Великий мыслитель Декарт Рене: краткая биография. Рене Декарт — философия, рассуждения

Он был ученым, который заложил основы современной алгебраической символики, а также аналитической геометрии, изобрел новоевропейский рационализм. Он являлся выдающимся математиком, физиком, философом и чуть ли не одним из наиболее авторитетных метафизиков новой и новейшей истории. Рене Декарт, словно феникс, восстал из пепла обедневшего дворянского рода и совершил множество подвигов ради науки. Ученый изобрел собственный, дедуктивный метод познания и даже был обвинен церковью в ереси. Давайте разберемся, кем же на самом деле являлся этот человек.

Современник мушкетеров Рене Декарт: биография просвещенного мужчины

Известный немецкий историк девятнадцатого века, Куно Фишер, написал об этом ученом целую книгу, которую не помешало бы прочесть всем, кто интересуется личностью этого действительно выдающегося ученого. Он начинает свою работу со слов, что, в отличие от таких личностей, как британцы Фрэнсис Бэкон или Томас Гоббс, Декарт ставит во главу своей стройной философской системы разум и интеллект, а не чувственное восприятие, коим и является эмпиризм. Именно этого философа принято называть одним из основоположников французской философской и научно прозы. Он действительно пытался создать единый метод познания для всех наук, опираясь на рационализм, а не измышления воображения.

Декарт вывел теорию рационализма, из которой следует, что в человеческом уме имеется определенное количество врожденных идей, которые и определяют процесс познания. К ним он относил практически все основания материальной логики и математики. Самой простой иллюстрацией для этого станет правило: две величины, которые равны третьей, обязательно окажутся равны между собой.

Кратко о французском математике

Разбираясь, кто такой Декарт, стоит в первую очередь понять, в какие времена ему пришлось жить. Он появился на свет в самом конце шестнадцатого века. Для примера, в России на тот период как раз начались Смутные времена с глубоким социальным падением, опричниной и остальными «прелестями». Франция к тому моменту уже вступила в эпоху Позднего Возрождения, а развитие знаний привело к более четкому представлению о мире и месте личности в нем. Рождение в те времена определяло будущее, но отец маленького гения оказался намного прозорливее многих и сразу же увидел в нем многообещающего философа.

Рене долго и тщательно изучал право в университете Пуатье, после чего отправился воевать. В рамках Тридцатилетней войны он успел побывать в Чехии, Голландии, Бельгии и иных странах, где набирался опыта и знакомился со многими светилами науки того времени. Церковь организовывала на него гонения в родном краю, потому пришлось перебираться в Нидерланды. Его труды не печатали, ввиду их схожести с работами Галилея, на которого святые отцы устроили настоящую охоту и травлю. После его кончины отцы-иезуиты еще длительное время замалчивали и не позволяли публиковать научные изыскания Декарта, но впоследствии назвали это «перегибом» и высоко оценили его вклад в развитие науки в целом.

Рождение Рене

Отец будущего научного гения, Жоаким Декарт, принадлежал к чрезвычайно знатному аристократическому роду, обедневшему в результате неправильного ведения хозяйства и расточительности его предков. Однако мужчина умудрился сохранить родовое поместье возле французского поселения Ла-Э-ан-Турен, принадлежащего к департаменту Луары.

Он был членом парламента (советником), а также судьей города Ренн и в собственную усадьбу приезжал чрезвычайно редко – нужно было как-то держаться на плаву. Его супруга, Жанна Брошар, тридцать первого марта 1596 года произвела на свет младенца, назвали которого Рене. Мальчик оказался слабеньким и болезненным, но отчаянно цеплялся за жизнь. Спустя год женщина умерла, оставив детей на пожилую матушку.

У будущего философа были два старших брата, о которых не сохранилось много сведений. Известно только, что оба они пошли по стопам отца и занимали юриспруденцией. У Жоакима совершенно не было времени заниматься детьми, потому воспитанием занималась их бабушка по материнской линии. Именно она настояла, чтобы нашему герою и его братьям был приглашен хороший гувернер, давшим мальчикам начальное образование. Еще до пяти лет он научился читать и писать.

Детство и юность юного исследователя

В городке, где родился Рене Декарт, кроме церковно-приходской школы, что никак не могла дать должного уровня образования, учебных заведений не было. Потому бабушка настояла, чтобы мальчишку отправили в настоящий колледж в Ла Флеш. Нынешнее Национальное военное училище (Prytane National Militaire) тогда называлось школой Генриха Великого. Молодому дарованию чрезвычайно повезло с преподавателями, так как он попал на курс знаменитому иезуитскому математику Жану Франсуа, к которому он сильно привязался, увидев в нем отца.

Во время учебы он свел знакомство с будущим теоретиком музыки, философом и богословом Мареном Мерсенном, который на то время тоже там учился. В колледже было множество теологических дисциплин, однако Рене не проникся трепетом и верой, а еще больше укрепился в скептическом отношении к проповедуемым авторитетам. Ведь уже на тот момент он самостоятельно создал оригинальный дедуктивный метод познания, применяя математические рассуждения относительно проводимых экспериментов или получаемого в обычной жизни опыта.

Армия и начало научных исследований

К двенадцатому году семнадцатого века Декарт завершил обучение в колледже и даже некоторое время занимался правом в университете Пуатье, как того желал отец. Однако учеба ему шла со скрипом, потому что естественные науки, математические выкладки и астрономические наблюдения занимали парня гораздо больше юридических вопросов. В семнадцатом он решил поступить на службу, что с успехом и сделал – в Голландской союзнической армии брали всех, кто желал сражаться. Спустя короткий срок он перешел в германские войска. Как раз тогда ему и удалось принять участие в знаковой битве за Прагу.

Будучи в Нидерландах на службе, Рене сошелся с ученым Исааком Бекманом, идеи которого его просто сразили. Он отправился в Париж, где несколько лет провел, по мнению отца, в полной праздности. На самом деле он занимался наукой и вскоре даже открыл общий принцип виртуальных скоростей, осознать который никто в те времена не мог. После этого он побывал еще и на знаковой осаде Ла-Рошели, а после возвращения обнаружил, что отцы-иезуиты обвиняют его в ереси и вообще собрались судить. Собрав свои вещи, ученый Декарт отправился в Голландию, где католическая церковь такого веса не имела. Он пробыл там ровно два десятка лет, начиная с двадцать восьмого.

Научные изыскания ученого

Всю молодость философ занимался углубленным изучением самых разнообразных наук. Он штудировал труды величайших умов планеты и даже вел переписку с учеными-современниками. Причем изучать он предпочитал самые разные области – от астрономии и метеорологии до медицины и геометрии.

Стоит узнать

Уже в 1634 году математик Декарт полностью завершает свой первый труд, который получил название Le Monde («Мир»). Он состоял из двух трактатов – о человеке и свете. Однако Рене поспешил передать работу в печать - на нее обратила внимание Святая Инквизиция, которая как раз за год до этого едва ли не замучила несчастного Галилея, который последние годы жизни провел под домашним арестом. Тогда он, испугавшись, даже решил было сжечь все свои записи, однако вовремя одумался и не стал этого делать.

Удивительный Декарт: математик, философ и психолог

Самые известные в мире труды этого человека в точных науках, но он старательно изучал чуть ли каждую сферу человеческой жизни.

  • В 1637 году вышел математический трактат под названием «Рассуждение о методе», который имел несколько приложений: по алгебре, оптике, аналитической геометрии, механике.
  • Именно Декарту принадлежит честь обозначить неизвестные латинскими буквами x, y, z, а коэффициенты – a, b и c. Он назвал новую систему «Всеобщей математикой», исследовал комплексные и общие числа, спирали, многочлены и кривые. Все его наработки позже приняли Эйлер, Ньютон и другие научные деятели.
  • Механика и оптика, как части физической науки, более интересовали Рене в плане познания строения Вселенной. Он считал, будто она полностью заполнена материей, которая двигается сама по себе, отчего и является стройной и самодостаточной системой. В сорок четвертом году он даже сформулировал собственный взгляд на движение светил и планет – будто движет ими сила инерции.

