Как справиться с подростковым кризисом. Подростковый кризис. Как найти общий язык с тинейджером

Воспитание ребенка это непростой повседневный труд. Невозможно заниматься им только с восьми до восьми или по выходным, когда есть свободное время. Парадокс воспитания заключается в том, что даже, когда вам кажется, что вы ничего не делаете для воспитания своего чада в данный момент времени, этот процесс происходит сам собой. Ребенок чутко впитывает в себя манеру поведения родителей, их отношение к миру и жизненные ценности. И если в раннем детстве вы даже не задумываетесь, насколько верно воспитываете своего отпрыска, главное, чтобы он был послушным, то во время кризиса подросткового возраста моментально вскрываются все проблемы и недочеты родительского воспитания.

Что такое кризис подросткового периода?

Подростковый кризис является последним и самым сложным детским кризисом. Это период вступления ребенка во взрослую жизнь, переосмысления заложенных родителями моральных ценностей и собственных жизненных ориентиров. Этот этап всегда тяжело переживается и самим ребенком и его близкими. В некоторых случаях взаимоотношения между родителями и детьми подросткового возраста разрушаются до основания буквально в одночасье, и для того, чтобы восстановить их, требуются долгие десятилетия кропотливой работы над собой. Что нужно знать, чтобы помочь своему ребенку пережить подростковый кризис? Каковы причины кризиса подросткового возраста? Как распознать начало проявления кризиса подросткового периода? Как вести себя в разных ситуациях? Попробуем ответить на волнующие многих родителей вопросы.

Начало кризиса многие родители могут пропустить, но вот его пик трудно не заметить. Ребенок становится раздражительным, плаксивым и неуверенным в себе. У него появляются комплексы по поводу своей внешности, новые друзья и секреты. С подростком трудно договориться, он отвергает любые предложения родителей, даже если очень хочет с ними согласиться. Довольно часто у детей ухудшается успеваемость в школе, и они стараются проводить все свободное время вне стен родного дома в компании сверстников и молодых людей постарше. Время наступления подросткового кризиса колеблется от 11 до 13 лет. Девочки, начинающие созревать раньше своих одноклассников мужского пола, переживают кризис в 11-12 лет. Родители мальчиков сталкиваются со всеми «прелестями» подросткового возраста чуть позже, в 13-14 лет.

Причины кризиса подросткового возраста

В целом психологи выделяют две причины подросткового кризиса:

  • гормональная
  • внутрисемейная

Основной причиной резких изменений в подростке являются гормоны, бушующие в его организме. В этот период выброс их в кровь увеличивается на 40-50%. Уже никогда в будущем организм не будет так активно вырабатывать гормоны, поэтому очень часто подростка называют «гормональной бомбой». Тестостерон у мальчиков и эстроген у девочек заставляют тела подростков ускоренно расти и видоизменяться:

  • ежегодно ребенок прибавляет в росте на 10-20%;
  • сердце тоже увеличивается в размерах и начинает работать с повышенной нагрузкой;
  • быстрый рост провоцирует различные заболевания — от проблем с суставами до временной слепоты;
  • ребенок начинает страдать от повышенной утомляемости;
  • проявляются первичные и вторичные половые признаки;
  • происходит ломка голоса у мальчиков.

Конечно, все эти изменения не могут не повлиять на психоэмоциональное состояние подростка. Каждое новое изменение в его теле ребенок воспринимает в штыки. Ему становится все сложнее принимать себя, к тому же бунтующие гормоны расшатывают и без того ранимую психику, особенно, если отношения в семье далеки от идеальных.

Семья играет в жизни подростка весьма противоречивую роль. С одной стороны он все еще ребенок и очень нуждается в любви, тепле и понимании. А с другой стороны подросток стремится всеми силами оторваться от семейного «гнезда» и смело шагнуть во взрослую жизнь. Поведение родителей в этот период должно смягчать проявления кризиса подросткового возраста, но, к сожалению, большинство родителей бывают не готовы к внезапному взрослению своих детей. Это приводит к серьезным конфликтам в семье вплоть до ухода подростка из дома. Чаще всего именно семья раздувает пожар кризиса, доводя его до полного абсурда. Конечно, весьма сложно оставаться мудрым и терпеливым родителем, когда твой ребенок становится грубым и агрессивным, но без этого очень сложно сохранить теплые отношения с растущим отпрыском.

Особенности кризиса подросткового возраста

Подростковый кризис можно условно разделить на три этапа, каждый из которых имеет ряд особенностей и нюансов:

  1. Предкритический этап

Обычно наступление этого этапа родители как раз пропускают. Ребенок только начинает видоизменяться, но это пока еще не сильно заметно окружающим. Он становится более внимательным ко всему, что происходит вокруг него. Любую проблему, даже самую незначительную, он пытается решить с помощью логики, применяя разные подходы. Подросток испытывает тягу к глубокомысленному философствованию на бытовые темы, любит выводить на долгие разговоры родителей. Горячо оспаривает их мнение и отношение к жизни, делает это категорично и вежливо. В этот период могут появиться первые симптомы ухудшения успеваемости, но чаще всего это единичные случаи низких оценок. Ребенок начинает отстаивать свое мнение внутри семьи, требует, чтобы с ним советовались по различным вопросам. Обычно все эти проявления кризиса подросткового периода воспринимаются родителями слегка снисходительно и даже с некоторым умилением. Они не воспринимают их, как начало трудного периода становления личности ребенка, который им придется пройти вместе на протяжении ближайших двух лет.

  1. Пиковый этап

Он начинается весьма неожиданно для родителей и самого подростка. Внезапно дискуссии в семье сменяются криками и агрессией. Подросток начинает поступать своевольно, доказывая каждым своим действием, что не нуждается в родительских советах и внимании. Он не просто критикует их жизненные цели, а полностью отвергает их, хотя с трудом может представить им какую-либо достойную альтернативу. Особый вес приобретает мнение сверстников, особенно одного пола с собой. Подросток стремится завоевать свое место в коллективе и применяет для этого все возможные и известные ему способы. Параллельно с внешней грубость и агрессией ребенок становится излишне чувствительным и ранимым. Его задевают малейшие просьбы, он болезненно реагирует на любую критику в свой адрес. Известны случаи, когда критика родителей в отношении умственных способностей ребенка, приводила к попыткам суи цида. В этот период общение с подростком становится практически невыносимым испытанием — любой разговор заканчивается слезами и скандалом.

