Физиологические особенности эмоций. Физиология эмоций. Функции и роль эмоций

Эмоции возникли в процессе эволюции человека и животных, им принадлежит важная роль в формировании поведенческих реакций, стремлений и удовлетво­рении потребностей организма.

Эмоция - особая форма психической деятельности, которая в виде непо­средственного переживания отражает не объективные явления, а субъективное к ним отношение. Особенность эмоций состоит в том, что они непосредственно отражают значимость действующих на индивид объектов и ситуаций, степень их соответствия потребностям субъекта. Эмоции выполняют связующую функцию между действительностью и потребностями.

Слово «эмоция» (лат. emovere - возбуждать, волновать) начали употреблять в XVII в., говоря о чувствах (радости, желания, боли и т. д.) в отличие от мыслей. -И. П. Павлов считал, что эмоции возникают при переделке динамического сте­реотипа. Взгляды И. П. Павлова на механизм эмоций получили развитие в биоло­гической теории эмоций П. К. Анохина (1964) и информационной теории эмоций П. В. Симонова (1970).

Согласно потребностно-информационной теории П. В. Симонова, «эмоция есть отражение мозгом человека и высших животных какой-либо актуальной по­требности (ее качества и величины) и вероятности (возможности) ее удовлетво­рения, которую субъект непроизвольно оценивает на основе врожденного и ранее приобретенного индивидуального опыта»*.

Согласно этой теории, правило возникновения эмоций выражается следую­щей структурной формулой:

Э=/{Л(йн-Ис)Ь где Э - эмоция, ее степень и знак; П - сила и качество актуальной потребности; Ин - информация о средствах, необходимых для удовлетворения потребности;


* Симонов В. П. Мотивированный мозг. М., 1987. С. 63.


Ис - информация о существующих средствах, которыми реально располагает субъект; Ин - Ис - оценка вероятности (возможности) удовлетворения потреб­ности на основе врожденного и онтогенетического опыта.

Положительные эмоции возникают при избытке имеющейся информации (Ис) по сравнению с необходимым (Ин) и ранее существующим прогнозом или при воз­растании вероятности достижения цели. Естественно, что отрицательные эмоции возникают в противоположной ситуации: Ис < Ин.

Согласно биологической теории эмоций П. К. Анохина, отрицательные эмо­ции возникают тогда, когда система (организм) не может достичь полезного для себя приспособительного результата, а положительные - в случае достижения такого полезного результата. В основе этой теории лежит представление о функ­циональной системе.

Структура функциональной системы сложна, она включает:

■ афферентный синтез;

■ принятие решения;

" акцептор результатов действия;

■ эфферентный синтез (или программу действия);

■ формирование самого действия и оценку достигнутого результата (рис. 6.1).

Системообразующим фактором, определяющим начало функционирования сис­темы, является потребность, или мотивация.

Процессы афферентного синтеза, охватывающие мотивационное возбужде­ние, пусковую (временную) и обстановочную афферентацию, аппарат памяти, реализуются с помощью специального механизма, который обеспечивает необхо­димый для этого тонус коры больших полушарий и других структур мозга. Этот механизм регулирует и распределяет активирующие и инактивирующие влияния,


НЕРВНЫЙ ЦЕНТР


исходящие из лимбической и ретикулярной систем мозга. Поведенческим выра­жением активации в ЦНС, создаваемой специальным механизмом, являются ори­ентировочно-исследовательские реакции и поисковая активность человека.

Завершение стадии афферентного синтеза сопровождается переходом в ста­дию принятия решения, в которой определяется тип и направленность поведения. Принятие решения реализуется через специальный поведенческий акт - фор­мирование аппарата акцептора результатов действия. Это аппарат, программи­рующий результаты будущих событий. В нем актуализирована врожденная и ин­дивидуальная память животного и человека в отношении свойств внешних объек­тов, способных удовлетворить возникшую потребность, а также способов дей­ствия, направленных на достижение или избегание целевого объекта. Нередко в этом аппарате запрограммирован весь путь поиска во внешней среде соответст­вующих раздражителей.

Благодаря аппарату акцептора результатов действия, в котором программи­руются цель и способы поведения, организм может сравнивать их с поступающей афферентной информацией о результатах и параметрах совершаемого действия, т. е. с обратной афферентацией.

Именно результаты сравнения определяют последующее поведение. Если сиг­нализация о совершенном действии полностью соответствует информации, со­держащейся в акцепторе результатов действия, то поисковое поведение заверша­ется: соответствующая потребность удовлетворяется. Если же реальный и ожида­емый результаты не совпадают, то появляется ориентировочно-исследовательская деятельность. Афферентный синтез перестраивается, принимается новое реше­ние, создается новый акцептор результатов действия и строится новая программа действий. Это происходит до тех пор, пока результаты поведения не станут со­ответствовать параметрам нового акцептора результатов действия. И тогда пове­денческий акт завершается последней стадией - удовлетворением потребности.

Таким образом, эмоции возникают как результат соотнесения потребности ор­ганизма с возможностью ее удовлетворения. Если полезный приспособительный результат больше потребности (мотивационного возбуждения и эталона, сформи­рованного в акцепторе результатов действия), то возникает положительная эмо­ция, если меньше - отрицательная. Если результат соответствует потребности, то возникает состояние физиологического комфорта.

Эмоциональные зоны находятся в промежуточном мозге и в некоторых древ­них отделах больших полушарий - лимбической системе.

Наиболее тесно связаны с эмоциональным поведением гипоталамус и пояс ная извилина. Кроме того, многие структуры мозга, не входящие в состав лимби­ческой системы, также сильно влияют на эмоциональное поведение. Среди них особая роль принадлежит миндалине, а также лобной и височной долям коры го­ловного мозга.

Миндалина расположена в коре, в основании височной доли. Доказано отно­шение миндалины к агрессивному поведению, поскольку после ее удаления агрес­сивные реакции исчезают. Эмоциональные функции миндалины реализуются на

Сравнительно поздних этапах поведения, когда актуализированные потребности уже трансформировались в соответствующие эмоциональные состояния. Мин­далина взвешивает конкурирующие эмоции, порожденные конкурирующими по­требностями, и тем самым определяет выбор поведения.

В регуляции эмоций большое значение имеет кора больших полушарий. По­ражение лобных долей коры приводит к глубоким нарушениям эмоциональной сферы человека. Преимущественно развиваются два синдрома: эмоциональная тупость и растормаживание эмоций и влечений. При этом в первую очередь на­рушаются эмоции, связанные с сознательной деятельностью, социальными отно­шениями, творчеством. Билатеральное (двустороннее) удаление у обезьян ви сочных полюсов ведет к подавлению их агрессивности и страха. Эффект сходен с разрушением миндалины. Передняя доля лимбической коры контролирует эмо­циональные интонации, выразительность речи у человека. После двустороннего кровоизлияния в этой зоне речь человека становится монотонной.

Поясная извилина имеет двусторонние связи со многими подкорковыми струк­турами (перегородкой, верхними буграми четверохолмия и др.), а также с различны­ми областями коры в лобных, теменных и височных долях. Ее связи более обширны, чем у какого-либо другого отдела мозга, так как она выполняет функцию высшего координатора различных систем мозга, вовлекаемых в формирование эмоций.

Таким образом, можно выделить две группы центров регуляции эмоций. Пер­вая группа - подкорковые центры, расположенные в промежуточном мозге и от­ветственные главным образом за биологические эмоции. Вторая группа - корко­вые центры, участвующие в проявлении социальных эмоций. Изучение функций левого и правого полушарий обнаружило существование эмоциональной асим­метрии мозга. Левое полушарие ответственно за положительные эмоции, а пра­вое - за отрицательные. Правостороннее поражение сочетается с легкомыслием, беспечностью, а поражение левого - с тревожностью и озабоченностью. Возника­ющие под влиянием алкоголя эмоциональные состояния благодушия, безответст­венности, беспечности связаны с его воздействием на правое полушарие мозга.

Распознавание мимики в большей степени связано с функцией правого полу­шария. Повреждение височной доли, особенно справа, нарушает различение эмо­циональной интонации речи. При выключении левого полушария распознавание эмоциональной окраски голоса улучшается. Поражение левого полушария делает ситуацию непонятной, не поддающейся логическому осмыслению и словесному описанию и, следовательно, эмоционально отрицательной. При выключении пра­вого полушария ситуация кажется простой, ясной, понятной, что вызывает пре­обладание положительных эмоций.

У людей с поражением правого полушария плохое чувство юмора. Когда им предлагают выбрать самую смешную из предлагаемых сюжетных картинок, они готовы смеяться по поводу каждой. У людей с левосторонним поражением чувст­во юмора почти не нарушено.

Большое значение в формировании эмоций у человека имеет сенсорная ин­формация: сенсорное голодание вызывает эмоциональные расстройства. Прояв-


дение эмоций всегда связано с изменением деятельности вегетативных органов, двигательной сферы, нервных структур и эндокринных желез.

Функции эмоций

Выделяют несколько функций эмоций: отражательную (оценочную), побуждаю­щую, подкрепляющую, переключательную, коммуникативную.

Отражательная функция выражается в обобщенной оценке событий. Обоб­щение всех видов деятельности организма заключается в определении локализа­ции вредного воздействия. Примером может служить поведение человека, полу­чившего травму конечности: ориентируясь на бояь, он немедленно находит такое положение для ноги, которое уменьшает болевые ощущения.