Удивительно, но именно Декарту удалось открыть такое явление, как рефлексы. Это стало прочной основой для создания в дальнейшем психологии как науки. Для этого он представлял себе организм человека, как некий механизм. Изучал он также и разнообразные состояния, которые назвал аффектом.

Рациональные философские размышления

Вся философия ученого имела в основе дуалистический принцип, то есть подразумевала наличие у человека тела и души, как отдельных субстанций. Подобные взгляды о независимых, отдельных началах использовал впоследствии немецкий философ Кант. Сам Рене различал два возможных метода познания: рационализм (материально осязаемая составляющая, оцененная разумом) и радикальное сомнение. Если с первым пунктом все понятно, то второй сродни скептицизму. Ученый считал, что, только сомневаясь, можно получить знание и понимание «механики» окружающего мира и самого человека.

Механицизм Декарта крылся в утверждении, что все вокруг состоит из мельчайших частиц материи. Локальное и глобальное взаимодействие этих элементов и производит все явления, которые можно наблюдать вокруг. При этом он допускает, что все сущее материально лишь во время того, как его созерцает человек. Рассматривая основной принцип собственной философии – радикального сомнения – он выводит формулу Cogito, ergo sum («Мыслю, значит существую»).

Сверхзадачей для себя Рене ставил доказательство существования Бога, как материального объекта, и нашел его. Вернее, он вывел два варианта – психологический и онтологический. Первый гласит, что раз существует идея об идеальном существе, значит он сам является ее источником. Второй исходит из первого: если идея сама по себе уже существует, значит точно есть и объект. По крайней мере, если исходить из изначальной формулы, приведенной выше.

Этические взгляды ученого можно проследить в сочинении Discours de la méthode («Рассуждении о методе»), а также его личные письма к королеве Елизавете. Он обозначает в них только костяк, структуру, основные понятия:

  • Истинным объектом любви можно считать только совершенное существо (Бога).
  • Дух противоположен материи, потому следует стремиться к первому, отвергая второе.
  • Бесконечная вселенная есть суть Бога, и понимание этого проявляется в смирении пред ним.
  • Солидарность со всем сущим – главный принцип бытия. Все зависит одно от другого, и от всего.

Согласно данным постулатам, он вывел принципы, которые можно отыскать в его письмах к королеве Кристине, шведской правительнице, чрезвычайно высоко ценившей мыслителя и его труды. Согласно им, ненависть и злоба – знак трусости и слабости, а любовь и моральность – символ приближения к совершенству.

Картезианство как эволюция идей Декарта

Во все века этот ученый вызывал у людей разные чувства и эмоции. Многие его идеи поддерживали и развивали. Так возникло даже движение в философии, названное по латинизированному имени Декарата – Cartesius. Известно, что Иван Петрович Павлов, который более всего прославился экспериментами по теме рефлексов, приобрел небольшой гипсовый бюст философа и поставил его у входа в лабораторию. В числе последователей картезианства можно увидеть такие фигуры, как Антуан Арно, Ренерий, Бальтазар Беккер, Антуан Легран, Пьер Николь и многие другие.

Для этого течения характерно развитие материалистического метода познания, который как бы не исключал, а наоборот, доказывал самодостоверность сознания. Самым известным противником Декарта являлся профессор теологии Гисберт Воэций, который считал ученого опасным вольнодумцем и сумасбродом. Французский католический священник Пьер Гассенди даже написал критический труд, в котором крушил идеи Рене. Однако самым яростным оппонентом философа считался Пьер де Ферма, создатель аналитической геометрии. Сперва он не принимал идеи Декарта, а потом обобщил их, но уже под своим именем.

Личная жизнь и смерть благословляющего разум

О таком аспекте бытия философа известно чрезвычайно мало. Многие современники утверждали, будто в обществе он всегда вел себя сдержанно и смотрел на всех свысока. Он предпочитал отсиживаться дома или гулять в уединении, когда не был занят своими научными трудами. Однако в узком другу друзей открывался и общался достаточно приветливо.

Служанка-любовница и дочь

Однако, вопреки заблуждениям, жизнь Декарта вовсе не была совершенно одинокой. У него были приятели, а также женщины, о которых в истории сохранилось очень мало сведений. Официально женат он никогда не был и потомков после себя не оставил.

В 1635 году он имел связь со служанкой, которая относилась к нему с невероятным почтением и трепетом, что понятно из нескольких отрывочных записей мэтра. Вскоре она родила ему дочку, которую решено было назвать Франсиной. Мужчина неожиданно расцвел, буквально влюбившись в крохотный розовый комочек и души в ней не чаял. В возрасте пяти лет девочка заразилась скарлатиной и умерла, что Декарт расценил, как величайшую беду в своей жизни. Больше о его связях с женщинами источники ничего не говорят.

Смерть исследователя

Судьба Декарта не жаловала всю его непростую жизнь. За свой свежий и неординарный взгляд на науку, да на окружающую жизнь в общем, он постоянно подвергался преследованиям и гонениям. В сорок девятом году он, уже не в силах противостоять обидчикам, соглашается на приглашение королевы Швеции и переезжает в Стокгольм, как женщина давно ему советовала. Однако это уже не могло принести облегчения – спустя несколько недель он сильно заболел и вскоре скончался.

Официальная версия гласила – воспаление легких, но многие подразумевали отравление мышьяком. Симптомы, описанные его лечащим врачом, на это указывали. Этой же идеи придерживались более поздние исследователи Теодор Эберт и Айки Пиз. Они считали, что убили Декарта агенты католицизма, которые боялись, что Кристина передумает принимать их веру (перешла в католичество в пятьдесят четвертом). Впрочем, никакого заговора отыскать так и не удалось. Прах великого ученого похоронили в часовне аббатства Сен-Жермен-де-Пре, где он и покоиться до наших дней.

В память об ученом–энциклопедисте

Установленный академиком Павловым памятник Декарту так и стоит возле Института физиологии в деревне Колтуши Ленинградской области. Родной город был переименован в честь него. Существует астероид, открытый в 1933-м году, а также кратер на Луне, который тоже назван в честь философа. Французский художник Пьер-Луи Думеснил создал картину «Диспут Декарта и королевы Кристины», а голландский живописец Франс Халс написал его портрет.

В фантастическом сочинении «Мечтают ли андроиды об электроовцах?» американского писателя Филипа Дика главного героя зовут Рик Декард в честь ученого. В восемьдесят втором году прошлого века на экраны вышла художественная кинолента «Бегущий по лезвию бритвы», являющаяся экранизацией романа. Ученого сыграл актер Харрисон Форд.

Интересные факты о создателе аналитической геометрии

Ученый изобрел так называемый квадрат Декарта, изображение которого вы видите выше. Он помогает в принятии сложных решений, при последовательных ответах на вопросы.

За два десятка лет в Голландии мастер успел пожить немного практически в каждом ее крупном городе.

Ученому приписывают создание системы координат, которую сегодня даже называют декартовой.

Шведская монархиня поднимала философа в пять утра, чтобы проводить с ним занятия.

Кардинал Ришелье лично отдал приказ печатать труды Декарта, несмотря на то, что его преследовала Инквизиция.

, физиолог и философ , создатель знаменитого метода координат , сторонник аналитического метода в математике , метода радикального сомнения в философии, механицизма в физике, предтеча рефлексологии .

Биография

Происходил из старинного дворянского рода. Образование получил в иезуитской школе Ла Флеш в Анжу .