  1. Посткритический этап

Этот период можно считать заключительным в подростковом кризисе. Ребенок пытается заново выстроить свои отношения с окружающим его миром. Девизом этого этапа может стать фраза «Я сам!». Подросток стремится все сделать самостоятельно. Он рвется к свободе, но, зачастую, просто не знает, что с ней делать. И чем больше разумной свободы он получит от родителей, тем быстрее закончится его борьба за свои права. Чаще всего на этот период выпадает и первая любовь, которая закладывает основы отношений с противоположным полом на всю жизнь, и первая сигарета, и первые жизненные победы, которые подросток кладет в свою «копилку». Отношения с родителями начинают постепенно выравниваться и гармонизироваться. Ребенок выстраивает их на правах взрослого человека, требующего уважения к своим жизненным принципам.

Каждый из этапов подросткового кризиса длится определенный период времени. Это зависит от многих факторов:

  • пола подростка;
  • воспитания;
  • отношений с родителями;
  • атмосферы внутри семьи;
  • глубины проявления кризиса в пиковый этап и т.д..

Специалисты отмечают в особо сложных случаях затягивание подросткового кризиса до 18-19 лет. Многие подростки вступают во взрослую жизнь, так и не пройдя все этапы кризиса поочередно. Они останавливаются на каком-либо одном из них и уже в своей самостоятельной жизни пытаются решить ворох накопившихся проблем, мешающих им проявлять себя в роли взрослой личности.

Проблема кризиса подросткового возраста

Взрослым очень часто кажется, что все проблемы подростков надуманны. На самом деле это не так. Ребенок сталкивается с действительно серьезными и непреодолимыми для него ситуациями. Причем сталкивается впервые, не имея опыта и инструментов для их решения. Он только начинает делать робкие шаги во взрослую жизнь, которые закладывают фундамент в его личностное становление. Попробуем выделить несколько основных проблем подросткового кризиса:

  1. Борьба за свободу

Практически на всем этапе своего взросления ребенок борется за свободу. Этот процесс начинается с первых самостоятельных шагов малыша и заканчивается, когда ребенок начинает жить отдельно от своей семьи. Борьба за свободу это самый естественный процесс становления и развития личности, но, к сожалению, родители не всегда разделяют стремление своих детей к самостоятельности. Многие родители так боятся дать некоторую свободу своим детям, что контролируют каждый их шаг: просматривают компьютер, соцсети, телефоны, устанавливают строгие правила и т.д. Все эти методы воспитания только усугубляют отношения в семье и озлобляют подростка. Родителям стоит принять своего ребенка как взрослую личность, которая имеет право на свободу и уединение по своему желанию. Постарайтесь дать подростку так называемую «безопасную» свободу, гармонизируя ее рядом обязанностей. К примеру, не запрещайте ребенку проводить свободное время со сверстниками там, где он хочет, но обяжите его отвечать на любой ваш телефонный звонок немедленно и приходить домой в определенное вами время. Так ребенок приучится быть более ответственным и станет воспринимать взрослую жизнь не только как сказку о неограниченной свободе.

  1. Первая любовь

Скорее всего, каждый взрослый помнит это болезненно-восхитительное чувство первой влюбленности, которое обожгло сердце на всю оставшуюся жизнь. Отношения с противоположным полом в подростковый период манят и пугают одновременно. С одной стороны подросток испытывает сильную тягу к противоположному полу, вызванную всплеском гормонов. А с другой стороны он не имеет опыта в этой сфере, что провоцирует агрессию и замкнутость. Помочь ребенку справиться с этой проблемой очень сложно. К сожалению, он должен «набить свои шишки» и получить свой неоценимый опыт, который будет помогать ему в дальнейшем. Задача родителей просто быть рядом и поддержать в трудный момент советом, а иногда просто сочувствием.

  1. Мнение о себе

Одна из самых главных проблем подросткового кризиса это мнение ребенка о себе. Заниженная самооценка является корнем зла многих поступков подростка. Чаще всего он недоволен абсолютно всем:

  • формой лица;
  • фигурой;
  • волосами;
  • размером ноги;
  • ростом;
  • цветом кожи;
  • тембром голоса;
  • умственными способностями и т.д..

Подросток не замечает в себе плюсов, но усиленно культивирует минусы, как выдуманные, так и реальные. Все попытки переубедить ребенка обычно ни к чему не приводят, и родители чаще всего опускают руки, надеясь, что со временем все изменится. К сожалению, не изменится. Задача родителей постоянно говорить подростку о его положительных качествах, хвалить и помогать в улучшении внешности. С девочкой можно сходить в салон красоты и пройтись по магазинам, чтобы научить ее правильно подбирать одежду. Мальчика хорошо бы записать в спортивный зал или бассейн, физическая нагрузка поможет фигуре быстрее сформироваться по мужскому типу.

Подростковый кризис это сложный этап для любой семьи, пережить который можно только проявляя безграничную любовь и нежность по отношению к своему взрослеющему ребенку. Родителям, которые любят своего ребенка, а также имеют с раннего детства доверительные и теплые отношения с ним, имеют больше шансов благополучно справится с подростковым кризисом своего чада. Да и самому подростку в такой семье будет гораздо проще пережить этот трудный период его жизни.

Это кризис социального развития, напоминающий кризис 3 лет («Я сам»), только теперь это «Я сам» в социальном смысле. В литературе он описан как «возраст второй перерезки пуповины», «негативная фаза полового созревания». Этот период характеризуется падением успеваемости, снижением работоспособности, дисгармоничностью во внутреннем строении личности, максимальным разделением «Я» подростка и мира. Кризис относится к числу острых.

