Рассказ сказка о науке биология. Дидактические сказки по биологии. Тема урока: Простейшие. Особенности организации

Наталья Дворянова
Экологическая сказка о клетке

Сказка о клетке

Сказка о клетке

Однажды я купил в магазине новую компьютерную игру «Мир клетки » . Меня это заинтересовало, ведь на уроке биологии мы тоже проходили строение клетки , забыл сказать , что учусь я в 5 классе. Придя домой я сразу сел за компьютер и загрузил только что купленную игру. Там как в любой игре были настройки героя – кем я буду играть и выполнять задания и уровни прохождения. Сама игра представляла путешествие в виртуальную реальность.

Я настроил своего героя до микроскопически малых размеров и погрузился в прохождение уровней игры. Клетка представляла собой замок- крепость, в которую мне надо проникнуть, чтобы пройти все уровни и закончить игру. С помощью костюмов, разных приспособлений и хитростей, я с трудом приблизился к странному замку, стены были зеленного цвета. Я обошел его и увидел ворота, надо было ввести код чтобы проникнуть. внутрь. Оказывается,кодовое слово – микроскоп. Я вошел, и сразу попал на оживленную трассу. По ней двигались какие - то шарообразные вещества. Пришлось вспоминать урок, на лабораторной работе мы рассматривали (лук… Да, это были –пластиды. Ворота, в которые я вошел, были поры. Первый уровень пройден! Задание второго уровня - достичь озера Вакуоль. Я надел невидимы специальный костюм и уселся на пластид. Через некоторое время мы подъехали к озеру Вакуоль. Озеро было большим и чистым. Мне захотелось искупаться и почувствовать свежесть, я потрогал содержимое, затем попробовал на вкус и сразу выплюнул. Содержимое оказалась горьким и неприятным, но вкус был знакомым… И я вспомнил,что путешествую по клетке лука . Дышать становилось сложно, надо передвигаться дальше и достичь конечного, третьего уровня игры, самого сложного. Силы меня покидали, я сильно устал, а воды нигде не было, да и мои запасы закончились.

Прохождение затягивалось, оно было долгим,но интересным. Все там двигалось, перемещалось, целый механизм. Да, надо в вспоминать знания, полученные на школьном уроке. Как же мне проникнуть незаметно в эту жизнь и достигнуть самого Ядра. Я и не заметил, как снова очутился у замка, наконец -то замок… В нем -то жил и правил повелитель всего клеточного государства - Ядро . Он провел девочку к своему королю. Ворота в замок охраняла не целая армия, а хорошо обученный специальный агент секретной клеточной службы -Ядрышко . Чтобы пройти через главный блок пост надо было выбрать правильную комбинацию букв, и вот я долго подбирал, и открылись первые 4 буквы, а время до окончания игры уже совсем мало. Похоже я не справлюсь и придется проходить все заново и тут я вспомнил – это ЦИТОПЛАЗМА,. Ура! Я закончил игру, все уровни пройдены. В выходные дни, приглашу к себе друга из другой школы и посмотрю, как он справиться, кстати он тоже ученик 5 класса, проверим его знания о клетке .

ученик 5 «В» класса

Дворянов Сергей

Публикации по теме:

«Чудесница-клюковка» (экологическая сказка) СКАЗКА Составители: Дети подготовительной группы №2 МДОУ «Детский сад №73» Воспитатель: Брагина Нина Николаевна. Адрес: Пермский край Г.

"Сказка для ребенка - это маленькая жизнь, полная ярких красок, чудес и приключений. Слушая сказку или сочиняя ее, дети осваивают реальность.

Интегрированное занятие «Экологическая сказка» Все вы знаете пословицу «Сказка ложь, да в ней намёк добрым молодца урок». О чём говорит эта пословица? (о том, что сказка не только рассказывает,.

Участие в Российском конкурсе сказок для детей собственного сочинения «Тайны Снежной королевы» (январь 2016 г.) Тайны Снежной королевы Это был необыкновенный зимний день! С неба летели снежинки и плавно кружились под мелодию ветра. Одна снежинка,.

Экологическая сказка «Берегите природу!» Работая над семейным экологическим проектом, с которым я вас познакомила, меня сподвигло придумать ЭКОЛОГИЧЕСКУЮ СКАЗКУ «БЕРЕГИТЕ ПРИРОДУ!».

Экологическая сказка «Наш друг». Наш друг. В детский сад прибежала белочка. На деревьях висело много кормушек, в которых всегда были всевозможные вкусности: конфетки,.

БИОЛОГИЧЕСКИЕ СКАЗКИ

1. Почему луковица – побег?

В темном царстве, подземном государстве жила принцесса Луковичка. Нянька принцессы Луковна налюбоваться не могла на свою воспитанницу. А та и впрямь хороша! Сверху одета в плащ, золотистый, блестящий. Это сухие кожистые чешуи. Они защищают мясистые сочные листья. Луковичка старалась своими корешками проникнуть пониже в почву, достать воду и минеральные вещества, а зелеными волосами – листьями фотосинтезировать органические вещества, и в мясистых сочных чешуях накопила много воды и сахара. Все тельце луковички расположилось на крепкой ножке, которая называется донцем. Это плоский стебель. За принцессой хорошо ухаживали, и к осени у нее из придаточных почек появились детки-луковички.
2. Нет повести печальнее на свете

На краю соснового бора одиноко стоял Дуб. Его крона высоко уходила в небо и защищала выступающие кое-где на поверхность земли корни от палящего солнца. И было этому дереву хорошо и спокойно, но очень скучно. Изредка на ствол садился дятел, но не найдя для себя пищи, улетал. Другие птицы также садились отдохнуть на его ветви, но и они вскоре улетали. Приходили кабаны, но их интересовали лишь желуди. А Дубу так хотелось, чтобы кто-то, был с ним постоянно.

