства в русской драматургии XIX века. Несмотря на жесткие требования классицистических канонов – наличие 5-8 действующих лиц, в “Горе от ума”, по словам самого автора, “двадцать пять глупцов на одного здравомыслящего человека”. В основу […]...
  2. Основу конфликта комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума”, написанной “накануне возмущения на Исаакиевской площади”, составляет борьба “века нынешнего” с “веком минувшим”. При этом под “веком нынешним” понимается та часть русского общества первой четверти Х1Х века, которую составляли прогрессивно мыслящие дворяне, связанные с движением декабристов. В комедии они представлены в образе Чацкого. “Век минувший” – […]...
  3. “Горе от ума” – это одно из самых злободневных произведений в русской литературе, это блестящий пример тесной связи литературы с общественной жизнью. Проблемы, поставленные в комедии, продолжают волновать читателя и сегодня, спустя столетия. В комедии ясно ощущается смена исторических эпох. В высказываниях различных персонажей возникают реалистический образ старой Москвы, уходящей к екатерининским временам, нравы барского […]...
  4. Как в живописном полотне фон, второстепенные детали оттеняют и усиливают главную идею картины, так и в комедии “Горе от ума” кажцый из персонажей пьесы выполняет свою художественную функцию. Эпизодические персонажи оттеняют и дополняют черты главных героев. Они хоть и не действуют прямо, но свидетельствуют о том, что Чацкому противостоит реакционная сила. Характерно, что на балу […]...
  5. “Горе от ума” – произведения А. С. Грибоедова, раскрывающее одну из самых важных проблем общества – проблему столкновения двух миров: “века нынешнего” и “века минувшего”. Позже эту тему будут поднимать в своих произведениях многие классики российской литературы. В пьесе Грибоедова столкновение разных взглядов показано на противопоставлении Чацкого и фамусовского общества. Александр Андреевич Чацкий – главный […]...
  6. Видит ли автор в Чацком “идеального” героя? (по комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума”) Александр Сергеевич Грибоедов – один из величайших умов своей эпохи, видный политический деятель, вошедший в русскую литературу как автор одного произведения. Но свою пьесу он назвал “Горе от ума”, уже в само название вынося острую, “не комедийную” проблему XIX века. […]...
  7. В моей комедии 25 глупцов на одного здравомыслящего человека. И иногда человек, разумеется, в противоречии с обществом, его окружающим, его никто не понимает, никто простить не хочет, зачем он немножко повыше других. А. С. Грибоедов В 1824 году Грибоедов создал бессмертную комедию “Горе от ума”. Главным героем этой комедии является Чацкий. Чацкий – это молодой […]...
  8. Столкновение Чацкого с фамусовским обществом было неизбежно. Оно принимает все более ожесточенный характер и осложняется личной драмой Чацкого – крушением надежд на личное счастье. Его выпады становятся все более резкими. Он вступает в борьбу, и в его речах со всей отчетливостью выступает противоположность его воззрений взглядам фамусовской Москвы: Если Фамусов – защитник старого века, времени […]...
  9. “Горе от ума” является комедией высокого общественного содержания. Грибоедов затрагивает важнейшие вопросы: о воспитании и образовании, о службе отечеству и гражданском долге, о крепостном праве и о поклонении всему иностранному. Главным героем этой комедии является Чацкий, который испытывает ненависть к крепостничеству, горячий патриотизм и гордость за все русское, любовь к просвещению, наукам и искусству. После […]...
  10. Кто умен в комедии А.С. Грибоедова “Горе от ума”? I. Вступление Ответ на этот вопрос на первый взгляд абсолютно ясен- умен Чацкий. Подтверждают это и слова самого Грибоедо­ва: “В моей комедии двадцать пять глупцов на’одного здра­вомыслящего человека”. Но в том-то и дело, что проблема кажется простой лишь на первый взгляд. В комедии пред­ставлены разные типы […]...
  11. Комедия А. С. Грибоедова “Горе от ума” является ярчайшим примером связи литературы с жизнью общества. Злободневность произведения актуальна и по сей день. Автору удалось в своем произведении четко изобразить смену одной исторической эпохи последующей, показать конфликт двух разных поколений. Благодаря большому количеству в комедии внесценических персонажей, которые разделены на два противоположных лагеря (Чацкого и Фамусова), […]...
  12. В 1824 году А. С. Грибоедов закончил свою комедию “Горе от ума”. Написанная в эпоху подготовки “рыцарского подвига” декабристов, пьеса рассказала о настроениях и конфликтах того напряженного времени. Отзвуки преддекабристских настроений были слышны и в резких обличениях Чацкого, и в испуганных репликах Фамусова и его друзей, и в общем тоне комедии. В центре пьесы лежит […]...
  13. Урок можно начать с сообщения учителя о поэтике комедии, где будут изложены такие положения: 1. В комедии “Горе от ума” можно заметить черты Классицизма: Быстрое развитие действия; Острота диалогов; Насыщенность языка афоризмами и эпиграммами; Сохранение трех классических единств (действия, места, времени); Особенности сценических амплуа (Чацкий – резонер, Лиза – субретка и т. д.); Говорящие имена […]...
  14. В центре пьесы Грибоедова “Горе от ума” лежит столкновение между “барской Москвой” и “новыми” людьми с прогрессивными взглядами. Представителем этих “новых” людей в комедии является один Чацкий. Этим автор подчеркивает исключительное положение таких людей, как он. “В моей комедии,- писал Грибоедов,- двадцать пять глупцов на одного здравомыслящего человека”. Фигура Чацкого, получая особое место в пьесе, […]...
  15. А. С. Грибоедов в комедии “Горе от ума” изобразил картину жизни барской Москвы, показал пороки людей, их взгляды, отношение к жизни. Комедия бьет не по какому-то одному пороку, а по всем вместе, по всему старому обществу. Главный герой комедии – Чацкий. Он образован, речь его логична, богата интонациями, образна, в ней отражается глубина его чувств […]...
  16. Над своей комедией “Горе от ума” Грибоедов работал в конце 10-х, начале 20-х годов девятнадцатого столетия. Это были знаменательные годы в истории России. Только что кончилась победой Отечественная война 1812 года. Эта победа утвердила волю русского народа к свободе и независимости, его горячую любовь к Родине. Люди ненавидели самодержавие и крепостничество, которые мешали экономическому и […]...
  17. “Горе от ума” – первая русская реалистическая комедия. Реализм пьесы, выразился в типизации характеров и обстоятельств, а также отказе автора от сюжетно-композиционных канонов.”Характеры и редкая картина нравов” были пугающе достоверны – считал А. Пушкин. Соблюдая принципы единства места и времени, Грибоедов не стал руководствоваться единством действия, которое должно было строиться на одном конфликте, завязывающемся в […]...
  18. Александр Сергеевич Грибоедов был одним из умнейших людей своего времени. Он получил блестящее образование, знал несколько восточных языков, был тонкий политик и дипломат. Грибоедов погиб в 34 года мучительной смертью, растерзанный фанатиками, оставив потомкам два замечательных вальса и комедию “Горе от ума”. “Горе от ума” – социально – политическая комедия. Грибоедов дал в ней правдивую […]...
  19. Прочитав комедию А. Грибоедова “Горе от ума”, мы столкнулись с общечеловеческими проблемами, актуальными и в наше время. Основной конфликт – столкновение прогрессивно настроенного Александра Чацкого против царского дворянства. Главный герой выступает против чинопочитания, угодничества и двуличия в лице Фамусова, Молчалина, Скалозуба и им подобных. В своем произведении Грибоедов делит героев на два совершенно противоположных лагеря, […]...
  20. Чацкий – представитель передовой части дворянства. Его столкновения со средой, со своим же классом – конфликт с фамусовским обществом, борьба за свое понимание жизни. Идеал жизни Фамусова: …не то на серебре, на золоте едал; сто человек к услугам; Весь в орденах; езжал – то вечно цугом; Век при дворе, да при каком дворе! Представления о […]...
