Экономика большой семерки. Большая "семерка ". Вес "Большой семерки"

В состав «большой семерки», как уже ранее отмечалось, входят экономически развитые страны, такие как США, Канада, Великобритания, Германия, Италия, Франция, Япония и в середине 90-х годов к этим странам присоединилась Россия. Современное мировое хозяйство представляется неоднородным. Роли в нем отдельных национальных экономик существенно различаются. Приведенные ниже в таблице статистические данные ООН наглядно свидетельствуют, что среди лидеров мировой экономики находятся страны Северной Америки (США и Канада), страны Западной Европы (Великобритания, Германия, Италия, Франция) и Япония. Но экономика России находится в упадке, хотя она входит в состав «большой восьмерки» (см. раздел, посвященный России). Последние десятилетия лидером в мировой экономике остаются Соединенные Штаты Америки. На современном этапе лидерство США в мировой экономике обеспечивается главным образом их превосходством над другими странами по масштабам и богдтству рынка, степени развития рыночных структур, уровню научно-технического потенциала, мощной и разветвленной системе мирохозяйственных связей с другими странами по линии торговли, инвестиций и банковского капитала. Неординарно высокая емкость внутреннего рынка обеспечивает США уникальное место в мировой экономике. Самый высокий уровень ВНП в мире означает, что США расходуют больше любой другой страны на текущее потребление и инвестиции. При этом фактором, характеризующим потребительский спрос в США, является общий высокий уровень доходов относительно других стран и большой слой среднего класса, ориентированного на высокие стандарты потребления. В США ежегодно закладывается строительство в среднем 1,5 млн новых домов, продается более 10 млн но- 208? вых легковых автомобилей и множество других товаров длительного пользования. Современная промышленность США потребляет около одной трети всего добываемого в мире сырья. Страна обладает наиболее емким в мире рынком машин и оборудования. На его долю приходится свыше 40% реализуемой в развитых странах продукции машиностроения. Располагая самым развитым машиностроением, США одновременно стали крупнейшим импортером машинотехнических изделий. США принимает сейчас свыше одной четверти мирового экспорта машин и оборудования, производя закупки практически по всем видам техники. К началу 90-х гг. в США сложилась устойчивая прогрессивная структура хозяйства, в котором преобладающая доля принадлежит производству услуг. В ВВП на них приходится свыше 60%, на материальное производство ~ 37% и примерно 2,5% - на продукцию сельского хозяйства. Еще более значительна роль сферы услуг в занятости: в первой половине 90-х гг. здесь занято более 73% самодеятельного населения. На современном этапе США обладают крупнейшим в мире научно-техническим потенциалом, который является сейчас решающим фактором динамичного развития экономики и конкурентоспособности в мировом хозяйстве. Ежегодные ассигнования на НИОКР в США превышают подобные расходы Великобритании, Германии, Франции и Японии вместе взятых (в 1992 г. общие расходы на НИОКР в США превысили 160 млрд долл. США). По-прежнему более половины государственных ассигнований на НИОКР направляются на работы военного направления, и в этом отношении положение США гораздо более отягощенное, чем у таких конкурентов, как Япония и ЕС, расходующих преобладающую часть средств на работы гражданского назначения. Но США все еще существенно опережают страны Европы и Японию по общему потенциалу и размаху НИОКР, что позволяет им вести научные работы по широкому фронту и добиваться быстрого превра- 209 щения результатов фундаментальных исследований в прикладные разработки и технические новшества. Корпорации США прочно удерживают первенство в мире по таким направлениям НТП, как производство самолетов и космических аппаратов, сверхмощных компьютеров и их программного обеспечения, производство полупроводников и новейших мощных интегральных схем, производство лазерной техники, средств связи, биотехнологии. На долю США приходится свыше 50% крупных нововведений, генерируемых в развитых странах. Сегодня США - крупнейший производитель продукции высоких технологий, или, как ее принято называть, - наукоемкой продукции: их доля в мировом производстве этой продукции составляла в начале 90-х гг. 36%, в Японии - 29%, Германии -9,4%, Великобритании, Италии, Франции, России -около 20%. Прочные позиции удерживают США и в обработке накопленных массивов знаний, предоставлении информационных услуг. Этот фактор играет очень существенную роль, так как быстрое и качественное информационное обеспечение во все возрастающей степени определяет эффективность работы всего производственного аппарата. В настоящее время в США сосредоточено 75% банков данных, имеющихся в развитых странах. Поскольку в Японии, как и в Западной Европе, нет равнозначной системы банков данных, еще длительное время их ученые, инженеры и предприниматели будут продолжать черпать знания в основном из американских источников. Это усиливает их зависимость от США, влияет на коммерческую и производственную стратегию потребителя информации. Необычайно важно, что основу научно-технического потенциала США составляют кадры высококвалифицированных ученых и инженеров, занятых проведением научных исследований и разработок. Так, в начале 90-х гг. общая численность научных сотрудников в США превышала 3 млн чел. США лидируют по удельному весу ученых и инженеров в составе рабочей силы. Высоким образовательным уровнем характеризу- 210 ется весь контингент рабочей силы в США. В начале 90-х гг. 38,7% американцев в возрасте от 25 лет и старше имели законченное среднее образование, 21,1% - законченное высшее и 17,3% - незаконченное высшее образование. Только 11,6% взрослых американцев имеют образование ниже среднего, что составляет 8 и менее лет обучения в школе. Мощный научно-технический потенциал страны и общий высокий уровень образованности и профессиональной подготовки американцев служит фактором силы для американских корпораций в их конкурентной борьбе с соперниками на отечественном и мировом рынках. Продолжающееся лидерство США в современных мирохозяйственных связях - закономерный результат их предыдущего развития и очередная ступень в процессе интеграции США в мировое хозяйство. США принадлежит особая роль в формировании мирового хозяйственного комплекса, в особенности во второй половине XX в. Отношения лидерства и партнерства в области мировой торговли, инвестиций и финансов, которые складываются между США, Западной Европой, Японией и догоняющими их новыми индустриальными странами обнаруживают определенную закономерность. Вначале было абсолютное преобладание США, но по мере усиления экономики других участников эти отношения переходили в конкурентное партнерство, в котором США вынуждены частично уступать свою долю влияния соперникам, перемещая при этом функцию лидера на более высокий уровень. США последовательно преобладали в мировой торговле, экспорте ссудного капитала, прямых и портфельных заграничных инвестициях. Ныне это преобладание реализуется главным образом в масштабах экономического потенциала и динамизме его развития, научно-техническом прогрессе, заграничных инвестициях и влиянии на мировой финансовый рынок. На современном этапе США - крупнейший мировой инвестор и одновременно основной объект для иностранных 211 капиталовложений. Наиболее значительные инвестиции в США сделала Великобритания (12 млрд долл.). Всего же в США поступило из-за рубежа в качестве прямых вложений свыше 560 млрд долл. Американские фирмы по-прежнему остаются самыми крупными в мире инвеститорами, общая сумма их прямых капитальных вложений за рубежом превышает все мировые инвестиции и составила примерно 706 млрд долл. США. Кроме того, американские корпорации включились в последние годы в бум капиталовложений в связи с упрочнением курса доллара. Прибыли корпораций в процентном отношении к национальному доходу гораздо выше, чем в 80-х гг. Издержки на единицу рабочей силы не повысились за 1995 г. по сравнению со среднегодовым ростом в 4,1% в 80-е гг, что служит явным признаком повышения экономической эффективности. Подобные успехи обусловлены мощным ростом производительности, которая в 90-х гг. в нефермерском секторе повышалась на 2,2% ежегодно, что вдвое выше аналогичного темпа предыдущих двух десятилетий. ЕЛли сохранить текущий темп в 2%, национальная производительность повысится еще почти на 10% в следующем десятилетии. В послевоенный период поэтапно происходила интернационализация хозяйственной жизни. При этом в мировом хозяйстве происходил переход экономики США от превосходства над слабыми партнерами к конкурентному партнерству и усилению взаимозависимости сильных партнеров, среди которых США сохраняют лидирующее положение. Другая богатейшая страна североамериканского континента, имеющая более чем вековую историю, - Канада. Но реальные доходы населения Канады сократились в 1991 г. на 2%, Небольшое расширение занятости и незначительные прибавки к заработной плате в государственном и в частном секторе экономики тормозили рост трудовых доходов, составляющих 3/5 совокупных доходов населения. Три раза подряд снижались инвестиционные доходы, сначала из-за 212 сокращения выплат по дивидендам, а в 1993 г. - главным образом из-за падения процентных ставок. В результате - реальные потребительские расходы в 1993 г. возросли всего на 1,6% против 1,3% в 1992 г. Статистика свидетельствует, что сокращение масштабов производства в начале 90-х гг. не было значительным, однако происходило оно в условиях самой серьезной за последние три десятилетия структурной перестройки, затронувшей промышленность двух обладающих наиболее развитым индустриальным потенциалом провинций - Онтарио и Квебек. Экономический рост, оживление экономики Канады происходит с 1992 г., когда темпы прироста ВВП составили 0,6%; в 1993 г. они повысились до 2,2%. В 1994 г. по темпам экономического роста (4,2%) страна «кленового листа» впервые с 1988 г. оказалась лидером в «большой семерке» и сохранила эту позицию за собой в 1995 г., увеличив реальный ВВП в 1995 г. на 3,8%. Наблюдается также резкий скачок в приросте объема частных инвестиций - с 0,7% в 1993 г. до 9% в 1994 г. и 8,0% в первом квартале 1995 г. Примерно