Казачьи забавы. Тема: «Казачьи забавы Казачьи игры и забавы описание их цель

Ольга Белова

Сценарий спортивного мероприятия

«Казачьи забавы »

Оборудование : ватман с эмблемами

флажки для оценок

стулья (6 шт.)

палочки с рыбкой

шашка- маленькая игрушечная

скакалка

коромысло, 2 ведра

ложка деревянная, картошкой средних размеров , чистая

ориентир

мяч фито бол

мячи маленькие по 10 шт. (из сухого бассейна)

таблицы оценивания для жюри

Ведущая :

Ведущий физ. инструктор

Ведущая : В давние времена, более 400 лет назад, в наши края бежали с разных мест люди от тяжелой жизни. Они селились по берегам рек нашего края, потому что где вода – там и жизнь. Люди обустраивались, образовывали семьи и жили. Эти свободолюбивые люди называли себя – казаками . Казак в переводе значит вольный человек, удалой

Жизнь была не легкой. А если вдруг начиналась война – казак садился на коня , брал шашку в руки, и воевать обязан был до победы. Жизнь была опасной, так как часто нападали враги, а казаки всегда любили свою Родину и готовы были, в любой момент встать на её защиту.

Звучит музыка. Выходит Есаул.

Есаул : Ой, да разгуляйся, Дон, река степная,

Силушкой тряхни- ка всем врагам назло.

Мы твои казаки , мать- земля родная

Солнце нашей правды высоко взошло!

Я, Есаул Всевеликого войска Донского собираю дружину для защиты земли русской, а для этого пришло время и силушкой померяться. Ну-ка, казаки , казачки ! Буйные головушки, румяные щечки! Кто охоту имеет свою удаль показать , всех гостей позабавлять ? А, ну-ка народ покажись!

Ведущая : встречаем аплодисментами наши команды :

Команда «Нахалёнок»

Команда «Казачата »

Команды хотят поприветствовать вас :

«Нахаленок» - девиз,

Команда «Казачата » девиз…

Ведущая :

Кто журить, вас честно будет

Кто вам сделает подсчёт,

Кто вам выделит награды

И кому, за что почёт

Ну, конечно, это жюри, а судить я попрошу наших гостей :

Есаул : Из под кочек, из под пней, лезет враг оравой.

Гей, казаки , на коней! И айда за Славой!

А какой казак без коня ?

Ведущая : Постоянные тренировки, упражнения на коне с оружием и без, с детства были частью воспитания казаков .

Первое испытание называется «Оседлай коня» .

По сигналу :

Папа бежит «змейкой» , седлает коня, возвращается по прямой дороге, сажает маму на коня

Папа и мама на коне скачут «змейкой» до ориентира, оббегают его, возвращаются по прямой дороге, передают коня ребенку;

Ребенок скачет на коне «змейкой» , оббегает ориентир, возвращается по прямой дороге к своей команде.

Есаул : Ну, молодцы, с конем обращаться вы умеете, а вот как вы справитесь с ядром на поле битвы, мы сейчас посмотрим.

Ведущая : Хочешь быть на высоте – выбирай путь в гору, никакие трудности не страшны были казакам .

Второе испытание «Перенеси ядро»

По сигналу :

Ребенок несет мяч между ног, обходит ориентир, возвращается в команду

Папа с мамой зажимают мяч животом, бегут боковым галопом, оббегают ориентир, возвращаются в команду.

Есаул : Ой, да какие ж вы оказывается сильные, да выносливые! Да смотрю я к нам гости пожаловали.

Ведущая : Казачий номер

Есаул : Каждый казак должен быть метким .

У хорошего стрелка меток глаз, тверда рука

Он, когда придет черёд, пулю точно в цель пошлёт

Ведущая : Казаки с детства учились военному делу, а особенно метко стрелять.

Третье испытание : «Меткий стрелок»

Папа стоит в обруче, держит корзину;

Мама и ребенок по очереди забрасывают шарики (10 шт.) в корзину.

Есаул : Казацкий свычай – казак казака выручай . В бою поглядывали казаки друг за другом и выручали товарища.

Ведущая : Четвертое испытание : «Перенести товарища»

Папа и мама скрещивают руки, держась за запястье, ребенок садится на руки, держась за шеи родителей. Папа, с мамой, держа ребенка на руках, бегут до ориентира и возвращаются обратно.

Есаул : Да крепко казачье братство , пока на Руси не перевелись

такие казаки .

Ведущая : поприветствуем наших гостей.

Есаул : Случилась у нас осада Азова, да пришлось уху на привале приготовить. А, ну-ка, как наши казаки справятся с такой задачей.

Ведущая : Издавна Тихий Дон богат не только обычаями, но и рыбой. Самым популярным блюдом была уха.

Пятое испытание : «Варим уху»

Папа палкой ловит рыбу, оббегает ориентир, кладет улов в обруч (котел)

Мама с коромыслом и ведрами, оббегает ориентир, ставит ведра в обруч

Ребенок бежит с деревянной ложкой, в ложке картошка, оббегает ориентир, кладет все в обруч.

Есаул : Ох, и славная же ушица получилась, а чтоб поймать рыбку пришлось потрудиться, да и на лодочке поплавать.

Ведущая : Шестое испытание : «Займи лодку»

Под музыку семь пап бегают вокруг шести стульев, музыка утихает, кто останется стоять, тот выбывает, и так пока не останется один человек.

Есаул : Казачья смелость порушит крепость, айда, казаки , на штурм крепости!

Ведущая : Седьмое испытание : «На штурм крепости»

Папа в мешке оббегает ориентир, возвращается в команду, мама на скакалке оббегает ориентир, возвращается в команду,

Ребенок скачет на мяче (фит-боле, вокруг ориентира, возвращается в команду

Взявшись за руки, папа, мама, ребенок (папы шашка в свободной руке, оббегают ориентир, возвращаются на место.

Есаул : Ну, вот и пришло время рассудить силушку молодецкую. Кто готов Матушку-землю защищать, да других обучать ратному искусству?

Обряд посвящения в казаков - защитников отечества.

Жюри : Я думаю, что сегодня нет побежденных, все победители. А это самое важное.

Ведущая : Вот и подошло к концу наше казачье многоборье , скажем спасибо жюри и зрителям.

Финальная песня

Публикации по теме:

Сценарий физкультурно-познавательного досуга в подготовительной группе «Казачьи игры и забавы» "В лес осенний на прогулку". Физкультурно-познавательный досуг в подготовительной группе Цель: развивать интерес к физкультуре посредством.

Сценарий спортивного развлечения «Молодецкие забавы» Спортивное развлечение «МОЛОДЕЦКИЕ ЗАБАВЫ» Дети входят в зал под музыку. Ведущий: мы знаем, что без зарядки нам не стать сильными, давайте.

Сценарий спортивного мероприятия «Муравейник» Добрый день, дорогие друзья! Мы рады вас приветствовать на самом активном, веселом мероприятии –«Муравейник». Вы наверно все знаете что.

Сценарий спортивного досуга для детей старшей и подготовительной коррекционной группы «Зимние забавы» Сценарий спортивного досуга для детей старшей и подготовительной коррекционной группы «Зимние забавы» Составила: Инструктор по физическому.

Сценарий спортивного досуга на улице «Зимние забавы» Сценарий спортивного досуга на улице «Зимние забавы» Сценарий спортивного досуга на улице «Зимние забавы» Цель: укрепление здоровья, привитие.