Эмоциональные оценочные способности человека формируются не только на основе его индивидуального опыта, но и в результате эмоциональных сопережи­ваний, возникающих в общении с другими людьми, в частности, через восприятие произведений искусства.

Эмоция выявляет зону поиска, где будет найдено решение задачи по удовлет­ворению потребности. Потребность - это та нужда, которую время от времени испытывает организм и которую он стремится устранить через поведение. Актуа­лизация любой потребности побуждает к овладений предметом, способным удов­летворить данную потребность. Таким образом, появление потребности - причи­на любого целенаправленного поведения человека. Эмоциональное переживание содержит образ предмета удовлетворения потребности и свое пристрастное отно­шение к нему, что и побуждает человека к действию.

Подкрепляющая функция. Образование всякого условного рефлекса требует значительного подкрепления. Например, у сытого животного нельзя выработать условный пищевой рефлекс, так как у него будет отсутствовать потребность в пище, являющейся подкреплением. Реальным подкреплением при выработке пи­щевого условного рефлекса является награда (поощрение). Получение награды животным ассоциируется с возникновением положительных эмоций. В этом и состоит подкрепляющая функция эмоций.

Переключательная функция эмоций обеспечивает способность переключать­ся с одних действий на другие. Особенно ярко она проявляется при конкуренции мотивов, в результате которой определяется доминирующая потребность. Так, в экстремальных условиях может возникнуть противоречие между естественным для человека инстинктом самосохранения и социальной потребностью следовать определенной этической норме. Противоречие выражается в форме борьбы меж­ду страхом и чувством долга, страхом и стыдом. Исход зависит от силы побужде­ний, личностных установок.

Коммуникативная функция эмоций позволяет человеку передавать свои пере­живания другим людям, информировать их о своем отношении к явлениям, объ­ектам и т. д. Мимика, жесты, позы, выразительные вздохи, изменение интонации являются «языком человеческих чувств», средством сообщения не столько мыс­лей, сколько эмоций.

Известно, что существуют полярные (противоположные) эмоции. Например, радость и печаль, гнев и страх, интерес и отвращение, стыд и презрение. В ходе эволюции мимические сигналы развились в систему, позволяющую передавать ин­формацию о намерениях или состоянии индивида и таким образом повышающую бдительность другого существа в окружающей его среде. Например, испуганное лицо сигнализирует об опасности.

Основные эмоции человека

Интерес - наиболее часто испытываемая положительная эмоция, вызывается но­визной объекта и пробуждает у человека желание исследовать, вмешаться, расши­рить опыт посредством включения новой информации. При интенсивном интересе человек чувствует себя воодушевленным и оживленным. Именно такое оживление обеспечивает связь интереса с познавательной или двигательной активностью. Субъективное переживание интереса чаще всего сопровождается эмоциями удов­летворения и радости.

Интерес является необходимым фактором для нормального течения процесса восприятия. Без интереса развитие мышления было бы серьезно нарушено. От­сутствие интереса угрожает развитию интеллекта не меньше, чем разрушение тка­ней мозга.

Интерес - одна из фундаментальных врожденных эмоций у нормального, здорового человека и преобладает над другими эмоциями. Интерес характерен для деятельности ребенка с момента рождения.

Радость - эмоция незапланированная, абсолютно неожиданная и возникает всякий раз, когда человек получает приятную для него информацию.

Выражение радости на лице универсально и легко узнается всеми народами. Биологическое и эволюционное значение этой эмоции заключается в облегчении и усилении социальных связей. Радость предполагает освобождение от отрицатель­ных эмоций, разрушающих организм. Состояние радости может изменять процесс ощущения и восприятия. Все сенсорные ощущения кажутся при этом более при­ятными: розы краснее, небо голубее и т. д.

Удивление. Внешней причиной удивления является внезапное и неожиданное событие, например, появление друга, различная до сих пор неизвестная информа­ция и т. д. Ощущение удивления длится недолго, оно сравнимо со слабым ударом электрического тока. В момент удивления возникает состояние неопределенности.

Функция удивления состоит в подготовке человека к новым и внезапным со­бытиям: нервная система выводится из того состояния, в котором она в данный момент находится, нервные пути освобождаются для новой активности. Боль­шинство людей оценивают удивление как положительное переживание. Способ­ность переживать удивление многие исследователи связывают с уровнем разви­тия познавательных способностей и интеллекта.

Горе, страдание возникает как результат продолжительного воздействия сверх­сильной неблагоприятной ситуации. Это может быть боль, разочарование, неуда­ча, потеря. Страдание может быть вызвано воспоминаниями или предвидением


условий, при которых оно может возникнуть. Горе - обычно это реакция на по­терю или расставание с любимыми людьми.

Отчуждение от других людей (психологическое или физическое) является одной из основных и наиболее частых причин страдания. Быть одиноким и ощу­щать страдания можно даже в толпе людей. Причиной страдания может стать не­удача, как реальная, так и воображаемая.

Страдающий человек часто плачет, благодаря чему состояние его облегчает­
ся. В повседневной жизни страдание нередко сопровождается другими эмоциями.
Страдание, переживаемое со страхом, ведет к рост^-"тревожности. Когда ребенка
ругают за плач, может возникнуть связь страданиями стыда, что приводит к разви­
тию болезненной застенчивости. г-,.;...

Гнев может проявляться не только чувством "физического или психического
препятствия чему-либо, что мы хотим сделать, но и личным оскорблением, пре
рыванием ситуации интереса или радости, обманом, принуждением сделать что-
то против желания. ■-■;"

Разгневанный,человек ощущает себя сильным И энергичным, чувствует по­требность в физическом действии, так как происходит резкая мобилизация энер­гии. Гнев оценивается людьми как неприятная эмоция, потому что в состоянии гнева человек может потерять контроль над своимидгействиями и это впоследст­вии приводит к чувству вины или страдания.

В процессе антропогенеза гнев имел большое значение для выживания, по­скольку он позволял быстро мобилизовать энергетические ресурсы индивида и сделать его готовым к активной самообороне. С развитием цивилизации значе­ние защитной функции гнева снизилось. Но небольшой, регулируемый гнев мо­жет быть источником психологической силы (веры в себя), которая необходима, например, если приходится защищать себя. Неспособность выразить справедли­вый гнев может мешать ясному мышлению, ухудшать отношения и приводить к психическим расстройствам.

Отвращение - отрицательное эмоциональное состояние. Отвращение вызы­вают объекты (люди, обстоятельства), соприкосновение с которыми (физическое взаимодействие, общение) вступает в резкое противоречие с идеологическими, нравственными или эстетическими принципами и установками субъекта. Отвра­щение в сочетании с гневом может мотивировать агрессивное поведение. Человек Хочет устранить объект отвращения или отстраниться от него.

при преодолении препятствия, которое создает угрозу жизни и здоровья человека. Отрицательное значение агрессия приобретает тогда, когда она связана с чувством безысходности и отчаяния. Задача родителей - не подавлять агрессию ребенка, а научить его различать конфликтные ситуации, предварительно дав возможность эмоционально отреагировать на замещающий объект (например, ударить стул).

Страх как эмоция имеет природные врожденные факторы. Страх одиночест­ва, высоты, боли, неизвестности является естественным, и это чувство остается с человеком на протяжении всей жизни.

Люди по-разному переживают чувство страха. Все зависит от того, ощущал ли себя ребенок в детстве защищенным или его жизнь была под угрозой.

Страх - очень сильная эмоция, которая ограничивает и замедляет воспри­ятие, мышление, поведение. Страх делает поведение человека скованным и несво­бодным, человек чувствует неуверенность, незащищенность и нависшую угрозу. Субъективное переживание страха может варьировать - от неприятного пред­чувствия до ужаса.

Стыд и застенчивость возникают только при эмоциональном контакте с другими людьми, чьи мнения и чувства наиболее значимы для человека, при на­рушении социальных и моральных норм.

Эти эмоции делают человека восприимчивым к чувствам и оценкам окру­жающих. Стыд является одним из регуляторов социального поведения человека в обществе, способствует развитию его навыков и умений.

Стыд и застенчивость переживаются по-разному в зависимости от индиви­дуальных особенностей (врожденных и приобретенных) субъекта.

Человек начинает испытывать стыд, если его собственное «Я» создает чувст­во неудачи, поражения. Некоторые люди стыдятся, когда их хвалят.

Вина - эмоциональное переживание, которое является следствием социали­зации и выполняет функцию упрочения социальных норм. Чувство вины разви­вается при условии принятия человеком определенных моральных ценностей, ус­воения чувства моральной обязанности и верности следования этим ценностям, а также достаточной способности к самокритике.

Самооценка правильности поведения зависит от нравственных, культурных, идеологических, этических и других ценностей и норм того общества, в котором человек воспитывается. Вина возникает в ситуациях, в которых человек чувству­ет личную ответственность за свои «неправильные» поступки.

Чувство вины резко подавляет все остальные эмоции и нарушает общение че­ловека с другими людьми. Вина тяжело отражается на разуме. В то время как стыд временно затмевает мышление, вина заставляет человека в воображении вновь и вновь возвращаться к неприятной ситуации, «гложет» его. Это может послужить причиной формирования невроза или психических нарушений.


Похожая информация.


Чувства связаны с особыми физиологическими процессами в организме,

затрагивающими деятельность всего организма. Так, например, при эмоциональных

переживаниях изменяется кровообращение: учащается или замедляется

сердцебиение, изменяется тонус кровеносных сосудов, повышается или понижается

кровяное давление и т.д. В результате при одних эмоциональных переживаниях

человек краснеет, при других - бледнеет. Сердце настолько чутко реагирует на все

изменения эмоциональной жизни, что в народе его всегда считали вместилищем,

органом чувств, несмотря на то, что изменения происходят и в дыхательной и в

пищеварительной и в секреторной системах.

