Самостоятельный прыжок. Самостоятельный прыжок Его наличие не означает, что можно не дергать кольцо

Сегодня, видимо, наконец-то звёзды сложились удачно и мне таки удалось совершить первый прыжок с парашютом ПТЛ-72. Если кому-то интересно - вот в чём его особенности: будучи круглым куполом, ПТЛ тем не менее имеет постоянную горизонтальную скорость 3,6 м/с (при вертикальной 5, как и у Д-6). Достигается это за счёт многочисленных щелей в куполе, которые расположены так, что выходящий из них воздух создаёт реактивный момент. Как и Д-6, ПТЛ предназначен для прыжков со стабилизацией, что позволяет бросать с ним людей, не владеющих техникой свободного падения (вроде меня).
Сегодня на аэродроме Ватулино было очень оживлённо: приехала куча спортсменов с парашютами-крыльями, какие-то спасатели из МЧС, ну и целая куча перворазников - погода располагала: почти полный штиль, голубые просветы на небе.
Я уже настроился на радужный лад, однако меня с ходу обломали (мол, облака слишком низкие для первого опыта с ПТЛ) и направили прыгать сначала с Д-6 - чтобы я посмотрел, на что стала похожа местность, укрытая снегом, и подготовился морально. В принципе, это было мудрое решение, ибо второй прыжок в течение дня совершается психологически легче, чем первый - а ведь у меня он бы оказался "первым вдвойне". В общем, я загрузился в "Аннушку" с разношёрстной компанией парашютистов и вскоре уже шагнул из люка в редкие облака. Снова напортачил, естественно - после динамического рывка забыл сразу осмотреть купол, так что перекрутившиеся стропы почувствовал, а не увидел - впрочем, увидеть и вовсе не успел - раскрутились сами. Покачался под белым зонтиком, полюбовался заснеженными полями и очень мягко сел. Поскольку ветер был совсем слабым, сегодня я даже не пытался гасить купол за стропы - просто вскочил и оббежал его, а он и не думал меня куда-то волочь и покорно лёг. И только потом, когда я уже сдал свою "Дэшку" на склад и, более для очистки совести, отловил инструктора и поинтересовался, не пустит ли он меня всё-таки с ПТЛом, мне неожиданно дали разрешение. Сразу же рванул обратно на склад за вожделенным парашютом, снарядился и отправился на линию осмотра, благо подъёму уже объявили пятиминутную готовность. Основную массу в нашем строю составляли люди в ярких комбинезонах, пластиковых шлемах и с обтекаемыми ранцами современных спортивных парашютов. Среди всего этого великолепия несколько фигур в брезенте, мягких шлемах а-ля "экипаж машины боевой", с неуклюжими ранцами "Дубов" и моего ПТЛа и запасками на пузе смотрелись выходцами из другой эпохи. Всего нас таких было четверо: один курсант второй программы с прыжком "на верёвку", двое - "на расчековку", и я - со стабилизацией на 10 секунд.
Первым, само собой, вышел "верёвочник" - ухнул куда-то в белёсую муть, которую в тот момент пробивала наша машина. инструктор втащил длинный оранжевый чехол парашюта в самолёт и закрыл за ним дверь, "Аннушка" взревела мотором и полезла выше. А потом вдруг в салоне резко посветлело - в иллюминаторы заглянуло солнце. Мы пробили облачный слой и выбрались в чистое небо - и продолжали карабкаться дальше. Сердце от волнения билось где-то у горла, по шпангоутам и обшивке самолёта ползали золотистые солнечные зайчики. Текли секунды, волнистое поле облаков медленно отдалялось - и тут наконец загудел зуммер. Лязгнул распахнувшийся люк... Я замешкался на выходе, услышав вместо положенного "пошёл" неуставное "давай" - но толчок инструкторской руки в ранец положил конец сомнению - здравствуй, небо... 521! Меня привычно заболтало и закрутило, мелькнули облака, горизонт... Взгляд остановился на неподвижной стрелке секундомера, про который на выходе все благополучно позабыли... Не беда... 526, 527... надо же, совсем не страшно, наоборот - здорово! Досчитать я не успел, прибор сработал раньше. Щелчка не услышал, но почувствовал просадку - и над головой огромным красно-оранжевым цветком распустился ПТЛ-72. Запомнил, как медленно и величественно развернулась заломленная внутрь передняя кромка... ну, вроде всё путём. Прямо по курсу свободно - кажется, я никого сейчас не протараню. Где там эта "рыжая"*? Скорее тянуть, чтобы она не испортила мне праздник... вот так! Теперь клеванты - ага, вот они - две толстенькие оранжевые ручки на концах тянущихся вверх красных шнуров. Ну вот, теперь можно осмотреться ещё раз. ПТЛ плыл над облаками, в стороне, освещённые низким солнцем, висели два "Дуба" - это те, кто выходили за мной. Внизу в просветах мелькала земля - я видел кусок леса, какую-то деревню - но никак не мог отыскать аэродром, пока не посмотрел прямо под собой. Как только я сообразил это сделать, оказалось, что я вишу прямо над полосой, по которой как раз полз крохотный игрушечный самолётик. Надо бы отвернуть в поля, подумал я - бог с ним, что по ветру - ветра-то как раз почти нет. Тем временем солнце окуталось радужным гало, а потом свет померк - я входил в облака. Но почти сразу раздёрнулась туманная завеса внизу, и я ясно увидел всё поле целиком, окружающий его лес, белеющую трапецию посадочной площадки, вяло колыхающиеся аэродромные "колдуны" - сразу все три. Затрещал и щёлкнул вхолостую прибор запаски. Пора было поворачивать - что-то я слишком далеко улетел. После неторопливого Д-6 этот купол, казалось, разворачивается буквально силой мысли. К тому же его совсем не раскачивало - я скользил плавно и ровно. Довернув на главный "колдун", я парой коротких движений скорректировал направление и приготовился к встрече с землёй. Касание снова было удивительно мягким, а купол, словно провалившись внутрь себя, медленно упал на меня сверху.

На фото запечатлён проход "Аннушки" на бреющем над парашютным городком. Теперь я немного понимаю, что чувствовали немецкие солдаты при виде заходящего на них Ил-2. Совсем чуть-чуть...
*рыжая - принятое среди парашютистов название короткой стропы (действительно, обычно рыжего или красного цвета), за которую нужно потянуть, чтобы отсоединить страхующий прибор запаски от тросика, раскрывающего её ранец. Если этого не сделать, на высоте 400 метров раздастся "трррр... щёлк", и запасной парашют вывалится из ранца. Последствия этого могут быть достаточно неприятными.