вдвое быстрее стали расти потребительские расходы - на 3% по сравнению с 1,6% в 1993 г. Рост производства в Канаде обусловлен увеличением доходов населения и корпораций. Если во время спада 1990 - 1991 гг. реальные доходы населения (после уплаты налогов, с учетом роста цен) сокращались, то в 1994 г. они возросли на 2,9%, а в 1995 г. - на 4,0%. При этом прибыли канадских корпораций увеличились на 35% в 1994 г. и на 27% в 1995 г. Такой рост поддерживается расширением внутреннего спроса, увеличивающимся потоком экспорта и повышением товарных цен на мировом рынке. Речь идет о высоких ценах на энергоносители, химическое сырье, металлы, бумагу, древесину. Немаловажную роль в росте доходов корпораций играет структурная перестройка в канадской промышленности, меры по сокращению издержек и техническому перевооружению, 213 что привело к увеличению производительности труда, которая в обрабатывающих отраслях превышает 5%. Новое федеральное правительство, пытаясь решать наиболее острые проблемы внутриэкономической ситуации, в феврале 1995 г. предложило план реформ, свидетельствующий о радикальном пересмотре роли государства в социально-экономической жизни страны. Так, предусматриваются: j снижение расходов по линии федеральных министерств на 19% в течение предстоящих трех лет, сокращение субсидий предпринимателям на 50%; j поддержка малого бизнеса (но формы помощи малому бизнесу будут менее льготные и более соответствующие режиму жестокой бюджетной экономии); 4- коммерциализация деятельности государственных учреждений и приватизация. Это означает, что произойдет перевод на коммерческие основы или передача в частные руки функций госучреждений и корпораций во всех случаях, когда это представляется практически возможным и эффективным. Программа включает, и возможность полной или частичной приватизации государственных предприятий. Канада, экспорт и импорт которой составляют 2/3 ВНП, весьма заметно зависит от ситуации на мировом рынке. За последние три года ее экспорт вырос на 31,6%, а импорт - на 31,3%. Подобные позитивные сдвиги обусловлены низким курсом канадского доллара по отношению к американскому, структурной перестройкой экономики и связанной с ней возрастающей конкурентоспособностью канадской продукции, а также экономическим оживлением в США, на рынок которых, собственно, и ориентирована продукция страны «кленового листа». Сегодня Канада серьезно нуждается в широком экспорте в Соединенные Штаты, чтобы добиться даже самого скромного экономического роста. Любое внезапное «похолодание» в экономике к югу от канадской границы вызывает сильный по- 214 ток «холодного воздуха» в северном направлении. Сейчас Канада крепко привязана к США, у нее слабый потребительский рост и такой же рост личных доходов. Единственное, что сможет продвинуть ее экономику, - это расширение экспорта, а большая его часть приходится на США. Невысокие в целом темпы экономического роста в Канаде скрывают серьезные проблемы, переживаемые канадцами. Среди них: высокая безработица (около 9,5%), рекордный потребительский долг, низкий уровень сбережений и тяжелые последствия, вызванные сокращением на десятки миллиардов долларов бюджетов федерального правительства и правительства провинций Как известно, многие европейские страны стабилизировали свои валюты, «привязав» их к немецкой марке. В Канаде же сохранялся свободно плавающий курс национальной валюты. Центральный банк страны «кленового листа» лишь изредка осуществляет интервенцию для сглаживания колебаний курса канадского доллара, но не поддерживает его на каком-либо определенном уровне. Так, не предпринято сколько-нибудь активных действий для предотвращения падения национальной валюты в начале 1994 г., поскольку справедливо рассчитывают на то, что это падение, с одной стороны, стимулирует экспорт, а с другой - переключает спрос на потребительские товары канадского производства. Смена правительства в Канаде (в 1993 г.) не создала сколько-нибудь значительных препятствий для реализации соглашения о формировании североамериканской зоны свободной торговли, в которую вошли три страны Северной Америки. Поэтому перспективы ее экономического роста и повышения роли Канады в современном мировом хозяйстве представляются весьма определенными. Европейские страны «большой семерки» занимают особое место в мировом хозяйстве. По уровню экономического развития, характеру структуры экономики, масштабам экономической деятельности западно- 215 европейские страны делятся на несколько групп. Основная экономическая мощь в регионе приходится на четыре крупные высокоразвитые в промышленном отношении страны - Германию, Францию, Италию, Великобританию, которые сосредоточивают 50% населения и 70% валового внутреннего продукта. На современном этапе в Западной Европе весьма велик потенциал научно-технических исследований Европейские страны «большой восьмерки» тратят большие средства на новые исследования. Но общий эффект снижается дублированием исследований, поэтому реальное значение этого показателя будет ниже номинальной величины. Тем не менее европейская часть «большой восьмерки» выделяет на гражданские исследования на 16% меньше, чем США, но в два раза больше, чем Япония. В то же время расходы западноевропейских стран в значительной степени ориентированы на фундаментальные исследования. Эти страны отстают в таких ключевых производствах, как интегральные схемы и полупроводники, изготовление микропроцессоров, суперЭВМ, биоматериалов. Это не удивительно, так как до сих пор они ассигновали на исследования в области микроэлектроники почти столько же, сколько в США выделяет одна крупная компания ИБМ. Среди факторов, отрицательно влияющих на ход экономического развития Западной Европы, выделяется массовая безработица - до 20 млн чел. Более 80% безработных сосредоточено в странах ЕС. Уровень безработицы в них составлял в 1996 г. 11,4% рабочей силы в сравнении с 5,5% в США и 3,3% в Японии. Современное экономическое развитие западноевропейских стран протекает под знаком структурных изменений. Эти изменения отразили общие тенденции развития производства и общественного разделения труда в условиях нового этапа НШ, а также явились следствием структурных кризисов и кризисов перепроизводства 70-х и начала 90-х гг. 216 На современном этапе структурный кризис пережили судостроение, черная металлургия, текстильная и угольная промышленность. Такие отрасли, бывшие не так давно стимуляторами роста, как автомобилестроение, химия, электротехника, столкнулись с сокращением внутреннего спроса, изменениями в международном разделении труда. К наиболее динамичным отраслям относятся электронная промышленность, в которой преимущественное развитие получило производство оборудования промышленного и специального назначения, прежде всего ЭВМ. Выделились новые отрасли и производства, связанные с изготовлением роботов, станков с ЧПУ, атомных реакторов, аэрокосмической техники, новых средств связи. Однако они оказались не только не в состоянии обеспечить высокие темпы роста экономики, но и в своем развитии отставали от США и Японии. Отечественные компании обеспечивают только 35% регионального потребления полупроводников, 40% электронных компонентов, еще меньше интегральных схем Западноевропейская промышленность по выпуску информационной техники обеспечивает 10% потребностей мирового и 40% регионального рынков. Прошедшее десятилетие характеризуется некоторым отставанием Западной Европы от основных конкурентов в прогрессивности отраслевой структуры. На изделия, пользующиеся высоким спросом, приходится 25% продукции обрабатывающей промышленности европейской части «большой восьмерки», примерно 30%> в США и почти 40%> в Японии. В последнее время в западноевропейской экономике заметное место занимала модернизация рентабельно функционирующего производственного аппарата, а не его коренное обновление на базе новейшей техники. Как показывают данные сграновых сопоставлений по структуре обрабатывающей промышленности, машиностроение и тяжелая промышленность получили развитие в ведущих странах региона. Также значителен удельный вес химии. Многие западноевропейские страны являются крупными производите- 217 лями потребительской продукции. Доля отраслевой легкой промышленности в Италии составляет 18 - 24%. Для большинства стран региона характерно повышение или стабилизация роли пищевой промышленности - и в производстве, и в занятости. Наиболее существенными являются различия в структурных показателях по доле сельского хозяйства в формировании ВВП - от 1,5 до 8%. Высокоразвитые страны достигли практически предела по этому показателю (2 - 3% ВВП). При снижении занятости до 7% трудоспособного населения (1960 г. -17%) происходило повышение объемов производства. На долю Западной Европы приходится около 20% мирового производства сельскохозяйственной продукции. Сегодня ведущие производители сельскохозяйственных товаров в ЕС - Франция (14,5%), Германия (13%), Италия (10%), Великобритания (8%). Сравнительно высокие темпы роста этой отрасли способствовали увеличению самообеспеченности западноевропейских стран в сельскохозяйственной продукции, поставки на внешние рынки - основной способ реализации «излишней» продукции региона. На протяжении последних лет серьезные изменения произошли в топливно-энергетическом балансе стран Западной Европы. В результате осуществления комплексных энергопрограмм, направленных на максимальную экономию и повышение эффективности использования энергии, произошло относительное сокращение потребления энергии, а потребление нефти снизилось абсолютно. Снижение энергопотребления протекало в регионе с различной интенсивностью, и сохранялась тенденция к его увеличению. Сдвиги в структуре энергобаланса связаны с падением доли нефти (с 52 до 45%), значительным ростом удельного веса атомной энергии, возрастанием роли природного газа. Наиболее широко природный газ используется в Нидерландах, где он составляет половину потребляемой энергии, и в Великобритании. Атомная энергия производится и потребляется в 10 странах. В це- 218 лом ряде стран на нее приходится значительная часть потребляемой энергии, во Франции - свыше 75%. Происходившие в последние годы сдвиги в экономике западноевропейских стран шли в одном направлении - сокращение в их ВВП удельного веса отраслей материального производства и