И вот как-то раз, пробудившись ото сна, Дуб увидел, что на его коре сидит маленькое существо.

Ты кто? - спросил Дуб.

Я Гриб, - гордо ответил незнакомец.

А где ты живешь?

Пока нигде, - с грустью сказал Гриб.

Дуб задумался на секунду:

А ты не причинишь мне вреда?

О нет! Я ведь не трутовик и не разрушаю древесины.

Услышав такой ответ, Дуб обрадовался и сразу же предложил Грибу поселиться на его коре. Гриб с радостью согласился, и они стали жить вместе. В сухие жаркие дни Дуб давал Грибу воду, а Гриб радовал дерево рассказами о своих путешествиях. Так прошло несколько дней. Гриб очень удобно устроился на грубой, морщинистой коре Дуба.И вот однажды на освещенной поверхности коры рядом с собой Гриб увидел Водоросль. Она была так прекрасна, что он предложил ей жить вместе. Водоросль согласилась. Дуб тоже был не против этого. «Втроем нам будет веселее», подумал он. Водоросль и Гриб так полюбили друг друга, что стали составлять как бы единое целое. Гриб оплел своими грибными нитями (гифами) Водоросль и тем самым оберегал ее от пересыхания и перегрева. Он доставлял ей достаточное количество воды и растворенные в ней соли, которые поглощал из коры дуба и воздуха. Благодарная ему за это Водоросль снабжала Гриб пищей, ведь она была зеленой красавицей и могла производить ее на свету, используя даже то, что давал ей Гриб. А вместе они образовывали вещества, защищающие Дуб от трутовиков-разрушителей.Так прошло несколько лет. Семья стала большая и дружная. Как-то днем два человека, присевшие отдохнуть под Дубом, разговаривали между собой, и один из них, показывая на Гриб и Водоросль, сказал своему спутнику: «Смотри, какой великолепный лишайник! Такие лишайники растут только там, где очень чистый воздух!?». Так Гриб и Водоросль поняли, что не только они чувствуют себя единым целым, но даже люди называют их одним словом - Лишайники.

Больше никто не нарушал спокойствие Дуба и Лишайников, пока на окраине бора не началось строительство завода. Теперь в лесу было так много людей, которые часто приходили, чтобы отдохнуть под Дубом. Лишайники не боялись людей. От своих предков они знали, что люди не должны приносить им вреда. Ведь Лишайники помогают людям излечивать болезни, служат кормом для животных и пищей для людей. Некоторые Лишайники используются человеком для получения красителей и закрепителей аромата в духах. Поэтому некоторое время они жили спокойно и не волновались за свою судьбу. Но когда завод начал работать, в сторону бора потянулись зловещие клубы дыма, копоти и газа.

И Гриб стал замечать, что его подруга Водоросль бледнеет день ото дня. Она стала вялой, хотя влаги было достаточно. И в один из печальных дней она умерла. Этой разлуки Гриб не смог пережить.

С тех пор Дуб снова стоит один, мрачно вдыхая запахи газа, копоти и дыма, а на его коре начинают расти трутовики.

3. Любовь

Былинка полюбила Солнце…

Конечно, на взаимность ей трудно было рассчитывать: у Солнца столько всего на земле, что где ему заметить маленькую неказистую Былинку! Да и хороша пара: Былинка - и Солнце!

Но Былинка думала, что пара была б хороша, и тянулась к Солнцу изо всех сил. Она так упорно к нему тянулась, что вытянулась в высокую, стройную Акацию.

Красивая Акация, чудесная Акация - кто узнает в ней теперь прежнюю Былинку! Вот что делает с нами любовь, даже неразделенная…

4. Крапива

Ах, как возмущалась Крапива, когда мальчишки рвали цветы! И не из-за цветов, нет, - просто Крапиве было досадно, что ее никто не пытался сорвать… А между тем Крапива ничего бы не имела против этого.

Но однажды и ей улыбнулось счастье. Поймав за шиворот вора, Садовник понятно, взрослый, умный мужчина - потянулся не за каким-то цветком, а за ней, Крапивой. И с каким наслаждением стегала Крапива зазевавшегося любителя цветов! Она понимала, что хорошие вкусы надо воспитывать с детства.

5. Костёр в лесу

Костер угасал.В нем едва теплилась жизнь, он чувствовал, что не пройдет и часа, как от него останется горка пепла - и ничего больше. Маленькая горка пепла среди огромного дремучего леса.

Костер слабо потрескивал, взывая о помощи. Красный язычок лихорадочно облизывал почерневшие угли, и Ручей, пробегавший мимо, счел нужным осведомиться:

Вам - воды?

Костер зашипел от бессильной злости. Ему не хватало только воды в его положении! Очевидно, поняв неуместность своего вопроса, Ручей прожурчал какие-то извинения и заспешил прочь. И тогда над угасающим Костром склонились кусты. Не говоря ни слова, они протянули ему свои ветки.