Системы человеческого организма подчиняются деятельности симпатической

нервной системы , возбуждение которой ведет к выделению надпочечниками

гормона адреналина. Именно адреналин вызывает изменение в работе систем

организма и приводит их в состояние готовности к экстренной трате энергии. Это

проявляется в том, что происходит отток крови от внутренних органов, усиленное

кровоснабжение скелетной мускулатуры, задержка работы органов пищеварения. В

кровь выбрасывается большое количество сахара, создавая наилучшие условия для

работы мышц, так как сахар - один из главнейших источников мышечной энергии.

Но указанные процессы не объясняют всего многообразия эмоций, реакции

симпатической нервной системы носят стереотипный характер и бывают

одинаковы при различных эмоциях. Более того, аналогичные реакции наблюдаются

и в некоторых состояниях, не связанных прямо с эмоциями (при мышечной работе,

при холоде и т.д.). Исследования показали, что в случае отключения (перерезки)

всей симпатической системы, внешние признаки эмоций сохраняются. Поэтому

деятельность симпатической нервной системы нужно рассматривать лишь как

следствие процессов, происходящих в головном мозге.

Ведущую роль в протекании эмоций выполняет кора больших полушарий .

И.П.Павловым было показано, что именно кора регулирует протекание и

выражение эмоций, держит под своим контролем все явления, происходящие в

теле, оказывает тормозящее влияние на подкорковые центры. Если кора мозга

приходит в состояние чрезмерного возбуждения (при переутомлении, опьянении и

т.д.), то происходит и перевозбуждение центров, лежащих ниже коры, вследствие

чего исчезает обычная сдержанность. Животные с удаленными большими

полушариями обнаруживают картину необычайно сильного и постоянного

эмоционального возбуждения.

Возникая в коре головного мозга, физиологический процесс, являющийся

основой эмоций, распространяется на ниже лежащие подкорковые центры.

Электрофизиологические исследования показали огромное значение для

эмоциональных состояний подкорковых структур - таламуса, гипоталамуса и

лимбической системы . В экспериментах Д.Олдса с вживлением электродов в

определенные участки гипоталамуса было обнаружено, что при раздражении одних

участков у подопытных возникали явно приятные, эмоционально положительные

ощущения, к возобновлению которых они активно стремились. Эти участки

получили название центров удовольствия . Раздражение других участков вызвало

отрицательные эмоции и стремление избежать воздействия на эти структуры, за что

они были названы центром страдания .

Следует также отметить роль ретикулярной формации как структуры,

активизирующей эмоциональную жизнь человека. Ретикулярная формация

способна понижать и повышать активность мозга, усиливать, ослаблять или

затормаживать ответы на раздражители. Получая из различных органов чувств

нервные стимулы, ретикулярная формация посылает их после переработки в

большие полушария головного мозга.

Важные данные для выявления сущности эмоциональных реакций были

получены при изучении функциональной асимметрии мозга . Было установлено,

что левое полушарие в большей степени связано с возникновением и поддержанием

положительных эмоций, а правое - отрицательных.

Существенную роль в эмоциональных переживаниях человека играет вторая

сигнальная система. Переживания могут возникнуть не только при

непосредственных воздействиях внешней среды, но могут быть вызваны словами,

мыслями. Так, прочитанный рассказ продуцирует соответствующее эмоциональное

состояние. Связи второй сигнальной системы являются физиологической основой

высших человеческих чувств - интеллектуальных, моральных, эстетических.

Виды эмоциональных состояний

Классификации эмоциональных состояний. Эмоциональные состояния

имеют очень разнообразные проявления. По степени интенсивности и

Кураев Г.А., Пожарская Е.Н. Психология человека. Лекция 13.

продолжительности они могут быть длительными, но слабыми (печаль), или

сильными, но кратковременными (радость).

По субъективному переживанию все многообразие эмоций можно разделить

жизненных потребностей человека и потому доставляющие удовольствие, и эмоции

отрицательного порядка, связанные с неудовлетворением жизненных

потребностей и потому доставляющие неудовольствие. По содержанию эмоции

можно классифицировать на простые и сложные в зависимости от того, какого

уровня потребности удовлетворяются у человека. К более простым относятся гнев,

страх, радость, горе, зависть, ревность, к более сложным - моральное чувство,

эстетическое чувство, чувство патриотизма и др.

Наконец, по форме протекания все эмоциональные состояния делятся на

чувственный тон, настроение, эмоции, аффект, стресс, фрустрацию, страсть,

высшие чувства.

Чувственный тон. Простейшая форма эмоционального переживания - это,

так называемый чувственный, или эмоциональный, тон. Под чувственным тоном

понимают эмоциональную окраску психического процесса, побуждающую субъекта

к его сохранению или устранению. Хорошо известно, что некоторые цвета, звуки,

запахи могут сами по себе, независимо от воспоминаний, связанных с ними,

вызвать у нас приятное или неприятное чувство. Так, хорошая музыка, запах розы,

вкус апельсина приятны, имеют положительный эмоциональный тон. Если

отрицательный чувственный тон переход в болезненное отвращение, то говорят об

Идиосинкразии.

Чувственный тон как бы аккумулирует в себе отражение полезных и вредных

факторов окружающей действительности. Благодаря своей обобщенности

чувственный тон помогает принять предварительное и быстрое решение о значении

нового раздражителя, вместо сравнения его со всей информацией, хранимой в

памяти. Чувственный тон нередко носит субъективную окраску и зависит от того,

как протекает деятельность: постоянно проигрывающий нам партнер кажется более

симпатичным, чем тот, который все время выигрывает у нас. Несмотря на свою

внешнюю незначительность, знание и целенаправленное использование

чувственного тона позволяет воздействовать на настроение человека, улучшать

производительность труда, интенсивность учебы и т.д.

Настроение. Под настроением понимают общее эмоциональное состояние,

окрашивающее в течение длительного времени все поведение человека. Настроение

является эмоциональной реакцией не на непосредственные события, а на их

значение для человека в контексте его общих жизненных планов. Это не

специальное переживание, приуроченное к какому-то частному событию, а

разлитое, общее состояние.

Настроение очень разнообразно и может быть радостным или печальным,

веселым или угнетенным, бодрым или подавленным, спокойным или

Кураев Г.А., Пожарская Е.Н. Психология человека. Лекция 13.

раздраженным и т.д. Причины того или иного настроения не всегда ясны

переживающему их человеку. Недаром говорят о безотчетной грусти,

беспричинной радости, и в этом смысле настроение - это бессознательная оценка

личностью того, насколько благоприятно для нее складываются обстоятельства.

Но эта причина всегда есть и может быть определена. Ею могут быть окружающая

природа, события, выполняемая деятельность. Настроение существенно зависит от

общего состояния здоровья, от работы желез внутренней секреции и, особенно, от

тонуса нервной системы.

Настроения могут различаться по продолжительности . Устойчивость

настроения зависит от многих причин: возраста человека, индивидуальных

особенностей его характера и темперамента, силы воли, уровня развития ведущих

мотивов поведения.

Длительное настроение может окрашивать поведение человека в течение

нескольких дней и даже недель. Настроение может стать устойчивой чертой

личности - на этой основе людей делят на оптимистов и пессимистов.

В то же время настроение может носить кратковременный характер, что

особенно ярко выражено в детском возрасте. Не имея сложившейся иерархии

мотивов, дети легко поддаются смене настроения: любое эмоциональное

впечатление порождает неустойчивые, переменные, капризные настроения. С

возрастом настроение становится более устойчивым - значимые для личностной

сферы воздействия вызывают смену настроения.

Эмоции. Эмоции- это непосредственное, временное переживание какого-

нибудь чувства. Так, например, чувство любви к футболу не является эмоцией.

Эмоции будут представлены на стадионе состоянием восхищения, которое

испытывает болельщик, наблюдая хорошую игру спортсменов или эмоцией

возмущения, негодования при ленивой игре или неопытном судействе.

Эмоции могут вызываться как реальными, так и воображаемыми ситуациями,

способны предвосхищать события, которые реально еще не наступили, и возникают

в связи с представлениями о пережитых ранее или воображаемых ситуациях.

С точки зрения влияния на деятельность человека эмоции делятся на

стенические и астенические. К числу стенических (или “гиперстенических”)

эмоций относятся эйфория, мания, гнев, тревога; к числу “астенических” - печаль, тоска,

апатия, страх.

Стенические эмоции стимулируют деятельность человека, побуждают его к

поступкам, высказываниям. И, наоборот, астенические эмоции характеризуются

скованностью, пассивностью. Поэтому в зависимости от индивидуальных

особенностей человека эмоции могут по-разному влиять на поведение. Так, у

испытывающего чувства страха человека возможно повышение мускульной силы и

он может броситься навстречу опасности. То же самое чувство страха может

вызвать полный упадок сил, от страха могут «подгибаться колени». Горе может

Кураев Г.А., Пожарская Е.Н. Психология человека. Лекция 13.

вызвать апатию, бездеятельность у человека слабого, в то время как сильный

человек удваивает свою энергию, находя утешение в работе и творчестве.