Галина Якименко
Сценарий праздника «Казачьи игры на Дону»

Праздник для детей старшего дошкольного возраста

Цель : воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников на основе знаний о донских казаках , развитие в детях интереса к истории родного края, желания познавать его через песни, танцы, игры .

Задачи :

1. Создать условия для освоения детьми фольклорного наследия русского народа, как самобытной, целостной системы гармоничного и творческого развития личности.

2. Формировать у детей устойчивый интерес к народному творчеству, желание знакомиться с разнообразными жанрами фольклора.

3. Активизировать представления детей о народных праздниках , обычаях и традициях русского народа.

4. Развивать эмоциональное восприятие народной музыки в различных видах музыкальной деятельности.

5. Развивать воображение, творческие и актерские способности.

Ведущая : Здравствуйте, гости дорогие!

Если величать, так на пороге встречать.

Посиделки здесь у нас!

Мы сюда позвали вас

Поиграть, повеселиться

И в казачий пляс пуститься !

Выходи, честной народ!

Не пыли, дорожка!

Казаки сейчас идут

Поплясать немножко!

Проходка под песню "Мы донские казаки "

Ведущая : А давайте-ка, сядем, казачата в тесный кружок . Посидим, побеседуем, да былое вспомним. Посидим рядком, да поговорим ладком о родной стороне, о жизни казачьей . (Садятся) Поглядите-ка на наших казачат , приоделись они, приосанились. Поглядите, какие они удалые, нарядные да молодые. (обращается к детям) А что за народ собрался? (дети отвечают) - Казаки !

А скажите мне, кто это такие - казаки ?

Ребёнок : Казаки – вольные , смелые люди, которые жили по границам России и защищали ее от врагов.

Девочка : Много разных мест у России

Городов у России не счесть.

Может, где-то бывает красивей,

Но не будет роднее, чем здесь.

Мальчик : В родной степи шумят поля и реки

Цветут сады, колышется трава.

Край казачий , край раздольный

Низкий наш тебе поклон.

Девочка : Нам сторонушка Донская - дорогая сторона.

До чего же ты красива казачья вольная земля .

Ведущая : Пришло время вспомнить, чем же занимались казаки на Дону ? (виноградарство, рыбалка, выращивали сады, земледелием) . А пословицы о казаках вы знаете ?

Пословицы :

1. Где казак , там и слава.

2. По казаку и Дон плачет .

3. Казаку конь себя дороже .

4. Казак без коня – сирота !

Ведущая : А поведайте-ка нам, казачата : "Кто же главный у казаков ?" - (атаман)

А как зовут помощника? – (есаул)

А где выбирают атамана? - (на кругу)

А что при этом выкрикивают, если согласны с выбором? – (Любо! все вместе)

Ведущая : Здоровы ли, казаки ?

Дети : Здоровы!

Ведущая : а раз здоровы, так надо нам разгуляться да атамана выбрать!

Считалка - распевка «Шалуны-балуны» .

Ведущая : ребята, а вам хочется быть смелыми, лихими, удалыми казаками ? (да)

Но казаки не только умели работать, но и очень любили петь. Песни у казаков – раздольные как степи. Вспомните пословицы, которые придумали казаки о песне .

1. Казак без песни , что виноградная лоза, без гроздьев.

2. На Дону казаку и камень подпевает .

3. На Дону исстари ведется - без запевалы песня не поется.

4. Казачьи песни наши слушать - что мёд ложкой кушать!

Тогда давайте споём песню «Казачок »

Ведущая : Ну и здорово вы пели – любо-дорого глядеть.

А не сыграть ли нам в игры – забавушки . Озорные да распотешные?

А вы знаете, что Казак с конем и ночью и днем. А где же казачки , ваши кони быстрые? (Дети выходят на игру) .

Подвижная игра : «Наряди казачку » .

Выходят 6 казаков и 2 казачки . Мальчики становятся в 2 колонны по 3 человека,

девочки рядом с мальчиками сидят на стульчиках. На середине зала стоит столик, на нем лежат по 2 пары : бусы, фартук, косынки. По сигналу казаки на «конях» скачут, преодолевая препятствия за бусами, передают лошадку другому мальчику, а сами становятся в конец колонны и т. д. Наряжают казачку , кто быстрее.

Ведущая : Ох, и любо дорого на вас удальцы поглядеть! Отцам смена добрая будет! Ставьте своих коней резвых, не подвели они вас. Недаром в народе говорится : каков казак , таков и конь.

1Мальчик : Мы – малые казачата ,

Мудрых прадедов внучата

С острой шашкой и конем

Мы в бою не подведем!

2 Мальчик : Кто не знает группу нашу?

Здесь ребята – молодцы!

Просят все добавку каши,

Казачата – удальцы .

3Мальчик : Казаком я смелым буду ,

Шашку на ремне носить,

Мать родную не забуду,

Буду Родине служить.

4Мальчик : Вольный ветер, степь без края,

Дым до неба у костра.

Жизнь походная такая

У лихого казака .

5Мальчик : Раз, два, три, четыре, пять - начинаем мы играть,

Барыню на коне катать.

Игра с пением «Барыня и конь»

Ведущая : Казачата , а что у нас на Дону готовят на костре , да с дымком, а потом едят ложкой? (уху) А из чего варят уху? (ответы детей)

Мальчик : Улыбнулась вновь удача мне казацкая !

Рыба добрая в Дону не переводится –

Осетры всё да сазаны в сети ловятся.

Будет славная уха!

Девочка : Кто умеет трудиться, тот умеет веселиться.

Запевайте-ка, девчата, вы поскорей, да порадуйте гостей!

песня «Шёл со службы казак молодой

Ведущая : Казаки так поют - передать невозможно.

Да и есть ли на свете такие слова!

То с тоской и печалью, немного тревожно,

То с весельем таким, что хоть с плеч голова!

1Девочка : Мы казачки не простые ,

Просим помнить это вас.

В группе чисто приберем,

А потом играем.

2Девочка : Вот такой у нас уклад.

И растут ребята,

Все любимые подряд

В группе казачата .

Проводится игра «Заря-заряница»

Описание игры : выбирается заря (девочка) с помощью считалки :

Аты-баты, шли солдаты, аты-баты, на базар.

Аты-баты, что купили? Аты-баты, самовар.

Аты-баты, сколько стоит? Аты-баты, три рубля.

Аты-баты, кто выходит? Аты-баты, это я!

(Дети встают в круг, водят хоровод, а один из играющих –Заря. Она ходит противоходом внутри круга с лентой)

все поют : Заря-зарница, красная девица,

По полю ходила, ключи обронила,

Ключи золотые, ленты голубые,

Раз, два –не воронь, а беги, как огонь!

Девочка : Как у нас на Дону зори ясные .

Как у нас на Дону ветры - ястребы .

Над веселой водой ходит месяц молодой

Да подмигивает, да подпрыгивает.

Мальчик : На Дону девчата есть , что не можно глаз отвесть.

А как песни запоют, ноги сами в пляс идут.

А вот и они к нам идут и песню за собой ведут.

Девочка : Во станицу погулять вышли казачата .

Веселятся от души парни и девчата.

Игра с пением «Как по снегу, по снежку»

Ведущая : Хорошо мы поиграли. А вот на полянке, как галчата, зашумели казачата , споря, кто из них самый быстрый, самый ловкий.