Костер жадно ухватился за ветки, и - произошло чудо. Огонь, который, казалось, совсем в нем угас, вспыхнул с новой силой. Вот что значит для костра протянутая вовремя ветка помощи! Костер поднялся, опершись на кусты, встал во весь рост, и оказалось, что он совсем не такой уж маленький. Кусты затрещали под ним и потонули в пламени. Их некому было спасать. А Костер уже рвался вверх. Он стал таким высоким и ярким, что даже деревья потянулись к нему: одни - восхищенные его красотой, другие - просто, чтобы погреть руки.

Дальние деревья завидовали тем, которые оказались возле Костра, и сами мечтали, как бы к нему приблизиться.

Костер! Костер! Наш Костер! - шумели дальние деревья. - Он согревает нас, он озаряет нашу жизнь!

А ближние деревья трещали еще громче. Но не от восхищения, а оттого, что Костер пожирал их своим пламенем, подминал под себя, чтобы подняться еще выше. Кто из них мог противиться дикой мощи гигантского Костра в лесу?

Но нашлась все-таки сила, которая погасила Костер. Ударила гроза, и деревья роняли тяжелые слезы - слезы по Костру, к которому привыкли и который угас, не успев их сожрать.

И только позже, гораздо позже, когда высохли слезы, деревья разглядели огромное черное пепелище на том месте, где бушевал Костер.

Нет, не Костер - Пожар. Лесной пожар. Страшное стихийное бедствие.

6. Сказка о царице Кукурузе

В некотором царстве в тридевятом государстве жила- была царица Кукуруза: высока, стройна, красива. Не было ей равных на земле. Золотые початки украшали её, мощные придаточные корни удерживали её в почве. Все кругом любили её и поклонялись ей. В початках каждый год созревали драгоценные зерновки. Были они вкусны и полезны для всех.

Было у Кукурузы много родственников, дальних и близких, только об этом она не знала и часто грустила в одиночестве. Приказала она слугам разыскать своих близких и позвать их в гости только с одним условием: они должны доказать своё родство.

И вот однажды со всех концов земли стали приезжать гости и доказывать царице, что они состоят с нею в родстве. Самой смелой оказалась пшеница.

“– Я такая же, как и ты, плод у меня зерновка, стебель – соломина, а уж о знатности моей и так всем известно”

“– А я хоть и по пояс в воде расту, но очень на тебя похож и внешне и внутренне. Посмотри внимательно и убедишься сама” - заявил рис. И тут все вместе заговорили: рожь, овёс, просо, и даже злой сорняк пырей – гроза полей тоже оказался родственником Кукурузы. Поняла Кукуруза, что есть у неё большая и крепкая семья и зовут эту семью Злаки

7.Как царь Горох загадки загадывал

В огороде на грядке жил царь Горох. Родом он был из Индии и гор Афганистана, род его считался одним из самых древних на земле. Не боялся он ни холода, ни голода, только без воды не мог долго обойтись. Царь отличался силой, корни у него были мощные, и по секрету надо сказать, что на корнях тех хранилось несметное богатство в особых клубеньках, о которых он никому не рассказывал. Об этом секрете знали лишь родственники гороха, которые сами этим секретом владели. Очень боялся царь, что все узнают про тайну его рода и тогда пропадёт его сила и могущество. Любил Горох хвалиться своими достоинствами – и цветками-мотыльками, и плодами – лопатками, только стебель у него был слабый и приходилось ему искать опору, цепляться за других. Вот поэтому – то царь и боялся за себя и хранил секрет своей силы и богатства.

8. Лесной карлик

В чаще леса, где сыро и влажно, жил один удивительный карлик. Был он небольшого роста, сверху зелёный, а снизу коричневый. Небольшой его стебелёк, густо усеянный узкими листочками, очень напоминал росток льна. За это его и прозвали кукушкин лён. Почему кукушкин? Да потому, что в чаще леса по соседству жила кукушка и наш карлик подолгу любил слушать её звонкое ку-ку и радовался тому, что кукушка обещала ему долгую жизнь. В конце лета вырастала у него длинная тонкая ножка, на которой возвышалась особая коробочка. Эта коробочка прикрывалась до поры до времени колпачком, похожим на крохотную шляпку с полями. Приходило время и живые пылинки, созревавшие в этой коробочке, отправлялись в путешествие, попадали в подходящее место и прорастали. Так продолжался род карлика. Всё в жизни у него шло гладко, только вот не мог он понять, почему другие растения смотрели на него свысока и не хотели с ним общаться. Ты – не настоящее растение, у тебя даже и корней нет”- говорили они ему и смотрели на него свысока. Не мог с этим смириться кукушкин лён, обижался и постоянно доказывал, что он и его родственники – мхи являются настоящими растениями.