Парашют тренировочный летчика ПТЛ-72 предназначен для совершения учебно-тренировочных прыжков летчиками, парашютистами-десантниками и начинающими парашютистами-спортсменами из военно-транспортных самолетов и вертолетов. Применяется в комплекте с запасными парашютами типа З-5 и З-6П. Управление при снижении под куполом осуществляется с помощью двух строп управления. Наличие в конструкции парашютной системы двух замков КЗУ обеспечивает ей возможность мгновенного отсоединения основного парашюта от подвесной системы как в воздухе, так и после приземления. В настоящее время в основном используется в аэроклубах.

Парашют надежно работает на высотах от 300 до 3000 м на скоростях от 160 до 350 км/ч. Купол парашюта круглой формы с несколькими удлиненными полотнищами и отверстиями имеет площадь 70 м2, обеспечивает управляемое устойчивое снижение со средней вертикальной скоростью 5 м/с при полетной массе парашютиста до 120 кг. Средняя горизонтальная составляющая скорости снижения – 3,6 м/с.

Масса - не более 15,5 кг.(с прибором ППК-У-240А-Д или КАП-ЗП-240Б без переносной сумки).

Парашют ПТЛ-72 состоит из последовательно вводимых в действие стабилизирующей системы и основного парашюта. Стабилизирующая система предназначена для уменьшения динамической нагрузки при вводе парашюта в действие, повышения надежности действия парашюта, обеспечения стабилизированного спуска в течение заданного времени и введения в действие основного парашюта. Основной парашют вводится в действие отсоединяющейся стабилизирующей системой и предназначен для снижения и приземления парашютиста в заданном месте.

При отделении парашютиста от самолета из камеры, закрепленной при помощи карабина за удлинитель или трос, натянутый внутри самолета, вытягивается и вводится в действие стабилизирующая система с площадью купола 1,5 м2. Купол стабилизирующей системы наполняется при попадании в поток, звено натягивается и выдергивает гибкую шпильку из прибора ППК-У-240АД или КАП-ЗП-240Б, которая соединена с петлей звена стабилизирующей системы при помощи фала длиной 360 мм. После наполнения купола происходит снижение парашютиста под стабилизацией, при этом ранец основного парашюта остается закрытым. Прекращение стабилизированного снижения и раскрытие двухконусного замка осуществляется прибором или ручным способом. После раскрытия двухконусного замка стабилизирующая система расчековывает ранец и вытягивает из него чехол купола с уложенным в него куполом. По мере отхода стабилизирующей системы стропы парашюта выходят из сот чехла, чехол сходит с купола и происходит наполнение основного купола. Стабилизирующая система с чехлом купола, присоединенные с помощью соединительного звена к вершине купола, снижаются вместе с основным парашютом.

Парашют ПТЛ-72 обеспечивает при снижении горизонтальное перемещение вперед, торможение, горизонтальное перемещение назад и развороты в любую сторону благодаря натяжению парашютистом строп управления.

Парашют тренировочный летчика ПТЛ-72 предназначен для совершения учебно-тренировочных прыжков летчиками, парашютистами-десантниками и начинающими парашютистами-спортсменами из военно-транспортных самолетов и вертолетов. Применяется в комплекте с запасными парашютами типа З-5 и З-6П. Управление при снижении под куполом осуществляется с помощью двух строп управления. Наличие в конструкции парашютной системы двух замков ОСК обеспечивает ей возможность мгновенного отсоединения основного парашюта от подвесной системы как в воздухе, так и после приземления. В настоящее время в основном используется в аэроклубах.

Тактико-технические данные парашюта

Парашют надежно работает на высотах от 300 до 3000 м на скоростях от 160 до 350 км/ч. Купол парашюта круглой формы с несколькими удлиненными полотнищами и отверстиями имеет площадь 70 м2, обеспечивает управляемое устойчивое снижение со средней вертикальной скоростью 5 м/с при полетной массе парашютиста до 120 кг. Средняя горизонтальная составляющая скорости снижения – 3,6 м/с.

Время разворота на 360° - до 10 секунд.

Назначенный ресурс - 700 применений.

Срок службы - 12 лет.

Масса - не более 15,5 кг..

Габаритные размеры уложенной парашютной системы, не более.

ПАРАШЮТ ТРЕНИРОВОЧНЫЙ ЛЕТЧИКА ПТЛ-72

В 1976 году в авиалесоохрану начали поступать парашюты ПТЛ-72. Этот парашют был разработан на базе Лесника и экспериментального парашюта альпиниста. Купол площадью 70 м 2 по схеме близок к парашюту Лесник, однако имеет меньшую скорость снижения и позволял выполнить разворот на 360 о за десять секунд. Очень устойчив при снижении, имел современное стабилизирующее устройство.

Меньшая скорость снижения парашюта ПТЛ-72 позволяла применять его для безопасного выполнения прыжков парашютистами, имевшими вес выше среднего (более 80 кг), а также в горной местности.

ПТЛ-72 - щелевой купол. Применяется с запасными парашютами типа З-5 . Состоит из стабилизирующей системы и основного парашюта. Стабилизирующая система вводиться в действие принудительно, а основной парашют – прибором или вручную.

Параметры

Наименование

Значения

Конструкция

Площадь, м 2

Масса системы, кг

не более 15,5

Габариты уложенного (ДхШхВ), см

Эксплуатационные ограничения

Срок службы системы, лет

Скорость применения, км/ч

от 160 до 350

Высота применения, м

от 300 до 3000

Min. высота, м

Назначенный ресурс,

700 применений

Динамические характеристики

Вертикальная скорость, м/с

ТРЕНИРОВОЧНАЯ ПАРАШЮТНАЯ СИСТЕМА ЛЕТЧИКА ПТЛ-72

Тренировочная парашютная система летчика ПТЛ-72 предназначена для совершения учебно-тренировочных прыжков летчиками, парашютистами-десантниками и начинающими парашютистами-спортсменами из военно-транспортных самолетов и вертолетов. Парашютная система легко управляется и обеспечивает надежное совершение прыжков со стабилизацией 5 с и более. В качестве страхующего средства раскрытия двухконусного замка ранца на ней применяется парашютный прибор ППК-У или КАП-ЗП-240Б. Конструкция подвесной системы позволяет применять два типа запасных парашютных систем: 3-5 или 3-2. Управление куполом при снижении осуществляется с помощью двух специальных строп управления. Наличие в конструкции парашютной системы двух замков ОСК обеспечивает ей возможность мгновенного отсоединения основного парашюта от подвесной системы как в воздухе, так и после приземления.

