Штрихи к портрету. Рафаэль и все-все-все. Искусство Высокого Возрождения Кто такие леонардо рафаэль микеланджело донателло

Рафаэль Санти был самым юным из трех титанов Возрождения, кроме него так называют Леонардо да Винчи и Микеланджело Буанаротти. Когда художник приехал во Флоренцию ему было 19 лет , Микеланджело – 29 лет , Леонардо – 52 года .

Рафаэль жил во Флоренции 4 года, 1504-1508 гг. В тот момент в городе сложилась абсолютно фантастическая ситуация: в городе одновременно по одним и тем же улицам и палаццо ходили Рафаэль, Микеланджело и Леонардо да Винчи . Три титана эпохи Возрождения соперничали друг с другом в одном культурном пространстве. Никогда уровень мастерства не достигал такой концентрации в рамках одного города.


Рафаэль. Портрет Аньоло Дони. Экспонируется на выставке в ГМИИ имени А.С.Пушкина

На выставке “Рафаэль. Поэзия образа” в ГМИИ имени Пушкина экспонируется парный портрет супругов Дони. Портреты были заказаны Рафаэлю одновременно с заказом Микеланджело картины “Святое семейство” (его так же называют Мадонна Дони/ Тондо Дони), который сейчас украшает галереи Уффици.


Микеланджело . Святое семейство/ Мадонна Дони. Заказан семьей Дони. Рама создана Микеланджело

Рафаэль и Леонардо

Между Леонардо и Рафаэлем были отношения ровные, на уровне «учитель–ученик», ни скандалов, ни интриг. Рафаэль восхищался Леонардо, учился и подражал его стилю. Молодой художник посетил мастерскую Леонардо да Винчи во Флоренции и увидел его “Джоконду”. В соответствии с воспоминаниями современников он был под огромным впечатление от данной работы. Перерабатывая данную тему, а именно разворот тела и позу модели, положение рук, был исполнен портрет Маддалены Строцци (в замужестве Дони), который экспонируется на выставке в ГМИИ.


Рафаэль. Портрет Маддалены Дони. Экспонируется на выставке в ГМИИ имени Пушкина
Леонардо да Винчи. Джоконда. Оригинал: Лувр, Париж

Рафаэль и Микеланджело

Они были противоположностями друг другу. Рафаэль был красивым, элегантно одетым, окруженным друзьями и поклонниками. Микеланджело напротив – вечно один , язвительный в высказываниях. У него был тяжелый характер . К своему внешнему виду Микеланджело относился подчеркнуто пренебрежительно.

Микеланджело однажды заявил – «Все, что умеет Рафаэль, он научился у меня ». Отчасти это правда, Рафаэль как губка впитывал и творчески осваивал высшие достижения живописи своего времени.


Собор Святого Петра в Ватикане

Художники соперничали между собой в заказах, в росписи Сикстинской капеллы Ватикана, в архитектуре при строительства собора Святого Петра. Только внезапная смерть Рафаэля позволила Микеланджело перехватить данный архитектурный заказ и завершить его.

Статья о картинах Рафаэля на выставке шедевров Пинакотеки Ватикана расположена

О картинах, представленных в 2016 году на выставке “Рафаэль. Поэзия образа” в ГМИИ имени Пушкина (Москва, улица Волхонка) написано Статья о фактах жизни и смерти Рафаэля представлена

Черепашки-ниндзя - герои комиксов и мультфильмов, вымышленная команда из четырех черепашек-мутантов, задача которых - сражаться со злом, процветающим на улицах их родного города.

Черепашек создали два художника Кевин Истмен и Питер Лэрд. Давайте же вспомним, как зовут всех черепашек ниндзя.

Леонардо

Леонардо (Лео) - черепашка-ниндзя с голубой повязкой, считается неформальным лидером команды черепашек - он всегда храбр, решителен и дисциплинирован. Лео неуклонно следует правилам чести, его оружие - мечи.

Рафаэль

Рафаэль (Раф) носит красную маску - он немного агрессивен, подозрителен и обладает весьма своеобразным чувством юмора. Раф частенько ссорится с Лео, к чему, как правило, приводит излишняя вспыльчивость первого. Оружие Рафа - саи - клинковое холодное оружие, внешне похожее на трезубец с удлиненным средним зубом.

