Саморегулирование в сфере предпринимательской деятельности. Саморегулирование Саморегулирование отдельных видов деятельности

В экономическом смысле под саморегулированием хозяйственной деятельности понимается легитимное объединение бизнеса для целей разработки правил хозяйственной деятельности и контроля за их соблюдением. В качестве индикатора общественной значимости организаций саморегулирования (СРО) принимается выполнение ими функций по рассмотрению жалоб аутсайдеров и внесудебному разрешению споров.

Регулирование, как оно понимается в мире, состоит из трех частей. Во-первых, это регулирование законами. Во-вторых, сфера деятельности, относящаяся к компетенции саморегулируемых организаций, включая обычаи делового оборота, кодексы корпоративного поведения и т.д. И в-третьих, это сфера, в которой осуществляется оперативное регулирование органом исполнительной власти. Если провести сравнение систем регулирования на развитых рынках и в России, то картина получается следующая .

Законы у нас еще не до такой степени подробны, как этого хотелось бы, а значит, и не достаточно четко описывают функционирование рынка. Саморегулирования у нас практически нет, хотя некоторые обычаи делового оборота за 10 лет развития рыночной экономики отчасти сформировались. Поэтому все поле регулирования на сегодняшний день во всех отраслях профессиональной деятельности у нас занимают органы исполнительной власти. Мы пришли к тому, что у нас сегодня надзорные функции всех государственных органов совпадают или совмещаются с регулирующими функциями, т.е. правоустанавливающими. Таким образом, налицо конфликт интересов, о котором сегодня говорят уже все. Невозможно совмещение правоустанавливающих и надзорных функций в одном органе. Во всем мире сферы деятельности, которые трудно регулировать "сверху", отдают на откуп саморегулированию, за исключением тех случаев, когда это касается вопросов национальной безопасности, чрезвычайных ситуаций и т.п. Например, одна из форм регулирования, которую можно определить как функцию государственного комиссара на бирже, необходима в ситуации нестабильности организованного рынка. То есть, когда рынок выходит за рамки заданных параметров, тогда государство-надзиратель останавливает торги. Получается, что при особых обстоятельствах, которые описаны в законе, возникают специальные права у государственного органа. Это и есть либеральная модель регулирования, которая применяется во многих странах.

Пытаясь усовершенствовать законодательство на финансовых рынках по частям, отдельными поправками, мы сталкиваемся с проблемой отсутствия единого понимания, что такое регулирование на финансовых рынках как таковое .

Существует разная терминология в текстах разных законов. Сложившийся ведомственный подход к регулированию финансовых рынков создает препятствие для их развития. Рынки у нас существуют не как единый, целый финансовый рынок со специальными разделами - ипотека, лизинг, ценные бумаги и т.д., а как совокупность предельно разрозненных по терминологии, принципам, правилам сегментов. Например, за развитие ипотеки в России почему-то отвечает Госстрой, поэтому вся терминология в ипотечной сфере носит, мягко говоря, непрофессиональный характер. В лучшем случае это переводы элементов западных моделей регулирования ипотеки. Почему-то говорится только о жилищной ипотеке, которая должна стимулировать строительство жилья. Это верно, но это вторичная цель. В ипотеке может быть не только жилье, но и любая другая недвижимость, в том числе земля. Госстрой, "занимаясь" ипотекой, исказил это понятие.

Сегодня предпринимательское сообщество, объединенное во всякого рода ассоциации по профессиональному признаку - оценщиков, аудиторов и т. д., существует на основе закона о некоммерческих организациях, т.е. на том же праве, на котором существует, например, общество рыболовов-любителей. Рискну предположить, что для целей экономического развития это не может быть одно и то же право.

Во-первых, некоммерческие организации - это добровольные объединения, а членство в саморегулируемых организациях в ряде случаев обязательно, например для нотариусов. Во-вторых, право устанавливать стандарты поведения для, своих членов у некоммерческих организаций может быть только в том случае, когда члены делегировали это право самой организации. Но они как его делегировали, так могут и отобрать. По этой причине мы сегодня прописываем в законопроект о СРО для тех организаций, которые получат статус саморегулируемых.