Декарт родился 31 марта 1596 года в городе Лаэ (La Haye en Touraine) , ныне Декарт (Descartes), департамент Эндр и Луара , Франция . Его мать умерла от туберкулёза , когда ему был 1 год. Его отец был судьёй. В возрасте 10 лет он поступил в иезуитскую школу Collège Royal Henry-Le-Grand в Ла Флеш , Анжу . После окончания школы Декарт учился в Университете Пуатье , получив звание бакалавра и лицензию юриста в году, выполнив желание своего отца, видевшего его юристом .

Однако, Декарт никогда не занимался юридической практикой. В 1618 году он поступает на службу к принцу Морицу Нассаускому , лидеру Объединённых провинций Нидерландов . Его намерение состоит в том, чтобы видеть мир и открывать истину .

Краткий очерк системы Декарта

Метод радикального сомнения

Исходной точкой рассуждений Декарта является "сомнение во всем". Скептицизм был всегда выдающейся чертой французского ума, равно как и стремление к математической точности знаний. В эпоху Возрождения французы Монтень и Шаррон талантливо пересадили во французскую литературу скептицизм греческой школы Пиррона . Математические науки процветали во Франции в XVII столетии.

Скептицизм и поиски идеальной математической точности - два различные выражения одной и той же черты человеческого ума : напряженного стремления достигнуть абсолютно достоверной и логически непоколебимой истины . Им совершенно противоположны:

  • с одной стороны - эмпиризм , довольствующийся истиной приблизительной и относительной ,
  • с другой - мистицизм , находящий особое упоение именно в туманной расплывчивости неотчетливого знания .

Ничего общего ни с эмпиризмом, ни с этим мистицизмом Декарт не имел. Если он искал высшего абсолютного принципа знания в непосредственном самосознании человека, то дело шло не о каком-либо мистическом откровении неведомой основы вещей, а о ясном, аналитическом раскрытии самой общей, логически неопровержимой истины. Её открытие являлось для Декарта условием преодоления сомнений, с которыми боролся его ум.

Сомнения эти и выход из них он окончательно формулирует в "Началах философии" следующим образом:

"Так как мы рождаемся детьми и составляем разные суждения о вещах прежде, чем достигнем полного употребления своего разума, то многие предрассудки отклоняют нас от познания истины; избавиться от них мы, по-видимому, можем не иначе, как постаравшись раз в жизни усомниться во всем том, в чём найдем хотя бы малейшее подозрение недостоверности.... Если мы станем отвергать все то, в чём каким бы то ни было образом можем сомневаться, и даже будем считать все это ложным, то хотя мы легко предположим, что нет никакого Бога, никакого неба, никаких тел и что у нас самих нет ни рук, ни ног, ни вообще тела, однако же не предположим также и того, что мы сами, думающие об этом, не существуем: ибо нелепо признавать то, что мыслит, в то самое время, когда оно мыслит, не существующим. Вследствие чего это познание: я мыслю, следовательно существую, - есть первое и вернейшее из всех познаний, встречающееся каждому, кто философствует в порядке. И это - лучший путь для познания природы души и её различия от тела; ибо, исследуя, что же такое мы, предполагающие ложным все, что от нас отлично, мы увидим совершенно ясно, что к нашей природе не принадлежит ни протяжение, ни форма, ни перемещение, ничто подобное, но одно мышление, которое вследствие того и познается первее и вернее всяких вещественных предметов, ибо его мы уже знаем, а во всем другом ещё сомневаемся".

Таким образом найден был Декартом первый твердый пункт для построения его миросозерцания - не требующая никакого дальнейшего доказательства основная истина нашего ума. От этой истины уже можно, по мнению Декарта, пойти далее к построению новых истин.

Доказательство существования Бога

Найдя критерий достоверности в отчетливых, ясных идеях (ideae clarae et distinctae ), Декарт берется затем доказать существование Бога и выяснить основную природу вещественного мира. Так как убеждение в существовании телесного мира основывается на данных нашего чувственного восприятия , а о последнем мы ещё не знаем, не обманывает ли оно нас безусловно, то надо прежде найти гарантию хотя бы относительной достоверности чувственных восприятий. Такой гарантией может быть только сотворившее нас, с нашими чувствами, совершенное существо, идея о котором несовместима была бы с идеей обмана. Ясная и отчетливая идея такого существа в нас есть, а между тем, откуда же она взялась? Мы сами сознаем себя несовершенными лишь потому, что измеряем свое существо идеей всесовершенного существа. Значит, эта последняя не есть наша выдумка, не есть и вывод из опыта. Она могла быть внушена нам, вложена в нас только самим всесовершенным существом. С другой стороны, эта идея настолько реальна, что мы можем расчленить её на логически ясные элементы: полное совершенство мыслимо лишь под условием обладания всеми свойствами в высшей степени, а следовательно и полной реальностью, бесконечно превосходящей нашу собственную реальность.

Таким образом из ясной идеи всесовершенного существа двояким путем выводится реальность бытия Бога:

  • во-первых, как источника самой идеи о нём - это доказательство, так сказать, психологическое;
  • во-вторых, как объекта, в свойства которого необходимо входит реальность, - это доказательство так называемое онтологическое, т. е. переходящее от идеи бытия к утверждению самого бытия существа мыслимого.

Все же вместе Декартово доказательство бытия Божия должно быть признано, по выражению Виндельбанда , "соединением антропологической (психологической) и онтологической точек зрения".

Установив бытие всесовершенного Творца, Декарт уже без труда приходит к признанию относительной достоверности наших ощущений телесного мира, причём строит идею материи как субстанции или сущности , противоположной духу . Наши ощущения материальных явлений далеко не во всем своем составе годны для определения природы вещества. Ощущения цветов, звуков и проч. - субъективны; истинный, объективный атрибут телесных субстанций заключается только в их протяженности, так как только сознание протяженности тел сопровождает все разнообразные чувственные восприятия наши и только это одно свойство может быть предметом ясной, отчетливой мысли.

Таким образом, в понимании свойств материальности сказывается у Декарта все тот же математический или геометрический строй представлений : тела суть протяженные величины. Геометрическая односторонность Декартова определения материи сама собой бросается в глаза и достаточно выяснена новейшей критикой; но нельзя отрицать, что Декарт верно указал на самый существенный и основной признак идеи "материальности". Выясняя противоположные свойства той реальности, которую мы находим в самосознании своем, в сознании своего мыслящего субъекта, Декарт, как мы видим, признает мышление главным атрибутом духовной субстанции.

Обе эти субстанции - дух и материя - для Декарта с его учением о всесовершенном существе являются субстанциями конечными , созданными; бесконечной же и основной является только субстанция Бога.

Этические взгляды

Что касается до этических взглядов Декарта, то A. Fouillée метко реконструирует основоположения морали Декарта по его сочинениям и письмам. Строго отделяя и в этой области откровенную теологию от рациональной философии, Декарт в обосновании нравственных истин также ссылается на "естественный свет" разума (la lumière naturelle).

В "Рассуждение о методе" ("Discours de la méthode") y Декарта преобладает ещё утилитарная тенденция открытия путей здравой житейской мудрости, причём заметно сказывается влияние стоицизма . Но в письмах к принцессе Елизавете он пытается установить основные идеи собственной морали. Таковыми являются:

  • идея "совершенного существа как истинного объекта любви";
  • идея "противоположности духа материи", предписывающая нам удаляться от всего телесного;
  • идея "бесконечности вселенной", предписывающая "возвышение над всем земным и смирение перед Божественной мудростью";
  • наконец, идея "солидарности нашей с другими существами и всем миром, зависимости от них и необходимости жертв общему благу".

В письмах к Шаню по просьбе королевы Кристины Декарт обстоятельно отвечает на вопросы:

  • "Что такое любовь ?"
  • "Оправдывается ли любовь к Богу единственно естественным светом разума ?"
  • "Какая крайность хуже - беспорядочная любовь или беспорядочная ненависть ?"

