Особенности внутреннего строения и жизнедеятельности. Шпаргалка: Особенности внутреннего строения, размножение и классификация моллюсков Особенности внутреннего строения насекомых

Цель: обобщить и систематизировать знания учащихся о внешнем и внутреннем строении птиц.

  • Образовательные: при обобщении и закреплении знаний по заданному вопросу, осуществить выполнение главных требований к овладению знаний: полноту. Глубину, осознанность, системность, прочность. Направить внимание учащихся на выявление закономерностей, сущности вопроса.
  • Развиваюшие : способствовать развитию умений выделять существенные признаки, обобщать, делать логические выводы на основе полученных знаний. Развивать познавательный интерес к предмету, умения применять знания на практике, развивать память.
  • Воспитательные: воспитывать культуру труда, коммуникативные способности учащихся, экологическую культуру.

Ход урока

1. Организационный момент

2. Основная часть урока

Ребята, мы познакомились с особенностями внешнего и внутреннего строения птиц и отметили, что многие их признаки связаны со способностью птиц к полету. Сегодня на уроке мы обобщим полученные знания о птицах и систематизируем их. Многие выводы вы сделаете самостоятельно, выполняя задания того раздаточного материала, который вы получили.

(Объявляется тема урока.)

Актуализация знаний.

Ребята, есть очень расхожая фраза, “что курица не птица”. Вы с этим согласны? Как вы, посмотрев на курицу, определяете для себя, что это животное принадлежит к Классу Птиц?

(Предполагаемый ответ: перьевой покров – первое, что бросается в глаза.)

Мы подробно рассмотрели строение пера, выполнили лабораторную работу, определил, что перья бывают разными, выполняют разные функции и располагаются на разных частях тела птицы.

1) Задание “Одень птичку”.

На доске вывешивается рисунок курицы без перьевого покрова. Предлагаются разные типы перьев. Необходимо на скотч прикрепить к рисунку перья, поясняя свой выбор. Для этого к доске вызывается ученик, прикрепляет перья к соответствующим частям тела птицы, перечисляет функции перьев.

2) Задание “Скелет птицы”.

Вспомните особенности строения костей и скелета птиц. Найдите соответствующую карточку /рисунок №1/. Вооружимся цветными карандашами. Раскрасьте:

  • Позвоночник – синим цветом;
  • Череп – зеленым цветом;
  • Тазовые кости – коричневым цветом;
  • Цевку – желтым цветом;
  • Ключицу – черным цветом;
  • Ребра – оранжевым цветом;
  • Вороньи кости и лопатки – фиолетовым цветом.

– Чем кости птиц отличаются от костей других позвоночных животных? Что это дает птицам?
– Перечислите отделы крыла. Сколько пальцев осталось на кисти птиц? Почему?
– Перечислите отделы нижней конечности. Сколько пальцев имеет стопа?
– Почему грудина птиц имеет мощный гребневидный вырост – киль?
– Почему позвонки грудного, поясничного и крестцового отделов позвоночника сросшиеся?

3) Задание “Строение внутренних органов птицы”.

Класс делится на три группы, например по рядам, каждая группа получает свое задание. Контроль выполнения данного задания осуществляется в паре, путем взаимной проверки.

1 группа – пищеварительная система /рисунок №2/;
2 группа – кровеносная система /рисунок №3/;
3 группа – дыхательная система /рисунок №4/.

4). Задание “Где, чей мозг?”

Выполняется всем классом на раздаточном материале /рисунок №5/

Вопрос для обсуждения данного задания:

Каковы особенности развития головного мозга птиц?

5). Задание “Строение яйца птицы”.

Напишите на указателях раздаточного материала /рисунок №6/ название частей яйца птицы.

Вопросы для обсуждения данного задания:

– Сколько яичников и яйцеводов имеет самка птиц?
– Почему редуцирован один из яичников?
– Почему птица откладывает яйца с определенным интервалом, а не друг за другом?

6). Задание “Особенности строения птиц, связанные с полетом”.

Данное задание является итогом проделанной работы. Выполняется на раздаточном материале /рисунок №7/, собирается на проверку и оценивается.

