Происхождение названия шахматной доски. Индийские шахматы – история, правила игры

Одна из самых древних и увлекательных игр – шахматы. Она известна в любом уголке земного шара, поэтому в мире есть десятки ее вариаций. Это не просто игра, ведь шахматы давно являются видом спорта и искусства. Шахматную разметку используют практически во всех сферах жизни, а алгоритм игры применяют в научных целях. Но где же находится ее родина и кто ее придумал? Однозначного и правдоподобного мнения до сих пор нет. Ученые спорят, выдвигая свои версии.

Спорная версия

Некоторые издания с уверенностью заявляют, что шахматы появились в Индии где-то в VI веке н. э. Об этом еще в начале XX века можно было прочесть в книге Гарольда Мюррея «История шахмат». Да, изобрели игру именно там и в то время, но придумали ее намного раньше. Ученые всерьез взялись за исследование этой темы и нашли много самых разных версий, которые порой удивляют фактами.

Если рассматривать Индию в качестве прародительницы шахмат, стоит вспомнить известную легенду о радже и брамине. После многочисленных походов, побед и поражений властелин устал и загрустил. Раджа велел своими советникам и мудрецам придумать ему забаву, на что отвел 3 дня и ночи. Никто не смог удовлетворить его и заинтересовать, кроме скромного крестьянина, который принес доску с клеточками и деревянными фигурками. Когда раджа узнал условия игры, радости его не было границ.

Это было то, что так долго они пытался найти. Взамен крестьянин потребовал скромную награду – несколько зернышек пшеницы. Но поставил условие: количество должно возрастать с каждой клеткой доски (1 клетка – 1 зернышко, 2 клетки – 2, 3 клетки – 2 2 , 4 клетки – 2 3 , …, 64 клетка – 2 64). Раджа сначала высмеял глупого брамина, но только потом он понял свою ошибку. На всей планете такого количества зерна нет, ведь после подсчетов конечная сумма равна – 1,8*10 19 . Эта доска и была полем боя современных шахмат, что в переводе с персидского – “смерть короля”.

Есть и другой вариант – корейская легенда. Когда-то 4500 лет назад прототипом современных шахмат стала игра, которую придумал грозный царь Месопотамии Раван для своей любимой жены Мандодари. Ему приходилось долгое время отсутствовать из-за многочисленных походов, поэтому его супруга часто грустила. Шахматы настолько заинтересовали всех жителей дворца, что они распространились по всему миру (Индия, Китай, Корея).

Любопытно, но этому есть реальное документальное подтверждение. В начале XX века фон Борк доказал наличие прототипа игры. По его сведениям она появилась в 1250 году до н. э. в Индостане. В нее играли представители местного племени, позаимствовавшие древнюю забаву в Эламе (нынешний юго-запад Ирана).

Теперь точно установить это невозможно, ведь в то время под словом шахматы люди могли объединить разные игры: кости, нарды, чаупара или пачизи. У всех этих вариантов есть одно общее – квадратная или крестообразная доска. Нам остается только угадывать, что из них было первым.

Древние игры на досках

Итак, в то время существовало 2 варианта досок: с квадратом или крестом. Размеры также отличаются. В Азии известны такие:

  • 5 на 5;
  • 7 на 7;
  • 9 на 9.

Правила игры несколько отличаются от устоявшихся современных, ведь тогда играть можно было не только вдвоем, но и в четырем. В некоторых вариантах игра начиналась с середины поля, в других двигаться нужно было с края (из крепости). Движение могло быть спиральным или же в форме особого лабиринта. Набор состоял из поля (материя, на которой расчерчены квадраты) и 4 ракушек (семечек или палочек). Но бедняки и простые прохожие удовлетворялись куском земли, на котором палочкой чертили квадраты.

Аштапада – древняя игра на одноцветной доске с 64 клетками. Ее связывают с пауком, у которого было 8 ног, ведь в переводе «аштапада» – 8 квадратов. Первые упоминание о ней появились в V веке н. э. в северной части Индии. Прародительница современных шахмат сохранила только разлиновку, а вот правила и движения были утеряны. До сих пор ни один ученый не смог разгадать эту тайну и предоставить самый правдоподобный вариант игры.

Если сравнить индийский прототип игры с китайским, можно увидеть значительную простоту первого варианта. В нем меньше фигурок, они объемные, а не плоские как у китайцев или корейцев, а также обладают меньшим спектром ходов. Если же китайцы позаимствовали шахматы у индийцев, им пришлось здорово потрудиться, чтобы усложнить правила игры, видоизменить фигурки.

Но здесь есть несколько важных несоответствий: официальные отношение между этими странами зафиксированы только в 150 году до н. э., а при археологических раскопках в Индии не найдено ничего, в то время как в Китае постоянно находят разные прототипы этой забавы. Есть и еще одно несовпадение – правил игры или манускриптов о шахматах на санскрите не существует, а на китайском их много.

Известная чатуранга

Это самый близкий вариант, который похож на современные шахматы. В нее начали играть все в той же северной части Индии, но где-то в VI веке. До наших дней точные правила игры не дошли, хотя ученые представили миру несколько своих вариантов. Основная схожесть:

  1. доска в форме квадрата и размера 8 на 8 клеток;
  2. фигурки внешне схожи с шахматными;
  3. всего 32 фигуры (одна половина основных, вторая – пешки);
  4. король и конь ходят одинаково.