Саморегулируемых организации должны участвовать в формировании нормативной базы, т. е. быть действительно квалифицированными оппонентами исполнительной власти, потому что, нужно признать, сегодня власть регулирует рынок так, как ей это кажется правильным. И основная причина, по которой у нас не идет административная реформа состоит в том, что исполнительная власть пытается уменьшить свои собственные полномочия, действуя изнутри системы, что практически невозможно.

В ряде стран национальные торговые палаты также являются саморегулируемыми организациями, представляющими предпринимательские сообщества, в том числе и те, которые построены по профессиональному признаку. Их представители участвуют в заседаниях правительств своих стран, и законопроект не может быть направлен в парламент для принятия, если он не прошел через национальную торговую палату .

У нас в стране профсоюзы и их представители принимают участие в заседаниях Правительства РФ, а вот представители предпринимательского сообщества, высоко профессионализированных сегментов рынка редко туда приглашаются. В связи с этим, принятие закона о СРО самым важным на нынешнем этапе административной реформы. Если первый этап - уменьшение количества лицензируемых видов деятельности и ревизия полномочий органов власти, то второй этап - это наделение специальными правами институтов профессионального общественного регулирования, правами, не идентичными правам органов исполнительной власти, но все-таки составляющими значимый элемент системы регулирования предпринимательской деятельности. То есть создание саморегулируемых организаций - это фактически создание институтов, которые будут, оппонируя власти, оптимизировать и детализировать регулирование.

ВВЕДЕНИЕ

1.1. Виды и формы государственного регулирования предпринимательской деятельности

1.2. Основные направления в государственном регулировании

1.3. Методы государственного регулирования предпринимательской деятельности

2. САМОРЕГУЛИРОВАНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2.1. Понятие и сущность саморегулирования предпринимательской деятельности

2.2. Задачи развития саморегулирования предпринимательской деятельности в России

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы . В современных условиях происходит усиление государственного регулирования и содействия развитию предпринимательства, меняются организационные формы взаимодействия государственных органов с субъектами частного бизнеса, происходят существенные сдвиги в целях, механизме, аппарате управления, в сочетании государственного и рыночного механизмов регулирования.

Целью государственного регулирования предпринимательской деятельности является создание определенных условий, обеспечивающих нормальное функционирование экономики в целом и стабильное участие предпринимателей страны в международном разделении труда и получение от этого оптимальных выгод. Правительство каждой страны безусловно имеет свои собственные цели на каждом конкретном этапе и добивается их решения доступными ему методами и средствами применительно к складывающейся экономической ситуации в своей стране и в мировом хозяйстве. Поэтому цели и задачи государственного регулирования подвержены изменениям, между тем, как механизм регулирования достаточно хорошо отработан, хотя и имеет особенности в каждой отдельно взятой стране.

Характеризуя государственное регулирование экономики в современных условиях, прежде всего, необходимо отметить, что центр тяжести в этом регулировании переместился к активному участию государства в организационно-хозяйственном регулировании производства. Его основными задачами являются:

Осуществление структурной перестройки производства, что предполагает создание новых отраслей, ориентированных на экспорт, модернизацию традиционных отраслей и приспособление их продукции к требованиям мирового рынка, переориентацию отдельных видов производств на мировые рынки в рамках международной специализации;

Повышение конкурентоспособности продукции экспортных отраслей и отдельных видов производств;

Поиск и использование возможностей долгосрочного обеспечения производства гарантированными источниками поступления сырья, топлива, полуфабрикатов;

Укрепление положения в приоритетных и наиболее прогрессивных отраслях экономики, ориентация их на обслуживание экспортного производства;

Пересмотр форм связей между краткосрочными и долгосрочными мерами правительственной политики, традиционное воздействие на конъюнктуру, основанное на регулировании спроса, которое все теснее переплетается с мерами государственного регулирования внешнеэкономических связей;

Использование мер воздействия на процесс концентрации в ведущих отраслях экономики, в том числе специализированных на экспорт, осуществление мероприятий, направленных на укрепление организационной структуры крупных фирм, развитие новых форм связей между ними.

Регулирование все более направлено на повышение эффективности производства. Акцент в нем переносится с регулирования спроса на регулирование предложения. Существенные изменения произошли и в механизме регулирования. Важнейшей формой государственного регулирования предпринимательской деятельности стало включение в программы долгосрочного развития экономики основных направлений структурной перестройки промышленности с ориентацией на экспортную специализацию.