7). Задание “Узнай птицу”.

Данное задание на эрудицию учащихся. В названиях многих растений фигурируют названия животных. Выберите из списка растения с “птичьим названием”.

Список растений: 1) волчье лыко; 2) львиный зев; 3) медвежье ушко; 4) кукушкин лен; 5) гусиный луг; 6) зубровка душистая; 7) лисий виноград; 8) воробьиная греча; 9) кукушкины слезки; 10) медвежий орех; 11) вороний глаз; 12) рябчик русский; 13) тигровый касатик; 14) пантерный мухомор; 15) гусиная лапка; 16) воробьиный щавель; 17) верблюжья колючка; 18) медвежий дудник; 19) страусник обыкновенный; 20) слоновий очиток; 21) заячья капуста; 22) козья ива; 23) кошачьи лапки; 24) мышиный горошек; 25) ястребинка волосистая; 26) кошачий щавель; 27) медвежий луг; 28) волчеягодник низкий; 29) маралий корень; 30) конский каштан; 31) орляк обыкновенный; 32) козлятник лекарственный; 33) ослинник душистый; 34) конский щавель; 35) клоповый тимьян; 36) щучка дернистая; 37) лисохвост тростниковый; 38) змееголовник крупноцветный; 39) мышатник; 40) баранец обыкновенный; 41) собачья фиалка; 42) коровяк скипетровидный; 43) котовниковый душевник; 44) мышиный гиацинт; 45) голубиный горох; 46) канареечник; 47) собачий пырейник; 48) козлиный ремнелистник; 49) клоповник Мейера; 50) горец змеиный; 51) птичья вишня; 52) боярышник петушья шпора; 53) вероника-петуший гребень; 54) джузгун-голова медузы; 55) копытень европейский; 56) ужовник.

3. Подведение итогов

Подвести итог урока, в соответствии с поставленными целями и задачами. Отметить наиболее активных учеников, оценить их работу. Собрать выполненные работы для проверки.

Цель работы:

изучить внутреннее строение рыб;

выявить особенности внутреннего строения рыб, связанные с водным образом жизни.

Для работы необходимы:

влажный препарат “Внутреннее строение рыбы”, учебник.