Микеланджело

Микеланджело (Микки) - черепашка с желтой повязкой. Микки - самая веселая и легкомысленная черепашка. Микки очень остроумен, добр и верен. Оружие Микки - нунчаки, он владеет ими мастерски, однако иногда в бою пользуется цепями с крюками.

Донателло

Донателло (Донни) носит фиолетовую маску, имеет репутацию очень умного парня. Донни - наименее агрессивный член команды, всегда предпочитает решать конфликты мирным путем. Тем не менее, Донни также зачастую "превращается" в сумасшедшего профессора - его изобретения обычно приводят к жутким разрушительным последствиям. Донни сражается с помощью так называемого шеста бо.

Названы черепашки в честь четырех великих художников и скульпторов: Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти, Микеланджело Буонарроти, Донателло.

Герои с непростым прошлым.

На этой неделе на экраны российских кинотеатров выходит продолжение фильма «Черепашки-ниндзя» двухлетней давности, который собрал в широком прокате почти $500 млн. Мы решили вспомнить основные исторические моменты одних из самых необычных героев кинокомиксов.

1. Создатели «черепашек» любили боевые искусства


Первые эскизы будущих героев.

Оба художника ставшего легендарным комикса Питер Алан Лерд и Кевин Брукс Истмен были фанатами боевых искусств. Первый изучал в юности айкидо, второй обожал фильмы с Брюсом Ли. Именно, поэтому главные герои получили громкую приставку «ниндзя».

2. Имена главных героев придуманы в шутку


Леонардо, Рафаэль, Микеланджело, Донателло. Оригиналы.

Лэрд и Истмэн любили историю искусства, поэтому идея заимствования имен мастеров эпохи Возрождения (Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти, Микеланджело Буонаротти, Донато ди Никколо ди Бетто Барди), обоим создателям показалась забавной.

По легенде самого комикса, сэнсэй черепашек крыса Сплинтер случайно нашёл красочный альбом с картинами этих художников в груде мусора.

3. Изначально «Черепашки» были пародией на другой комикс


Герой комикса «Сорвиголова».

Многие фанаты связывают идею мутации главных персонажей с историей другого персонажа комиксов – «Сорвиголовой». Он, спасая человека из под колес грузовика, перевозящего радиоактивные вещества, лишился зрения. Жидкость попала ему в глаза, лишив зрения, но улучшив слух и обоняние. Черепашки изначально были пародией на данного героя.

Кроме того, комикс был схож с «Ронин» Фрэнка Миллера о приключениях самурая в Нью-Йорке.

4. Разноцветные повязки у героев появились не сразу


Обложка оригинального комикса.

В оригинальном комиксе было много агрессии и жестокости, сами черепашки-ниндзя были чёрно-белыми, лишь на обложке у героев рисовались красные повязки.

Лишь после того, как комикс стал популярен художники «вручили» каждой черепахе повязку определенного цвета и пряжки с буквами на ремнях . Рафаэль получил красную, Донателло фиолетовую, оранжевая досталась Микеланджело, а синяя лидеру квартета Леонардо.

5. Каждая черепашка обладает своим набором характеристик


Все герои разные.

Леонардо

Дата рождения : 12 августа
Оружие : Врагов «наказывает» с помощью двух катан
Характеристики : Дисциплинированный, непреклонный в решениях, постоянно спорит с беззаботным Микеланджело
Фишка : Неформальный лидер коллектива. В мультсериале 1987 года крутит роман с девушкой-ниндзя Лотос

Донателло

Дата рождения : 1 июля
Оружие : В качестве оружия использует бокен (длинная палка из бамбука)
Характеристики : Мозговой центр команды, любит технику и науку
Фишка : В новой киноэкранизации у героя есть ранец с гаджетами, гарнитура с камерой и электронным моноклем, сам же он носит очки. В фильме 2016 года Дон смастерил фирменный грузовик черепашек, который не уступает по количеству гаджетов автомобилям Джеймса Бонда