Игра «Нагайка»

Описание игры : мальчики строятся в две команды, у первого игрока в руках нагайка. Добежать до обруча и сбить нагайкой кегли, затем их опять поставить и возвратиться назад, передать нагайку другому участнику. Побеждает команда, которая заканчивает первой.

Ребёнок : Мы и пели для вас, и плясали для вас,

Если любо вам веселье, приходите в другой раз!

Ведущая : Вот и настал момент прощаться

Будет кратка наша речь.

Дети все : Говорим мы до свиданья, до счастливых новых встреч!

Парные забавы

1. Забавы с камнями

а) Камни небольшой величины, желательно плоские, кладутся на голову и на внешнюю сторону ладони. Задача играющих - любым способом заставить соперника выронить один из камней, при этом свои камни должны оставаться на месте. Уронивший камень наказывается (получает кулаком в грудь).
Следует отметить, что если у кого-нибудь из игроков проявляется агрессивность в любой игре, его тут же «наказывают» ударом плетки, на что он обязан ответить «спасибо за науку», и игры продолжаются. За соблюдением правил игры обычно следят самые опытные, уважаемые игроки.

б) Камни на голове и на плечах у шеи. Правила остаются прежними (игру можно усложнить, применяя большее количество камней, или на другие участки рук).

2. «Пинки».

Игроки, держась за руки по команде начинают охаживать друг друга пинками. Победителем считается тот, кто за определенный отрезок времени нанесет большее количество пинков сопернику.

3. «Фанера».

Играющие по уговору договариваются, на кого выпадает четное или нечетное количество пальцев, выкидываемых одной рукой соперников. В зависимости от того, какое выпадет число (четное, нечетное), один считается проигравшим. Наказание - удар кулаком в грудь.

4. «Снять шапку».

Играющие находятся в головных уборах. Под музыку вначале выполняют элементы пляски, затем, столкнувшись друг с другом грудью, расходятся. Это и есть момент начала соревнования. Победившим считается тот, кто первый снимет с соперника головной убор.

5. «Вытолкнуть из круга» (с палкой).

Играющие становятся в центр круга, заранее обозначенного, берутся за палку в центре одной рукой, за края - другой. По команде каждый пытается вытолкнуть соперника за круг. Проигравшим считается тот, кто первым окажется за кругом.

6. «Вырвать репу» (с палкой).

Игроки садятся друг против друга, упираясь ногами в ноги соперника. Руками держатся за палку. По команде начинают, не вставая с места, тянуть друг друга на себя. Выигрывает тот, кто перетянет соперника.

7. «Положить на спину» (с палкой).

Игроки становятся спиной друг к другу. Палка над головой в руках играющих. По команде каждый из игроков старается оторвать соперника от земли и положить его себе на спину. Проигравшим считается тот, кто выпустит палку или окажется на спине соперника.

8. «Бульдозер».

Играющие находятся спиной друг к другу сидя на земле. Игра заключается в том, чтобы вытолкнуть соперника за заранее очерченную линию, не отрываясь от земли, упираясь в землю ногами и руками. Проигрывает тот, кто первый оказывается за линией.

9. «Ладушки».

Играющие вначале в медленном темпе хлопают в ладошки, зачем поочередно правой, левой рукой, в обе руки партнера, затем в грудь поочередно. Темп постепенно нужно наращивать. (Игра предполагает и другие варианты).

10. «Опуститься плавно».

Двое игроков, упершись друг другу в ладони, начинают медленно расходиться, пытаясь в таком положении вместе плавно лечь на землю. Выигрывает та пара, которой более плавно, без падения удается опуститься на землю.

11. «Столкнуть с места» (с палкой).

Играющие становятся друг против друга боком, ногой к ноге соперника, в руках - палка. Палку необходимо держать одной рукой за конец, другой - в середине палки. По команде игроки пытаются столкнуть друг друга с места. Проигрывает тот, кто первый тронется с места, хотя бы одной ногой.

Групповые забавы

12. «Падение с высоты на руки».

Игроки выстраиваются в две шеренги перед высоким трамплином, сооружением, деревом. Один из игроков стоит на высоте, затем падает на руки игроков плашмя и по рукам проползая, кувыркаясь, падает на землю и становится в шеренгу. В это время другой игрок повторяет падение на руки. Игроки вначале держат руки, затем подставляют их уже только в полете игрока. Далее падают с закрытыми глазами, спиной, падают, когда под местом падения лежит один из игроков.

13. «Готовь кулаки».

Играющие выбирают водящего, сами выстраиваются в одну линию. Водящий выкрикивает: «Готовь кулаки!» Игроки отвечают: «На чьи боки?» Водящий называет имя одного и игроков. Тот игрок, которого назвали пытается убежать, а игроки - поймать и «намять бока» убегающему. Если игроку удалось убежать, водящий остается прежний, ежели ему «намяли бока», то водящим становится он.

14. «Колесо поймать» (с палками).

Игроки делятся на две команды, между командами расстояние приблизительно около пяти метров. В руках игроков - палки. Задача каждой из команд - палками поймать брошенное в них деревянное колесо размером сантиметров двадцать в диаметре, толщиной - около пяти сантиметров, выпиленное из круглого дерева. Если команде это удается, то она остается на месте и сама метает колесо в другую команду, если нет - то отступает ровно на столько шагов, на сколько пролетает колесо, другая команда, соответственно, подходит. Проигрывает та команда, которая, оттесняемая соперником, дойдет до ограничительной черты, очерченной заранее каждой из
команд. Проигравшую команду обычно «наказывают» хворостиной или нагайкой.

15. «Прогон».

Играющие очерчивают небольшой круг радиусом около полутора метров. Затем кананием или считалкой выбирают водящего. Водящий становится в центр круга с шапкой в руках (возможен другой предмет). Остальные игроки, ставши по кругу, по команде бьют зипунами (возможны фуфайка, телогрейка, желательно - без пуговиц) по водящему игроку так, чтобы не дать ему возможность кинуть шапкой в игроков, и разбегаются. Задача водящего - попасть шапкой в игрока, не выходя из круга. Если ему это удается, то на его место становится тот, в кого он попал, если нет, то он остается на месте. Если один из игроков водит три раза, его ставят в «прогон» («прогон» - две шеренги игроков), наказывая. Наказуемый обязан дватри раза (по уговору) пробежать, пройти, проползти посреди игроков. Игроки мешают ему это сделать, ударяя его зипунами. Затем игра повторяется.

Ведущие:

1. На ярмарку казачью

Спешите все сюда.

Здесь шутки, песни, сладости

Давно вас ждут, друзья!

2. Эй, не стойте у дверей,

Заходите к нам скорей.

Вместе: И со всех концов земли

Все на ярмарку пришли.

Народ казачий собирается,

Ярмарка веселая начинается!

(Звучит песня «Ярмарка»)

Коробейники.

1 к . Давайте подходите, других приводите,

А я сам ведь пригож,

И товар мой хорош.

2 к. А ну, честной народ,

Подходи, посмелей,

Покупай, не робей.

1к. Диво-дивное,

Чудо-чудное, а не товар.

Не ходи никуда,

А подходить вот сюда!

Ведущий 1. А как ты думаешь, о нашей ярмарке все знают?

Ведущий 2. А как же! Гляди сколько гостей в зале!

Ведущие (вместе)

Добрый день, гости званные и желанные.