Подростковый кризис имеет и свой позитивный смысл. Он заключается в том, что, проживая этот период в борьбе за независимость, которая происходит в относительно безопасных условиях и не принимает крайних форм, подросток удовлетворяет потребности в самопознании и самоутверждении. Кроме того, у него не только возникает чувство уверенности в себе и способность полагаться на себя, но и формируются способы поведения, позволяющие ему и в дальнейшем справляться с жизненными трудностями.

Основными симптомами кризиса являются:

    Снижение продуктивности и способности к учебной деятельности даже в той области, в которой ребенок одарен. Регресс проявляется, когда задается творческое задание (например, сочинение). Дети способны выполнять так же, как и прежде, только механические задания. Это связано с переходом от наглядности и знания к пониманию и дедукции (выведение следствия из посылок, умозаключение). То есть происходит переход на новую, высшую ступень интеллектуального развития. На смену конкретному приходит логическое мышление. Это проявляется в критицизме и требовании доказательств. Подросток теперь тяготится конкретными вопросами, его начинают интересовать философские вопросы (проблемы происхождения мира, человека). Происходит открытие мира психического, внимание подростка впервые обращается на других лиц. С развитием мышления наступает интенсивное самовосприятие, самонаблюдение, познание мира собственных переживаний. Разделяется мир внутренних переживаний и объективная действительность. В этом возрасте многие подростки ведут дневники. Новое мышление оказывает влияние и на язык, речь.

    Н егативизм . Иногда этот период называютфазой второго негативизма по аналогии с кризисом 3 лет. Ребенок как бы отталкивается от среды, враждебен, склонен к ссорам, нарушениям дисциплины. Одновременно испытывает внутреннее беспокойство, недовольство, стремление к одиночеству, к самоизоляции. У мальчиков негативизм проявляется ярче и чаще, чем у девочек, и начинается позже – в 14-16 лет.

Важно понимать, что кризисные симптомы не проявляются постоянно, это скорее эпизодические явления, хотя порой они повторяются достаточно часто. Кроме того, интенсивность кризисных симптомов и способы их выражения могут существенно различаться.

Выделяют два основных пути протекания данного кризиса: 1. Кризис независимости, при котором основными симптомами являются строптивость, упрямство, негативизм, своеволие, обесценивание взрослых, отрицательное отношение к их требованиям, ранее выполнявшимся, протест-бунт, ревность к собственности. 2. Кризис зависимости, симптомами которого являются чрезмерное послушание, зависимость от старших или сильных, регресс к старым интересам, вкусам, формам поведения, что «возвращает» подростка назад, к той своей позиции, к той системе отношений, которая гарантировала эмоциональное благополучие, чувство уверенности, защищенности ("я ребенок и хочу оставаться им").

Как правило, в симптомах кризиса могут присутствовать обе тенденции с доминированием одной из них. Одновременное присутствие стремления к независимости и стремления к зависимости связано с двойственностью позиции школьника. Подросток в силу недостаточной психологической и социальной зрелости, предъявляя взрослым и отстаивая перед ними свои новые взгляды, добиваясь равных прав, стремясь расширить рамки дозволенного, одновременно ждет от них помощи, поддержки и защиты, ждет (чаще неосознанно), что взрослые обеспечат относительную безопасность этой борьбы и оградят его от чрезмерно рискованных шагов. Именно в связи с этим избыточно разрешающее отношение часто наталкивается на глухое раздражение подростка, а достаточно жесткий (но при этом аргументированный) запрет, вызвав вспышку негодования, напротив, ведет к успокоению, эмоциональному благополучию.

Таким образом, поведение подростка во время кризиса не обязательно имеет негативный характер. Л.С.Выготский пишет о трех вариантах поведения.

    Негативизм ярко выражен во всех областях жизни подростка. Причем это длится либо несколько недель, либо подросток надолго выпадает из семьи, недоступен уговорам старших, возбудим или, наоборот, туп. Это трудное и острое протекание наблюдается у 20% подростков.

    Ребенок – потенциальный негативист. Это проявляется лишь в некоторых жизненных ситуациях, главным образом как реакция на отрицательное влияние среды (семейные конфликты, угнетающее действие школьной обстановки). Таких детей большинство, примерно 60 %.

    Негативных явлений нет вовсе у 20 % детей.

В связи с этим можно предположить, что негативизм является следствием недостатков педагогического подхода. К слову, этнографические исследования также показывают, что есть народы, где подростки не переживают кризиса.

Следует отметить, что трудности воспитания взрослые (родители, учителя) обычно связывают не с кризисом как таковым, когда начинается ломка прежних психологических образований, а с посткризисным периодом. Трудным для окружающих становится период формирования новых психологических образований у подростка, так как перенос на этот возраст прежних воспитательных мер оказывается неэффективным.

Вопросы для самоконтроля:

    Основные проявления подросткового кризиса

    Какие изменения происходят в моторном и физическом развитии подростка?

    Каковы особенности взаимоотношений подростков со сверстниками и взрослыми?

    Каковы особенности мотивационной сферы подростков?

    Охарактеризуйте ведущую деятельность в подростковом возрасте

Обратили внимание на то, что ваш тринадцатилетний ребёнок всё чаще стал грубить, перестал делиться секретами, начал дерзко шутить и проявлять цинизм? Пожалуй, наступил кризис подросткового возраста. Если бы родители понимали особенности протекания этого кризиса, то они бы намного спокойней воспринимали все причуды ребёнка и сложности общения с ним. Читайте в нашей статье об особенностях психологии подростков, их проблемах и нюансах поведения, и вы будете знать, как вести себя с повзрослевшим ребёнком.

Основные особенности подростковой психологии

Загадочный подростковый возраст - время, когда ребёнок прощается с детством, но ещё . Этот момент перехода - один из самых важных отрезков жизни человека. Для того чтобы родители научились понимать ребёнка, нужно знать о причинах проявлений кризиса.