повышение доли услуг. Этот сектор в настоящее время во многом определяет рост национального производства, динамику инвестиций. На него приходится 1/3 экономически активного населения. Это увеличивает значение западноевропейских стран как финансового центра, центра оказания другого рода услуг. Структурная перестройка крупного капитала привела к существенному укреплению позиций западноевропейских компаний в мировом хозяйстве. За 70-80-е гг. в числе 50 крупнейших компаний мира количество западноевропейских увеличилось с 9 до 24. Все крупнейшие компании имеют международный характер. Произошли изменения в соотношении сил между западноевропейскими гигантами. Вперед вышли корпорации Германии, в меньшей степени - Франции и Италии. Позиции британских компаний ослабли. Сохранили свои позиции западноевропейские ведущие банки, 23 из них входят в число крупнейших 50 банков мира (8 германских и 6 французских). Современные процессы монополизации в Западной Европе имеют отличия от подобных процессов в Северной Америке. Наиболее прочные позиции крупнейшие западноевропейские компании занимают в традиционных отраслях, значительно отставая в новейших наукоемких. Отраслевая специализация крупнейших объединений Западной Европы менее подвижна, чем у корпораций США. А это, в свою очередь, тормозит структурную перестройку экономики. Как показывают прогнозы, рынок будущего в меньшей степени будет предъявлять спрос на массовые виды продукции с возможно более низким уровнем себестоимости. Поэтому повышается роль компаний, которые опираются на 219 широкую производственную программу с частой сменой выпускаемых моделей и эффективного приспособления к изменяющимся условиям рынки. На смену «экономики масштабов» приходит «экономика возможностей». Набирает силу процесс децентрализации управления производством, растет внутрифирменное разделение труда. Прогрессирующее дробление рынков по мере углубления специализации потребительского спроса, развитие сферы услуг способствутот росту мелкого предпринимательства, на долю которого приходится до 30-45% ВВП. Рост мелкого предпринимательства повышает гибкость хозяйственных структур применительно к потребностям рынка. Наиболее динамично развивающимся регионом в мировой экономике последние десятилетия считается Восточная Азия. Не случайно первой среди стран региона совершила переход к современному экономическому росту Япония. Экспансионистское влияние Запада дало Японии в послевоенный период толчок для перехода к модели современного экономического роста, который осуществлялся гораздо быстрее и безболезненнее, чем, скажем, в Китае. Еще в конце XIX в., начиная с реформы Мэйдзи, японское правительство создало условия для свободного предпринимательства и инициировало осуществление модернизации экономики. Особенностью японской модернизации хозяйственной деятельности явилось то, что иностранный капитал занимал незначительную долю при создании современной экономики, а также и тот факт, что немалую роль в модернизации играло патриотическое движение, инициируемое государством. В итоге в послевоенный период (на протяжении жизни одного поколения) Япония подняла экономику из руин до положения равенства с богатейшими странами мира. Сделала она это в условиях демократического правления и при распределении экономических выгод среди широких кругов населения. 220 Немалую роль при этом сыграли бережливость и предприимчивость японцев. С 50-х гг. темпы сбережений в Японии были самыми высокими в мире, часто в два и более раза превосходили сбережения других крупных промышленных стран. В 1970- 1972 гг. сбережения японских семей и бизнеса, не входящего в корпорации, составили 16,8% ВНП, или 13,5% после амортизации, соответствующие цифры для американских семей были 8,5% и 5,3%. Чистые сбережения японских корпораций составили 5,8% ВНП, американских корпораций - 1,5%. Чистые сбережения японского правительства - 7,3% ВНП, американского правительства - 0,6%. Общие чистые сбережения Японии составили 25,4% ВНП, США - 7,1%. Эти исключительно высокие темпы сбережений сохранились в течение многих лет и все это время поддерживали весьма высокие темпы инвестиций. На протяжении прошедших 40 лет Япония богатела феноменальными темпами. С 1950 г. до 1990 г. реальный доход на душу населения повысился (в ценах 1990 г.) с 1230 долл. до 23970 дол., т.е. темпы роста составили 7,7% в год. За этот же период Соединенные Штаты смогли добиться роста доходов всего на 1,9% в год. Послевоенные экономические достижения Японии оказались непревзойденными в мировой истории. Современная экономика Японии в удивительной степени зависит от мелких предпринимателей. Почти одну треть рабочей силы составляют работающее на себя и неоплачиваемые члены их семей (по сравнению с менее чем 10% в Великобритании и США). В начале 80-х гг. в Японии было 9,5 млн предприятий, имеющих менее 30 рабочих, из них 2,4млн -это фирмы, а 6 млн - не объединенные в корпорации деловые предприятия, не «связанные с сельским хозяйством. В этих фирмах было занято более половины рабочей силы. В промышленности почти половина рабочей силы работает на предприятиях, имеющих менее 50 рабочих. Эта пропорция повторяется в Италии, но в Британии и США этот показатель составляет около 15%. 221 Правительство поощряет сбережения и рост малых предприятий с помощью налоговых льгот, финансовой и другой помощи, Из мелкого бизнеса формируются огромные сети поставщиков и субподрядчиков крупных монополий «первого», «второго» и «третьего» уровней. Их руками создается, например, половина стоимости автомобилей, которые изготовляет фирма «Тойота». Япония стала первой страной, в экономике которой реализовалась модель сбалансированного роста. В 1952 г. в Японии завершился этап современного экономического роста с годовыми темпами прироста ВНП до 5%. С 1952 г. по 1972 г. Япония прошла этап сверхбыстрых темпов с показателем ежегодного прироста ВНП до 10%. С 1973 г. по 1990 г. -следующий этап - этап постепенного затухания сверхбыстрого прироста ВНП (до 5%). С 1990 г. эта страна также первая и пока единственная вступила в последний этап в реализации все той же экономической модели сбалансированного роста. Это - этап умеренного прироста ВНП зрелой рыночной экономики. А это означает, что высокие темпы роста японской экономики сменятся ежегодным приростом ВНП в среднем в 2 - 3%. Начало этого этапа совпало с четырехлетней депрессией мировой экономики, которая после семилетнего процветания вступила в 1990 г. в серьезный экономический кризис, из которого Япония выбирается до сих пор. Это подтверждается статистикой, и в середине 90-х гг. в экономике Японии четвертый год продолжался спад. За 1992 г. промышленное производство сократилось более чем на 8%. Это - более резкое падение, чем то, которое Япония имела в конце 80-х годов, В 1993 г. в экономике Японии наблюдался нулевой рост, а в 1994 г. он составил 0,6%, 1995 г. мало что изменил, и прирост сохранился на уровне 0,5%. И только 1996 г., обеспечит экономический рост Японии в 3,4%, а это приблизительно тот уровень, который характерен именно для зрелой рыночной экономики. В Англии, например, годовой рост никогда не превышал 3%. 222 Как известно, экономические спады 70 - 80-х гг. Япония почти не заметила В результате сочетания сравнительно консервативной макроэкономической политики и непревзойденной микроэкономической гибкости она избежала многих проблем, с которыми столкнулись другие крупные индустриальные страны За последние два десятилетия большинству отраслей японской промышленности приходилось сталкиваться с «шоками» той же силы, что и в остальных странах и регионах мира Но они приспособились настолько хорошо, что во многих случаях вышли из затруднений даже более сильными, чем прежде. Но кризис 90-х гг. бросил более серьезный вызов японской экономике, который дополнился и другими обстоятельствами: страну постигло одно из страшнейших землетрясений в Кобе, главном порту района, являющемся центром японской промышленности. Имеет прямое отношение к затянувшемуся экономическому спаду и частая смена правительств в последние годы. Все это совпало с тем периодом времени, когда Япония вступила в завершающий этап экономической модели сбалансированного роста, характеризующийся, как уже отмечалось, затуханием и переходом к умеренному экономическому росту. Действительно, анализ показывает, что период высоких темпов роста японской экономики позади. Японии предстоит вступать в следующий, XXI в. с умеренным, т.е. невысоким экономическим ростом, присущим зрелой рыночной экономике. Это итог реализации модели сбалансированного роста. На современном этапе своего хозяйственного развития Японии нужна новейшая стратегия, своевременная выработка нового курса. И пока не ясно, обретет ли Страна восходящего солнца новое направление или же будет просто дрейфовать, подчинившись власти рыночных сил. Япония прошла путь колоссальных перемен за прошедшие 40 лет и смогла не только выжить, но и процветала. Скорее всего, эта страна сможет справиться и с текущими, и с грядущими испытаниями. 223 Как было показано, на современном этапе эволюции мирового хозяйства происходят заметные сдвиги в соотношении сил между основными его силовыми центрами. Кроме того, ряд стран и региональных группировок смогли добиться серьезного прогресса на пути экономического развития и, продолжая укреплять свои позиции в мировом сообществе, стали оказывать довольно заметное влияние на процессы совершенствования мирохозяйственных связей. В данном контексте было бы весьма интересно выявить важнейшие характеристики современного положения России в меняющейся системе этих отношений, определить его возможные перспективы. Понятно, что существует необходимость достижения Россией соответствующего ее потенциалу места в мировой экономике. При этом следует отметить некоторую противоречивость нынешних позиций РФ в мировом хозяйстве. Так, с одной стороны, в результате распада существовавших некогда мировой социалистической системы хозяйства и Советского Союза Россия заняла ныне своего рода промежуточное положение между наиболее продвинутыми в экономическом отношении и развивающимися странами. По многочисленным оценкам специалистов, распад СССР означал для Российской Федерации ощутимые геополитические потери и заметные осложнения во взаимодействии ее с мировым сообществом.