Эмоциональные переживания могут носить неоднозначный, противоречивый

характер. Это явление получило название амбивалентность (двойственность)

чувств. Обычно амбивалентность вызвана неоднозначностью самого объекта (так,

можно уважать кого-то за работоспособность и одновременно осуждать за

вспыльчивость). Амбивалентность может быть порождена и противоречием между

устойчивыми чувствами к предмету и ситуативными эмоциями (так, например,

совмещаются любовь и ненависть при ревности).

К основным, фундаментальным эмоциям относится удовольствие, радость,

страдание, удивление, отвращение, гнев, презрение, стыд, интерес, страх.

Самая старая по происхождению, простейшая и наиболее распространенная

среди живых существ форма эмоциональных переживаний - это удовольствие ,

получаемое от удовлетворения органических потребностей (или неудовольствие ,

связанное с неудовлетворением органических потребностей). Практически все

органические ощущения имеют свой эмоциональный тон. О тесной связи, которая

существует между эмоциями и деятельностью организма, говорит тот факт, что

всякое эмоциональное состояние сопровождается многими физиологическими

изменениями организма.

Радость - положительное эмоциональное состояние, связанное с

возможностью достаточно полно удовлетворить актуальную потребность,

вероятность чего до этого момента была невелика или неопределенна.

Страдание - отрицательное эмоциональное состояние, связанное с

полученной информацией о невозможности удовлетворения важнейших жизненных

потребностей, которое до этого момента представлялось более или менее

вероятным, чаще всего протекает в форме эмоционального стресса.

Удивление - не имеющая четко выраженного положительного или

отрицательного знака эмоциональная реакция на внезапно возникшие

обстоятельства. Удивление тормозит все предыдущие эмоции, направляя внимание

на объект, его вызвавший, и может переходить в интерес.

Отвращение - отрицательное эмоциональное состояние, вызываемое

объектами, соприкосновение с которыми вступает в противоречие с

идеологическими, нравственными или эстетическими принципами субъекта.

Отвращение, если оно сочетается с гневом, может в межличностных отношениях

мотивировать агрессивное поведение.

Гнев - отрицательное эмоциональное состояние, протекающее в форме

аффекта и вызываемое внезапным возникновением серьезного препятствия на пути

удовлетворения исключительно важной для субъекта потребности.

Презрение - отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в

межличностных взаимоотношениях и порождаемое рассогласованием жизненных

позиций субъекта с жизненными позициями объекта чувства. Последние

представляются субъекту как низменные, не соответствующие принятым

нравственным нормам и эстетическим критериям.

Кураев Г.А., Пожарская Е.Н. Психология человека. Лекция 13.

Стыд - отрицательное эмоциональное состояние, выражающееся в осо-

знании несоответствия собственных поступков и внешности ожиданиям

окружающих или собственным представлениям о подобающем поведении и внеш-

нем облике.

Интерес (как эмоция) - положительное эмоциональное состояние,

способствующее развитию навыков и умений, приобретению знаний,

мотивирующее обучение.

Страх - отрицательное эмоциональное состояние, появляющееся под

влиянием информации о возможной реальной или воображаемой опасности. В

отличие от эмоции страдания, вызываемой прямым блокированием важнейших

потребностей, эмоция страха вызывается лишь вероятностным прогнозом

возможного неблагополучия.

Каждая из указанных эмоций может проявляется целым спектром состояний,

различающихся по степени выраженности (например, радость может проявляется

удовлетворением, восторгом, ликованием, экстазом и т.д.).

Из соединения фундаментальных эмоций возникают такие комплексные

эмоциональные состояния, как, например, тревожность, которая может сочетать в

себе страх, гнев, вину и интерес.

Аффект. В критических условиях при неспособности субъекта найти быстрый

выход из опасной ситуации возникает особый вид эмоциональных процессов -

аффект. Это самая мощная из рассматриваемых эмоциональной реакцией . Аффект

- сильное и кратковременное эмоциональное состояние, сопровождаемое резко

выраженными двигательными проявлениями и изменением в функциях внутренних

органов.

Любое чувство может переживаться в аффективной форме. Сюда относятся и

случаи аффективного восторга на выступлении любимого ансамбля, и

аффективный гнев болельщиков на стадионе, и религиозный экстаз и т.д. Иногда

аффект проявляется в напряженной скованности движений, позы, речи. Такими

могут быть ужас, отчаяние. Или, если человек неожиданно получает приятное

известие, он теряется, не знает, что сказать.

Одна из существенных функций аффекта состоит в том, что он представляет

собой закрепившиеся в эволюции стереотипные действия, способ «аварийного»

разрешения ситуаций: бегство, оцепенение, агрессию и т. п.

Аффект возникает в результате уже совершенного действия и выражает собой

его субъективную эмоциональную оценку с точки зрения достижения по-

дставленной цели. Развитие аффекта подчиняется следующему закону : чем более

сильным является исходный мотивационный стимул поведения и чем больше

усилий пришлось затратить на то, чтобы его реализовать, чем меньше итог,

полученный в результате всего этого, тем сильнее возникающий аффект.

Кураев Г.А., Пожарская Е.Н. Психология человека. Лекция 13.

Причиной аффекта может стать конфликт, противоречие между сильным

стремлением человека к чему-либо и объективной невозможностью удовлетворить

возникшее побуждение, причем человек не в состоянии осознать эту

невозможность или не может с ней примириться (гнев, ярость). Конфликт может

заключаться и в повышенных требованиях, предъявляемых к человеку в данный

момент, и его переживаниях, неуверенности в своих силах, недооценке своих

возможностей.

Отличительная черта аффекта - ослабление сознательного контроля, узость

сознания. Аффекты, как правило, препятствуют нормальной организации

поведения, его разумности. При этом изменяется мышление, человек теряет

способность предвидеть результаты своих поступков. В аффекте человек как бы

теряет голову, его поступки неразумны, совершаются без учета обстановки. Теряя

власть над собой, человек как бы весь отдается переживанию.

Кроме того, изменяются основные характеристики внимания, в поле

восприятия удерживаются только те объекты, которые соответствуют

переживаниям. Все остальные раздражители осознаются недостаточно, и это одна

из причин практической неуправляемости этим состоянием.

Аффекты способны оставлять сильные и устойчивые следы в долговременной

памяти. В отличие от аффектов работа эмоций и чувств связана по преимуществу с

кратковременной и оперативной памятью. Аффект возникает резко, внезапно в виде

вспышки, сопровождается сильной и беспорядочной двигательной активностью,

происходит своего рода разрядка в действии. Эмоциональная напряженность,

накапливаемая в результате возникновения аффектогенных ситуаций, может

суммироваться и привести к сильной и бурной эмоциональной разрядке, которая,

снимая напряжение, часто влечет за собой ощущение усталости, подавленности,

депрессии.

Эмоциональный стресс. Эмоциональный стресс представляет собой

состояние чрезмерно сильного и длительного психологического напряжения,

которое возникает у человека, когда его нервная система получает эмоциональную

перегрузку. Эмоциональный стресс появляется в ситуациях угрозы, опасности,

обиды и т.д. Стресс дезорганизует деятельность человека, нарушает нормальный

ход его поведения. Стрессы, особенно если они часты и длительны, оказывают

отрицательное влияние не только на психологическое состояние, но и на

физическое здоровье человека. Они представляют собой главные «факторы риска»

при появлении и обострении таких заболевании, как сердечно-сосудистые и

заболевания желудочно-кишечного тракта.

Г.Селье выделил в развитии стресса 3 этапа. Первый этап - реакция тревоги

- фаза мобилизации защитных сил организма, повышающая устойчивость по

отношению к конкретному травмирующему воздействию. При этом происходит

перераспределение резервов организма: решение главной задачи обеспечивается за

счет второстепенных задач. Человек справляется с нагрузкой с помощью

Кураев Г.А., Пожарская Е.Н. Психология человека. Лекция 13.

функциональной мобилизации, без структурных перестроек. На втором этапе -

этапе стабилизации все параметры, выведенные из равновесия в первой фазе,

закрепляются на новом уровне. Внешнее поведение мало отличается от нормы, все

как будто налаживается, но внутренне идет перерасход адаптационных резервов.

Если стрессовая ситуация продолжает сохраняться, наступает третий этап -

истощение , что может привести к значительному ухудшению самочувствия,

различным заболеваниям и даже смерти.

Показательны в этом отношении данные, полученные английскими

исследователями. Они обнаружили высокую смертность от ишемической болезни

сердца руководящих административных деятелей, летчиков-испытателей, врачей-

хирургов, пилотов реактивных самолетов, водителей городских автобусов. Именно

постоянное пребывание в условиях стрессовой ситуации сокращает жизнь людям

этих профессий.

Поведение человека в стрессовой ситуации зависит от многих условий, прежде

всего от психологических особенностей человека. Люди с разными особенностями

нервной системы по-разному реагируют на одинаковые психологические

нагрузки. У одних людей наблюдается повышение активности, мобилизация сил,

повышение эффективности деятельности. Опасность как бы подстегивает человека,

заставляет его действовать смело и мужественно. С другой стороны, стресс может

вызвать дезорганизацию деятельности, резкое падение ее эффективности,

пассивность и общее торможение.

Фрустрация. Фрустрация - психологическое состояние расстройства,

подавленности, вызываемое объективно непреодолимыми (или субъективно так

воспринимаемыми) трудностями, возникающими на пути к достижению цели.

Фрустрация сопровождается целой гаммой отрицательных эмоций,

озлобленностью, подавленностью, внешней и внутренней агрессией.