Рафаэль

Дата рождения : 22 августа
Оружие : Использует пару кинжалов сай (клинковое холодное оружие типа стилета)
Характеристики : Жестокий боец с неуравновешенной психикой
Фишка : В мультсериале «Черепашки-мутанты-ниндзя» Рафаэль крутил роман с Моной Лизой - девушкой, мутировавшей в ящерицу

Микеланджело

Дата рождения : 24 ноября
Оружие : Любимое оружие нунчаки
Характеристики : Беззаботность и легкомысленность команды
Фишка : Главный оптимист коллектива. Больше всех остальных любит пиццу и чаще других шутит. В фильме 2014 года герой неровно дышит к Эйприл, в продолжении истории ждем новых подкатываний черепахи к журналистке. Именно Микеланджело (черепашку с нунчаками) первым нарисовал один из авторов комикса Кевин Истмэн.

6. Рокстеди и Бибоп, два каноничных придурка появятся в новом фильме


Большие и тупые.

Два антагониста и помощники главзлодея Шреддера, которые обещают стать одной из главных фишек будущего фильма, который выходит в самом начале июня . В классическом мультсериале эти два мутанта получились в результате скрещивания двух панков-бандитов с носорогом и кабаном. Оба абсолютно тупые.

Имена героев обозначают музыкальные жанры: Бибоп - это стиль в джазе. Рокстеди - ямайский стиль музыки (отец стиля Регги).

7. Мультсериалы, много и разных


Ностальгия из 90-х.

Для российских зрителей героев комикса открыл сериал, который снимался с 1987 по 1992, общее количество серий - 193, сезонов – 10.

В 2003 Fox Network восстановила мультсериал, который больше похож на оригинальный комикс, став более мрачным и драматичным.

В 2012 года на канале Nickelodeon состоялась премьера мульсериала, в котором используется компьютерная графика.

8. Первая киноэкранизация сейчас смотрится нелепо, в 1990 она стала хитом


Трейлер к фильму из 90-х.

Появившийся в 1990 году фильм, снятый про «Черепашек» повторял основную историю появления героев. При бюджете в $13,5 млн., картина собрала по всему миру $201 млн. Любопытно, что одну из ролей в фильме сыграл Сэм Рокуэлл.

Не верите, что фильм получился странный? Смотрим трейлер.

9. Перезагрузка «Черепашек» получилась успешной


Кадр из фильма 2014 года.

В 2014 году к 30-летию франшизы режиссером Джонатаном Либесманом была снята новая киноэкранизация комикса, выпущенная в 3D-формате.

Фанаты остались недовольны новым отталкивающим видом главных героев. С одной стороны, понять их можно, все привыкли к миловидным мордочкам черепашек, с другой стороны, взгляните на изображения обычной черепахи . У художников новой версии мутантов были для своего творчества все основания.

В целом фильм получился неким симбизом сурового и реалистичного «Темного рыцаря» Кристофера Нолана и #взорвемздесьвсе «Трансформеров» Майкла Бея.

Бюджета фильма составил $125 млн., а сборы по всему миру $493 млн. ($29 млн. в России).

10. Вторая часть новых «Черепашек» обещает быть очень крутой


Вы будете приятно удивлены.

Причин несколько. Масштаб событий стал больше, у героев появились новые известные нам по мультсериалу враги, шуток стало больше, Эйприл #Меган О’Нил раздели еще больше, а женскую партию ей составила модель с мировым именем Алессандра Амброзио.


Леонардо да Винчи

(Leonardo da Vinci) (1452-1519 гг.), итальянский живописец, скульптор, учёный, инженер и архитектор эпохи Возрождения.

http://www.arthistory.ru/leonardo.htm

Микеланджело Буонарроти
(Michelangelo Buonarroti)
(1475-1564 гг.), итальянский скульптор, живописец, архитектор, поэт. Выдающийся мастер эпохи Ренессанса.

http://www.arthistory.ru/mikeland.htm

Рафаэль
(Раффаэлло Санти) (Raphael (Raffaello Sanzio)) (1483-1520 гг.), итальянский живописец и архитектор. В творчестве Рафаэля с наибольшей полнотой отразились идеалы Высокого Возрождения (Ренессанс). С 1504 по 1508 гг. жил главным образом во Флоренции, где под влиянием Леонардо да Винчи и Микеланджело его творчество обрело зрелость.