Различая интеллектуальную любовь от страстной, он видит первую "в добровольном духовном единении существа с предметом, как частью одного с ним целого". Такая любовь находится в антагонизме со страстью и желанием. Высшая форма такой любви - любовь к Богу как бесконечно великому целому, ничтожную часть которого мы составляем. Отсюда вытекает, что как чистая мысль наша душа может любить Бога по свойствам собственной природы своей: это дает ей высшие радости и уничтожает в ней всякие желания. Любовь, как бы беспорядочна она ни была, все же лучше ненависти, которая делает даже хороших людей дурными. Ненависть - признак слабости и трусости. Смысл морали заключается в том, чтобы учить любить то, что достойно любви. Это дает нам истинную радость и счастье, которое сводится к внутреннему свидетельству какого-либо достигнутого совершенства, при этом Декарт нападает на тех, которые заглушают свою совесть посредством вина и табака. Фулье справедливо говорит, что в этих идеях Декарта содержатся уже все главнейшие положения этики Спинозы и, в частности, его учения об интеллектуальной любви к Богу.

Открытия Декарта

Коснемся теперь некоторых научных достижений Декарта. В истории математики он занимает весьма видное место. И именно Декарт сыграл решающую роль в становлении современной алгебры тем, что ввёл буквенные символы, обозначил последними буквами латинского алфавита (х, у, z) переменные величины, ввёл нынешнее обозначение степеней, заложил основы теории уравнений. Понятия числа и величины, ранее существовавшие раздельно, тем самым были объединены. Историческое значение Декартовой "геометрии" состоит также в том, что здесь была открыта связь величины и функции, что преобразовало математику. Применение алгебраических методов к геометрическим объектам, введение системы прямолинейных координат означало создание аналитической геометрии, объединяющей геометрические и арифметические величины, которые со времен древнегреческой математики существовали в раздельности. Физические исследования относятся главным образом к механике, оптике и строению Вселенной. Декарт ввёл понятие "силы" (меры) движения (количества движения), подразумевая под ним произведение "величины" тела (массы) на абсолютное значение его скорости, сформулировал закон сохранения движения (количества движения), однако толковал его неправильно, не учитывая, что количество движения является векторной величиной (1664). Исследовал законы удара, впервые четко сформулировал закон инерции (1644). Высказал предположение, что атмосферное давление с увеличением высоты уменьшается. В 1637 году выходом в свет "Диоптрики", где содержались законы распространения света, отражения и преломления, идея эфира как переносчика света, объяснение радуги, положил начало оптике как науке. Первый математически вывел закон преломления света (независимо от В. Снеллиуса) на границе двух различных сред. Точная формулировка этого закона позволила усовершенствовать оптические приборы, которые тогда стали играть огромную роль в астрономии и навигации (а вскоре и в микроскопии). Дал теорию магнетизма. Вместе с конкретным научным открытием было совершено ещё одно, методологическое открытие. Обнаружилась необходимость и возможность постоянной (как это формулируется в Новое время-рефлективной) работы над собственным умом, необходимость и возможность постоянного обращения мысли на мысль, постоянного развития самой способности мыслить, открывать, изобретать. Рене Декарт также создал свою психологическую теорию, ориентируясь на объяснение принципов Галилея, новой механики Ньютона и открытие Гарвеем системы кровообращения. Крупнейшим открытиям Декарта, ставшим фундаментальным для последующей психологии, можно считать понятие о рефлексе и принцип рефлекторной деятельности. Схема рефлекса сводилась к следующему. Декарт представил модель организма как работающий механизм. При таком понимании живое тело не требует более вмешательства души; функции «машины тела», к которым относятся «восприятие, запечатление идей, удержание идей в памяти, внутренние стремления... совершаются в этой машине как движения часов». Наряду с учениями о механизмах тела разрабатывалась проблема аффектов (страстей) как телесных состояний, являющихся регуляторами психической жизни. Термин «страсть», или «аффект», в современной психологии указывает на определенные эмоциональные состояния.

Философское наследие

Мировоззрение Декарта положило начало т. н. картезианству , представленному

  • голландской (

Биография

Декарт происходил из старинного, но обедневшего дворянского рода и был младшим (третьим) сыном в семье. Он родился 31 марта 1596 года в городе Лаэ (La Haye en Touraine) , ныне Декарт (Descartes), департамент Эндр и Луара , Франция . Его мать умерла, когда ему был 1 год. Отец Декарта был судьёй в городе Ренн и в Лаэ появлялся редко; воспитанием мальчика занималась бабушка по матери. В детстве Рене отличался хрупким здоровьем и невероятной любознательностью.

Начальное образование Декарт получил в иезуитском коллеже Ла Флеш, где его учителем был Жан Франсуа . В коллеже Декарт познакомился с Мареном Мерсенном (тогда - учеником, позже - священником), будущим координатором научной жизни Франции. Религиозное образование, как ни странно, только укрепило в молодом Декарте скептическое отношение к тогдашним философским авторитетам. Позже он сформулировал свой метод познания: дедуктивные (математические) рассуждения над результатами воспроизводимых опытов.

Гробница Декарта (справа - эпитафия), в церкви Сен-Жермен де Пре

К концу жизни Декарта отношение церкви к его учению стало резко враждебным. Вскоре после его смерти основные сочинения Декарта были внесены в пресловутый «Индекс », а Людовик XIV специальным указом запретил преподавание философии Декарта («картезианства ») во всех учебных заведениях Франции.

Спустя 17 лет после смерти учёного его останки были перевезены из Стокгольма в Париж и захоронены в часовне аббатства Сен-Жермен де Пре. Хотя Национальный конвент ещё в 1792 году планировал перенести прах Декарта в Пантеон, сейчас, спустя два с лишним века, он всё так же продолжает покоиться в часовне аббатства.

Научная деятельность

Математика

«Рассуждение о методе» Декарта

Другие научные достижения

  • Крупнейшим открытием Декарта, ставшим фундаментальным для последующей психологии, можно считать понятие о рефлексе и принцип рефлекторной деятельности. Схема рефлекса сводилась к следующему. Декарт представил модель организма как работающий механизм. При таком понимании живое тело не требует более вмешательства души; функции «машины тела», к которым относятся «восприятие, запечатление идей, удержание идей в памяти, внутренние стремления… совершаются в этой машине как движения часов».
  • Наряду с учениями о механизмах тела разрабатывалась проблема аффектов (страстей) как телесных состояний, являющихся регуляторами психической жизни. Термин «страсть», или «аффект», в современной психологии указывает на определённые эмоциональные состояния.

Философия

В развитии картезианства обозначились две противоположные тенденции:

  • к материалистическому монизму (Х. Де Руа, Б. Спиноза)
  • и к идеалистическому окказионализму (А. Гейлинкс , Н. Мальбранш).

Мировоззрение Декарта положило начало т. н. картезианству , представленному

  • голландской (Барух да Спиноза),
  • немецкой (Готтфрид Вильгельм Лейбниц)
  • и французской (Николь Мальбранш)

Метод радикального сомнения

Исходной точкой рассуждений Декарта является поиск несомненных оснований всякого знания. Выдающейся чертой французского ума всегда был скептицизм , равно как и стремление к математической точности знаний. В эпоху Возрождения французы Монтень и Шаррон талантливо пересадили во французскую литературу скептицизм греческой школы Пиррона . Математические же науки в XVII столетии во Франции процветали.

Скептицизм и поиски идеальной математической точности - два различных выражения одной и той же черты человеческого ума : напряжённого стремления достигнуть абсолютно достоверной и логически непоколебимой истины . Им совершенно противоположны:

  • с одной стороны - эмпиризм , довольствующийся истиной приблизительной и относительной ,
  • с другой - мистицизм , находящий особое упоение в непосредственном сверхчувственном, надрациональном знании .

Ничего общего ни с эмпиризмом, ни с мистицизмом Декарт не имел. Если он искал высшего абсолютного принципа знания в непосредственном самосознании человека, то речь шла не о каком-либо мистическом откровении неведомой основы вещей, а о ясном, аналитическом раскрытии самой общей, логически неопровержимой истины. Её открытие являлось для Декарта условием преодоления сомнений, с которыми боролся его ум.