Уровень фрустрации зависит от силы и интенсивности воздействующего

фактора, состояния человека и сложившихся у него форм реагирования на

жизненные трудности. Особенно часто источником фрустрации выступает

отрицательная социальная оценка, затрагивающая значимые отношения личности.

Устойчивость (толерантность) человека к фрустрирующим факторам зависит от

степени его эмоциональной возбудимости, типа темперамента, опыта

взаимодействия с такими факторами.

Страсть. Страсть - еще один вид сложных, качественно своеобразных и

встречающихся только у человека эмоциональных состояний. По интенсивности

эмоционального возбуждения страсть приближается к аффекту, а по длительности

и устойчивости напоминает настроение. Страстью называют сильное, стойкое

чувство, определяющее направление мыслей и поступки человека.

Кураев Г.А., Пожарская Е.Н. Психология человека. Лекция 13.

Причины формирования страсти достаточно разнообразны - они могут

определяться осознанными убеждениями (например, страстность ученого в науке),

могут исходить из телесных влечений или иметь патологическое происхождение

(как бывает при паранойяльном развитии личности). Страсть органически связана с

потребностями, избирательна и всегда предметна - направлена на определенный

вид деятельности или предмет. Таковы, например, наблюдающиеся у людей

страсть к знанию, страсть к музыке, страсть к коллекционированию и т.д.

Наиболее важной характеристикой страсти является ее связь с волевой сферой.

Страсть выступает одним из существенных побуждений к деятельности. Оценка

значения страсти достаточно субъективна. Страсть может быть принята, санкцио-

нирована личностью, а может осуждаться ею, переживаться как нечто

нежелательное, навязчивое. Большую роль в оценке играет общественное мнение.

Так, например, в рамках одной культуры страсть к накопительству осуждается как

жадность, но может быть положительно оценена в рамках другой социальной

группы как экономность.

Высшие чувства. Особую форму переживания представляют собой высшие

чувства. Чувства - личностные образования. Они характеризуют человека

социально-психологически. Эмоции относительно слабо проявляются во внешнем

поведении, иногда извне вообще незаметны для постороннего лица. Они,

сопровождая тот или иной поведенческий акт, даже не всегда осознаются, хотя

всякое поведение связано с эмоциями, поскольку направлено на удовлетворение

потребности. Чувства человека, напротив, внешне весьма заметны.

В зависимости от предметной сферы, к которой они относятся, чувства

подразделяются на нравственные, эстетические, интеллектуальные.

Нравственными (моральными) называются чувства, переживаемые людьми

при восприятии явлений действительности и сравнении этих явлений с нормами,

выработанными обществом. Нравственные нормы зависят от традиций, обычаев,

религии, господствующей идеологии, принятых в обществе.

Действия и поступки людей, соответствующие взглядам на нравственность в

данном обществе, считаются моральными, нравственными; поступки, не со-

ответствующие этим взглядам, считаются аморальными, безнравственными. К

нравственным чувствам относят чувство долга, гуманность, доброжелательность,

любовь, патриотизм, сочувствие и т.д. К аморальным можно отнести жадность,

эгоизм, жестокость, злорадство и пр.

Интеллектуальными чувствами называют переживания, возникающие в

процессе познавательной деятельности человека. К интеллектуальным чувствам

относятся удивление, любопытство, любознательность, чувство сомнения в

правильности решения и пр. Успешность или неуспешность, легкость или

трудность умственной деятельности вызывает в человеке целую гамму

переживаний.

Кураев Г.А., Пожарская Е.Н. Психология человека. Лекция 13.

Наиболее типичной ситуацией, порождающей интеллектуальные чувства,

является проблемная ситуация. Интеллектуальные чувства не только сопровождают

познавательную деятельность человека, но и стимулируют, усиливают ее, влияют

на скорость и продуктивность мышления, на содержательность и точность знания.

К интеллектуальным чувствам относят и обобщенное чувство нового. Оно

выражается в постоянном поиске нового как в области познания, так и в

практической деятельности. Это чувство связано не просто с потребностью в

получении любой новой информации, а с потребностью в «когнитивной гармонии»,

т.е. в том, чтобы в новом, неизвестном отыскать знакомое, привычное.

Эстетические чувства представляют собой эмоциональное отношение

человека к прекрасному в природе, в жизни и в искусстве. Человек испытывает

эстетические чувства при восприятии произведений художественной литературы,

музыкального, изобразительного, драматического и других видов искусства.

Эстетические чувства представляют собой сплав моральных и интеллектуальных

чувств. Сложность проблемы состоит также в том, что эстетическое отношение

проявляется через другие чувства: восторг, радость, презрение, отвращение,

страдание и пр.

Следует отметить, что рассмотренное деление чувств является достаточно

условным. Обычно чувства, испытываемые человеком, так сложны, что их трудно

отнести к какой-либо одной категории. Так, творчество ученого - это своеобраз-

ный сплав интеллектуальных, нравственных и эстетических чувств с

преобладанием интеллектуальных, а творчество художника - это, по-видимому,

тоже сплав этих чувств, но с преобладанием эстетических. Различия в чувственной

сфере накладывают глубокий отпечаток на весь склад духовной жизни человека.

Как и все психические процессы, эмоции и чувства - результат деятельности мозга. В основе простейших эмоций лежат сложные безусловные рефлексы, процессы, происходящие в подкорке. Но ее деятельность контролируется работой коры больших полушарий мозга. Большую роль здесь играет вторая сигнальная система. Именно слово, сознательное отношение к тому лили иному явлению, вызывающему нежелательные эмоции, дает человеку возможность подавлять их, вообще управлять чувствами.

Физиологической основой более сложных эмоций и чувств являются системы условных рефлексов, временных связей в коре больших полушарий. Большое значение для возникновения чувств имеют динамические стереотипы. Павлов писал: «Нужно думать, что нервные процессы полушарий при установке и поддержке динамического стереотипа есть то, что обыкновенно называется чувствами в их двух основных категориях - положительной и отрицательной…»

Специальные электрофизиологические исследования показали огромное значение для эмоциональных состояний особых образований нервной системы. Выявлено, что эмоциональный настрой и эмоциональная ориентировка в окружающей обстановке в значительной степени определяются функциями таламуса, гипоталамуса и лимбической системы.

Функции и роль эмоций

Говоря о том, для чего человеку нужны эмоции, следует, с точки зрения Е.П. Ильина, различать их функции и роль.

Функция эмоций -- это узкое природное предназначение, работа, выполняемая эмоциями в организме.

Главная же функция эмоций у человека состоит в том, что благодаря эмоциям мы лучше понимаем друг друга, можем, не пользуясь речью, судить о состояниях друг друга и лучше преднастраиваться на совместную деятельность и общение. Замечательным, например, является тот факт, что люди, принадлежащие к разным культурам, способны безошибочно воспринимать и оценивать выражения человеческого лица, определять по нему такие эмоциональные состояния, как радость, гнев, печаль, страх, отвращение, удивление.

Второй важнейшей функцией эмоций является экспрессивная и коммуникативная, она же является важнейшим фактором регуляции процессов познания.

Роль (обобщенное значение) -- это характер и степень участия эмоций в чем-либо, определяемая их функциями, или же их влияние на что-то помимо их природного предназначения (т. е. вторичный продукт их функционирования). Роль эмоций для животных и человека может быть положительной и отрицательной. Функция эмоций, исходя из их целесообразности, предопределена природой быть только положительной, иначе, зачем бы они появились и закрепились? Можно возразить, что эмоции могут оказывать на организм и разрушительное воздействие. Но это связано с чрезмерно выраженными сопутствующими эмоциям физиологическими изменениями в организме, связанными не с качеством регулирования (эмоциональным), а с его интенсивностью. Это роль эмоций, а не их функция. Витамины и соль полезны для организма, но их избыточный прием может привести к заболеванию или отравлению. Так и с эмоциями. Выполняя свои биологические функции, эмоции «не спрашивают» человека, полезно ему это или вредно с его точки зрения. Роль же эмоций оценивается именно с личностных позиций: мешает возникшая эмоция или ее отсутствие достижению цели, нарушает или нет здоровье человека и т. д.

Именно о роли эмоций, а не об их функции, спорили еще стоики и эпикурейцы, обсуждая вопрос об их полезности или вредности. Спор этот продолжается и в наше время, так как имеются данные как за, так и против каждой точки зрения.

«Отрицательные» эмоции, по мнению Б. И. Додонова, играют более важную биологическую роль по сравнению с «положительными» эмоциями. Не случайно механизм «отрицательных» эмоций функционирует у ребенка с первых дней появления его на свет, а «положительные» эмоции появляются значительно позднее. «Отрицательная» эмоция -- это сигнал тревоги, опасности для организма. «Положительная» эмоция -- это сигнал возвращенного благополучия. Ясно, что последнему сигналу нет необходимости звучать долго, поэтому эмоциональная адаптация к хорошему наступает быстро. Сигнал же тревоги должен подаваться до тех пор, пока опасность не устранена. Вследствие этого застойными могут оказаться только «отрицательные» эмоции. При этих условиях здоровье человека действительно страдает. «Отрицательные» эмоции вредны лишь в избытке, как вредно все, что превышает. Имеется и книжное понимание функции как роли, значения, однако, в отличие от книжного понимания, Е. П. Ильин различает понятия «функция» и «роль». Различия между функцией и ролью отчетливо можно проиллюстрировать на двигательном аппарате, функцией которого является перемещение человека и животных в пространстве, а роль этого перемещения определяется познанием окружения, приближением к источнику питания и овладением им и т. д., т. е. тем, что человек или животное приобретает в процессе выполнения двигательным аппаратом своей функции. Норму (в том числе и положительные аффекты). Страх, гнев, ярость повышают интенсивность обменных процессов, приводят к лучшему питанию мозга, усиливают сопротивляемость организма перегрузкам, инфекциям и т. д.