  21. Комедия А. С. Грибоедова “Горе от ума” является новаторским произведением. Первоначально она была задумана автором как классицистическое произведение, но Грибоедов сумел преодолеть рамки классицизма и создал первую в русской литературе реалистическую пьесу. “Горе от ума” – социально-политическая комедия. В ней поставлены насущные проблемы, волновавшие общественность в 20-е годы XIX века. В произведении отражена правдивая картина […]...
  22. Александр Сергеевич Грибоедов был од- ним из умнейших людей своего времени. Он получил блестящее образование, знал несколь- ко восточных языков, был тонким политиком и дипломатом. Грибоедов погиб в 34 года му- чительной смертью, растерзанный фанатика- ми, оставив потомкам два замечательных вальса и пьесу “Горе от ума”. Ее жанр опре- деляют, как социально-политическая комедия. Грибоедов дал […]...
  23. Грибоедов вошел в русскую литературу как автор известной комедии “Горе от ума”. В ней затрагиваются очень важные вопросы: о воспитании, образовании, о преклонении перед всем иностранным, о крепостном праве. В комедии автор высмеивает и осуждает ряд образов: Фамусова, Скалозуба, Молчалина, Репетилова. Но всем этим героям противостоит главный герой комедии – Александр Андреевич Чацкий. Он получил […]...
  24. Гениальный драматург, талантливый поэт и выдающийся дипломат, один из образованнейших людей своего времени, Александр Сергеевич Грибоедов своей комедией “Горе от ума” положил начало расцвету русской реалистической драматургии. В 1824 г. он закончил работу над произведением. “Горе от ума” дает общую картину русской жизни эпохи после Отечественной войны 1812 года. В столкновении двух взглядов на мир […]...
  25. “Горе от ума” – это благороднейшее создание гениального человека”, – сказал В. Г. Белинский. Действительно, это одна из подлинно реалистических комедий в русской литературе. В комедии все представлено очень живо, психологически верно. Но современный читатель “Горя от ума” с трудом воспринимает произведение как комедию. Объясняется это тем, что главный герой ее, Чацкий, не является комическим […]...
  26. Фамилию Павла Афанасьевича Фамусова производят от лат. fama – молва, слух, общественное мнение. В фамусовском доме происходит действие комедии, и сам этот дом приобретает в сюжете важное значение. События начинаются рано, когда “день чуть брежжится”, и заканчиваются, когда “последняя лампа гаснет”. С того самого момента, как бой некстати заведенных часов нарушает сонное спокойствие утра, Фамусов […]...
  27. В комедии “Горе от ума” Грибоедов повествует о жизни дворянской Москвы XIX века. Это время, когда меняются порядки старой, екатерининской эпохи на новую, в которой человек не желает мириться с отсталостью страны, хочет служить своей родине не требуя чинов и наград. Таким человеком и является Чацкий, а его отношения с фамусовским обществом – основным конфликтом […]...
  28. Основа конфликта пьесы – во взаимодействии двух начал: общественного и личного. Главный герой Чацкий противостоит фамусовскому обществу. Его драма осложняется безответным и пылким чувством к Софье – дочери Фамусова. Чацкий: честный, прогрессивно мыслящий, свободолюбивый. Остер на язык. Еще до появления его на сцене мы узнаем, что он “чувствителен, и весел, и остер” (слова Лизы). Чацкий […]...
  29. Одна из важных черт произведения “Горе от ума” автора считается нахождение двух диссонансов, взаимосвязанных меж собой. Первое – любовь, второе – общественность. Благодаря этому и определилась роль персонажей. За любовную линию отвечают – Чацкий, Софья и Молчалин. За общественную линию – консервативное дворянство, где основной из них – Фамусов, и так же, можно отметить Чацкого, […]...
  30. План Утро в доме Фамусова. Приезд Чацкого. Холодность Софьи к нему. Разговор Фамусова и Чацкого. Монолог Фамусова о дяде Максиме Петровиче. Визит Скалозуба. Монолог Чацкого о крепостном праве. Падение Молчалина с лошади. Бал в доме Фамусова. Отношение гостей к сплетне о сумасшествии Чацкого. Несостоявшееся свидание Софьи и Молчалина, которому помешал Чацкий. Отъезд Чацкого из Москвы. […]...
  31. В комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума” показано противостояние Чацкого русскому дворянству. Всех персонажей можно считать безумными. Каждая сторона считает другую сторону сумасшедшей. Во всех действиях герои А. С. Грибоедова сплетничают и порочат друг друга. Причем делают это не в открытую, а за спиной. Ругают все новое и передовое. Но ни один герой не […]...
  32. В комедии “Горе от ума” писатель отражает столкновения двух лагерей: лагеря молодой России, представленного Чацким и лагеря жестоких крепостников, представленного Фамусовым, Скалозубом, Хлестовой, Молчалиным и другими. Этот конфликт – не художественная выдумка автора, он показывает в пьесе поколение будущих декабристов, которые проникнуты любовью к родине и к народу, они революционеры, которые борются с нравственным насилием […]...
  33. В комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума” проблема ума является одной из ключевых. Об этом, собственно, свидетельствует название. Поэтому эту проблему стоит рассматривать, пожалуй, самой первой, говоря о комедии, ее тематике и образной системе. Замысел пьесы не был изначально таким, каким он представляется нам сегодня. Грибоедов создал много версий своего произведения. И первоначально название […]...
  34. В памяти поколений А. С. Грибоедов остался автором одного произведения. Одного, но какого! Комедии “Горе от ума”! В первом варианте она называлась еще многозначительнее – “Горе уму”, и уже в самом этом названии был заключен ее глубокий идейно-философский смысл. Грибоедов рассказал в своей комедии о несчастьях умного человека, обрушившихся на него именно потому, что он […]...
  35. Сцене бала в комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума” посвящено почти все третье действие (с 4 по 22 явления). В этой сцене все сюжетные линии комедии достигают своей кульминации, а некоторые из них – и развязки. Начинается она с приезда гостей в дом Фамусова. Все они представители его, Фамусова, мира. Гости полностью разделяют его […]...
  36. Я странен, а не странен кто ж? – Тот, кто на всех глупцов похож… А. С. Грибоедов В грибоедовское время “ум” понимался широко – как интеллигентность, просвещенность. Понятия “ум”, “умник”, “умный” употреблялись в значении “вольнодумство”, “вольнодумец”, человек передовых убеждений, носитель новых идей, независимых свободолюбивых взглядов. Противоположный смысл придавался словам “глупец”, “глупость”, то есть отсталый, консервативный, […]...
  37. “Горе от ума” – это одно из самых злободневных произведений в русской литературе, это блестящий пример тесной связи литературы с общественной жизнью. Проблемы, поставленные в комедии, продолжают волновать русскую общественную мысль и литературу и сейчас, спустя столетия. В комедии ясно ощущается смена исторических эпох. В высказываниях различных персонажей комедии возникает реалистический образ старой Москвы, уходящей […]...
  38. “Горе от ума” есть и картина нравов, и галерея живых типов…” – так охарактериховал пьесу И. Гончаров. Основу конфликта комедии А. С.Грибоедова “Горе от ума” составляет конфликт “века нынешнего” и “века минувшего”. К “веку минувшему” относятся Фамусов и его гости, к “веку нынешнему” Чацкий и несколько внесценических персонажей – князь Федор и брат Скалозуба. Чацкий […]...
  39. В своей комедии Грибоедов отразил замечательное время в русской истории – эпоху декабристов, эпоху дворянских революционеров, которые, несмотря на свою малочисленность, не побоялись выступить против самодержавия и несправедливости крепостного права. Общественно-политическая борьба прогрессивно настроенных молодых дворян против дворян-охранителей старых порядков составляет тему пьесы. Идея произведения (кто же победил в этой борьбе – “век нынешний” или […]...
  40. …Им никуда не уйти от двух главных Мотивов борьбы: от совета учиться “на Старших глядя” и от жажды стремиться… К “свободной жизни”. И. А. Гончаров Современной молодежи не может быть безразличен Чацкий, потому что его беспокойство будоражит, тревожит общественную совесть. Сейчас, в переломный для нашей страны момент, такие люди, как Чацкий, особенно нужны. “Каждое дело, […]...