Разница между этими играми в количестве игроков: в чатуранге их должно было 4, причем у каждого было по 4 фигуры (король, слон, ладья и конь). Играть нужно 2 на 2. Ходить начинал человек, бросивший игральные кости. А вот ферзя у чатуранги не было вовсе.

Хочется считать эту игру прототипом шахмат, но и здесь есть ряд несоответствий. Само название «чатуранга» обозначает одновременно как минимум 2 совершенно разные игры. Согласно санскриту, это четырехсторонняя игра, а в ведических текстах слово описывало 4 разных рода войска. Но существовала игра чатуранга для двоих. Какая версия древнее не знает никто.

Проблема в том, что несколько веков назад много исследователей неправильно истолковали значение этого слова или попросту не захотели докупаться до самой сути. Такая путаница произошла из-за невозможности подтвердить достоверность некоторых источников, а также нельзя точно определить дату их написания. После выхода их работ, англичане и французы начали ссылаться на эти невыясненные до конца факты.

Так появилась гипотеза американского антрополога Стюарта Кулина об эволюции шахматных игр. Он считал, что исторически игра развивалась по такому принципу:

  • гонки для двоих (игра по кругу или лабиринту);
  • гонки для 4 игроков;
  • шахматы для 4 игроков;
  • шахматы для двоих.

Только в 1913 году эта версия была полностью разрушена англичанином Гарольдом Мюрреем в его работе «История шахмат». Он доказал, что в «Бхавишья Пуране», которую предыдущие оппоненты считали самой древней и истинной, упомянуты шахматы, но он не такой древний. Кроме этого источника, нет ни одного, который бы подтвердил или упомянул шахматную игру.

Поэтому первой достоверной работой, в которой упомянуты и чатуранга, и шатранджа можно считать трактат 1030 года «Индия или Книга, содержащая разъяснение принадлежащих индийцам учений, приемлемых разумом или отвергаемых». Ее автор Аль-Бируни, хорезмский ученый. Он лично посетил северную Индию и заметил, что в шахматы там играет 4 человека одновременно, для чего у них есть 2 комплекта фигур. Оттуда стало известно название ферзя – шах. Понятие мата не существовало, ведь главной задачей игрока было полное уничтожение фигур своего противника.

Индийцы не пеклись о своем будущем поколении, поэтому долгое время не записывали правил игры, что теперь значительно усложняет работу исследователей. Но все же можно с уверенностью сказать, что в 1130 году есть первое упоминание о классической шахматной игре в энциклопедии «Манамолласа». Эту запись сделал король Сомешвара III, правивший в то время в Индии (центр и юг страны). Шахматы уже двухсторонние, фигуры расставляются по привычным для современного человека правилам, да и ходят они практически также. Единственное, нет точного месторасположения на доске ферзя и короля.

Дальнейшее движение игры по миру

Поддерживая теорию о появлении шахмат в Индии, можно с уверенностью сказать, что из этой страны чатуранга попала в Иран и Среднюю Азию. Но называли ее там – чатранг. Об этом есть и документальное подтверждение в древнеперсидской летописи «Чатранг-Намак», которая датируется 750-850 гг. до н. э. В середине VII века Иран завоевали арабы, которые снова переименовали чатранг в шатрандж. Именно под этим именем игра проникла в Европу.

Именно арабы преобразовали чатурангу. Основные изменения:

  • 2 игрока;
  • 2 комплекта фигур;
  • отказ от костей;
  • очередность совершения хода;
  • 1 король превратился в ферзя и ходил по диагонали;
  • победа – не уничтожение всех фигур, а выставление мата (пата).

Дальнейшее движение игры по миру постепенно меняло ее название. Историческая смена имени шахмат происходила так:

  • арабы – шатрандж;
  • персы – шатранг;
  • буряты – шатар;
  • монголы – хиаштар;
  • таджики – шахмат.

Проникновение шахмат на восток

В Китае в нынешнее время есть своя система шахмат, которая значительно отличается от международной. Такую игру там называют – сянци. Вместо фигурок там используют деревянные диски, но играть в них без знания иероглифов нереально. Даже после перевода картинок, знатоки отмечают несоответствие правилам, ведь теряется та магия игры, которая привлекает к себе всех любителей интеллектуальных задач.

Дошла игра и до Кореи, о чем есть документальное подтверждение, датированное XVI веком. Правила игры похожи на современные, но есть сходство с китайскими сянци, но исторических записей мало. Доска 9 на 10 клеток, а в центре находится дворец, но расчерчены только вертикали. Фигурки не объемные, а плоские с иероглифами. Чанга имеет свою особенность, которая отличает ее от других вариантов шахматных игр – 16 способов разложения фигур в начале матча.

Основные изменения:

  • ходить теперь можно на более короткое расстояние;
  • отсутствие рокировки;
  • фигуры расположены в пунктах;
  • отдельные фигуры наделены ограниченным спектром движения;
  • отсутствия взятия фигуры на проходе;
  • конь и слон не прыгают через поля, занятые фигурами;
  • добавлена фигура – пушка.

Сейчас чанга по мнению экспертов является переходным этапом от китайской сянци к японским шахматам сёги. До сих остается не ясно, как могли фигурки стать объемными, а доски обзавестись клетками. Эту тайну пока не разгадал никто.