О полезности «отрицательных» эмоций умеренной интенсивности свидетельствуют опыты на крысах, проведенные В. В. Фролькисом: из трех групп подопытных крыс дольше всего жили те, которых систематически подвергали стрессовым воздействиям средней силы -- пугали, брали в руки и т. д.

Опираясь на положение Э. Гельгорна и Дж. Луфборроу о динамическом равновесии парасимпатического отдела вегетативной нервной системы, связанного с «положительными» эмоциями, и симпатического отдела вегетативной нервной системы, связанного с «отрицательными» эмоциями, Б. И. Додонов заключает, что «для организма важно не сохранение однообразно положительных эмоциональных состояний, а постоянный их динамизм в рамках определенной, оптимальной для данного индивида интенсивности».

В то же время имеются данные, что уровень развития интеллекта выше у дошкольников с преобладанием «положительных» эмоций и ниже -- с преобладанием «отрицательных». Правда преобладание «отрицательных» эмоций и средний уровень интеллекта по тесту Д. Векслера был у детей с эмоциональными нарушениями. Как обстоит дело у детей с нормальным развитием эмоциональной сферы, остается неясным.

С точки зрения П. В. Симонова, нервные механизмы положительных эмоциональных реакций более сложные и тонкие, чем отрицательных. Он считает, что «положительные» эмоции имеют самостоятельное приспособительное значение, т. е. роль «положительных» эмоций отлична от роли «отрицательных» эмоций: «положительные» эмоции побуждают живые системы активно нарушать достигнутое «уравновешивание» с окружающей средой: «Важнейшая роль положительных эмоций -- активное нарушение покоя, комфорта, знаменитого “уравновешивания организма с внешней средой».

«Отрицательные эмоции, -- пишет Симонов, -- как правило, обеспечивают сохранение того, что уже достигнуто эволюцией или индивидуальным развитием субъекта. Положительные эмоции революционизируют поведение, побуждая искать новые, еще не удовлетворенные потребности, без которых немыслимо наслаждение.

Это не свидетельствует об абсолютной ценности положительных эмоций. Они могут быть обусловлены примитивными, эгоистическими, социально неприемлемыми потребностями. В подобных случаях мы несомненно отдадим предпочтение таким отрицательным эмоциям, как тревога за судьбу другого человека, сострадание к попавшим в беду, возмущение несправедливостью. Социальную ценность эмоций всегда определяет мотив, вызвавший ее к жизни» .

Без «положительных» эмоций, отмечает Симонов, трудно себе представить те формы освоения действительности, которые не продиктованы непосредственным утилитарным эффектом: игру, художественное творчество и восприятие произведений искусства, теоретическое познание. Он полагает, что в этих областях деятельности человека побуждающее влияние «отрицательных» эмоций ничтожно, если оно вообще имеется. Думается, что это заявление излишне категорично. Ему противоречит проявление экстрапунитивной формы фрустрации как стремление доказать себе и другим случайность творческой неудачи. А разве люди воспринимают произведения искусства только ради положительных переживаний? Почему же тогда зрители плачут на спектаклях и в кино?

Говоря о роли эмоций в жизни человека неправомерно ставить вопрос, для чего, с какой целью некто переживает эмоции, как это имеет место у Л. М. Аболина. Такие вопросы правомерны в отношении сознательно ставящихся целей. Эмоции же возникают чаще всего непроизвольно. Поэтому по отношению к ним можно поставить только вопрос: какая польза или вред может быть человеку от возникновения той или иной эмоции (исходя из предназначенных им природой функций)?

Отвечая на этот вопрос, следует учитывать, что положительная роль эмоций не связывается прямо с «положительными» эмоциями, а отрицательная роль -- с «отрицательными». Последние могут служить стимулом для самосовершенствования человека, а первые -- явиться поводом для благодушия. Многое зависит от целеустремленности человека и условий его воспитания. Мнения ученых о значении эмоций и выполняемых ими функциях расходятся.

Эмоции выступают как внутренний язык, как система сигналов, посредством которой субъект узнает о потребностной значимости происходящего.

Часть эмоционально-экспрессивных выражений является врожденной, некоторые, как было установлено, приобретаются прижизненно в результате обучения и воспитания. В первую очередь данный вывод относится к жестам как способу культурно обусловленного внешнего выражения эмоциональных состояний .

В первой главе я рассмотрела общее понятие, физиологическую основу, функции и роль эмоций.

Эмоции не могут возникнуть сами собой, без причины. Источник эмоций -- объективная действительность в ее соотнесении с потребностями человека. Значение эмоций и чувств в жизни и деятельности человека чрезвычайно велико. Они побуждают человека к деятельности, помогают преодолевать трудности в учении, работе, творчестве. Эмоции и чувства часто определяют поведение человека, постановку им тех или иных жизненных целей.

Велико значение эмоций и чувств в учебной деятельности. Этот вопрос будет подробно рассмотрен во второй главе.

Эмоции и чувства представляют собой сложную реакцию организма, в которой принимают участие почти все отделы нервной системы. Эмоции и чувства, как и все другие психические процессы, имеют рефлекторное происхождение.

Физиологическим механизмом эмоций является деятельность подкорковых нервных центров - гипоталамуса, лимбической системы, ретикулярной формации. Но кора больших полушарий головного мозга играет ведущую роль в проявлениях эмоций и чувств, осуществляя регулирующую функцию по отношению подкорковых процессов, направляя их деятельность в соответствии с осознания человеком своих переживаний.

Между корой и подкорковыми центрами нервной системы постоянно происходит взаимодействие. Подкорка, считал И. П. Павлов, положительно влияет на кору больших полушарий как источник их силы, тонизирует кору мозга, посылая к ней мощные потоки раздражений. Кора регулирует возбуждения, идущие с подкорковые, и под ее влиянием одни из этих возбуждений реализуются в деятельности и поведении, а другие тормозятся зависимости от обстоятельств и состояний личности. Поддержка или нарушения устойчивости нервных связей обусловливают возникающую различных эмоций и чувств.

Один из физиологических механизмов чувств - динамические стереотипы, то есть образованы в течение жизни системы временных нервных связей. Здесь возникают чувства тяжести и легкости, бодрости и усталости, удовольствие и горести, радости, торжества, отчаяния и тому подобное. "Мне кажется, что такие чувства через изменения обычного образа жизни, прекращение обычных занятий, потерю близких людей... имеют свое физиологическое основание в значительной степени именно в изменении, в нарушении старого динамического стереотипа и в сложности становления нового" (И. П. Павлов).

В возникновении и движении чувств большую роль играет вторая сигнальная система в ее взаимодействии с первой. Слово изменяет наши настроения, вызывает восхищение, глубокие переживания. Лучшим показателем этого является чувство, которые вызывают поэтические произведения. Осознавая ситуацию, которая вызывает определенные чувства, и сами чувства, мы можем уменьшить силу переживания, сдерживать, регулировать их, но внешнее проявление эмоций, внутреннее эмоциональное и чувственный состояние при этом сохраняются.

Проявление эмоций и чувств

Переживания эмоциональных состояний - радости, любви, дружбы, симпатии, привязанности или боли, печали, страха, ненависти, презрения, отвращения и тому подобное - всегда имеют определенный внешний или внутренний проявление. Только возникает эмоциональное возбуждение, как немедленно привлекается весь организм. Внешне эмоции и чувства выражают движения, позы, двигательная и вокальная мимика, интонации речи, движения глаз и тому подобное. Внутренние, или висцеральные, переживания ярко проявляет ритм сердцебиения, дыхания, кровяное давление, изменение в эндокринных железах, органах пищеварения и вывода.

Эти внутренние переживания бывают астеническими или стеническими, то есть оказываются в угнетении или возбуждении.

Внешнее, или экспрессивное, выражение эмоций и чувств заметно даже у младенцев. Но в них оно еще мало дифференцировано. С опытом, особенно с усвоением ребенком вещание, экспрессивное выражение эмоций и чувств приобретает различные оттенки. Богатство их настолько велико, что в языке существует около 5000-6000 слов, которыми в основном передаются те или иные переживания.

В процессе приобретения опыта и развития речи ребенок постепенно овладевает экспрессивными способами выражения эмоций и чувств, в определенной степени сдерживает их, но это не значит, что таким образом тормозится эмоция. П. К. Анохин считает, что в таких случаях подавляются лишь те или другие периферийные компоненты эмоций - движения, мимика; сама же эмоция, если она уже возникла, неизбежно распространяется на другие, главным образом на висцеральные, компоненты.

Однако воспитание выдержки у детей положительно сказывается на их жизнедеятельности и отношениях в коллективе.

С овладением экспрессивными средствами передачи эмоций и чувств формируется способность воспринимать и понимать различные формы и оттенки выявления переживаний, умение их распознавать.

Вместе с тем развивается умение использовать их с целью влиять на других. Эта способность нужна артисту, особенно педагогу, который, распознав благодаря наблюдательности внутренние состояния и переживания ученика, может управлять ими с целью воспитания, влиять на других собственными экспрессивно обнаруженными чувствами.

В зависимости от обстоятельств и состояния организма, его подготовленности к переживаниям эмоции и чувства могут быть выражены по-разному. Чувство страха, например, может вызвать или астеническую реакцию - скованность, шок, или же реакцию стеническими. Горе может вызвать апатию, бездействие, растерянность или соответствующие энергичные действия.