Проблемы структурной политики стали на современном этапе ведущими направлениями экономической политики, в которой акцент делается на целевые инвестиционные программы, объединяющие частный и государственный капитал, для решения глобальных проблем наилучшего приспособления предпринимательства к условиям развития мирового хозяйства.

Под саморегулированием, в самом общем смысле, понимается такое регулирование предпринимательской деятельности, которое осуществляется сообществом предпринимателей объединенных по профессиональному или отраслевому признаку, замещает собой государственное регулирование в профессиональных ее аспектах и предъявляет к участникам рынка более жесткие требования по качеству оказываемых услуг и/или производимой продукции, чем это делает государство.

Саморегулирование всегда базируется на действующем законодательстве и является одним из легитимных способов самоорганизации предпринимателей, в том числе и для защиты их законных прав и интересов.

В условиях России, где издержки на повседневное преодоление административных барьеров в предпринимательской деятельности составляют существенную часть интеллектуальных и материальных затрат любого предпринимателя, саморегулирование должно рассматриваться как один из важных инструментов вытеснения бюрократии из сферы экономической жизни.

Все вышеприведенные факторы обуславливают актуальность и значимость тематики работы на современном этапе, направленной на глубокое и всестороннее изучение.

Целью данной работы является систематизация, накопление и закрепление знаний о государственном регулировании и саморегулировании предпринимательской деятельности.

В соответствии с поставленной целью в работе предполагается решить следующие задачи :

Рассмотреть сущность, виды и формы государственного регулирования предпринимательской деятельности;

Изучить методы государственного регулирования предпринимательской деятельности;

Охарактеризовать понятие и сущность саморегулирования предпринимательской деятельности;

Проанализировать задачи развития саморегулирования предпринимательской деятельности.

1. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: СУЩНОСТЬ, ВИДЫ, ФОРМЫ

1.1 Виды и формы государственного регулирования предпринимательской деятельности

Государственное регулирование – комплекс мер законодательных, исполнительных и судебных органов власти, а также контрольных функций, осуществляемых на основе нормативных правовых актов государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации существующей социально-экономической системы.

Цель государственного регулирования предпринимательской деятельности хозяйствующих субъектов реализуется через три основные функции:

1) создание условий цивилизованного функционирования рынка:

Определение формы собственности хозяйствующих субъектов и правил управления;

Создание механизма обеспечения исполнения хозяйственных договоров;

Предупреждение споров между хозяйствующими субъектами и разрешение их в судебном порядке;

Защита интересов и прав потребителей продукции хозяйствующих субъектов;

Установление денежной системы;

Установление стандартов и мер на продукцию.

2) стратегическое планирование науки и научно-технического прогресса;

3) решение макроэкономических проблем:

Объем национального производства;

Пропорциональность развития экономики;

Темпы экономического роста;

Внешнеэкономический баланс страны;

Уровень занятости трудоспособного населения страны;

Социальная защита.

Специфика рыночных отношений, так же как и вид субъекта предпринимательской деятельности, обусловливает пределы, формы и методы государственного контроля, регулирования и управления предпринимательской деятельностью хозяйствующих субъектов.

При выборе средств государственно-правового воздействия на рыночные отношения имеет значение экономическая среда (внешняя и внутренняя), в которой действует хозяйствующий субъект. Под экономической средой понимаются условия и факторы, которые воздействуют на функционирование хозяйствующего субъекта, принятие им решений.

Государственно-правовому регулированию в большей степени подвержены факторы внешней экономической среды, которые делятся на следующие категории:

Характер рыночных отношений;

Характер правовых связей между хозяйствующими субъектами;

Общесоциальные факторы;

Общеэкономические условия;

Общеполитические факторы.

Рынок – система экономических отношений между продавцами и покупателями, основными элементами которой являются спрос, предложение и цена. Поскольку эти элементы не во всем предсказуемы, говорить об эффективности прямого государственно-правового воздействия на рынок (механизм рыночных отношений) не приходится. Многие процессы здесь не подвластны правовому регулированию. И это в определенном смысле благо для общества.