1. Экономико-географическое положение Германии и Великобритании.

Германия и Великобритания занимают выгодное ЭГП, хотя между ними есть определенные различия. ФРГ расположена на перекрестке транспортных путей, важнейшие из которых имеют широтное направление. Особое значение для страны имеет прямой выход к Северному морю, на побережье которого есть несколько портов мирового значения (Гамбург).

ЭГП Германии и Великобритании сходства и различия

Великобритания - островное государство. Она расположена на пересечении международных морских путей. ЭГП страны улучшилось после завершения строительства тоннеля, который проложен в самом узком месте пролива Ла-Манш и соединяет о. Великобританию с материком.

Сравнение Германии и Великобритании

ФРГ - федерация исторических немецких земель. После объединения в 1990 г. двух немецких стран в единое государство их насчитывается 16. Каждая из земель имеет свою конституцию, свои парламенты и правительства, но вся полнота законодательной власти в государстве принадлежит двухпалатному парламенту, а исполнительную власть осуществляет правительство, возглавляемое федеральным канцлером. По государственным строем ФРГ - федеративная республика.

Обе страны являются членами ЕС и НАТО.

2. Природные условия и ресурсы Германии и Великобритании

Природные ресурсы обеих стран ограничены и истощены, поскольку эксплуатируются в течение длительного времени. В обеих странах имеются значительные запасы каменного угля, хорошо угля. В Великобритании с шельфа Северного моря добывают нефть и природный газ, а в Германии, кроме каменного, разрабатывающие месторождения бурого угля. Страны богаты запасы калийной и поваренной солей.

Месторождения железной руды практически исчерпаны и в настоящее время не имеют большого значения. В Великобритании есть незначительные месторождения свинцово-цинковых, медных и оловянных руд.

3. Население Германии и Великобритании

На численность населения Германии, в отличие от Великобритании, в значительной мере повлияла Вторая мировая война, во время которой погибло 10 млн. человек. Однако страна быстро восстановила численность населения благодаря возвращению 11 млн. немцев с территорий, которые в результате изменения границ Германии в 1945 г. отошли к другим странам. Сейчас идет возвращение в Германию немцев из России и Казахстана. Естественный прирост как в Великобритании, так и в Германии очень низкий, несколько лет даже наблюдалось сокращение численности населения.

ФРГ - однонациональная страна, а в Великобритании, кроме англичан (80%), живут шотландцы, уэльсцы (валлийцы), ирландцы. Эти народы сохранили свои обычаи, культуру и религию. В Великобритании проживает значительное количество выходцев из бывших колоний.

Размещается населения неравномерно, больше всего оно сконцентрировано в промышленно развитых частях страны. Средняя плотность населения почти одинаковая - около 230осиб/км кв. В то же время в Руре (ФРГ) плотность населения достигает 2000 чел / км кв. В Великобритании густо заселена Англия (350 человек / км кв.).

Обе страны выделяются чрезвычайно высоким уровнем урбанизации. Примерно третья часть горожан живет в крупных городах и агломерациях. В обеих странах сформировались мегаполисы.

В структуре занятости населения примерно 60% в Германии и 70% в Великобритании работает в сфере услуг, доля работающих в промышленности сократилась до 37,7% в Германии и 27% в Великобритании, в сельском хозяйстве занято соответственно 4% и 2%.

"Большая семерка" (до приостановления членства России - "Большая восьмерка") - это международный клуб, который не имеет своего устава, договора, секретариата и штаб-квартиры. По сравнению с Всемирным экономическим форумом "семерка" не имеет даже своего веб-сайта и департамента по связям с общественностью. Она не является официальной международной организацией, соответственно, ее решения не подлежат обязательному исполнению.

Задачи

По состоянию на начало марта 2014 года в страны "Большой восьмерки" входят Великобритания, Франция, Италия, Германия, Россия, Соединенные Штаты Америки, Канада и Япония. Как правило, задача клуба заключается в том, чтобы зафиксировать намерения сторон придерживаться определенной согласованной линии. Государства могут лишь рекомендовать другим международным участникам принимать те или иные решения насущных международных вопросов. Тем не менее, клуб играет важную роль в современном мире. Озвученный выше состав "Большой восьмерки" в марте 2014 года изменился, когда из клуба была исключена Россия. "Большая семерка" на сегодняшний день так же значима для мирового сообщества, как и крупные организации типа Международного валютного фонда, ВТО, ОЭСР.

История возникновения

В 1975 году в Рамбуйе (Франция) состоялось первое заседание G6 ("Большой шестерки") по инициативе французского президента Валери Жискар д"Эстена. На заседание собрались главы стран и правительств Франции, Соединенных Штатов Америки, Великобритании, Японии, Германии и Италии. По итогам встречи была принята совместная декларация по экономическим проблемам, которая призывала отказаться от агрессии в торговле и установления новых барьеров дискриминации. В 1976 году в состав клуба вошла Канада, превратив "шестерку" в "семерку". Клуб задумывался больше как предприятие с обсуждением макроэкономических проблем, но затем стали подниматься глобальные темы. В восьмидесятые годы двадцатого столетия повестки дня стали более разнообразными, нежели просто решение экономических вопросов. Лидеры обсуждали внешнюю политическую ситуацию в развитых странах и в мире в целом.

Из "семерки" в "восьмерку"

В 1997 году клуб стал позиционироваться как "Большая восьмерка", поскольку в состав была включена Россия. В связи с этим круг вопросов вновь расширился. Важными темами стали военно-политические проблемы. Члены "Большой восьмерки" начали предлагать планы реформирования состава клуба. Например, выдвигались идеи замены встреч лидеров на видеоконференции, чтобы избежать огромных финансовых затрат на проведение саммитов и обеспечение безопасности членов. Также государства "Большой восьмерки" выдвигали вариант включения в состав большего количества стран, например, Австралии и Сингапура, для преобразования клуба в "Большую двадцатку". Затем от этой идеи отказались, поскольку при большом количестве стран-участников было бы сложнее принимать решения. В начале двадцать первого века появляются новые глобальные темы, и страны "Большой восьмерки" рассматривают текущие проблемы. Обсуждение терроризма и киберпреступности выходит на первый план.

Соединенные Штаты Америки и Германия

"Большая семерка" объединяет значимых на мировой политической арене участников. Соединенные Штаты Америки используют клуб для продвижения своих стратегических целей на международной арене. Особенно сильно американское лидерство проявилось во время финансового кризиса в Азиатско-Тихоокеанском регионе, когда США добились одобрения выгодных схем действий для его урегулирования.

Германия также является важным членом "семерки". Немцы используют свое участие в этом клубе как влиятельное средство для утверждения и укрепления растущей роли своей страны в мире. Германия активно стремится к проведению единой согласованной линии Европейского союза. Немцы выдвигают идею усиления контроля над мировой финансовой системой и основными курсами валют.

Франция

Франция участвует в клубе "Большая семерка" для того, чтобы обеспечить свое положение "страны с глобальной ответственностью". В тесном взаимодействии с Европейском союзом и Североатлантическим альянсом она играет активную роль в мировых и европейских делах. Вместе с Германией и Японией Франция выступает за идею централизованного контроля над передвижениями мирового капитала для недопущения спекуляций с валютой. Также французы не поддерживают "дикую глобализацию", утверждая, что она ведет к разрыву между менее развитой частью мира и более развитыми странами. К тому же в государствах, которые страдают от финансового кризиса, усугубляется социальное расслоение общества. Именно поэтому по предложению Франции в 1999 году в Кельне на заседании была включена тема о социальных последствиях глобализации.

Францию также беспокоит отрицательное отношение многих западных стран к развитию ядерной энергетики, поскольку 85% электроэнергии вырабатывается на атомных электростанциях ее территории.

Италия и Канада

Для Италии участие в "семерке" - это вопрос национального престижа. Она гордится своим членством в клубе, которое позволяет более активно реализовывать свои претензии в международных делах. Италия интересуется всеми политическими вопросами, обсуждаемыми на заседаниях, а также не оставляет без внимания и другие темы. Итальянцы предлагали придать "семерке" характер "постоянного механизма для консультаций", а также стремились предусмотреть накануне саммита регулярные встречи министров иностранных дел.

Для Канады "Большая семерка" - один из важных и полезных институтов для обеспечения и продвижения своих международных интересов. На саммите в Бирмингеме канадцы продвигали в повестку дня вопросы, касающиеся своих ниш в мировых делах, например, таких, как запрет противопехотных мин. Также канадцы хотели создать образ ходатайствующей стороны по тем вопросам, по которым ведущие державы пока не пришли к консенсусу. Относительно дальнейшей деятельности "семерки" мнение канадцев заключается в том, чтобы рационально организовать работу форума. Они поддерживают формулу "только президенты" и проведение отдельных встреч министров иностранных дел за две-три недели до заседаний.

Великобритания

Великобритания высоко ценит свое членство в "семерке". Англичане считают, что это подчеркивает статус их страны как великой державы. Таким образом, страна может оказывать влияние на решение важных международных вопросов. В 1998 году во время того, как Великобритания председательствовала на заседании, она поднимала обсуждение глобальных экономических проблем и вопросы, касающиеся борьбы с преступностью. Британцы также настаивали на том, чтобы упростить процедуру саммита и состав "Большой семерки". Они предлагали проводить заседания с минимальным числом участников и в неформальной обстановке для того, чтобы сконцентрироваться на более ограниченном числе вопросов с целью более эффективного их решения.

Япония

Япония не имеет членства в Совете безопасности Организации Объединенных Наций, не входит в НАТО и в Европейский союз, поэтому участие в саммитах "Большой семерки" для нее имеет особый смысл. Это единственный форум, где Япония может оказать влияние на мировые дела и укрепить свою позицию азиатского лидера.

Японцы используют "семерку" для того, чтобы выдвинуть свои политические инициативы. В Денвере они предлагали обсудить на повестке дня противодействие международному терроризму, борьбу с инфекционными заболеваниями, оказание помощи для развития африканских стран. Япония активно поддержала решения по проблемам международной преступности, экологии и занятости. При этом японский премьер-министр не смог добиться того, чтобы в то время "Большая восьмерка" стран мира обратила внимание на необходимость принятия решения по азиатскому финансово-экономическому кризису. После этого кризиса Япония настояла на разработке новых "правил игры" для того, чтобы добиться большей прозрачности международных финансов как для мировых организаций, так и для частных предприятий.