9. Один день из жизни амёбы обыкновенной

В мутной воде старого заброшенного пруда на самом дне жила амёба обыкновенная. Была она крошечная, едва заметная простым глазом, бесцветная и совсем неинтересная. Но она жила, питалась и даже размножалась.В её маленьком водном царстве всё было просто и понятно. Все куда – то спешили, спасались от хищников, искали себе пищу, продолжали свой род. Так проходил день за днём.И вот настал день, когда амёба решила изменить свою скучную жизнь и отправиться в путешествие. Сначала она основательно подкрепилась – вытянула свои ложноножки (псевдоподии) и захватила тех, кто был меньше и оказался неподалёку. Затем, не мешкая, отправилась в путь. Передвигалась она медленно, вытягивая свои ложноножки, и довольно скоро устала. Солнце светило ярко, дул лёгкий ветерок, и внезапно небольшая волна выбросила нашу путешественницу на берег. “ Вот и пришёл мой последний час” - успела подумать амёба и заснула крепким сном.

10. Как дружат деревья и грибы

В молодом осиннике среди шума ещё не опавшей листвы однажды появился крепкий, яркий гриб. Был он настоящим красавцем: на толстой упругой ножке красовалась красная шляпка. Шло время, гриб подрастал и не успевал принимать от лесных жителей многочисленные комплименты. Наконец, он так зазнался, что перестал здороваться со своими соседками - молодыми осинками. Они казались ему уродливыми и скучными. Он говорил, что ему стыдно жить рядом с такими соседями. Не выдержали скромные осинки такой неблагодарности и решили проучить зазнайку. Перестали они его кормить, стал наш гриб на глазах таять, болеть и от его былой красоты не осталось и следа. Собрался он с силами и попросил прощения. Обещал, что никогда не обидит тех, кто помог ему вырасти. С тех пор так и живут они, помогая друг другу каждый по - своему.

11.Приключения майского жука

Задание: найдите ошибки.

Однажды в осенний погожий день на поверхности почвы показался крупный майский жук, расправил все свои 4 крыла, пошевелил всеми своими 4-мя парами ножек и полетел. Встречный ветер обдавал прохладой, свежестью, и майский жук с удовольствием вдыхал лёгкими воздух. Пролетев немного, он решил отдохнуть и перекусить. Майский жук очень любил сладкий сок цветущих растений, он расправил свой длинный хоботок и, найдя красивый цветок, стал лакомиться сладким нектаром. Вдруг он увидел на земле какое-то уродливое, грязно-белое, неподвижное тело, которое слабо шевелилось. Присмотревшись, он заметил, что тело изогнуто в виде дуги, на большой голове 3 пары ног, а в задней части брюшка просвечивает что-то тёмное. Майский жук был очень любопытным. Подобравшись поближе, он решил заговорить с неведомым существом. Существо слабо пошевелилось, тяжело вздохнуло и стало с аппетитом поедать молодую травку.

“Кто ты?” - спросил майский жук.

“Я – твоя личинка” - ответила толстая уродина. “Осенью я появляюсь на свет и питаюсь молодой травкой, а через год я превращусь в такого - же майского жука, как и ты.

“Ну и ну”- подумал майский жук и полетел навстречу приключениям.

Биология – увлекательная и интересная наука. Часто можно видеть, как дети с удовольствием и любовью ухаживают за растениями и животными, смотрят фильмы о живой природе. Но вот приходя на уроки биологии, сталкиваются с необходимостью знакомиться с множеством новых научных терминов, понятий, которые им порой неинтересны и непонятны. Не всем бывает интересно изучать программный материал, постепенно теряется желание изучать предмет, начинаются проблемы с успеваемостью.

В то же время, всем очевидно, что только тот урок будет интересен, на котором царит атмосфера активной мыслительной деятельности, творчества. Одним из способов решения проблемы может оказаться поиск разнообразных, иногда необычных педагогических приёмов. Использование на уроках биологии особенно в 6-7 классах при изучении отдельных тем нестандартных приёмов вызывает удивление, интерес, положительные эмоции, психологическую разгрузку учащихся. К таким приёмам относятся короткие дидактические сказки, где в доступной форме заключена часть информации, биологические понятия и термины. Дети очень отзывчивы и любознательны, поэтому сказка позволяет активизировать познавательные процессы, развивает воображение, творческие способности. Дидактическую сказку отличает большая эмоциональность и образность, в ней есть свои одушевлённые герои, решить задачи, за которых могут только учащиеся.

Дидактические сказки пишутся в соответствии с определённым алгоритмом.

  1. Описание сказочной страны, её героев.
  2. Важное событие в жизни героев, которое изменяет их жизнь или заставляет о чём-то задуматься.
  3. Финал сказки.
  4. Задания для учащихся.

Сказка обязательно должна быть дополнена наглядными источниками информации (таблицы, рисунки, слайды, гербарии)

На уроках можно использовать разные виды сказок: сказки – повествования, которые применяются при изучении нового материала, сказки- загадки – при закреплении и повторении, сказка – ложный рассказ – при проверке и закреплении знаний.

Кроме этого, при составлении сказок учитывается тема урока, тип урока, так как не на каждом уроке сказка будет уместна. Обычно дидактическую сказку я применяю на уроке изучения нового материала и обязательно в сочетании с другими приёмами обучения.

Ниже приводятся дидактические сказки, которые были составлены и опробованы при изучении биологии в 7-м классе. К каждой сказке обязательно составляются задания для самостоятельной работы.

Тема урока: Особенности организации кишечнополостных.

На доске вывешивается учебная таблица с изображением пресноводной гидры или демонстрируется слайд с изображением гидры. Учитель предлагает внимательно рассмотреть гидру, отметить необычные черты в строении её тела и читает сказку.