Тайский и камбоджийский вариант

Эти разновидности практически идентичны, но все же внешние различия между ними есть. Тайский тип – макрук, в Камбоджии игру называют оук-чатранг (она древнее). Первые документальные записи об этой игре можно встретить в XVII веке, когда игру описал посол франции Ла Любере.

Доска в игре макрук привычная – 8 на 8, одноцветная. На ней уже нет характерных индийских перекрестков аштапады. Играет уже 2 игрока, а не 4. Основное отличие игры – использование ракушек вместо фигур, хотя и фигуры здесь, но они похожи между собой.

Сёги произошли от игры сянци и, возможно, у них есть родственные связи с макруком, так как есть схожие черты. Эта игра несколько проще предыдущих и больше напоминает современные шахматы:

  • доска 9 на 9 клеток;
  • расположение фигур на полях;
  • превращение фигур по достижении горизонтали;
  • пленники противника можно на следующий ход поставить в любое место доски в качестве своей фигуры;
  • фигуры одноцветные;
  • начальная расстановка и ходы напоминают макрук.

Собрав воедино все 3 игры: макруг, сянци и сёги, можно восстановить варианты древних шахмат. Они появились благодаря обмену между странами, так как в то время Япония, Малайские острова и Индия были соединены морским торговым путем.

Малайзия и Бирма

Родоначальником современных шахмат мог стать любой вариант древней игры в Бирме или Малайзии. В первом ее называют ситтуйин (война 4 родов), а во второй – майн чатор. В Бирме принято играть красными и черными фигурками, которые внешне напоминают доисламских воинов.

Итак, основные особенности бирманских шахмат:

  1. Доска одного цвета с клетками 8 на 8, но с двумя диагоналями Сит-Ке-Мьин или линии генерала.
  2. Расположение пешек на 3-4 горизонтали.
  3. Первыми расставляют красные фигуры, и только после этого черные.
  4. Все остальные фигуры располагают в любом месте за пешками, кроме ладьи (стоят только на двух первых горизонталях).
  5. Черная ладья не может стоят напротив красного ферзя.
  6. Красные фигуры ходят после того, как расставлены фигуры черного цвета.

Цель игры – поставить мат, но пат ставить не разрешалось, нет там и прямого шаха.

Малазийские шахматы по большей степени носят названия фигур, взятых из санскрита, кроме названия пешки (пошло от арабского «байдак»). У них была одна интересная особенность, ведь местные короли племен играли прямо на поле возле своих домов огромными каменными глыбами. Длительность иногда достигала целого года.

Характеристики игры:

  1. Доска без двух цветов, 8 на 8 клеток.
  2. На некоторых есть диагональные разметки.
  3. Фигуры расположены в клетках.
  4. Фигуры либо абстрактные из бамбука, либо фигурные с резьбой по индийской традиции.
  5. Зеркальная начальная расстановка фигурок.
  6. Особое правило превращения пешки в фигуру.
  7. Есть правило взятия пешки на проходе, чего не было ни у одной предшествующей ей игре.

Шахматы на Руси

К нам игра пришла в 820 году. Это был вариант арабского шатранджа под названием шахмат. Для благозвучия их стали называть привычным для всех словом – шахматы. Получается, что путь движения начинается в Персии, после чего они проникли на Кавказ и Хазарский каганат, а оттуда уже к нам. Если рассмотреть названия фигур, можно заметить разительное сходство с арабскими и персидскими названиями. Так, название слона и коня является арабским, а ферзь происходит от персидского слова фарзин.

Но международная европейская терминология и вариация игры была привезена из Польши, в которую шахматы проникли через Италию. Поэтому начало шахмат на Руси датируется X-XI веком. Параллельно ига просочилась в Европу, где и приобрела вид современных шахмат. Но все-таки еще многие года в каждом городке и селении были свои особенности, правила и методики.

Церковь против игры

Раньше церковь играла огромную роль в жизни каждого человека, поэтому часто диктовали правила проведения и даже игр. Так, священнослужители осуждали пьянство, разгул и азартные игры. В то время шахматы не имели строгих правил, поэтому доказать, что они являются логической игрой было тяжело. Но в ней еще использовались игральные кости, от которых зависел ход турнира.

Поэтому в 1061 году они были запрещены среди духовенства, а сами шахматы считались чем-то непристойным и дьявольским. Но если присмотреться к самым заядлым шахматистам, можно увидеть много католиков. На Руси запрет был строгим, ведь непослушание грозило отлучением от церкви любого пойманного шахматиста. Об этом было записано в Новгородской кормчей книге в 1280 году.

Но несмотря на столь строгие запреты, игра продолжала просачиваться в разные слои населения. Среди духовенства тоже было немало отступников, которые заядло играли. И только через сотню лет шахматы были разрешены. В Европе это произошло в 1392 году.

Особый вид «сумасшедших» шахмат

Так можно говорить только о шведской разновидности игры, которая дословно переводится – «сумасшедший дом». Внешне она так и выглядит, если не знать досконально ее правил. Темп таких шахмат быстрый, а во время раздумий игроки имеют полное право переговариваться между собой.

Для игры в шведки необходимо взять 2 доски. Играть нужно парами, причем 1 человек будет орудовать белыми фигурами, а второй – черными. Есть одна особенность: если фигура была забрана, то она передается на доску напарника, который может ее спокойно выставить на любую клетку, когда захочет. Напарникам разрешено подсказывать друг другу, просить передать определенную фигуру.