Тактико-технические данные

Эксплуатационные ограничения:
масса парашютиста-десантника, кг, не более............... 120
скорость самолета, км/ч............... 160-350
максимальная высота, м............... 3000
минимальная высота, м............... 300
Скорость снижения м/с, не более............... 5
Время разворота купола на 360° в любую сторону при натяжении одной из строп управления, с............... 10
Горизонтальное перемещение вперед со средней скоростью, м/с............... 3,6
Горизонтальное перемещение назад при полностью натянутых стропах управления, м/с............... 1,9
Масса парашюта без парашютной сумки, кг............... 15,5
Количество применений, раз............... 700
Гарантированный срок службы, лет............... 12

В состав парашютной системы входят камера стабилизирующего парашюта, стабилизирующий парашют, звено стабилизирующего парашюта, звено купола основного парашюта, чехол купола основного парашюта, купол со стропами основного парашюта, подвесная система, ранец, двухконусный замок, звено ручного раскрытия, парашютный прибор ППК-У , парашютная сумка. Конструкция и принцип действия составных частей парашютной системы ПТЛ-72 в основном аналогичны устройству составных частей парашютной системы Д-5 серии 2.

Отличительные особенности ПТЛ-72 состоят в следующем. В куполе стабилизирующего парашюта вытяжное устройство, состоящее из восьми карманов, изготовлено из капронового каландрированного крашеного полотна (в Д-5 серии 2 - из капронового полотна).

Дополнительно введено звено купола основного парашюта длиной 0,27 м из капронового шнура ШТКП-15-220. Его малая петля присоединена к вершине купола основного парашюта, большая - к петле звена стабилизирующего парашюта.

Применяется чехол купола основного парашюта , предназначенный для упорядочения процесса наполнения купола основного парашюта и исключения случаев перехлестывания купола стропами.


Рис. 3.1. Чехол парашюта ПТЛ-72:

1 - уздечка: 2 - основа чехла; 3 - усилительная лента; 4 - предохранитель строп; 5 - лента-карман рамки; 6 - несъемные резиновые соты; 7 - съемная резиновая сота; 8 - фартук; 9 – люверс

Чехол длиной 3,19 м изготовлен из капронового полотна оранжевого цвета, форма - в виде рукава, состоит из основы чехла 2 (рис. 3.1) и предохранителя строп 4. На основе чехла нашиты восемь пар несъемных резиновых сот 6, две пары двойных съемных сот 7, две ленты-кармана 5 для укладочной рамки и фартук 8 для прикрытия нижней кромки купола.

Фартук имеет два люверса 9 для зачековки чехла съемными сотами 7. Над люверсами нашиты карманы для устранения случаев зацепления за пучки строп. Предохранитель строп предназначен для предохранения строп, уложенных в соты, от зацепления. Пучки строп, вложенные в съемные резиновые соты, замыкают фартук и препятствуют преждевременному выходу купола основного парашюта из чехла. По всей длине чехол купола основного парашюта усилен капроновыми лентами 3 ЛТК-23-150, которые в верхней его части образуют уздечку 1 для присоединения стабилизирующего парашюта.

В кромку верхней части чехла вставлен шнур для затяжки его верхней части после укладки в него купола.
Рис. 3.3. Стропа управления в направляющих кольцах:
1 - стропа управления; 2 - задний свободный конец подвесной системы; 3 – клевант.

Купол основного парашюта имеет площадь 70 м2, круглый, состоит из 26 полотнищ и имеет два клапана 1 (рис. 3.2). Полотнища и клапаны сшиты из клиньев. При сострочке клапанов образуются щели. На полотнищах между 24-й и 25-й, 4-й и 5-й стропами имеются отверстия 2.

К каждому клапану пришиты стропы, сходящиеся к металлическим кольцам и закрепленные на них. К этим кольцам присоединены правая и левая стропы управления куполом из капронового шнура, окрашенного в красный цвет. Стропы управления куполом пришиты к 5-й и 24-й стропам на расстоянии 1,45м от пряжек-полуколец свободных концов подвесной системы. Каждая стропа управления 1 (рис. 3.3) монтируется на одном из задних свободных концов подвесной системы 2. Для удобства действий парашютиста-десантника в воздухе к стропам управления прикреплены клеванты 3, окрашенные а красный цвет.


Рис. 3.2. Купол основного парашюта ПТЛ-72 (цифрами в кружках обозначены номера строп): 1 - клапаны; 2 - отверстия

Внутри радиальных швов по диаметру купола основного парашюта проложены 14 капроновых шнуров ШКП-150. Шнуры, пересекаясь в полюсном отверстии купола, образуют уздечку, концы шнуров у нижней кромки образуют 28 строп, которые присоединены к четырем пряжкам-полукольцам свободных концов подвесной системы, длина 5, 6, 7, 8, 9, 20, 21, 22, 23 и 24-й строп от нижней кромки купола и до свободных концов подвесной системы 7 м, длина остальных строп 7,46 м.

Для облегчения укладки купола основного парашюта на 14-й стропе у его кромки и у пряжки-полукольца нашиты опознавательные муфты оранжевого цвета.

Для обеспечения правильной укладки основного парашюта на его куполе и стропах черной краской нанесены метки:

    по одному знаку "Кольцо" на полотнищах между 8-й, 7-й и 21-й, 22-й стропами - для укладки строп управления, на эти знаки укладывают кольца строп управления при укладке купола основного парашюта;
    черные линии на стропах с 25-й по 28-ю, с 1-й по 4-ю и с 10-й по 19-ю на расстоянии 0,46 м от нижней кромки купола - для удобства укладки;

    черные линии на стропах на расстоянии 0,65 м от свободных концов подвесной системы - указывают расстояние, на котором прекращают дальнейшую укладку строп в соты чехла основного парашюта;

    черные линии на 20, 21, 22, 23, 24-й и 5, 6, 7, 8, 9-й стропах на расстоянии 0,45 м от нижней кромки купола основного парашюта, на всех остальных стропах на расстоянии 0,91 м - указывают расстояние, на котором начинают укладку строп в соты чехла.