Система образов комедии. Проблема прототипов (А.С. Грибоедов "Горе от ума")

Героев комедии можно разделить на несколько групп: главные герои, второстепенные, герои-маски и внесценические персонажи. Все они, помимо отведенной им в комедии роли, важны и как типы, отражающие те или иные характерные черты русского общества начала XIX века.

К главным героям пьесы можно отнести Чацкого, Молчалина, Софью и Фамусова. Сюжет комедии строится на их взаимоотношениях. Взаимодействие этих персонажей друг с другом и движет ход пьесы.

Второстепенные герои - Лиза, Скалозуб, Хлестова, Горичи и другие - тоже участвуют в развитии действия, но прямого отношения к сюжету не имеют.

Образы героев-масок предельно обобщены. Автору не интересна их психология, они занимают его лишь как важные "приметы времени" или как вечные человеческие типы. Их роль особая, ибо они создают социально-политический фон для развития сюжета, подчеркивают и разъясняют что-то в главных героях. Их участие в комедии основано на приеме "кривого зеркала". К героям-маскам можно отнести Репетилова, Загорецкого, господ N и D, семейство Тугоуховских. Автора не интересует личность каждой из шести княжон, они важны в комедии лишь как социальный тип "московской барышни". Это воистину маски: все они на одно лицо, мы не отличим реплику первой княжны от высказывания второй или пятой:

3-я. Какой эшарп cousin мне подарил!

4-я. Ах! да, барежевый!

5-я. Ах! прелесть!

6-я. Ах! как мил!

Эти барышни смешны Чацкому, автору, читателям. Но вовсе не кажутся смешными Софье. Ибо при всех ее достоинствах, при всех сложностях ее натуры, она из их мира, в чем-то Софья и "стрекочущие" княжны очень и очень близки. В их обществе Софья воспринимается естественно - и мы видим героиню уже в несколько ином свете.