Эта игра интересна своим быстрым темпом и наличием напарника, который всегда может помочь. В итоге, у игроков шведок более развито логическое мышление, ведь они думают схемой и за себя, и за напарника, у них отличное комбинационное зрение. А вот компьютер обыграть намного проще, чем в классических шахматах.

Долгий путь шахмат

Полноценно теория игры в шахматы начала развиваться лишь в XV-XVI веке, когда правила устоялись и все страны играли более-менее одинаково. В то время было выделено 3 главных этапа партии:

  • дебют (отдельная часть – гамбит);
  • миттельшпиль;
  • эндшпиль.

Это подробно описано в учебнике шахмат Руи Лопесом в 1561 году. До XVIII века итальянские мастера считали массированную атаку на короля всеми средствами и применение пешки в качестве вспомогательного материала наилучшим стилем этой логической игры. Но Филидор значительно изменил эту мысль. Он указывал на безрассудность таких атак, ведь можно постепенно выстраивать сильную позицию без потерь, используя размены и упрощения.

Основная мысль игры должна сводиться к правильному выставлению пешек, так как они являются отличной защитой и способом для ведения атаки. Филидор придумал специальную цепь пешек, которая двигалась по определенной тактике. У него даже был специальный пешечный центр. Эти разработки стали основой для теории шахматной игры следующего века.

Шахматы как вид спорта

Немного позже люди начали объединяться в шахматные клубы, где они играли на деньги. Популярность шахмат настолько возросла, что в 1575 году был проведен первый международный турнир по шахматам. Его провели при дворе короля Филиппа II в Мадриде. Правда, участие в игре принимало только 4 человека (2 итальянца и испанца).

После этого значительного события национальные турниры проводили практически во всех европейских странах, а в 1836 году мир увидел первый журнал о шахматах – «Полимед». Его издателем был француз Луи Шарль Лабурдонне. В 1821 году начали постоянно проводить международные матчи и турниры. В это же время мир узнал имя самого сильного шахматиста – Адольфа Андерсена. Позже его опередил американский Пол Морфи, после чего Андерсен снова вернул себе звание.

В современном виде турнир проводился намного позже. В XIX веке появились шахматные часы, которые придумал англичанин Томас Брайт Уилсон. Это дало толчок развитию новых укороченных партий под названием – «быстрые» (30 минут) и «блицтурнир» длительностью 5-10 минут.

Эта игра настолько понравилась людям всего мира, что о ней было написано много художественных произведений. Шахматная доска навеяла мотив не для одной картины.

Шахматы - настольная игра, в которой задействована не физическая ловкость или сила человека, а его интеллект и способность к логике. В некоторых школах шахматы введены в программу обучения для развития логического мышления учеников.


В шахматы играют на доске в 64 чёрно-белые (других контрастных цветов) клетки два человека, используя специальные фигуры с разными возможностями в игре. Правила игры регулируются Международной шахматной федерацией.

Современные шахматы - это и спорт, и индустрия наподобие футбола. Армии тренеров, чиновников, журналистов обслуживают шахматные турниры, конгрессы, лиги разного уровня.

Родом - из Индии

История шахмат насчитывает более полутора тысяч лет: изобретение игры - подарок миру Индии, где в V-VI вв. появились шахматные поля и фигуры. Известны древнеиндийские трактаты, которые упоминают о них в VII веке нашей эры.

Есть сведения о шахматах и в древнеиндийских «Ведах»: в то время шахматы назывались «чатуранга». Игра тогда была широко распространена на Востоке. Уже значительно позже она попала в Европу.

Шахматы - это «война»

Современное название игры заимствовано в персидском языке и означает «шах умер». Название игры в переводе с древнего индийского языка, санскрита, означает «четырёхсоставная». Этим термином в Индии называли определённое построение войск. Оно и было позаимствовано для расположения фигур на шахматной доске.


Фигуры включали боевые колесницы, слонов, коней и пеших ратников. Руководил шахматной партией начальник игры, а играли в «военный» вид шахмат вчетвером.

Старые правила игры

Старые правила игры напоминали современные и лишь немного отличались друг от друга в разных областях Индии. Игроки делали ходы по очереди. Тот, кто выигрывал фигуру противника, получал дополнительный ход. Контроля за временем игры не было.

По этой причине, а также в силу наличия четырёх игроков, партии длились долго, несколько часов. «Войска» каждого из соперников отличались по цвету фигур: «воины» были жёлтые, зелёные, черные и красные.

В этот древний вариант шахмат играли на доске размером восемь на восемь клеток. Порядок расстановки напоминал современные шахматы. Каждое войско имело в своём составе слона, колесницу (прообраз известной ныне ладьи), короля и четыре пешки. Четыре войска размещались по четырём углам шахматной доски.

Несколько отличался состав войска при игре «пара на пару». Это были два слона, два коня, две колесницы и восемь пеших воинов (аналогов современных пешек).

Шахматы на арабском востоке. Появление игры в современном её виде.

В XI веке шахматы «перебрались» на арабский восток. Первое упоминание о них встречается у арабского историка Альбируни, который даже посвятил этой игре отдельный труд.

Арабский вариант игры в шахматы назывался «шатрандж». В партии участвовало двое игроков. Состав «войска» включал короля, ферзя, восемь пешек, двух коней и две ладьи. Фигуры располагались по двум сторонам доски и имели два цвета – чёрный и белый.