Японцы всегда принимали активное участие в решении мировых проблем, таких, как обеспечение занятости, борьба с международной преступностью, контроль над вооружением и других.

Россия

В 1994 г. после саммита "Большой семерки" в Неаполе было проведено несколько отдельных встреч российских руководителей с лидерами G7. Президент России Борис Ельцин принял участие в них по инициативе Билла Клинтона, главы Америки, и Тони Блэра, премьер-министра Великобритании. Сначала он был приглашен в качестве гостя, а через некоторое время - в качестве полноправного участника. В итоге Россия стала членом клуба в 1997 г.

"Большая восьмерка" с этого времени значительно расширила круг обсуждаемых вопросов. Страной-председателем РФ была в 2006 г. Тогда заявленными приоритетами Российской Федерации являлись энергетическая безопасность, борьба с инфекционными заболеваниями и их распространением, борьба с терроризмом, образование, нераспространение оружия массового уничтожения, развитие мировой экономики и финансов, развитие мировой торговли, охрана окружающей среды.

Цели клуба

Лидеры "Большой восьмерки" встречались на саммитах ежегодно, обычно в летнее время, на территории государства-председателя. В июне 2014 года на саммит в Брюсселе Россию не пригласили. Помимо глав государств и правительств стран-членов в заседаниях участвуют два представителя от Европейского союза. Доверенные лица членов той или иной страны "Большой семерки" (шерпы) формируют повестку дня.

Председателем клуба в течение года является руководитель одной из стран в определенном порядке. Цели "Большой восьмерки" при членстве в клубе России - решение различных актуальных проблем, возникающих в мире в тот или иной момент. Сейчас они остались прежними. Все страны-участницы являются ведущими в мире, поэтому их лидеры сталкиваются с одинаковыми экономическими и политическими проблемами. Общность интересов сближает руководителей, что позволяет согласовать их дискуссии и плодотворно проводить встречи.

Вес "Большой семерки"

"Большая семерка" имеет свою значимость и ценность в мире, поскольку ее саммиты позволяют главам государств взглянуть на международные проблемы чужими глазами. Саммиты выявляют новые угрозы в мире - политические и экономические, и позволяют предотвратить их или устранить с помощью принятия совместных решений. Все члены "Большой семерки" высоко ценят участие в клубе и гордятся принадлежностью к нему, хотя в первую очередь преследуют интересы своих стран.

|
большая семёрка машина, большая семёрка 4
Группа семи (англ. Group of Seven, G7) - международный клуб, объединяющий Великобританию, Германию, Италию, Канаду, США, Францию и Японию. Так же называют и неофициальный форум лидеров этих стран (с участием Европейской комиссии), в рамках которого осуществляется согласование подходов к актуальным международным проблемам. По негласному правилу саммиты группы проходят ежегодно по очереди в каждом из государств-членов.

«Большая семёрка» не является международной организацией, она не основана на международном договоре, не имеет устава и секретариата. Решения «семёрки» не имеют обязательной силы. Как правило, речь идёт о фиксации намерения сторон придерживаться согласованной линии или о рекомендациях другим участникам международной жизни применять определённые подходы в решении тех или иных вопросов. Поскольку G7 не имеет устава, официально принять статус члена этого института невозможно.

В 1997-2014 годах в работе группы на равных правах с другими её членами участвовала Россия, а само объединение именовалось «Группой восьми» (англ. Group of Eight, G8), однако после присоединения Крыма к РФ членство России в клубе было приостановлено.

  • 1 Название
  • 2 История
  • 3 Лидеры «Большой семёрки»
  • 4 Председатель
  • 5 Совещания («саммиты»)
  • 6 Лидеры стран «Большой семёрки» с момента её создания
  • 7 Кандидаты
    • 7.1 Участники
  • 8 Саммиты
  • 9 Страны-участницы и их доли в ВВП (Международный валютный фонд)
  • 10 Темы и места встреч «Большой семёрки»
  • 11 Россия и «Большая семёрка». «Большая восьмёрка» (1997-2014)
  • 12 Названия советов
  • 13 См. также
  • 14 Примечания
  • 15 Ссылки

Название

Термин «Большая семёрка», продолжением которого стал термин «Большая восьмёрка», возник в русской публицистике из ошибочной расшифровки английского сокращения G7 как «Great Seven» («Большая семёрка»), хотя на самом деле оно расшифровывается как «Group of Seven» («группа семи»). Впервые употребление термина «Большая семёрка» зафиксировано в статье «Прибалтика обошлась Горбачеву в 16 млрд долларов», газета «Коммерсантъ» от 21 января 1991 года.

История

G6 возникла на совещании глав государств и правительств Франции, США, Великобритании, ФРГ, Италии и Японии во дворце Рамбуйе 15-17 ноября 1975 (с начала 70-х годов подобные встречи проводились на уровне министров финансов). 1976 году «шестёрка» превратилась в «семёрку», приняв в свой состав Канаду, а в течение 1991-2002 поэтапно (по схеме «7+1») была преобразована в «восьмёрку» с участием России.

Идея проведения встреч руководителей наиболее промышленно развитых стран мира возникла в начале 70-х годов в связи с экономическим кризисом и обострением отношений между США, Западной Европой и Японией по экономическим и финансовым вопросам.

На первое совещание (15-17 ноября 1975) по инициативе тогдашнего президента Франции Валери Жискар д’Эстена собрались главы государств и правительств шести стран: США, Японии, Франции, Великобритании, ФРГ, Италии. На встрече была принята Совместная декларация по экономическим проблемам, в которой содержался призыв о неприменении агрессии в торговой области и отказе от установления новых дискриминационных барьеров.

В дальнейшем встречи проводятся ежегодно.

Лидеры «Большой семёрки»

Государство Представитель Должность Полномочия с Полномочия до Фото
Дэвид Кэмерон Премьер-министр Великобритании 11 мая 2010
Германия Германия Ангела Меркель Федеральный канцлер Германии 22 ноября 2005
Канада Канада Стивен Харпер Премьер-министр Канады 6 февраля 2006
Италия Италия Маттео Ренци Председатель Совета Министров Италии 22 февраля 2014
США США Барак Обама Президент США 20 января 2009
Франция Франция Франсуа Олланд Президент Французской республики 15 мая 2012
Япония Япония Синдзо Абэ Премьер-министр Японии 26 декабря 2012
Дональд Туск Председатель Европейского совета 1 декабря 2014
Жан-Клод Юнкер Председатель Европейской комиссии 1 ноября 2014

Председатель

Председателем «семёрки» является в течение каждого календарного года руководитель одной из стран-членов в следующем порядке ротации: Франция, США, Великобритания, Россия (с 2006), ФРГ, Япония, Италия, Канада (с 1981).

Совещания («саммиты»)

Встречи глав государств и правительств стран «Группы семи» проходят ежегодно (обычно - летом) на территории государства-председателя. заседаниях участвуют, помимо глав государств и правительств стран-членов, два представителя Европейского союза, а именно - председатель Европейской комиссии и руководитель страны, председательствующей в данный момент в ЕС.

Повестку дня саммита формируют шерпы - доверенные лица руководителей стран «семёрки».

Лидеры стран «Большой семёрки» с момента её создания

Великобритания - премьер-министры
  • Гарольд Вильсон (до 1976)
  • Джеймс Каллаган (1976-1979)
  • Маргарет Тэтчер (1979-1990)
  • Джон Мейджор (1990-1997)
  • Тони Блэр (1997-2007)
  • Гордон Браун (2007-2010)
  • Дэвид Кэмерон (c 2010)
Германия - федеральные канцлеры
  • Гельмут Шмидт (до 1982)
  • Гельмут Коль (1982-1998)
  • Герхард Шрёдер (1998-2005)
  • Ангела Меркель (c 2005)
Италия - председатели Совета Министров
  • Альдо Моро (до 1976)
  • Джулио Андреотти (1976-1979)
  • Франческо Коссига (1979-1980)
  • Арнальдо Форлани (1980-1981)
  • Джованни Спадолини (1981-1982)
  • Аминторе Фанфани (1982-1983)
  • Беттино Кракси (1983-1987)
  • Аминторе Фанфани (1987)
  • Джованни Гориа (1987-1988)
  • Чириако де Мита (1988-1989)
  • Джулио Андреотти (1989-1992)
  • Джулиано Амато (1992-1993)
  • Карло Адзелио Чампи (1993-1994)
  • Сильвио Берлускони (1994-1995)
  • Ламберто Дини (1995-1996)
  • Романо Проди (1996-1998)
  • Массимо Д"Алема (1998-2000)
  • Джулиано Амато (2000-2001)
  • Сильвио Берлускони (2001-2006)
  • Романо Проди (2006-2008)
  • Сильвио Берлускони (2008-2011)
  • Марио Монти (2011-2013)
  • Энрико Летта (2013-2014)
  • Маттео Ренци (с 2014)
Канада (c 1976) - премьер-министры
  • Пьер Элиотт Трюдо (до 1979)
  • Джо Кларк (1979-1980)
  • Пьер Элиотт Трюдо (1980-1984)
  • Джон Тёрнер (1984)
  • Брайан Малруни (1984-1993)
  • Ким Кэмпбелл (1993)
  • Жан Кретьен (1993-2003)
  • Пол Мартин (2003-2006)
  • Стивен Харпер (c 2006)
Россия (1997-2014) - президенты
  • Борис Ельцин (1997-1999)
  • Владимир Путин (2000-2008)
  • Дмитрий Медведев (2008-2012)
  • Владимир Путин (2012-2014)
США - президенты
  • Джеральд Форд (до 1977)
  • Джимми Картер (1977-1981)
  • Рональд Рейган (1981-1989)
  • Джордж Буш (1989-1993)
  • Билл Клинтон (1993-2001)
  • Джордж Буш младший (2001-2009)
  • Барак Обама (с 2009)
Франция - президенты
  • Валери Жискар д’Эстен (до 1981),
  • Франсуа Миттеран (1981-1995),
  • Жак Ширак (1995-2007)
  • Николя Саркози (2007-2012)
  • Франсуа Олланд (с 2012)
Япония - премьер-министры
  • Такэо Мики (до 1976)
  • Такэо Фукуда (1976-1978)
  • Масаёси Охира (1978-1980)
  • Дзэнко Судзуки (1980-1982)
  • Ясухиро Накасонэ (1982-1987)
  • Нобору Такэсита (1987-1989)
  • Сосукэ Уно (1989)
  • Тосики Кайфу (1989-1991)
  • Киити Миядзава (1991-1993)
  • Морихиро Хосакава (1993-1994)
  • Цутому Хата (1994)
  • Томиити Мураяма (1994-1996)
  • Рютаро Хасимото (1996-1998)
  • Кэйдзо Обути (1998-2000)
  • Йосиро Мори (2000-2001)
  • Дзюнъитиро Коидзуми (2001-2006)
  • Синдзо Абэ (2006-2007)
  • Ясуо Фукуда (2007-2008)
  • Таро Асо (2008-2009)
  • Юкио Хатояма(2009-2010)
  • Наото Кан (2010-2011)
  • Ёсихико Нода (2011-2012)
  • Синдзо Абэ (с 2012)