Для правильного присоединения свободных концов подвесной системы в случае отсоединения основного парашюта на 1-й и 28-й стропах у кромки купола и у пряжек полуколец свободных концов подвесной системы нашиты муфты зеленого цвета.


Рис. 3.4. Подвесная система парашюта ПТЛ-72:

1 - разъемная пряжка; 2 - свободные концы; 3 - замок ОСК; 4 - предохранитель под замок; 5 - карман для кольца звена ручного раскрытия; 6 - лента для грудной перемычки; 7 - скоба для крепления запасного парашюта; 8 - наспинно-плечевые обхваты; 9 - карабин; 10 - главный обхват; 11 - ножные обхваты; 12 - предохранитель под ножной обхват; 13 - поясной обхват; 14 - предохранитель под грудную перемычку; 15 - чехол ОСК; 16 – перемычка.

В состав подвесной системы включены две пары свободных концов, подушка и два замка ОСК.

Каждая пара свободных концов 2 (рис, 3.4) представляет собой ленту, пропущенную через пряжку замка ОСК 3, на ленте имеются чехол 15 и шлевка для его фиксации, на концах имеются разъемные пряжки 1 для присоединения строп. Длина свободных концов подвесной системы 430 мм. Для правильного присоединения свободных концов к замкам ОСК ленты свободных концов помечены надписями ЛЕВЫЙ и ПРАВЫЙ. На задние свободные концы подвесной системы с внешней стороны пришиты по два направляющих кольца, через которые проходят стропы управления. Правые и левые свободные концы подвесной системы соединены между собой перемычками 16 для обеспечения нормальной работы купола основного парашюта в случае неподсоединения одной из пряжек замков ОСК.

На подвесной системе нашиты предохранители, смягчающие удар металлическими деталями при наполнении купола основ ного парашюта под замки ОСК 4, под грудную перемычку 14, под ножные обхваты 12.

На ленты главного обхвата 10 с левой стороны, ниже замка ОСК, пришиты карман 5 для кольца звена ручного раскрытия, грудная перемычка 6, поясной обхват 13, наспинно-плечевые об хваты 8 и ножные обхваты 11, которые имеют пряжки для регулировки и карабины 9 для крепления. В главный обхват закреплены скобы крепления запасного парашюта 7, которые имеют фиксаторы.


Рис. З.5 Подушка.
1 - завязка; 2 - направляющие шлевки

Подушка привязывается на главном обхвате для предохранения парашютиста-десантника от ушибов при приземлении. Она изготовлена из капронового авизента с поропластовой прокладкой. На подушке нашита лента, образующая направляющие шлевки 2 (рис. 3.5), я ленты-завязки 1 для крепления ее к главному обхвату подвесной системы. Ножные обхваты пропускают через шлевки подушки, а ленты-завязки завязывают за главный обхват подвесной системы.

Замок ОСК - устройство, обеспечивающее стыкование свободных концов с главным обхватом, которое служит для полного отсоединения основного парашюта от подвесной системы при приводнении парашютиста-десантника или для создания наиболее благоприятных условий ввода в работу запасного парашюта в случае отказа основного парашюта в воздухе, а также для быстрого гашения купола в целях предотвращения протас-кивания парашютиста-десантника по земле после приземления в сильный ветер.


Рис. 3.6. Замок отсоединения свободных концов (ОСК):
1 - корпус; 2 - рычаг; 3 - фиксатор предохранителя; 4 - пряжка свободных кондов подвесной системы; 5 - гашетка; 6 - пружина; 7 - корпус седла; 8 - кнопка предохранителя

Замок состоит из пряжки 4 (рис. 3.6), корпуса замка 1, кор пуса седла 7, двух гашеток 5, рычага 2, пружины 6, кнопки предохранителя 8, фиксатора 3 и штифтов.

Пряжка является съемной деталью, с помощью которой свободный конец подвесной системы соединяется с замком.

Корпус замка служит для размещения всех узлов и деталей, на нем имеются перемычки, с помощью которых замок прикреплен к подвесной системе. Корпус седла вместе с гашетками, кнопкой предохранителя и фиксатором называется седлом рычага, оно укреплено шарнирно в корпусе замка с помощью оси и пружины. Рычаг соединен с корпусом замка осью, закрепленной в рычаге. Пружина обеспечивает рабочее положение седла и его возврат в исходное положение.

Кнопка предохранителя запирает в положении ЗАКРЫТО одну из гашеток, исключая тем самым самопроизвольное открытие замка. Фиксатор стопорит предохранитель в положении ЗАКРЫТО от произвольного его открытия при вступлении в работу основного парашюта или при снижении парашютиста-десантника на наполненном куполе. Кроме того, фиксатор стопорит кнопку предохранителя в положении ОТКРЫТО, исключая возможность самопроизвольного его закрытия после приземления или приводнения парашютиста-десантника.

Для того чтобы закрыть замок, необходимо пряжку, вмонтированную в свободные концы подвесной системы, вставить в профилированные вырезы корпуса так, чтобы она удерживалась в вырезах зубьями рычага. Рычаг при этом должен своим плечом опираться на цилиндрическую поверхность вкладыша седла, а штифты при крайнем верхнем положении кнопки предохранителя должны входить в отверстия рычага, фиксируя его в положении ЗАКРЫТО. В правильно закрытом замке красные сигнальные точки на корпусе седла, на вкладыше и рычаге не должны просматриваться.

Чтобы отсоединить свободные концы подвесной системы, требуется открыть замки ОСК, т. е. нажать на фиксатор и передвинуть кнопку предохранителя в крайнее нижнее положение, на седле появится красная сигнальная точка. Затем сжать обе гашетки и повернуть их вниз до отказа, при этом рычаг замка выйдет из зацепления с цилиндрической поверхностью седла и отсоединит пряжку замка со свободными концами подвесной системы.

Управление куполом в воздухе

Парашют ПТЛ-72 обеспечивает возможность перемещения вперед, назад и развороты в любую сторону за счет плавного натяжения парашютистом-десантником строп управления 1 (рис. 3.7). Резкое натяжение строп управления приводит к раскачиванию купола, что особенно опасно при приземлении.

Перемещение парашютиста-десантника вперед на наполненном куполе обеспечивается правым и левым клапанами 2 и щелями 3 купола. Скорость горизонтального перемещения зависит от величины натяжения строп управления. При полностью отпущенных стропах управления обеспечивается максимальная скорость горизонтального перемещения вперед.