Сказка про то, как гидра всех удивляла.

В пруду, в подводном царстве на стебле растения жила – была гидра, и вид у неё был такой необычный, что все вокруг, увидев её, удивлялись и даже пугались. Не было у неё головы, а были щупальца, не было у неё ног, а была подошва. И снаружи, и внутри в два слоя располагались клетки. А какой у гидры был необычный рот! Со всех сторон он был окружён щупальцами, которые расходились в разные стороны наподобие лучей. Так и жила она: лениво передвигалась – то подошвой шаг сделает, то щупальцами, словно кувыркается только очень медленно.

Особой гордостью гидры были жгучие клетки. Как выскочит из такой клетки острая стрекательная нить - уносите ноги, или попадёте гидре на обед. Не любили за это гидру обитатели пруда, не хотели с ней связываться и не дружили. Так и жила гидра – непонятная, необычная и очень одинокая.

Учитель предлагает поближе познакомиться с гидрой, выполнив следующие задания.

  • Рассмотрите живую гидру на часовом стекле или на рисунке. Какими необычными особенностями в строении тела обладает гидра?
  • Опишите способ передвижения гидры
  • На рисунке или таблице найдите верхний и нижний концы тела, щупальца, окружающие ротовое отверстие, подошву. Назовите части тела гидры, с помощью которых она добывает пищу и защищается от врагов.
  • Найдите на рисунках 2 слоя клеток тела и кишечную полость. Определите, какие клетки располагаются в наружном и внутреннем слоях тела. В тексте учебника найдите информацию о функциях этих клеток и заполните предложенную таблицу.

Функции клеток тела пресноводной гидры.

Тема: Класс Однодольные. Характерные признаки семейства Злаки.

Сказка о царице Кукурузе.

В некотором царстве в тридевятом государстве жила- была царица Кукуруза: высока, стройна, красива. Не было ей равных на земле. Золотые початки украшали её, мощные придаточные корни удерживали её в почве. Все кругом любили её и поклонялись ей. В початках каждый год созревали драгоценные зерновки. Были они вкусны и полезны для всех.

Было у Кукурузы много родственников, дальних и близких, только об этом она не знала и часто грустила в одиночестве. Приказала она слугам разыскать своих близких и позвать их в гости только с одним условием: они должны доказать своё родство.

И вот однажды со всех концов земли стали приезжать гости и доказывать царице, что они состоят с нею в родстве. Самой смелой оказалась пшеница.

“– Я такая же, как и ты, плод у меня зерновка, стебель – соломина, а уж о знатности моей и так всем известно”

“– А я хоть и по пояс в воде расту, но очень на тебя похож и внешне и внутренне. Посмотри внимательно и убедишься сама” - заявил рис. И тут все вместе заговорили: рожь, овёс, просо, и даже злой сорняк пырей – гроза полей тоже оказался родственником Кукурузы. Поняла Кукуруза, что есть у неё большая и крепкая семья и зовут эту семью Злаки.

В качестве иллюстрации к этой сказке используются таблицы и гербарии – портреты злаков.

Вопросы и задания.

  1. Какие признаки в строении своих органов могли использовать гости кукурузы для доказательства своего родства с ней? При ответе на этот вопрос необходимо отметить и найти на таблицах и рисунках основные биологические особенности растений семейства злаковые: строение стебля, особенности строения листьев, цветка, соцветия.
  2. Какие растения могут претендовать на роль родственников кукурузы? Учащимся предлагается рассмотреть гербарные экземпляры растений и выбрать из них растения семейства злаковые по внешним признакам.
  3. Чем прославились растения этого семейства?

Тема урока: Семейство Бобовые

Как царь Горох загадки загадывал.

В огороде на грядке жил царь Горох. Родом он был из Индии и гор Афганистана, род его считался одним из самых древних на земле. Не боялся он ни холода, ни голода, только без воды не мог долго обойтись. Царь отличался силой, корни у него были мощные, и по секрету надо сказать, что на корнях тех хранилось несметное богатство в особых клубеньках, о которых он никому не рассказывал. Об этом секрете знали лишь родственники гороха, которые сами этим секретом владели. Очень боялся царь, что все узнают про тайну его рода и тогда пропадёт его сила и могущество.

Любил Горох хвалиться своими достоинствами – и цветками-мотыльками, и плодами – лопатками, только стебель у него был слабый и приходилось ему искать опору, цепляться за других. Вот поэтому – то царь и боялся за себя и хранил секрет своей силы и богатства.

Задания к сказке.

  1. Как вы думаете, в чём особый секрет гороха и его родственников? Почему там, где растут бобовые растения, улучшаются условия почвенного питания других растений?
  2. Рассмотрите гербарные экземпляры бобовых, их рисунки в учебнике (стр.85) и опишите их по плану: строение цветка (формула), плод и его название, корневая система, листья(жилкование, простые или сложные)
  3. Вам загадали загадки о бобовых растениях: люпине, горохе, акации.

Лист – перчатка.
Плод – лопатка,
А цветок – мотылёк.

Что же это за подвох?
Вдруг на дереве – горох!

Цветок – крылатка,
Плод – лопатка.
Плод зелен и молод,
Но сладок, как солод.

Какие признаки позволяют отнести их к семейству Бобовые?

Тема: Моховидные. Зелёный мох кукушкин лён.