Кандидаты

  • Европейский союз (с 1977) - председатель Комиссии европейских сообществ / Европейской комиссии -
    • Рой Дженкинс (1977-1981),
    • Гастон Торн (1981-1985),
    • Жак Делор (1985-1995),
    • Жак Сантер (1995-1999),
    • Романо Проди (1999 - 21 ноября 2004),
    • Жозе Мануэл Дуран Баррозу (с 22 ноября 2004, срок полномочий - до 2014).
  • Лидер страны-председателя ЕС:
    • 2003 I - Хосе Мария Аснар (Испания),
    • II - Сильвио Берлускони (Италия),
    • 2004 I - Берти Ахерн (Ирландия),
    • II - Ян Петер Балкененде (Нидерланды),
    • 2005 I - Жан-Клод Юнкер (Люксембург),
    • II - Тони Блэр (Великобритания).
    • 2006 Австрия и Финляндия, 2007 - Германия и Португалия, 2008 Австрия
  • Также участвуют представители Китая (Ху Цзиньтао) и Индии (Манмохан Сингх). Бразилия (Луис Инасиу Лула да Силва) (2005), Мексика (Висенте Фокс), ЮАР (Табо Мбеки), ООН (Пан Ги Мун), Испании.

Участники

Главы стран большой двадцатки: Индия, Китай, ЮАР, Мексика, Бразилия, кроме того в G20 входили Южная Корея, Саудовская Аравия, Турция, Индонезия, Аргентина, Испания, приезжали руководители международных и региональных союзов (ЕС, СНГ).

Саммиты

Дата Принимающая страна Лидер принимающей страны Место Инициативы
November 15-17, 1975 Франция Франция Jean-Pierre Fourcade Château de Rambouillet, Rambouillet
June 27-28, 1976 США США Rafael Hernandez Colon Dorado Beach Hotel, Dorado, Puerto Rico
May 7-8, 1977 Великобритания Великобритания Denis Healey 10 Downing Street, London
July 16-17, 1978 Германия Германия Hans Matthöfer Official residence of the Chancellor of the Federal Republic of Germany Bonn
June 28-29, 1979 Япония Япония Masayoshi Ohira Tokyo
May 28-30, 1983 США США Ronald Reagan Colonial Williamsburg, Williamsburg, Virginia
June 19-23, 1988 Канада Канада Michael Wilson Metro Toronto Convention Centre, Ontario
July 9-11, 1990 США США James Baker Rice University and other locations in the Museum District Houston, Texas
June 1994 Италия Италия Lamberto Dini Naples
June 15-17, 1995 Канада Канада Paul Martin Summit Place, Halifax, Nova Scotia
June 27-29, 1996 Франция Франция Jean Arthuis Musée d"art contemporain de Lyon, Lyon initiative for the 42 heavily indebted poor countries, founding of G20
June 19, 1999 Германия Германия Gerhard Schröder Cologne Financial Stability Forum and G20
February 11-13, 2001 Италия Италия Vincenzo Visco Palermo
February 6-8, 2010 Канада Канада Jim Flaherty Toronto, Ontario
May 10-11, 2013 Великобритания Великобритания George Osborne Hartwell House Hotel and Spa, Aylesbury
March 24, 2014 Европейский союз Европейский союз Mark Rutte Catshuis, The Hague, Netherlands
June 4-5, 2014 Европейский союз Европейский союз Herman Van Rompuy Brussels, Belgium
June 7-8, 2015 Германия Германия Angela Merkel Bavaria, Germany
  • 25-й Саммит G8 (1999)
  • 26-й Саммит G8 (2000)
  • 27-й Саммит G8 (2001)
  • 28-й Саммит G8 (2002)
  • 29-й Саммит G8 (2003)
  • 30-й Саммит G8 (2004)
  • 31-й Саммит G8 (2005)
  • 32-й Саммит G8 (2006)
  • 33-й Саммит G8 (2007)
  • 34-й Саммит G8 (2008)
  • 35-й Саммит G8 (2009)
  • 36-й Саммит G8 (2010)
  • 37-й Саммит G8 (2011)
  • 38-й Саммит G8 (2012)
  • 39-й саммит G8 (2013)
  • 40-й саммит G8 (2014) планировался в Сочи (Краснодарский край, Россия) 4 и 5 июня, но в ходе последних событий вокруг Крыма, саммит был перенесен в Брюссель.

Страны-участницы и их доли в ВВП (Международный валютный фонд)

Динамика ВВП в странах Большой восьмёрки в 1992-2009 годах, в процентах от уровня 1992 года.
  • Франция
  • Германия
  • Италия
  • Япония
  • Великобритания
  • Канада (с 1976)
  • Россия (1997-2014)
2006 Население ВВП
Млн % Млрд $ %
Мир 6345,1 100,0 66228,7 100
США 302,5 4,77 13543,3 20,45
Япония 127,7 2,01 4346,0 6,56
Германия 82,4 1,3 2714,5 4,2
Великобритания 60,2 0,95 2270,9 3,43
Франция 64,1 1,01 2117,0 3,2
Россия 142,5 2,25 2076,0 3,13
Италия 59,1 0,93 1888,5 2,85
Канада 32,9 0,52 1217,1 1,84
Страны «Большой
восьмёрки» вместе
871,4 13,73 30006 45,56

Темы и места встреч «Большой семёрки»