Основные психологические особенности подростков:

  • особое внимание к своей внешности
  • объединение в группы со сверстниками
  • повышенное любопытство к сексу, интимным отношениям между полами
  • желание уединяться
  • необходимость личного пространства
  • дерзость в общении, бесспорная правота
  • повышенная ранимость в сочетании с внешним безразличием.

«Знаете ли вы, что в подростковом возрасте ребёнок впервые начинает интересоваться своим внутреннем миром? Он пытается осознать природу своих психических процессов, желаний, интересов, однако не всегда может сам ответить на беспокоящие его вопросы. Задача родителей - поддержать подростка на пути взросления и попытаться его понять».

Рассмотрим характеристики этого периода:

  1. Постоянное или периодическое переживание чувства тревожности, беспокойства.
  2. Наличие чрезмерно завышенной или заниженной самооценки.
  3. Наличие повышенной возбудимости, интереса к половым отношениям, эротических фантазий.
  4. Перепады настроения: весёлое сменяется мрачно-депрессивным.
  5. Постоянные претензии к родителям, другим людям.
  6. Принципиальное чувство справедливости.
  7. Приписывание себе заслуг, которых нет.
  8. Требование соблюдения прав, не ограничения личной свободы.
  9. Потребность в , близких отношениях, а также признании своей индивидуальности окружающими.

Подросток всё время борется сам с собой. Он считает себя вполне взрослым, однако социально реализоваться ещё не способен, так как зависит от родителей. Одной из психологических особенностей подростков является стремление самому принимать решения, высказывать точку зрения, совершать поступки по собственному усмотрению. В этой тенденции прослеживается такая особенность, как неумение брать ответственность за поступки и решения. Несоответствие подростковых амбиций с возможностями может породить массу проблем.

Проблемы современных подростков

У каждого подростка наступает время, когда он задаётся вопросами: «Кто я такой?», «Чего мне хочется от жизни?». Подростку тяжело найти ответы на эти вопросы, он не в состоянии сам разобраться в себе. В подростковом возрасте имеют место внутренние конфликты, чему сопутствуют смена настроений, потребность в друзьях и увлечениях, проявления агрессии. Именно в этот периоды и начинаются проблемы с родителями. Причина этому - внутренние противоречия :

  • Подросток считает себя вполне взрослым, хотя реально - он ещё ребёнок.
  • Подросток отстаивает своё право на уникальную , и в то же время хочет «быть, как все».
  • Подросток хочет быть членом какой-то социальной группы, однако не всегда получается интегрироваться в неё. Отсюда - проблемы в общении со сверстниками.

Эти противоречия лежат в основе подростковых проблем:

  • семейных
  • половых
  • поведенческих и других.

Множество родителей подростков не подозревают о том, что у их детей есть какие-то проблемы (ведь подростки предпочитают не откровенничать с родителями). Родителям сложно осознать, что их ребёнок вырос, и общение с ним теперь не может проходить в той форме, каким оно было раньше. Взрослые забывают, что они сами тоже были в подростковом возрасте, и у них тоже были сложности в общении с родителями и какие-то проблемы , например:

  1. Отцы и дети. Проблема взаимопонимания родителей и подростка. В ответ на непонимание родителей подростки ведут себя дерзко, считая взгляды папы и мамы устаревшими.
  2. Половые проблемы. Достигая подросткового возраста, ребёнок меняется не только психологически, но и физически. Однако созревают все по-разному: одни их них уже готовы вступить в отношения с противоположным полом, других - не воспринимают всерьёз. Другая грань проблемы - ранние половые отношения. Родителям нужно иметь доверие ребёнка и с тактом подходить к столь деликатным вопросам, чтобы обезопасить его от негативных последствий раннего секса.
  3. Неудовлетворённость внешностью. Подросток критически относится к тому, как он выглядит. Физическое состояние и внешний вид - основные причины общего недовольства собой, которые провоцируют неуверенность в себе, агрессию и недоверие к окружающему миру.
  4. Пройти через всё. Подростку хочется всё ощутить, попробовать. В связи с этим желанием могут возникнуть проблем с запрещёнными и пагубными веществами (сигаретами, алкоголем, наркотиками), половыми отношениями, другими девиантными отклонениями.
  5. Проблема духовности. Подростковый возраст сопровождается первым глубоким взглядом внутрь себя. Подросток хочет понять свою личность, сильные и слабые стороны. Неудовлетворённость качествами своего характера может быть весьма сильна и быть причиной страхов, навязчивых состояний и даже суицидальных наклонностей.

«Совет. Не наказывайте подростка, как бы он себя ни вёл. Представьте себя на его месте, попробуйте понять, как ему тяжело в этот момент. Подросток оценит вашу поддержку».

Нюансы поведения

Кризис подросткового возраста проходит нелегко, и этот этап жизни ребёнка характеризуется некоторыми нюансами поведения.

Столкнувшись с кризисом подросткового возраста, родители опасаются, что не переживут тех жутких проявлений поведения , о которых слышали от знакомых или с экрана телевизора. Подросток становится неуправляемым, может начать курить и пробовать наркотики, увлечься алкоголем, не появляться дома, слушать зверскую музыку, делать татуировки и прокалывать брови или пупок, красить волосы в вызывающие цвета… Он может перестать учиться, попасть в дурную компанию, подхватить венерическое заболевание, уйти из дома, предпринять попытку суицида… Аналогично кризису среднего возраста, кризис подростков проявляется в виде дезадаптации, неуправляемости, агрессии, недовольства собой и окружающими.

Рассмотрим некоторые нюансы поведения подростков :

  • они пререкаются с родителями по любому поводу
  • стремятся настаивать на своём
  • у них стремительно меняется настроение
  • они часто чувствуют недомогания
  • не всегда ведут себя адекватно
  • у них бывает странное чувство юмора
  • их поведение может быть девиантным - отклоняющимся от нормы (увлечение алкоголем, драки, воровство, беспорядочные связи, субкультуры)
  • они могут грубо и шокирующе высказываться
  • их поступки могут быть эпатажными
  • их внешний вид может быть вызывающим
  • они неравнодушны к теме секса, но пытаются это скрыть
  • они пытаются философствовать
  • они обидчивы и самолюбивы.