Итак, Леонардо, Микеланджело, Рафаэль, Донателло … Гении… Творцы…

Но речь идет совсем не о них)

Речь идет о Черепашках ниндзя )))

Черепашки-ниндзя — выдуманная команда из четырёх человекоподобных черепах-мутантов, которых тренирует их гуру, Мастер Сплинтер , превращая их в воинов-ниндзя. Они устроили себе жилище в канализации Манхэттена и воюют с мелкими преступниками, страдающими манией величия злодеями и неземными захватчиками, оставаясь при этом в общем изолированными от общества.
Мастер Сплинтер если честно не то, чтобы похож на забавную крыску, но по мохнатости очень напоминает мне моего хомяка))) такой же милый и волосатый)))

Сегодня ходили в кино, мой маленький племяша (9 лет) замирал от восторга и покрывался мурашками от происходящего на экране)))

Да и я сама, как любитель комиксов, явно не была разочарована.

Анимационная лента "Teenage Mutant Ninja Turtles", снятая по мотивам всемирно известных комиксов и карикатур 1990-х годов, собрала в прокате 25,45 млн долларов.

Предыдущий фильм Черепашки-ниндзя-3" был выпущен в 1991 году и собрал на премьере 12,4 млн долларов.

Очень люблю мультики, в которых происходит что-то совсем из ряда вон выходящее - конец света, параллельные миры, мутанты, страшилки)))

Стоит заметить, что в зале было полно и взрослых людей, явно ностальгирующих по черепашкам)))

Герои наделены характерами) Леонардо - прирожденный лидер, Рафаэль - бунтарь, а Микеланджело и Донателло - добрые, веселые, беззаботные…

Сидела болела за них, как ребенок)

И правда - смотришь мультфильм, но как будто фильм, обработанный в 3 D -графике… Персонажи личностны, и мультик получился интересный, веселый, не злой, не пошлый (я боюсь вести племяшу на Третьего Шрека - упаси Боже что там - если уже на втором я закрывала ему глаза и уши))))))))

Еще очень привлекает, когда в мультфильме используется какая-нибудь интересная необычная легенда… Это делает просмотр еще более загадочным.

Кстати о легендах, несмотря на то, что Черепашки вытеснили по рейтингам Спартанцев - на выходных я обязательно посмотрю и их)))

Всем удачного и теплого окончания недели))) и приятного вечера - начала выхо дных)

Высокое Возрождение, которое дало человечеству таких великих мастеров, как Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, Джорджоне, Тициан, Браманте, охватывает сравнительно короткий период времени - конец XV и первую треть XVI вв. Только в Венеции расцвет искусства продолжался до середины столетия.
Коренные сдвиги, связанные с решающими событиями мировой истории, успехами передовой научной мысли, бесконечно расширили представления людей о мире - не только о земле, но и о космосе. Восприятие мира и человеческой личности как будто укрупнилось; в художественном творчестве это отразилось не только в величественных масштабах архитектурных сооружений, монументов, торжественных фресковых циклов и картин, но и в их содержании, выразительности образов. Изобразительный язык, который в эпоху Раннего Возрождения, по определению некоторых исследователей, мог показаться слишком «болтливым», стал обобщенным и сдержанным. Искусство Высокого Возрождения представляет собой живой и сложный художественный процесс с ослепительно яркими взлетами и последующим кризисом.

Архитектура

Центром архитектуры Высокого Возрождения стал Рим, где на базе предшествующих открытий и успехов сложился единый классический стиль. Мастера творчески использовали античную ордерную систему, создавая сооружения, величественная монументальность которых была созвучна эпохе. Крупнейшим представителем архитектуры Высокого Возрождения стал Донато Браманте (1444-1514). Постройки Браманте отличаются монументальностью и величием, гармоничным совершенством пропорций, цельностью и ясностью композиционных и пространственных решений, свободным, творческим использованием классических форм. Наивысшим творческим достижением Браманте является реконструкция Ватикана (зодчий фактически создал новое сооружение, органически включив в него разрозненные старые строения). Браманте принадлежит также авторство проекта собора Св. Петра в Риме. Своим творчеством Браманте определил пути развития архитектуры XVI в.