Сомнения эти и выход из них он окончательно формулирует в «Первоначалах философии» следующим образом:

Так как мы рождаемся детьми и составляем разные суждения о вещах прежде, чем достигнем полного употребления своего разума, то многие предрассудки отклоняют нас от познания истины; избавиться от них мы, по-видимому, можем не иначе, как постаравшись раз в жизни усомниться во всём том, в чём найдём хотя бы малейшее подозрение недостоверности…. Если мы станем отвергать всё то, в чём каким бы то ни было образом можем сомневаться, и даже будем считать всё это ложным, то хотя мы легко предположим, что нет никакого Бога, никакого неба, никаких тел и что у нас самих нет ни рук, ни ног, ни вообще тела, однако же не предположим также и того, что мы сами, думающие об этом, не существуем: ибо нелепо признавать то, что мыслит, в то самое время, когда оно мыслит, не существующим. Вследствие чего это познание: я мыслю, следовательно существую , - есть первое и вернейшее из всех познаний, встречающееся каждому, кто философствует в порядке. И это - лучший путь для познания природы души и её отличия от тела; ибо, исследуя, что же такое мы, предполагающие ложным всё, что от нас отлично, мы увидим совершенно ясно, что к нашей природе не принадлежит ни протяжение, ни форма, ни перемещение, ничто подобное, но одно мышление, которое вследствие того и познаётся первее и вернее всяких вещественных предметов, ибо его мы уже знаем, а во всём другом ещё сомневаемся.

Таким образом, найден был Декартом первый твёрдый пункт для построения его миросозерцания - не требующая никакого дальнейшего доказательства основная истина нашего ума. От этой истины уже можно, по мнению Декарта, пойти далее к построению новых истин.

Декарт, как и Хайдеггер , выделял два модуса существования, в его терминологии - прямой и криволинейный. Последний определяется отсутствием какой-либо базовой ориентации, поскольку вектор его распространения меняется в зависимости от столкновений идентичностей с породившим их социумом. Прямой модус бытия утилизирует механизм длящегося волевого акта в условиях вселенского безразличия духа, что даёт человеку возможность действовать в контексте свободной необходимости.

Несмотря на кажущийся парадокс, это наиболее экологичная форма жизнедеятельности, поскольку через необходимость она определяет оптимальное аутентичное состояние здесь-и-сейчас. Равно как Бог в процессе творения не имел над собой никаких законов, объясняет Декарт, так и человек трансцендирует то, что не может в этот момент, на этом шаге быть другим.

Переход от одного состояния к другому происходит через нахождение в фиксированных точках избыточности - помещение в свою жизнь понятий, таких как добродетель, любовь и т. д., не имеющих причин к своему существованию помимо той, которая извлекается из человеческой души. Неизбежность существования в социуме предполагает наличие «маски», которая предотвращает нивелирование медитативного опыта в процессе продолжающейся социализации.

Помимо описания модели человеческого бытия, Декарт также даёт возможность её интериоризации, отвечая на вопрос «мог ли Бог создать мир, недоступный нашему пониманию» в контексте апостериорного опыта - теперь, (когда человек осознаёт себя мыслящим существом) нет.

Основные труды в русском переводе

  • Декарт Р. Сочинения в двух томах. М.: Мысль, 1989.
    • Том 1 . Серия: Философское наследие, том 106.
      • Соколов В. В. Философия духа и материи Рене Декарта (3).
      • Правила для руководства ума (77).
      • Разыскание истины посредством естественного света (154).
      • Мир, или Трактат о свете (179).
      • Рассуждение о методе, чтобы верно направлять свой разум и отыскивать истину в науках (250).
      • Первоначала философии (297).
      • Описание человеческого тела. об образовании животного (423).
      • Замечания на некую программу, изданную в Бельгии в конце 1647 года под заглавием: Объяснение человеческого ума, или разумной души, где поясняется, что она собой представляет и какой может быть (461).
      • Страсти души (481).
      • Небольшие сочинения 1619-1621 гг. (573).
      • Из переписки 1619-1643 гг. (581).
    • Том 2 . Серия: Философское наследие, том 119.
      • Размышления о первой философии, в коих доказывается существование Бога и различие между человеческой душой и телом (3).
      • Возражения некоторых учёных мужей против изложенных выше «Размышлений» с ответами автора (73).
      • Глубокочтимому отцу Дине, провинциальному настоятелю Франции (418).
      • Беседа с Бурманом (447).
      • Из переписки 1643-1649 гг. (489).
  • Декарт Р. Геометрия . С приложением избранных работ П. Ферма и переписки Декарта. М.-Л.: Гостехиздат, 1938. Серия: Классики естествознания.
  • Декарт Р. Космогония: Два трактата . М.-Л.: Гостехиздат, 1934. Серия: Классики естествознания.
  • Декарт Р. Первоначала философии ()
  • Декарт Р. Размышления о первой философии … () текст
  • Ренэ Декарт. Рассуждение о методе …" () Издательство Академии Наук СССР, 1953. Серия: Классики науки, 655 с..
    • Рассуждение о методе, чтобы верно направлять свой разум и отыскивать истину в науках .
  • Декарт Р. Рассуждение о методе, чтобы верно направлять свой разум и отыскивать истину в науках и другие философские работы / Пер. с лат., М.: Академический проект, 2011. 335 с., Серия «Философские технологии», 1500 экз., ISBN 978-5-8291-1327-8 .
  • Рене Декарт. Сочинения в библиотеке Я. Кротова.

Переводчики Декарта на русский язык

  • Ляткер, Яков Абрамович

См. также

Примечания

Литература

  • Асмус В. Ф. Декарт . М.: 1956.
    • Переиздание: Асмус В.Ф. Декарт. - М .: Высшая школа, 2006. - 335 с. - (Классика философской мысли.). - 3000 экз. - ISBN 5-06-005113-7
  • Барабанов О. О., Петрова Е. В. Два математических письма Декарта принцессе Елизавете Богемской // История науки и техники, № 1, 2011, С. 20-32.
  • Барабанов О. О., Барабанова Л. П. История теоремы Декарта о кругах // История науки и техники, № 5, 2011, С. 2-15.
  • Бессмертие философских идей Декарта (Материалы Международной конференции, посвященной 400-летию со дня рождения Рене Декарта) / Ответственный редактор Мотрошилова Н.В. . - М .: ЦОП , 1997. - 181 с. - (Научное издание). - 500 экз. - ISBN 5-201-01958-7
  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  • История математики под редакцией А. П. Юшкевича в трёх томах, том II, М.: Наука, 1970 Математика XVII столетия.
  • Катасонов В. Н. Метафизическая математика XVII в. М.: Наука, 1993.
  • Кирсанов В. С. Научная революция XVII века. М.: Наука, 1987.
  • Кузнецов Б. Г. Эволюция картины мира. Глава 7: Картезианское естествознание. - М .: Издательство АН СССР, 1961 (2-е издание: УРСС, 2010). - 352 с. - (Из наследия мировой философской мысли: философия науки). -

Декарт Рене
Родился: 31 марта 1596 года.
Умер: 11 февраля 1650 (53 года) года.

Биография

Рене Декарт (фр. René Descartes [ʁəˈne deˈkaʁt], лат. Renatus Cartesius - Картезий; 31 марта 1596, Лаэ (провинция Турень), ныне Декарт (департамент Эндр и Луара) - 11 февраля 1650, Стокгольм) - французский философ, математик, механик, физик и физиолог, создатель аналитической геометрии и современной алгебраической символики, автор метода радикального сомнения в философии, механицизма в физике, предтеча рефлексологии.