Перемещение назад обеспечивается максимальным натяжением двух строп управления, при этом скорость горизонтального перемещения назад будет максимальной. При изменении величины натяжения строп управления соответственно изменяются направление и величина скорости движения.

Развороты выполняют натяжением одной из строп управления, при этом для разворота вправо натягивают правую стропу управления, для разворота влево - левую стропу управления.

3.1.5. УКЛАДКА ТРЕНИРОВОЧНОЙ ПАРАШЮТНОЙ СИСТЕМЫ ЛЕТЧИКА ПТЛ-72

Укладка купола основного парашюта производится аналогично укладке купола парашютной системы Д-5 серии 2. Но, проверяя уложенный купол ПТЛ-72, необходимо вместе со стропами приподнять верхнюю половину нижней кромки купола и убедиться в том, что стропы не перепутаны между собой. После проверки стропы разделяют на две половины - правую и левую. Стропы управления при этом должны находиться на полотнищах со знаком "Кольцо". Слабину выбирают и стропы убирают в купол основного парашюта, а каждую его половину подгибают с обеих сторон на ширину чехла и прижимают по всей длине грузиками. Отличительной особенностью в укладке является надевание чехла купола основного парашюта на купол и укладка строп в соты чехла.


Рис. 3.8. Укладка купола в чехол:
1 - чехол; 2 - верхняя часть купола; 3 - звено купола основного парашюта


Рис. 3.9. Укладка строп в соты чехла:
1 - резиновые несъемные соты; 2 - укладочная рамка; 3 - предохранитель строп

Расправляют звено купола 3 (рис. 3.8) основного парашюта и надевают чехол купола основного парашюта 1 на купол. По мере надевания чехла грузики с купола снимают. Оставляют верхнюю часть купола 2 вне чехла основного парашюта примерно на 1 м. Расправляют купол по всей ширине и его верхнюю часть укладывают мелкими пучками в чехол основного парашюта, вершину чехла стягивают и связывают завязкой так, чтобы под завязку не попала вершина купола.

Вставляют укладочную рамку 2 (рис. 3.9) в карманы чехла и укладывают стропы в соты 1 чехла. Накрывают нижнюю кромку купола фартуком чехла, резиновые съемные соты продевают в люверсы фартука, пропускают через соты согнутые по метке пучки строп - сначала в правую, затем в левую соту. Выбирают слабину строп у нижней кромки купола и убирают их в чехол купола основного парашюта, а выходящие из сот пучки строп заправляют в карманы.

Дальнейшую укладку строп производят, начиная с верхней правой несъемной резиновой соты, и заканчивают заполнением левой нижней соты, при этом размер выхода пучков строп за соты должен быть 40-50 мм.

По мере затягивания строп в соты чехла подвесную систему с ранцем подтягивают к куполу так, чтобы сшивки строп управления не попадали в соты. По окончании укладки строп в соты укладочную рамку вынимают из чехла, а уложенные стропы накрывают предохранителем строп 3.

Теоретическая подготовка для получения допуска

на прыжки с парашютом ПТЛ-72

по программе «Ежегодное Совершенствование Парашютистов»

в Авиакомпании «УралСпецАвиа»

версия 2. 1 от 2 8 марта 2011 г.

Для получения допуска на прыжки с парашютом ПТЛ-72 необходимо:

Выполнить не менее трех прыжков с парашютом, в том числе со стабилизацией свободного падения не менее 20 сек;

Пройти теоретическую подготовку и сдать зачет;

Пройти тренаж по действиям в особых случаях и сдать зачет.

Цель прыжков с парашютом ПТЛ-72

Устройство и принцип работы парашюта ПТЛ-72

Описание запасного парашюта З-5

Прибор ППК-У

Отделение, падение и контроль высоты

Спуск под куполом

Приземление

Действия в особых случаях

Наиболее частые ошибки

Правила поведения на аэродроме

Цель прыжков с парашютом ПТЛ-72

Прыжки с парашютом ПТЛ-72 могут использоваться как этап подготовки к переходу на Т-4. Наличие собственной горизонтальной скорости позволяет получить базовые навыки управления куполом, а система отсоединения свободных концов меняет порядок действий в особых случаях. Эти две особенности ПТЛ-72 (горизонтальная скорость и отцепка) являются принципиальными отличиями от парашюта Д-6, которые будут присутствовать и во всех последующих парашютах (Т-4, УТ-15, «крыло»). Из этих принципиальных отличий вытекают и все остальные особенности прыжков с ПТЛ-72.

Так же прыжки с ПТЛ-72 могут служить альтернативой прыжкам с Д-6 при нерегулярных прыжках «для удовольствия» для тех, кто не имеет цели заниматься парашютным спортом . Плюсом является гораздо лучшая управляемость купола, минусом – несколько более жесткие открытия и тяжелый вес парашюта.


ОСНОВНЫЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ ПАРАШЮТА ПТЛ-72

Площадь купола

Минимальная безопасная

высота раскрытия

300 м при скорости самолета 160-350 км/ч

при стабилизации 5 сек.

Средняя скорость снижения под стабилизацией

Средняя скорость снижения под куполом

При полетном весе 120 кг не более 5 м/сек

Скорость разворота купола

На 360º за время не более 10 сек.

Горизонтальная скорость

Вперед 3,6 м/сек, реверс 1,9 м/сек.

Ресурс применений парашюта

700 применений за 12 лет, из них 400 на высоте до 3000 м, последующие 300 на высоте до 1800 м.

Вес парашюта с прибором

Устройство и принцип работы парашюта ПТЛ-72

100%" style="width:100.0%;border-collapse:collapse;border:none">

ОСНОВНЫЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ ЗАПАСНОГО ПАРАШЮТА З-5

Площадь купола

24 стропы прочностью на разрыв150 кгс каждая

Масса парашюта с прибором

Минимальная безопасная высота раскрытия

100 метров при немедленном введении парашюта в действие

при скорости самолета 120 км/ч

Средняя скорость снижения

не более 7,5 м/сек при полетной массе до 120 кг

не более 8,5 м/сек при полетной массе до 140 кг

Ресурс применения парашюта

11 применений на скорости до 225 км/ч

1 применение на скорости до 350 км/ч

При раскрытом основном куполе - неограниченно

Срок службы

Прибор ППК-У.