Шатрандж был практически полным аналогом современных шахмат. Король мог ходить только на одно поле в любом направлении. Ход, когда король противника находился под ударом, назывался «шах». Ладья перемещалась по горизонтали или по вертикали на любое количество полей. А конь, как и в современных шахматах, мог ходить только буквой «г».

После завоевания арабами Пиренейского полуострова игра широко распространилась в Западной Европе. Много позже она попала в Среднюю Азию, а уже оттуда – в Российское государство. Большими приверженцами шахмат на Руси были царь Иван Грозный и император Петр I.

Шахматы в противостоянии человека и компьютера

Игра получила признание как самая интеллектуальная, где «ловкость рук» не имеет абсолютно никакого значения. По этой причине с 70-х годов ХХ века проводились партии между человеком и компьютером как показательные состязания между интеллектом биологическим и искусственным.

Первым сразился с умной машиной Дэвид Леви и - выиграл. Это случилось в 1978 году. В 1989 году он был побеждён - «разумнее» оказалась программа Deep Thought.

Но и она уступила российскому (тогда - советскому) шахматисту Гарри Каспарову, сумевшему в 1991 году дважды обыграть Deep Thought. Но в 1996 году и Каспаров сдался, проиграв компьютеру Deep Blue. После эпохального матча компания IBM, которой принадлежал компьютер, разобрала его.

Такие состязания проводятся довольно часто. И компьютеры побеждают всё чаще и чаще.

Согласно одной легенде, шахматы были изобретены около 1000 г. до н.э. индийским математиком или брахманом (по другой версии), а может быть брахманом-математиком, который также изобрел математическое действие возведения в степень.

Когда правитель спросил, чем его наградить за эту замечательную игру, математик ответил: «Давайте положим на первую клетку шахматной доски одно зернышко, на вторую — два, на третью — четыре и так далее. Вот и дайте мне то количество зерна, которое получится, если заполнить все 64 клетки». Правитель обрадовался, полагая, что речь идет о 2-3 мешках, но если подсчитать 2 в 64й степени — окажется что это число больше чем все зерно мира.

Однако, поскольку нет никаких упоминаний в литературе об этой игре до 570-го года н.э., многие историки признают именно эту дату, как день рождения шахмат. Первое упоминание о шахматной игре было в персидской поэме 600 годов н.э., и в этой поэме изобретение шахмат приписывается Индии. Далее шахматы стали проникать из Индии, в древний Иран (Персию) и этот процесс описывается в персидской книге 650-750 годов.

Эта же книга в мельчайших подробностях описывает шахматную терминологию и названия и действия различных шахматных фигур. Упоминание игры в шахматы имеется также в поэмах Фирдуси, персидского поэта, жившего в 10 столетии н.э. В поэме описаны подарки, преподнесенные посланцами индийского раджи ко двору персидского шейха Чосроя I Ануширавана.

Среди этих подарков, согласно поэме, была игра, изображающая сражение двух армий. После того, как персидская империя была завоевана арабами-мусульманами, игра в шахматы начала распространяться по цивилизованному миру.

Шахматы были завезены в страны Запада мусульманами, которые завоевали территории от Индии и Персии на Востоке до Испании на западе.

Исторически установлено, что шахматы, в их первоначальном варианте, были игрой для четверых человек с четырьмя наборами фигур. Эта игра носила первоначальное название Шатранж (на санскрите Шатр означает «четыре», а анга означает «отряд»). В персидской литературе времен династии Сассанидов (242-651 века н.э.), была найдена книга, написанная на Пахлави (среднеперсидском языке), которая носила название «Учебник шахмат».

В современном персидском языке то же самое слово шатранж служит для обозначения современных шахмат. Популярная историческая теория гласит, что шатранж (шахматы), согласно индийскому мистицизму, представляет вселенную. Четыре стороны отображают четыре элемента — земля, воздух, огонь и вода; а также четыре времени года и четыре темперамента человека. Утверждается также, что слово шахматы произошло он персидского «король» (шах) и термин шахматы происходит от персидского «Король умер».

Есть и еще одна теория, которая доказывает, что в начале 6 века на северо-западе Индии появилась первая известная нам игра, родственная шахматам - чатуранга (предположительно, от санскр. чатур - четыре и анга - часть). Именно эта игра с таким названием была прямым предком шатранжа, который возник на востоке и позже попал в Европу.

Именно чатуранга имела уже вполне узнаваемый «шахматный» вид, но принципиально отличалась от современных шахмат двумя особенностями: игроков было четверо, а не двое (играли пара на пару), а ходы делались в соответствии с результатами бросания игральных костей. В точности правила игры неизвестны, имеющиеся сведения неполны и противоречивы. Основной источник сведений - трактат хорезмского учёного 11 века Аль Бируни, в котором содержится лишь неполное описание чатуранги.

Приведённые ниже правила игры - реконструкция, которая может не быть точной. Кроме того, правила чатуранги наверняка имели местные варианты и, совершенно точно, изменялись со временем.

Игра основывалась на структуре индийской армии, состоявшей из 5 частей:

  1. Пехота, представленная в игре линией пешек
  2. Король и его советник (визирь) или генерал в центре
  3. Боевые слоны в центре армии
  4. Кавалерия, представленная в игре конями
  5. Боевые колесницы, представленные ладьями (современное название)

Из-за малой подвижности фигур партия чатуранги длилась очень долго - 100-200 ходов. Игра напоминала в некотором смысле бридж. Два партнёра, сидящие друг против друга, играют с другой парой. Игрок, поставивший своего короля на королевском поле дружественного партнёра, принимал командование над обеими армиями. Цель игры — взять 2-х королей противника.