Декарт происходил из старинного, но обедневшего дворянского рода де Карт - отсюда впоследствии возникло его латинизированное имя Картезиус и направление в философии - картезианство; и был младшим (третьим) сыном в семье. Он родился 31 марта 1596 года в городе Лаэ (La Haye en Touraine), ныне Декарт (Descartes), департамент Эндр и Луара, Франция. Его мать умерла, когда ему был 1 год. Отец Декарта был судьёй в городе Ренн и в Лаэ появлялся редко; воспитанием мальчика занималась бабушка по матери. В детстве Рене отличался хрупким здоровьем и невероятной любознательностью.

Начальное образование Декарт получил в иезуитском колле́же Ла Флеш, где его учителем был Жан Франсуа. В коллеже Декарт познакомился с Мареном Мерсенном (тогда - учеником, позже - священником), будущим координатором научной жизни Франции. Религиозное образование только укрепило в молодом Декарте скептическое отношение к тогдашним философским авторитетам. Позже он сформулировал свой метод познания: дедуктивные (математические) рассуждения над результатами воспроизводимых опытов.

В 1612 году Декарт закончил коллеж, некоторое время изучал право в Пуатье, затем уехал в Париж, где несколько лет чередовал рассеянную жизнь с математическими исследованиями. Затем он поступил на военную службу (1617) - сначала в революционной Голландии (в те годы - союзнице Франции), затем в Германии, где участвовал в недолгой битве за Прагу (Тридцатилетняя война). В Голландии в 1618 г. Декарт познакомился с выдающимся физиком и натурфилософом Исааком Бекманом, оказавшим значительное влияние на его формирование как учёного. Несколько лет Декарт провёл в Париже, предаваясь научной работе, где, помимо прочего, открыл принцип виртуальных скоростей, который в то время никто ещё не был готов оценить по достоинству.

Затем - ещё несколько лет участия в войне (осада Ля-Рошели). По возвращении во Францию оказалось, что свободомыслие Декарта стало известно иезуитам, и те обвинили его в ереси. Поэтому Декарт переезжает в Голландию (1628), где проводит 20 лет в уединённых научных занятиях.

Он ведёт обширную переписку с лучшими учёными Европы (через верного Мерсенна), изучает самые различные науки - от медицины до метеорологии. Наконец, в 1634 году он заканчивает свою первую, программную книгу под названием «Мир» (Le Monde), состоящую из двух частей: «Трактат о свете» и «Трактат о человеке». Но момент для издания был неудачным - годом ранее инквизиция чуть не замучила Галилея. Поэтому Декарт решил при жизни не печатать этот труд. Он писал Мерсенну об осуждении Галилея:

Это меня так поразило, что я решил сжечь все мои бумаги, по крайней мере никому их не показывать; ибо я не в состоянии был вообразить себе, что он, итальянец, пользовавшийся расположением даже Папы, мог быть осуждён за то, без сомнения, что хотел доказать движение Земли… Признаюсь, если движение Земли есть ложь, то ложь и все основания моей философии, так как они явно ведут к этому же заключению.

Вскоре, однако, одна за другой, появляются другие книги Декарта:

«Рассуждение о методе…» (1637)
«Размышления о первой философии…» (1641)
«Первоначала философии» (1644)

В «Первоначалах философии» сформулированы главные тезисы Декарта:

Бог сотворил мир и законы природы, а далее Вселенная действует как самостоятельный механизм.
В мире нет ничего, кроме движущейся материи различных видов. Материя состоит из элементарных частиц, локальное взаимодействие которых и производит все природные явления.
Математика - мощный и универсальный метод познания природы, образец для других наук.

Кардинал Ришельё благожелательно отнёсся к трудам Декарта и разрешил их издание во Франции, а вот протестантские богословы Голландии наложили на них проклятие (1642); без поддержки принца Оранского учёному пришлось бы нелегко.

В 1635 году у Декарта родилась незаконная дочь Франсина (от служанки). Прожила она всего 5 лет (умерла от скарлатины); смерть дочери Декарт расценил как величайшее горе в своей жизни.

В 1649 году Декарт, измученный многолетней травлей за вольнодумство, поддался уговорам шведской королевы Кристины (с которой много лет активно переписывался) и переехал в Стокгольм. Почти сразу после переезда он серьёзно простудился и вскоре умер. Предположительной причиной смерти явилась пневмония. Существует также гипотеза о его отравлении, поскольку симптомы болезни Декарта были сходны с симптомами, возникающими при остром отравлении мышьяком. Эту гипотезу выдвинул Айки Пиз, немецкий учёный, а затем поддержал Теодор Эберт. Поводом для отравления, по этой версии, послужило опасение католических агентов, что вольнодумство Декарта может помешать их усилиям по обращению королевы Кристины в католичество (это обращение действительно произошло в 1654 году).

К концу жизни Декарта отношение церкви к его учению стало резко враждебным. Вскоре после его смерти основные сочинения Декарта были внесены в пресловутый «Индекс», а Людовик XIV специальным указом запретил преподавание философии Декарта («картезианства») во всех учебных заведениях Франции.

Спустя 17 лет после смерти учёного его останки были перевезены из Стокгольма в Париж и захоронены в часовне аббатства Сен-Жермен-де-Пре. Хотя Национальный конвент ещё в 1792 году планировал перенести прах Декарта в Пантеон, сейчас, спустя два с лишним века, он всё так же продолжает покоиться в часовне аббатства.

Научная деятельность

Математика

В 1637 году вышел в свет главный философско-математический труд Декарта, «Рассуждение о методе» (полное название: «Рассуждение о методе, позволяющем направлять свой разум и отыскивать истину в науках»). В этой книге излагалась аналитическая геометрия, а в приложениях - многочисленные результаты в алгебре, геометрии, оптике (в том числе - правильная формулировка закона преломления света) и многое другое.

Особо следует отметить переработанную им математическую символику Виета, с этого момента близкую к современной. Коэффициенты он обозначал a, b, c…, а неизвестные - x, y, z. Натуральный показатель степени принял современный вид (дробные и отрицательные утвердились благодаря Ньютону). Появилась черта над подкоренным выражением. Уравнения приводятся к канонической форме (в правой части - ноль).

Символическую алгебру Декарт называл «Всеобщей математикой», и писал, что она должна объяснить «всё относящееся к порядку и мере».

Создание аналитической геометрии позволило перевести исследование геометрических свойств кривых и тел на алгебраический язык, то есть анализировать уравнение кривой в некоторой системе координат. Этот перевод имел тот недостаток, что теперь надо было аккуратно определять подлинные геометрические свойства, не зависящие от системы координат (инварианты). Однако достоинства нового метода были исключительно велики, и Декарт продемонстрировал их в той же книге, открыв множество положений, неизвестных древним и современным ему математикам.

В приложении «Геометрия» были даны методы решения алгебраических уравнений (в том числе геометрические и механические), классификация алгебраических кривых. Новый способ задания кривой - с помощью уравнения - был решающим шагом к понятию функции. Декарт формулирует точное «правило знаков» для определения числа положительных корней уравнения, хотя и не доказывает его.

Декарт исследовал алгебраические функции (многочлены), а также ряд «механических» (спирали, циклоида). Для трансцендентных функций, по мнению Декарта, общего метода исследования не существует.

Комплексные числа ещё не рассматривались Декартом на равных правах с вещественными, однако он сформулировал (хотя и не доказал) основную теорему алгебры: общее число вещественных и комплексных корней многочлена равно его степени. Отрицательные корни Декарт по традиции именовал ложными, однако объединял их с положительными термином действительные числа, отделяя от мнимых (комплексных). Этот термин вошёл в математику. Впрочем, Декарт проявил некоторую непоследовательность: коэффициенты a, b, c… у него считались положительными, а случай неизвестного знака специально отмечался многоточием слева.

Все неотрицательные вещественные числа, не исключая иррациональные, рассматриваются Декартом как равноправные; они определяются как отношения длины некоторого отрезка к эталону длины. Позже аналогичное определение числа приняли Ньютон и Эйлер. Декарт пока ещё не отделяет алгебру от геометрии, хотя и меняет их приоритеты; решение уравнения он понимает как построение отрезка с длиной, равной корню уравнения. Этот анахронизм был вскоре отброшен его учениками, прежде всего - английскими, для которых геометрические построения - чисто вспомогательный приём.