Живопись

В истории человечества нелегко найти другую столь же гениальную личность, как основатель искусства Высокого Возрождения Леонардо да Винчи (1452-1519). Всеобъемлющий характер деятельности этого великого художника, скульптора, архитектора, ученого и инженера стал ясен только тогда, когда были исследованы разрозненные рукописи из его наследия, насчитывающие свыше семи тысяч листов, содержащих научные и архитектурные проекты, изобретения и зарисовки. Как ученый и инженер Леонардо обогатил практически все области научного знания: анатомию, физиологию, ботанику, палеонтологию, картографию, геологию, химию, аэронавтику, оптику, механику, астрономию, гидравлику, акустику, математику. Трудно назвать ту область знаний, которой бы не коснулся его гений. В своем знаменитом «Трактате о живописи» (1498) и других записях Леонардо уделил большое внимание изучению человеческого тела, сведениям по анатомии, пропорциям, зависимости между движениями, мимикой и эмоциональным состоянием человека. Леонардо занимали также проблемы светотени, объемной моделировки, линейной и воздушной перспективы. Леонардо отдал дань не только теории искусства. Он создал целый ряд великолепных алтарных образов и портретов (т.н. «Мадонна Литта»). Кисти Леонардо принадлежит одно из самых прославленных произведений мировой живописи - «Мона Лиза» (Джоконда). Леонардо создавал монументальные скульптурные образы, проектировал и строил архитектурные сооружения. Леонардо по сей день остается одной из самых харизматических личностей эпохи Возрождения. Ему посвящено огромное количество книг и статей, подробнейшим образом изучена его жизнь. И тем не менее многое в его творчестве остается загадочным и продолжает будоражить умы людей. Универсализм Леонардо настолько непостижим, что Вазари не смог объяснить этот феномен иначе, как вмешательством небес: «К чему бы ни обратился этот человек, каждое его действие носит печать божественности», - так писал знаменитый биограф о великом Леонардо да Винчи.

Искусство Рафаэля Санти (1483-1520) также принадлежит к вершинам итальянского Возрождения. С творчеством Рафаэля в истории мирового искусства связывается представление о возвышенной красоте и гармонии. Принято считать, что в созвездии гениальных мастеров Высокого Возрождения, в котором Леонардо да Винчи олицетворял интеллект, а Микеланджело - мощь, именно Рафаэль был главным носителем гармонии. Конечно, в той или иной степени каждый из них обладал всеми этими качествами. Несомненно, однако, что неустанное стремление к светлому совершенному началу пронизывает все творчество Рафаэля, составляет его внутренний смысл. Его работы необыкновенно привлекательны в своем естественном изяществе («Сикстинская мадонна»). Может быть, поэтому мастер приобрел такую необычайную популярность у публики и имел множество последователей среди художников во все времена. Рафаэль был не только изумительным живописцем, портретистом, но также и монументалистом, работавшим в технике фрески, архитектором, мастером декора. Все эти дарования с особой силой проявились в его росписях апартаментов папы Юлия II в Ватикане («Афинская школа»). В искусстве гениального художника родился новый образ человека эпохи Возрождения - прекрасного, гармоничного, совершенного физически и духовно («Портрет Б. Кастильоне»).


Рафаэль. Мадонна с младенцем (Мадонна Конестабиле). Эрмитаж. Около 1500-1502.