Полуавтомат Парашютный Комбинированный Унифицированный (ППК-У) – это парашютный страхующий прибор. Он раскрывает парашют, если парашютист по какой-либо причине не сделал это сам. У вас этот прибор будет установлен как на основном, так и на запасном парашюте.

Парашютный прибор – лишь страхующее средство!

Его наличие не означает, что можно не дергать кольцо.

Отделение, падение и контроль высоты

https://pandia.ru/text/80/105/images/image004_20.jpg" align="left" width="214" height="288 src=">Сам прыжок из самолета (парашютисты говорят «отделение») с парашютом ПТЛ-72 выполняется так же, как с Д-6 – в плотной группировке. Поза отделения – левая нога впереди на обрезе двери, правая рука на кольце, левая рука на секундомере. Взгляд на горизонт. Запрещается хвататься рукой за обрез двери, за тросы, размахивать или упираться руками. После команды «Пошел!» следует нажать кнопку секундомера, убедиться, что стрелка сдвинулась, вернуть руку на грудь, выпрыгнуть из самолета «солдатиком» и сгруппироваться. При прыжках со стабилизацией (Д-6, ПТЛ-72) важно отделяться в группировке. Если вы зацепите рукой раскрывающуюся стабилизацию, будет полный отказ. По этой же причине запрещается «нырять рыбкой» (отделяться вниз головой) – можно зацепить стабилизацию ногой, с теми же последствиями.

Минимальное время стабилизации свободного падения с парашютом ПТЛ-72 – 5 секунд. Это время вы отсчитываете устно (вслух, трехзначными числами: 521, 522 и т. д.) При прыжках на задержку более 5 секунд прыгать нужно с секундомером или высотомером. При прыжках с секундомером необходимо все равно вести устный счет (проверяя себя по секундомеру) – секундомер может остановиться, отказать или просто его забывают включить. Контроль времени – это ваша главная и пока что един-ственная задача до того, как вы откроете парашют.

Спуск под куполом

После раскрытия осматриваем купол, если он раскрылся штатно, расчековываем прибор на запасном парашюте. После этого осматриваемся по сторонам, находим всех, кто прыгал с вами в этом взлете. В отличие от Д-6 здесь запрещается разворачиваться за свободные концы в подвесной системе – может произойти самоотцеп КЗУ. Вместо этого разворачиваем купол за стропу управления – это проще и так же быстро. Если, осмотревшись, вы видите, что другой парашютист находится в опасной близости от вас – немедленно отворачивайте в сторону (за стропу управления) и уходите. Нет нужды висеть на свободных концах – у ПТЛ-72 есть своя скорость. Привлеките внимание того парашютиста голосом.

Приоритет в воздухе имеют парашютисты с Д-6 – возможностей и опыта у них меньше. Приоритет имеют купола, находящиеся ниже вас. Как вариант – считайте, что ВСЕ другие парашютисты имеют перед вами приоритет. Бойтесь всех, уходите от всех, не рассчитывайте на разумные действия других спортсменов. Вы должны понимать, что только вы в воздухе отвечаете за себя, и если кто-то в вас влетит, то виноваты в этом вы тоже.

При первом, ознакомительном прыжке вы должны попробовать купол в разных режимах – верхний, средний, нижний режим, повороты. Повороты на парашюте ПТЛ-72 выполнять гораздо легче и быстрее, чем на Д-6. Натягивать стропы управления следует плавно – резкое натяжение строп управления приводит к раскачиванию купола, что особенно опасно на приземлении. Экспериментировать лучше, имея запас высоты. Обратите внимание, что в нижнем режиме (реверс) купол теряет устойчивость и начинает раскачиваться. Реверс при втягивании клевант на парашюте ПТЛ-72 – побочный эффект управляемости, этот парашют не создавался для движения задним ходом. Экспериментируя с куполом, не забывайте о круговой осмотрительности и направлении площадки приземления.

Используйте возможности вашего парашюта, чтобы приземляться ближе к старту. Движение по ветру называется «полный снос», против ветра – «малый снос». После того как вы расчековали запаску и убедились, что в опасной близости никого нет, найдите старт и попытайтесь определить, учитывая ветер, перелетаете вы его или, наоборот, недолетаете. Если вам кажется, что ветер переносит вас за старт, развернитесь против ветра (малый снос). Если вы видите, что старт далеко и вам до него не долететь, не теряя времени, развернитесь на старт и так стойте. До цели, может, и не дойдете, но пешком идти придется меньше. Это основы. Работа на точность – целая наука, и начинать необходимо уже сейчас.

Особенно важно заранее убедиться в отсутствии препятствий в том районе, куда вас несет. Препятствия на нашей площадке приземления включают

Сам стартовый городок (приземления в этот район строго запрещены),

Стоянка самолетов,

Взлетно-посадочная полоса,

Линия электропередач

Если вы опасаетесь, что вас несет в район препятствий, заранее уходите в безопасную сторону, пока у вас есть запас высоты (и, соответственно, времени).

Приземление.

При прыжках со всеми парашютами, имеющими собственную горизонтальную скорость, в том числе и с ПТЛ-72, приземляться следует против ветра. В этом случаи скорости ветра и парашюта компенсируют друг друга (мы говорим «парашют упирается»). Если же при приземлении вы развернетесь по ветру, скорости ветра и парашюта суммируются и приземление будет чрезвычайно жестким. К сожалению, при прыжках в сильный ветер скромные возможности ПТЛ-72 не позволяют ему эффективно упираться против ветра, и приземление происходит назад (задний перекат). Несмотря на это, приземляться по ветру запрещено! При приземлении не следует отпускать клеванты, если парашют начинает доворачивать в сторону, нужно при помощи строп управления удерживать направление против ветра. И не делайте «подушку»! На круглых куполах «подушка» не имеет никакого эффекта, кроме отрицательного.

ПРИОРИТЕТЫ ПРИ ПРИЗЕМЛЕНИИ

1. На свободную от препятствий площадку.

2. Не во время разворота.

3. Против ветра.

При прыжках со всеми круглыми парашютами необходимо выполнять «перекат» при приземлении. Это связано с большими нагрузками на тело парашютиста при приземлении (в первую очередь на ноги и на позвоночник). Ошибочно думать, что перекат необходимо выполнять лишь при жестких приземлениях. Если вы не получили травму, это не значит, что приземление прошло для организма без последствий. И совсем уж странно наблюдать, когда начинающие парашютисты хвалятся, что «устояли на ногах». Безопасное приземление «на ноги» обеспечивают только парашюты типа «крыло», да и то, при ошибках в приземлении перекат спасает «крылистов» от травм. Выполнение переката невозможно отработать «по бумажке». Обратитесь к инструктору на аэродроме.