Контроль и последующее государственное регулирование в предпринимательской сфере подразделяются на прямой и косвенный. На практике трудно отдать предпочтение какому-либо виду, так как косвенный контроль и регулирование проявляют себя иногда как весьма эффективное средство. Сюда относятся: система льгот и налогов; ценовая политика; регулирование занятости населения, профессиональной подготовки; влияние на развитие инфраструктуры, информационное обеспечение и т. д.

К прямому государственному контролю и регулированию относят: финансовый, экологический, санитарный, пожарный, за мерой весов и денежной единицы, за качеством и сертификацией продукции.

Эти и другие, прямые и косвенные, меры осуществляются в правовой и организационной форме как в процессе правотворческой деятельности, так и в ходе реализации права.

В России предусмотрена такая форма объединения предпринимателей как саморегулирование. Основным нормативным документом в данной сфере является Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» . Под саморегулированием понимается самостоятельная и инициативная деятельность субъектами предпринимательской деятельности. Эта деятельность заключается в разработке и установлении стандартов и правил, а также контроль за их соблюдением.

Субъекты предпринимательской деятельности могут создать саморегулируемую организацию (СРО). Законом определены общие требования к СРО:

  • СРО создается в форме некоммерческой организации;
  • объединение в составе СРО в качестве ее членов не менее двадцати пяти субъектов предпринимательской деятельности или не менее ста субъектов профессиональной деятельности определенного вида, если федеральными законами не установлено иное;
  • наличие стандартов и правил предпринимательской или профессиональной деятельности, обязательных для выполнения всеми членами СРО;
  • обеспечение СРО дополнительной имущественной ответственности каждого ее члена перед потребителями.
По общему правилу СРО вправе применять следующие способы обеспечения имущественной ответственности своих членов перед потребителями:
  • создание системы личного и (или) коллективного страхования;
  • формирование компенсационного фонда.
Компенсационный фонд первоначально формируется исключительно в денежной форме за счет взносов членов СРО в размере не менее чем три тысячи рублей в отношении каждого члена.

В случае применения в качестве способа обеспечения ответственности членов СРО перед потребителями системы личного и (или) коллективного страхования минимальный размер страховой суммы по договору страхования ответственности каждого члена не может быть менее чем тридцать тысяч рублей в год.

Однако в отношении ряда видов СРО федеральными законами установлены иные суммы.

Законом определены органы управления СРО:

  • общее собрание членов СРО;
  • постоянно действующий коллегиальный орган управления СРО;
  • исполнительный орган СРО.
В законе подробно расписана компетенция каждого органа.

Внесение информации о СРО в государственный реестр

Зарегистрированная некоммерческая организация приобретает статус СРО с момента внесения сведений о некоммерческой организации в государственный реестр СРО.

Для включения в реестр будущая СРО должна подать в уполномоченный орган ряд документов:

  • копия свидетельства о государственной регистрации некоммерческой организации;
  • копия устава некоммерческой организации;
  • копии документов, подтверждающих государственную регистрацию ее членов - юридических лиц, заверенные некоммерческой организацией;
  • копии свидетельств о государственной регистрации ее членов - индивидуальных предпринимателей, заверенные некоммерческой организацией;
  • перечень членов некоммерческой организации с указанием вида осуществляемой ими предпринимательской деятельности, являющейся предметом саморегулирования;
  • документы, подтверждающие наличие у некоммерческой организации предусмотренных Федеральным законом "О саморегулируемых организациях" способов обеспечения имущественной ответственности членов некоммерческой организации перед потребителями;
  • копии документов, подтверждающих создание некоммерческой организацией специализированных органов, предусмотренных Федеральным законом, копии положений о таких органах и копии документов о составе участвующих в их работе лиц;
  • копии стандартов и правил СРО, предусмотренных Федеральным законом;
  • документ, подтверждающий внесение платы за внесение сведений о некоммерческой организации в реестр (плата составляет 1000 рублей).
Более подробную информацию по вопросу внесения сведений о СРО в реестр можно получить их постановления Правительства РФ от 29.09.2008 № 724 "Об утверждении порядка ведения государственного реестра саморегулируемых организаций" .