В отличие от княжон, которых Грибоедов лишь пронумеровал, даже не сочтя нужным дать им имена в афише, их отец имеет и имя, и отчество: князь Петр Ильич Тугоуховский. Но и он безлик, и он маска. Ничего, кроме "э-хм", "а-хм" и "у-хм" не произносит, ничего не слышит, ничем не интересуется, собственного мнения начисто лишен... В нем доведены до абсурда, до нелепости черты "мужа-мальчика, мужа-слуги", составляющие "высокий идеал московских всех мужей". Князь Тугоуховский - вот будущее приятеля Чацкого, Платона. Михайловича Горича. На балу сплетню о безумии Чацкого разносят господа N и D. Вновь ни имен, ни лиц. Олицетворение сплетни, ожившая сплетня. В этих персонажах сфокусированы все низменные черты фамусовского общества: безразличие к истине, равнодушие к личности, страсть "перемывать косточки", ханжество, лицемерие... Это не просто маска, это, скорее, маска-символ.

Герои-маски играют роль зеркала, поставленного напротив "высшего света". И здесь важно подчеркнуть, что одной из главных задач автора было не просто отразить в комедии черты современного общества, но заставить общество себя в зеркале узнать.

Задаче этой способствуют внесценические персонажи, то есть те, чьи имена называются, но сами герои на сцене не появляются и участия в действии не принимают. И если основные герои "Горя от ума" не имеют каких-то определенных прототипов (кроме Чацкого), то в образах некоторых второстепенных героев и внесценических персонажей вполне узнаются черты реальных современников автора. Так, Репетилов описывает Чацкому одного из тех, кто "шумит" в Английском клубе:

Не надо называть, узнаешь по портрету:

Ночной разбойник, дуэлист,

В Камчатку сослан был, вернулся алеутом,

И крепко на руку нечист.

И не только Чацкий, но и большинство читателей "узнавали по портрету" колоритную фигуру того времени: Федора Толстого - Американца. Занятно, к слову, что сам Толстой, прочитав в списке "Горе от ума", себя узнал и при встрече с Грибоедовым попросил изменить последнюю строчку следующим образом: "В картишках на руку нечист". Он собственноручно переправил так строку и приписал пояснение: "Для верности портрета сия поправка необходима, чтобы не подумали, что ворует табакерки со стола".

В сборнике научных трудов "А. С. Грибоедов. Материалы к биографии" помещена статья Н. В. Гурова "Тот черномазенький..." ("Индийский князь" Визапур в комедии "Горе от ума")". Помните, при первой встрече с Софьей Чацкий, стараясь возродить атмосферу былой непринужденности, перебирает давних общих знакомых, над которыми оба они три года назад потешались. В частности, поминает он и некоего "черномазенького":

А этот, как его, он турок или грек?

Тот черномазенький, на ножках журавлиных,

Не знаю, как его зовут,

Куда ни сунься: тут как тут,

В столовых и гостиных.

Так вот, в заметке Гурова говорится о прототипе этого "проходного" внесценического персонажа. Оказывается, удалось установить, что был во времена Грибоедова некий Александр Иванович Порюс-Визапурский, вполне подходящий к описанию Чацкого.

Зачем потребовалось искать прототип "черномазенького"? Не слишком ли мелкая он фигура для литературоведения? Оказывается - не слишком. Для нас, спустя полтора века после издания "Горя от ума", безразлично, был ли "черномазенький" или Грибоедов его выдумал. Но современный читатель (в идеале - зритель) комедии немедленно понимал, о ком идет речь: "узнавал по портрету". И исчезала пропасть между сценой и зрительным залом, вымышленные герои говорили о лицах, известных публике, у зрителя и персонажа оказывались "общие знакомые" - и довольно много. Таким образом, Грибоедову удалось создать удивительный эффект: он стирал грань между реальной жизнью и сценической действительностью. И что особенно важно, комедия при этом обретая напряженное публицистическое звучание, ни на йоту не теряла в художественном отношении.

Проблема прототипа главного героя комедии требует особого разговора. Прежде всего потому, что о прототипе Чацкого нельзя сказать с той же определенностью, однозначностью, что о прототипах внесценических персонажей. Образ Чацкого - меньше всего портрет того или иного реального человека; это собирательный образ, социальный тип эпохи, своеобразный "герой времени". И все же в нем есть черты двух выдающихся современников Грибоедова - П.Я. Чаадаева (1796-1856) и В.К. Кюхельбекера (1797-1846). Особый смысл скрыт в имени главного героя. Фамилия "Чацкий", несомненно, несет в себе зашифрованный намек на имя одного из интереснейших людей той эпохи: Петра Яковлевича Чаадаева. Дело в том, что в черновых вариантах "Горя от ума" Грибоедов писал имя героя иначе, чем в окончательном: "Чадский". Фамилию же Чаадаева тоже нередко произносили и писали с одним "а": "Чадаев". Именно так, к примеру, обращался к нему Пушкин в стихотворении "С морского берега Тавриды...": "Чадаев, помнишь ли былое?.."

Чаадаев участвовал в Отечественной войне 1812 года, в заграничном антинаполеоновском походе. В 1814 году он вступил в масонскую ложу, а в 1821-м внезапно прервал блестящую военную карьеру и дал согласие вступить в тайное общество. С 1823 по 1826 год Чаадаев путешествовал по Европе, постигал новейшие философские учения, познакомился с Шеллингом и другими мыслителями. После возвращения в Россию в 1828-1830 годах написал и издал историко-философский трактат: "Философические письма". Взгляды, идеи, суждения - словом, сама система мировоззрения тридцатишестилетнего философа оказалась настолько неприемлема для николаевской России, что автора "Философических писем" постигло небывалое и страшное наказание: высочайшим (то есть лично императорским) указом он был объявлен сумасшедшим. Так случилось, что литературный персонаж не повторил судьбу своего прототипа, а предсказал ее.

Список литературы

Монахова О.П., Малхазова М.В. Русская литература XIX века. Ч.1. - М.-1994

В отечественной классике Грибоедов известен, как автор первой комедии, сочетающей в себе примеры классицизма и реализма, хотя у него были и другие комедии, созданные раньше. Ранее созданные пьесы включали в себя зачатки сочетания различных стилей для основания нового, но истинным результатом новаторского жанра, стало произведение Грибоедова «Горе от ума». Идея пьесы возникла у автора в 1820 году, значимую помощь в описании образов, писателю оказали рассказы его давней подруги, Греховой Е. Б. Комедия Грибоедова считается верхом поэтической драматургии, реплики из пьесы моментально превратились в цитаты, до сих пор используемые в нашей жизни.