Как найти общий язык с тинейджером

Чтобы достичь взаимопонимания с подростком, соблюдайте рекомендации :

  1. Оказывайте поддержку. Ребёнок только , и без вашей заботы и поддержки ему не обойтись.
  2. Предоставляйте возможность уединиться. Подростку нужно иногда бывать одному, иначе ему будет сложно.
  3. Его комната – его территория. А там свои правила и законы. Уважайте их.
  4. Предоставляйте свободу. Свобода передвижений, действий и слов делает подростка увереннее.
  5. Уважайте. Подросток имеет своё мнение. Будете уважительно к нему относиться – найдёте общий язык.

«А знаете ли вы, что комната подростка соответствует состоянию его души? Порядок там или хаос – всё это говорит о его настроении и проблемах».

Раскроем секреты, как родителям справиться с кризисом подросткового возраста:

  1. Кризис подросткового возраста – временное явление.
  2. Помогите подростку творчески реализовать себя – это важно.
  3. Чтобы легче преодолеть кризис, подростку лучше стать членом какой-то (клуба, команды, двора, класса, рок-тусовки и пр.).
  4. Запаситесь терпением и вспомните, как проходил ваш подростковый возраст.
  5. Любите ребёнка не за что-то, а просто так.
  6. Находите положительное даже в самом плохом.
  7. Формируйте границы безопасности ребёнка. Объясните ему, что, чем бы он ни занимался, должно быть безопасно для его жизни.

Кризис подросткового возраста - непростое явление. Он считается самым сложным из всех возрастных кризисов ребёнка. И основной задачей родителей становится облегчение его протекания, поддержка подростка и налаживание с ним контакта. Подростковые проблемы неизбежны. В силах родителей обеспечить нормальную жизнь подросшего ребёнка, приняв его проблемы и постаравшись помочь их преодолеть.

Всем хорошо известно, что в своём развитии ребенок преодолевает несколько серьёзных душевных кризисов:

  • кризис одного года
  • кризис трех лет
  • кризис семи лет
  • подростковый кризис.

Если придерживаться отечественной периодизации этапов развития, то подростковый кризис наступает, когда ребенку исполняется 13 лет, после чего он уже считается старшим подростком. Таковым он будет являться до 15 лет. Возраст 13 лет весьма непростой период для родителей. Для самих детей 13 лет характеризуется связью с болезненным разрывом прежней системы отношений, ознаменованием кардинальных . В подростковый кризис у ребенка резко меняется мировоззрение, отношение к себе и к окружающей действительности. В этот период всё, что было «до» кажется бессмысленным и не правильным.

Подростковый кризис - один из самых тяжёлых кризисов, которые ожидают ребенка в период взросления и полового созревания . А если не дай бог ? Очень часто родители просто перестают узнавать своего подросшего отпрыска и не знают, как себя вести с этим новым, незнакомым им человеком, который становится способен на действия, которые от него ранее никто не ожидал.

Подростковый кризис и его вестники

  • Падение продуктивности. Снижается успешность при выполнении творческих заданий. Подростковый кризис влияет на переход к мышлению посредством дедукции . Теперь подросток учится выводить умозаключения, выявлять закономерности. Хотя, ранее опирался, прежде всего, на полученные знания и наглядность. Школьные оценки уже не всегда радуют взрослых. Подростковый кризис подталкивает подростка к вопросам, не подразумевающим однозначного ответа. Ему нравится философствовать и рассуждать.
  • Негативизм. Состояние подростка амбивалентное. С одной стороны, он отвергает прежнюю систему отношений, тяготится внешними требованиями и правилами, активно их опровергая. С другой стороны, подростковый кризис действует на подростка, и он переживает внутреннее смятение, недовольство, тягу к одиночеству . Сила проявления негативных реакций будет зависеть от конкретного ребенка, семьи.

Взросление идет неравномерно, зависит от массы факторов, которые, так или иначе, влияют на саму специфику перестройки и становления личности . Однако, как бы ни был индивидуален этот процесс, подростковый кризис неизбежен. Это не следствие плохой кармы, напасти, беды, или болезни. Это один из закономерных этапов возрастного развития.

Иногда родителей охватывает просто волна эмоций, и они ощущают безвыходность ситуации, подростковый кризис в лице подростка в очередной раз демонстративно хлопает дверью. Он старается отгородиться от них, а они не принимают его желания и права на уединение . Родители считают, что теряют его, поэтому стремятся как можно больше знать о нем. Подросток воспринимает это в качестве бесцеремонного внедрения в собственное личное пространство. Стоит запастись терпением, пониманием, спокойствием, мудростью, ведь настал нелегкий этап в жизни всей семьи. Родителям нужно понимать, что сейчас их ребенку непросто.

Наиболее часто подростковый кризис проявляется в демонстративном поведении. Ребёнок стремится сделать всё, чтобы его заметили. Подросток с демонстративным поведением может намеренно сообщать родителям важные события своей жизни в самый неподходящий момент, в присутствии большого количества посторонних людей. Такой подросток часто вмешивается в разговор взрослых, в основном с фразами «А я…», «А мне…», «А у меня…». Он не выносит ни малейшего внимания в чью-либо сторону, кроме него самого.

Подросток испытывает гормональный скачок , идут масштабные физиологические преобразования организма. Однако психика и мозг подростка не развиваются столь активно. Хотя, характеристики мышления и меняются разительно, но все же не так быстро. Возникает противопоставление желаемого реальности. Подростковый кризис формирует новые потребности, появляется ярое стремление добиться независимости. Хотя, общество (домочадцы, учителя) не спешат менять к нему свое отношение. Такой подросток может отказать сверстнику в помощи, а когда представится возможность на виду у всех оказать её, громко комментируя свои действия. Например, на просьбу соседа по парте дать запасную ручку он ответит отказом, а потом на виду у всех даст её со словами«Что же ты карандашом пишешь? Вот, возьми лучше мою ручку!»