Книга «Метод» сразу сделала Декарта признанным авторитетом в математике и оптике. Примечательно, что издана она была на французском, а не на латинском языке. Приложение «Геометрия» было, однако, тут же переведено на латинский и неоднократно издавалось отдельно, разрастаясь от комментариев и став настольной книгой европейских учёных. Труды математиков второй половины XVII века отражают сильнейшее влияние Декарта.

Механика и физика

Физические исследования Декарта относятся главным образом к механике, оптике и общему строению Вселенной. Физика Декарта, в отличие от его метафизики, была материалистической: Вселенная целиком заполнена движущейся материей и в своих проявлениях самодостаточна. Неделимых атомов и пустоты Декарт не признавал и в своих трудах резко критиковал атомистов, как античных, так и современных ему. Кроме обычной материи, Декарт выделил обширный класс невидимых тонких материй, с помощью которых пытался объяснить действие теплоты, тяготения, электричества и магнетизма.

Основными видами движения Декарт считал движение по инерции, которое сформулировал (1644) так же, как позднее Ньютон, и материальные вихри, возникающие при взаимодействии одной материи с другой. Взаимодействие он рассматривал чисто механически, как соударение. Декарт ввёл понятие количества движения, сформулировал (в нестрогой формулировке) закон сохранения движения (количества движения), однако толковал его неточно, не учитывая, что количество движения является векторной величиной (1664).

В 1637 году вышла в свет «Диоптрика», где содержались законы распространения света, отражения и преломления, идея эфира как переносчика света, объяснение радуги. Декарт первый математически вывел закон преломления света (независимо от В. Снеллиуса) на границе двух различных сред. Точная формулировка этого закона позволила усовершенствовать оптические приборы, которые тогда стали играть огромную роль в астрономии и навигации (а вскоре и в микроскопии).

Исследовал законы удара. Высказал предположение, что атмосферное давление с увеличением высоты уменьшается. Теплоту и теплопередачу Декарт совершенно правильно рассматривал как происходящую от движения мелких частиц вещества.

Другие научные достижения

Крупнейшим открытием Декарта, ставшим фундаментальным для последующей психологии, можно считать понятие о рефлексе и принцип рефлекторной деятельности. Схема рефлекса сводилась к следующему. Декарт представил модель организма как работающий механизм. При таком понимании живое тело не требует более вмешательства души; функции «машины тела», к которым относятся «восприятие, запечатление идей, удержание идей в памяти, внутренние стремления… совершаются в этой машине как движения часов».
Наряду с учениями о механизмах тела разрабатывалась проблема аффектов (страстей) как телесных состояний, являющихся регуляторами психической жизни. Термин «страсть», или «аффект», в современной психологии указывает на определённые эмоциональные состояния.

Философия

Философия Декарта была дуалистической: дуализм души и тела, - то есть двойственность идеального и материального, признающего и то, и другое независимыми самостоятельными началами, о чём впоследствии писал и Иммануил Кант. Он признавал наличие в мире двух родов сущностей: протяжённой (res extensa) и мыслящей (res cogitans), при этом проблема их взаимодействия разрешалась введением общего источника (Бога), который, выступая создателем, формирует обе субстанции по одним и тем же законам. Бог, сотворивший материю вместе с движением и покоем и сохраняющий их.

Главным вкладом Декарта в философию стало классическое построение философии рационализма как универсального метода познания. Конечной целью определялось господство человека над силами природы. Разум, по Декарту, критически оценивает опытные данные и выводит из них скрытые в природе истинные законы, формулируемые на математическом языке. Могущество разума ограничено лишь несовершенством человека по сравнению с богом, который как раз несёт в себе все совершенные характеристики. Учение Декарта о познании было первым кирпичом в фундаменте рационализма.

Другой важнейшей чертой подхода Декарта был механицизм. Материя (включая тонкую) состоит из элементарных частиц, локальное механическое взаимодействие которых и производит все природные явления. Для философского мировоззрения Декарта характерен также скептицизм, критика предшествующей схоластической философской традиции.

Самодостоверность сознания, cogito (декартовское «мыслю, следовательно, существую» - лат. Cogito, ergo sum), равно как и теория врождённых идей, является исходным пунктом картезианской гносеологии. Картезианская физика, в противоположность ньютоновской, считала всё протяжённое телесным, отрицая пустое пространство, и описывала движение с помощью понятия «вихрь»; физика картезианства впоследствии нашла своё выражение в теории близкодействия.

В развитии картезианства обозначились две противоположные тенденции:

к материалистическому монизму (Х. Де Руа, Б. Спиноза)
и к идеалистическому окказионализму (А. Гейлинкс, Н. Мальбранш).
Мировоззрение Декарта положило начало т. н. картезианству, представленному

голландской (Барух де Спиноза),
немецкой (Готтфрид Вильгельм Лейбниц)
и французской (Николь Мальбранш)
школами.

Метод радикального сомнения

Исходной точкой рассуждений Декарта является поиск несомненных оснований всякого знания. В эпоху Возрождения Монтень и Шаррон пересадили во французскую литературу скептицизм греческой школы Пиррона.

Скептицизм и поиски идеальной математической точности - два различных выражения одной и той же черты человеческого ума: напряжённого стремления достигнуть абсолютно достоверной и логически непоколебимой истины. Им совершенно противоположны:

с одной стороны - эмпиризм, довольствующийся истиной приблизительной и относительной,
с другой - мистицизм, находящий особое упоение в непосредственном сверхчувственном, надрациональном знании.

Ничего общего ни с эмпиризмом, ни с мистицизмом Декарт не имел. Если он искал высшего абсолютного принципа знания в непосредственном самосознании человека, то речь шла не о каком-либо мистическом откровении неведомой основы вещей, а о ясном, аналитическом раскрытии самой общей, логически неопровержимой истины. Её открытие являлось для Декарта условием преодоления сомнений, с которыми боролся его ум.

Сомнения эти и выход из них он окончательно формулирует в «Первоначалах философии» следующим образом:

Так как мы рождаемся детьми и составляем разные суждения о вещах прежде, чем достигнем полного употребления своего разума, то многие предрассудки отклоняют нас от познания истины; избавиться от них мы, по-видимому, можем не иначе, как постаравшись раз в жизни усомниться во всём том, в чём найдём хотя бы малейшее подозрение недостоверности…. Если мы станем отвергать всё то, в чём каким бы то ни было образом можем сомневаться, и даже будем считать всё это ложным, то хотя мы легко предположим, что нет никакого Бога, никакого неба, никаких тел и что у нас самих нет ни рук, ни ног, ни вообще тела, однако же не предположим также и того, что мы сами, думающие об этом, не существуем: ибо нелепо признавать то, что мыслит, в то самое время, когда оно мыслит, не существующим. Вследствие чего это познание: я мыслю, следовательно существую, - есть первое и вернейшее из всех познаний, встречающееся каждому, кто философствует в порядке. И это - лучший путь для познания природы души и её отличия от тела; ибо, исследуя, что же такое мы, предполагающие ложным всё, что от нас отлично, мы увидим совершенно ясно, что к нашей природе не принадлежит ни протяжение, ни форма, ни перемещение, ничто подобное, но одно мышление, которое вследствие того и познаётся первее и вернее всяких вещественных предметов, ибо его мы уже знаем, а во всём другом ещё сомневаемся.

Таким образом, найден был Декартом первый твёрдый пункт для построения его миросозерцания - не требующая никакого дальнейшего доказательства основная истина нашего ума. От этой истины уже можно, по мнению Декарта, пойти далее к построению новых истин.