Формы и интенсивность проявления эмоций и чувств в значительной мере зависят от воспитанности, уровня культуры личности, традиций и обычаев. Это особенно сказывается на выявлении их с помощью внешних средств - мимических и пантомимических выразительных движений. Внутренний их проявление (сердцебиение, дыхание, действие эндокринной системы) происходит относительно независимо от социальных факторов.

Эмоции возникли в процессе эволюции человека и животных, им принадлежит важная роль в формировании поведенческих реакций, стремлений и удовлетво­рении потребностей организма.

Эмоция - особая форма психической деятельности, которая в виде непо­средственного переживания отражает не объективные явления, а субъективное к ним отношение. Особенность эмоций состоит в том, что они непосредственно отражают значимость действующих на индивид объектов и ситуаций, степень их соответствия потребностям субъекта. Эмоции выполняют связующую функцию между действительностью и потребностями.

Слово «эмоция» (лат. emovere - возбуждать, волновать) начали употреблять в XVII в., говоря о чувствах (радости, желания, боли и т. д.) в отличие от мыслей. -И. П. Павлов считал, что эмоции возникают при переделке динамического сте­реотипа. Взгляды И. П. Павлова на механизм эмоций получили развитие в биоло­гической теории эмоций П. К. Анохина (1964) и информационной теории эмоций П. В. Симонова (1970).

Согласно потребностно-информационной теории П. В. Симонова, «эмоция есть отражение мозгом человека и высших животных какой-либо актуальной по­требности (ее качества и величины) и вероятности (возможности) ее удовлетво­рения, которую субъект непроизвольно оценивает на основе врожденного и ранее приобретенного индивидуального опыта»*.

Согласно этой теории, правило возникновения эмоций выражается следую­щей структурной формулой:

Э=/{Л(йн-Ис)Ь где Э - эмоция, ее степень и знак; П - сила и качество актуальной потребности; Ин - информация о средствах, необходимых для удовлетворения потребности;


* Симонов В. П. Мотивированный мозг. М., 1987. С. 63.


Ис - информация о существующих средствах, которыми реально располагает субъект; Ин - Ис - оценка вероятности (возможности) удовлетворения потреб­ности на основе врожденного и онтогенетического опыта.

Положительные эмоции возникают при избытке имеющейся информации (Ис) по сравнению с необходимым (Ин) и ранее существующим прогнозом или при воз­растании вероятности достижения цели. Естественно, что отрицательные эмоции возникают в противоположной ситуации: Ис < Ин.

Согласно биологической теории эмоций П. К. Анохина, отрицательные эмо­ции возникают тогда, когда система (организм) не может достичь полезного для себя приспособительного результата, а положительные - в случае достижения такого полезного результата. В основе этой теории лежит представление о функ­циональной системе.

Структура функциональной системы сложна, она включает:

■ афферентный синтез;

■ принятие решения;

" акцептор результатов действия;

■ эфферентный синтез (или программу действия);

■ формирование самого действия и оценку достигнутого результата (рис. 6.1).

Системообразующим фактором, определяющим начало функционирования сис­темы, является потребность, или мотивация.

Процессы афферентного синтеза, охватывающие мотивационное возбужде­ние, пусковую (временную) и обстановочную афферентацию, аппарат памяти, реализуются с помощью специального механизма, который обеспечивает необхо­димый для этого тонус коры больших полушарий и других структур мозга. Этот механизм регулирует и распределяет активирующие и инактивирующие влияния,


НЕРВНЫЙ ЦЕНТР


исходящие из лимбической и ретикулярной систем мозга. Поведенческим выра­жением активации в ЦНС, создаваемой специальным механизмом, являются ори­ентировочно-исследовательские реакции и поисковая активность человека.

Завершение стадии афферентного синтеза сопровождается переходом в ста­дию принятия решения, в которой определяется тип и направленность поведения. Принятие решения реализуется через специальный поведенческий акт - фор­мирование аппарата акцептора результатов действия. Это аппарат, программи­рующий результаты будущих событий. В нем актуализирована врожденная и ин­дивидуальная память животного и человека в отношении свойств внешних объек­тов, способных удовлетворить возникшую потребность, а также способов дей­ствия, направленных на достижение или избегание целевого объекта. Нередко в этом аппарате запрограммирован весь путь поиска во внешней среде соответст­вующих раздражителей.

Благодаря аппарату акцептора результатов действия, в котором программи­руются цель и способы поведения, организм может сравнивать их с поступающей афферентной информацией о результатах и параметрах совершаемого действия, т. е. с обратной афферентацией.

Именно результаты сравнения определяют последующее поведение. Если сиг­нализация о совершенном действии полностью соответствует информации, со­держащейся в акцепторе результатов действия, то поисковое поведение заверша­ется: соответствующая потребность удовлетворяется. Если же реальный и ожида­емый результаты не совпадают, то появляется ориентировочно-исследовательская деятельность. Афферентный синтез перестраивается, принимается новое реше­ние, создается новый акцептор результатов действия и строится новая программа действий. Это происходит до тех пор, пока результаты поведения не станут со­ответствовать параметрам нового акцептора результатов действия. И тогда пове­денческий акт завершается последней стадией - удовлетворением потребности.

Таким образом, эмоции возникают как результат соотнесения потребности ор­ганизма с возможностью ее удовлетворения. Если полезный приспособительный результат больше потребности (мотивационного возбуждения и эталона, сформи­рованного в акцепторе результатов действия), то возникает положительная эмо­ция, если меньше - отрицательная. Если результат соответствует потребности, то возникает состояние физиологического комфорта.

Эмоциональные зоны находятся в промежуточном мозге и в некоторых древ­них отделах больших полушарий - лимбической системе.

Наиболее тесно связаны с эмоциональным поведением гипоталамус и пояс ная извилина. Кроме того, многие структуры мозга, не входящие в состав лимби­ческой системы, также сильно влияют на эмоциональное поведение. Среди них особая роль принадлежит миндалине, а также лобной и височной долям коры го­ловного мозга.

Миндалина расположена в коре, в основании височной доли. Доказано отно­шение миндалины к агрессивному поведению, поскольку после ее удаления агрес­сивные реакции исчезают. Эмоциональные функции миндалины реализуются на

Сравнительно поздних этапах поведения, когда актуализированные потребности уже трансформировались в соответствующие эмоциональные состояния. Мин­далина взвешивает конкурирующие эмоции, порожденные конкурирующими по­требностями, и тем самым определяет выбор поведения.

В регуляции эмоций большое значение имеет кора больших полушарий. По­ражение лобных долей коры приводит к глубоким нарушениям эмоциональной сферы человека. Преимущественно развиваются два синдрома: эмоциональная тупость и растормаживание эмоций и влечений. При этом в первую очередь на­рушаются эмоции, связанные с сознательной деятельностью, социальными отно­шениями, творчеством. Билатеральное (двустороннее) удаление у обезьян ви сочных полюсов ведет к подавлению их агрессивности и страха. Эффект сходен с разрушением миндалины. Передняя доля лимбической коры контролирует эмо­циональные интонации, выразительность речи у человека. После двустороннего кровоизлияния в этой зоне речь человека становится монотонной.

Поясная извилина имеет двусторонние связи со многими подкорковыми струк­турами (перегородкой, верхними буграми четверохолмия и др.), а также с различны­ми областями коры в лобных, теменных и височных долях. Ее связи более обширны, чем у какого-либо другого отдела мозга, так как она выполняет функцию высшего координатора различных систем мозга, вовлекаемых в формирование эмоций.

Таким образом, можно выделить две группы центров регуляции эмоций. Пер­вая группа - подкорковые центры, расположенные в промежуточном мозге и от­ветственные главным образом за биологические эмоции. Вторая группа - корко­вые центры, участвующие в проявлении социальных эмоций. Изучение функций левого и правого полушарий обнаружило существование эмоциональной асим­метрии мозга. Левое полушарие ответственно за положительные эмоции, а пра­вое - за отрицательные. Правостороннее поражение сочетается с легкомыслием, беспечностью, а поражение левого - с тревожностью и озабоченностью. Возника­ющие под влиянием алкоголя эмоциональные состояния благодушия, безответст­венности, беспечности связаны с его воздействием на правое полушарие мозга.

Распознавание мимики в большей степени связано с функцией правого полу­шария. Повреждение височной доли, особенно справа, нарушает различение эмо­циональной интонации речи. При выключении левого полушария распознавание эмоциональной окраски голоса улучшается. Поражение левого полушария делает ситуацию непонятной, не поддающейся логическому осмыслению и словесному описанию и, следовательно, эмоционально отрицательной. При выключении пра­вого полушария ситуация кажется простой, ясной, понятной, что вызывает пре­обладание положительных эмоций.

У людей с поражением правого полушария плохое чувство юмора. Когда им предлагают выбрать самую смешную из предлагаемых сюжетных картинок, они готовы смеяться по поводу каждой. У людей с левосторонним поражением чувст­во юмора почти не нарушено.

Большое значение в формировании эмоций у человека имеет сенсорная ин­формация: сенсорное голодание вызывает эмоциональные расстройства. Прояв-


дение эмоций всегда связано с изменением деятельности вегетативных органов, двигательной сферы, нервных структур и эндокринных желез.

Функции эмоций

Выделяют несколько функций эмоций: отражательную (оценочную), побуждаю­щую, подкрепляющую, переключательную, коммуникативную.