Ход работы

  1. Возьмите рыбу в левую руку, поверните ее брюхом вверх и сделайте скальпелем или лезвием безопасной бритвы короткий поперечный разрез брюшной стенки, расположенной перед анальным отверстием. С помощью ножниц осторожно (чтобы не повредить внутренние органы) сделайте разрез по средней линии брюшной стороны тела до нижнего края рта. Положите рыбу в препаровальную ванночку на правый бок и приколите ее двумя булавками, воткнув одну в конец хвоста, а другую — в боковую стенку ротовой полости. Приподнимите левую боковую стенку тела пинцетом и, начиная от анального отверстия, сделайте ножницами поперечный разрез по направлению к спине. Доведите разрез почти до боковой линии. Поверните затем ножницы вперед и продолжайте делать разрез параллельно боковой линии. Доведите его до заднего угла жаберной крышки. Перережьте жаберную крышку так, чтобы открылась жаберная полость. Вырезанную часть левого бока удалите и налейте в ванночку воды.
  2. Рассмотрите общее расположение органов в полости тела рыбы.
  3. Зарисуйте вскрытую рыбу, но обозначения пока не делайте. Отдельные органы и системы органов обозначайте постепенно, по мере детального изучения внутреннего строения.
  4. Изучение внутреннего строения начнем с жаберной полости. Найдите жабры, лежащие одна на другой. Сколько их? Раздвиньте пинцетом жабры и рассмотрите глоточный отдел пищеварительной трубки. Что вы здесь обнаружили? Отрежьте одну из жабр, опустите ее в плоский сосуд с водой и рассмотрите с помощью лупы. Что вы обнаружили на вогнутой внутренней стороне жаберной дужки? Каково значение этих образований? Рассмотрите выпуклую наружную сторону дужки. Что вы здесь обнаружили? Какова функция этих образований? Почему жабры имеют ярко-красную окраску? Обозначьте изученные органы на рисунке. Отдельно зарисуйте одну жабру. Перерезав дужки сверху и снизу, удалите все жабры.
  5. Изучите пищеварительную систему. Отпрепарируйте ее. Для этого осторожно подрежьте брыжейку и расправьте кишечник. Рассмотрите органы пищеварения. Чем начинается пищеварительная система? С помощью лупы рассмотрите ротовую полость. Найдите зубы. Много ли их? Каковы их размер и форма? К чему они прикреплены? Найдите язык. Где он располагается? Какой он? Найдите пищевод, отходящий от ротовой полости. Какова его форма? Куда он открывается? Найдите и рассмотрите желудок. Каковы его форма и размер? Рассмотрите тонкий кишечник. Найдите пилорические отростки (если они есть). Сколько их? Где они располагаются? Каково их значение? Найдите толстую кишку. Имеется ли четкая граница перехода тонкой кишки в толстую? Где и как толстая кишка открывается наружу? Найдите рыхлую печень, прикрывающую часть желудка. Осторожно вырежьте ее и рассмотрите внутреннюю поверхность, прилегающую к желудку. Что вы здесь обнаружили? Каковы размер и форма обнаруженной структуры? Связана ли она с другими органами пищеварительной системы? Если “да”, то с какими и как? Обозначьте органы пищеварительной системы на рисунке. С помощью ножниц отделите кишечник в области пищевода и задней кишки и удалите его.
  6. Найдите селезенку. Опишите ее. Какова ее функция? Обозначьте селезенку на рисунке.
  7. Между позвоночным столбом и кишечником найдите плавательный пузырь. Что он собой представляет? Каково его строение? Проткните плавательный пузырь препаровальной иглой. Что он содержит? Каково значение плавательного пузыря? Обозначьте плавательный пузырь на рисунке.
  8. Рассмотрите кровеносную систему. Чем она образована? Найдите сердце и отходящие от него сосуды. Рассмотрите сердце. Где оно располагается? Чем покрыто снаружи? Пинцетом приподнимите сердце и рассмотрите его отделы. Какими отделами образовано сердце? Чем они отличаются друг от друга? Рассмотрите сосуды, отходящие от сердца. Сколько их? С какими отделами сердца они связаны? Обозначьте органы кровеносной системы на рисунке.
  9. По бокам позвоночника найдите парные узкие красновато-бурые ленты. Что это? Под оболочкой внутреннего края этих органов найдите тонкие трубочки. Как они называются? Найдите место их слияния в непарную трубку. Обратите внимание на ее боковое расширение. Как оно называется? Найдите, где открывается наружу рассмотренная непарная трубка? Какую систему органов вы рассматривали? Обозначьте органы этой системы на рисунке.
  10. Найдите половые органы рыбы. Опишите их. Рыбу какого пола вы рассматриваете? Как и где открываются наружу изученные половые органы?
  11. Возьмите голову рыбы в левую руку и постукивайте сверху крышки черепа в направлении от затылка к глазам до тех пор, пока не откроется черепная полость. Струей воды из пипетки смойте сероватую пену (капельки жира), заполняющую полость черепа. Пинцетом удалите кости у глаз и кости, расположенные между ними. Полученный препарат положите в воду и рассмотрите головной мозг. Каково его строение? Отдельно зарисуйте головной мозг, сделайте обозначения.
  12. Опустите рыбу на несколько секунд в кипящую воду, а затем осторожно пинцетом снимите кожу. Рассмотрите мускулатуру. Каковы особенности строения мускулатуры рыб? Обратите внимание на то, как располагаются мышечные сегменты левой и правой сторон тела друг относительно друга? Какое это имеет значение?
  13. По результатам работы сделайте выводы об особенностях внутреннего строения рыб, связанных с водным образом жизни.

Класс Головохордовые

Тип Хордовые

Подтип Безчерепные - хордовые животные, характерными признаками которых являются сохранение хорды и нервной трубки в течение всей жизни, отсутствие черепа и позвонков.