В Древней Индии пользовались большим признанием также «большие шахматы». На шахматной доске размером 12×12 сражалось 48 фигур. Каждый игрок имел 12 пешек, короля, птицу Аанца, крокодилов, жирафов, единорогов, львов и ладей.

Источник — http://www.kailash.ru/420.html

По свидетельству археологических раскопок — игры, связанные с передвижением фишек на доске, были известны еще в 3-4 вв. до н. э. Истинный возраст игры, известной в западном мире как шахматы, покрыт мраком тайны.

Согласно одной легенде, шахматы были изобретены около 1000 г. до н.э., индийским математиком, который также изобрел математическое действие возведения в степень. Когда правитель спросил, чем его наградить за эту замечательную игру, математик ответил: "Давайте положим на первую клетку шахматной доски одно зернышко, на вторую — два, на третью — четыре и так далее. Вот и дайте мне то количество зерна, которое получится, если заполнить все 64 клетки". Правитель обрадовался, полагая что речь идет о 2-3 мешках, но если подсчитать 2 в 64й степени — окажется что это число больше чем все зерно мира.

Другие теории отодвигают время создания шахмат еще дальше, к 2-3 тысячелетиям до н.э., базируясь на археологических открытиях в Египте, Ираке, и Индии. Однако, поскольку нет никаких упоминаний в литературе об этой игре до 570-го года н.э., многие историки признают именно эту дату, как день рождения шахмат. Первое упоминание о шахматной игре было в персидской поэме 600 годов н.э., и в этой поэме изобретение шахмат приписывается Индии.

Древнейшая форма шахмат — военная игра чатуранга — появилась в первые века н. э. В Индии чатурангой назывался строй войска, включавший боевые колесницы (ратха), слонов (хасти), конницу (ашва) и пеших воинов (падати). Игра символизировала битву с участием четырех родов войск, которыми руководил предводитель. Они располагались по углам 64-кпеточной квадратной доски (аштапады), в игре участвовало 4 человека. Движение фигур определялось бросанием костей. Чатуранга существовала в Индии до начала 20 в. и стала со временем называться «чатурраджа» — игра четырех королей; при этом фигуры стали окрашиваться в 4 цвета — черный, красный, желтый и зеленый.

Преемницей чатуранги стала игра шатранг (чатранг), которая возникла в Центральной Азии в конце 5 — начале б вв. Имела два «лагеря» фигур и новую фигуру, изображающую советника короля — фарзина; играли два соперника. Цель игры — поставить мат королю соперника. Так «игру случая» заменила «игра разума».

Проникновение шахмат из Индии в древний Иран (Персию) во времена правления Чосроя I Ануширавана (531-579), описывается в персидской книге 650-750 годов. Эта же книга в мельчайших подробностях описывает шахматную терминологию и названия и действия различных шахматных фигур. Упоминание игры в шахматы имеется также в поэмах Фирдуси, персидского поэта, жившего в 10 столетии н.э. В поэме описаны подарки, приподнесенные посланцами индийского раджи ко двору персидского шейха Чосроя I Ануширавана. Среди этих подарков, согласно поэме, была игра, изображающая сражение двух армий. После того, как персидская империя была завоевана арабами-мусульманами, игра в шахматы начала распространяться по цивилизованному миру.

В 8-9 вв. шатрант распространился из Центрапьной Азии на Восток и 3апад, где стал известен под арабским названием шатрандж. В шатрандже (9-15 вв.) сохранилась терминология и расстановка фигур шатранга, но изменился внешний вид фигур. Ввиду запрещения исламом изображения живых существ, арабы использовали миниатюрные абстрактные фигурки в виде небольших цилиндров и конусов, что упрощало их изготовление и способствовало распространению игры.

Сильнейшими игроками шатранджа наряду с арабами — Ал-Адли и др. — были выходцы из Средней Азии — Абу Наим, аль Хадим, ар-Рази, ас-Супи, аль-Ладжладж, Абу-Фатх и др. Среди покровителей игры были известные халифы Харун-ар-Рашид, аль-Амин, апь-Мамун и др. Игра развивалась медленно, так как только ладья, король и конь ходили по современным правилам, диапазон же действия других фигур был крайне ограничен. Например, ферзь двигался только на одно поле по диагонали.

Благодаря абстрактным фигурам игра постепенно перестала восприниматься в народе как символ военного сражения и все более ассоциировалась с житейскими перипетиями, что нашло свое отражение в эпосе и трактатах, по священных шахматной игре (Омар Хайям, Саади, Низами).

В период раннего средневековья шатрандж проник в Европу — Испанию, Италию, позднее в Англию, Германию, Францию. В Византии, на Руси, в Болгарии игра стала известна примерно в 10-12 вв. С арабским периодом связано и появление так назышаемой описательной нотации, благодаря которой стала возможной запись сыгранных партий.

Несмотря на яростное сопротивление первоначально мусульманской, а затем и христианской церкви, приравнявшей шахматы к азартным играм в кости и считавшей их «бесовским наваждением», шахматы постепенно становились одной из популярных игр не только среди феодальной знати, но и в народе.