Это тот же кризис «Я сам», как и в 3 года, только теперь это кризис в социальном контексте. Сейчас им двигает тупиковое желание. Он пытается добиться свободы , но на самом деле не знает, что с ней делать. Модель поведения взрослого человека еще неустойчива, подростковый кризис действует в полной мере. Подросток еще не понимает себя, он только в поиске. В голове все чаще возникают такие вопросы, как «Кто я такой?», «Для чего живу?». Он подводит черту под своим этапом детства и снова делает первые шажки, только уже во взрослую жизнь.

Каждый кризис после выхода из него дарит что-то новое. Подростковый кризис становится новообразованием возникновения самосознания, как особой психологической функции и чувство взрослости. Этим обусловлено, противостояние двух противоборствующих сторон (детей и их родителей). Подросток хочет походить на взрослого и скинуть с себя излишнюю опеку, демонстративно показать, что он уже вырос. Родители, в свою очередь, стремятся огородить его от возможных ошибок. Мнения психологов о том, стоит ли бороться с таким демонстративным поведением подростка расходятся. Одни считают, что раз это не приносит проблем, то не стоит вмешиваться во внутренний мир ребёнка и надо дать ему самому пройти подростковый кризис. Другие возражают, что рано или поздно демонстративное поведение станет приносить проблемы родителям и самому ребёнку, поэтому бороться с кризисом в любом случае нужно.

Подростковый кризис зачастую демонстрирует негативный характер . Начинают поступать жалобы на плохое поведение от учителей школы. Ребёнок может намеренно нарушать дисциплину, лишь бы на него обратили внимание. Он будет перебивать учителя, вставлять своё слово с любой удобный и не удобный момент. В крайних случаях подростки могут намеренно затевать драки. В последствии, при выяснении причин драки, такие дети на вопрос «В чём причина драки?» отвечают «Не знаю» или «Просто так».

Птицу в клетке не удержишь, да и зачем? Тоталитаризм не выход. Подростковый кризис в такой позиции лишь усугубит протекание. Лучше постараться наладить диалог со своим упрямцем. Важно вовремя выстроить с ним доверительные отношения . Расширение зоны его свободы – неизбежный процесс. Это сложно и требует от родителей определенной доли мужества и решимости. Однако если не предоставлять ему должную степень ответственности, как он сумеет научиться держать ответ за свои поступки? Он не может всю жизнь прожить в тепличных условиях и столкновение с реальным миром неотвратимо. В то же время права подростка должны ему даваться наряду с его обязанностями.

Более совершенное самосознание в подростковый кризис помогает успешно познавать и постигать свой внутренний мир. Увеличиваются представления подростка о себе, своих интересах и способностях. Теперь его поведением руководит желание достичь какой-либо цели и воля. Хотя, еще сохраняется слабость целей, а не воли.

У подростков возникает отношение к себе как к полноценному представителю мужского или женского пола. Внешность приобретает особое значение . Она служит презентацией себя во внешнем мире. Подросток старается вывести собственное представление о себе. Сопоставляет свою позицию с оценками других, их идеалами и стандартами.

Наряду со своей тягой к независимости, свободе подростки весьма внушаемые. Подростковый кризис действует на их самооценку, которая стоит на очень зыбких основах, а внутренняя позиция не зрела. Общение со сверстниками продолжает оставаться важным. Они стремятся найти себе единомышленников, утвердиться в молодежной среде. Так формируются группы, например, всяческие субкультуры. Нужно следить, как влияет на подростка круг его общения. Если у вас имеются опасения относительно его знакомых, попытайтесь с ним обсудить эту тему и рассказать о своих переживаниях. Он не прекратит сразу дружбу с ними, но станет осторожнее. Это подействует только, если у вас выстроены доверительные отношения.

Причиной отсутствия доверительных отношений может является недостаток внимания . Присмотритесь к своей семье - подростковый кризис берет начало от отношений с родителями. Сколько часов в день Вы проводите с ребёнком? Знаете ли Вы друзей своего чада? Пытаетесь ли наладить отношения с своим подростком? Как давно Вы проводили время всей семьёй? Знаете ли Вы чем увлекается ваш ребенок? Нет?

Тогда именно общение с ровесниками становится для него первостепенным. Это при подростковом кризисе его ведущая деятельность на данном этапе возрастного развития. Общение необходимо для его полноценного становления.

Не стоит бить тревогу и запирать его дома, если падает успеваемость . Подобная ситуация становится вполне закономерной, постарайтесь просто его мягко ввести в нужное русло. Здесь важен авторитет не только вас, как личности, но и восприятие личности конкретного педагога. Сохраняйте спокойствие, следующим этапом станет его желание утвердиться в этом мире, а ведущей будет учебно-профессиональная деятельность.

Ребенку, проживающему подростковый кризис важна помощь, поддержка, участие, вера и доверие родных и близких людей. Он нуждается в советах, потому что часто еще не знает, как поступить. Постарайтесь быть для него таким человеком.

Уделяйте больше времени общению с ребёнком, особенно когда у него настал подростковый кризис. У мальчиков обычно он протекает в период с 12 до 18 лет, у девочек пораньше с 11 до 16 лет. Возьмите за правило вместе ужинать, обсуждать события минувшего дня всей семьёй. Узнайте, что интересно вашему ребёнку и поощряйте его интерес, обсуждайте с ним его успехи в этой области. Сын увлекается дзюдо? Посещайте все его соревнования, будьте всегда в первом ряду. Дочь всерьёз занялась изучением китайского языка? Запишитесь вместе с ней на языковые курсы.

Будьте всегда в курсе дел вашего ребёнка, и он это обязательно оценит!
А какими в 13 лет были вы?