Лесной карлик.

В чащелеса, где сыро и влажно, жил один удивительный карлик. Был он небольшого роста, сверху зелёный, а снизу коричневый. Небольшой его стебелёк, густо усеянный узкими листочками, очень напоминал росток льна. За это его и прозвали кукушкин лён. Почему кукушкин? Да потому, что в чаще леса по соседству жила кукушка и наш карлик подолгу любил слушать её звонкое ку-ку и радовался тому, что кукушка обещала ему долгую жизнь.

В конце лета вырастала у него длинная тонкая ножка, на которой возвышалась особая коробочка. Эта коробочка прикрывалась до поры до времени колпачком, похожим на крохотную шляпку с полями. Приходило время и живые пылинки, созревавшие в этой коробочке, отправлялись в путешествие, попадали в подходящее место и прорастали. Так продолжался род карлика. Всё в жизни у него шло гладко, только вот не мог он понять, почему другие растения смотрели на него свысока и не хотели с ним общаться. Ты – не настоящее растение, у тебя даже и корней нет”- говорили они ему и смотрели на него свысока. Не мог с этим смириться кукушкин лён, обижался и постоянно доказывал, что он и его родственники – мхи являются настоящими растениями.

Задания:

  • Как вы думаете, мхи – настоящие высшие растения или нет?
  • Какие примитивные черты организации можно отметить у мхов?

Тема урока: Простейшие. Особенности организации.

Один день из жизни амёбы обыкновенной.

В мутной воде старого заброшенного пруда на самом дне жила амёба обыкновенная. Была она крошечная, едва заметная простым глазом, бесцветная и совсем неинтересная. Но она жила, питалась и даже размножалась.

В её маленьком водном царстве всё было просто и понятно. Все куда – то спешили, спасались от хищников, искали себе пищу, продолжали свой род. Так проходил день за днём.

И вот настал день, когда амёба решила изменить свою скучную жизнь и отправиться в путешествие. Сначала она основательно подкрепилась – вытянула свои ложноножки (псевдоподии) и захватила тех, кто был меньше и оказался неподалёку. Затем, не мешкая, отправилась в путь. Передвигалась она медленно, вытягивая свои ложноножки, и довольно скоро устала. Солнце светило ярко, дул лёгкий ветерок, и внезапно небольшая волна выбросила нашу путешественницу на берег. “ Вот и пришёл мой последний час” - успела подумать амёба и заснула крепким сном.

Задания.

  • О каких процессах жизнедеятельности амёбы идёт речь в сказке?
  • Как вы думаете, какова дальнейшая судьба амёбы? Попробуйте дома дописать сказку.
  • Прочитайте по учебнику материал о цисте. Рассмотрите её на рисунке, объясните её значение в жизни амёбы.

Тема Царство Грибы. Особенности организации, их роль в природе и жизни человека.

Как дружат деревья и грибы.

В молодом осиннике среди шума ещё не опавшей листвы однажды появился крепкий, яркий гриб. Был он настоящим красавцем: на толстой упругой ножке красовалась красная шляпка. Шло время, гриб подрастал и не успевал принимать от лесных жителей многочисленные комплименты. Наконец, он так зазнался, что перестал здороваться со своими соседками - молодыми осинками. Они казались ему уродливыми и скучными. Он говорил, что ему стыдно жить рядом с такими соседями. Не выдержали скромные осинки такой неблагодарности и решили проучить зазнайку. Перестали они его кормить, стал наш гриб на глазах таять, болеть и от его былой красоты не осталось и следа. Собрался он с силами и попросил прощения. Обещал, что никогда не обидит тех, кто помог ему вырасти. С тех пор так и живут они, помогая друг другу каждый по - своему.

Задания:

  • Какое биологическое явление описывается в этой сказке?
  • Перескажите содержание этой сказки, используя слова симбиоз, микориза, грибница.

Тема: Размножение и развитие насекомых.

Приключения майского жука.

Задание: найдите ошибки.

Однажды в осенний погожий день на поверхности почвы показался крупный майский жук, расправил все свои 4 крыла, пошевелил всеми своими 4-мя парами ножек и полетел. Встречный ветер обдавал прохладой, свежестью, и майский жук с удовольствием вдыхал лёгкими воздух.

Пролетев немного, он решил отдохнуть и перекусить. Майский жук очень любил сладкий сок цветущих растений, он расправил свой длинный хоботок и, найдя красивый цветок, стал лакомиться сладким нектаром.

Вдруг он увидел на земле какое-то уродливое, грязно-белое, неподвижное тело, которое слабо шевелилось. Присмотревшись, он заметил, что тело изогнуто в виде дуги, на большой голове 3 пары ног, а в задней части брюшка просвечивает что-то тёмное. Майский жук был очень любопытным. Подобравшись поближе, он решил заговорить с неведомым существом. Существо слабо пошевелилось, тяжело вздохнуло и стало с аппетитом поедать молодую травку.

“Кто ты?” - спросил майский жук.

“Я – твоя личинка” - ответила толстая уродина. “Осенью я появляюсь на свет и питаюсь молодой травкой, а через год я превращусь в такого - же майского жука, как и ты.

“Ну и ну”- подумал майский жук и полетел навстречу приключениям.