Характеристика героев «Горе от ума»

Главные герои

Чацкий

Положительный герой комедии. Воспитывался в семье Фамусова, достигнув совершеннолетия, стал жить отдельно. Молодой дворянин, обладающий острым умом и проницательностью, у него благородная душа и высокие помыслы. Осуждает взгляды Фамусова, а значит, всего дворянского общества. Горячо любит свою Родину и свой народ, его гордость задевает насмешливое отношение иностранцев ко всему русскому. Влюблен в Софью, узнав о ее любви к ничтожному Молчалину, разочарован и в ней, и в обществе, покидает Москву.

Фамусов

Богатый помещик, вдовец, воспитывает дочь Софью. Сторонник старинного уклада жизни. Основные черты его характера - раболепство и чинопочитание. Щепетильно относится к общественному мнению о своей особе и о своей семье. Является противником Чацкого в спорах о взглядах на жизнь. Мечтает выдать дочь замуж за Скалозуба. Заигрывает со служанкой.

Софья

Наивная и доверчивая дочь Павла Афанасьевича. Она воспитана и образована в лучших традициях дворянского общества Москвы. Не поняла настоящего чувства Чацкого, влюблена в Молчалина. Играет на фортепиано, читает французские повести. Софья - это образ смелой и решительной девушки, у нее сильный характер.

Молчалин

Характеристика героя содержит лишь отрицательные эпитеты. Служит секретарем Фамусова, человек с мелкой, подлой душонкой. Холодный лицемер, беспринципный и глупый лизоблюд. Расчетливый и трусоватый. Родился в бедной семье, мечтает попасть в «высшее» общество. Влюблен в служанку Лизу. Боготворит Татьяну Юрьевну.

Скалозуб

Не слишком умный человек, состоятельный холостяк, еще не старый. Служит полковником, обычный «солдафон», мечтает о карьере генерала, вся его жизнь - в армии. Известен в московских кругах.

Второстепенные персонажи

Лиза

Ветреная девушка, прислуга в доме Фамусова, игривая, веселая. Ей нравится буфетчик Петруша. К ней благосклонно относится Фамусов. Покрывает свою госпожу Софью.

Репетилов

Старинный приятель Чацкого, его пародийное отображение. Простодушный, глуповатый, заурядный человек.

Загорецкий

Вхож в дом Фамусова, светский человек, поверхностный, глуповатый, мошенник и плут.

Хлестова

Свояченица Павла Афанасьевича, зловредная одинокая старуха, от одиночества завела свору собачек и кучу приживалок.

Платон Михайлович Горич

Приятель Чацкого, разочарован в женитьбе на молодой женщине, покорно ей подчиняется. Отставной военный.

Наталья Дмитриевна Горич

Молодая супруга Горича, любительница балов, до назойливости заботится о муже.

Князь Тугоуховский

Глуховатый старичок, приятель Фамусова, цель жизни - выгодно пристроить своих шесть дочерей.

Княгиня Тугоуховская

Супруга князя, поддерживает взгляды Фамусова, противница образования, мечтает о выгодной партии для дочек.

Графини Хрюмины

Имена их неизвестны, роль незначительна. Престарелая бабка ездит с внучкой по балам, надеясь выдать ее замуж.

Максим Петрович

Покойный дядя Павла Афанасьевича, его яркий пример для подражания.

Петрушка

Слуга, знает азы грамоты, помогает хозяину делать записи, неопрятный.

В «Горе от ума» герои, один из которых Чацкий, показывают конфликт поколений. Также в этой пьесе присутствуют внесценические персонажи, в список которых входят представители московского общества. Главные герои «Горе от ума», кроме Чацкого, не имеют прототипов, в некоторых второстепенных персонажах выражены черты современников автора из литературного общества. Эта таблица, в которой дана характеристика героев, может помочь в изложении краткого содержания пьесы.

Полезные ссылки

Посмотрите, что у нас есть еще:

Тест по произведению

Произведение новаторское и по проблемати-ке, и по стилю, и по композиции, «Горе от ума» стало первой рус-ской реалистической комедией, отразившей наиболее существен-ные общественно-политические и нравственные проблемы эпохи. Впервые в русской драматургии была поставлена задача показать не образы-маски, соответствующие традиционным амплуа комедий классицизма, а живые, реальные типы людей — современников Грибоедова. «Портреты, и только портреты входят в состав комедии и трагедии, в них, однако, есть черты, свойственные многим другим лицам, а иные — всему роду человеческому… Карикатур ненави-жу, в моей картине ни одной не найдешь», — писал автор о своих героях. На этом принципе реалистической типизации основана система образов «Горе от ума». В ней нет четкого деления персона-жей на положительных и отрицательных, как в произведениях классицизма. По словам Гончарова, «вся пьеса представляется ка-ким-то кругом знакомых читателю лиц», в котором «и общее и де-тали, все это не сочинено, а так целиком взято из московских гости-ных и перенесено в книгу и на сцену».

В комедиях классицизма действие обычно основывалось на «лю-бовном треугольнике», который составляли герои с четко опреде-ленной функцией в сюжете и характером. В эту «систему амплуа» входили: героиня и два любовника — удачливый и неудачливый, отец, не догадывающийся о любви дочери и горничная, устраи-вающая свидания влюбленных — так называемая субретка. Некое подобие таких «амплуа» есть и в комедии Грибоедова.

Чацкий должен был бы играть роль первого, удачливого любов-ника, который в финале, успешно преодолев все трудности, благо-получно женится на своей возлюбленной. Но развитие действия комедии и особенно ее финал опровергают возможность такой трактовки: Софья явно предпочитает Молчалина, она дает ход сплетне о сумасшествии Чацкого, что вынуждает Чацкого покинуть не только дом Фамусова, но и Москву и, вместе с тем, расстаться с надеждами на взаимность Софьи. Кроме того, в Чацком есть и чер-ты героя-резонера, который в произведениях классицизма служил выразителем идей автора.