Класс Головохордовые: ланцетник

Подтип Личиночнохордовые, или оболочники – хорду имеют только в личиночной стадии: Класс Аппендикулярии

Класс Асцидии

Класс Сальпы

Подтип Черепные, или Позвоночные – наиболее высокоорганизованные хордовые, которые перешли к активному способу добывания пищи, в процессе эволюции усовершенствовали головной мозг, органы чувств, кровеносную систему; имеют осевой скелет – позвоночник, который соединяется со скелетом головы - черепом

Раздел Безчелюстные

Класс Круглоротые: миноги, миксины

Раздел Челюстные

Надкласс Рыбы

Класс Хрящевые рыбы: акулы, скаты

Класс Костные рыбы: осетрообразные, сельдеобразные, лососеобразные,

карпообразные, окунеобразные, кистеперые, двоякодышащие

Надкласс Наземные четвероногие

Класс Земноводные: хвостатые, безхвостые, безногие

Класс Пресмыкающиеся: чешуйчатые, черепахи, крокодилы

Класс Птицы: бескилевые, пингвины, килегрудые

Класс Млекопитающие: яйцекладущие, сумчатые, плацентарные

Тело: голова, туловище, хвост, кожные складки – плавники: спинной, хвостовой, подхвостовой, который переходит в две брюшные складки, тянущиеся к предротовой воронке.

Покровы легкие и прочные

однослойный эпителий, покрытый тонкой кутикулой

студенистая соединительная ткань

Осевой скелет хорда – эластичный тяж, состоящий из клеток с крупными вакуолями; тянется вдоль тела и заходит в головной отдел; имеет общую с нервной трубкой соединительнотканную оболочку. Во время движения хорда изгибается под действием мышц, но благодаря упругости вновь приобретает изначальную форму, разгибая тело.

Мышечная система состоит из сегментированных мышц, прикрепленных к оболочке хорды; располагаются по обе стороны хорды.ланцетник может производить только однообразные движения: изгибать тело в одну или другую сторону.

Пищеварительная система: предротовая воронка , вокруг нее щупальца, на дне – ротовое отверстие глотка, стенки которой пронизаны жаберными щелями → кишка с печеночным отростком → анус. По характеру питания – фильтратор. Взвешенные в воде мелкие организмы вместе с водой попадают в глотку через ротовое отверстие. Пища склеивается слизью, которая вырабатывается железистыми клетками глотки и в виде комочков продвигается в кишку. Вода через жаберные щели удаляется. В кишке пища переваривается и всасывается, отходы удаляются через анус.

Дыхательная система: в глоткежаберные щели, прикрытые складками кожи → околожаберная (атриальная) полость с внешним отверстием – жаберной порой (атриопором) → жабры на перегородках, по которым проходят кровеносные сосуды. Вода, с растворенным в ней О 2 проходит через жаберные щели и омывает их стенки. В результате О 2 поступает в кровь, а СО 2 выводится из крови во внешнюю среду. Газообмен происходит и через покровы тела.


Кровеносная система з амкнутая, сердце отсутствует, его роль выполняет брюшной сосуд. Брюшной сосуд жаберные сосуды спинной сосуд, который тянется к заднему концу тела, разветвляется и обеспечивает кровью органы, кровь насыщает О 2 органы, поглощает СО 2 и становится венозной → в брюшной сосуд. В печеночном выросте сосуды образуют воротную систему , очищающую кровь от вредных веществ.

Выделительная система: ∑ нефридиями, которые располагаются вдоль спинной части глотки и открываются в околожаберную полость.

Нервная система в виде трубки, которая располагается над хордой.

Органы чувств развиты слабо

светочувствительные клетки , распознают свет – тьму;

обонятельная ямка, воспринимающая химические раздражения

рецепторы осязания – разбросаны по всему телу, расположены на щупальцах

Половая система: раздельнополые, размножаются один раз в жизни. Половые железы парные и не имеют собственных протоков → гаметы выводятся в околожаберную полость → наружу, оплодотворение → свободноплавающая личинка → взрослая особь.

Значение ланцетников:

§ используют в пищу жители Юго-Восточной Азии.