Членство в СРО

Членство субъектов предпринимательской в СРО является добровольным. Федеральными законами могут быть предусмотрены случаи обязательного членства субъектов предпринимательской деятельности в СРО. Порядок приема в члены (исключения из членства), права и обязанности членов устанавливаются самой СРО.

На данный момент предусмотрено обязательное членство в СРО по следующим видам деятельности:

  • строительство, проектирование, инженерные изыскания;
  • аудиторская деятельность;
  • оценочная деятельность;
  • деятельность арбитражных управляющих.
Членство в СРО дает предпринимателям определенные преимущества. В основном они изложены в статье 6 закона. Так, СРО имеет право осуществлять следующие действия в интересах членов:
  • от своего имени любые нормативные акты, решения и (или) действия (бездействие) органов власти, нарушающие права и законные интересы СРО, ее члена или членов либо создающие угрозу такого нарушения;
  • участвовать в обсуждении проектов нормативных актов по вопросам, связанным с предметом саморегулирования, а также направлять в органы власти заключения о результатах проводимых ею независимых экспертиз проектов нормативных актов;
  • вносить на рассмотрение органов власти предложения по вопросам формирования и реализации соответственно государственной политики в отношении предмета саморегулирования;
  • запрашивать в органах власти необходимую информацию.
Дополнительную информацию о саморегулируемых организациях можно получить на сайте Росреестра

Саморегулирование в сфере строительства, проектирования и инженерных изысканий

Особенности саморегулирования в сфере строительства, проектирования и инженерных изысканий установлены главой 6.1 градостроительного кодекса РФ (далее ГрК РФ).

Статьей 55.4 ГрК РФ установлена специфические требования к некоммерческой организации для признания ее СРО в строительстве:

  • объединение в составе некоммерческой организации в качестве ее членов не менее чем сто индивидуальных предпринимателей и (или) юридических лиц;
  • наличие компенсационного фонда, сформированного в размере не менее чем один миллион рублей на одного члена некоммерческой организации. Но если СРО установлено требование к страхованию ее членами гражданской ответственности, которая может наступить в случае причинения вреда – то в размере не менее чем триста тысяч рублей на одного члена некоммерческой организации.
Соответствующие денежные суммы вносят предприниматели (организации), вступающие в СРО.

Для СРО в проектировании и инженерных изысканиях количество членов должно быть больше 50 и размер компенсационного фонда – 500 тысяч рублей на каждого члена.

Статьей 55.3 ГрК РФ установлены 3 вида СРО:

  • СРО в сфере инженерных изысканий;
  • СРО в сфере подготовки проектной документации;
  • СРО в сфере строительства.
Членство в данных СРО является обязательным с 1 января 2010 года. Это означает, что после 1 января 2010 года осуществление деятельности в сфере строительства, проектирования и инженерных изысканий лицами, не являющимися членами СРО, запрещено. Действие соответствующих лицензий прекращается.

Индивидуальный предприниматель или юридическое лицо вправе выполнять работы, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, при наличии выданного СРО свидетельства о допуске к таким работам.

Перечень видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, установлен Приказом Минрегиона РФ от 09.12.2008 № 274. В случае, если организация (предприниматель) осуществляет иные работы, то членство в СРО необязательно.

Саморегулируемая организация в пределах средств компенсационного фонда несет субсидиарную ответственность по обязательствам своих членов, возникшим вследствие причинения вреда. В случае осуществления выплат из средств компенсационного фонда член СРО, по вине которого был причинен вред, должен внести взносы в компенсационный фонд СРО в целях увеличения размера такого фонда в порядке и до размера, которые установлены уставом саморегулируемой организации, но не ниже минимального размера компенсационного фонда.

Саморегулирование арбитражных управляющих

Требования к саморегулируемым организациям арбитражных управляющих установлены Федеральным законом от 26.10.2002 № 127-ФЗ .