Молчалин подошел бы под амплуа второго любовника, тем более, что с ним связано еще и наличие второго — комического — «любов-ного треугольника» (Молчалин — Лиза). Но на самом деле оказыва-ется, что именно он удачлив в любви, к нему Софья испытывает осо-бое расположение, что больше подходит под амплуа первого любовника. Но и здесь Грибоедов уходит от традиции: Молчалин яв-но не положительный герой, что обязательно для амплуа первого любовника, и изображается с негативной авторской оценкой.

Грибоедов отказывается от традиции и в изображении героини. В классической «системе амплуа» Софья должна была бы стать идеальной героиней, но в «Горе от ума» этот образ трактуется весь-ма неоднозначно. С одной стороны, это незаурядная личность, сильный, крупный характер. Она, конечно, во многом отличается от московских барышень, подобных княжнам Тугоуховским. Как справедливо заметил Гончаров, Софья обладает прекрасными свойствами души, а остальное — воспитание.

Даже ее предпочтение Молчалину, явно уступающему Чацкому в благородстве и уме, честности и культуре и многих других заме-чательных качествах, вполне объяснимо. Ей, как и пушкинской Татьяне, довелось обмануться в своих ожиданиях. Ведь выбор ее пал на человека, необычного для ее круга, что потребовало немало-го мужества и самостоятельности. Воображение девушки наделило «бессловесного» Молчалина всеми качествами идеального героя, а он до поры до времени успешно скрывал свое истинное лицо и под-линные интересы.

В то же время, этот выбор можно объяснить и стремлением по-велевать, так роднящим Софью с ее отцом. «Муж-слуга», идеал мо-сковских дам, вполне мог бы устроить и Софью. Во всяком случае, резкий и независимый характер Чацкого явно ей не по душе, и именно она начинает сплетню о сумасшествии Чацкого. Так что об-раз Софьи получился очень многогранным, неоднозначным, а в финале ее ждет не счастливый брак, а глубокое разочарование.

Также отклоняется автор от норм классицизма в изображении субретки — Лизы. Как субретка она хитра, сообразительна, находчи-ва и достаточно смела в отношениях с господами. Она весела и не-принужденна, что однако, не мешает ей, как и положено по амплуа, принимать активное участие в любовной интриге. Но при этом Гри-боедов наделяет Лизу достаточно необычными для такой роли чер-тами, роднящими ее с героем-резонером: она дает четкие, даже афо-ристичные характеристики другим героям, формулирует некоторые важнейшие позиции фамусовского общества («грех не беда, молва не хороша», «и золотой мешок, и метит в генералы» — о Скалозубе).

Фамусов в «системе амплуа» играет роль благородного отца, не догадывающегося о любви дочери, но, меняя традиционный финал, Грибоедов лишает этого персонажа и возможности благополучно завершить развитие действия: обычно в конце концов, когда все раскрывалось, благородный отец, заботящийся о счастье дочери, благословлял влюбленных на брак и все заканчивалось свадьбой.

Ничего подобного в финале «Горе от ума» не происходит. О ре-альном положении вещей Фамусов так ничего и не знает до самого конца. Но и там он все же остается в счастливом неведении об ис-тинных пристрастиях своей дочери — он считает, что Софья влюб-лена в Чацкого, а о Молчалине как предмете воздыханий дочери, он даже не помышляет, иначе все закончилось бы куда хуже, пре-жде всего для Молчалина. Ведь помимо того, что подразумевает амплуа благородного отца, образ Фамусова включает черты типич-ного московского «туза», крупного начальника, барина, который не привык к тому, чтобы его подчиненные позволяли себе и куда меньшие вольности — недаром же Молчалин так боится проявле-ния к нему симпатий со стороны Софьи, несмотря на все предосто-рожности девушки.

Все участники этого «треугольника» так сильно вышли за рамки своего амплуа именно потому, что, создавая реалистические обра-зы, Грибоедов не мог наделить их каким-то стандартным набором черт. И как полнокровные, живые образы они стали вести себя со-всем не так, как предусматривали правила классицизма.

С точки зрения общественного конфликта система образов коме-дии построена на антитезе «века нынешнего» и «века минувшего». Чацкий, единственный из сценических персонажей, противопос-тавлен фамусовскому обществу. Он является типичным представи-телем той части русского общества первой четверти XIX века, кото-рая несла в себе новые взгляды, мысли, идеалы и настроения — «века нынешнего» — как после появления комедии стали называть молодое поколение дворян. В дальнейшем этих людей часто соотно-сили с декабристами, участниками восстания 14 декабря 1825 года. «Фигура Чацкого… появляется накануне возмущения на Исаакиевской площади; это декабрист» (А.И. Герцен).

В образе Чацкого действительно нашли отражение идеалы, нра-вы и дух декабристской части общества той эпохи. Подобные ему люди не могли смириться с жизнью, которую заполняют «обеды ужины и танцы». Они требуют свободы личной и общественной, стремятся к идеалам просвещения, образования, подлинной национальной культуры.

Прежде всего, Чацкий похож на декабристов по своим взглядам. Главное, что сближает их, — это протест против крепостничества (монолог «А судьи кто?»). Как и декабристы, Чацкий говорит о не-обходимости службы делу, «а не лицам». Протест против системы фаворитизма, выступление против авторитетов прошлого — «судей решительных и строгих» — сочетается у Чацкого с утверждением права человека на свободный выбор призвания. Он с большой симпатией говорит о людях, которых в обществе Фамусова называют «мечтателями, опасными» людьми.

Наряду с этим Чацкий, как и декабристы, считает необходимым развивать просвещение. Этого «век минувший» боится смертельно, потому что человека развитого, умного невозможно заставить жить по предписанным ему правилам, он свободен в своем выборе. Вот почему просвещение, по мнению фамусовского общества, основа всех новых и очень опасных веяний. «Ученье — вот беда», — гово-рит об этом Фамусов.