§ являются объектом научных исследований, потому что сохранили признаки

древнейших хордовых животных.

Надкласс Рыбы

Рыбы – группа организмов, которые находятся на стадии биологического прогресса.

Возникновение рыб связано с появлением ароморфозов:

· появление черепа, в котором располагается головной мозг;

· появление челюстей, которые обеспечивают захват и удержание добычи;

· появление парных плавников , которые обеспечивают подвижность;

· прогрессивное развитие ЦНС

Тело: голова, туловище, хвост, конечности в виде парных плавников (грудных и брюшных) и непарных плавников (спинной, подхвостовой, хвостовой).

Покровы: кожа с одноклеточными железами и чешуей – твердыми кожными структурами, которые обуславливают защиту.

  • 1. Приспособленность к полету во внешнем строении (обтекаемая форма тела. Перьевой покров, крылья, хвост из рулевых перьев) .
  • 2. 2. Скелет птиц характеризуется прочностью и легкостью. Это качества обусловлены тем, что многие кости срослись между собой и образовали прочные отделы (череп, туловищный отдел позвоночника, цевка, кости кисти и др.), а трубчатые кости полые, содержат воздух, поэтому они и легкие.
  • 3. 3. Особенности мускулатуры птиц, связанные с полетом - сильное развитие мышц, приводящих в движение крылья: большие грудные мышцы опускают крыло, подключичные поднимают. Межреберные - имеют большое значение в дыхании птиц. Сильно развиты мышцы ног.
  • 4. 4. Приспособленность к полету в пищеварительной системе (клюв без зубов, быстрое переваривание, частое опоражнивание кишечника и др.) . 5. Приспособленность к полету в дыхательной системе (воздушные мешки способствуют увеличению объема вдыхаемого воздуха, участвуют в механизме двойного дыхания, содействуют теплоотдаче, предохраняя организм от перегрева, облегчают вес тела птицы) .
  • 5. 6. Особенности кровеносной системы (крупные размеры сердца, наличие 4-х камер, благодаря которым ткани организма получают артериальную кровь, богатую кислородом) . Процессы жизнедеятельности протекают быстро (окисление), обеспечивая интенсивный обмен веществ и высокую постоянную температуру тела.
  • 6. 7. В связи с полетом и разнообразным образом жизни нервная система, в частности головной мозг, имеет более сложное строение. Это выражается в более крупных размерах его переднего отдела и мозжечка, в наличии относительно больших зрительных долей, что связано с более сложным строением органов зрения.
  • 7. 8. Высокое развитие центральной нервной системы обусловлено более сложное поведение птиц. Оно проявляется в различных формах заботы о потомстве (гнездостроение, откладка и насиживание яиц, обогревание птенцов, их кормление), в сезонных перемещениях, в развитии звуковой сигнализации. Сложные формы заботы о потомстве у птиц - это прогрессивные особенности, сложившиеся в процессе их исторического развития.
  • 8. 9. Приспособленность к полету в органах размножения (у самок один левый яичник и один левый яйцевод) . Размножаются на суше с помощью относительно крупных яиц, богатых желтком и покрытых рядом оболочек; для развития зародыша в яйце необходимы питательные вещества, кислород и тепло; сходство в размножении и развитии птиц и пресмыкающихся свидетельствуют о родстве позвоночных этих классов.

Особенности внешнего строения птиц

Класс Птицы - это единственная группа животных, тело которых покрыто перьями. Передние конечности птиц преобразованы в крылья. Задние конечности - ноги. Они обычно покрыты роговыми чешуями. На концах хорошо развитых пальцев имеются когти

Птицы в отличие от земноводных и пресмыкающихся - животные теплокровные. Они имеют постоянную и высокую температуру тела, для поддержания которой потребляют большое количество пищи, быстро и почти полностью усваивая ее. Питаются птицы и растительным, и животным кормом, в поисках которого много передвигаются.

За редкими исключениями, птицы прекрасно летают, превосходя в этом отношении всех других позвоночных животных. Кроме этого, птицы хорошо передвигаются по земле, лазают по деревьям, многие ныряют и плавают в воде.