Некоммерческая организация может быть признана саморегулируемой и включена в реестр СРО арбитражных управляющих при условии соблюдения ряда требований:

  • наличие не менее чем ста ее членов;
  • участие ее членов не менее чем в ста (в совокупности) процедурах, применяемых в делах о банкротстве;
  • наличие компенсационного фонда. Каждым членом СРО оценщиков должен быть внесен обязательный взнос в размере не менее чем 50 тысяч рублей.
  • наличие разработанных в и являющихся обязательными для членов СРО арбитражных управляющих стандартов и правил профессиональной деятельности.
Условия членства в СРО арбитражных управляющих установлены статьей 20 закона:
  • наличие высшего профессионального образования;
  • наличие стажа работы на руководящих должностях не менее чем год и стажировки в качестве помощника арбитражного управляющего в деле о банкротстве не менее чем шесть месяцев или стажировки в качестве помощника арбитражного управляющего в деле о банкротстве не менее чем два года;
  • сдача теоретического экзамена по программе подготовки арбитражных управляющих;
  • отсутствие наказания в виде дисквалификации за совершение административного правонарушения либо в виде лишения права занимать определенные должности
  • отсутствие судимости за совершение умышленного преступления.
Сведения из единого государственного реестра саморегулируемых организаций арбитражных управляющих можно посмотреть на сайте Росреестра

Саморегулирование в сфере оценочной деятельности

Требования к СРО в сфере оценочной деятельности и членству в таком СРО установлены помимо Федерального закона № 315-ФЗ также Федеральным законом от 29.07.1998 № 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" .

Некоммерческая организация может быть признана саморегулируемой и включена в реестр СРО оценщиков при условии соблюдения ряда требований:

  • объединение в составе такой организации в качестве ее членов не менее чем трехсот физических лиц – оценщиков (т.е. членство юридических лиц невозможно);
  • наличие компенсационного фонда. Каждым членом СРО оценщиков должен быть внесен обязательный взнос в размере не менее чем тридцать тысяч рублей.
  • заключение обязательного договора страхования ответственности оцещика. Размер страховой суммы не может быть менее чем триста тысяч рублей;
  • наличие стандартов и правил оценочной деятельности.
Оценщик одновременно может быть членом только одной СРО оценщиков. Законом (статья 24) установлено всего 2 документа, необходимых для членства в СРО:
  • документ об образовании, подтверждающий получение профессиональных знаний в области оценочной деятельности;
  • справка об отсутствии неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономики, а также за преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие преступления.
Однако сама СРО может предъявлять дополнительные требования к потенциальным членам.

Решение о приеме (отказе в приеме) в члены СРО принимается коллегиальным органом управления СРО оценщиков в течение семи дней со дня поступления заявления и необходимых документов.

Получить сведения о саморегулируемых организациях оценщиков можно на сайте Росреестра

Саморегулирование в сфере аудиторской деятельности

Особенности создания и функционирования саморегулируемых организаций аудиторов определены Федеральным закон от 30.12.2008 № 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" .

Некоммерческая организация может быть признана саморегулируемой и включена в реестр СРО аудиторов при условии соблюдения ряда требований:

  • объединение в составе СРО в качестве ее членов не менее 700 физических лиц или не менее 500 коммерческих организаций, занимающихся аудиторской деятельностью;
  • наличие утвержденных правил осуществления внешнего контроля качества работы членов СРО и принятого кодекса профессиональной этики аудиторов;
  • обеспечения саморегулируемой организацией аудиторов дополнительной имущественной ответственности каждого ее члена перед потребителями аудиторских услуг. Особенных требований к размеру компенсационного фонда законом не установлено.
Законом (статья 18) установлены специфические требования к членству в СРО аудиторов:
  • коммерческая организация может быть создана в любой организационно-правовой форме кроме ОАО, ГУП и МУП;
  • численность аудиторов, являющихся работниками коммерческой организации на основании трудовых договоров, должна быть не менее трех;
  • доля уставного (складочного) капитала коммерческой организации, принадлежащая аудиторам и (или) аудиторским организациям, должна быть не менее 51 процента;
  • численность аудиторов в коллегиальном исполнительном органе коммерческой организации должна быть не менее 50 процентов состава такого исполнительного орган.
Остальные требования (по уплате средств в компенсационный фонд и членских взносов и др.) являются общими.

Федеральный закон от 01.12.2007 N 315-ФЗ (ред. от 24.11.2014) "О саморегулируемых организациях"

Под саморегулированием понимается самостоятельная и инициативная деятельность, которая осуществляется субъектами предпринимательской или профессиональной деятельности и содержанием которой являются разработка и установление стандартов и правил указанной деятельности, а также контроль за соблюдением требований указанных стандартов и правил.