Сохраните информацию.

Когда начинается и когда заканчивается подростковый кризис?

В среднем (для климатической зоны Северной Европы и северо-запада России): 11-16 лет - у девочек и 12-18 лет - у мальчиков. Но на практике все происходит сугубо индивидуально. В качестве пикантности: подростку Достоевского из одноименного романа - двадцать один год. Не слабо, как говорят сами подростки, не правда ли?

В целом, у девочек подростковый кризис протекает в более мягкой форме, наступает раньше и кончается быстрее, чем у мальчиков. Может быть, это связано с тем, что требования к самоопределению юношей и мужчин в нашем обществе традиционно жестче, чем аналогичные позиции для девушек и женщин.

И все же начало и конец подросткового кризиса - дело сугубо индивидуальное, и любые точные предсказания в этом вопросе неизбежно будут носить характер спекуляции.

Цели и задачи подросткового кризиса

Принято считать, что основной целью подросткового кризиса является самоутверждение подростка, отстаивание себя как полноценной личности. Отчасти это, разумеется, именно так и есть. Социальная, интеллектуальная и биологическая зрелость человека в нашем сегодняшнем обществе разнесены во времени, то есть наступают не одновременно. И стало быть, какую-то из этих «зрелостей» и отстаивает наш подросток. Но какую?

Понятно, что о биологической зрелости 11-летней девочки или 13-летнего мальчика не может быть и речи. Несмотря на грустный факт появления в нашей стране прослойки детей, образование которых заканчивается после пятого-шестого класса, основная масса юношества в этом возрасте все еще продолжает плодотворно (или не очень) учиться в школе. Следовательно, насильственное или добровольное, но интеллектуальное развитие тоже еще на полпути. Социальная зрелость наступает в нашей стране чуть ли не позже, чем в большинстве развитых стран. Тридцатилетний мужчина, имеющий собственную семью, которому регулярно помогают старички-родители, - отнюдь не нонсенс как в Советском Союзе, так и в сегодняшней России. В последние годы, в связи с общей «американизацией» сознания и самой жизни, вроде бы наметилась тенденция к более раннему обособлению молодых людей от родительской семьи. Но пока это только тенденция.

Так какую же зрелость наш подросток отстаивает? Воображаемую, как считает большинство «пострадавших» от подросткового кризиса родителей? Или мы что-то упустили из виду?

Разумеется, упустили! За звучными терминами мы не заметили главного - самого человека. Однозначно незрелого по всем вышеописанным (и многим другим) позициям, но также однозначно существующего в нашем пространственно-временном континууме.

Когда ребенок рождается, первые минуты своей жизни он связан с матерью пуповиной - материальной биологической структурой, по которой к нему на протяжении всей внутриутробной жизни поступали необходимые для этой самой жизни вещества. Потом пуповину обрезают, но связь ребенка с матерью все еще во многом физична - кормление грудью, тесный физический контакт. Известно, что младенцы, лишенные тесного физического контакта со взрослым человеком в первые месяцы жизни, часто погибают, даже если кормление и гигиенический уход за ними близки к идеальным показателям.

Когда ребенок начинает ходить, первое время он предпочитает передвигаться, держась за материнский подол или палец. В дальнейшем (2-3 года) ребенок очень нервничает и пугается, когда мама или папа куда-то уходят, оставляя его одного или с малознакомыми людьми.

Постепенно, однако, сфера самостоятельных действий ребенка расширяется. Он сам играет в песочнице, посещает детский сад, бегает с другими ребятами во дворе. Но обиженный сверстниками, разбив коленку, он все равно идет к маме или папе за защитой, жалостью и лаской. Иногда (с годами все реже) он приходит просто так, залезает на колени («Не стыдно тебе, такой большой!»), или просто прижимается к маминому боку, испытывая потребность в «подзарядке» все той же биологической по сути общностью, без которой не могут выжить младенцы. С поступлением в школу сфера социальных контактов ребенка стремительно расширяется. Появляются первые настоящие друзья «до гроба», первые недруги Альтруизм и предательство, верность и честь - все это теперь существует вне дома, в сфере социальной жизни ребенка. Делится ли он дома своими победами и поражениями, находками и потерями - это зависит исключительно от поведения родителей, от их собственной нравственной позиции и от искренности их заинтересованности в том, чтобы ребенок не просто «не дрался», «не хулиганил», «дружил только с приличными детьми», а именно учился общаться, вести за собой и подчиняться другим, побеждать и терпеть поражение, находить выход в трудных, запутанных, и не всегда понятных взрослым ситуациях взаимоотношений детского социума. В это время (5-6 класс) наша воображаемая связь-резинка между ребенком и родителями растягивается до максимума. Дальнейшее ее растяжение становится болезненным для одной или для обеих сторон.

И тут-то как раз и наступает подростковый возраст. И его целью и задачей становится обрыв этой самой когда-то жизненно необходимой, а теперь сковывающей дальнейшее развитие связи.

- Я больше не ваш придаток! - заявляет подросток. - Я самостоятельный человек.

Он передергивает, блефует, и на любой вопрос в лоб («В чем это ты такой самостоятельный?!») у него нет вразумительного ответа. Есть только чувство дискомфорта от перерастянутой «резинки». Если у родителей в момент самых первых заявлений хватит ума и смелости самим перерезать эту связь («Хорошо, ты самостоятельный человек, живущий рядом с нами. Ты можешь сам принимать те решения, которые тебе по силам. Если ты с чем-то не справишься, мы поможем тебе, но уже не как суверен вассалу, а как твои самые близкие друзья»), то ребенок-подросток, как правило, пугается внезапно открывшейся перспективы самому отвечать за все, и одновременно благодарен родителям за доверие, проявленное к его личностным силам. В этом случае условное расстояние между ним и родителями может стать даже меньше, чем было «до обрезания».