Птицы чрезвычайно разнообразны по величине, формам, окраске, повадкам и приспособились к обитанию в различных климатических условиях.

Наибольшее видовое разнообразие птиц наблюдается в Центральной и Южной Америке. Из наземных птиц одним из наиболее многочисленных видов считается домовый воробей.

Численность птиц иногда снижается очень быстро, так как они чутко реагируют на негативные изменения в среде обитания.

В чем заключаются особенности внешнего строения птиц? Рассмотрим внешнее строение птиц. У них имеется голова, шея, туловище, конечности и хвост.

Голова у птиц обычно маленькая. На ней расположены клюв, глаза, ноздри. Клюз образован вытянутыми вперед костными челюстями, которые сверху покрыты роговыми чехлами. Зубов у птиц нет, что облегчает череп - скелет головы. У основания верхней части клюва расположены ноздри. Округлые глаза прикрываются двумя веками и мигательной перепонкой. Ближе к затылку под перьями скрыты ушные отверстия.

Подвижная шея соединяет голову с компактным туловищем.

Части тела (внешнее строение)

Типы перьев:

Основу оперения птицы составляют контурные перья. Центральная часть контурного пера - узкий твердый стержень. Нижняя его часть погружена в кожу. Вдоль остальной части стержня расположены две широкие боковые пластины, образующие опахало. Оно имеет упругую, плотную и почти непроницаемую для воздуха поверхность.

Самые крупные и крепкие контурные перья - маховые и рулевые- расположены на крыльях и хвосте. Они создают гребные лопасти крыльев и рулевую поверхность хвоста. Сплошную обтекаемую поверхность, облегчающую полет, образуют на теле птицы покровные перья.

У многих птиц под контурными перьями находятся мелкие пуховые перья. Их стержни короткие и тонкие, в мягкие опахала не имеют сомкнутых пластинок. Пуховые перья сохраняют тепло, то есть обеспечивают теплоизоляцию. Температура тела у птиц постоянная (не зависит от окружающей температуры) и высокая, около +42 °С.

Перья постепенно изнашиваются и нуждаются в обновлении. Под старыми перьями глубоко в коже образуются новые. Они выталкивают отмершие перья, которые выпадают, а на их месте вырастают новые. Смена оперения называется линькой.

Уходу за перьями птицы уделяют много времени. Они постоянно чистят оперение. Смазывают перья маслянистыми выделениями копчиковой железы, расположенной па спинной стороне у основания хвоста. Это предохраняет перья от намокания.

Формы хвоста.

Наблюдая за полетом птицы, можно заметить, что при боковом повороте она так перекашивает хвост, что его крайние-рулевые перья с одной стороны поднимаются, а с другой опускаются, давая крен хвосту в ту сторону, куда поворачивает птица. Наблюдая за парящим хищником, можно видеть, что его хвост все время в движении: то он слегка расширяется, то чуть сложится; медленными волнообразными движениями крайние рулевые перья то поднимаются вверх, то опускаются,-- и птица плавно изменяет направление полета.

Маневрирующие в полете птицы (ласточки, стрижи, чайки) имеют хвост вильчатой формы (развилкой); из хищников таким хвостом наделены только коршуны.

Хвост может служить и как руль глубины. Когда птица взмывает в небо, вертикальные силы хвоста направлены вниз. Обратное явление происходит при спуске летящей птицы к земной поверхности. Крутизна подъема или спуска в полете зависит от того, насколько сильно птица отвела хвост вверх или вниз. В момент резкого поднимания или опускания птицы хвост работает, как тормоз. Поэтому же лесные птицы, которым издавна свойственны крутые взлеты и такие же посадки (например, сороки, кукушки), наделены длинным хвостом.

У соколов и некоторых других птиц из "благородного сословия" (их не так уж много) хвост приспособлен для пикирования. У таких птиц удлинены средние рулевые перья. Однако не у всех пернатых, способных к пикированию, средние рулевые перья длиннее остальных. Объясняется это тем, что, например, у крачки и ей подобных пикирующих птиц хвост выполняет и другие функции. У птиц, обитающих в густых зарослях, где они находят себе "стол и дом" (пеночки, камышевки и др.), укороченный, округлый, вздутый хвост. Подобной формы хвост, конечно, снижает летные качества птицы, но он необходим для коротких перелетов в зарослях, для посадки (и взлета) на ствол или ветку и тому подобное.