2. Саморегулирование в соответствии с настоящим Федеральным законом осуществляется на условиях объединения субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности в саморегулируемые организации.

Таким образом, основной идеей введения саморегулирования является распределение функций контроля и надзора за деятельностью субъектов в определенной профессиональной сфере и ответственности за их действия между государством и самими участниками рынка, что в перспективе дает возможность минимизировать участие государства в профессиональной деятельности субъектов, при сохранении ответственности бизнеса перед потребителями.

Кроме того, саморегулирование играет важную роль в повышении качества и безопасности услуг и продукции, т.к. саморегулируемые организации (СРО) в целях повышения конкурентоспособности своих членов может устанавливать собственные стандарты качества и безопасности.

Источниками формирования имущества саморегулируемой организации являются:

  • регулярные и единовременные поступления от членов саморегулируемой организации (вступительные, членские и целевые взносы);
  • добровольные имущественные взносы и пожертвования;
  • доходы от оказания услуг по предоставлению информации, раскрытие которой может осуществляться на платной основе;
  • доходы от оказания образовательных услуг, связанных с предпринимательской деятельностью, коммерческими или профессиональными интересами членов саморегулируемой организации;
  • доходы от продажи информационных материалов, связанных с предпринимательской деятельностью, коммерческими или профессиональными интересами членов саморегулируемой организации;
  • доходы, полученные от размещения денежных средств на банковских депозитах;
  • другие не запрещённые законом источники.

1. Саморегулируемыми организациями признаются некоммерческие организации, созданные в целях, предусмотренных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, основанные на членстве, объединяющие субъектов предпринимательской деятельности исходя из единства отрасли производства товаров (работ, услуг) или рынка произведенных товаров (работ, услуг) либо объединяющие субъектов профессиональной деятельности определенного вида.



2. Объединение в одной саморегулируемой организации субъектов предпринимательской деятельности и субъектов профессиональной деятельности определенного вида может предусматриваться федеральными законами.

3. Саморегулируемой организацией признается некоммерческая организация, созданная в соответствии с Гражданским кодексомРоссийской Федерации и Федеральным законом от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", при условии ее соответствия всем установленным настоящим Федеральным законом требованиям. К числу указанных требований помимо установленных в части 1настоящей статьи относятся:

1) объединение в составе саморегулируемой организации в качестве ее членов не менее двадцати пяти субъектов предпринимательской деятельности или не менее ста субъектов профессиональной деятельности определенного вида, если федеральными законами в отношении саморегулируемых организаций, объединяющих субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности, не установлено иное;

2) наличие стандартов и правил предпринимательской или профессиональной деятельности, обязательных для выполнения всеми членами саморегулируемой организации;

3) обеспечение саморегулируемой организацией дополнительной имущественной ответственности каждого ее члена перед потребителями произведенных товаров (работ, услуг) и иными лицами в соответствии со статьей 13 настоящего Федерального закона.

4. В случае, если иное не установлено федеральным законом, для осуществления деятельности в качестве саморегулируемой организации некоммерческой организацией должны быть созданы специализированные органы, осуществляющие контроль за соблюдением членами саморегулируемой организации требований стандартов и правил предпринимательской или профессиональной деятельности и рассмотрение дел о применении в отношении членов саморегулируемой организации мер дисциплинарного воздействия, предусмотренных внутренними документами саморегулируемой организации.



5. Требования, предусмотренные пунктами 1 - 3 части 3 настоящей статьи и предъявляемые к саморегулируемым организациям, и требования, предъявляемые к некоммерческим организациям для признания их саморегулируемыми организациями, являются обязательными, если иное не установлено федеральным законом. Федеральными законами могут быть установлены иные требования к некоммерческим организациям, объединяющим субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности, для признания их саморегулируемыми организациями, а также могут быть установлены повышенные требования по сравнению с указанными в настоящем Федеральном законе требованиями к саморегулируемым организациям.

6. Некоммерческая организация приобретает статус саморегулируемой организации с даты внесения сведений о некоммерческой организации в государственный реестр саморегулируемых организаций и утрачивает статус саморегулируемой организации с даты исключения сведений о некоммерческой организации из указанного реестра.