Вы, казаки донские, люди торговые.

Собрались мы на ярмарку, на веселую да старинную.

Покупайте, продавайте, да вещи приобретайте!

Ведущий 1 .Тогда с веселой песни и пляски начинаем.

Песня «Мы – донские казаки»

Ведущий 2.

Ярмарка, ярмарка,

Веселись, народ.

А ты, бабушка- загадушка,

Выходи вперед!

Бабушка - загадушка.

Смотрите, не моргайте.

Рты не разевайте,

Ворон не считайте.

Подешевле покупайте.

Посмотрите-ка ребятки,

В корзинке спрятаны, загадки.

Вы скорей их отгадайте

Ну, кто первый начинайте.

Раскопали грядки мы

Яиц много там нашли.

Что за курочки такие,

В грядки яиц наложили.

Мы в ведёрко их соберём

И всех в погреб отнесём. ............../Картошка.

Что за любопытный нос

Глубоко он в землю врос.

Может, что -то натворил

Вот и спрятаться решил................/ Морковка.

Сладкая и жёлтая

С детства всем знакомая

Растёт в знакомой сказке

И у нас на грядке.

Вы скажите детки

Что же это?............................./Репка

Зелёные ребятки

Растут у нас на грядке

Распустили все усы

Но совсем не для красы.

Листочками прикрылись

В тенёчке увалились.

Кто такие молодцы?

Это наши...................................../Огурцы.

Этот овощ не простой.

Был вначале зелен он

А теперь он покраснел

Вдруг окрасился, зардел.

Очень важный тот синьоёр

И зовется......................................../Помидор.

Не хочу его я рвать

Его пёрышки щипать

Пусть растут себе на грядке

И не щиплют мои глазки.

Но скажу тебе мой друг

Вкусный он........................../Зелёный лук.

Золотой, но не в скорлупке

В шёлковой, шуршащей шубке.

Шубку лучше не снимать

А то будешь ты рыдать.

И скажу тебе мой друг

Это репчатый................................./Лук.

Загадушка : Молодцы, ребята, все загадки отгадали.

Коробейники:

1. У кого там хмурый вид?

Снова музыка звучит.

Выходи, казачье племя,

Запевать частушку время.

2. Где частушка льется,

Там легче живется.

Выходите казачата, парни да девчата.

Да запевай частушечки!

Частушки.

(выходят 4 пары: мальчик, девочка, поют частушки)

1. Мы девчата-казачата

Не умеем мы тужить.
Без частушек прибауток

Ой, на свете не прожить.

2. Не смотрите на меня,

Глазки поломаете.

Не из вашей я станицы

Разве вы не знаете?

3. Да что это за речонка? -

Рыбочка за рыбочкой.

Ды что это за девчонка? -

Завсегда с улыбочкой.

4. Ребят много, ребят много,

Ребят некуда девать.

Когда лошади устанут -

Их и будем запрягать.

5. Выйду, выйду я плясать
В новеньких ботинках,
Все ребята говорят,
Что я как картинка!

6. Обожаю петь частушки,
Обожаю танцевать.
И молоденьких девчонок
В танце нежно обнимать.

7. Гармонист у нас хороший
И играет хорошо.
Растяни гармонь пошире -
Я спляшу с тобой ишшо!

Ведущие:

1. Ой, спасибо, казаки и казачки,

Всех развеселили.

2. А теперь пришла пора поиграть-

Свою удаль показать.

Игра «Бой с булавами»

Описание игры: Соревнуются два игрока. Игроки становятся на длинную скамейку друг против друга, держа мягкие булавы в руках. Игроки на счет начинают сбивать соперника со скамьи булавами. Кто останется на скамье, тот и победил.

Ведущий 2 . Хозяюшка в дому, что оладушек в меду.

Она прибирает, она подтирает

Одним-одна за все отвечает.

Игра «Перебери зерно»

Описание игры: Участвуют 4-5 казачек-девочек. На столе в чашках смешана фасоль горох. По команде, играющие отделяют зерна, кладут в пустую посуду. Кто быстрее переберет, тот и выиграл.

Ведуший1 . Молодцы, казачки, проворные. Не останется казак голодный!

А сейчас, молодые казаки, покажите свою ловкость да смекалку.

Игра «Нагайка»

Описание игры: Играющие встают в круг по 10-15 человек. И присаживаются на корточки. Водящий с нагайкой обходит сидящих, старается положить сзади игрока незаметно нагайку. Тот игрок, за которым находится нагайка, должен взять ее в руки догнать водящего, слегка ударить. Водящий должен успеть занять место игрока. Если не успел, выбывает из игры.

Ведущий2. А сейчас, детвора, вас ждет новая игра.

Игра «Утица»

Описание игры: Дети образуют круг. В кругу два водящих «утушка» и «селезень». Утка в кругу, селезень за кругом. Играющие, взявшись за руки идут и поют:

«Шла утица по бережку,

Шла серая по кругу.

Вела детей за собой.

Вдруг селезень налетал!

Утицу догонял!

Улетай утица скорей, - Дети поднимают руки, утица убегает в ворота, селезень

Да в воротца, не робей!» пытается ее догнать. Если догнал -ведущие меняются.

Вед. 1 . Хорошо мы поиграли. А вот на полянке, как галчата, зашумели казачата, споря, кто из них самый быстрый, самый ловкий.

Игра «Длинная лоза»

Описание игры: мальчики строятся в две команды. Присаживаются на колени. По сигналу играющие наклоняются, голова внизу, руки на полу. Последний игрок по сигналу отталкивается, двумя руками о спины игроков, перепрыгивая по спинам, движется вперед и становится первым и так каждый игрок. Побеждает команда, которая заканчивает первой.

Вед. 2 . Как в народе говорят-

Казак без коня не казак.

Казак коня и на ходу остановить может.

Сейчас мы и посмотрим, как наши казачата со своими лошадями справятся.

Игра «Наездники»

Описание игры: участвуют парное количество участников. Лошадки на палочке на пару играющих. Участники по команде надевают папаху, «садятся» на коня и кто быстрее добежит до назначенной цели и обратно, тот и выиграл.

Вед. 1 Вот и завершилась игра, молодцы наши казачата, они все были быстрыми, ловкими.

Вед. 2 . Казаки были люди военные, а главным оружием были шашка и нагайка. Они с ними управлялись играючи.

Сейчас мы и проверим, как ниши казачата умеют владеть нагайкой.

Игра «Самый меткий»

Описание игры: Участники становятся в одну линейку, в руках нагайка. Перед каждым участником лежит обруч и 5-6 кеглей. По сигналу одним ударом необходимо сбить большее количество кеглей. Кто собьет все, тот и победил.

1. А какая же ярмарка без веселого перепляса.

2. Выходи честной народ, а ты раздайся хоровод!

Веселый перепляс

Ведущие (вместе)

Солнце закатилось - наша ярмарка закрылась.

Приходите в гости к нам! Рады мы всегда гостям!

Коробейники (вместе)

Кипит в избе самовар,

Милости просим к нам на чаепитие!

Вот так мы и живем-

Блинчики жуем, чаем запеваем-

Всех в гости приглашаем!