Шахматы были завезены в Испанию маврами, и первое упоминание о шахматах в христианском мире содержится в Каталонском Завете 1010 н.э. Хотя шахматы были известны в Европе и в более ранние времена. Согласно некоторым легендам, дорогой набор шахматных фигур был приподнесен в качестве дара Чарльману (8-9 век) от знаменитого мусульманского правителя Гаруна-аль-Рашида. Существует поэма, описывающая, что шахматы существовали и при дворе легендарного короля Артура. Шахматы пришли в Германию в 10-11 веках, самое раннее упоминание в литературе было сделано монахом Фрумуном фон Тегермсее, в 1030-1050. В нем записано что Светослав Шуринь из Хорватии победил венецианского доджа Питера II в игре за право управлять Далматинскими городами.

К 10-11 векам, шахматы были известны в Скандинавии и позднее в конце 11 века они из Италии достигли Богемии. Важные археологические находки в Новгороде свидетельствуют, что шахматы, которые в основном распространялись арабами, попали в Россию непосредственно со среднего Востока. До наших дней названия шахматных фигур в России указывают на их персидские и арабские корни.

В старинных русских народных поэмах встречаются упоминания о шахматах как о популярной игре. В более позднее время европейские шахматы попали в Россию из Италии, через Польшу. Существует теория, что шахматы были завезены в Россию во время монголо-татарского нашествия, монголо-татары в свою очередь узнали об этой игре от персов и арабов. Шахматы в течение некоторого времени были запрещены в Европе Церковью, поскольку они часто использовались для игры на деньги и утверждалось, что они несут на себе признаки язычества. Однако, ничто не могло остановить растущую популярность игры, что подтвержено многочисленными литературными свидетельствами. Популярность шахмат продолжает расти и вскоре весь мир знает и играет в эту самую популярную игру древнего мира.

В 14-15 вв. традиции восточных шахмат в Европе были утрачены, а в 15-16 вв. стал очевиден отход от них после ряда изменений в правилах ходов пешек, слона и ферзя.

Исторические варианты шахмат

Исторически установлено, что шахматы, в их первоначальном варианте, были игрой для четверых человек с четырьмя наборами фигур. Эта игра носила первоначальное название Шатранж (на санскрите Шатр означает "четыре", а анга означает "отряд"). в персидской литературе времен династии Сассанидов (242-651 века н.э.), была найдена книга, написанная на Пахлави (среднеперсидском языке), которая носила название "Учебник шахмат". В современном персидском языке то же самое слово шатранж служит для обозначение современных шахмат. Популярная историческая теория гласит, что шатранж (шахматы), согласно индийскому мистицизму, представляет вселенную. Четыре стороны отображают четыре элемента — земля, воздух, огонь и вода; а также четыре времени года и четыре темперамента человека. Утверждается также что слово шахматы произошло он персидского "король" (шах) и термин шахматы происходит от персидского "Король умер". Ниже представлена эволюция европейских названий шахматных фигур от их древних вариантов названий, которые до настоящего времени используются в Индии, Иране, и многих других частях света.

Доска для древней шахматной игры Шатранж

Надо заметить, что хотя названия шахматных фигур слегка различаются в разных частях света, но их форма и правила перемещения практически идентичны.

Арабы-мусульмате внесли вероятно наибольшее влияние на игру в шахматы, чем какая-либо другая культура. Слово "шахматы" изначально происходит от персидского Шах (король) и арабского слова мат (умер). Вклад ранних мусульман в игру включает: игру вслепую, упомянутую еще в 700 году н.э., первые турниры и квалификационные турниры, шахматные задачи, описанные в первой книге о шахматах Аль-Адли. Книги Аль-Адли содержат дебюты, первые шахматные задачи "мансубы", обсуждаются различия в персидских и индийских правилах игры. К сожалению, эта ценная книга в настоящее время утрачена. Однако в югославской библиотеке хранится ценный арабский манускрипт начала 9го века, в котором содержатся мансубы. Этот манускрипт был обнаружен в 1958 году. Некоторые из этих мансубов (шахматных задач) основывались на легенде "Мат Диларама". Согласно легенде, Диларам был шахматным игроком, который играл на деньги и проиграл все свое имущество. В последней партии он поставил на кон свою жену, но играл опрометчиво и практически проиграл эту партию. Однако его жена заметила, что он может поставить мат своему противнику, если пожертвует обе свои ладьи. Жена шепнула ему это на ухо,и он выиграл партию.

В следующей таблице приводятся некоторые из древнеарабских названий фигур, и их значения:

Византийские шахматы, Затрикион игрались на круглой доске, но фигуры и их перемещение были похожи на арабские шахматы того же периода времени.

После проникновения шахмат в Европу, появилось много книг, посвященных этой игре. Вероятно, одна из наиболее важных и ценных из этих книг была написана в Средние Века испанским королем Альфонсо Мудрым в 1283 году. Замечательная книга содержит 150 цветных миниатюр, основанных на исходных персидских рисунках. Эта книга включает в себя также коллекцию эндшпилей, заимствованную из арабской литературы. Шахматы прошли через историю многих культур и испытали их влияние. Современные официальные правила игры в шахматы прекрасно сохранились и мало отличаются от тех, что использовались еще 1430 лет назад.

Шахматы — это настоящее зеркало культуры. Менялись страны, менялось устройство общество — менялись и правила.