урок-сказка по биологии

Цель: воспитать негативное отношение к наркогенным веществам (курение, алкоголь); формировать представление о здоровом образе жизни.

Действующие лица:

    Царь и его трое сыновей

    Наркомания

    Слуги-наркотики

    Зеленый змий,

    Царица Спорта,

    Спортсмены,

Ведущий. В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь. У царя было три сына. Собрал однажды царь своих сыновей и говорит.

Царь: Дети мои, стар я стал, силы меня покидают, и править царством мне уже не по силам. Ступайте, дети мои. По белу свету и найдите ответ на вопрос: что нужнее всего на свете? Тому из вас, кто найдет истину, я передам царство-государство. Ступайте же.

Ведущий: Вот и отправились братья в путь. Долго ли, коротко ли шли и, встретили они на пути камень. А на камне том написано: “Направо пойдешь – гостем будешь. Налево пойдешь – девицу увидишь. Прямо пойдешь – здоровье добудешь”.

Старший брат и сказал: Ну, братцы, придется нам тут расстаться. Давайте выбирать, кто по какой дороге продолжит путь дорожку.

Средний брат: Да чего тут выбирать, всем охота здоровым быть. Нет уж, давайте бросим жребий – кому как повезет, пусть так и будет.

Младший промолвил: Жребий, так жребий, пусть будет по-вашему.

Ведущий: И отправился старший брат направо, средний брат – налево, а младшенький – прямо. Вот идет старший брат своей дорогой, по сторонам поглядывает. Вдруг видит, стол ломится от яств, за столом сидят люди: уплетают в обе щеки и пьют вино. Захотелось и ему поесть да вина испить. Сел старший брат за стол и начал есть да пить. Выпил одну рюмку вина, затем вторую, третью и забыл про все на свете.

Старший брат:

Мне чье-то солнце вручено
И всей души моей излучины
Пронзило терпкое вино
Ты право, пьяное чудовище,
Я знаю истина в вине.

Ведущий: Сидит брат старший, выпивает рюмку за рюмкой и не ведает. Как беда подкрадывается к нему, как он падает в бездну, как опутывает его в свои сети зеленый змий.

Звучит музыка, на сцене появляется зеленый змий и захватывает в свою власть старшего брата, а тот не в силах оказать ему сопротивление. Музыка затихает, свет гаснет.

Ведущий: А куда же ведет дорога среднего брата? Идет своей дорогой средний брат, посвистывает. А навстречу ему идет девушка неописанной красоты. Остолбенел брат средний от ее красоты, не может слово выговорить. Подошла к нему девица-красавица и спрашивает.

На сцене Наркомания, одетое в белое одеяние, сзади на голове безобразная маска.

Наркомания: Кто ты, добрый молодец? Что ты, добрый молодец: от дела лытаешь, или дело пытаешь?

Средний брат: Дело пытаю, девица-красавица. Иду я по белу свету искать правду-истину: что нужнее всего на свете? Не поможешь ли ты мне, красна-девица?

Наркомания: Пойдем со мною вместе в мое царство-государство, там ты и найдешь истину.

На сцене царство Наркомании, которое оформлено красочно. Наркомания протягивает сигару.

– Закури эту сигару и ты не пожалеешь, найдешь истину.

Ведущий: закурил средний брат сигару, а затем и другую.

Звучит музыка, появляются слуги-наркотики, одетые в белый наряд. Они танцуют, кружатся вокруг среднего брата.

Средний брат: Что со мной? Где я нахожусь? Мой рот полон липкой слюны, … а теперь слюна исчезла, во рту стало сухо. Пробую пить – не помогает. Меня трясет от холода, а теперь вдруг стало жарко, я обливаюсь потом. Что со мной творится, мне плохо. Помогите! Мне очень плохо! Что со мной!?

Звучит громкая музыка, появляются снова слуги-наркотики, захватывают в плен среднего брата. Наркомания превращается в страшную женщину, громко хохочет. Наркотики увлекают среднего брата за собой. Царство наркомании тоже теряет свой прежний облик.

Ведущий: Оставим на время среднего брата. А что же происходит с младшим братом. Неужели и он попал в беду? Где же он, младшенький?

А вот и он. Младший брат идет своей дорогой. Шел он, шел и привела его дорога в царство-государство “Олимпия”. Встречает младшего брата сама царица Спорта.

Царица Спорта: Добро пожаловать, гость наш нежданный. Куда путь держишь: волею, али неволею?

Младший брат: Иду я издалека, брожу по свету белому не по воле своей, а по воле батюшки родимого. Ищу правду-истину: что важнее всего на свете? Может быть, я здесь найду истину?

Царица Спорта: Царство мое огромное, увидишь сам. Жители моей страны смелые, ловкие, выносливые. Все они дружны с самого рождения со спортом. Спорт и жители моего царства неразлучные друзья. Поживи у меня в гостях, и ты сам найдешь истину. Добро пожаловать в царство “Олимпия”

На сцене спортивные снаряды. Младший брат под музыку начинает выполнять гимнастические упражнения. Появляется царица.

Младший брат: Спасибо Вам большое за хлеб-соль. За ваше радушное гостеприимство. Я нашел истину. Истина – это спорт, а спорт – это здоровье.

Царица Спорта: Ты прав, добрый молодец, истина – это здоровье. Никогда не забывай про спорт, постоянно занимайся. Спорт подарит тебе силу, ловкость, здоровье и все беды на своем пути ты преодолеешь. Счастливой дороги!