Современником Леонардо да Винчи и Рафаэля был их вечный соперник - Микеланджело Буонарроти , величайший мастер Высокого Возрождения - ваятель, живописец, архитектор и поэт. Свой творческий путь этот титан Возрождения начал со скульптуры. Его колоссальные статуи стали символом нового человека - героя и борца («Давид»). Мастер возвел немало архитектурно-скульптурных сооружений, самое знаменитое из которых - капелла Медичи во Флоренции. Великолепие этих произведений строится на колоссальном напряжении чувств персонажей (Саркофаг Джулиано Медичи). Но особенно знамениты росписи Микеланджело в Ватикане, в Сикстинской капелле, в которых он проявил себя как гениальный живописец. Пожалуй, никто в мировом искусстве, ни до ни после Микеланджело, не создавал таких сильных телом и духом персонажей («Сотворение Адама»). Огромная, невероятно сложная по исполнению фреска на потолке была выполнена художником в одиночку, без помощников; она и по сей день остается непревзойденным монументальным произведением итальянской живописи. Но кроме росписей плафона Сикстинской капеллы, мастер, уже в старости, создал яростно-вдохновенный «Страшный суд» - символ крушения идеалов своей великой эпохи. Тем не менее Микеланджело всегда боготворил красоту человека, какие бы роковые и трагические страницы жизни ни определяли содержание творений этого гения. Микеланджело много и плодотворно работал в архитектуре, в частности, руководил строительством собора Св. Петра и ансамбля площади Капитолия в Риме. Творчество великого Микеланджело составило целую эпоху и далеко опередило свое время, оно сыграло колоссальную роль в мировом искусстве, в частности, оказало влияние на формирование принципов барокко.

В историю искусства Высокого Возрождения яркую страницу вписала Венеция, где этот период продолжался до середины XVI в. Особое великолепие город приобрел после перестройки его центра учеником Браманте Якопо Сансовино (1486-1570). Напротив Дворца дожей он воздвиг монументальную библиотеку Сан-Марко с ажурным фасадом, органично связав ее с ансамблем площади. У подножия колокольни собора Сан-Марко мастер построил небольшое изящное здание - Лоджетту, а в 1532-37 гг. на Большом канале - нарядное палаццо Корнер делла Ка-Гранде. Наивысшего расцвета в XVI в. достигла венецианская живопись с ее богатыми традициями, созданными мастерами предшествующего столетия, и в первую очередь поэтически-созерцательным творчеством Джованни Беллини, учителя великих мастеров Джорджоне и Тициана.

Джорджоне считается первым мастером Высокого Возрождения в Венеции. Его искусство совершенно особое. В нем царит дух ясной гармонии и какой-то особенной интимной созерцательности и мечтательности. Этот венецианец умел передать настроение сцены, ее едва уловимое, подобное чудному сну, абсолютное безмолвие. Он часто писал восхитительных красавиц, настоящих богинь. Обычно это поэтический вымысел - воплощение несбыточной мечты, преклонение перед романтическим чувством и прекрасной женщиной. В его картинах таится намек на чувственную страсть, на сладостное наслаждение, на неземное счастье. Утонченный гедонизм стал важной темой его живописи. С искусством Джорджоне венецианская живопись приобрела общеитальянское значение, утвердив свои художественные особенности.



Тициан вошел в историю итальянского искусства как титан и глава венецианской школы, как символ ее расцвета. В творчестве этого художника с особой силой проявилось дыхание новой эпохи - бурной, трагической, чувственной. Творчество Тициана отличается исключительно широким и разносторонним охватом типов и жанров живописи. Тициан явился одним из основоположников монументальной алтарной картины, пейзажа как самостоятельного жанра, различных типов портрета, в том числе и торжественно-парадного. В его творчестве идеальные образы соседствуют с яркими характерами, трагические конфликты - со сценами ликующей радости, религиозные композиции - с мифологическими и историческими картинами. Тициан принадлежит к величайшим колористам мировой живописи. Его картины сияют золотом и сложной гаммой вибрирующих светоносных полутонов цвета. Тициан выработал новую живописную технику, оказавшую исключительное влияние на дальнейшее, вплоть до XX в., развитие мирового изобразительного искусства. Могучий темперамент и яркая творческая индивидуальность Тициана проявились уже в ранних его работах, насыщенных кипучей жизнью, сверкающей красотой, богатством духовного содержания, глубиной эмоциональных переживаний. Тициан, проживший почти столетие, пережил крушение ренессансных идеалов, творчество мастера наполовину принадлежит эпохе Позднего Возрождения. Его герой, вступающий в борьбу с враждебными силами, погибает, но сохраняет свое величие. Влияние большой мастерской Тициана сказалось на всем венецианском искусстве.
Автопортрет