В сильный ветер после приземления происходит протаскивание (возможно, вы уже испытали это на себе). Есть несколько способов справиться с протаскиванием.

    Протаскивания можно не допустить. Когда вы заранее готовы к протаскиванию (вы ведь знаете, что ветер сильный), сразу после приземления и переката нужно немедленно вскочить и обежать купол. У вас на это будет 1-2 секунды, пока купол будет опускаться. При сильном протаскивании часто встать не получается. Вас уже тащит по земле. Определите, какая из строп управления у вас ниже (купол ведь лежит на боку) и тяните нижнюю стропу управления до конца. Так погасить купол легче, чем тянуть за основные стропы. Если погасить купол не получается – всегда есть возможность его отцепить (выдернув подушку отцепки), проще потом прицепить купол обратно, чем зашивать его и отстирывать ранец запаски.

После приземления пристегиваем кольцо за карабин на подвесной системе, собираем стропы «косичкой», убираем парашют в сумку, и возвращаемся на старт. Запасной парашют можно поднимать и переносить только за специальную ручку на ранце, за «рога» поднимать его нельзя! При необходимости пересечь взлетно-посадочную полосу (ВПП), прежде всего, убедитесь, что самолет не взлетает и не заходит на посадку. При приземлении на ВПП нужно немедленно схватить парашют за вершину и оттащить в сторону за пределы полосы.

ДЕЙСТВИЯ В ОСОБЫХ СЛУЧАЯХ

«Когда дело доходит до прыжка, ваша готовность к нему

влияет на конечный результат гораздо больше,

чем работает ли ваш парашют вообще»

При отказах парашютов, оборудованных замками КЗУ, в том числе ПТЛ-72, необходимо отцепить основной купол перед вводом запасного. Исключение – если высота 300 м или ниже, в этом случае вводим запасной немедленно без отцепки.

Тренаж по действиям в особых случаях проводится перед каждым прыжковым днем. Эти действия отрабатываются до полного автоматизма, потому что при возникновении чрезвычайной ситуации на головной мозг рассчитывать не приходится. Регулярная отработка действий в особых случаях предотвращает ошибки, когда вам приходиться выполнять эти действия в стрессовом состоянии. Вот почему солдаты тренируются в стрельбе, пилоты отрабатывают ЧП, телохранители репетируют нападения, а парашютисты должны практиковать действия в особых случаях.

Посмотрите на эту ситуацию с другой стороны. Если вы неуверенно сдаете отцепку – на земле, в спокойной обстановке, заранее зная, что сейчас последует вводная на отказ, – и вы путаетесь, тормозите, то как вы можете рассчитывать на грамотные действия при реальном отказе?

Процедура отцепки:

    Обнаружили отказ. Находим взглядом кольцо запаски (вслепую не браться!) – беремся правой рукой. Находим взглядом подушку отцепки – беремся левой рукой. Одним движением выдергиваем и выкидываем подушку отцепки. Рука остается выпрямленной влево под 90º. Визуально убеждаемся, что основной купол полностью отсоединился. Немедленно дергаем кольцо запасного.

Полный отказ

Полный отказ – это когда вы дернули кольцо, но не почувствовали встряхивания на третьей секунде. Значит либо вас не пристегнули в самолете (стабилизация не раскрылась и вы падаете в беспорядочном падении), либо вы рукой захватили стабилизацию на отделении. Действия при полном отказе такие же, как при частичном – отцепка и ввод запасного парашюта. Помните, полный отказ дает вам наименьшее количество времени на реакцию.

Не нашли кольцо основного (звучит глупо, но бывает) – немедленно отцепляемся и открываем ПЗ. Не тратьте время на поиск кольца. Не ждите срабатывания прибора.

Несход чехла. Вы дернули кольцо, из ранца вышел желтый чехол, но купол из чехла не выходит. Времени так же мало, как при полном отказе. Не боритесь – отцепляйтесь.

Перехлест. При перехлесте одна или несколько строп проходят сверху купола и он теряет свою правильную круглую форму. Перехлест может сопровождаться вращением. Отцепка – запаска.

Зацеп стабилизации за части тела (например, за ногу). Делаем две коротких попытки избавиться от зацепления. Если не получилось – отцепляемся и вводим запасной.

Порыв купола, обрыв строп. Проверяем купол по принципу: Наполнен-Устойчив-Управляем. Если при этом отказе происходит вращение – попробуйте компенсировать вращение натяжением стропы управления до плеча. Если есть сомнения, что сможете безопасно приземлиться – отцепляйтесь.

Обрыв стропы управления. Если купол не вращает – попытайтесь его посадить, управляя другой стропой. Не стоит отцепляться – запасной парашют полностью неуправляемый. Если обрыв СУ сопровождается вращением – так приземляться нельзя. Отцепляемся.

Самоотцеп свободного конца. При самопроизвольном отсоединении одной пары свободных концов (обычно на раскрытии), купол полностью сложится. Немедленно полностью отцепляемся и вводим ПЗ.

Закрутка строп. Закрутка строп на круглых парашютах не считается отказом. Отцепляться не нужно – стропы раскрутятся сами.

Запуталась клеванта за другие стропы. Тоже несерьезный отказ. Если есть вращение – компенсируем его другой СУ. Выпутываем клеванту. Это может занять много времени – так что смотрите, куда летите.

Непроизвольное раскрытие ПЗ (обычно, если забыли расчековать запаску).

    Если вы удержали запаску от наполнения – зажимаем ее между ног, руками управляем парашютом. Если запасной парашют вывалился и болтается внизу, не наполняясь – собираем его на колени в плотный комок, зажимаем между ног. Если купол запасного пошел наполняться – не гасим его, пусть наполняется, будем снижаться на двух куполах. В этом случае запрещается отцеплять основной. Дело в том, что стропы наполненного купола находятся в натянутом состоянии и при отцепке они, сокращаясь, могут захлестнуть уходящими свободными концами стропы запасного и погасить его. Вы можете остаться совсем без рабочего парашюта. Парашют ПТЛ-72 нормально работает с запаской, только возможно вращение из-за того, что ПТЛ-72 имеет горизонтальную скорость, а З-5 – нет. Если наполняющаяся запаска полез внутрь основного купола, то, не дожидаясь пока она полностью туда залезет, вытягиваем ее за одну стропу. При спутывании двух куполов следует быть осторожными в отношении отцепки, так как она может усугубить ситуацию.