Прежде всего, разбирая смысл положения «cogito, ergo sum», Декарт устанавливает критерий достоверности. Почему известное положение ума безусловно достоверно? Никакого другого критерия, кроме психологического, внутреннего критерия ясности и раздельности представления, мы не имеем. В нашем бытии как мыслящего существа убеждает нас не опыт, а лишь отчётливое разложение непосредственного факта самосознания на два одинаково неизбежных и ясных представления, или идеи, - мышления и бытия. Против силлогизма как источника новых знаний Декарт вооружается почти так же энергично, как ранее Бэкон, считая его не орудием открытия новых фактов, а лишь средством изложения истин уже известных, добытых другими путями. Соединение упомянутых идей в сознании есть, таким образом, не умозаключение, а синтез, есть акт творчества, так же как усмотрение величины суммы углов треугольника в геометрии. Декарт первый намекнул на значение вопроса, игравшего затем главную роль у Канта, - именно вопроса о значении априорных синтетических суждений.

Дата рождения: 31 марта 1596 года
Дата смерти: 11 февраля 1650 года
Место рождения: город Лаэ, провинция Турень, Франция
Место смерти: Стокгольм, Королевство Швеция

Рене Декарт – знаменитый француз и разносторонний ученый, Декарт занимался философией, физикой, механикой, физиологией, одаренный математик.

Семья ученого.

Семья Рене была из старинного дворянского рода. Отца звали Иоахим Декарт, он работал судьей. Жанна Брошар его мать, родилась в семье генерал-лейтенанта. Но к рождению мальчика, его родители были уже совсем небогаты. У будущего ученого было два старших брата.

Воспитывала же его бабушка со стороны матери, так как отец, занятый работой в другом городе, дома бывал нечасто. А мама умерла, когда Рене было полгода. Быть может, все эти обстоятельства и способствовали частым болезням ребенка, но зато с детства Декарт тянулся к знаниям и был очень сообразительным ребенком.

Годы учебы.

В школе юному Рене не особо нравилось. Он обучался в иезуитском колледже Ла Флеш. Высшее образование Декарт получил в университете Пуатье. Там в 1616 году ему присвоили степень бакалавра права. Молодой человек в этот период живет довольно хаотично, неупорядоченно, при этом плотно интересуется математикой.

Карьера и научные изыскания.

Закончив учебу, будущий ученый решает сделать военную карьеру. Он поступает на службу и все время стремится очутиться на передовой, что частенько исполняется. Декарт принял участие в осаде Ла-Рошели, в Тридцатилетней войне вступал в бой за Прагу, побывал и в революционной Голландии. В ней он впоследствии вынужден был осесть на два десятка лет, так как иезуиты на родине обвинили его в ереси за свободомыслие.
В Голландии Рене Декарт оставляет военные подвиги и занимается научной практикой.

Отсюда по переписке он связывается со многими великими учеными мира, углубляется в различные научные направления. Такое разностороннее развитие побуждает мыслителя написать книгу. В 1634 году появилась его первая книга «Мир», правда публиковать ее Декарт не спешил. Он опасался из-за событий случившихся недавно с Галилео Галилеем. Затем ученый написал и другие свои работы, вызывая как удивление и восхищение, так и недоверие и возмущение своим взглядом на мир.

В одном из трудов, Рене высказал мысль о том, что после сотворения мира Богом, дальнейшее развитие человечества происходит самостоятельно, без участия Всевышнего. Также здесь он раскрыл способ изучения мира посредством математики, и назвал его универсальным. Труд этот назывался «Первоначала философии», а после его публикации и до конца жизни ученого, церковь была настроена категорично против Декарта. В Голландии протестантская церковь прокляла его труды. А вот Ришелье инакомыслие ученого пришлось по душе, и он разрешил издавать их во Франции.

Из-за постоянного противостояния с духовниками, слабое здоровье ученого все больше ухудшалось. Ослабевший от недугов, он согласился принять приглашение королевы Швеции и поселился в Стокгольме.

Здесь он долго не мог свыкнуться с местным климатом, от которого здоровье Декарта только ухудшилось. Помимо прочего церковь и здесь была настроена агрессивно против его смелых высказываний. Он же открыто не признавал ее философию, и это усиливало противостояние и негативно сказывалось на ученом.

Шведская королева относилась к ученому почтительно и ценила его. Но из-за своей взбалмошности не замечала, что перегружает Рене работой и держит его в умственном перенапряжении.

Дочь.

Мало что можно рассказать о личной жизни великого философа. Дружбы особо он ни с кем не водил, сам по себе был довольно закрытым и казался окружающим странноватым. Официальной жены у него не было. В 1635 году у него родилась дочка Франсина.

Ее матерью была служанка Декарта Хелен. Отношения их узаконены не были и ребенок остался незаконнорожденным. При этом Рене сильно привязался к своей дочери, любил ее и особо тяжело пережил смерть пятилетней Франсины от скарлатины. За короткие пять лет жизни дочери, Декарт казался прекрасным отцом, любящим, очень внимательным и заботливым.

Уход из жизни.

Шведский климат все-таки окончательно сгубил здоровье Рене Декарта. Прожив здесь год, из-за простуды он подхватил воспаление легких и умер. Это случилось 11 февраля 1650 года. Хотя некоторые историки придерживаются варианта, что ученый умер от отравления.
Спустя 17 лет останки Декарта вывезли во Францию, и он упокоился в аббатстве Сен-Жермен, где остается и сейчас.

Вклад в науку Рене Декарта.

Вклад в развитие различных областей науки довольно значителен. Он очень много сделал для развития математики. Придумал современные символы в алгебре, основал аналитическую геометрию.
В философии, благодаря его работам, появился новый метод, называемый методом радикального сомнения.

В физику он внедрил понятие механики. Декарт дал толчок к развитию рефлексологии.
Многие знаменитые ученые пользовались трудами Рене Декарта и с его помощью делали важные открытия и научные изыскания. Это такие светила науки как: Спиноза, Кант, Локка, Арно и многие другие.

Важные даты биографии Рене Декарта:

1596-1650 годы жизни.
1597год, скончалась мать.
1606 год, поступил в религиозный колледж Ла Флеш.
1612 год, закончил колледж и поступил в университет
1616 год, окончание Пуатье, получение степени бакалавра права.
1617 год, поступил на военную службу.
1620 год, участвовал в сражении за Прагу.
1627 год, осаждал Ла-Рошель.
1628 год, обосновался в Голландии.
1634 год, написана первая книга «Мир».
1635 год, на свет появилась дочь Франсина.
1637 год, труд «Рассуждение о методе…».
1640 год, заболела и умерла дочь.
1641 год, увидела свет книга «Размышления о первой философии…»
1642 год, был проклят голландским духовенством.
1644 год, очередной труд «Первоначала философии».
1649 год, переехал в Стокгольм, издал «Страсти души».

Необычные моменты биографии Рене Декарта:

Переехав в Голландию, Рене постоянно менял место своего проживания, не оставаясь надолго в одном месте. Путешествуя по Голландии, он побывал почти во всех ее уголках.
В точных науках он первый использовал обозначения постоянных величин как A, B, C, а переменных X, Y, Z. В последствие такая практика и закрепилась.
В Швеции ученому пришлось изменить своей привычке поздних подъемов, и просыпаться в пять утра по велению королевы. Каждое раннее утро он давал ей уроки.
Считается, что умер знаменитый математик от воспаления легких, но в документах, найденных в 80-х годах двадцатого века, другая версия. Это медицинское заключение, в котором говорится, что причина смерти Декарта – отравление мышьяком.
Во время эксгумации останков ученого, для перевозки и захоронения в Сен-Жермен, в его могиле не оказалось черепа. Этот факт остался необъяснимым, а череп так и не нашли.
На луне есть кратер имени Рене Декарта.
В лаборатории И. П. Павлова установлен бюст- памятник Рене Декарту. Его установил сам академик, признавая, что именно Декарту он обязан своей научной карьерой и знаменитыми открытиями.