Используемый материал:

1. Казачий клуб «Скарб» Московское городское отделение Общероссийской физкультурно-спортивной общественной организации Федерация Славянских боевых искусств «Тризна»

2. М.П. Астапенко «Донские казаки 1550-1920»

3. Е.И. Демешина, К.А. Хмелевский «Истории донского края»

4. Ю. Сухарев «Лазоревый цвет» Страницы казачьей истории

5. Краткий очерк истории Войска Донского «Картины былого Тихого Дона»

6.Программа-план «Лазоревый цветок. Автор Кириллова И.Х.

7. Материалы журнала «Дошкольное воспитание», газеты «Казачий Круг», ресурсы интернет сайтов.

Колл" href="/text/category/koll/" rel="bookmark">коллективная просьба реализации тех или иных событий, явлений, действий:

это диалог с Природой как с Матерью, через общую игру человек находит ответ.

С малых лет он усваивает алгоритм общественного бытия .

Аналоги подобных игр можно встретить у всех народов планеты, что говорит об общей для землян культуре, в основе которой - знание законов Природы и разумный диалог с нею. Отсылаем доброжелательного читателя к нашей программе

«Природное развитие ребёнка», где есть заинтересованный взгляд на ведическую образность народных игр.

Понимание о том, что образ проективен, может оздоровить педагогику и культуру от фантазий и негативных наслоений.

«Заря».

Игра о Тригле сил Природы: Воды, Воздуха, Земли. Заря Природы - это рождение Духа Земли, который она выдавливает из себя через родники, ключи. Этот Дух (голубая лента).

Ход игры: Дети встают в круг, руки держат за спиной, а один из играющих - Заря. Она ходит сзади с лентой и говорит:

Заря–зарница, красная девица,
По полю ходила, ключи обронила,
Ключи золотые, ленты голубые,
Кольца обвитые - за водой пошла!

С последними словами «Заря» осторожно кладёт ленту на плечо одному из играющих. Тот, заметив это, быстро берёт ленту, и они оба бегут в разные стороны по кругу. Кто останется без места, становится Зарей.

Правила игры . Игроки не поворачиваются, пока водящий выбирает, кому положить на плечо ленту. Бегущие не должны пересекать круг.

«Иголка, нитка и узелок».

О единстве идеи, пути её осуществления.

Ход игры: Игроки становятся в круг и берутся за руки. Считалкой выбирают «Иголку», «Нитку» и «Узелок».

Герои друг за другом то забегают в круг, то выбегают из него. Если же «Нитка» или «Узелок» оторвались (отстали или неправильно выбежали, вбежали в круг), то эта группа считается проигравшей. Выбираются другие герои.

Выигрывает та тройка, в которой дети двигались быстро, ловко, не отставая друг от друга.

Правила игры. «Иголку», «Нитку», «Узелок» надо впускать и выпускать из круга, не задерживая, и сразу же закрывать круг.

«Лапта».

Это самая распространенная игра в Мире. В этой образной игре развиваются и реализовываются сильные качества человека, которые находят применение в любой конкретной обстановке, в экстремальной ситуации: смелость, организованность коллективной мысли и совместных движений, чувство общности устремлений и действий, кругозоркость и ловкость, быстрота реакции. В подобных играх истоки высоких чувств патриотизма, верности, боевых начал.

Вариант 1. Для игры нужны небольшой резиновый мяч и лапта - круглая палка, длиной 60 см, ручка толщиной 3 см, ширина основания 5–10 см.

На площадке проводят две линии на расстоянии 20 м. С одной стороны площадки находится город, а с другой - кон.

Участники игры делятся на две равные группы. По жребию игроки одной группы идут в город, а другая группа водит.

Горожане начинают игру. Метала лаптой забивает мяч, бежит через площадку за линию кона и снова возвращается в город.

Водилы ловят отбитый мяч и стараются запятнать бегуна. Они могут перебрасывать мяч друг другу,

чтобы попасть в него на более близком расстоянии. Если игрокам поля удается запятнать бегуна, они переходят в город.

В ином случае игроки остаются на местах. Игра продолжается, мяч забивает второй игрок.

По очереди все игроки бьющей партии выступают в роли метал. Но не всегда игрокам удается сразу вернуться в город.

В этом случае они ждут, что их выручат. Выручить может только тот, кто далеко отобьёт мяч.

Случается и так, что тот, кто ударил по мячу, не смог сразу перебежать за линию кона. Он ждёт, когда мяч забьёт следующий игрок, - тогда за линию кона бегут два игрока. Может создаться более трудное положение, когда все игроки бьющей команды, кроме одного, находятся за линией кона, тогда игроку, который еще не бил, разрешают ударить трижды.

Если он промахнется, то игроки города уступают свое место водящим.

Правила игры . Подавалы не должны переступать черту города.

Тому, кто не может забить мяч лаптой, разрешается его бросать в поле рукой.

Партия города переходит в поле, если все игроки пробили мяч, но никто не перебежал за линию кона.

Вариант 2. Переменки . На площадке проводится черта. За эту черту становятся двое из игроков.

Подавала подбрасывает мяч, отбивала отбивает его лаптой. Остальные игроки, стоя в разных местах, ловят мяч на лету. Поймавший мяч на лету, идёт отбивать его, а бывший отбивала переходит к ловцам. Если никто не поймал мяч, то его берёт тот из игроков, к которому он упал ближе, и возвращает его подавале. Если подавала поймает его на лету, то становится отбивалой, а подавалой становится тот, который удачно бросил ему мяч. Отбивала идёт к ловцам.

Правила игры . Подавале, ловя брошенный ему мяч, не выбегать за свою черту.

Если он не поймал на лету возвращенный ему мяч, то подаёт его снова. В начале игры можно поставить условие, что игра считается законченной, если один из игроков набрал 10 очков, т. е. 10 раз отбил мяч так, что его никто не поймал.

«Ловишка в кругу».

Игра развивает чувство меры, умение жить в почитании и согласии с требованиями общества, не переступать запретную черту даже в экстремальных ситуациях, хранить устремление к реализации цели.

Подобная игра, входя в подсознание, как алгоритм поведения, поможет человеку и в дальнейшем, не выходя из круга своих возможностей и заслуг, регулировать свои действия, соотносить их безболезненно для самолюбия с действиями окружающих.

Ход игры: На площадке чертят большой круг - от 3 м и более, в зависимости от количества играющих.

В середине круга кладут палку, её длина должна быть значительно меньше диаметра круга. Участники игры стоят в кругу, один из них - «Ловишка». Он бегает за детьми в кругу и старается кого–то поймать. Пойманный игрок становится «Ловишкой».

Правила игры . Никто не встаёт на палку ногами: «Ловишка» её оббегает, игроки могут перепрыгивать.

Пойманному игроку не вырываться из рук «Ловишки».

«Снежинки, ветер и мороз».

Игра воспитывает спокойное восприятие холодных качеств Природы как радостных и полезных.

Она даёт возможность детям выразить свои симпатии, а педагогу увидеть их и укрепить.

Ход игры: Игроки - «снежинки» встают парами лицом друг к другу и хлопают в ладоши, приговаривая:

Ой, летят, летят снежинки,
Словно белые пушинки
На дороги, на поля.
Стала белой вся Земля.

На каждое слово делают хлопок то в свои ладоши, то в ладоши с товарищем.

Далее приговаривают: «Дзинь, дзинь», пока не услышат сигнал «Ветер!» «Снежинки» разлетаются в стороны и сбегаются в большую «снежинку» из несколько кружков. На сигнал «Мороз!» все выстраиваются в общий круг и берутся за руки.