  • 1975 Рамбуйе Безработица, инфляция, энергетический кризис, структурная реформа международной валютной системы.
  • 1976 Сан-Хуан Международная торговля, взаимоотношения Востока и Запада.
  • 1977 Лондон Безработица среди молодёжи, роль МВФ в стабилизации мировой экономики, альтернативные источники энергии, уменьшающие зависимость развитых стран от экспортёров нефти.
  • 1978 Бонн Меры по обузданию инфляции, помощь развивающимся странам через Всемирный банк и банки регионального развития.
  • 1979 Токио Рост цен на нефть, дефицит энергоносителей, необходимость развития атомной энергетики, проблема беженцев из Индокитая.
  • 1980 Венеция Рост цен на нефть, увеличение внешнего долга развивающихся стран, советское вторжение в Афганистан, международный терроризм.
  • 1981 Монтебелло Рост населения земли, экономические отношения с Востоком с учетом интересов безопасности Запада, ситуация на Ближнем Востоке, наращивание вооружений в СССР.
  • 1982 Версаль Развитие экономических отношений с СССР и странами Восточной Европы, ситуация в Ливане.
  • 1983 Уильямсберг Финансовая ситуация в мире, долги развивающихся стран, контроль над вооружениями.
  • 1984 Лондон Начавшееся оздоровление мировой экономики, ирано-иракский конфликт, борьба с международным терроризмом, поддержка демократических ценностей.
  • 1985 Бонн Опасности экономического протекционизма, политика в области охраны окружающей среды, сотрудничество в сфере науки и технологий.
  • 1986 Токио Определение среднесрочной налоговой и финансовой политики, способы борьбы с международным терроризмом, катастрофа на Чернобыльской АЭС.
  • 1987 Венеция Ситуация в сельском хозяйстве, снижение процентных ставок по внешним долгам для беднейших стран, глобальное изменение климата, перестройка в СССР.
  • 1988 Торонто Роль стран АТР в международной торговле, долги беднейших стран и изменение графика выплат Парижскому клубу, начало вывода советских войск из Афганистана, контингенты советских войск в Восточной Европе.
  • 1989 Париж Диалог с «азиатскими тиграми», экономическая ситуация в Югославии, выработка стратегии по отношению к странам-должникам, рост наркомании, сотрудничество в области борьбы со СПИДом, права человека в Китае, экономические реформы в Восточной Европе, арабо-израильский конфликт.
  • 1990 Лондон Инвестиции и кредиты для стран Центральной и Восточной Европы, ситуация в СССР и помощь Советскому Союзу в создании рыночной экономики, создание благоприятного инвестиционного климата в развивающихся странах, объединение Германии.
  • 1991 Хьюстон Финансовая помощь странам Персидского залива, пострадавшим от войны, миграция в страны G7, нераспространение ядерного, химического, биологического оружия и обычных вооружений.
  • 1992 Мюнхен Проблемы окружающей среды, поддержка рыночных реформ в Польше, отношения со странами СНГ, обеспечение безопасности ядерных объектов в этих странах, партнерство G7 и стран АТР, роль ОБСЕ в обеспечении равных прав для национальных и других меньшинств, ситуация в бывшей Югославии.
  • 1993 Токио Ситуация в странах с переходной экономикой, уничтожение ядерного оружия в СНГ, соблюдение режима контроля над ракетными технологиями, ухудшение положения в бывшей Югославии, усилия по мирному урегулированию на Ближнем Востоке.
  • 1994 Неаполь Экономическое развитие на Ближнем Востоке, ядерная безопасность в Центральной и Восточной Европе и СНГ, международная преступность и отмывание денег, ситуация в Сараево, Северная Корея после смерти Ким Ир Сена.
  • 1995 Галифакс Новая форма проведения саммитов, реформа международных институтов - МВФ, Всемирного банка, предотвращение экономических кризисов и стратегия их преодоления, ситуация в бывшей Югославии.
  • 1996 Москва (встреча) Ядерная безопасность, борьба с незаконной торговлей ядерными материалами, ситуация в Ливане и ближневосточный мирный процесс, ситуация в Украине.
  • 1996 Лион (саммит) Глобальное партнерство, интеграция стран с переходной экономикой в мировое экономическое сообщество, международный терроризм, ситуация в Боснии и Герцеговине.
  • 1997 Денвер Старение населения, развитие малого и среднего бизнеса, экология и здоровье детей, распространение инфекционных заболеваний, транснациональная организованная преступность, клонирование людей, реформирование ООН, освоение космоса, противопехотные мины, политическая ситуация в Гонконге, на Ближнем Востоке, на Кипре и в Албании.
  • 1998 Бирмингем Новый формат встреч - «только лидеры», министры финансов и министры иностранных дел проводят встречи в преддверии саммитов. Глобальная и региональная безопасность.
  • 1999 Кёльн Социальное значение глобализации экономики, списание долгов беднейшим странам, борьба с международной преступностью в финансовой сфере.
  • 2000 Наго Влияние развития информационных технологий на экономику и финансы, борьба с туберкулезом, образование, биотехнологии, предотвращение конфликтов.
  • 2001 Генуя Проблемы развития, борьба с бедностью, продовольственная безопасность, проблема ратификации Киотского протокола, ядерное разоружение, роль неправительственных организаций, ситуация на Балканах и Ближнем Востоке.
  • 2002 Кананаскис Помощь развивающимся странам Африки, борьба с терроризмом и укрепление роста мировой экономики, обеспечение безопасности международных грузов.
  • 2003 Эвиан-ле-Бен Экономика, устойчивое развитие, а также безопасность и борьба с терроризмом.
  • 2004 Си-Айленд Вопросы мировой экономики и безопасности, ситуация в Ираке и на Ближнем Востоке, отношения России и Японии, проблемы свободы слова.
  • 2005 Глениглс Глобальные изменения климата и помощь беднейшим странам Африки.
  • 2006 Санкт-Петербург Энергетическая безопасность, демография и образование, укрепление и расширение сотрудничества по борьбе с терроризмом. Ситуация на Ближнем Востоке.
  • 2007 Хейлигендамм Борьба с глобальными изменениями климата и помощь беднейшим странам Африки
  • 2008 Тояко Борьба с ростом цен на продовольствие и топливо, а также с инфляцией в целом.
  • 2009 Л"Акуила Глобальный мировой экономический кризис 2008-2009 гг.
  • 2010 Хантсвилл
  • 2011 Довиль Гражданская война в Ливии. Проблемы энергетики и изменение климата, продовольственная безопасность и питание, преобразования в экономике Афганистана, перемены на Ближнем Востоке и в Северной Африке.
  • 2014 Брюссель Ситуация на Украине. Обсуждение расширения санкций против России.

Россия и «Большая семёрка». «Большая восьмёрка» (1997-2014)

С 1996 года, после встречи в Москве, Россия начала всё активнее принимать участие в работе объединения, а с 1997 года участвовала в его работе на равных с другими участниками объединения, ставшего после этого группой восьми («Большой восьмёркой»)..

Россия являлась страной-председателем «Большой восьмёрки» в течение 2006 года (председатель - Владимир Путин), тогда же в Санкт-Петербурге состоялся единственный на территории РФ саммит этой организации (встреча, которая прошла в Москве в 1996 году, не была признана саммитом). Заявленные приоритеты периода председательства России в «Большой восьмёрке» - энергетическая безопасность, образование, борьба с распространением инфекционных заболеваний и прочие актуальные темы (борьба с терроризмом, нераспространение оружия массового уничтожения, урегулирование региональных конфликтов, развитие мировой экономики и финансов, развитие международной торговли, сохранение окружающей среды).

На саммите 2012 года Российскую Федерацию представлял председатель правительства Дмитрий Медведев. Президент Владимир Путин отказался от участия во встрече, сославшись на необходимость продолжить формирование Правительства. Дмитрий Медведев объяснил своё появление на саммите необходимостью сохранения выбранного курса внешней политики. Такое решение вызвало критику в СМИ США.

По инициативе России с 2006 года проводятся молодёжные саммиты группы. Каждый год по инициативе Лиги международной молодёжной дипломатии на основе конкурсного отбора проводится формирование российской делегации.

С 1 января 2014 года Россия приняла председательство в «Большой восьмёрке». На 4-5 июня 2014 года планировался саммит лидеров G8 в Сочи. Однако 3 марта 2014 года в связи с Крымским кризисом лидеры всех стран, кроме России, заявили о приостановке участия в саммите. Также прозвучало предложение исключить Россию из «Большой восьмёрки».

18 марта 2014 года глава МИД Франции Лоран Фабиус заявил, что западные страны договорились приостановить участие России в «Большой семёрке».

20 марта 2014 года Ангела Меркель заявила: «Пока нет политических условий для такого важного формата, как G8, более нет самого G8 - ни саммита, ни формата как такового».

В апреле 2015 года министр иностранных дел ФРГ Франк-Вальтер Штайнмайер заявил, что «дорога лежит через реализацию минских соглашений, разрешение конфликта на Украине и выполнение Россией взятых ей на себя обязательств. По этому поводу разногласий нет. Это общая позиция „Большой семерки“».

12 мая 2015 года пресс-секретарь администрации президента США Джон Эрнест в ходе пресс-конференции заявил, что в связи с политикой России по украинскому кризису в настоящее время «трудно себе представить» возможность возрождения формата G8 с участием России.

  • Совет глав промышленных государств
  • Совет министров финансов
  • Совет министров иностранных дел
  • Совет министров образования
  • Совет генеральных прокуроров
  • Совет спикеров парламентов промышленных государств

См. также

  • Большая двадцатка
  • Оппозиция Севера и Юга
  • Встреча «Большой восьмёрки» в 2007 году
  • Исламская восьмёрка или «D-8»
  • Гражданская восьмёрка
  • Live 8
  • Шерпа (должность)
  • Юношеская Восьмёрка

Примечания

  1. Министры финансов и главы центробанков G7 встретятся в Риме. РИА Новости (13 февраля 2009). Проверено 13 августа 2010. Архивировано из первоисточника 25 августа 2011.
  2. Yahoo! Search - Web Search
  3. G8 Summit 2012 (англ.). Проверено 30 мая 2012. Архивировано из первоисточника 24 июня 2012.
  4. Телефонный разговор с Президентом США Бараком Обамой (рус.). Проверено 30 мая 2012. Архивировано из первоисточника 24 июня 2012.
  5. Дмитрий Медведев провёл пресс-конференцию для представителей российских СМИ по итогам встречи глав государств и правительств «Группы восьми» в Кэмп-Дэвиде (рус.). Проверено 31 мая 2012. Архивировано из первоисточника 24 июня 2012.
  6. На саммит G8 Путин посылает вместо себя Медведева (рус.). Проверено 31 мая 2012. Архивировано из первоисточника 24 июня 2012.
  7. Резоны Путина пропустить саммит G8 не убедили прессу США (рус.). Проверено 31 мая 2012. Архивировано из первоисточника 24 июня 2012.
  8. Председательство в G8 перешло к России - Интерфакс
  9. Все страны «Большой семёрки» заморозили подготовку к саммиту G8 в Сочи
  10. Russia G8 status at risk over "incredible act of aggression" in Crimea, says Kerry.
  11. Глава МИД Франции: западные страны договорились приостановить участие России в G8.
  12. Меркель не считает, что в нынешних условиях формат G8 имеет смысл.
  13. Глава МИД Германии надеется, что G7 опять станет G8. Русская служба Би-би-си (15.04.2015).
  14. Press Briefing by Press Secretary Josh Earnest, 5-12-2015 The White House

Ссылки

  • Официальный российский сайт «Большой восьмёрки»
  • Статистические сборники «Группа восьми» на сайте Росстата
  • G8 Information Centre - Toronto University, Canada
  • О «Группе восьми» на сайте НИУ ВШЭ
  • Большая восьмёрка. Статья в энциклопедии Кругосвет.
  • Что такое Большая Восьмёрка, и почему в нее входит Россия? («In The National Interest», США). Статья в ИноСМИ.