Отражательная функция выражается в обобщенной оценке событий. Обоб­щение всех видов деятельности организма заключается в определении локализа­ции вредного воздействия. Примером может служить поведение человека, полу­чившего травму конечности: ориентируясь на бояь, он немедленно находит такое положение для ноги, которое уменьшает болевые ощущения.

Эмоциональные оценочные способности человека формируются не только на основе его индивидуального опыта, но и в результате эмоциональных сопережи­ваний, возникающих в общении с другими людьми, в частности, через восприятие произведений искусства.

Эмоция выявляет зону поиска, где будет найдено решение задачи по удовлет­ворению потребности. Потребность - это та нужда, которую время от времени испытывает организм и которую он стремится устранить через поведение. Актуа­лизация любой потребности побуждает к овладений предметом, способным удов­летворить данную потребность. Таким образом, появление потребности - причи­на любого целенаправленного поведения человека. Эмоциональное переживание содержит образ предмета удовлетворения потребности и свое пристрастное отно­шение к нему, что и побуждает человека к действию.

Подкрепляющая функция. Образование всякого условного рефлекса требует значительного подкрепления. Например, у сытого животного нельзя выработать условный пищевой рефлекс, так как у него будет отсутствовать потребность в пище, являющейся подкреплением. Реальным подкреплением при выработке пи­щевого условного рефлекса является награда (поощрение). Получение награды животным ассоциируется с возникновением положительных эмоций. В этом и состоит подкрепляющая функция эмоций.

Переключательная функция эмоций обеспечивает способность переключать­ся с одних действий на другие. Особенно ярко она проявляется при конкуренции мотивов, в результате которой определяется доминирующая потребность. Так, в экстремальных условиях может возникнуть противоречие между естественным для человека инстинктом самосохранения и социальной потребностью следовать определенной этической норме. Противоречие выражается в форме борьбы меж­ду страхом и чувством долга, страхом и стыдом. Исход зависит от силы побужде­ний, личностных установок.

Коммуникативная функция эмоций позволяет человеку передавать свои пере­живания другим людям, информировать их о своем отношении к явлениям, объ­ектам и т. д. Мимика, жесты, позы, выразительные вздохи, изменение интонации являются «языком человеческих чувств», средством сообщения не столько мыс­лей, сколько эмоций.

Известно, что существуют полярные (противоположные) эмоции. Например, радость и печаль, гнев и страх, интерес и отвращение, стыд и презрение. В ходе эволюции мимические сигналы развились в систему, позволяющую передавать ин­формацию о намерениях или состоянии индивида и таким образом повышающую бдительность другого существа в окружающей его среде. Например, испуганное лицо сигнализирует об опасности.

Основные эмоции человека

Интерес - наиболее часто испытываемая положительная эмоция, вызывается но­визной объекта и пробуждает у человека желание исследовать, вмешаться, расши­рить опыт посредством включения новой информации. При интенсивном интересе человек чувствует себя воодушевленным и оживленным. Именно такое оживление обеспечивает связь интереса с познавательной или двигательной активностью. Субъективное переживание интереса чаще всего сопровождается эмоциями удов­летворения и радости.

Интерес является необходимым фактором для нормального течения процесса восприятия. Без интереса развитие мышления было бы серьезно нарушено. От­сутствие интереса угрожает развитию интеллекта не меньше, чем разрушение тка­ней мозга.

Интерес - одна из фундаментальных врожденных эмоций у нормального, здорового человека и преобладает над другими эмоциями. Интерес характерен для деятельности ребенка с момента рождения.

Радость - эмоция незапланированная, абсолютно неожиданная и возникает всякий раз, когда человек получает приятную для него информацию.

Выражение радости на лице универсально и легко узнается всеми народами. Биологическое и эволюционное значение этой эмоции заключается в облегчении и усилении социальных связей. Радость предполагает освобождение от отрицатель­ных эмоций, разрушающих организм. Состояние радости может изменять процесс ощущения и восприятия. Все сенсорные ощущения кажутся при этом более при­ятными: розы краснее, небо голубее и т. д.

Удивление. Внешней причиной удивления является внезапное и неожиданное событие, например, появление друга, различная до сих пор неизвестная информа­ция и т. д. Ощущение удивления длится недолго, оно сравнимо со слабым ударом электрического тока. В момент удивления возникает состояние неопределенности.

Функция удивления состоит в подготовке человека к новым и внезапным со­бытиям: нервная система выводится из того состояния, в котором она в данный момент находится, нервные пути освобождаются для новой активности. Боль­шинство людей оценивают удивление как положительное переживание. Способ­ность переживать удивление многие исследователи связывают с уровнем разви­тия познавательных способностей и интеллекта.

Горе, страдание возникает как результат продолжительного воздействия сверх­сильной неблагоприятной ситуации. Это может быть боль, разочарование, неуда­ча, потеря. Страдание может быть вызвано воспоминаниями или предвидением


условий, при которых оно может возникнуть. Горе - обычно это реакция на по­терю или расставание с любимыми людьми.

Отчуждение от других людей (психологическое или физическое) является одной из основных и наиболее частых причин страдания. Быть одиноким и ощу­щать страдания можно даже в толпе людей. Причиной страдания может стать не­удача, как реальная, так и воображаемая.

Страдающий человек часто плачет, благодаря чему состояние его облегчает­
ся. В повседневной жизни страдание нередко сопровождается другими эмоциями.
Страдание, переживаемое со страхом, ведет к рост^-"тревожности. Когда ребенка
ругают за плач, может возникнуть связь страданиями стыда, что приводит к разви­
тию болезненной застенчивости. г-,.;...

Гнев может проявляться не только чувством "физического или психического
препятствия чему-либо, что мы хотим сделать, но и личным оскорблением, пре
рыванием ситуации интереса или радости, обманом, принуждением сделать что-
то против желания. ■-■;"

Разгневанный,человек ощущает себя сильным И энергичным, чувствует по­требность в физическом действии, так как происходит резкая мобилизация энер­гии. Гнев оценивается людьми как неприятная эмоция, потому что в состоянии гнева человек может потерять контроль над своимидгействиями и это впоследст­вии приводит к чувству вины или страдания.

В процессе антропогенеза гнев имел большое значение для выживания, по­скольку он позволял быстро мобилизовать энергетические ресурсы индивида и сделать его готовым к активной самообороне. С развитием цивилизации значе­ние защитной функции гнева снизилось. Но небольшой, регулируемый гнев мо­жет быть источником психологической силы (веры в себя), которая необходима, например, если приходится защищать себя. Неспособность выразить справедли­вый гнев может мешать ясному мышлению, ухудшать отношения и приводить к психическим расстройствам.

Отвращение - отрицательное эмоциональное состояние. Отвращение вызы­вают объекты (люди, обстоятельства), соприкосновение с которыми (физическое взаимодействие, общение) вступает в резкое противоречие с идеологическими, нравственными или эстетическими принципами и установками субъекта. Отвра­щение в сочетании с гневом может мотивировать агрессивное поведение. Человек Хочет устранить объект отвращения или отстраниться от него.

Отвращение может быть направлено на идею или на личность, включая свою собственную. В последнем случае оно приводит к снижению самооценки и вызы­вает самоосуждение.

Презрение, так же как гнев и отвращение, является отрицательным чувством. Человек относится враждебно к тому, кого (что) он презирает, и ощущает свое превосходство над данным объектом.

Враждебность - пусковой механизм для развития агрессии. Однозначно оце­нить агрессию как положительное или отрицательное поведение человека невоз­можно. В некоторых случаях агрессивность играет конструктивную роль, например,

Люди по-разному переживают чувство страха. Все зависит от того, ощущал ли себя ребенок в детстве защищенным или его жизнь была под угрозой.

Страх - очень сильная эмоция, которая ограничивает и замедляет воспри­ятие, мышление, поведение. Страх делает поведение человека скованным и несво­бодным, человек чувствует неуверенность, незащищенность и нависшую угрозу. Субъективное переживание страха может варьировать - от неприятного пред­чувствия до ужаса.

Стыд и застенчивость возникают только при эмоциональном контакте с другими людьми, чьи мнения и чувства наиболее значимы для человека, при на­рушении социальных и моральных норм.

Эти эмоции делают человека восприимчивым к чувствам и оценкам окру­жающих. Стыд является одним из регуляторов социального поведения человека в обществе, способствует развитию его навыков и умений.

Стыд и застенчивость переживаются по-разному в зависимости от индиви­дуальных особенностей (врожденных и приобретенных) субъекта.

Человек начинает испытывать стыд, если его собственное «Я» создает чувст­во неудачи, поражения. Некоторые люди стыдятся, когда их хвалят.

Вина - эмоциональное переживание, которое является следствием социали­зации и выполняет функцию упрочения социальных норм. Чувство вины разви­вается при условии принятия человеком определенных моральных ценностей, ус­воения чувства моральной обязанности и верности следования этим ценностям, а также достаточной способности к самокритике.

Самооценка правильности поведения зависит от нравственных, культурных, идеологических, этических и других ценностей и норм того общества, в котором человек воспитывается. Вина возникает в ситуациях, в которых человек чувству­ет личную ответственность за свои «неправильные» поступки.

Чувство вины резко подавляет все остальные эмоции и нарушает общение че­ловека с другими людьми. Вина тяжело отражается на разуме. В то время как стыд временно затмевает мышление, вина заставляет человека в воображении вновь и вновь возвращаться к неприятной ситуации, «гложет» его. Это может послужить причиной формирования невроза или психических нарушений.