Правила игры . Менять движения можно только по сигналу «Ветер!» или «Мороз!».

В игру можно включать разные движения: подскоки, легкий или быстрый бег, кружение парами и т. д.

«Ляпка».

Игра развивает стремление приблизиться к цели, дотронуться в игре к своей симпатии, проявить ловкость, быстроту реакции. В общем азарте она растворяет обидчивость недотрог, застенчивость робких.

Ход игры: Один из игроков - водящий или «Ляпка». «Ляпка» бегает за игроками и старается кого–то осалить. Осалив, приговаривает: «На тебе ляпку! Отдай её другому!» Новый «Ляпка» догоняет игроков, чтоб передать ляпку.

Правила игры . «Ляпка» не преследует одного игрока. Все игроки следят за сменой «ляпок».

«Пятнашки»

Игра развивает ловкость, увёртливость, стремление к победе.

Учит быть честным и оптимистом, сохранять душевное равновесие, развивает чувство юмора.

Выбирается «пятнашка». Все разбегаются по площадке, а «пятнашка» ловит: кого «пятнашка» коснется рукой, тот становится новым «пятнашкой».

Варианты: 1. «Пятнашка, ноги от Земли!»: Игрок может спастись от «пятнашки», если встанет на какой–то предмет - Землю.

2. Зайки. «Пятнашка» может запятнать только бегущего игрока, но стоит последнему запрыгать зайкой на двух ногах - он в безопасности.

3. Пятнашки с домом. По краям площадки рисуют два круга - дома. Игрок может спастись от пятнашки в доме - за кругом не пятнать.

«Салки» - одна из популярнейших игр в Мире. Она выводит детей к Природе, развивает координацию движений, глазомер, меткость, способствует тому, что в непринужденной обстановке дети видят способности друзей, учатся друг у друга.

Ход игры: Все роют ямки–салки по размеру мяча (3–4 см). Игроки встают около салок, а водила выбирает одну

на расстояния 0,5–1 м и катит в неё мяч. В чью салку попадает мяч, тот берёт его и старается попасть этим мячом в одного из разбегающихся в стороны детей. В кого мяч попал, тот становится водилой.

Правила игры . Бросать мяч можно только с места и только в ноги игроков.

«Всадники ».

Образ коня - это образ несущейся через века идеи, это знания, традиции предков, мощь веры и одухотворенности. Это может быть конь Добрыни Никитича, Ильи Муромца. Конь своими движениями отражает посылки всадника, почувствовать их помогает музыка, здесь же оттачивается техника галопа.

Ход игры: Дети стоят по широкому кругу с подчеркнуто прямой осанкой.

И. п. - держа «повод» обеими руками или только левой рукой.

Такты 1–2 (вступление): «кони бьют копытами», «всадники сдерживают коней, натягивая повод».

Такты 3–10: «всадники» скачут галопом. На последнем аккорде, «натянув повод, останавливают коней на всем скаку».

«Цветы».

Цветы - отражение черт характера человека. Предложить детям описать свое видение состояния природы человека в нежности форм, цвета, строгости линий, веянии ароматов. Подобрать грациозную танцевальную музыку, которая бы помогала оттачивать движения, выполнять перестроения, творить! Жить в прекрасном!

Ход игры: И. п. - дети стоят в кругу, в обеих руках держат по цветку или листику.

Такты 1–8: дети плавно покачивают руками вправо и влево, приподняв их вперед (по 1 движению на такт).

Такты 1–8: повторение - продолжают то же движение, держа руки над головой. Такты 9–16: повторение.

Затем дети, подняв руки в стороны, танцуют по всей комнате, заполняя её пространство.

С окончанием музыки останавливаются, повернувшись лицом в одну сторону с поднятыми вверх руками.

Упражнение помогает развивать пластику движений рук, мышцы плечевого пояса.

Методические рекомендации. Музыкальное оформление - вальс. Цветы или листики должны быть легкие, с мягким стебельком, чтобы дети излишне не напрягали пальцы. Педагог помогает детям самим войти в ритм музыки, предоставляя возможность двигаться по–своему. Следует обратить внимание детей на различный характер музыки, подсказывать, чтобы руки были мягкие, с округлыми расслабленными локтями.

«Гори–гори ясно».

Эту игру заводили с самого начала Зимнего Солнцеворота - с 25 грудня (декабря).

В этой древнейшей игре отражено ожидание и предвосхищение добрых дел людей в Году,

с которыми они пойдут ввысь - в Гору с одухотворением, даруемым Небесами. Внутри Души поют колокола.

«Хоровод» - от хоро, коло - годовое коло Хорса (Солнца) - хорошего, как объединенных деяний людей, а не как светила. К личному сиянию нужно стремиться через вклад для сияния всего общества - это наши условия!

Ход игры: Дети стоят в кругу, держась за руки. В середине ребёнок с платочком в руке - «огневушка».

Такты 1–8: все идут вправо по кругу, «огневушка», пританцовывая, машет красным платочком.

Такты 9–16: дети останавливаются и хлопают в ладоши. «Огневушка» скачет внутри круга, с окончанием музыки останавливается и встает перед двумя из стоящих в кругу детей. С 17 такта играющие хором поют:

Гори, гори ясно, чтобы не погасло,
Глянь на Небо - птички летят, колокольчики звенят!

На слова дети «колокольчики звенят» - 3 хлопка в ладоши, а «огневушка» взмахивает платочком.

Избранные дети поворачиваются спиной друг к другу и обегают круг.

Каждый стремится прибежать первым, взять у «огневушки» платочек и высоко поднять его. Игра повторяется.

«Хоровод с подснежниками».

Ладины весенне–летние хороводы, связанные с ладом и любовью на Земле, почитаемы народом. Хороводные песни - это заклики сил на труды у Живы Весны, а так же дождей и вёдра - погожих деньков.

Дети учатся понимать, что реализовать свои устремления помогает только вежливая просьба и терпение, и эти знания переносят на взаимоотношения друг с другом. Народная песня «Веснянка»:

Стало ясно Солнышко припекать, припекать,
Землю словно золотом заливать, заливать.
Громче стали голуби ворковать, ворковать.
Журавли - к нам опять, к нам опять.
А в лесу подснежники расцвели, расцвели -
Много цвету вешнего у Земли, у Земли.
Ой, ты, Ясно Солнышко, посвети, посвети!
Хлеба, Земля–Ладушка, уроди, уроди!

Описание . Дети танцуют парами плавным хороводным шагом.

«Кувшинчик».

Это игра на заклик дождя. Игра дает возможность прожить минуты единения, выразить свои симпатии, говорить и действовать в кругу друзей.

Природа выбирает достойных внимания и усиливает каждого силой коллективного признания.

Ход игры: Избранный водящий берёт мяч - «кувшинчик», и, ударяя им о Землю, поёт:

Я кувшинчик уронила и о пол его разбила.
Раз, два, три, раз, два, три, его, Ванечка, лови!

Сразу же по окончании песни водящий сильно ударяет мяч о Землю, а участник, имя которого было названо в песне, ловит его.

Поймавший мяч отходит в сторону, все остальные, подняв руки и образовав над головой «круг–колесо», поют:

Мы знаем все подряд, что ребята говорят:
Оля, Коля, дуб зеленый, ландыш белый, зайка серый, брось!

Игрок с мячом поёт:

Я знаю всё подряд, что ребята говорят:
Дуб зелёный, ландыш, мак, я бросаю мяч - вот так!