Вопрос об истинном просвещении тесно связан с проблемой на-циональной культуры. Чацкого волнует «Смешенье языков: фран-цузского с нижегородским», преклонение перед всем иностранным, которое царит в русском обществе. А главное для него, как и для декабристов, преодолеть пропасть, которая разделяет образован-ных русских людей и народ. «Чтоб умный, бодрый наш народ хотя по языку нас не считал за немцев», — требует Чацкий.

В реальной жизни людей, подобных Чацкому, было не очень много. Грибоедов сохраняет такую же ситуацию и в своей комедии. В сценическом действии присутствует лишь один его единомыш-ленник — Репетилов, но и тот оказывается мнимым соратником Чацкого, только подчеркивающим одиночество главного героя. Это образ-пародия. Суть этого характера выражена в словах: «Шумим, братец, шумим».

Из комедии мы знаем, что образ мыслей Чацкого разделяют князь Федор («химик и ботаник») и брат Скалозуба, который, оставив служ-бу, занялся в деревне чтением книг. Они входят в состав внесцениче-ских персонажей комедии, которых даже больше, чем сценических. Они необходимы для раскрытия всей истинной широты конфликта, а также помогают уточнить позиции сценических персонажей и мо-гут относиться как к «веку нынешнему», так и к «веку минувшему». Так почтенный камергер Кузьма Петрович или дядя Фамусова Мак-сим Петрович — внесценические персонажи, наиболее успешно во-площающие в жизнь мораль и идеалы фамусовского общества: уме-ние «подслужиться», чтобы занять высокое место в обществе и пользоваться всеми подобающими ему привилегиями. «Известная» Татьяна Юрьевна помогает составить представление о влиятельных дамах, имеющих «полезных» друзей и родных.

На сцене «век минувший» представляет фамусовское общество. Среди них выделяются отдельные фигуры: московский «туз», круп-ный начальник Фамусов; мелкий служащий из его ведомства Мол-чалин; полковник Скалозуб, представляющий армию. Гости на балу у Фамусова составляют самостоятельную группу, без которых «гале-рея типов» фамусовской Москвы была бы неполной, но очерчены они не так подробно. Здесь мы видим своеобразный «контингент невест» (шесть княжон и Графиня внучка) и «счастливую» семейную пару: »мужа-слугу» Платона Михайловича Горича и его супругу Наталью Дмитриевну; «остаток екатерининского века» — влиятельную мос-ковскую барыню Хлестову и плута и мошенника Загорецкого, прези-раемого всеми, но необходимого, поскольку он «мастер услужить». Каждый из этих персонажей — своеобразный характер со своими неповторимыми особенностями. Но всем им присущи общие черты, которые позволяют объединить их в одну группу.

Это достаточно замкнутое общество, в которое могут войти только самые высокопоставленные и богатые люди. Их благополучие опи-рается на крепостное право — ведь благодаря владению богатыми имениями они могут «награжденья брать и весело пожить». В фаму-совской Москве принято не только поддерживать такой порядок ве-щей, но и оценивать в соответствии с ним других людей. «Будь пло-хонький, да если наберется душ тысячки две родовых, — тот и жених», — так говорит Фамусов о претенденте, достойном руки его дочери. Очевидно, что в этих оценках не последнюю роль играют и чины, получить которые помогает родство и протекция. Главное в службе для этих людей, разумеется, не дело — им никто здесь и не занимается, — а те выгоды, которые сулит служебное положение. Ради чина они готовы унижаться, прислуживаться, как это делает Молчалин. Достигнув «степеней известных», как Фамусов, можно уже не утруждать себя делами — «подписано — так с плеч долой». Материал с сайта

В армии существует такой же «порядок»: «каналы», благодаря которым полковник Скалозуб добился высокого чина, очевидно, аналогичны — ведь во время войны 1812 года он отсиживался в тылу, а подвиги совершали другие, которые погибали и тем самым помогали открыть «вакансии» для людей, подобных персонажу грибоедовской комедии.

История Скалозуба демонстрирует и подлинное лицо патриотиз-ма фамусовского общества; истинному чувству здесь нет места, есть только показной порыв: «Кричали женщины ура! И в воздух чепчи-ки бросали». Зато какое преклонение царит в этом обществе перед всем иностранным! Это касается и мод на наряды, и стремления ще-гольнуть в обществе французскими словечками, правда, в результа-те получается «Смешенье языков: французского с нижегородским».

Мода на все иностранное и иностранцев дошла до того, что даже воспитание и образование детей доверено весьма сомнительным педагогам — «числом поболее, ценою подешевле». Это не удиви-тельно, ведь хорошее, настоящее образование, как и подлинная культура, фамусовскую Москву не интересует, а серьезно пугает. Ее основные занятия и интересы — это «обеды, ужины, и танцы», вовремя которых можно не только приятно провести время, но и со-ставить нужные знакомства, подыскать выгодных женихов для до-черей, протекцию для сыновей, а еще посплетничать за спиной у своих же знакомых.

Но, несмотря на внешнюю суету, жизнь фамусовской Москвы те-чет очень однообразно. Она консервативна настолько, что спустя три года, во время которых Москва пережила наполеоновское на-шествие, Чацкий не находит здесь, практически, никаких измене-ний: «Что нового покажет мне Москва? Вчера был бал, а завтра бу-дет два». Энергия фамусовского общества собирается только для сохранения своих основ, борьбы с инакомыслием — ощутив в Чац-ком того, кто нарушает покой, размеренный ход привычной жизни, фамусовское общество объявляет ему войну и применяет самое страшное свое оружие — сплетню. Силу ее понимают все. Но как только враг повержен и изгнан, «стихия» возвращается в свои бере-га, а Чацкого готовы даже пожалеть — по крайне мере, на словах.

Таким образом, «в группе двадцати лиц отразилась, как луч све-та в капле воды, вся прежняя Москва, ее рисунок, тогдашний ее дух, исторический момент и нравы». Но вместе с тем, человеческие типы, составляющие эту Москву и показанные нам Грибоедовым, в чем-то оказываются не зависящими ни от времени, ни от места, ни от социального строя. В них есть то, что относится к вечным явле-ниям жизни. И если верно, что всякое новое дело «вызывает тень Чацкого», то всегда найдется и Фамусов, который, что бы ни случи-лось, скажет только: «Ах! Боже мой! что станет говорить княгиня Марья Алексевна!».