Особенности внутреннего строения птиц, связанные с полетом.

Пищеварительная система. Челюсти

образуют клюв - орган захвата пищи.

Зубы отсутствуют. В ротовой полости

расположен язык. Секрет,

выделяемый слюнными железами ,

смачивает пищу и облегчает её

движение по пищеводу . У большинства

птиц он имеет расширение - зоб , где

пища подвергается химической

обработке. Во время вывода птенцов

стенка зоба некоторых видов птиц

выделяет питательный секрет –

"молочко", которым выкармливаются

птенцы. Желудок состоит из двух

отделов – железистого ( пища расщепляется под действием ферментов) и мускулистого (механическая обработка пищи). Из желудка пища поступает в двенадцатиперстную кишку , куда открываются протоки печени и поджелудочной железы . Продвигаясь далее по тонкому кишечнику, она переваривается и всасывается. У растительноядных птиц он длиннее, чем у насекомоядных. Интенсивность пищеварения очень высокая. Непереваренные остатки пищи поступают в короткую толстую кишку, открывающуюся в клоаку. Быстрое переваривание пищи и быстрое опорожнение кишечника избавляют птиц от избыточной массы.

Дыхательная система . Через ноздри

воздух поступает в носовую полость,

глотку, гортань, трахею, в нижней

аппарат птиц. Трахея разделяется на

два бронха , которые, входя в лёгкие ,

ветвятся на 15-20 вторичных бронхов .

Лёгкие птиц - не мешки, как у

земноводных или пресмыкающихся, а

губчатые тела с большой дыхательной

поверхностью. Часть вторичных

бронхов проходит в воздушные мешки.

Акт дыхания в покое осуществляется за

счёт сужения и расширения грудной

клетки. При вдохе грудина опускается,

при выдохе - поднимается. При полёте вентиляция легких осуществляется с помощью воздушных мешков. При подъёме крыльев мешки растягиваются и воздух частично поступает в лёгкие, где происходит газообмен, а частично в воздушные мешки. В них окисления крови не происходит. При опускании крыльев воздушные мешки сжимаются и воздух из них поступает в лёгкие, где снова происходит окисление крови. Таким образом, в полете газообмен у птиц происходит и на вдохе и на выдохе. Такой механизм получил название двойного дыхания . Помимо участия в газообмене, воздушные мешки предохраняют организм при большой мышечной работе от перегрева, отводя с выдыхаемым воздухом избыток тепла.

Кровеносная система птиц характеризуется полным разделением артериального и венозного токов крови в связи с формированием четырёхкамерного сердца , состоящего из двух предсердий и двух желудочков. Как и у всех наземных позвоночных - два круга кровообращения. Венозная кровь из правого желудочка поступает по лёгочным артериям в лёгкие и окисляется. Артериальная кровь по лёгочным венам поступает в левое предсердие. Это малый круг кровообращения . Большой круг кровообращения начинается в левом желудочке. Из него берёт начало только одна, правая дуга аорты, несущая артериальную кровь к органам. Венозная кровь собирается в парные передние и непарную заднюю полые вены, впадающие в правое предсердие. Здесь заканчивается большой круг кровообращения. У птиц высокая скорость кровотока. Это, наряду с высокой кислородной ёмкостью крови, а также интенсивным газообменом в лёгких, позволяет осуществлять эффективное насыщение тканей организма кислородом. Благодаря этому птицы способны поддерживать постоянную температуру тела.

Органы выделения - парные почки. От каждой почки отходит мочеточник , открывающийся в клоаку. Мочевой пузырь отсутствует .

Нервная система отличается большим, чем у пресмыкающихся, размером головного мозга. Полушария крупные, доли среднего мозга хорошо развиты, мозжечок - большой, От головного мозга отходят 12 пар черепно-мозговых нервов.