И бросает мяч кому–нибудь в «круг–колесо» из рук над головой. В кого попал, тот водит.

наказывают" ударом плетки, на что он обязан ответить

"спасибо за науку", и игры продолжаются. За соблюдением правил игры обычно

следят самые опытные, уважаемые игроки.

б) Камни на голове и на плечах у шеи. Правила остаются прежними (игру можно

усложнить, применяя большее количество камней, или на другие участки рук).

2. "Пинки". Игроки, держась за руки по команде начинают охаживать друг друга

пинками. Победителем считается тот, кто за определенный отрезок времени

нанесет большее количество пинков сопернику.

3. "Фанера". Играющие по уговору договариваются, на кого выпадает четное или

нечетное количество пальцев, выкидываемых одной рукой соперников. В

зависимости от того, какое выпадет число (четное, нечетное), один считается

проигравшим. Наказание - удар кулаком в грудь.

4. "Снять шапку". Играющие находятся в головных уборах . Под музыку вначале

выполняют элементы пляски, затем, столкнувшись друг с другом грудью,

расходятся. Это и есть момент начала соревнования. Победившим считается тот,

кто первый снимет с соперника головной убор.

5. "Вытолкнуть из круга" (с палкой). Играющие становятся в центр круга,

заранее обозначенного, берутся за палку в центре одной рукой, за края - другой.

По команде каждый пытается вытолкнуть соперника за круг.

Проигравшим считается тот, кто первым окажется за кругом.

6. "Вырвать репу" (с палкой). Игроки садятся друг против друга, упираясь

ногами в ноги соперника. Руками держатся за палку. По команде начинают, не

вставая с места, тянуть друг друга на себя. Выигрывает тот, кто перетянет

соперника.

7. "Положить на спину" (с палкой). Игроки становятся спиной друг к другу.

Палка над головой в руках играющих. По команде каждый из игроков старается

оторвать соперника от земли и положить его себе на спину. Проигравшим

считается тот, кто выпустит палку или окажется на спине соперника.

8. "Бульдозер". Играющие находятся спиной друг к другу сидя на земле. Игра

заключается в том, чтобы вытолкнуть соперника за заранее очерченную линию, не

отрываясь от земли, упираясь в землю ногами и руками. Проигрывает тот, кто

первый оказывается за линией.

9. "Ладушки". Играющие вначале в медленном темпе хлопают в ладошки, зачем поочередно правой, левой рукой, в обе руки партнера, затем в грудь поочередно. Темп постепенно нужно наращивать. (Игра предполагает и другие варианты).

10. "Опуститься плавно". Двое игроков, упершись друг другу в ладони, начинают

медленно расходиться, пытаясь в таком положении вместе плавно лечь на землю. Выигрывает та пара, которой более плавно, без падения удается опуститься на

11. "Столкнуть с места" (с палкой). Играющие становятся друг против друга

боком, ногой к ноге соперника, в руках - палка. Палку необходимо держать одной рукой за конец, другой - в середине палки. По команде игроки пытаются

столкнуть друг друга с места. Проигрывает тот, кто первый тронется с места,

хотя бы одной ногой.

Групповые забавы

12. "Падение с высоты на руки". Игроки выстраиваются в две шеренги перед

высоким трамплином, сооружением, деревом. Один из игроков стоит на высоте, затем падает на руки игроков плашмя и по рукам проползая, кувыркаясь, падает на землю и становится в шеренгу. В это время другой игрок повторяет падение на руки. Игроки вначале держат руки, затем подставляют их уже только в полете игрока. Далее падают с закрытыми глазами, спиной, падают, когда под местом падения лежит один из игроков.

13. "Готовь кулаки". Играющие выбирают водящего, сами выстраиваются в одну линию. Водящий выкрикивает: "Готовь кулаки!" Игроки отвечают: "На чьи боки?"

Водящий называет имя одного и игроков. Тот игрок, которого назвали пытается убежать, а игроки - поймать и "намять бока" убегающему. Если игроку удалось убежать, водящий остается прежний, ежели ему "намяли бока", то водящим становится он.

14. "Колесо поймать" (с палками). Игроки делятся на две команды, между

командами расстояние приблизительно около пяти метров. В руках игроков -

палки. Задача каждой из команд - палками поймать брошенное в них деревянное колесо размером сантиметров двадцать в диаметре, толщиной - около пяти сантиметров, выпиленное из круглого дерева. Если команде это удается, то она остается на месте и сама метает колесо в другую команду, если нет - то отступает ровно на столько шагов, на сколько пролетает колесо, другая команда, соответственно, подходит. Проигрывает та команда, которая, оттесняемая соперником, дойдет до ограничительной черты, очерченной заранее каждой из команд. Проигравшую команду обычно "наказывают" хворостиной или нагайкой.

15. "Прогон". Играющие очерчивают небольшой круг радиусом около полутора метров. Затем кананием или считалкой выбирают водящего.

Водящий становится в центр круга с шапкой в руках (возможен другой

предмет). Остальные игроки, ставши по кругу, по команде бьют зипунами

(возможны фуфайка, телогрейка, желательно - без пуговиц) по водящему игроку так, чтобы не дать ему возможность кинуть шапкой в игроков, и разбегаются. Задача водящего - попасть шапкой в игрока, не выходя из круга. Если ему это удается, то на его место становится тот, в кого он попал, если нет, то он остается на месте. Если один из игроков водит три раза, его ставят в "прогон" ("прогон" - две шеренги игроков), наказывая. Наказуемый обязан дватри раза (по уговору) пробежать, пройти, проползти посреди игроков. Игроки мешают ему это сделать, ударяя его зипунами. Затем игра повторяется.

16. "В Мишуя" (с палкой). Кананием или считалкой выбирается водящий. Водящему завязывают глаза. Его выводят в центр круга. Игроки стоят по кругу. Водящий начинает, бегая по кругу, размахивает палкой, стараясь осалить (ударить) кого-нибудь из игроков. Игроки, уворачиваясь, стараются дотронуться, ударить или свалить водящего. Кому это удается, у того дополнительно появляется "одна жизнь". Ежели водящий осалил когонибудь из игроков, игрок становится водящим. Ежели водящий осалил игрока, у которого в запасе "одна жизнь", то он опять продолжает водить, а у игрока больше нет "жизни".

17. "Жук". Кананием или считалкой выбирается водящий. Водящий становится

спиной к игрокам (обычно 34 игрока) и подставляет ладонь под ухо. Игроки

дотрагиваются или слегка ударяют водящего по руке или плечу так, чтобы он не заметил. Водящий, поворачиваясь, должен угадать, кто из игроков дотронулся до него, при этом он ударяет игрока, которого он угадал, в грудь. Если угадал неверно, то все игроки бьют водящего, если верно - то водящим становится игрок, которого угадал водящий.

18. "Пахотливый слон". Игроки разбиваются на четверки. Одна четверка -

водящая. Четверка спределяется так: одного игрока берут вдвоем под руки сбоку и один игрок - за ноги сзади. Вся эта четверка, в зависимости от того, водит она или убегает - догоняет или убегает, если водящая четверка догоняет

убегающую - то они меняются ролями и при этом та четверка. которую догнали, кричит: "Ойёйёйёйёйёйёй, что же это делается!" Пространство игры

ограниченно произвольно.