Схождение парашютистов в воздухе

Схождение парашютистов можно избежать, соблюдая осмотрительность, управляя куполом и предупреждая другого парашютиста голосом.

    При попадании на купол следует сбежать по нему в сторону ближней кромки. При влетании в стропы – разведите руки и ноги, чтобы не пройти между строп. Затем расходитесь в стороны, используя управляемость купола. Если запутались в стропах, нужно оценить сложившуюся обстановку и принять все меры, обеспечивающие снижении и благополучное приземление обоих парашютистов хотя бы на одном куполе. Если у парашютистов при схождении оба основных парашюта начнут гаснуть, одному из них, находящемуся выше, необходимо немедленно раскрыть запасной парашют и обоим снижаться на одном запасном парашюте. Запасной парашют другого парашютиста следует применять в случае крайней необходимости.

Попадание в восходящий поток.

Несмотря на заманчивую возможность полетать подольше, следует воспользоваться управляемостью купола и выйти из потока. Восходящий поток может унести вас далеко за пределы площадки приземления, на лес или водоем , и аэродромному персоналу потребуется много времени, чтобы вас найти и оказать помощь.

Зависание за самолетом

Очень редкая, но очень опасная ситуация – зависание за ЛА. Причем опасность представляет не само зависание, а неправильные действия зависшего парашютиста. Не паникуйте и не торопитесь. Потратьте несколько секунд, чтобы понять – чем вы зацепились и вспомнить эти рекомендации. Если вы видите инструктора и понимаете его команды – делайте, как он вам говорит.

Если вы зацепились за самолет куполом основного парашюта – отцепите его. Запасной парашют можно открывать только после полного отсоединения от самолета, иначе купол запаски, раскрывшись, сработает как тормозной парашют и самолет упадет.

Если же вы зацепились куполом ПЗ, не отцепляйте основной! Он вам понадобится после того, как вы отрежете стропы запаски своим стропорезом.

ПРИЗЕМЛЕНИЕ НА ПРЕПЯТСТВИЯ

В первую очередь необходимо избежать приземления на препятствие, управляя своим парашютом.

Приземление на лес. При приземлении на лес вы должны встать против ветра, сжать плотно ноги и вынести их вперед, руками защищать лицо. В случае если ветер больше скорости купола и вас сносит назад, можно перед самым приземлением на лес развернуться в подвесной системе. При зависании на дереве стоит дождаться помощи с аэродрома. Не снимайте шлем – он защищает вашу голову от взлета до приземления, а вы еще не приземлились. Чтобы слезть самому нужно глубже сесть в подвесную систему, отстегнуть ПЗ с одной стороны, распустить ПЗ и полностью вытянуть купол и стропы из ранца вниз, расстегнуть грудную перемычку и ножные обхваты, затем осторожно спуститься по стропам и куполу ПЗ на землю. Не снимайте купол с дерева сами – дождитесь аэродромный персонал. Не отходите от повисшего купола – потом не найдете. Если телефон с собой и в зоне покрытия – позвоните на аэродром.

Приземление на провода. Если не удалось избежать приземления на провода, нужно ступнями ног оттолкнуться от проводов и предохранить лицо и голову от возможных ударов о столб или провода. Постарайтесь не задеть два провода одновременно.

При зависании на проводах следует отцепиться от купола (особенно, если наполненный купол подтягивает вас вверх к проводам). Приготовьтесь к падению с большой высоты. Приземлившись – отойдите в сторону и ждите аэродромный персонал.

Приземление на строения.

При приземлении на стену – встретить ее ногами и соскользнуть по ней до земли.

При попадании на середину крыши надо удержаться на здании и быстро отцепить купол.

При попадании на край крыши нужно, не допуская гашения купола, быстро спрыгнуть с нее.

Приземление на взлетно-посадочную полосу (ВПП).

При приземлении на ВПП ее нужно немедленно освободить. Для этого, не снимая подвесной системы, быстро собираем купол в руки и убегаем за пределы ВПП. Можно оттащить купол за вершину.

Если вы приземлились за ВПП и вам нужно ее пересечь – подошли к краю взлетки, нашли взглядом самолет. Если он стоит на своей стоянке или летает высоко в небе – быстрым шагом пересекаем взлетку. Если самолет взлетает, садится, выруливает – стоим на краю взлетки до тех пор, пока самолет не закончит свои действия. При посадке самолета его не слышно.

Приводнение. При возникновении опасности попадания на воду, нужно стараться приводниться ближе к берегу. Парашютист должен заранее начать подготовку к приводнению: глубже сесть в подвесной системе, отстегнуть с одной стороны ПЗ, расстегнуть грудную перемычку и ножные обхваты, взяться руками за свободные концы подвесной системы. При касании воды ногами выпрямить корпус, выскользнуть из подвесной системы и отплыть в сторону, противоположную от опускающегося купола. Из-за трудности с оценкой расстояния до воды запрещается выпрыгивать из подвесной системы либо отцеплять купол до касания ногами воды.

Наиболее частые ошибки парашютистов начального уровня

· Неправильное положение тела при отделении от ЛА;

· Плохая группировка;

· Забывают вести отсчёт времени в период стабилизации;

· Не выдерживают установленного времени стабилизации;

· Забывают расчековать прибор на запаске;

· Выбирают неверное направление относительно направления ветра;

· Неправильное положение ног при приземлении;

· Неверные действия при протаскивании.

Правила поведения на аэродроме

· На нашем аэродроме для вас работает кафе, построены беседки, лавочки, детская площадка , автостоянка , туалет, можно пользоваться мангалом.

· Зоны, куда вам выходить нельзя – огорожены и обозначены запрещающими знаками. К таким зонам относятся стоянка самолетов, служебные помещения, площадка приземления парашютистов. В помещение укладки парашютов просьба не заходить без приглашения.

· Самолет обходится только со стороны хвоста, даже если двигатель не работает.

· Курить можно только в одном месте – лавочки возле флага.

· Для мусора предусмотрены урны.

· Фото и видеосъемка разрешена, при условии, что вы не будете выходить к самолетам и на площадку приземления.

· Летом в выходные дни возможно проживание на аэродроме в своей палатке, при условии соблюдения остальных правил.

· Если с вами приехали ваши друзья – доведите до них правила поведения на аэродроме.