Если же (что бывает гораздо чаше) родители боятся перерезать эту морально и физически «устаревшую» связь, с тем чтобы заменить ее на новую («Это же все только слова, он же на самом деле еще глупый! Ничего не понимает! Жизни не знает!»), то ножницы берет сам подросток (иногда в ход идут копи и зубы), и вот именно тогда мы и имеем дело не просто с подростковым возрастом, но с подростковым кризисом во всей его красе. Если подростку после долгих попыток все же удается перегрызть охраняемую родителями «резинку», то его по инерции относит так далеко, что на восстановление доверительных и полноценных отношений могут потребоваться годы.

Если же родители оказываются сильнее, и подросток смиряется с длящимся положением «суверен - вассал», то его личностное развитие неизбежно искажается и надолго сохраняет инфантильные черты. Иногда в этом случае развивается невроз.

Итак, целью и задачей подросткового кризиса является приобретение не самостоятельности (она подростку еще и не нужна, и не по зубам), но личностной автономии, необходимой для дальнейшего развития личности по взрослому типу, то есть, иными словами, для развития умения брать на себя ответственность за все последствия своих взглядов, слов и действий.

Как вести себя родителям?

Во-первых, необходимо внимательно относиться к возрастному развитию своего чада, чтобы не пропустить первые, еще смазанные и неотчетливые признаки наступления подросткового возраста.

Как уже было сказано выше, подростковый возраст наступает у каждого ребенка в свое время и никакие общие правила здесь не могут быть догмой. Я видела десятилетнего мальчика-грузина, который имел отчетливые усики и отчетливый подростковый конфликт с папой, который в свою очередь никак не мог в это поверить и темпераментно объяснял мне, что у него самого никакого подросткового кризиса не было, и вообще в грузинских семьях такие безобразия не встречаются.

Видела я и двадцатичетырехлетнюю молодую женщину, которая пришла ко мне на прием вместе с встревоженной мамой, которая говорила о том, что вот, дочка окончила институт, вышла замуж, но жить самостоятельно отказывается наотрез, по-прежнему во всем советуется с мамой, и живет как бы ее умом. Когда девочке было 14 лет, маму это необычайно радовало и хотелось сохранить такое состояние отношений подольше. Мама как личность гораздо сильнее дочери, и у нее все получилось. Но с трудом завоеванный результат теперь почему-то радовать перестал.

Во-первых, отнеситесь серьезно к индивидуальным темпам развития вашего ребенка. Не считайте его маленьким, когда он уже начинает ощушать себя подростком. Но и не толкайте в подростковость насильно. Возможно, вашему сыну (или дочке) нужно на год или два больше времени, чем его сверстникам. Ничего страшного в этом нет.

Во-вторых , отнеситесь серьезно ко всем декларациям вашего подростка, какими бы глупыми и незрелыми они вам ми казались.

Обсудите и проанализируйте вместе с сыном (или дочкой) каждый пункт. Добейтесь того, чтобы вы одинаково понимали, что именно значит, например, такая фраза, как: «Я все могу решать сам!». Что именно за ней стоит? Я могу сам решать, какую куртку мне надеть на прогулку? Или я могу сам решать, ночевать ли мне дома? Дистанция, согласитесь, «огромного размера». Кроме того, серьезное, лишенное насмешки и пренебрежения обсуждение важно еще и потому, что подросток довольно часто делает свой запрос «с запасом», так же как называет цену рыночный торговец. Именно для того чтобы можно было поторговаться и уступить. А родители иногда, вместо того чтобы увидеть эту «рыночность» за проса, пугаются непомерности требований и начинают паниковать и запрещать все подряд.

В-третьих, как уже было сказано выше, прекрасно если вы сами и вовремя перережете «связь-резинку».

Как можно раньше дайте нашему подростку столько самостоятельности, сколько он может съесть. Утомительно и занудно советуйтесь с ним по каждому пустяку. («Как ты думаешь, какие лучше обои купить? Подешевле и похуже, или получше, но подороже?», «А огурцы какие будем в этом году сажать? Как в прошлом году или попробуем новый сорт?»). Беззастенчиво впутывайте его в свои проблемы и проблемы семьи. («Сегодня мой начальник опять ругался, что клиенты жалуются… А что я могу сделать, если половина из них явно нуждается в помощи психиатра! Как бы ты на моем месте поступила?», «Опять у бабушки почка болит. Что будем делать? Вызвать врача или опять те таблетки купить, что в прошлый раз помогли?»). Пусть подросток поймет, что вы действительно, не на словах, а на деле, видите в нем равного вам члена семьи.

В-четвертых, обязательно сами делайте то, чего вы хотите добиться от своего сына (или дочки). Звоните домой, если где-то задерживаетесь. Рассказывайте не только о том, куда и с кем вы ходите, но и о содержании вашего времяпрепровождения. Давайте развернутые и по возможности многоплановые характеристики своим друзьям и знакомым. Это позволит вам побольше узнать о друзьях вашего сына (или дочки). Чаще приглашайте к себе гостей. Если у вас, родителей, «открытый дом», вы, скорее всего, будете видеть тех, с кем проводит время ваше чадо. И вовремя сможете принять меры, если что-то пойдет наперекосяк. Рассказывайте о своих чувствах и переживаниях. Возможно, иногда что-то расскажет и ваш ребенок. Делитесь с подростком своими проблемами. Не стесняйтесь попросить у нею совета. Вопреки распространенному мнению, иногда подростки очень чувствительны и тактичны в оценке и коррекции именно чужих ситуаций. Кроме того, в этом случае существенно повышается вероятность того, что и со своей проблемой чадо пойдет именно к вам, а не в ближайший подвал.

В-пятых, постарайтесь обнаружить и исправить те ошибки в воспитании, которые вы допускали на предыдущих этапах. Если вы, конечно, не сделали этого раньше. Относительно «обнаружить» проблем обычно не бывает. Потому что именно в подростковом возрасте все допущенные ранее ошибки лезут наружу и зацветают пышным цветом.

По материалам книги Е.В. Мурашовой «Понять ребенка», г.Екатеринбург, «У-Фактория», 2004 г