19. "Устоять в паре". Играющие становятся спинами в паре друг к другу, руками берутся под локоть. Задача каждой пары - устоять на ногах, а по возможности -свалить другую пару, при этом рук не распуская. Количество пар не ограничено.

20. "Слепой щенок". Игроков делят на две команды. Одни "щенки", другие

"мамки". Ставят друг против друга. Каждая пара старается запомнить своего

партнера. Затем всем завязывают глаза. "Щенков" ставят на четвереньки, а

"мамок", немного поводив и запутав, отпускают. Пространство игры ограничивают.

Задача игроков, не произнося ни слова, найти своих партнеров на ощупь по

приметам. Те пары, которые не смогли найти друг друга за определенный отрезок времени, "наказывают" нагайкой или хворостиной.

21. "Червячок". Кананием или считалкой выбирается водящий из группы до пяти человек. Водящий ложится на землю, игроки - на него. Водящий обязан выползать из-под игроков со словами: "Хочу к солнцу, хочу к свету!" Если водящий не выполз - его "наказывают" нагайкой или хворостинкой. Далее игра повторяется поочередно, или кананием, в зависимости от договоренности.

22. "Волки, охотники, волкодавы". Игроки делятся на две команды. Первая -

"волки", вторая - "охотники" и "волкодавы". Задача каждого из игроков,

находящихся в какойлибо команде, дотронуться первым до соперника. При этом, кто из "волков" или "волкодавов" первый дотронулся, соперник превращается в "волка" или в "волкодава". "Волки", дотронувшись до "охотников", только после третьего раза имеют возможность превращать "охотников" в"волков" по правилам игры.

"Охотники", дотрагиваясь до "волков", превращают их в "волкодавов". Игра

основана на скорости и внимательности. По уговору стороны, "волки" и

"волкодавы", и которые в результате игры стали таковыми, разбегаются, чтобы

определиться, кто есть кто, и у кого сколько осталось игроков, а затем вновь

продолжают играть до полной победы одной из сторон, то есть все "волки" станут "волкодавами" или наоборот, все "волкодавы" и "охотники" превратятся в "волков". Для упрощения опознания можно применять головные уборы (скажем, "волки" в головных уборах, "охотники" и "волкодавы" держат головные уборы в руках; в случае "превращения" игрок либо одевает, либо снимает головной убор).

23. "Кетоврас". Игра в парах. Игрок ложится на землю на руки, другой сзади

берет его за ноги. Вторая пара проделывает то же и становятся друг напротив

друга. По команде пары сходятся, и соперники пытаются положить на землю

игрока, стоящего на руках. Проигрывает та пара, которая коснется земли первая.

24. "Кетоврасы". Игра, аналогичная игре "Кетоврас". Только в парах уже

участвуют команды. Победившей командой считается та, которая положит на землю всех игроков команды соперника, а у самой останется хотя бы одна пара в исходном положении.

25. "Пружина". Игроки делятся на две команды. Держась друг за друга руками, команды пытаются перетянуть соперников на свою сторону. Побеждает тот, кому удается перетянуть команду соперников на свою сторону.

26. "Вежа". Игроки, взявшись за руки, стоят в кругу.

Один из игроков начинает запутывать весь круг по ходу своего движения (можно переворачиваться, подлазить под ноги). Запутываются до тех пор, пока свободное движение не остановится. Другой игрок начинает запутанный "клубок" или "вежу" распутывать. При этом руки не расцепляются. Распутывание происходит до исходного положения.

27. "Передай другому". Игроки становятся в круг лицом внутрь. Один из игроков дает подзатыльник другому, тот, пытаясь увернуться, не сходя с места, передает подзатыльник следующему. И так - по всему кругу.

28. "Подзаборного". Игроки становятся в круг. В центре круга стоит игрок,

который находится в расслабленном состоянии, как бы пьяный. Игроки, перемещают его по кругу руками, вращая, толкая его на противоположную сторону круга, перекатывая. Игрок совершенно не напрягаясь, поддается движению, которое придают ему игроки. Задача игроков, не уронив его, все время придавать ему движение. Затем в круг становится другой игрок.

29. "Бег "волчком". Играющие берутся за руки под локоть спиной друг к другу.

Начинают вместе делать вращательные движения в одну или в другую сторону. Один из игроков начинает осаливать их палкой. Задача бегущих "волчком" - ногами отбивать удары. Играют от трех и более человек.

30. "Кроты". Очерчивается большой круг. Кананием выбирают водящего. Игрокам завязывают глаза и сажают на четвереньки. Водящий, перемещаясь в кругу, наносит удары под зад игрокам. Выходить из круга водящим запрещается. Если он вышел - его хлестают нагайкой те, кто следит за правилами игры. Игроки должны поймать водящего вслепую. Если им это удается, то они все щиплют, щекотят, слегка бьют водящего. Далее водящим становится тот игрок, кто поймал водящего.

31. "В жута". Жут - веревка, у которой нет жесткого окончания, длиной примерно сантиметров сорок. Вначале кананием или считалкой выбирается водящий.

Игроки садятся в круг на колени плотно друг к другу, водящий -

в центр круга, колени прикрывают одеждой.

Жут за спинами игроков. Водящий его не видит. Игроки стараются обмануть водящего, по возможности бьют его по спине. Задача водящего - вырвать жут не поднимаясь.

Задача игроков - ударить и быстро передать жут другому игроку или спрятать его за спиной. Если водящему удалось вырвать жут, на его место садится тот игрок, у которого жут был вырван.

32. "Заинька серенький". Кананием или считалкой выбирают двух-трех водящих. Игроки образуют круг. Водящие - в кругу. Под хоровод "Заинька серенький" водящий начинает демонстрировать элементы пляски. По окончании хоровода водящие пытаются вырваться из круга. Игроки им не дают. В том месте, где водящий прорывается, игроки становятся водящими, а водящий - игроком. Тот, кто побывал водящим более трех раз "наказывается", обычно хворостинкой или плеткой. Далее игра повторяется.

33. "Достань ногой". Кананием или считалкой выбирается водящий, ему завязывают глаза. Игроки сидят на земле. Водящий, не видя игроков, пытается достать их ногой. Игроки, не вставая, уворачиваются. При этом они так же наносят удары из сидячего положения ногами по водящему. Ежели водящий достал кого-нибудь из игроков, тот становится на его место. Территория, на которой проводится игра, обычно ограничивается.

34. "Устоять на дощечке". Игроки стоят в кругу. Посреди круга лежит дощечка или другой плоский предмет. По сигналу все игроки пытаются встать на дощечку и удержаться на ней более трех секунд. При этом другие игроки пытаются вытолкнуть стоящего на дощечке игрока с нее и сами встать на дощечку. Побеждает тот, кто простоит более трех секунд.

35. "Живой плетень". Игроки, положив руки на плечи друг другу, стоят плечом к плечу в одну линию.

По команде ложатся на землю и начинают движение вперед, лежа на животе.

Ползти должны ровно, чтобы ни один край не отставал.

Затем поднимаются, опускаются на спину и проползают на спине

назад. Затем на спине вперед. Руки при этом не отпускаются. Далее делают

кувырки по туловищу игроков поочередно. После этого встают (игру можно

усложнить).

36. "Гибкий мост". Играющие выстраиваются в одну линию, наклоняясь так, чтобы спины были как можно ровнее. Один играющий сначала ползком проползает по спинам игроков и становится в конце. Затем это проделывают все по очереди.