большая семёрка 4, большая семёрка машина, большая семёрка пик, большая семёрка червей

Большая семёрка Информацию О

Большая восьмерка (G8) или группы восьми является форумом для правительств восьми крупнейших национальных экономик мира как по номинальному ВВП, так и высшему индексу развития человеческого потенциала; в нее не включены Индия, находящаяся на 9-м месте по ВВП, Бразилия - на седьмом и Китай - на втором. Форум возник на саммите 1975 года, который проходил во Франции и собрал представителей шести правительств: Франции, ФРГ, Италии, Японии, Великобритании, а также США, что привело к появлению аббревиатуры «Большая шестерка» или G6. Саммит стал известен как «Большая семерка» или G7 в следующем году в связи с добавлением Канады.

«Большая семерка» (G7) состоит из 7 наиболее развитых и богатых стран на Земле и работа ее остается активной, несмотря на создание в 1998 году «Большой восьмерки» или G8. В 1998 году Россия была добавлена в группу наиболее развитых стран, которая затем стала известна как «Большая восьмерка» (G8). Европейский Союз представлен в G8, но не может принимать или председательствовать на саммитах.

Термин «Большая восьмерка» (G8) может относиться к государствам-членам в совокупности или к ежегодной встрече на высшем уровне глав правительств G8. Первый термин, G6, теперь часто применяется к шести самым густонаселенным странам в рамках Европейского Союза. Министры G8 также встречаются в течение года, например, министры финансов G7/ G8 встречаются четыре раза в год, также проводят встречи министры иностранных дел стран G8 или министры окружающей среды G8.

В совокупности страны G8 производят 50,1% мирового номинального ВВП (по данным на 2012 год) и 40,9% мирового ВВП (по ППС). Каждый календарный год, ответственность за организацию саммита G8 и председательство передается между государствами-членами в следующем порядке: Франция, США, Великобритания, Россия, Германия, Япония, Италия и Канада. Страна председатель определяет повестку дня, проводит саммит за текущий год, и определяет, какие министерские встречи состоятся. В последнее время, Франция и Великобритания выразили желание расширить группу и включить в нее пять развивающихся стран, о которых говорится как об Outreach Five (O5) или плюс пять: Бразилия (7-ая страна в мире по номинальному ВВП) , Китайская Народная Республика или Китай (2-ая страна в мире по ВВП), Индия (9-ая страна в мире по ВВП), Мексика и Южно-Африканская республика (ЮАР). Эти страны принимали участие в качестве гостей на предыдущих саммитах, которые иногда называют G8+5.

В связи с появлением «Большой двадцатки» G20, группы двадцати крупнейших экономик мира, в 2008 году на саммите в Вашингтоне лидеры стран G8 объявили, что на следующем их саммите 25 сентября 2009 года в Питтсбурге, группа G20 заменит G8 в качестве основного экономического совета богатых стран.

Одним из основных направлений деятельности в G8 в глобальном масштабе с 2009 года являются мировые поставки продовольствия. На саммите в Аквиле в 2009 году, члены «Большой восьмерки» пообещали внести свой вклад в размере $20 млрд. на продовольственную помощь бедным странам в течение трех лет. Правда, с тех пор было выделено только 22% из обещанных средств. На саммите 2012 года, президент США Барак Обама обратился к лидерам G8 принять политику, которая бы приватизировала глобальные инвестиции в производство и поставку продуктов питания.

История Большой восьмерки (G8)

Концепция форума для ведущих промышленно развитых мировых демократий появилась перед нефтяным кризисом 1973 года. В воскресенье 25 марта 1973 года министр финансов Джордж Шульц созвал неофициальное собрание министров финансов из Западной Германии (ФРГ Гельмут Шмидт), Франции Валери Жискар д`Эстен) и Великобритании (Энтони Barber) перед предстоящей встречей в Вашингтоне.

При запуске идеи бывшего президента Никсона, он отметил, что лучше проводить ее вне города, и предложил использовать Белый дом; встреча была впоследствии проведена в библиотеке на первом этаже. Приняв свое название от местности, эта оригинальная группа из четырех человек стала известна как «Группа Библиотеки». В середине 1973 года на заседаниях Всемирного банка и МВФ, Шульц предложил добавить Японию к первоначальным четырем нациям, и все согласились. Неформальное собрание старших финансовых должностных лиц из США, Великобритании, ФРГ, Японии и Франции стали известны как «Пятерка».

Год, последовавший за образованием «Пятерки» был одним из самых неспокойных после Второй мировой войны эпохи, и главы государств и правительств в десятке промышленно развитых стран потеряли свои посты из-за болезни или скандала. Два раза прошли выборы в Великобритании, сменилось три канцлера ФРГ, три президента Франции, три премьер-министра Японии и Италии, два Президента США и премьер-министр Канады Трюдо был вынужден пойти на досрочные выборы. Из членов «пятерки» все оказались в новичками для дальнейшей работы, за исключением премьер-министра Трюдо.

Когда начался 1975 год, Шмидт и Жискар были теперь главами государств в Западной Германии и Франции соответственно, и так как они оба говорили свободно на английском языке, то они, премьер-министр Великобритании Гарольд Вильсон и президент США Джеральд Форд могли собраться в неформальной отступления и обсудить результаты выборов. В конце весны 1975 года президент Жискар пригласил глав правительств Западной Германии, Италии, Японии, Великобритании и США на саммит в Шато-де-Рамбуйе; ежегодная встреча шести лидеров была организована под его председательством, и на ней сформировалась группа шести (G6). В следующем году, с Уилсоном, в качестве премьер-министра Великобритании, Шмидтом и Фордом, чувствовалось, что необходим носитель английского языка с большим опытом, поэтому был приглашен присоединиться к группе премьер-министр Канады Пьер Трюдо, и группа стала называться «Большой семеркой» (G7). Европейский Союз был представлен Президентом Европейской комиссии и лидером страны, которая держит председательство в Совете Европейского Союза. Президент Европейской комиссии принял участие во всех заседаниях, с тех пор как его впервые пригласила Великобритания в 1977 году и Председатель Совета в настоящее время также регулярно посещает заседания.

После 1994 года на саммите G7 в Неаполе, российские чиновники провели отдельные встречи с лидерами G7 после встреч на высшем уровне группы. Это неофициальная договоренность была названа «Политическая восьмерка» (P8) - или, в просторечии, G7 +1. По приглашению премьер-министра Великобритании Тони Блэра и президента США Билла Клинтона, Президент Борис Ельцин был приглашен сначала в качестве гостя и наблюдателя, а затем уже в качестве полноправного участника. Приглашение рассматривалась как способ поощрить Ельцина за его капиталистические реформы. Россия официально присоединилась к группе в 1998 году, в результате чего образовалась «Большая восьмерка», или G8.

Структура и деятельность Большой восьмерки (G8)

В соответствии с проектом, G8 намеренно не имеет административной структуры, как такие международные организации, как ООН или Всемирный банк. Группа не имеет постоянного секретариата, или офисов для своих членов.

Председательство в группе передается ежегодно среди стран-членов, при этом каждый новый председатель вступает в должность с 1 января. Председательствующая страна несет ответственность за планирование и проводит серию встреч на уровне министров, ведущих к саммиту в середине года с участием глав правительств. Президент Европейской комиссии участвует на равных правах во всех мероприятиях на высшем уровне.

На заседаниях министров собираются министры, ответственные за различные портфели, чтобы обсудить вопросы, представляющие взаимный интерес или обеспокоенность в глобальном масштабе. Круг обсуждаемых вопросов включает здравоохранение, работу правоохранительных органов, перспективы рынка труда, экономического и социального развития, энергетики, охрану окружающей среды, иностранные дела, юстицию и внутренние дела, терроризм и торговлю. Есть также отдельный набор встреч, известных как G8 +5, созданный на саммите в 2005 году в Глениглсе в Шотландии, в котором принимают участие министры финансов и министры энергетики из всех восьми стран-членов в дополнение к пяти странам, которые также известны как пятерка - Бразилия, Китайская Народная Республика, Индия, Мексика и Южная Африка.

В июне 2005 года министры юстиции и внутренних дел стран G8 договорились создать международную базу данных на педофилов. Чиновники G8 также согласились объединить базы данных о терроризме, с учетом ограничений по конфиденциальности и законов о безопасности в отдельных странах.

Характеристика стран G8 (по состоянию на 2014 год)

Страны Население, млн. человек Размер реального ВВП, млрд. долларов США Размер ВВП на душу населения, тыс. долларов США Инфля- ция, % Уровень безрабо- тицы, % Торговый баланс, млрд. долларов США
Велико- британия 63.7 2848.0 44.7 1.5 6.2 -199.6
Германия 81.0 3820.0 47.2 0.8 5.0 304.0

Глобальная энергетика и Большая восьмерка (G8)

В Хайлигендамме в 2007 году, G8 признали предложение от ЕС в качестве всемирной инициативы по эффективному использованию энергии. Они договорились изучить, вместе с Международным энергетическим агентством, наиболее эффективные средства для повышения энергоэффективности на международном уровне. Год спустя, 8 июня 2008 года в Аомори (Япония) на встрече министров энергетики, организованной председательствующей тогда Японией, страны G8, наряду с Китаем, Индией, Южной Кореей и Европейским сообществом создали Международное партнерство для сотрудничества в области энергоэффективности.

Министры финансов G8, в рамках подготовки к 34-й встречи глав G8 государств и правительств в Тояко, Хоккайдо, встретились 13 и 14 июня 2008 года в Осаке, Япония. Они согласовали «План действий G8 в связи с изменением климата по расширению участия частных и публичных финансовых институтов». В заключение, министры поддержали образование нового Климатического инвестиционного фонда (CIFS) Всемирного банка, который поможет существующим усилиям, пока новая структура Рамочная конвенция ООН об изменении климата (РКИК) не будет полностью реализована после 2012 года.