Ведущий: Поклонился младший брат в ноги царице Спорта и отправился в обратный путь: спешит, торопится, хочется ему поскорее попасть в родимый дом. Устал он в дороге и присел отдохнуть, и уснул. Спит младший брат крепким сном и снится ему странный сон: попали его родные братья в беду непоправимую, ждут от него помощи. Вскочил на ноги младший и поспешил на помощь к братьям старшим. Привела его дорога в царство Наркомания, в царство тьмы и зла. Младший брат вступает в борьбу с наркотиками, освобождает своего брата от плена и отправляются братья на помощь к старшему.

На сцене разыгрывается освобождение среднего брата от власти Наркомании.

Ведущий. Дошли братья до старшего брата.

Младший брат:

Всю жизнь я с ядом буду враждовать спиртным.
Зеленый змий, будь проклят и заброшен.
Хорошего ты делаешь плохим,
Плохого же не сделаешь хорошим.

Разыгрывается сцена освобождения старшего брата от зеленого змия.

Ведущий: Отрубил голову младший брат змию зеленому и освободил брата старшего от него. Обнялись братья и поспешили к дому родному.

На сцене царь и его сыновья.

Царь: Наконец-то я дождался вас, сынки мои родные! Что же нужнее всего на свете? Кому же из вас править царством-государством.

Старший брат: Батюшка наш родимый, позволь мне слово молвить. Младший брат нашел истину: нужнее всего на свете – здоровье, ему и царством править.

Средний брат:

Всем давно известно это –
Нужно спортом заниматься!

Братья (все вместе):

Люди! Берегите свое здоровье! Это богатство на все времена!

Ведущий. Вот и сказке конец, а кто слушал – молодец!

Сказка по биологии "Противостояние"

Предлагаю вам сказку по биологии. Сказка будет интересна учителям биологии. Данную сказку можно использовать при изучении биологии в 6 классе по теме "Отдел Водоросли", при проведении внеклассных мероприятий и вечеров по биологии.

Цель: Активизация познавательной деятельности учащихся.

Задачи : Развивать познавательный интерес к предмету;
Развивать знания о живой природе, полученные при изучении водорослей;
Воспитывать любовь к растительному миру;

На рифе под тяжелыми морскими волнами, существовало королевство Зеленых водорослей.Им правила королева Ульва. У нее была дочь- прекрасная Каулерпа. Их королевство было огромное на зависть соседям. А соседи у них были не очень то дружелюбно настроены.Одним королевством, Бурых водорослей правила Нереоцистис, а другим, Красных-Хондрус.




Эти три королевства враждовали очень долго, но Каулерпа как будто не обращала на это внимания и часто ходила гулять на соседние рифы.
Однажды в одной из таких прогулок она увидела Саргассума - сына Нереоцистис. Как только она его увидела, то сразу же влюбилась в него, стояла и смотрела на него нежным взглядом. Саргассум же отреагировал иначе: только увидев ее он закричал:
-Чужачка! Чужачка!Хватайте ее! Стража! Стража!
Каулерпу сразу же схватили и посадили в отлично замаскированную тюрьму, которую не было видно даже если приблизиться вплотную.
А тем временем в королевстве, Ульва просто бесилась, Каулерпы не было уже четыре часа, скороходы перебившие ноги приходили и говорили, что нигде ее не нашли, гонцы извещали о том, что пропала принцесса и только Хламидомонада порадовала Ульву, она залезла ей в ухо и сказала, что Каулерпу схватили Бурые Водоросли.
Ульва немедленно начала созывать войско, чтобы идти и ударить по королевству Бурых. Сразу же они двинулись на соседний риф. Стража увидела их, но не подняла тревогу, потому что их усыпили быстроплавающими дротиками со снотворным. Они быстро продвинулись к дворцу, но тут из-за дворца выскочило войско Бурых и из песка, сзади вылетела армия и Зеленые оказались в кругу. Тут на балкон вышла Нереоцистис и сказала: «Сдавайтесь и вас пощадят!»
-Я пришла за дочерью! – крикнула Ульва.
-За этой глупышкой, гм, она зашла на нашу территорию причем незаконно, все по честному Ульва, - ответила Нереоцистис. Но их разговор прервал возглас: «Красные!».
Все повернулись и увидели, что на них нападает войско Красных. Ульва воспользовалась моментом, прорвалась через ряды Бурых и побежала к части рифа которая как будто была приподнята, это была крышка. Она забежала, ударила охранника, забрала у него ключи и открыла все двери и выпустила пленных. Они вылезли из тюрьмы, и все побежали к границе, а войску приказала: «Скорее за мной!». Войско расталкивая всех на своем пути побежало вслед за Ульвой. Но их никто не преследовал, потому что понимали, возле границы Зеленых ждет подкрепление.
Они прибыли в свое царство, Ульва не стала наказывать дочь, потому что видела как переживала Каулерпа. Она была мрачна, запиралась в комнате и выходила только в сад где решилась ее судьба.
Однажды гуляя по саду, она встретила юношу, его звали Улотрикс. Она влюбилась, он тоже и вскоре они поженились и через год у них родился прекрасный ребенок. А еще через год три царства заключили мирный договор, и живут в мире по сей день.