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • развитие действия в горе от ума
  • система образов в горе от ума
  • амплуа благородный отец характеристика
  • сочинение ве нвнешный минувший из комедии горе от ума
  • горе от ума представить систему образов комедии

Комедия А. С. Грибоедова “Горе от ума” - один из выдающихся образцов русской драматургии первой четверти XIX века. Комедия создавалась в тот период, когда в России на сцене господствовал классицизм, однако драматург стремился реалистически изобразить современную ему российскую действительность, то есть, по словам Гончарова, “взять ее целиком из московских гостиных и перенести в книгу и на сцену”. Этим и обусловлено новаторство Грибоедова - в его комедии ведущим принципом изображения жизни является реалистический.
Боевое революционное содержание, острота идей, злободневность образов обусловили высокую политическую действенность комедии. Глубокая идейная связь с передовым движением эпохи позволила писателю поднять в своем произведении самые острые политические вопросы времени.
В комедии нашла отражение эпоха, наступившая после Отечественной войны 1812 года. Это была эпоха зарождения и развертывания декабристского движения.
“Горе от ума” является общественно-политической комедией, хотя в основе пьесы находится любовный конфликт, который с развитием действия отходит на второй план, а на первый выступает общественный конфликт - столкновение “века нынешнего” с “веком минувшим”.
Первый представлен в комедии в образе Чацкого, последний - в образах Фамусова, Молчалина, Скалозуба и многих других “московских”. При этом все персонажи пьесы - типичные характеры. Отличительные черты представителей московского общества воплотились в образах комедии столь ярко, что И. А. Гончаров сравнивает их с колодой карт. Например, Чацкий - это типичный передовой дворянин, который оторвался от своей сословной среды и, как “друг человечества”, гневно обличает пороки общества: крепостничество, чинопочитание, кумовство, засилие иностранцев и многое другое. Одним из главных оппонентов Чацкого является Молча-лин, типичный маленький чиновник, мечтающий добиться определенного положения в обществе. Он хочет стать таким же, как и его патрон Фамусов. Молчалин крепко усвоил заповеди отца - “угождать всем людям без изъятья”, а также “не должно сметь свое суждение иметь”.
Образы “Горя от ума” лишены схематичности, что было присуще героям классицистических пьес; они выпуклы и многогранны, сочетают в себе как положительные, так и отрицательные черты. Так, Чацкий - страстная и эмоциональная натура - из-за своей пылкой непосредственности иногда попадает в смешное, а то и глупое положение. Например, на середине очередного монолога он замечает, что все кружатся в вальсе “с величайшим усердием”. Образ же Молчалина не исчерпывается показом только его негативных черт: подхалимства и умения “принимать виды”. Он пытается завоевать расположение Лизы, горничной в доме Фамусова, путем подкупа “интересами”, в отдельных случаях он способен и невзначай уколоть собеседника. Так, он спрашивает Чацкого: “Вам не дались чины? По службе неудача?”
Итак, в комедии “Горе от ума” Грибоедов широко использует реалистический принцип при создании характеров.
Следует заметить, что и количество действующих лиц значительно превышало нормы драматургии того времени: пять - восемь персонажей. В комедии же Грибоедова “25 глупцов на одного здравомыслящего человека”, что увеличивало масштабы сценического действия.
Кроме того, драматург ввел в свою пьесу большое количество внесценических персонажей, число которых превышало сценические. Они представляют все то же московское общество и отражают борьбу в нем двух эпох. Именно поэтому среди внесценических персонажей есть и единомышленники Чацкого (двоюродный брат Скалозуба, князь Федор, “химик и ботаник”, профессора Педагогического института, “упражняющиеся в расколах и безверьи”), и представители фамусовского общества (московское “тузы”Максим Петрович и Кузьма Петрович, крепостники, меняющие своих преданных слуг на собак или распродающие своих “Амуров” и “Зефиров” поодиночке, московские барыни - “судьи всему, везде, над ними нет судей” и другие).
Таким образом, внесценические персонажи способствуют расширению показа действительности в комедии, а главное - выводят ее за рамки фамусовского дома.
И Чацкому, и его главному оппоненту Фамусову достается “каждому свой “мильон терзаний”; последнему уже наверняка не стать “тузом”, а Чацкий вынужден отправиться “искать по свету, где оскорбленному есть чувству уголок”. На сцене безусловную победу не одерживает никто. Грибоедов, как реалист, не мог показать победу “века нынешнего” над “веком минувшим”, хотя все его симпатии и симпатии зрителей на стороне первого.
Создатель “Горя от ума” явился новатором и в области языка. Прежде всего, речь персонажей комедии индивидуализирована, она является одним из средств раскрытия характеров. Особенно это заметно на примере речи Чацкого. Логичность и стройность его монологов, их обличительный пафос выдают в нем человека с целой системой взглядов и убеждений, со своим собственным взглядом на мир. Правильный литературный язык Чацкого свидетельствует о его образованности и начитанности, а обилие восклицательных предложений и страстность его речей доказывают, что перед нами внутренне богатая, эмоциональная и страстная натура. Речи Чацкого проникнуты высоким гражданским пафосом, это говорит о его свободомыслии, о том, что ему свойственны “души прекрасные порывы”:

Так страстность речей Чацкого сближает его с декабристами-романтиками.
Как и предсказывал А. С. Пушкин, много строк комедии “вошло в пословицы и поговорки”: “Свежо предание, а верится с трудом”, “Дома новы, а предрассудки стары”, “Блажен, кто верует, тепло ему на свете”, “Служить бы рад, прислуживаться тошно” и другие.
Грибоедов заменил почтенный александрийский стих вольным ямбом, который позволял передать естественные интонации человеческой речи. Можно утверждать, что этим “Горе от ума” подготовило переход русской драматургии от стихов к прозе (“Ревизор” Гоголя).
“Горе от ума” является первой реалистической общественно-бытовой комедией в русской литературе, в которой автору удалось запечатлеть типичные характеры в типичных обстоятельствах и воссоздать русскую жизнь первой четверти XIX века широко и многогранно.