Например, фигура ферзя, «королевы», появилась только в средние века, когда благородная дама стала играть важную роль, и ей начали воздавать почести на рыцарских турнирах. В игре к ней перешла роль советника короля — визиря в восточном варианте шахмат. Нынешняя свобода передвижения, независимость, «эмансипированность» королевы была немыслима до конца XV века.

Старинные варианты игры вообще менее динамичны, как и древнее общество. В традиционных китайских шахматах «господин» малоподвижен, он маневрирует на очень небольшом пространстве — словно в стенах императорского дворца. Индийские «чатуранга» следовали строгому делению фигур на касты — священников, правителей, крестьян, слуг.

А вот в Японии военно-аристократическая система с XII века позволяла человеку благородного происхождения, готовому приложить должное усердие, добиться быстрого взлета. И шахматным фигурам предоставлялась возможность поднять свой статус. Да и в европейских шахматах пешка, добравшаяся до противоположного края доски, превращается в любую фигуру — даже в ферзя.

В новое время шахматы хотели приблизить к меняющейся реальности. Во времена нацизма в Германии «игру королей» пытались превратить в «игру фюреров»: в сражение вступали несколько вождей, один из них должен был потерпеть поражение. Игра не прижилась. Как и фюреры.

Более дипломатичный вариант предлагал известный австрийский композитор Арнольд Шёнберг (1874-1951). В придуманных им шахматах на доске фигурировали самолеты и подводные лодки, зато допускались переговоры и союзы. Тем более что разыгрывали партию сразу четыре «державы» — по одной с каждой стороны доски, как в древних индийских «четверошахматах»

Для тех, у кого появилось желание провести свободное время с пользой для ума и настроения, существует такой вид спорта, как шахматы. Это особый вид спорта, не требующий от человека физической нагрузки. Но взамен этой активности, шахматы требуют от игрока умственной деятельности. В шахматы, вот уже много веков, играют как на профессиональном уровне, так и игроки в любительских клубах. Попробуем ближе познакомиться с историей шахмат и с принципами игры.

Что такое шахматы?

Как было сказано выше, шахматы являются особым видом спорта. Это настольная игра, где участвуют 2 игрока. Игра проходит на специальной шахматной доске с черно-белой разметкой и 64 клетками одинакового размера. Линия клеток размечена по горизонтали цифрами – от 1 до 8, по вертикали буквами – от a до h. Следующая важная составляющая игр – набор шахматных фигур. Они бывают белыми и черными, каждому игроку достается один из них. В набор шахматных фигур входят:

пешки – 8 штук;

слоны – 2 шт;

кони – 2 шт;

ладьи – 2 шт;

короли – 2шт;

ферзи – 2 шт.

В истории шахмат предусмотрен специальный раздел, посвященный возникновению фигур, а главное их названию.

По установленным правилам, игру начинает тот, кто обладает белым набором фигур. Далее все ходы осуществляются в порядке очереди. Суть игры состоит в том, что один игрок должен поразить своего противника, поставив ему мат. Мат – когда у противника нет возможности ходить, а его фигура короля находится под шахом соперника. Игра может быть прекращена при полном поражении противника и если будет ничья. На все ходы есть определенный лимит времени. Если лимит на игру превышен, а победителя нет – зачисляется технический выигрыш или ничья.

Где и когда впервые появились шахматы?

История шахмат началась примерно 1.5 тысяч лет назад. Как утверждают некоторые ученые, игра возникла в Индии еще в V-VI веке н.э. Считается, что прародителем шахмат была индийская игра чатуранга. Точные нюансы и правила этой игры ныне никому не известны, но есть некоторые сведения, которые полностью подтверждают их родство с современными шахматами: черно-белая доска с разметкой и квадратами, а также 16 фигур, схожие с привычными для нас пешками. Игроков было 4, а не 2.

По утверждениям историков, в это же время индийская чатуранга была заимствована арабскими народами. Если говорить современным языком – арабы существенно модифицировали игру. Первое преобразование коснулось названия – из чатуранги она превратилась в шатрандж. Уже позднее, когда игра попала к таджикам и персам, они назвали ее «шахмат», что переводится как «властелин повержен». Это датируется 580-600 г.н.э.

В 800-900 годах, когда арабы молниеносно завоевывали европейские города, шахматы проникли и сюда. В Европе эта игра заняла почетное место и стала частью культурной жизни тех людей. Только в XV – XVI веке основные правила игры, знакомые современному человеку, прочно устоялись.

Современные шахматы

С развитием технологий, изменения коснулись и такой древней игры, как шахматы. Правила остались все те же, но теперь на игру колоссальное влияние оказывают компьютеры. Сейчас стали довольно популярными матчи и турниры под лозунгом «человек против машин». Казалось бы, что компьютер не оставит человеку никакого шанса на победу, но это не так. В современной истории шахмат существует много примеров мировых турниров, когда великие гроссмейстеры побеждали искусственный интеллект.

Реальная шахматная доска с фигурами сегодня больше приобрели роль сувениров и подарков http://www.bezpeka.biz/ru/lib/marketing/art2485.html , нежели игральная принадлежность, и это конечно печально, но шахматы того вида, к которым привыкло наше сознание теряют былую популярность. Сейчас любители и новички предпочитают посоревноваться с компьютерным движком, а не с реальным противником. Но можно также встретиться на просторах Сети. Есть и свои преимущества: в процессе игры с машиной, вы сможете в самые краткие сроки повысить свою квалификацию.